Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. Фотоэтюд В. Ларина. ............. ................................. ............................ . АЛО! Я ВАС ВИЖУ.. Недавно граждане трех городов — Москвы, Ленинграда, Киева — приобрели приятную воз можность видеть друг друга, никуда не выез жая. Сотни людей уже успели йрибепнуть к ус лугам видеотелефона — нового вида связи, от крытого пока только в Советском Союзе. Ка к удается передавать «а столь большие рас стояния изображения синхронизироваино со зву ком? С помощью телевизионного кабеля, кото рый соединяет Киев, Москву и Ленинград. На станциях видеотелефонов всегда оживлен но. То и дело в переговорный салон входят лю ди самых ^различных профессий и возраста. Уст раиваются перед экраном телевизора целыми семьями. Почему они идут сюда? Заглянем в книгу отзывов. «Большее спасибо! Для меня было счастьем увидеть любимого. Огромное спасибо!» Под пись умышленно неразборчива. «Бесконечно благодарна за предоставленную возможность увидеть сына, внука и невестку. Все счастливы, Белла!» «Красота! Теперь уже можно назначать сви дания по видеотелефону!» — Алло, я вас вижу... — станет через нес колько лет столь же популярным выражением, как сегодня: —Алло, я вас слышу... И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ На пороге вежливости Толстяк стоял у передней двери автобуса и мешал выходить. — Вы бы посторонились немного, — говорили ему, — дайте другим выйти. — Выходите, я никого не держу. — Но вы мешаете дру гим. — Другие обходят и ни чего, а тебе мешаю! —Вот грубиян! — От такого слышу! Идиот!.. И долго он еще ворчал. — Ну и народ. Стоишь, никого не трогаешь. Так нет же, все равно кто-ни будь привяжется. Вот ха мы!.. Предусмотрительность Строя продовольствен ный склад, хозяйственник оставил лазейки для мы шей. — А это для чего? — спросили его. —А на кого мы будем списывать убытки? Метод завлечения Чтобы завлечь ее, ой не жалел денег, сорил имц направо и налево до тех пор, пока она не заинтере совалась этим и, выйдя за него замуж, полностью взяла эту роль на себя. Модница Все на ней было криком моды, молчало только од но—ум. Неудивительная щедрость Он был добр и щедр бес предельно, рука его не пе реставала давать. И не удивительно: брал он не из своего кармана — из го сударственного. ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ САДЫ В поэме итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иеруса лим» герой поэмы Риналь до попадает в волшебные СБОКУ Это выражение часто искажают, произнося «сбо ку припеку». «Припека» или «припек» у пекарей — при горевшие кусочки теста, прилипшие снаружи к хлеб- АРМИДЫ сады прекрасной волшеб ницы Армады. Отсюда вы ражение «сады Армады» по лучило значение: что-либо чудесное. ПРИПЕКА ным изделиям, то есть не что ненужное, излишнее. Именно в таком значении это выражение и употреб ляется в современном язы ке. М а ш у н я в е г» с и т е т^ ОРЛИНЫЙ ПОЛЕТ Святослав Рихтер! Пиа нист большого таланта и удивительной судьбы. Не много найдется музыкан- тов-исполнителей, пользу ющихся столь широкой из вестностью и чистой сла вой. Игра Рихтера озарена каким-то особым внутрен ним светом. Она строга, безыскусственна, проста и вместе с тем необычайно возвышенна. Не знаешь, чему больше удивляться — живому ощущению музыки или совершенству вопло щения. Каждая мысль, каждое движение, каждый штрих доведены до отто ченной и завершенной фор мы. Искусство музыкального исполнения — необычное искусство. От него во мно гом зависит судьба музы кального произведения. Ис полнитель может вдохнуть в него жизнь, сделать пре красным, а может и омерт вить, надолго отбив охоту слушать его и наслаждать ся им. Картина, созданная ху дожником и выставленная для обозрения, доступна каждому. Музыкальное произведение, написанное композитором, чтобы стать доступным, должно еще прозвучать: оно как бы за ново рождается при испол нении. Естественно, что испол нитель не вправе быть бес цветным, пассивным* пере датчиком авторской воли. Исполнять — это значит творить, это значит воссоз давать по-своему все услы шанное и осознанное слу хом и разумом. Необходи мо выработать в себе уме ние повелевать звуками, придавать им определенную форму, рельеф и окраску. Нужно так овладеть музы кальным инструментом, чтобы суметь передать свои представления и чувства слушателю, не выпускать его из того душевного подъ ема, на который он под нялся. Вот Рихтер и является таким повелителем звуков. Он в состоянии не только с поразительной точностью воспроизвести авторский текст, но и согреть его живым человеческим чув ством. Он не только береж но пользуется готовым, чу жим, но и создает нечто но вое, свое. Рихтер сыграл на кон цертной эстраде множест во музыкальных произведе ний. Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман; Шопен, Лист, Брамс, Чай ковский, Рахманинов, Скря бин, Прокофьев, Дебюсси, Равель, Барток, Шостако вич — сколько здесь автор ских индивидуальностей, сколько различных стилей! Но Рихтер у каждого ком позитора (и в каждом про изведении) находит самое характерное и потаенное. Прежде чем исполнять, он на редкость ясно и цель но представляет то, что должно быть исполнено. Любое сочинение, будь «но даже гигантских раз меров, лежит перед ним, по удачному выражению его учителя Г. Г. Нейгау- за, «как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях с орлиного полета, с необычайной вы соты и с невероятной ясно стью». Рихтер отлично по нимает, что если эта яс ность недостаточна, ц> ис полняемое произведение пе редается не в полной ме ре и подчас представляет в затуманенном, фальшиво усложненном, а стало быть, и искаженном виде. Техника у Рихтера бли стательная, порой кажу щаяся невероятной, но она даже не замечается: на столько пианист погружен в самую стихию музыки, настолько все средства ис полнения подчинены рас крытию сути произведения. Мастерство не далось Рихтеру сразу, не пришло само собой. На пути пиани ста встречались и отклоне ния и отступления, были перепутья, зигзаги и блуж дания, но основная линия развития оставалась неиз менной. Изо дня в день, из месяца в месяц вел он на пряженную, суровую борь бу за ясность и совершен ство исполнения. Его музыкальная судьба сложилась необычно. В детстве он не занимался си стематически фортепьянной игрой, и, казалось, ничто не предвещало в нем буду щего пианиста. Он родился 20 марта 1915 года в Житомире, в семье музыканта-органис- га, вырос в Одессе, среди людей с широкими запро сами. С ранних лет он был предоставлен самому себе. Огец познакомил его лишь с основами музыкального искусства. И это, в сущно сти, было все, что получил он по части специального образования. Ни в какой музыкальной школе он не учился, никаких теорети ческих предметов не про ходил. Зато непрерывно шли воспитание и обогаще ние его художественного вкуса. Он часто слушал хо рошую музыку, восхищался ею, стремился знакомиться сам с лучшими образцами музыкальной литературы. Он много читал, размыш лял, анализировал. У него было непреодолимое стрем ление к искусству в широ ком смысле слова. Так, в детские годы он не только сочинял музыкальные про изведения, но и пытался писать драмы. Театр был для него подлинным откро вением. Особенно полюбил он оперу. В ней находил он яркие драматические поло жения, образы, музыкаль ные характеристики, крас ки—словом, все то, что то гда волновало его юноше ское воображение. По соб ственному признанию, имен но знакомство с оперной, а позднее и с симфонической литературой научило его свободному чтению нот с листа (в этом отношении Рихтер почти не знает себе равных). Любил он также импровизировать на соб ственные и заданные темы, до самозабвения увлекался живописью (эта страсть усилилась в последующие годы). Совсем еще мальчиком Рихтер стал принимать участие в художественной самодеятельности; одно вре мя состоял он в музыкаль ном кружке при одесском Доме моряков. Дружба с одаренными людьми, ис полнение музыкальных про изведений перед широкой аудиторией способствовали его художественному росту. В мае 1934 года в одесском Доме инженеров он дает свой первый самостоятель ный концерт. который печально поет пе ред стенами старого замка; дети, резвящиеся в саду; тяжело передвигающаяся на огромных колесах теле га; юмористический, шутлн- вограциозаый «балет невы- 1лупившихся птенцов», гро тескные ба- К У Л Ь Т У ^ Ы бы, ожесто- ----- _ -----------------------------------ченно браня- щ и е с я на рынке, мрач ные, с густы ми тенями катак о м б ы; стремительн о несу щ а я с я, жесткая по контурам «Ба ба-яга» и, наконец, величе ственные «Богатырские во рота». В исполнении Рихтера все эти «картинки» воспри нимаются не только каждая в отдельности, но и в об щей связи, как части еди ного целого. Объединяющие разрозненные ньесы-кар- тины, небольшие эпизоды «Прогулки» служат Рих теру как бы своеобразным лейтмотивом, выражающим отношение исполнителя к пестрой галерее воссозда ваемых им красочных обра зов. Как тонко, например, передает пианист в каждом конкретном случае меняю щееся настроение и харак тер «Прогулок»! Как есте- тественно и в то же время неожиданно, будто оста новившись перед внезапно поразившим его вообра жение зрелищем, переходит он от «Прогулок» к отдель ным картинам! И как ма стерски подготавливает и воспроизводит он заключи тельную пьесу цикла «Бога тырские ворота», где от ши роких аккордов и ликующе го перезвона колоколов так и веет каким-то бес предельным простором, при вольем, исполинской эпи ческой мощью. Здесь, как и в других пьесах, нет ни од ной лишней подробности, которая заслоняла бы об щую идею и характер му зыки. Игра Рихтера как бы «весома», «зрима» и вместе с тем нисколько не похо жа на внешнюю образность иных пианистов. Она не в ходульной приподнятости чувств и образов, не в по верхностной картинности — она в жизненной глуби не, обобщенной мысли, ла коничности и сжатости вы ражения. Рихтера невозможно ув лечь дешевым эффектом. Что бы он ни исполнял, большое или малое, он всег да играет с «высоких пози ций». Каждое его исполне ние — плод серьезных раздумий. В нем всегда есть что-то особенное, что-то та кое, что сразу же неотра зимо влечет к себе слуша телей. Это — настоящее, боль шое искусство, и не слу чайно оно покоряет сердца миллионов людей. Я. МИЛЬШТЕИН, доктор искусствоведения. Вскоре он поступает на работу в Одесский опер ный театр, опера в ка честве концертмейстера балета, затем — кон цертмейстера оперы. Его помыслы, несмотря на ог ромные успехи в фортепьян ной игре, все еще направле ны к другому: он мечтает стать дирижером. Только в 1937 году, ког да он переезжает в Моск оу и поступает в консерва торию, в класс Г. Г. Нейга- уза, ясно определяется его путь в искусстве. Начинают ся годы систематической работы. За какие-нибудь пять-шесть лет он переиг рал такое количество про изведений, что иному пиа нисту не осуществить это го и в течение десятилетий. Имя Рихтера все чаще по является на афишах, и с 1942 года он безраздельно отдает себя фортепьяно. Концерты его следуют один за другим, один лучше дру- го. В конце 1945 года на Всесоюзном конкурсе музы кантов он получает первую премию. Несоменно, чтобы сделать все то, что сумел сделать Рихтер в столь короткое время, и, главное, чтобы в такое же короткое время продвинуться еще дальше вперед и стать выдающимся пианистом современности, надо было обладать не только исключительным природным дарованием, но и трудолюбием, настойчи востью, сильной волей. Путь Рихтера в искусст ве — это прежде всего путь огромного сосредото ченного труда. Он играет, играет и вновь играет, до биваясь все большей ясно сти и точности выражения. Он стремится довести свои замыслы до такой степени простоты, чтобы каждый чувствовал силу и мудрость этой простоты. Он стремит ся до конца овладеть ис кусством перевоплощения. Вот, например, знамени тые, обошедшие весь мир «Картинки с выставки» Му соргского; В них великий композитор средствами му зыки поразительно ярко воспроизвел живописные зарисовки своего друга — архитектора и художника Гартмана. С почти пласти ческой осязательностью пе редает Рихтер красочную цепь образов: причудливый гном, неуклюже шагающий на своих кривых ножках; странствующий трубадур, Машина имитирует эволюцию простейших с у щ е с т в Украинские ученые на вычислительной машине «Киев» имитировали эво люцию первых живых су ществ на земле. Для этого была состав лена математическая таб лица из 64 знаков, выра жавших различные осо бенности поведения прими тивных организмов. Таким образом, в данном случае «эволюция» являлась всего- навсего выполнением за ложенной в машину про граммы. И электронный луч ре шил задачу. Машина вы числила ход основных про цессов жизни: питания, движения и т. д. Так с помощью электрон ной .машины проиллюстри рован дарвинский закон. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуру. АЭ 54034 Зак. № 333.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz