Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Коммунизм и государство * Монтажник управления «Стальконструкция» Иван Дыбов * трудится в бригаде Бориса Реполовскопо, которая монтирует : * газопровод. Хорошо работает Иван, с каждым днем он со- . 5 вершенствует свое мастерство, перевыполняя сменные зада- | « ния. ^ | На снимке: И. Дыбов. ^ » ♦♦♦♦♦♦♦* ©♦©♦♦♦«>♦©♦*♦♦♦♦♦©♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦»♦♦©♦♦♦♦♦V©♦♦ ♦♦♦♦И ♦♦♦ Не в своих санях Вопрос о развитии социалис тического государства, о его судьбах при коммунизме — один из важнейших в новой Про грамме КПСС. Марксизм-ленинизм впервые раскрыл истинные причины воз никновения государства, его природу и назначение. Государ ство появилось с разделением общества на классы и при лю бом эксплуататорском строе служило и служит орудием гос подства одного класса над дру гим, аппаратом принуждения и насилия над эксплуатируемыми массами. Таким оно было при рабовладельческом строе, при феодализме, таким оно остается и при капитализме. Только с победой рабочего класса, с установлением его по литической власти характер государства коренным образом изменяется. Оно становится орудием господства трудящего ся большинства, орудием подав ления эксплуататоров. Уже в условиях первой фазы комму низма — социализма эксплуата торские классы ликвидируются, а при достижении его второй, высшей фазы общество будет бесклассовым. Что же происхо дит с государством в процессе строительства социализма и ком мунизма, во что оно превратится в будущем? I д и к т а т у р а ПРОЛЕТАРИАТА Основойолсжни ки нау чного коммунизма Карл Маркс и Фрид рих Энгельс показали, что для свержения капитализма и по строения коммунизма рабочий класс должен совершить револю цию, взять власть в свои руки, сломать буржуазную государст венную машину и на ее месте создать свое, новое государство — государство диктатуры проле тариата. Без этого освободить трудящихся от капиталистичесио го гнета нельзя. Маркс и Энгельс разоблачали реформистов, которые утвержда ли, что к социализму можно пе рейти путем реформ, без револю ции и коренного преобразования капиталистического общества, а также и анархистов, отрицавших необходимость любого государ ства. Рабочему классу, учили Маркс и Энгельс, необходимо государство, организующее его силы. Без этого невозможен пе реход к социализму. В новых исторических условиях В. И. Ленин отстоял и развил дальше' марксистское учение о диктатуре пролетариата. В. И. Ленин под черкивал, что «марксист лишь тот, кто распространяет призна ние борьбы классов до признания диктатуры пролетариата» (Соч., т. 25, стр. 384). Исторический опыт полностью подтвердил правоту маркоизма- лениниэма. Если в нашей стране построен социализм и начато развернутое строительство ком мунистического общества, если в странах народной демократии также успешно созидает новая жизнь, то это стало возможным благодаря установлению дикта туры пролетариата. Диктатура пролетариата — историческая необходимость. Она нужна прежде всего для подавления сопротивления сверг нутых классов, их попыток вос становить капитализм, для защи ты завоеваний социалистической революции. Другой, не менее важной задачей диктатуры проле тариата является руководство со стороны рабочего класса всеми остальными трудовыми слоями общества в строительстве новой жизни. В. И. Ленин учил, что цель пролетарской диктатуры — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сде лать всех членов общества тру дящимися, уничтожить почву всякой эксплуатации человеку человеком. Если эксплуататорское государ ство было диктатурой ничтожно го меньшинства над большинст вом, орудием власти кучки экс плуататоров над широкими мас сами трудящихся с целью их угнетения, то социалистическое 9 „С т р о ит е л ь " 3 7 в ю м 1 9 6 2 г . государство явилось диктатурой подавляющего большинства над меньшинством, диктатурой по от ношению к свергнутым эксплуа таторам и подлинной демократи ей для трудящихся. «С момента своего зарождения, — отмечается в докладе товарища Н. С. Хру щева о Программе КПСС, — диктатура пролетариата носит в себе черты всеобщей социалис тической демократии». Пролетар ская власть выражает и защища ет интересы подавляющего боль шинства общества. Диктатура пролетариата — это власть рабочего класса, задача которой состоит в создании пред посылок для перехода к общест ву без государства. Рабочий класс — единственный в истории класс, который не ставит целью увековечить свое господство. Вот В помощь агитатору почему существование диктатуры пролетариата ограничивается, как писал Ленин, «периодом перехо да от капитализма к социализ му». В результате развития социа листического государства дикта тура пролетариата претерпела изменения. Сейчас наше общест во составляют два дружествен ных класса — рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. И хотя классовые различия между рабо чими и крестьянами еще сохра няются, они не носят антагони стического характера и постепен но стираются, так же, как и различия между людьми физиче ского и умственного труда. Ис чезла возможность одной группы людей эксплуатировать другую. Все трудящиеся у нас равно правны. Рабочий класс, сохра няя свою главную роль в об ществе как наиболее передовой, сознательный и организованный класс, уже не нуждается в дик татуре, чтобы руководить осталь ными трудящимися. Таким образом, диктатура про летариата выполнила свою исто рическую миссию и с точки зре ния задач внутреннего развития перестала быть необходимой. «Государство, которое возникло как государство диктатуры про летариата, — заключает Про грамма КПСС, — превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в ор ган выражения интересов и во ли всего народа». ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО Возникает вопрос: если дикта тура пролетариата свои задачи внутри страны выполнила, то не должно ли отмереть и само госу дарство? Нет. В Программе К'П'ОС подчеркивается, что дик татура рабочего класса переста ет быть необходимой раньше, чем государство отмирает. Государ ство как общенародная органи зация сохранится до полной победы коммунизма. Это обус ловлено рядом причин. Во-пер вых, без государства наш народ еще не может решить стоящие перед ним задачи: управлять хо зяйственным и культурным стро ительством, организовать созда ние материально-технической ба зы коммунизма, обеспечить пре образование социалистических общественных отношений в ком мунистические. Важными функ циями государства являются также:- воспитание народных масс в духе сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, добровольного соблюдения норм коммунистической морали и правил общежития, контроль за мерой труда и мерой пот ребления, охрана прав и свобод советских граждан, социал^ти- ческого правопорядка и социали стической собственности. Для их выполнения требуется власть, которая в необходимых случаях может прибегать и к принужде нию. Во-вторых, Советское государ ство призвано надежно обеспе чить оборону и безопасность на шей страны и вместе с другими социалистическими государства ми — защиту всего социалиста ческого лагеря. Советское госу дарство ведет настойчивую и последовательную борьбу за мир во всем мире. Выполняя свой интернацио нальный долг, Советское госу дарство развивает всестороннее дружественное сотрудничество с социалистическими странами. В своих отношениях с другими государствами оно проводит ак тивную политику мирного сосу ществования, добивается разряд ки международной напряженно сти, всеобщего и полного разору жения. Отмирание государства при переходе к коммунизму — посте пенный и длительный прсцес-с Он завершится лишь тогда, когда общество созреет для самоуправ ления и внутренние функции го сударства в результате развития и преобразования утратят поли тический характер. Государство отомрет только после построения развитого коммунистического общества и при условии победы и упрочения социализма во всем мире. Однако не следует думать, что с исчезновением государства в обществе воцарится хаос и анар хия. При коммунизме сохранят ся общественные функции, ана логичные нынешним государст венным функциям управления хо зяйством и культурой, люди, бу дучи выоокссознательными, ста нут добровольно, в оилу привыч ки соблюдать нормы коммунисти ческой морали и правила обще жития. В нашей жизни уже появляют ся зримые черты коммунизма, происходит процесс дальнейшего развития социалистического де мократизма и постепенного пере растания социалистической госу дарственности в коммунистиче ское общественное самоуправле ние. Возрастают полномочия Со ветов, увеличивается круг вопро сов, решение которых относится к компетенции Советов и их к о миссий, активизируется деятель ность этих комиссий. Принимает все больший размах самодеятельность масс. Широкое распространение получили народ ные дружины по охране общест венного порядка, товарищеские суды, домовые комитеты, народ ные университеты, народные те атры. На предприятиях действу ют постоянные производственные совещания, создаются конструк торские бюро на общественных началах. Расширилась колхозная демократия. Ярким показателем привлечения все более широких масс "Трудящихся к управлению делами общества, к решению больших государственных вопро сов являются проводимые в по следние годы всенародные об суждения важнейших законопро ектов, всесоюзные, республикан ские и кустовые совещания спе циалистов и передовиков различ ных отраслей народного хозяй ства, культуры и науки и т. д. «Всестороннее развертывание и совершенствование социали стической демократии, актив ное участие всех граждан в уп равлении государством, в руко водстве хозяйственным и куль турным строительством, улучше ние работы государственною аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью — таково главное направление развития социалистической го сударственности в период строи тельства коммунизма», — гово рится в Программе КПСС. В победоносном шествии совет ского народа к коммунизму ве лика роль Коммунистической партии. Она проявляет неустан ную заботу о повышении благо состояния трудящихся, о наи более полном удовлетворении его материальных и духовных потребностей. «Партия, — гово рится в Программе КПСС, — существует для народа, в слу жении ему видит смысл своей деятельности». Она мобилизует и направляет все усилия и творче скую энергию масс на успешное претворение в жизнь планов строительства коммунизма. В. ФОКИН. Недавно в редакцию пришел завхоз пионерсного лагеря на шего треста т. Ростовцев. По жилой человек, прошедший суро вою школу жизни, он не мог без слез говорить о грубости в обращении с ним со стороны за местителя председателя пост- ройкома треста т. Ионкиной, — Вы понимаете, — поведал нам т. Ростовцев, — она гово рит, что я никуда не гожусь, что я не имею права и не могу рабо тать в пионерском лагере. Каж дое слово, сказанное т. Нонниной в мой адрес, — оскорбление. Не ужели я заслуживаю этого? Слушая т. Ростовцева, удив ляешься, откуда у коммуниста т. Нонниной, профсоюзного вожа ка масс, такое пренебрежитель ное отношение к людям? Нто дал ей право попирать священ ные нормы нашей коммунисти ческой морали, нашего нодекса, где прямо сказано: «Человекуче- ловену—друг, товарищ и брат». Когда редакция начала гото вить материал о неправильном отношении заместителя предсе дателя постройкома к членам профсоюза, к нам поступило еще одно письмо. Автор его — заве дующая библиотекой Дома нуль- туры строителей т. Потменская. Хочется привести выдержку из этого волнующего письма: «Я по дала заявление в постройком треста с просьбой выделить мне квартиру, — пишет т. Потмен ская. — Семейные условия у меня — тяжелые, Я несколько раз заходила к т. Ионкиной уз нать, какие меры приняты по моему заявлению. И каждый раз ничего вразумительного от нее я выслушать не могла. Недавно мы пришли к т. Ионкиной вместе с профгрупоргом т. Парышевой. В кабинете было пять или шесть человек. И вот что заявила мне т. Ионкина: «Нам нужны и до роги руководители кружнов са модеятельности, а библиотекаря мы хоть завтра найдем. Можете идти, куда хотите». Вот, оказывается, какие стиль и методы работы профсоюзного руководителя, которому многоты сячный коллектив строителей доверил высоную и почетную обязанность. Тов. Ионнина почув ствовала себя чуть ли не верши телем человеческих судеб, а поэтому решила, что может ос корблять и обижать людей. Стоит вспомнить, сколько молодых ма терей не раз и не два планало от заместителя председателя постройкома. Она отназывала их детям в праве быть в садах и яслях, хотя в то же время по ее запискам незаконно распреде лялись места в детских учреж дениях. Окриками, грубостью в обращении с молодыми женщи нами она гасила у них радость материнства. Профсоюзный вожак — это прежде всего верный и стойкий слуга народа. Он должен быть чутким и отзывчивым. Он должен быть политическим воспитателем масс. Думы и чаяния людей, их заботы, их радость должны нахо дить у него каждодневный от звук. А тем, нто руководит окри ками и угрозами, кто становится на путь администрирования, тем народ заявляет: «Не в своих са нях!» Сейчас во многих отделах тре ста говорят так: «Ионкина под бирает себе другую руководящую должность. Не дай бог, если она будет работать в нашем отделе». И правильно. Пусть не найдется в тресте больше таких саней, на ходясь в которых, она смогла бы снова оскорблять и унижать лю дей. В. КОЛОСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz