Строитель. 1962 г. (г. Липецк)
Б е с е д ы Она любит спорт на естественно-научные т е м ы ЗЕМЛЯ— МАРС— ЗЕМЛЯ Галина Жеребчикова — лучшая работница «Отделстроя» № I. Она — стеколыцица. Кроме своей специальности Галина овладела еще дву мя: шофера и маляра. Бригада, в которой рабо тает комсомолка, борется за звание коллектива коммунистического труда. Галина увлекается спортом. В октябре 1961 года, участвуя в республиканских соревнованиях за сборную команду области, она выполнила норму мастера по велосипеду. Не прекращает тренировок Галина и зимой. Сейчас ее часто можно встретить с лыжами. Девушка — член сборной команды нашего треста. НА СНИМКЕ: Г. Жеребчикова. Фото А. Карелина, инструктора по производственной гимнастике «Отделстроя» № 1. ХОРОШО В НАШЕМОБЩЕЖИТИИ Уютно в общежитии № 24 по улице Суворова. Здесь чистота и порядок. Жильцы соревнуются за звание «лучшая комната». Бытовой совет борется за строгое соблюдение поряд ка, регулярно организует культурно - массовые ме роприятия. Кроме этого, проводятся культпоходы в театр и кино. Многие из девушек учатся в вечер них школах и техникумах. Не пустует ц красный уголок. Здесь всегда мож но почитать свежие газе ты и журналы, поиграть в шашки или шахматы, по смотреть интересный кино фильм по телевизору. Для любителей шить проводят ся занятия по кройке и шитью. В соревнование среди других общежитий треста общежитие № 24 заняло первое место по образцо вой чистоте и порядку. К. ДЮКОВА . Ученые давно изучают нашу ближайшую соседку Луну и планеты солнечной системы. Но до сих пор ис следование ИХ“1ВеЛОСЬ толь ко с поверхности Земли. Поэтому, например, наблю дению деталей обширных низменностей Луны (так называемых «морей»), ее кольцевых гор - кратеров или цирков сильно мешал почти трехтысячекиломет ровый слой земной атмос феры. После того, кай в Советском Союзе были ус пешно запущены первые в мире космические раке ты, стала очевидна и прин ципиальная возможность непосредственного полета в ближайшем будущем на небесные тела и исследо вание их вблизи или непос редственно «на месте». А выход в космос человека и доказанная нашими космо навтами возможность жиз ни на космическом корабле еще больше приблизили день первого рейса на пла неты. Одновременно с констру ированием различных ти пов ракет и запуском кос мических кораблей- - спут ников ученые кропотливо изучают и выявляют воз можные и наиболее выгод ные траектории межпла нетных полетов. Начала интенсивно развиваться аст ронавигация — новая нау ка о маршрутах полетов на планеты. И это понят но. Ведь рейсы на Луну, Марс, Венеру и другие не бесные тела можно осуще ствлять по самым различ ным траекториям, и, ко нечно, следует стремиться, чтобы каждое путешествие проходило с возможно меньшим расходом топли ва. Исследования показа ли, что последнего можно добиться, если корабль на править к небесному телу не п.о прямой, а по эллип тической траектории. По расчетам при началь ной скорости корабля (за пределами атмосферы) в 11,34 километра в секунду ему до Луны потребуется 36 часов полета. При ско рости жр несколько мень шей — в 11,12 километра в секунду — ракета доле тит за 60 часов. Эллиптическая траекто рия — наиболее выгодная в энергетическом отноше нии и для того, чтобы до стигнуть Марса. В этом случае при начальной ско рости в 11,2 километра в секунду, когда ракета прак тически освободится от притяжения Земли, ей сле дует придать небольшую дополнительную скорость — 3 километра в секунду. Но можно поступить иначе: сразу же при взлете со общить ракете скорость, равную 11,6 километра в секунду. Когда корабль приблизится к Марсу, он будет иметь скорость в 5,7 километра, и при посадке ее придется «гасить» вклю чением тормозных двигате лей. Такое путешествие займет 259 суток при длине маршрута в 586 миллионов километров! Обратное возвращение с Марса будет зависеть от соответствующего распо ложения в пространстве нашей Земли. Ожидание его продлится, как показы вают расчеты, 15 месяцев. А весь рейс, таким обра зом, займет около трех лет. Можно долететь до крас ной планеты и гораздо бы стрее. Для этого космиче скому кораблю следует со общить скорость не 11,6, а 16,7 километра в секунду. Тогда корабль будет дви гаться по параболической траектории и долетит до Марса «всего» за 70 суток — 2 месяца и 10 дней! При такой начальной скорости остановка на загадочной планете продлится не 15 месяцев, а только 13 су ток... Полет на Венеру по эл липтической траектории мо жет .продлиться 5 месяцев, или 146 суток. Для этого скорость отлета космиче ского корабля с Земли должна быть 11,5 километ ра в секунду. Пробыв на Венере 467 суток, т. е. 1 год и 3 месяца, космонав ты смогут возвратиться на Землю. Для рейса на Юпитер — самую большую планету солнечной системы — при минимальной скорости от лета корабля в 14,2 кило метра в секунду потребует ся 2 года, 267 суток. Естественно, что мы при вели здесь лишь некоторые из возможных вариантов космических путешествий. Ученые подсчитали, что при небольшом увеличении расходов топлива есть воз можность значительно со кратить сроки полетов на другие планеты. И в каж дом конкретном случае теоретики космонавтики сумеют найти наиболее «вы годную» траекторию. При чем путь космического ко рабля к небесным телам может начаться не только с поверхности Земли, но и с искусственного спутника, как это предложил еще К. Э. Циолковский и что уже было, например, осу ществлено 12 февраля 1961 года. В тот день с тяжелого искусственного спутника Земли стартовала на Венеру автоматическая межпланетная станция. Для чего же нужен та кой рейс «с пересадкой»? В этом случае начальная В Г О С Т Я Х У Д Е Д Я М О Р О З Я Весело и увлекательно провели каникулы дети строи телей. В Доме культуры для них проводились игры и забавные викторины у елки. Были здесь Дед Мороз и Снегурочка и много других персонажей из русских на родных сказок. Хорошо было на елке детям. Н. ШИТОВ. Р а д о с т ь с е мь и — Счастливые! — посмотрев на фотографию, непременно скажете вы. Это действительно так. Когда плотник хабаровского стройуправле ния № 272 Виктор Селицкий закан чивал отделку одного из новых пя тиэтажных домов, в бригаде шути ли: «Женись, квартира-то уже гото ва отличная...» Так и получилось. Когда Виктор и Светлана, лаборант ка Хабаровской ТЭЦ, сыграли весе лую свадьбу, постройкой вручил мо лодоженам ключи от повой кварти ры. Сейчас растет у них дочурка Ирочка, внося в семью много радо сти. Светлана и Виктор — студенты. Виктор занимается на строительном факультете Хабаровского железно дорожного института, а Светлана заканчивает железнодорожный тех никум. В доме, где живут молодые супруги, есть круглосуточные дет ские ясли, которые посещает Ироч ка. НА СНИМКЕ: в часы досуга Вик тор и Светлана Селицкие с дочур кой Ириной. (Фотохроника ТАСС). скорость космического ко рабля будет, конечно, го раздо меньшей, чем при старте с Земли, что потре бует меньшей траты го рючего. Так, при полетах со спутника Земли на Л у ну, Марс или Венеру на чальная скорость ракеты не превысит 3,6 километра в секунду. Сейчас перед учеными во весь рост стала проблема благополучного спуска кос монавта на другие плане ты, отлета с них и возвра щения из космоса на Зем лю. Ведь обеспечение пол ной безопасности полета человека к мирам солнеч ной системы —■ грандиоз ная и сложнейшая задача. Мы уже знаем, что когда космический корабль будет приближаться к Луне или к планетам, то, попав в сферу их действия (а она тем больше, чем больше масса небесного тела), начнет увеличивать ско рость, как бы «падать» на их поверхность, и ее при дется как-то «гасить». Точно такую же началь ную скорость космический корабль должен будет раз вить, чтобы взлететь с пла неты (если она лишена ат мосферы) и преодолеть силу ее притяжения. Вели чину этой скорости, назы ваемой «скоростью осво бождения», можно вычис лить, зная массу небесно го тела и его радиус. Так, чтобы «оторваться» от по верхности Луны, преодо леть силу ее притяжения и улететь на Землю или на другие планеты, космиче скому кораблю надо раз вить скорость всего в 2,4 километра в секунду. А для отлета с Марса потре буется начальная скорость не менее 5 километров в секунду. Что же касается отлета с Венеры, Эо тут скорость должна быть не менее ^10,3 километра в секунду. Чем больше планета, тем большую начальную око- - , рость надо придать косми ческому кораблю для пре одоления силы ее притяже ния. Так, чтобы вылететь с Юпитера, масса которого в 317 раз больше земной, а сила тяжести на поверх ности в 2,6 раза превыша ет земную, корабль дол жен будет развить гро мадную скорость в 60 ки лометров в секунду. Зато, чтобы покинуть, например, поверхность одного из спутников Марса, доста точно сообщить «ракете на чальную скорость всего лишь неаколько метров в секунду. Поэтому спутники планет или астероиды в дальнейшем могут приоб рести важное значение как «пересадочные» станции или удобные «пристани» для временных стоянок космических кораблей. Немало опасностей таит в себе, особенно на первых порах, рейс в космос. Мно жество сложнейших проб лем надо еще разрешить, прежде чем корабль спу стится на поверхность спутников Солнца. Но то. . что уже сделано в обла-^ стях космических полетов в Советском Союзе, вселя ет уверенность, что вели чайшая мечта человечест ва — полеты на другие планеты — будет осуще ствлена в нашей стране, победно идущей к комму низму. В. ЛУЦКИЙ , действительный член Академии наук СССР. НА ЛЫЖНОЙ ПРОГУЛКЕ Фотоэтюд В. Ларина. За редактора А. АБРАМОВА. ПИШИТЕ г. Липецк, ПО АДРЕСУ; ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуру!. 'Г АЭ 54025 Зак. № 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz