Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Выдающийся живописец Вчера пополнилось 125 лет со дня рождения Ивана Ник о л а е в и ч а Крамского — выдающе гося художника, теорети ка, критика и видного об щественного деятеля. Вся жизнь Крамского р] была наполнена упорным трудом. Не -сразу и не акоро он -стал художни ком. Вынужденн ый зара- батывать себе на хлеб, Крамской овладел ма стерством фотографиче ской ретуши, долго ски тался по России и на конец поселился в Пе тербурге. Там он подру- жился с молодыми ху дожниками, которые не без труда уговорили его поступить в Академию художеств. В преддверии 60-х го дов Академия пережива ла глубокий кризис. В то время как литература и театр обратились к те мам народной жизни, звали к живому сочувст вию народу, Академия художеств продолжала воспитывать своих уче ников в правилах не столько подлинной клас сики, сколько того без жизненного шаблона, ко торый именуется акаде мизмом. А для Крамско го, как и для всей рус ской передовой молоде жи, было ясно, что главная за дача художника — познание на родной жизни, что в искусстве должны господствовать не мифо логические сюжеты, а темы, взя тые из окружающей действитель ности. Кризис в Академии художеств окончательно созрел и разразил ся в 1863 году, когда ее выпуск ники отказались писать диплом ную работу и все, за исключени ем одного, вышли из Академии. Лишенные материальной под держки, молодые люди вынужде ны были искать случайные зара ботки. Крамскому пришла в го лову счастливая мысль: организо вать артель художников. Через несколько лет на основе артели возникло «Товарищество пере движных художественных выста вок». Впервые русские художни ки осознали себя представителя ми- народа, цель которых — слу жить народу. Творчество самого Крамского, особенно в ранние годы, ограни чивалось главным образом порт ретами. Он превосходно понимал главную задачу портретиста, ко торый, изучая свою модель, дол жен опираться на «сумму впечат лений», а не руководствоваться впечатлением случайным. Снача ла нужда, а потом известность заставляли художника исполнять портреты не только тех, кого он любил и ценил, но и по заказу. Эти заказные портреты тоже не были для него безразличными. И в них мы видим умение художни ка распознать человека и произ вести свой нелицеприятный суд. Иногда — это только добродуш ная усмешка, как, например, в портрете адмирала Грейга. Иног да же проницательность художни ка граничила с подлинным про зрением. Таков портрет публици ста Суворина, издателя и редак тора газеты «Новое время». Гла за Суворина и вся его подобо страстная поза выражают готов ность следовать указаниям на чальства, полное отсутствие соб ственного мнения, все то, благо даря чему газета Суворина за служила кличку «Чего изволи те?» Какая неизмеримая бездна от деляет от этих портретов такие произведения, как портреты Л. Н. I В ГОСТЯХ У в о и н о в Недавно большая группа девушек-строителей побывала в гостях у воинов местного гарнизона. Здесь состоялся вечер на тему: «Комсомольцы — беспокойные сердца». Собравшиеся из рассказов товарищей узнали о службе молодых солдат. Затем приглашенные на вечер ветераны труда тт. Досягаев и Севостьянов поделились своими воспо минаниями о героических делах комсомольцев в первые пя тилетки. В заключение они обратились к воинам с призы вом после службы в армии придти на новостройки Липецка. Воины горячо откликнулись на призыв ветеранов труда. А потом все с интересом посмотрели эстрадно-сатирическое обозрение «Кляксы», поназанное самодеятельным коллекти вом Дома культуры строителей. Вечер закончился танцами, играми, аттракционами. Он оставил у всех самые хорошие впечатления. К. ОСИПОВА. Толстого, Н. А. Некрасова, зна менитого врача С. П. Боткина, художника И. И. Шишкина и множество других! В творческом наследии Крам ского много образов простых лю дей. Это «Крестьянин с уздеч кой», суровый «Полесовщик». Эго сторож рисовальной школы — от ставной солдат. Некоторые портретные образы Крамского вошли в его картины. Такова, например, картина «Не утешное горе», в которой Крам ской изобразил свою жену, по трясенную смертью сынишки. В числе работ Крамского есть ряд поэтических женских обра зов, не представляющих собой портреты в прямом смысле сло ва. К ним относятся «Девушка с распущенной косой» и «Неизвест ная». Очень долго работал художник над картиной «Христос в пусты не». Впоследствии он писал о ней: «Это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей». И, действительно, начисто осво бодил образ Христа от всякой «божественности». Это простой человек, который мучительно раз думывает: что делать — жить для собственного блага или от дать свою жизнь на службу на роду. 6 апреля 1887 г. Крамской умер. Через год критик В. В. Стасов опубликовал письма и статьи Крамского. Почти все они посвя щены творческим вопросам. Это верное и глубокое суждение о современной Крамскому живопи си. (Крамской был замечательным педагогом. Он оказал огромное влияние на творчество многих русских художников: И. Е. Репи на, Ф. А. Васильева, В. М. Вас нецова, Н. Я. Ярошенко и других. Художественное наследие Крам ского высоко ценится в нашей страна и помогает в эстетическом воспитании советских людей — строителей коммунистического об щества. Москва. В июне этого года ис полняется 50 лет со дня откры тия Государственного музея изо бразительных искусств имени А. С. Пушкина. Это один из крупнейших художественных му зеев страны. В его богатых кол лекциях — произведения искус ства Древнего Египта, Греции, Рима, западноевропейская живо пись X I I I—XX веков, русская и зарубежная графика. На снимке: в одном из залов музея. (Фотохроника ТАСС)'. ☆ Х уд ож ни к М. В. Нестеров Исполнилось сто лет со дня рождения замечательного' совет ского художника Михаила Ва сильевича Нестерова. «Природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю, оно множе ство раз спасало меня от оши бок, от увлечений». Так говорил в предисловии к книге своих мемуаров «Давние дни» Михаил Васильевич Несте ров. Эта книга — итог его многолет ней писательской деятельности, свидетельство литературной ода ренности большого художника, его неиссякаемого интереса к жиз ни, к человеку, к развитию рус ского искусства. С творчеством М. В. Нестеро ва знакомы многие. Он запечат лел образы представителей со ветской интеллигенции — ученого Павлова и артистки Держинсксй, скульптора Шадра и хирурга Юдина, архитектора Щусева н биолога Северцева. В своих ра ботах, ставших лучшими в со ветской портретной живописи, талантливый художник сумел от разить не только внешнее сход ство, но и творческое горение, свойственное каждому из них. Произведения эти он создал уже в годы Советской власти. В дореволюционный период жизнь и творчество Нестерова были окра шены стремлением к покою и со зерцанию. Это была не вторая половина одной и той же жизни, а как бы совсем другая жизнь, исполнен ная великого чувства, красоты и большого мастерства и замкну тая в кругу прекрасных, но дале ких от действительности образов. Вот как о то.м говорит сам художник: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пей заж, человека, живущего внутрен ней жизнью. И в портретах мо их, написанных в последние го ды, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их». ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦< >♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦< Это инте р е с н о з н ать ЦЕНА ВОИНАМ Большая группа швейцар ских ученых с помощью элек тронной машины вычислила, что начиная с 3200 года до на шей эры население земного шара жило в абсолютном ми ре только 292 года, остальное время прошло в 14.513 войнах, в которых погибло в общей сложности около 3 миллиар дов 640 миллионов человек. Стоимость вооружения и об щий ущерб, нанесенный война ми оцениваются в 2.150 трил лионов швейцарских франков. На эту сумму земной шар можно было бы покрыть по экватору золотой дорогой ши риной в 161 километр и тол щиной в 10 метров. ВЕЧНЫЙ КАЛОРИФЕР Теплое течение Гольфстрим каждую секунду приносит к норвежскому побережью 4 мил лиона тонн теплой воды и еже минутно отдает стране столько тепла, сколько получается от сжигания 100 тысяч тонн неф ти. Как показали исследова ния, течение уносит в Север ный Ледовитый океан лишь одну четвертую часть своей тепловой энергии, а три чет верти оставляет в Норвежском море. КРЫЛАТЫЙ ШТУКАТУР В лесах средней полосы можно встретить рыжебокую, с голубоватым верхом птичку — поползня. Интересен он тем, что совмещает две профессии: лесного лекаря и штукатура. Поселяясь в дупле, птица ош тукатуривает вход, оставляя отверстие точно по своему раз меру. Глинистая штукатурка настолько прочна, что ника кой хищник не в состоянии ее разрушить. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Началось лето. Это — самая увлекательная пора для детворы. Во 'Всех пионерских отрядах и дружинах горнисты трубят: «В поход!» „ _ Фото В. Ларина. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ «СТРОИТЕЛЬ» на второе полугодие 1962 года Подписная плата на 6 месяцев — 4Дкоп. Подписка принимается в стройуправлени ях и субподрядных организациях треста об щественными уполномоченными по распро странению печати. Средняя школа рабочей молодежи № 7. треста «Липецк- строй» производит прием учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 классы на 1962—63 учебный год. Желающие поступить в школу представляют следующие документы: заявление о приеме, справку (свидетельство) об образовании, справку с места работы, справку с места жи тельства. Прием документов производится до 25 августа с. г. еже дневно. При школе открыты курсы по подготовке к поступлению в школу. АДРЕС ШКОЛЫ : г. Липецк, ул. Дзержинского, 27. ПИШИТЕ ПО АРДЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53386, Зак. № 4300,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz