Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Как слушать симфонию Единого «рецепта», как слушать музыку, ( нет. У каждого музы- | кального произведения— свое содержание, свои ■средства музыкального |выражения. Чтобы по­ нять симфоническое про­ изведение, надо про­ слушать его не раз и не два, вникая в замысел автора, в музыкальный язык произведения. В качестве, примера расскажем об Одиннад­ цатой симфонии «1905 год» Дмитрия Шостако­ вича. Это произведение, насыщенное песенными мелодиями, имеющее четкий сюжет, наиболее доступно для слушате­ лей, не имеющих специ­ альной подготовки. В то же время эта симфония дает возможность пока­ зать, как композитор выражает свои мысли и чувства, какими средст­ вами он пользуется, рас­ крывая содержание те­ мы. Симфония отражает одно из самых драмати­ ческих событий револю­ ции 1905 года — крова­ вое воскресенье 9 янва­ ря; именно этот страш­ ный эпизод русской ис­ тории является ее сю­ жетом. Но музыка здесь не только повествует. Каждый образ при всей своей конкретной выразительности на­ делен небывалой широтой; каж ­ дая картина, запечатленная ру­ кой замечательного художника- реалиста, таит в себе огромную силу авторской мысли. Вот поче­ му такой мощью дышат страницы этой партитуры, проникнутой па­ фосом великой человечности. Любовь к людям, гневный про­ тест против угнетения, порабоще­ ния человека, порыв к борьбе, утверждение непобедимости и мо­ гучей силы народа—таков смысл, внутреннее содержание Одиннад­ цатой симфонии. Герой этого произведения — народ, страдаю­ щий, но не сломленный, протесту­ ющий и сражающийся. Среди симфонии Шостаковича Одиннадцатая—одна из немно­ гих, где воплощен определенный, конкретный сюжет: события кро­ вавого воскресенья, всколыхнув­ шие народ на великую битву. Че­ тыре части симфонии — «Двор­ цовая площадь», «9-е января», «Вечная память» и «Набат» — последовательно раскрывают сю­ жет, подобно тому, как развер­ тывают сюжет главы романа или повести. Картину мертвенной, скованной ледяной стужей Дворцовой пло­ щади рисует первая часть. Перед слушателем возникает страшный образ — символ насилия и угне­ тения, холодный «казенный» го­ род, равнодушный свидетель тра­ гедий и гибели простого челове­ ка. Но именно в недрах этого каземата зреют «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Именно здесь вспыхнет пламя народных революций. Таким и смотрит на нас город со стра­ ниц многих замечательных про­ изведений русского искусства. В этой части, как и в других частях Одиннадцатой, как живой голос народа и язык его сердца, звучат русские революционные песни, рождая точные, конкрет­ ные ассоциации. После короткого вступления (звуковой пейзаж — картина хо­ лодного, «мертвого» города) дуэт двух флейт исполняет напев из­ вестной песни «Слушай». Слова песни, разумеется, не звучат в симфонии. Но напев ее, отлично известный нескольким поколениям русских людей, рису­ ет настолько отчетливые картины, что любому, даже не очень под­ готовленному слушателю понятен замысел автора. Революционные песни, которые мы слышим в Одиннадцатой симфонии, для людей, с трудом воспринимающих симфоническую музыку, должны послужить своего рода путевод­ ной нитью; они помогут полнее и по возможности точно воспринять сюжет и содержание Одиннадца­ той. В первой части звучит еще од­ на тюремная песня — «Арестант». Ее глубоко трагично поют виолон­ чели и контрабасы. Эти две пес­ ни складываются в сознании слу­ шателя в образ Дворцовой пло­ щади — символ неволи и угне­ тения. Основное драматическое собы­ тие, действие, развертывается во второй части — «9-е января». Музыка ее необычайно динамич­ на, действенна и по характеру отличается от музыки первой ча­ сти. Если в первой части была да­ на несколько отрешенная, сим­ волическая картина, то здесь все в движении, действии, борьбе. Жалоба народа и жестокая рас­ права над беззащитными людь­ ми — таков сюжет этой части. Если воспользоваться сравнением из области живописи, то можно сказать, что вторая часть — яр­ кое батальное полотно, написан­ ное крупными, смелыми мазками. Тут тоже слышны мелодии рево­ люционных песен; в середине ча­ сти ненадолго возникает одна из интонаций боевой песни «Смело, товарищи, в ногу!». А в конце части, завершая страшную картину народного бед­ ствия, вновь возникает мелодия песни «Слушай». Теперь она зву­ чит особенно скорбно и трагиче­ ски. Надгробное слово, траурный марш, песнь о погибших — тако­ во содержание третьей части — «Вечная память». Вслушиваясь в мерное течение музыки, мы раз­ личаем мелодию песни «Вы жерт­ вою пали»; но образ народной скорби просветляется'* к концу части, движение ширится, креп­ нет, мощно нарастает. И хотя третья часть завершается печаль­ ным эпизодом, звучащим приглу­ шенно, характер музыки уже из­ менился, и слушатель готов пе­ реключиться в сферу новых об­ разов — борьбы и гнева. Насту­ пает последнее действие драмы — «Набат». Как боевой призыв звучит в начале песня «Беенуйтесь, тира­ ны». Мощное поступательное дви­ жение рождает все новые и но­ вые образы. И по внутреннему характеру музыки четвертая часть приносит нечто новое: здесь все устремлено вперед, к будущему, все подчинено могучему народно­ му движению, его неодолимой си­ ле. Мощный ураган народной борь­ бы сметет зло, насилие, угнете­ ние—таков художественный итог симфонии, с потрясающей силой выраженный в «Набате». Одиннадцатая симфония Д. Шо­ стаковича, хотя и посвящена со­ бытиям прошлого, глубоко вол­ нует современника. Замечатель­ ный советский художник вновь выступил здесь против зла и уг­ нетения, призвал к добру и чело­ вечности. И если слушатель не остался равнодушным, почувство­ вал это, — ему раскрылся замы­ сел композитора. Научиться слу­ шать музыку — это значит по­ нять мысли автора, в музыкаль­ ных образах распознавать кипе­ ние жизни. Ведь, как и всякое другое искусство, музыка расска­ зывает о реальном мире людей, их чувствах и думах. Е. МНАЦАКАНОВА. 1 : г ♦ ♦ * : I ♦♦ ♦; ♦ : 1 : : * ♦: ♦ : : : : : ♦ ♦ : : ♦♦ : ♦ ♦ : : : ♦ ♦ ) : г : : : : Занимательные факты „Глиняная" ■Письменность древней Ме­ сопотамии (теперь эта страна называется Ираком) состояла из клинообразных знаков, на­ несенных на глиняные череп­ ки. Так, например, при расче­ тах в лавке писцы брали две свежеизготовленные, еще мяг­ кие глиняные дощечки, выца­ рапывали на них тростнико­ вой палочкой наименование и цену товаров, отдавали ко ­ пию покупателю, а оригинал остаоляли себе. Затем обе таблички обжигали в печи, где они затвердевали так ос- библиотека новательно, что и теперь, спустя три тысячелетия, мы можем прочесть все, что на них было написано. А ведь археологи во время раскопок находили целые книгохранили­ ща состоящие из таких таб­ личек. Одна только библио­ тека великого царя Ашшурба- нипала, правившего 2(7 столе­ тий назад, насчитывала трид­ цать тысяч томов, вернее, тридцать тысяч глиняных табличек! В этой библиотеке была представлена вся наука, все знания того времени. Вода из... воздушного колодца В 1888 году в окрестностях Феодосии была обнаружена необычная сеть водопровод­ ных труб, проложенная много веков назад, чтобы -подавать воду в 114 фонтанов. Когда принялись искать начало во­ допровода, то установили любопытный факт: трубы бра­ ли начало... в пирамидах, сло- 1» ♦♦♦♦♦>И ♦♦,, М»*И ♦♦♦♦И *» • женных в самых ветреных ме­ стах из глыб известняка и щебенки. ПрохоДя сквозь эти конденсационные установ.ки, ветер оставлял на камнях мил­ лиарды капелек воды. Ученые подсчитали, что из них обра­ зовывалось 700 тысяч литров воды в сутки. и ♦♦, , ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦и н »« „ 1 1 ♦ : з : : * з * X X X X X X X X X X X X X X : : : : : : з : х х х X Ж е л а е м у с п е х а ! (На днях в Воронеже закон­ чится 1 кща 1 лифи 1 каци 0 !н 1 ный тур­ нир на звание мастера спорта по шахматам. В этом .турнире участвует работник управления хЦентроэнергомонтаж» т. Леони­ дов. После девяти туров он име­ ет шесть очков и является ли­ дером острых спортивных сорев­ нований. Чтобы завоевать зва­ ние мастера спорта, т. Леонидо­ ву надо набрать еще 1,5 очка из пяти. м. котов. Готовится 'К открытию спор­ тивный оздоровительный лагерь для рабочих нашего треста. На берету реки Матыры поставлены палатки. В лагере будут проводиться ■спортивные 'соревнования, миры. В эти дни в ДСП треста от кол­ лективов строительных управле­ ний поступают заявки на посе­ щение оздоровительного лагеря. СДЕЛАНО В СССР - СДЕЛАНО ОТЛИЧНО! Под таким девизом трудятся рабочие даугавпилсского за­ вода «Электроинструмент» Латвийской СЮР. Изделия этого предприятия экспортируются в 38 зарубежных стран. На снимке: мастер передового участка Биман Борисов и бригадир Петр Скоморохов проверяют электропилу «И-29» перед отправкой в Венгрию. - (Фотохроника ТАСС). В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Свободное время? Каждый ис­ пользует его по-своему. Одни часами режутся в домино, другие томятся от безделья, третьи... 'Музыкант Фридрих Гершель в часы так называемого свободного времени увлекался астрономией. С помощью самодельного телес­ копа он открыл планету Уран. Востоковед П. Л. Шиллинг ув­ лекался электротехникой. Он изобрел первый в мире электро­ магнитный телеграф. Гардемарин русского мор­ ского флота Н. А. Римский-Кор­ саков во время путешествия в Южную "Америку написал свою первую симфонию. Математик Чарлз Доджсон (Льюис. Кэрролл) в часы досуга написал великолепную ■ сказку для детей «цАлиса в стране чу­ дес». Все свои гениальные работы, проложившие путь человеку в космос, Константин Эдуардович Циолковский написал в те часы, когда не проверял тетрадки сво­ их учеников. В свободное от полетов время летчик Антун де Сент-Экзю­ пери написал книги, полюбив­ шиеся миллионам читателей. Этот список можно продол­ жить примерами сегодняшнего дня. Железнодорожник А. С. Камен- чук первым увидел появление новой звезды в созвездии Се­ верная Корона. Л. А. Колесников за свою жизнь вывел сотни сортов си­ рени. По профессии он автоме­ ханик. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ I «СТРОИТЕЛЬ» на второе полугодие 1962 года Подписная плата нй 6 месяцев — 48 коп. \ Подписка принимается в стройуправлени- \ ях и субподрядных организациях треста об- ; щественными уполномоченными по распро- { странению печати. ; ^ ♦♦♦♦♦♦ х X X X ЛИПЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ объявляет прием учащихся на 1962— 1963 учебный год 5 Техникум имеет дневное и вечернее отделения и готовит * техников по специальностям: промышленное и гражданское 1 строительство; санитарно-технические устройства зданий. На 1 курс принимаются лица, имеющие образование не ни- ■ же 7 классов. | На I I I курс принимаются лица, окончившие 16 классов. | На вечернее отделение принимаются лица, работающие в ; отраслях народного хозяйства. * Поступающие подвергаются вступительным экзаменам но ^ русскому языку, литературе и математике. Вступительные | экзамены проводятся с 1 по 20 августа: * Заявления о приеме с приложением документа об образо- | вании (в подлиннике), автобиографии, медицинской справки I (форма № 286). трех фотокарточек размером 3 х 4 направ- 5 .пять на имя директора техникума. Документы -принимаются { до 31 июля с. г. { Общежитием учащиеся не обеспечиваются. ,« »«♦♦♦«, , ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦и ♦♦*» м ,* *, м ♦♦♦♦♦♦♦♦*, и •« •« I : : : : : : : : ♦ ♦ : * : : : : : : I : *♦ : $ * ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53418. Зак. № 4785

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz