Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Выдающийся живописец Вчера пополнилось 125 лет со дня рождения Ивана Ник о л а е в и ч а Крамского — выдающе­ гося художника, теорети­ ка, критика и видного об­ щественного деятеля. Вся жизнь Крамского р] была наполнена упорным трудом. Не -сразу и не акоро он -стал художни­ ком. Вынужденн ый зара- батывать себе на хлеб, Крамской овладел ма­ стерством фотографиче­ ской ретуши, долго ски­ тался по России и на­ конец поселился в Пе­ тербурге. Там он подру- жился с молодыми ху­ дожниками, которые не без труда уговорили его поступить в Академию художеств. В преддверии 60-х го­ дов Академия пережива­ ла глубокий кризис. В то время как литература и театр обратились к те­ мам народной жизни, звали к живому сочувст­ вию народу, Академия художеств продолжала воспитывать своих уче­ ников в правилах не столько подлинной клас­ сики, сколько того без­ жизненного шаблона, ко­ торый именуется акаде­ мизмом. А для Крамско­ го, как и для всей рус­ ской передовой молоде­ жи, было ясно, что главная за­ дача художника — познание на­ родной жизни, что в искусстве должны господствовать не мифо­ логические сюжеты, а темы, взя­ тые из окружающей действитель­ ности. Кризис в Академии художеств окончательно созрел и разразил­ ся в 1863 году, когда ее выпуск­ ники отказались писать диплом­ ную работу и все, за исключени­ ем одного, вышли из Академии. Лишенные материальной под­ держки, молодые люди вынужде­ ны были искать случайные зара­ ботки. Крамскому пришла в го­ лову счастливая мысль: организо­ вать артель художников. Через несколько лет на основе артели возникло «Товарищество пере­ движных художественных выста­ вок». Впервые русские художни­ ки осознали себя представителя­ ми- народа, цель которых — слу­ жить народу. Творчество самого Крамского, особенно в ранние годы, ограни­ чивалось главным образом порт­ ретами. Он превосходно понимал главную задачу портретиста, ко­ торый, изучая свою модель, дол­ жен опираться на «сумму впечат­ лений», а не руководствоваться впечатлением случайным. Снача­ ла нужда, а потом известность заставляли художника исполнять портреты не только тех, кого он любил и ценил, но и по заказу. Эти заказные портреты тоже не были для него безразличными. И в них мы видим умение художни­ ка распознать человека и произ­ вести свой нелицеприятный суд. Иногда — это только добродуш­ ная усмешка, как, например, в портрете адмирала Грейга. Иног­ да же проницательность художни­ ка граничила с подлинным про­ зрением. Таков портрет публици­ ста Суворина, издателя и редак­ тора газеты «Новое время». Гла­ за Суворина и вся его подобо­ страстная поза выражают готов­ ность следовать указаниям на­ чальства, полное отсутствие соб­ ственного мнения, все то, благо­ даря чему газета Суворина за­ служила кличку «Чего изволи­ те?» Какая неизмеримая бездна от­ деляет от этих портретов такие произведения, как портреты Л. Н. I В ГОСТЯХ У в о и н о в Недавно большая группа девушек-строителей побывала в гостях у воинов местного гарнизона. Здесь состоялся вечер на тему: «Комсомольцы — беспокойные сердца». Собравшиеся из рассказов товарищей узнали о службе молодых солдат. Затем приглашенные на вечер ветераны труда тт. Досягаев и Севостьянов поделились своими воспо­ минаниями о героических делах комсомольцев в первые пя­ тилетки. В заключение они обратились к воинам с призы­ вом после службы в армии придти на новостройки Липецка. Воины горячо откликнулись на призыв ветеранов труда. А потом все с интересом посмотрели эстрадно-сатирическое обозрение «Кляксы», поназанное самодеятельным коллекти­ вом Дома культуры строителей. Вечер закончился танцами, играми, аттракционами. Он оставил у всех самые хорошие впечатления. К. ОСИПОВА. Толстого, Н. А. Некрасова, зна­ менитого врача С. П. Боткина, художника И. И. Шишкина и множество других! В творческом наследии Крам­ ского много образов простых лю­ дей. Это «Крестьянин с уздеч­ кой», суровый «Полесовщик». Эго сторож рисовальной школы — от­ ставной солдат. Некоторые портретные образы Крамского вошли в его картины. Такова, например, картина «Не­ утешное горе», в которой Крам­ ской изобразил свою жену, по­ трясенную смертью сынишки. В числе работ Крамского есть ряд поэтических женских обра­ зов, не представляющих собой портреты в прямом смысле сло­ ва. К ним относятся «Девушка с распущенной косой» и «Неизвест­ ная». Очень долго работал художник над картиной «Христос в пусты­ не». Впоследствии он писал о ней: «Это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей». И, действительно, начисто осво­ бодил образ Христа от всякой «божественности». Это простой человек, который мучительно раз­ думывает: что делать — жить для собственного блага или от­ дать свою жизнь на службу на­ роду. 6 апреля 1887 г. Крамской умер. Через год критик В. В. Стасов опубликовал письма и статьи Крамского. Почти все они посвя­ щены творческим вопросам. Это верное и глубокое суждение о современной Крамскому живопи­ си. (Крамской был замечательным педагогом. Он оказал огромное влияние на творчество многих русских художников: И. Е. Репи­ на, Ф. А. Васильева, В. М. Вас­ нецова, Н. Я. Ярошенко и других. Художественное наследие Крам­ ского высоко ценится в нашей страна и помогает в эстетическом воспитании советских людей — строителей коммунистического об­ щества. Москва. В июне этого года ис­ полняется 50 лет со дня откры­ тия Государственного музея изо­ бразительных искусств имени А. С. Пушкина. Это один из крупнейших художественных му­ зеев страны. В его богатых кол­ лекциях — произведения искус­ ства Древнего Египта, Греции, Рима, западноевропейская живо­ пись X I I I—XX веков, русская и зарубежная графика. На снимке: в одном из залов музея. (Фотохроника ТАСС)'. ☆ Х уд ож ни к М. В. Нестеров Исполнилось сто лет со дня рождения замечательного' совет­ ского художника Михаила Ва­ сильевича Нестерова. «Природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю, оно множе­ ство раз спасало меня от оши­ бок, от увлечений». Так говорил в предисловии к книге своих мемуаров «Давние дни» Михаил Васильевич Несте­ ров. Эта книга — итог его многолет­ ней писательской деятельности, свидетельство литературной ода­ ренности большого художника, его неиссякаемого интереса к жиз­ ни, к человеку, к развитию рус­ ского искусства. С творчеством М. В. Нестеро­ ва знакомы многие. Он запечат­ лел образы представителей со­ ветской интеллигенции — ученого Павлова и артистки Держинсксй, скульптора Шадра и хирурга Юдина, архитектора Щусева н биолога Северцева. В своих ра­ ботах, ставших лучшими в со­ ветской портретной живописи, талантливый художник сумел от­ разить не только внешнее сход­ ство, но и творческое горение, свойственное каждому из них. Произведения эти он создал уже в годы Советской власти. В дореволюционный период жизнь и творчество Нестерова были окра­ шены стремлением к покою и со­ зерцанию. Это была не вторая половина одной и той же жизни, а как бы совсем другая жизнь, исполнен­ ная великого чувства, красоты и большого мастерства и замкну­ тая в кругу прекрасных, но дале­ ких от действительности образов. Вот как о то.м говорит сам художник: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пей­ заж, человека, живущего внутрен­ ней жизнью. И в портретах мо­ их, написанных в последние го­ ды, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их». ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦< >♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦< Это инте р е с н о з н ать ЦЕНА ВОИНАМ Большая группа швейцар­ ских ученых с помощью элек­ тронной машины вычислила, что начиная с 3200 года до на­ шей эры население земного шара жило в абсолютном ми­ ре только 292 года, остальное время прошло в 14.513 войнах, в которых погибло в общей сложности около 3 миллиар­ дов 640 миллионов человек. Стоимость вооружения и об­ щий ущерб, нанесенный война­ ми оцениваются в 2.150 трил­ лионов швейцарских франков. На эту сумму земной шар можно было бы покрыть по экватору золотой дорогой ши­ риной в 161 километр и тол­ щиной в 10 метров. ВЕЧНЫЙ КАЛОРИФЕР Теплое течение Гольфстрим каждую секунду приносит к норвежскому побережью 4 мил­ лиона тонн теплой воды и еже­ минутно отдает стране столько тепла, сколько получается от сжигания 100 тысяч тонн неф­ ти. Как показали исследова­ ния, течение уносит в Север­ ный Ледовитый океан лишь одну четвертую часть своей тепловой энергии, а три чет­ верти оставляет в Норвежском море. КРЫЛАТЫЙ ШТУКАТУР В лесах средней полосы можно встретить рыжебокую, с голубоватым верхом птичку — поползня. Интересен он тем, что совмещает две профессии: лесного лекаря и штукатура. Поселяясь в дупле, птица ош­ тукатуривает вход, оставляя отверстие точно по своему раз­ меру. Глинистая штукатурка настолько прочна, что ника­ кой хищник не в состоянии ее разрушить. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Началось лето. Это — самая увлекательная пора для детворы. Во 'Всех пионерских отрядах и дружинах горнисты трубят: «В поход!» „ _ Фото В. Ларина. ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ «СТРОИТЕЛЬ» на второе полугодие 1962 года Подписная плата на 6 месяцев — 4Дкоп. Подписка принимается в стройуправлени­ ях и субподрядных организациях треста об­ щественными уполномоченными по распро­ странению печати. Средняя школа рабочей молодежи № 7. треста «Липецк- строй» производит прием учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 классы на 1962—63 учебный год. Желающие поступить в школу представляют следующие документы: заявление о приеме, справку (свидетельство) об образовании, справку с места работы, справку с места жи­ тельства. Прием документов производится до 25 августа с. г. еже­ дневно. При школе открыты курсы по подготовке к поступлению в школу. АДРЕС ШКОЛЫ : г. Липецк, ул. Дзержинского, 27. ПИШИТЕ ПО АРДЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53386, Зак. № 4300,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz