Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
Лекция прослушана с интересом Строители новой доменной печи проявляют большой интерес к событиям, происходящим в нашей стране и за рубежом. Они повседневно читают газеты, которые аккуратно доставляются на площадку, обращаются с интересующими их вопросами к агитаторам, лекторам. 22 марта в вагончике, где размещается штаб ударной стройки, было много молодых строите лей. Они собрались сюда за тем, чтобы прослу шать лекцию о внешней и внутренней политике США. Об этом просто и доходчиво рассказал домностроителям лектор т. Павленко. Рабочие задали ему много вопросов, на которые т. Пав ленко дал исчерпывающие ответы. А. СМИРНОВ. БЕЗ КОНТРОЛЕРОВ Горький. Кинотеатр имени Минина работает без контролеров. Купив билет, зрители гари входе опускают учетный талон в специальный ящик и занимают свои места. (Фотохроника ТАСС). ПОЛЕТЫ КРЫЛАТЫХ СЛОВ «Известный ученый ку пил двадцать уток и тотчас приказал нарубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил осталь ных птиц. Он поступил точ но так же с другой уткой, потом с третьей, четвертой, пока не осталась только одна, которая пожрала, та ким образом, девятнадцать обоих подруг». Более ста лет назад бель гийский юморист Корнелис- сен напечатал в однО|М жур нале эту заметку. Другие перепечатали ее. Все только и говорили что о прожор ливости уток. Вскоре автор сам рас крыл секрет этого «научно го опыта», бывшего от на чала и до конца выдумкой юмориста. С этих пор вся)- кая ложь в печати стала именоваться «уткой». НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ Так рассказывается о происхождении выражения «газетная утка» в книге Эдуарда Вартаньяна «Из жизни слов». «Из жизни слов» — не совсем обычная книга. Это своеобразный словарь, в ко тором о наиболее интерес ных для ребят словосоче таниях рассказывается в форме маленьких новелл. Занимательный словарь Эдуарда Вартаньяна поле зен и интересен. Из него можно узнать, и что такое «.парфянская стрела» :и по- П о л у ч и л и н о в у ю сп ец и ал ьн о ст ь Включившись в соревно вание за звание коллектива коммунистического труда, рабочие растворного отде ления бетонорастворного цеха завода «Стройдеталь» обсудили и приняли обяза тельства. В частности, они решили приобрести смеж ную профессию. И вот вско ре в отделении начались .за нятия. Вел их механик Юрий Громов. Недавно тринадцать ра^ бочих успешно сдали экза мены. Операторы Мария Болотова, Пелагея Булев ская, Людмила Фурсова, разнорабочая Мария Ситни кова и другие получили специальность мотористок. А. КУЗНЕЦОВ. Известный шахмат и с т, чемпион мира по шахматам В. Стейниц и великий рус ский шахматист М. Чигорин никогда не роняли своего достоинства перед знатны ми меценатами, которым казалось, что за деньги им все позволено. Как-то В. Стейниц в вен ском кафе играл в шахма ты. За игрой наблюдал один из банкиров Австрии. Он позволял себе развязные замечания о комбинациях В. Стейница и его против ника. В ответ на одно из таких замечаний В. Стейниц >зая вил самоуверенному банки ру, что денег у того в кар мане, к сожалению, зна чительно больше, чем мыс лей в голове. — Да знаете ли, с кем вы говорите! — закричал взбе шенный банкир. — Отлично знаю,—отве тил Стейниц, — но, не смотря не все ваши мил лионы, вы никогда не смог ли бы выиграть у меня, да же если бы я дал вам ла дью вперед. В России роль меценатст вующего покровителя шах мат играл князь Дадиан- Мингрельский. В 1903 г. в Киеве прохо дил третий всероссийский Э Р Ленинград!.. На берегу Не вы — от набережной до Двор цовой площади — раскинулся великолепный архитектурный ансамбль зданий, возведенных великими зодчими, — Зимний дворец, Малый, Старый, Но вый Эрмитаж, Эрмитажный театр. В этих зданиях собраны коллекции одного из величай ших в мире музеев культуры и искусства — Государственного Эрмитажа. Многочисленные залы музея поражают своим архитектур ным убранством. Они богато украшены росписями, лепкой, позолотой, цветным камнем. Ряд залов Зимнего дворца представляет особый истори ческий и художественный ин терес, например Малахитовый зал, названный так благодаря его отделке: колонны, пиляст ры, камины искусно облицова ны в нем дорогим уральским малахитом. В 1917 г. это был зал заседаний Временного пра вительства. В соседней с ним «Малой» столовой в ноябре 1917 г. были арестованы ми нистры Временного правитель ства. Сохранились «Большой» и «Малый» тронные залы Зим него дворца, Галерея Отечест венной войны 1812 года, укра шенная портретами- ее участ ников. Коллекции Эрмитажа, раз мещенные более чем в 300 за лах, позволяют проследить « : Монгольское пословицы Большие птицы молчаливы, малая птаха боль ше всех кричит. Незнакомая дорога кажется опасной, неизве стный человек — сердитым, в неначатом деле змея сидит. У каждой горы свой склон, у каждого челове ка свой нрав. Удача подобна тени смелого: она неотступно следует за ним. Велик океан, но и капля воды для него — прибыль. Одно обдуманное слово дороже тысячи легко весных фраз. В тяжелые дни нужна твердость, в светлые дни — осторожность. Около золота и латунь ярче блестит. Самая легкая дорога — та, которую прошел. По делам и почет. М И Т развитие культуры и искусства человечества со времен перво бытного общества до наших дней. В отделе первобытной куль туры можно увидеть памятни ки, насчитывающие до 500 тыс. лет (орудия труда древнека менного века). На выставках отдела истории русской куль туры представлены разнооб разные памятники культуры и искусства России с VIII в. до середины XIX в. В годы Советской власти создан отдел культуры и ис кусства народов советского и зарубежного Востока. В залах зарубежного Востока хранят ся уникальные китайские из делия из фарфора, бронзы, камня, старинное индийское оружие, миниатюры и совре менные живопись и графика Индии. В отделе культуры и искус ства античного мира — бога тейшая коллекция ваз, мра морной скульптуры, террако ты, бронзы. Более чем в 100 залах Эр митажа находятся творения почти всех прославленных ма стеров кисти и резца Запад ной Европы разных веков. Здесь работы итальянских ма стеров эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело; ху дожников Испании XVII в. — Веласкеса, Риберы, Мурильо; мастеров Фландрии XVII в.— Рубенса, Ван-Дейка; богатей шее собрание произведений голландской живописи XVII в. — картины Остаде, Я. Рейсда- ля, портреты фр. Гальса; одна из наиболее полных коллекций произведений Р е м б р а н д т а . Есть в Эрмитаже работы не мецких художников XV—XIX веков и среди них Дюрера, Л. Кранаха, Гольбейна, Менг- са, К. Фридриха и др. Собра ние французского искусства XV—XX вв, занимает много залов. Здесь можно видеть картины Пуссена, Лоррена, Ватто, Шардена, скульптуру Фальконе и Гудона, а также богатую коллекцию произве дений импрессионистов. В за лах английского искусства XVII—XIX вв,—картины Рей- А Ж нольдса, Гейнсборо и многих других. Изо дня в день нескончае мым потоком проходят по за лам экскурсанты, отдельные посетители. Подолгу задержи ваются они у картин Леонар до да Винчи «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком». Геро ини Леонардо полны больших материнских чувств. Экскурсанты — в зале фла мандской живописи. Перед ни ми картины Рубенса — «Союз Земли и Воды», «Персей и Ан дромеда», «Вакх» и др. Природа предстает в них в живом разнообразии, в богат стве переливающихся кра сок, человек — чаще всего в порыве чувств, в моменты на пряжения воли. Художник стремится передать ощущение красоты и ценности человека и природы. ...Зал величайшего голланд ского художника Рембрандта. Под кистью художника ожили библейские легенды и превра тились в полный огромной си лы рассказ о человеке, его чувствах и переживаниях («Возвращение блудного сы на»), Рембрандт показывает богатство духовной жизни простого человека. Необычайно проникновенны и задушевны созданные им портреты («Пор трет старика в красном», «Портрет старушки»). Музей возник в XVIII в. как частная галерея Екатерины II. Вход в музей для населения до 1852 г. был закрыт, а затем, вплоть до Октябрьской рево люции, ограничен. Только при Советской власти богатейшие коллекции стали достоянием народа. До рево люции за год музей посещало всего несколько тысяч чело век, теперь годовое число по сетителей около >1 млн. В советское время коллек ции Эрмитажа увеличились бо лее чем втрое. В музее ведется большая научно - исследова тельская работа. Музей устра ивает лекции, передвижные выставки в разных городах СССР, временные выставки произведений искусства, при сланных из других музеев страны и из-за границы. турнир. (Живший в Киеве Дадиан-Мингрельский по требовал, чтобы Чигорин посетил его. Чигорин отка зался. Через некоторое время Дадиан-Мингрельский ото мстил Чигорину. Внеся не которую сумму на органи зацию международного тур нира в Монте - Карло (1903 г.), он добился ис ключения из этого соревно вания уже приехавшего в Монте-Карло единственно го представителя России М. И. Чигорина «за непоч тительность». Н. МИХАИЛОВ. -------------------- ► Л Е Г Е Н Д Сквозь тысячелетия до нас дошла такая легенда. О&ончив строительство ве ликолепного города, древний царь решил прославить луч ших строителей и пригла сил к себе каменщиков, плотников, столяров, масте ров по золоту и серебру. ,На возвышении, украшен ном драгоценными камня ми и искусной резьбой, бы ло установлено кресло по чета. Лучший из лучших мастеров, человек, заслужи вающий наибольшего ува жения среди строителей, должен был занять его. Когда гости явились к ца рю, один из них, не ожи дая приглашения, смело вышел из толпы, взбежал чему до сих пор «жив ку рилка». Невредно будет по читать книгу и тем, кто держит «нос по ветру», а «золотая молодежь» узнает, почему в этих словах столь ко иронии и презрения. В. ХРОМУШИН. 4 --------- =— ------ по ступенькам к креслу по чета и сел. Разгневанный царь грозно спросил самозванца: — Кто ты такой и по ка кому праву ты занял это место? Спокойно переждав, пока утихнет ропот толпы, незна комец обратился к камен щику: ( — Скажи, «то сде- . А лал твои инструмен ты? — Кузнец, — молвил ка менщик. — А твои? — обернулся дерзкий гость к плотнику. — Тоже кузнец... ■И кому бы ни был за дан этот вопрос, все отве чали одним словом — куз нец! Тогда незнакомец встал и сказал: — Вот видишь, царь! Ни кто из твоих мастеров не смог бы выполнить свою работу без сделанных куз нецом железных инструмен тов. Я кузнец, мастер но добыче и обработке железа. И это место должно при надлежать мне! ОДНАЖДЫ .. Ошибна лжеученого Одним из наиболее признанных авторитетов в * области лженауки френологии был американец ^ Джемс Джонс. ' ♦ Однажды к нему зашел молодой профессор фи- ♦ лософии, человек весьма рассеянный. В Споре, 4 защищая отдельные положения френологии, | Джонс заявил, что он сможет определить умст- А венные качества своего собеседника по строению ^ его черепа. Ощупав затылок молодого ученого, ♦ Джонс оказал: | — Господин профессор! Берусь утверждать, ^ что у вас необыкновенно развита память! — Неужели? Это меня очень радует, — отве- $ тил ему философ, — только попрошу вас запи- | сать все, что вы мне сказали, иначе тут же за- Т буду,- | Путь к бессмертию Бернард Шоу, уже будучи прославленным пи- } сателем, столкнулся однажды на дороге с вело- | сипедистом. К счастью, оба отделались только * страхом. Велосипедист начал извиняться, но Шоу возразил: ♦ — Вам не повезло, сэр! Еще немного энергии * —и вы заслужили бы бессмертие как мой убийца. } За редактора А. АБРАМОВА. П ИШ И Т Е НАМ п о а д р е с у : г. ЛИПЕЦК, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 42165 Зак. № 1867
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz