Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Строитель. 1962 г. (г. Липецк)

Театральная династия Садовских 125 лет представители династии артистов Са­ довских украшают сце­ ну старейшего Малого театра. В 1839 году был принят в труппу Мало­ го театра провинциаль­ ный актер «рязанский мещанин Пров Михай­ лов по прозванию Ер­ молаев, Ермилов, тож — он же Садовский». С этого года фамилия Са­ довских не сходит с афиш Малого театра. И сейчас в Малом театре играет представитель четвертого поколения Садовских — сын народ­ ного артиста СССР Прова Михайловича Са­ довского — Пров Про- выч Садовский и пле­ мянник П. М. Садов­ ского — заслуженный артист республики Ми­ хаил Михайлович Са­ довский. Родоначальник этой славной династии был знаменитым воплотите­ лем образов великого драматурга Островского. Особенным успехом со­ провождалась его игра в роли Любима Торцова в пьесе «Бедность не по­ рок». Четырехлетний Пров жил у братьев своей матери — провинциаль­ ных актеров Садовских, фамилию которых он и взял, когда стал четыр­ надцати лет играть на сцене Тульского театра. После кончины своих дядей он служил актером в Ельце, Калуге, Ряза­ ни, Тамбове, Казани и вернулся в Тулу, где стал видным арти­ стом театра. В первый же год своей рабо­ ты в Москве он сыграл роль бой­ кого и смышленного крестьянско­ го парня в водевиле «Филатка и Мирошка — соперники». Поразив «правдой и отсутствием игры», он, по общему признанию, был «неподражаемо хорош». Создан­ ные им в дальнейшем образы в пьесах Гоголя, Сухово-Кобылина, Тургенева, Писемского и особен­ но Островского раскрывали внут­ ренний мир русского человека. Знание нравов, характеров и обычаев своих соотечественников позволило Прову Садовскому каждый воплощенный им образ делать жизненно правдивым, убе­ дительным и казаться на сцене не актером, играющим роль, а словно живым человеком, при­ шедшим на сцену из окружающей действительности. Продолжая и развивая реалистическое актер­ ское мастерство, основоположни­ ком которого был Щепкин, Са­ довский умел соблюдать «вер­ ность передачи типичных харак­ теров в типичных обстоятельст­ вах», что, по словам Энгельса, и является реализмом. Ближайшими и наиболее ярки­ ми продолжателями искусства Прова Садовского были его сын Михаил и его невестка Ольга Осиповна Садовские. Оба они всю жизнь горячо пропагандиро­ вали творчество Островского и своей талантливой игрой сумели История „Березки** в Среди музыкальных произве- зин участвовал в обороне Порт- дений, полюбившихся нашему на­ роду,4, есть несколько популяр­ ных русских вальсов. Их называ­ ют обычно «старинными», хотя они созданы не так уж давно. К их числу относится широко изве­ стный вальс «Березка». Простота и задушевность мелодий, бли­ зость ее к интонациям народной песни явились теми достоинства­ ми, которые сделали этот вальс понятным широкому кругу слу­ шателей. Его и сейчас можно ус­ лышать в концертах, по радио. Поэт А. Безыменский написал к нему новые слова, и теперь хоре­ ографический ансамбль «Берез­ ка» с 1958 года под музыку этого вальса показывает поэтическую картинку. Кто же автор «Березки»? В 1848 году в одном иг вен­ ских музыкальных издательств был опубликован цикл романсов 19-летнего А. Г. Рубинштейна под общим названием «Шуточки» на текст немецкого поэта Рудольфа Ливенштейна. Среди них и был приобревший популярность в кон­ це XIX века романс «Разбитое сердце» с русским текстом В. А. Крылова (Александрова). Но осо­ бую известность романс получил на Украине, где его исполняют под названием «Я бачив як витер березку зломив». Этот романс входит в настоящее время в ре­ пертуар одного из лучших опер­ ных певцов Б. Р. Гмыри. Под влиянием этого романса и был написан вальс «Березка». В некоторых современных изданиях указан его автор — Б. Л. Шил­ лер. Однако здесь ошибка. Она вызвана тем, что Шиллеру, од­ ному из многочисленных компо­ зиторов - любителей, принадле­ жит вальс того же названия. В действительности же мелодия «Березки», сохранив основную мелодию романса «Разбитое сердце», написана русским ка­ пельмейстером Евгением Михай­ ловичем Дрейзиным. Одно из первых ее изданий было опубли­ ковано в Иркутске в 1911 году, где автор служил в 26-м сибир­ ском полку. В его составе Дрей- Артура. После капитуляции крепости Дрейзин находился в японском плену в местечке Матцуямо, где, по всей вероятности, и был им написан вальс «Березка». После опубликования вальса в Иркут­ ске он был напечатан в Москве в издательстве Ямбор в 1913 ГО­ ДУ- Автор этого вальса после Ок­ тябрьской революции долгое вре­ мя работал в Керчи, а затем в Калуге, где основал первый ком­ сомольский оркестр, за что был удостоен звания почетного ком­ сомольца. В годы Советской вла­ сти Дрейзин написал несколькс песен на слова К. Алтайского. Его перу принадлежат также вальсы «Тайна Мазурских болот», «Байкальские волны» и другие. Умер он в 1932 году. Но вальс «Березка» не забыт и до сих пор жив в сердце русского народа. В. КОМАРОВ. В ДОМЕ НУДЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ~ Суббота. 7 апреля. Художест­ венный фильм «Симитрио», На­ чало сеансов в 16, 18 и 20 часов. Вечер отдыха для молодежи. На­ чало в 21 час. Воскресенье. 8 апреля. Детский утренник на тему «Первый рейс к звездам», посвященный годовщине полета Юрия Гагарина в космос. Начало в 10 часов. Художествен­ ный фильм «Самые первые». На­ чало сеансов в 12, 14, 16, 18 и 20 часов. Вечер ганцев. Начало в 21 час. Понедельник. 9 апреля. Лекто­ рий технического прогресса в строительстве. Лекция на тему: «Передовые методы электрогазо- сварочных работ в строительстве промышленных объектов». После лекции — кинофильм. Начало в 19 час. 30 мин. Вторник. 10 апреля. Художест­ венный фильм «Где одного алиби мало». Начало сеансов в 16, 18 и 20 часов. сохранить на сцене Малого геат - ) ра классическое наследие этого замечательного драматурга. Михаил Садовский (1847— 1910), начиная с первого своего выступления в Малом театре, всю свою жизнь играл в пьесах высо­ ко им чтимого драматурга. Не­ поддельная задушевность, под­ линная человечность при благо­ родной простоте внешних прие­ мов позволяли ему волновать и трогать зрителей, а порой и сме­ шить до слез. Умел он вызывать сочувствие к «маленьким» и опу­ стившимся под гнетом обстоя­ тельств людям. Среди его сценических шедев­ ров, кроме ролей из пьес Остров­ ского, были и персонажи произве­ дений Льва Толстого, Пушкина и Гоголя. Великолепная актриса Ольга Осиповна Садовская (1859—1919) с молодых лет играла «комиче­ ских старух»; ее редкостное уме­ ние создавать образы простых русских женщин — купчих, меща­ нок, свах, нянек, кухарок, дере­ венских баб — делало ее непов­ торимым художником русской сцены. Представительница третьего по­ коления Садовских — Елизавета Михайловна (1870—1934) обла­ дала сценической непосредствен­ ностью, была великолепной испол - { нительницей образов Островского и прежде всего «девушки Снегу­ рочки», пленявшей поэзией рус­ ской сказки. К этому поколению Садовских принадлежал и народ­ ный артист Советского Союза Пров Михайлович Садовский — внук (1874—1947), сыгравший значительную роль в советском Малом театре. Это был актер широкого диапазона дарования, превосходный исполнитель самых разных персонажей в пьесах Ос­ тровского, Грибоедова, А. К. Толстого, Шиллера и Шекспира. Он же первым на сцене Малого театра создал образ нашего сов­ ременника, матроса-большевика Кошкина в «Любови Яровой» Тренева. Ряд постановок П. М. Садовского, например, «На всяко­ го мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Горе от ума», много лет не сходил со сцены. В последние годы жизни он был ху- ) дожественным руководителем } Малого театра. ^ В честь Садовских названа о д - . на из улиц в Москве, а на доме,) где жил и умер народный артист > СССР Пров Михайлович Садов- ^ ский, воздвигнута памятная доска > с его барельефом. \ Вл. ФИЛИППОВ. ) Н О В О С П Н 1 1 Большая дружба Темная дружба .спягёыва'ет кол­ лектив ггер'эого строительного уп­ равления и пленок сельхозарте­ ли «Растет» Боринского района. Строители взяли шефство над колхозом, решили -оказывать ему помощь в ра-эви-таи хозяйства. Недавно в колхозе побывали представители управления и вдге- сте с руководителями артели на­ метили мероприятия по шефской помощи. Строители- выделили от­ ходы металла и пиломатериалов для ремонта еель-хо-зиявентафя, необходимого при проведении ве­ сенне-посевной кампании. Они также изготовили два бака для подвоза барды на автомашинах с сахарного завода. С каждым днем крепнет друж­ ба строителей и колхозников. Н ВЕНЕВЦЕВ Третьего апреля театральный коллектив Дома культуры строи­ телей поставил спектакль по пь-е-с-е В. Соловьева «Опасная профессия»., Спектакль прошел с большим -успехом. Весь сбор от спектакля коллектив передал в фонд ми­ ра. Ф. БУБНОВ Успешно овладевают мастерстзом кройки и шитья Почти в каждой комнате .об­ щежития № 24 по улице Суво­ рова можно встретить швейную ■машину. Многие девушки про­ являют большой интерес к крой­ ке и шитью. Они охотно посеща­ ют кружок, организованный в -общежитии, который помогает им овладеть мастерством кройки и шитья. Девушки часто в свободное от работы -время просиживают за любимым занятием. Они шьют -себе новые платья, модные коф­ точки и юбки. -Красивую одеж­ ду готовят девча-та к предстоя­ щему празднику — 1 Мая. Т. ПОПОВА, рабочая. В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ Многих строителей можно встретить по вечерам в библи­ отеке вашего Дома культуры. И каждый из них уходит до­ мой довольным. В библиотеке около 17 тысяч мнит. К полкам, где находятся книги, открыт свободный доступ. Это облег ча-ет читателям выбирать для себя нужную -книгу. Книжный фонд библиотеки постепенно пополняется новы­ ми произведениями -советских и зарубежиых авторов, книга­ ми по технике, строительству и другим отраслям знаний. Сейчас работники библиотеки совместно с читательским активом готовятся к проведению литературного 'вечера на тему: «Образ В. И. Лемин-а в художественной литературе». Помимо этого, состоятся детские утренники, посвященные дню рождения В. И. Ланина и годовщине со дня пар-вого полета человека в космос. В библиотеке оформлены книжные выстав­ ки. На снимке: в библиотеке Дома культуры строителей. Фото В. Ларина. Редактор К. ОГРЫЗКОВ ПИШИТЕ по адресу : г. Липецк, ул. Суворова ,24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 53252. Зак № 2779

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz