Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕ Склоненная в легкой задумчивости курчавая голова, мягкая сосредо­ точенность позы, сво- бодно падающие склад­ к и плаща... I Таким возникает пе­ ред нами широко изве­ стный народу памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве на площади, носящей имя поэта. Более восьмидесяти лет этот замечательный памятник украшает од­ ну из центральных пло­ щадей. Его автор — вы­ дающийся р у с с к и й скульптор, сын крепост­ ного крестьянина Алек­ сандр Михайлович Опе­ кушин. Он учился в Пе­ тербургской академии художеств. Трижды проводился конкурс проектов па­ мятника А. С. Пушкину, и в результате модель А. М. Опекушина была признана лучшей. Недаром памятник счи­ тается одним из наибо­ лее совершенных вопло­ щений образа Пушкина в скульптуре. Глубина и мягкий лиризм творчества Пуш­ кина, его гармоничность и гума­ низм — все это нашло полное выражение в памятнике поэту, созданном Опекушиным. Двад­ цать лет собирали люди различ­ ных профессий деньги на его со­ оружение. Наконец 6 июня 1880 года бы­ ло назначено открытие памятни­ ка А. С. Пушкину на Тверском бульваре. К этому торжественно­ му дню готовились не только в Москве. Во многих городах Рос­ сии было выбрано более двухсот депутатов, которые приехали в Москву, чтобы принять участие в празднике. Но к пушкинским дням «гото­ вилось» и царское правительство. Срочно была создана «секретная комиссия», чтобы принять меры в случае возникновения антипра­ вительственных манифестаций у подножия памятника. Тщательно проверялись все приезжающие в Москву. В различные части горо­ да были высланы конные и пе­ шне патрули. Наступил этот день — шестое июня. На улицах Москвы наблю­ далось необычайное оживление. К Страстной площади (так раньше называлась Пушкинская площадь) шли люди со стягами на высоких древках. В середине каждого древка — щит, на кото­ ром написаны названия произве­ дений Пушкина. Сюда же на­ правлялись и делегации депута­ тов со знаменами. На них выши­ ты золотом буквы «А. П.» и наз­ вания городов. Около памятника, закрытого полотном, собрались дети, пле­ мянники и внуки поэта, а также и многочисленные делегации Мо­ сквы и других городов России. Аллеи Тверского бульвара и все прилегающие к площади улицы были заполнены народом. Торжественное открытие- нача­ лось около 12 часов дня кратким словом президента Комитета по сооружению памятника. Наконец было спущено полотно, и взорам присутствующих открылся памят­ ник А. С. Пушкину. Депутаты один за другим возложили венки к подножию; в цветах и лентах скрылись ступени, пьедестал... Народ разорвал канаты, ограж­ давшие площадь, и устремился к памятнику. Простые люди при­ несли к подножию множество бу­ кетиков фиалок и ландышей. Та­ ким образом, чествование памяти поэта превратилось в широкую народную демонстрацию. В пуш­ кинские дни прозвучал и голос выдающихся представителей рус­ ской интеллигенции. На заседа­ ниях в большом зале дворянско­ го собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов), посвященных па­ мяти А. С. Пушкина, с вдохно­ венными речами о зеликом поэте выступили Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев... В 1937 году, в столетнюю го­ довщину со дня смерти поэта, Страстная площадь была пере­ именована в Пушкинскую. На пьедестале памятника восстанов­ лены подлинные строки из стихо­ творения А. С. Пушкина «Памят­ ник», которые ранее были запре­ щены царской цензурой: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал». В 1950 году памятник поэту был передвинут в центр Пушкин­ ской площади, где разбит краси­ вый сквер и сооружены фонтаны. Здесь 10 февраля 1962 года, в день 125-летия со дня гибели А. С. ^Пушкина собирались пред­ ставители советской обществен­ ности — писатели, ученые, рабо­ чие, служащие, артисты, музы­ канты, студенты, учащиеся школ, чтобы .почтить память нашего ве­ ликого соотечественника. Н. БАЛАНДИНА . Н еповторим ое и с к у с с т в о В древней Руси было много замечательных мастеров-живо- писцев. Из всех них больше все­ го славился Андрей Рублев. Имя его пользовалось непререкаемым авторитетом, его ставили в при­ мер другим художникам. Однако еще пятьдесят лет назад произ­ ведения Рублева были почти не­ известны. Знали о нем лишь по литературным источникам. Толь­ ко в начале нашего века начали открывать и собирать его произ­ ведения. Большинство их было найдено после Великой Октябрь­ ской революции. Рублев жил в конце X IV — начале XV века. Это время пер­ вых побед русского народа в освободительной борьбе с тата­ рами, время подъема русской культуры. Главными центрами письменности и искусства были тогда монастыри. Монах подмос­ ковного Андроникова монастыря Андрей Рублев участвовал вме­ сте с Феофаном Греком и Про­ хором с Городца в росписи Бла­ говещенского собора в москов­ ском Кремле. ПозДнее ему была поручена роспись Успенского со­ бора во Владимире. Самое заме­ чательное произведение Рублева, его «Троица», было выполнено им для собора Троицкого мона­ стыря в Загорске. В настоящее время эта икона составляет луч­ шее украшение древнерусского отдела Третьяковской галереи. Сохранились работы, выполнен­ ные Рублевым совместно с его учениками и помощниками. Более пяти веков отделяет Рублева от нас. Не удивительно, что его искусство непохоже на то, к чему привык современный зритель в картинах нашего вре­ мени. Но всякий, кто умеет вдумчиво подойти к произведе­ ниям Рублева, будет поражен их глубокой поэтичностью. Руб­ лев писал свои иконы и фрески на церковные темы, которые в то время были общеприняты. Но он умел придать им неповтори­ мую прелесть. В работах Руб­ лева обращают на себя внима­ ние стройные, изящные юноши, полные благородства и целомуд­ рия женщины, убеленные седина­ ми мудрые старцы. Хотя жесты этих фигур сдержанны, позы спокойны, в них угадывается бо­ гатая внутренняя жизнь. Че­ ловечность искусства Рублева делает его близким и понятным современному зрителю. Произведения Рублева привле­ кают не только высокой мораль­ ной ценностью, но и художест­ венными достоинствами. Его про­ изведения отмечены печатью му­ зыкального очарования: в каж ­ дом живописном образе как бы слышится отзвук мелодии, выра­ женной в контурах и красках. Это особенно относится к знаме­ нитой «Троице» Рублева. Фигу­ ры трех сидящих и беседующих друг с другом ангелов словно сливаются о один аккорд, круго­ вая композиция тонко взвешена, контуры певучи. Живопись Руб­ лева радует глаз человека. Ху­ дожник любил чистые, звонкие н вместе с тем нежные краски и умел их сопоставить таким обра­ зом, чтобы они не спорили, но дополняли друг друга и состав­ ляли гармоничное созвучие. Рублев сумел в своем искус­ стве выразить народные пред­ ставления о духовном совершен­ стве человека и художественной гармонии. В настоящее время имя Анд­ рея Рублева заслуженно поль­ зуется всеобщим признанием во всем мире. На территории быв­ шего Андроникова монастыря, где жил, работал и был погре­ бен Рублев, открыт музей его имени. М. АЛПАТОВ. Лауреаты Ленинских премий 1962 года в об­ ласти литературы и ис­ кусства. На снимках (слева направо): поэт :П. У. Бровка, пианист Э. Г. Гилельс, скульптор Л. Е. Кербель. (Фотохроника ТАСС). 1 В Доме, культуры строителей Суббота. 12 мая. Художествен­ ный фильм «Одним летним днем». Начало сеансов в 13, 15, 17, 19 и 21 час. Воскресенье. 13 мая. Художест­ венный фильм «Наша улица». На­ чало сеансов в 17, 19 и 21 час. Для детей — кинофильм «Живые герои». Начало сеансов в 12 ,и 14 часов. Открытие парка строите­ лен (по особой программе). Нл чало в 20 часов. Понедельник. 14 мая. Лекция на тему: «Достижение советской науки в области космических по летов». После лекции — кино­ фильм «Полет к звездам». Нача­ ло в 19 час. 30 мин. Вторник. 15 мая. Художествен ный фильм «Гордец Лойза». На­ чало сеансов в 13. 15. 17, .19 час. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Липецкий .городской участок «Союзпечати» доводит до сведения всех подписчиков, что производится подписка на газеты и «суриалы на второе полугодие текущего года. Срок подписки заканчивается: на журналы — 6 июня, на центральные газеты — 17 июня, «а местные газеты — 27 ию­ ня. На все лимитированные издания .подписка принимается до 20 мая. Не забудьте своевременно продлить подписку! Городской участок «Союзпечати». Средняя школа рабочей молодежи № 7 треста «Липецк- строй» производит прием учащихся в 6, 7, 8, 9 и 10 классы на 1962—63 учебный год. Желающие поступить в школу представляют следующие документы: заявление о приеме, справку (свидетельство) об образовании, справку с места работы, справку с места жи ­ тельства. Прием документов производится до 25 августа с. г. еже­ дневно. ) При школе открыты курсы по подготовке к поступлению в школу. Адрес школы: г. Липецк, ул. Дзержинского, 27. ПИШИТЕ по адресу : На этом снимке вы видите учащихся-десятикласоников нашей п-одшефной средней школы (49 29 в лаборатории. Они на практике познают законы химии. Особенно интересуются будущие рабочие и студенты реакциями, которые происходят при соединении элементов. Фото В, Ларина. г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 52212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz