Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
РЫБОЛОВЫ. Фотоэтюд В. Владимирова. У) Б е р е з к а и На сцену вышли рус ские девушки с веточка ми молодой березки в ру ках... И повеяло све жестью. Казалось, в зал ворвалась ликующая весна и разлилась по ши роким просторам нашей Родины, то устремляясь искристыми потоками, то поблескивая под лучами солнца тихими певучими ручейками. Мы ощутили благородный, вольный дух людей русской зем ли, увидели ее чарую щую природу... Так мож но передать свое впечат ление, побывав на кон церте ансамбля «Берез ка». Можно ли было пред полагать, что слово «бе резка», такое близкое сердцу русского челове ка, прочно войдет в лек сикон тысяч и тысяч американцев, французов, англичан, греков, егип тян, итальянцев и еще многих народов земного шара, где с триумфом гастролировал прослав ленный ансамбль! Хоровод «Березка» впервые появился на сце не 15 мая 1948 года. С того дня началась твор ческая жизнь ансамбля. Но примечательно, что нсторня «Березки» возникла дву мя месяцами раньше, на заключи тельном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности в Большом те атре. В этот замечательный вечер наибольшее признание получили калининские колхозницы, испол нившие русский танец «Березка». Бго поставила на основе калинин ского танцевального фольклора балетмейстер Надеждина. Окры ленные успехом, калининские кол хозницы разъехались по домам, оставив москвичам неизгладимое впечатление о своем выступлении. А вскоре московский театр «Эрми таж» пригласил балетмейстера Надеждину и попросил ее поста вить хоровод «Березку». С тех пор вот уже четырнадцать лет на профессиональной сцене «Берез ка» неизменно начинает програм му своих выступлений любимым танцем. Уже через год после первой по становки юный коллектив завое вал первое место и звание лауреа та на I I Международном фестива ле молодежи и студентов в Буда пеште. После фестиваля перед ним распахнулись двери в боль шой мир. Началась цепь гастролей по Советскому Союзу и зарубеж ным странам. За время своего су ществования коллектив посетил 15 союзных республик — около двухсот городов у себя на Родине, ?5 стран — 170 городов за рубе жом на четырех континентах зем ного шара. И всюду неоспоримое признание зрителей. Это признание «Березка» завое вала благодаря тому, что все ее танцы построены на подлинно на родной основе, на лучших образ цах народного творчества. Стрем ление балетмейстера Надеждиной как можно ярче отразить в тан цах чистоту и величие русского народного искусства находит под линное воплощение в создавае мом ею репертуаре, и зрители, а вместе с ними и зарубежная прес са справедливо утверждают, что выступления «Березки» захваты вают. Она демонстрирует подлин ное народное искусство. Лауреат Международной пре мии мира Хьюллет Джонсон, бе седуя с артистами ансамбля после концерта в Лондоне, сказал: «Ва ши танцы делают для дела мира больше, чем наши речи». В 1959 году Всемирный совет сторонни ков мира в Стокгольме присудил первому из советских коллективов ансамблю «Березка» Большую зо лотую медаль «За мир». Первоначально труппу ансамбля составляли двадцать девушек. Ос новным ядром были выпускницы хореографического училища Боль шого театра, но сюда же вошли артисты эстрады и талантливые участницы танцевальной самодея тельности. На первом этапе своего творче ства «Березка» — певец девичьей души. Но время предъявляло свои требования. Расширялся и углуб лялся творческий диапазон ан самбля. Балетмейстер Надеждина, стремясь раскрыть и показать все богатство и разнообразие русской танцевальной культуры, попол няет труппу мужчинами и создает ряд танцев с их участием. В этих танцах раскрываются образ рус ского народа, его характер, обы чаи и традиции. «Масленица», «Тройка», «Осенняя ярмарка», «Карусель», «Подмосковная поль ка», «Топотуха» всюду пользуют ся неизменным успехом. Музыкальную основу репертуа ра теперь воплощает небольшой оркестр народных инструментов под руководством молодого дири жера, талантливого музыканта Алексея Ильина. А. ЧИЖОВА. «Аппассионата» Бетховена Гениальный немецкий компози тор Л. Бетховен написал 32 фор тепьянных сонаты, среди которых «Аппассионата» занимает особое место. Она создавалась в 1804— 1806 гг., когда молодой компози тор был уже совершенно глух. Уз нав о том, что слух утрачен на всегда, Бетховен впал в отчаяние. Но могучая воля победила, Бетхо вен объявил борьбу своей жесто кой судьбе. Эта борьба получила отражение во многих его произве дениях. Творчество Бетховена, вдохнов ленное передовыми идеями фран цузской революции 1789 г., насы щено героическими образами. Эти образы получили наиболее полное художественное раскрытие в «Ап пассионате» (в переводе с италь янского — «страстная»). На про тяжении трех частей перед нами проходят образы страдания и тре воги, героики и лирики, борьбы и победы. ■ Первая часть начинается с ме лодии, которая словно уступами поднимается кверху, но неожидан ный тормоз заставляет ее оста новиться, будто в поисках новой дороги, Бетховен ту же мелодию излагает вторично, чуть выше, но опять невидимое препятствие за ставляет его остановиться. И тут же в низком регистре глухо и сум рачно звучит стучащий мотив, на поминающий «мотив судьбы» из 5-й симфонии Бетховена. Так вот что было тормозом! И, как бы бросаясь в ожесточенную схватку с судьбой, показывает Бетховен один образ за другим. Весь музы кальный материал первой части вытекает из одного и того же источника — первой мелодии, иногда слышатся интонации, на поминающие революционные французские песни типа Мар сельезы. Вторая часть, как временный отдых от борьбы, раскрывает кар тину глубокого раздумья. Тор жественным гимном звучит ее ос новная тема. Третья часть начинается внезап но несколькими резкими аккорда ми и перед нами в едином вихре проносятся (несколько иначе ок рашенные) образы, знакомые по первой части: страдания и про тест, сопротивление и борьба. Фи нал завершается энергичным мар шеобразным эпизодом, простым и выразительным. Здесь нет обыч ного торжественного апофеоза, но все же преобладает героика, слов но автор подчеркивает, что смысл жизни в гордом и мужественном бесстрашии, в непрерывной борь бе за свои идеалы. Л. ГОРОХОВА. Грузоподъемностью 60 тонн Воронежский экскаваторный завод начал серийно выпускать новые гусеничные монтажные краны «Э-2508» грузоподъемно стью 60 тонн. Кран изготовлен на базе гусе ничного хода скального экскава тора «Э-2501», но вместо элек тродвигателя имеет дизель «2Д12». На новом кране применен главный редуктор с пониженной второй скоростью, обеспечиваю щей соответствующие понижен ные скорости подъема и опуска ния груза и вращених поворот ной платформы. Привод стрело вой лебедки осуществлен через независимый реверсивный ме<а- низм, позволяющий совмещать операцию подъема и опускания стрелы с другими операциями. Гидропиевматическое управле ние тормозом дает возможность плавно опускать груз, держать его при выключенном дизеле. По вышена прочность узла вала по ворота, усилен узел вала глав ной лебедки, увеличена надеж ность работы и улучшен монтаж тормоза поворота. Кран «Э-2508» обеспечивает все основные требования производст ва монтажных работ при строи тельстве жилых и промышленных зданий. Рабочие органы егск — 40-метровая решетчатая стрела с наголовником длиной 7,5 метра, блочные обоймы с крюками. Сек- ционность стрелы позволяет рабо тать со стрелами любой длины в пределах о т -15 до 40 метров. Этот кран заменит выпускав шиеся ранее заводом краны «Э-2006». К и р п и ч и п о д ъ е м н ы й к р а н Однажды на строительной площадке, Расхваливая местные порядки, Кирпич сказал: — Подумать, так нам нет цены: Такими почестями мы окружены! — Нас дружно на руках возносят На пятый аж Этаж!.. — Что Кирпичи в великом спросе, Когда строительство идет по всей стране, Понятно мне, — Повел Подъемный Край плечами в вышине. — Но на руках вас носят Почему? Вот этого никак я не пойму.. — А понимать тут просто надо, — Раздался голос Крановщицы .рядом, — На этой стройке против техники грешат, Народною казной не дорожат, Да и о времени потерянном не тужат!.. Для пользы дела сказка пусть послужит! Л. МАРТЫНОВ «День откры тых дверей» 27 мая, в 10 часов утра, на Липецком факультете Мос ковского ордена Трудового Красного Знамени института стали и сплавов для поступаю щих в институт проводится «День открытых дверей». Адрес факультета: улица Зегеля, дом № 1. Москва сегодня. Вид на Бородинский мост. (Фотохроника ТАСС). В Доме культуры строителей Суббота. 26 мая. Художествен ный фильм «Аршин мал-алан». Начало сеансов в 13, 17, 19 и 21 час. Воскресенье. 27 мая. Художе ственный фильм «Наш милый доктор». Начало сеансов в 17, 19 и 21 час. Для детей —- кино фильм «Потерянная фотогра фия». Начало сеансов в 12 и 14 часов. В парке — большое гуля нье для молодежи, игры, танцы, аттракционы, показ новинок ки нохроники. Вторник. 29 мая. Художествен ный фильм «Наш общий друг». Начало сеансов в 13, 17, 19 и 21 час. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления АЭ 51301 культуры. Зак. № 3901.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz