Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Коммунизм и государство * Монтажник управления «Стальконструкция» Иван Дыбов * трудится в бригаде Бориса Реполовскопо, которая монтирует : * газопровод. Хорошо работает Иван, с каждым днем он со- . 5 вершенствует свое мастерство, перевыполняя сменные зада- | « ния. ^ | На снимке: И. Дыбов. ^ » ♦♦♦♦♦♦♦* ©♦©♦♦♦«>♦©♦*♦♦♦♦♦©♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦»♦♦©♦♦♦♦♦V©♦♦ ♦♦♦♦И ♦♦♦ Не в своих санях Вопрос о развитии социалис­ тического государства, о его судьбах при коммунизме — один из важнейших в новой Про­ грамме КПСС. Марксизм-ленинизм впервые раскрыл истинные причины воз­ никновения государства, его природу и назначение. Государ­ ство появилось с разделением общества на классы и при лю­ бом эксплуататорском строе служило и служит орудием гос­ подства одного класса над дру­ гим, аппаратом принуждения и насилия над эксплуатируемыми массами. Таким оно было при рабовладельческом строе, при феодализме, таким оно остается и при капитализме. Только с победой рабочего класса, с установлением его по­ литической власти характер государства коренным образом изменяется. Оно становится орудием господства трудящего­ ся большинства, орудием подав­ ления эксплуататоров. Уже в условиях первой фазы комму­ низма — социализма эксплуата­ торские классы ликвидируются, а при достижении его второй, высшей фазы общество будет бесклассовым. Что же происхо­ дит с государством в процессе строительства социализма и ком­ мунизма, во что оно превратится в будущем? I д и к т а т у р а ПРОЛЕТАРИАТА Основойолсжни ки нау чного коммунизма Карл Маркс и Фрид­ рих Энгельс показали, что для свержения капитализма и по­ строения коммунизма рабочий класс должен совершить револю­ цию, взять власть в свои руки, сломать буржуазную государст­ венную машину и на ее месте создать свое, новое государство — государство диктатуры проле­ тариата. Без этого освободить трудящихся от капиталистичесио го гнета нельзя. Маркс и Энгельс разоблачали реформистов, которые утвержда­ ли, что к социализму можно пе рейти путем реформ, без револю­ ции и коренного преобразования капиталистического общества, а также и анархистов, отрицавших необходимость любого государ­ ства. Рабочему классу, учили Маркс и Энгельс, необходимо государство, организующее его силы. Без этого невозможен пе­ реход к социализму. В новых исторических условиях В. И. Ленин отстоял и развил дальше' марксистское учение о диктатуре пролетариата. В. И. Ленин под­ черкивал, что «марксист лишь тот, кто распространяет призна­ ние борьбы классов до признания диктатуры пролетариата» (Соч., т. 25, стр. 384). Исторический опыт полностью подтвердил правоту маркоизма- лениниэма. Если в нашей стране построен социализм и начато развернутое строительство ком­ мунистического общества, если в странах народной демократии также успешно созидает новая жизнь, то это стало возможным благодаря установлению дикта­ туры пролетариата. Диктатура пролетариата — историческая необходимость. Она нужна прежде всего для подавления сопротивления сверг­ нутых классов, их попыток вос­ становить капитализм, для защи­ ты завоеваний социалистической революции. Другой, не менее важной задачей диктатуры проле­ тариата является руководство со стороны рабочего класса всеми остальными трудовыми слоями общества в строительстве новой жизни. В. И. Ленин учил, что цель пролетарской диктатуры — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сде­ лать всех членов общества тру­ дящимися, уничтожить почву всякой эксплуатации человеку человеком. Если эксплуататорское государ­ ство было диктатурой ничтожно­ го меньшинства над большинст­ вом, орудием власти кучки экс­ плуататоров над широкими мас­ сами трудящихся с целью их угнетения, то социалистическое 9 „С т р о ит е л ь " 3 7 в ю м 1 9 6 2 г . государство явилось диктатурой подавляющего большинства над меньшинством, диктатурой по от­ ношению к свергнутым эксплуа­ таторам и подлинной демократи­ ей для трудящихся. «С момента своего зарождения, — отмечается в докладе товарища Н. С. Хру­ щева о Программе КПСС, — диктатура пролетариата носит в себе черты всеобщей социалис­ тической демократии». Пролетар­ ская власть выражает и защища­ ет интересы подавляющего боль­ шинства общества. Диктатура пролетариата — это власть рабочего класса, задача которой состоит в создании пред­ посылок для перехода к общест­ ву без государства. Рабочий класс — единственный в истории класс, который не ставит целью увековечить свое господство. Вот В помощь агитатору почему существование диктатуры пролетариата ограничивается, как писал Ленин, «периодом перехо­ да от капитализма к социализ­ му». В результате развития социа­ листического государства дикта­ тура пролетариата претерпела изменения. Сейчас наше общест­ во составляют два дружествен­ ных класса — рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. И хотя классовые различия между рабо­ чими и крестьянами еще сохра­ няются, они не носят антагони­ стического характера и постепен­ но стираются, так же, как и различия между людьми физиче­ ского и умственного труда. Ис­ чезла возможность одной группы людей эксплуатировать другую. Все трудящиеся у нас равно­ правны. Рабочий класс, сохра­ няя свою главную роль в об­ ществе как наиболее передовой, сознательный и организованный класс, уже не нуждается в дик­ татуре, чтобы руководить осталь­ ными трудящимися. Таким образом, диктатура про­ летариата выполнила свою исто­ рическую миссию и с точки зре­ ния задач внутреннего развития перестала быть необходимой. «Государство, которое возникло как государство диктатуры про­ летариата, — заключает Про­ грамма КПСС, — превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в ор­ ган выражения интересов и во­ ли всего народа». ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО Возникает вопрос: если дикта­ тура пролетариата свои задачи внутри страны выполнила, то не должно ли отмереть и само госу­ дарство? Нет. В Программе К'П'ОС подчеркивается, что дик­ татура рабочего класса переста­ ет быть необходимой раньше, чем государство отмирает. Государ­ ство как общенародная органи­ зация сохранится до полной победы коммунизма. Это обус­ ловлено рядом причин. Во-пер­ вых, без государства наш народ еще не может решить стоящие перед ним задачи: управлять хо­ зяйственным и культурным стро­ ительством, организовать созда­ ние материально-технической ба­ зы коммунизма, обеспечить пре­ образование социалистических общественных отношений в ком­ мунистические. Важными функ­ циями государства являются также:- воспитание народных масс в духе сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, добровольного соблюдения норм коммунистической морали и правил общежития, контроль за мерой труда и мерой пот­ ребления, охрана прав и свобод советских граждан, социал^ти- ческого правопорядка и социали­ стической собственности. Для их выполнения требуется власть, которая в необходимых случаях может прибегать и к принужде­ нию. Во-вторых, Советское государ­ ство призвано надежно обеспе­ чить оборону и безопасность на­ шей страны и вместе с другими социалистическими государства ми — защиту всего социалиста ческого лагеря. Советское госу­ дарство ведет настойчивую и последовательную борьбу за мир во всем мире. Выполняя свой интернацио­ нальный долг, Советское госу­ дарство развивает всестороннее дружественное сотрудничество с социалистическими странами. В своих отношениях с другими государствами оно проводит ак тивную политику мирного сосу­ ществования, добивается разряд­ ки международной напряженно­ сти, всеобщего и полного разору­ жения. Отмирание государства при переходе к коммунизму — посте­ пенный и длительный прсцес-с Он завершится лишь тогда, когда общество созреет для самоуправ­ ления и внутренние функции го­ сударства в результате развития и преобразования утратят поли­ тический характер. Государство отомрет только после построения развитого коммунистического общества и при условии победы и упрочения социализма во всем мире. Однако не следует думать, что с исчезновением государства в обществе воцарится хаос и анар­ хия. При коммунизме сохранят­ ся общественные функции, ана­ логичные нынешним государст­ венным функциям управления хо­ зяйством и культурой, люди, бу­ дучи выоокссознательными, ста­ нут добровольно, в оилу привыч­ ки соблюдать нормы коммунисти­ ческой морали и правила обще­ жития. В нашей жизни уже появляют­ ся зримые черты коммунизма, происходит процесс дальнейшего развития социалистического де­ мократизма и постепенного пере растания социалистической госу­ дарственности в коммунистиче­ ское общественное самоуправле­ ние. Возрастают полномочия Со­ ветов, увеличивается круг вопро­ сов, решение которых относится к компетенции Советов и их к о ­ миссий, активизируется деятель­ ность этих комиссий. Принимает все больший размах самодеятельность масс. Широкое распространение получили народ­ ные дружины по охране общест­ венного порядка, товарищеские суды, домовые комитеты, народ­ ные университеты, народные те­ атры. На предприятиях действу­ ют постоянные производственные совещания, создаются конструк­ торские бюро на общественных началах. Расширилась колхозная демократия. Ярким показателем привлечения все более широких масс "Трудящихся к управлению делами общества, к решению больших государственных вопро­ сов являются проводимые в по­ следние годы всенародные об­ суждения важнейших законопро­ ектов, всесоюзные, республикан­ ские и кустовые совещания спе­ циалистов и передовиков различ­ ных отраслей народного хозяй­ ства, культуры и науки и т. д. «Всестороннее развертывание и совершенствование социали­ стической демократии, актив­ ное участие всех граждан в уп­ равлении государством, в руко­ водстве хозяйственным и куль­ турным строительством, улучше­ ние работы государственною аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью — таково главное направление развития социалистической го­ сударственности в период строи­ тельства коммунизма», — гово­ рится в Программе КПСС. В победоносном шествии совет­ ского народа к коммунизму ве­ лика роль Коммунистической партии. Она проявляет неустан­ ную заботу о повышении благо­ состояния трудящихся, о наи­ более полном удовлетворении его материальных и духовных потребностей. «Партия, — гово­ рится в Программе КПСС, — существует для народа, в слу­ жении ему видит смысл своей деятельности». Она мобилизует и направляет все усилия и творче­ скую энергию масс на успешное претворение в жизнь планов строительства коммунизма. В. ФОКИН. Недавно в редакцию пришел завхоз пионерсного лагеря на­ шего треста т. Ростовцев. По­ жилой человек, прошедший суро­ вою школу жизни, он не мог без слез говорить о грубости в обращении с ним со стороны за­ местителя председателя пост- ройкома треста т. Ионкиной, — Вы понимаете, — поведал нам т. Ростовцев, — она гово­ рит, что я никуда не гожусь, что я не имею права и не могу рабо­ тать в пионерском лагере. Каж­ дое слово, сказанное т. Нонниной в мой адрес, — оскорбление. Не­ ужели я заслуживаю этого? Слушая т. Ростовцева, удив­ ляешься, откуда у коммуниста т. Нонниной, профсоюзного вожа­ ка масс, такое пренебрежитель­ ное отношение к людям? Нто дал ей право попирать священ­ ные нормы нашей коммунисти­ ческой морали, нашего нодекса, где прямо сказано: «Человекуче- ловену—друг, товарищ и брат». Когда редакция начала гото­ вить материал о неправильном отношении заместителя предсе­ дателя постройкома к членам профсоюза, к нам поступило еще одно письмо. Автор его — заве­ дующая библиотекой Дома нуль- туры строителей т. Потменская. Хочется привести выдержку из этого волнующего письма: «Я по­ дала заявление в постройком треста с просьбой выделить мне квартиру, — пишет т. Потмен­ ская. — Семейные условия у меня — тяжелые, Я несколько раз заходила к т. Ионкиной уз­ нать, какие меры приняты по моему заявлению. И каждый раз ничего вразумительного от нее я выслушать не могла. Недавно мы пришли к т. Ионкиной вместе с профгрупоргом т. Парышевой. В кабинете было пять или шесть человек. И вот что заявила мне т. Ионкина: «Нам нужны и до­ роги руководители кружнов са­ модеятельности, а библиотекаря мы хоть завтра найдем. Можете идти, куда хотите». Вот, оказывается, какие стиль и методы работы профсоюзного руководителя, которому многоты­ сячный коллектив строителей доверил высоную и почетную обязанность. Тов. Ионнина почув­ ствовала себя чуть ли не верши­ телем человеческих судеб, а поэтому решила, что может ос­ корблять и обижать людей. Стоит вспомнить, сколько молодых ма­ терей не раз и не два планало от заместителя председателя постройкома. Она отназывала их детям в праве быть в садах и яслях, хотя в то же время по ее запискам незаконно распреде­ лялись места в детских учреж­ дениях. Окриками, грубостью в обращении с молодыми женщи­ нами она гасила у них радость материнства. Профсоюзный вожак — это прежде всего верный и стойкий слуга народа. Он должен быть чутким и отзывчивым. Он должен быть политическим воспитателем масс. Думы и чаяния людей, их заботы, их радость должны нахо­ дить у него каждодневный от­ звук. А тем, нто руководит окри­ ками и угрозами, кто становится на путь администрирования, тем народ заявляет: «Не в своих са­ нях!» Сейчас во многих отделах тре­ ста говорят так: «Ионкина под­ бирает себе другую руководящую должность. Не дай бог, если она будет работать в нашем отделе». И правильно. Пусть не найдется в тресте больше таких саней, на­ ходясь в которых, она смогла бы снова оскорблять и унижать лю­ дей. В. КОЛОСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz