Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Как слушать симфонию Единого «рецепта», как слушать музыку, ( нет. У каждого музы- | кального произведения— свое содержание, свои ■средства музыкального |выражения. Чтобы по нять симфоническое про изведение, надо про слушать его не раз и не два, вникая в замысел автора, в музыкальный язык произведения. В качестве, примера расскажем об Одиннад цатой симфонии «1905 год» Дмитрия Шостако вича. Это произведение, насыщенное песенными мелодиями, имеющее четкий сюжет, наиболее доступно для слушате лей, не имеющих специ альной подготовки. В то же время эта симфония дает возможность пока зать, как композитор выражает свои мысли и чувства, какими средст вами он пользуется, рас крывая содержание те мы. Симфония отражает одно из самых драмати ческих событий револю ции 1905 года — крова вое воскресенье 9 янва ря; именно этот страш ный эпизод русской ис тории является ее сю жетом. Но музыка здесь не только повествует. Каждый образ при всей своей конкретной выразительности на делен небывалой широтой; каж дая картина, запечатленная ру кой замечательного художника- реалиста, таит в себе огромную силу авторской мысли. Вот поче му такой мощью дышат страницы этой партитуры, проникнутой па фосом великой человечности. Любовь к людям, гневный про тест против угнетения, порабоще ния человека, порыв к борьбе, утверждение непобедимости и мо гучей силы народа—таков смысл, внутреннее содержание Одиннад цатой симфонии. Герой этого произведения — народ, страдаю щий, но не сломленный, протесту ющий и сражающийся. Среди симфонии Шостаковича Одиннадцатая—одна из немно гих, где воплощен определенный, конкретный сюжет: события кро вавого воскресенья, всколыхнув шие народ на великую битву. Че тыре части симфонии — «Двор цовая площадь», «9-е января», «Вечная память» и «Набат» — последовательно раскрывают сю жет, подобно тому, как развер тывают сюжет главы романа или повести. Картину мертвенной, скованной ледяной стужей Дворцовой пло щади рисует первая часть. Перед слушателем возникает страшный образ — символ насилия и угне тения, холодный «казенный» го род, равнодушный свидетель тра гедий и гибели простого челове ка. Но именно в недрах этого каземата зреют «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Именно здесь вспыхнет пламя народных революций. Таким и смотрит на нас город со стра ниц многих замечательных про изведений русского искусства. В этой части, как и в других частях Одиннадцатой, как живой голос народа и язык его сердца, звучат русские революционные песни, рождая точные, конкрет ные ассоциации. После короткого вступления (звуковой пейзаж — картина хо лодного, «мертвого» города) дуэт двух флейт исполняет напев из вестной песни «Слушай». Слова песни, разумеется, не звучат в симфонии. Но напев ее, отлично известный нескольким поколениям русских людей, рису ет настолько отчетливые картины, что любому, даже не очень под готовленному слушателю понятен замысел автора. Революционные песни, которые мы слышим в Одиннадцатой симфонии, для людей, с трудом воспринимающих симфоническую музыку, должны послужить своего рода путевод ной нитью; они помогут полнее и по возможности точно воспринять сюжет и содержание Одиннадца той. В первой части звучит еще од на тюремная песня — «Арестант». Ее глубоко трагично поют виолон чели и контрабасы. Эти две пес ни складываются в сознании слу шателя в образ Дворцовой пло щади — символ неволи и угне тения. Основное драматическое собы тие, действие, развертывается во второй части — «9-е января». Музыка ее необычайно динамич на, действенна и по характеру отличается от музыки первой ча сти. Если в первой части была да на несколько отрешенная, сим волическая картина, то здесь все в движении, действии, борьбе. Жалоба народа и жестокая рас права над беззащитными людь ми — таков сюжет этой части. Если воспользоваться сравнением из области живописи, то можно сказать, что вторая часть — яр кое батальное полотно, написан ное крупными, смелыми мазками. Тут тоже слышны мелодии рево люционных песен; в середине ча сти ненадолго возникает одна из интонаций боевой песни «Смело, товарищи, в ногу!». А в конце части, завершая страшную картину народного бед ствия, вновь возникает мелодия песни «Слушай». Теперь она зву чит особенно скорбно и трагиче ски. Надгробное слово, траурный марш, песнь о погибших — тако во содержание третьей части — «Вечная память». Вслушиваясь в мерное течение музыки, мы раз личаем мелодию песни «Вы жерт вою пали»; но образ народной скорби просветляется'* к концу части, движение ширится, креп нет, мощно нарастает. И хотя третья часть завершается печаль ным эпизодом, звучащим приглу шенно, характер музыки уже из менился, и слушатель готов пе реключиться в сферу новых об разов — борьбы и гнева. Насту пает последнее действие драмы — «Набат». Как боевой призыв звучит в начале песня «Беенуйтесь, тира ны». Мощное поступательное дви жение рождает все новые и но вые образы. И по внутреннему характеру музыки четвертая часть приносит нечто новое: здесь все устремлено вперед, к будущему, все подчинено могучему народно му движению, его неодолимой си ле. Мощный ураган народной борь бы сметет зло, насилие, угнете ние—таков художественный итог симфонии, с потрясающей силой выраженный в «Набате». Одиннадцатая симфония Д. Шо стаковича, хотя и посвящена со бытиям прошлого, глубоко вол нует современника. Замечатель ный советский художник вновь выступил здесь против зла и уг нетения, призвал к добру и чело вечности. И если слушатель не остался равнодушным, почувство вал это, — ему раскрылся замы сел композитора. Научиться слу шать музыку — это значит по нять мысли автора, в музыкаль ных образах распознавать кипе ние жизни. Ведь, как и всякое другое искусство, музыка расска зывает о реальном мире людей, их чувствах и думах. Е. МНАЦАКАНОВА. 1 : г ♦ ♦ * : I ♦♦ ♦; ♦ : 1 : : * ♦: ♦ : : : : : ♦ ♦ : : ♦♦ : ♦ ♦ : : : ♦ ♦ ) : г : : : : Занимательные факты „Глиняная" ■Письменность древней Ме сопотамии (теперь эта страна называется Ираком) состояла из клинообразных знаков, на несенных на глиняные череп ки. Так, например, при расче тах в лавке писцы брали две свежеизготовленные, еще мяг кие глиняные дощечки, выца рапывали на них тростнико вой палочкой наименование и цену товаров, отдавали ко пию покупателю, а оригинал остаоляли себе. Затем обе таблички обжигали в печи, где они затвердевали так ос- библиотека новательно, что и теперь, спустя три тысячелетия, мы можем прочесть все, что на них было написано. А ведь археологи во время раскопок находили целые книгохранили ща состоящие из таких таб личек. Одна только библио тека великого царя Ашшурба- нипала, правившего 2(7 столе тий назад, насчитывала трид цать тысяч томов, вернее, тридцать тысяч глиняных табличек! В этой библиотеке была представлена вся наука, все знания того времени. Вода из... воздушного колодца В 1888 году в окрестностях Феодосии была обнаружена необычная сеть водопровод ных труб, проложенная много веков назад, чтобы -подавать воду в 114 фонтанов. Когда принялись искать начало во допровода, то установили любопытный факт: трубы бра ли начало... в пирамидах, сло- 1» ♦♦♦♦♦>И ♦♦,, М»*И ♦♦♦♦И *» • женных в самых ветреных ме стах из глыб известняка и щебенки. ПрохоДя сквозь эти конденсационные установ.ки, ветер оставлял на камнях мил лиарды капелек воды. Ученые подсчитали, что из них обра зовывалось 700 тысяч литров воды в сутки. и ♦♦, , ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦и н »« „ 1 1 ♦ : з : : * з * X X X X X X X X X X X X X X : : : : : : з : х х х X Ж е л а е м у с п е х а ! (На днях в Воронеже закон чится 1 кща 1 лифи 1 каци 0 !н 1 ный тур нир на звание мастера спорта по шахматам. В этом .турнире участвует работник управления хЦентроэнергомонтаж» т. Леони дов. После девяти туров он име ет шесть очков и является ли дером острых спортивных сорев нований. Чтобы завоевать зва ние мастера спорта, т. Леонидо ву надо набрать еще 1,5 очка из пяти. м. котов. Готовится 'К открытию спор тивный оздоровительный лагерь для рабочих нашего треста. На берету реки Матыры поставлены палатки. В лагере будут проводиться ■спортивные 'соревнования, миры. В эти дни в ДСП треста от кол лективов строительных управле ний поступают заявки на посе щение оздоровительного лагеря. СДЕЛАНО В СССР - СДЕЛАНО ОТЛИЧНО! Под таким девизом трудятся рабочие даугавпилсского за вода «Электроинструмент» Латвийской СЮР. Изделия этого предприятия экспортируются в 38 зарубежных стран. На снимке: мастер передового участка Биман Борисов и бригадир Петр Скоморохов проверяют электропилу «И-29» перед отправкой в Венгрию. - (Фотохроника ТАСС). В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Свободное время? Каждый ис пользует его по-своему. Одни часами режутся в домино, другие томятся от безделья, третьи... 'Музыкант Фридрих Гершель в часы так называемого свободного времени увлекался астрономией. С помощью самодельного телес копа он открыл планету Уран. Востоковед П. Л. Шиллинг ув лекался электротехникой. Он изобрел первый в мире электро магнитный телеграф. Гардемарин русского мор ского флота Н. А. Римский-Кор саков во время путешествия в Южную "Америку написал свою первую симфонию. Математик Чарлз Доджсон (Льюис. Кэрролл) в часы досуга написал великолепную ■ сказку для детей «цАлиса в стране чу дес». Все свои гениальные работы, проложившие путь человеку в космос, Константин Эдуардович Циолковский написал в те часы, когда не проверял тетрадки сво их учеников. В свободное от полетов время летчик Антун де Сент-Экзю пери написал книги, полюбив шиеся миллионам читателей. Этот список можно продол жить примерами сегодняшнего дня. Железнодорожник А. С. Камен- чук первым увидел появление новой звезды в созвездии Се верная Корона. Л. А. Колесников за свою жизнь вывел сотни сортов си рени. По профессии он автоме ханик. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ I «СТРОИТЕЛЬ» на второе полугодие 1962 года Подписная плата нй 6 месяцев — 48 коп. \ Подписка принимается в стройуправлени- \ ях и субподрядных организациях треста об- ; щественными уполномоченными по распро- { странению печати. ; ^ ♦♦♦♦♦♦ х X X X ЛИПЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ объявляет прием учащихся на 1962— 1963 учебный год 5 Техникум имеет дневное и вечернее отделения и готовит * техников по специальностям: промышленное и гражданское 1 строительство; санитарно-технические устройства зданий. На 1 курс принимаются лица, имеющие образование не ни- ■ же 7 классов. | На I I I курс принимаются лица, окончившие 16 классов. | На вечернее отделение принимаются лица, работающие в ; отраслях народного хозяйства. * Поступающие подвергаются вступительным экзаменам но ^ русскому языку, литературе и математике. Вступительные | экзамены проводятся с 1 по 20 августа: * Заявления о приеме с приложением документа об образо- | вании (в подлиннике), автобиографии, медицинской справки I (форма № 286). трех фотокарточек размером 3 х 4 направ- 5 .пять на имя директора техникума. Документы -принимаются { до 31 июля с. г. { Общежитием учащиеся не обеспечиваются. ,« »«♦♦♦«, , ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦и ♦♦*» м ,* *, м ♦♦♦♦♦♦♦♦*, и •« •« I : : : : : : : : ♦ ♦ : * : : : : : : I : *♦ : $ * ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53418. Зак. № 4785
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz