Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
| С КОНЦЕРТОМ К ВОИНАМ | Сегодня коллектив художественной самодея- X тельности управления «Спецстрой» выезжает к ♦ воинам местного гарнизона. Там спецстроевцы « выступят перед воинами с большим концертом. X В программе его — хоровые песни. массовые | пляски, сольные номера. | Концерт и встреча строителей с воинами по- | священы приближающейся знаменательной дате | — 43-й годовщине Советской Армии. • мам же эта находка так арХ.е0ло>га? СОЗДАНЫ ЕЩ Е ДВА - » „ КОЛЛЕКТИВА > На острове Самофракия ■в Эгейском море закончила работу американская архео- :логическая экспедиция. Среди множества обломков стануй, ваз со скульптурны ми изображениями богов и героев, различных предме тов быта особой заботой амермкэнского профсссора был ничем «не примечатель ный на первый взгляд глиняный шар диа- м 0 ,т|ром около шести сантиметров, Пересе* чей ный какими-то выпуклыми линиями. Ч СКОЛЬКО ЛЕТ В управлении «Жил- строй» недавно организо вана художественная само деятельность — хоровой г танцевальный коллективы. Участвовать в художествен ной самодеятельности изъя вили желание многие стро ители. Все огги регулярно посещают занятия и репе тиция. Девушки и юноши старательно разучивают новые погни и тайны. К. СОКОЛОВ. ВСТРЕЧА С СОКОАЬЦАМИ 8 февраля на стадионе завода «Свободный сокол» ■состоялась матчевая встре ча по хоккею с мячом двух сильнейших команд обла сти — команды сокольцев и нашего треста. В 15 часов прозвучал судейский сви сток. Ипру начали строите ли. Они предложили очень высокий темп, и вся первая половина игры прошла в острых атаках строителей. На 15-й минуте капитан команды «'Строитель» Тор- жинский с однннадиати- мегрсвого удара забивает мяч в ворота сокольцез. Во второй половике игры команда завода «Свобод ный сокол» решила во что бы то ни стало отквитать гол. Их стремительные ата ки одна за другой конча лись победой. Игра закон чилась со счетом 3 :1 в пользу хоккеистов «Соко ла». В. ХРЮКИН, инструктор по физкультуре и спорту. ная модель кожаного на дувного мяча, благодаря которому ученые устано вили, что древним грекам был известен надувной ко жаный мяч. Древняя модель мало чем отличается от нашего современного мяча. Он был, как и наш, сшит из ко жаных клиньев. Правда, до этой находки ученые уже располагали, хоть и омутными, но сведениями о мяче из стихов .древнегре ческого поэта Марциала, но Марциал жил в Риме в I веке нашей эры, а само- фракийская находка отно сится к III веку до нашей эры. Значит, выходит, что на шему современному фут больному мячу ни мало ни много, как 23 века, т. е. 2.300 лет? Видимо, даже больше, т. к. недавно в Греции на шли барельеф, изображаю щий игру, похожую на... хоккей. Ученые установили, что этот барельеф создан .не позднее VI века до на шей эры. Таким образом, бесспорно, что наш резвый современник, футбольный мяч, в весьма почтенном возрасте. СИРИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ Кто н© пьет из ладони, ум ре т от ж ажды . Что муравей соберет за год , верблюд проглотит одним глотком . Кривой — султан среди слепых. Брось его в м оре — вы нырнет с рыбой в зубах! Кто украл яйцо, украдет и верблюда. 80-1;15» > „РОЖЬ- И. И. ШИШКИНА Почему мы так говорим АБРИКОС Плод один, а названий у него много. В свежем виде его называют абрикосом. Если ■он высушен с кооточкой, это урюк. Если перед сушкой из него выдавили косточку, это кайса. Курага ('От узбеконого «кыры» — «сухой») — вы сушенный плод, разрезанный по борозде. В не которых местах его, как и высушенные персики, называют еще шепталой. В Узбекистане его зовут и по-русски—урюком. Абрикос — 'Один из наиболее окоропортящих- оя плодов. Недаром на север его доставляют сей час в вагонах-ледниках и самолетами. До появления железных дорог везти с юга све жие плоды на лошадях или ведой, например, в ■Петербург, было просто невозможно; они превра тились бы -в 1 гниль. Север вместе с сушеными пло дами получил и их восточные имена. В XVIII веке их изредка, как деликатес, по лучали с Запада: это был более короткий путь. Поэтому свежие 'абрикосы и носят западноевро пейское название. Что же значит «абрикос»? У него и на Западе было много названий (ма- рилле, марелла, морель и др .). Выведанный в Голландии один из ранних крупных ©очных сор тов был назван «абрикос» (слово, восходящее к латинскому «адтринус» — «солнечный, солнцелю бивый»). Это название вскоре вытеснило во мно гих языках старые названия. -авто Т д-1)ДР1 ДПЯП 1«ой) Т| Шц-ЯгГV^Г! ^>чИЁ2, «вЬ -А*1 Ц в е т н о й с н е г Это случилось антарктиче ской ночью на станции Ла зарев. Метеоролог Н. М. Макаров вышел, чтобы взять очередную пробу «твердых атмос ф е р я ы х осадков», или попросту сне га. Ученый обратил внима ние, что над ледяной пу стынен мчатся высокие слоистые облака. Дул ура ганный ветер. Метеоролог занялся осадками, вылан- III Г'МИ в виде толстых пла стинок, длинных игл, ци линдров, конусов. Каково же было его удивление, ко гда он обнаружил среди снежинок не белую, а крас новато-коричневую, затем еще одну такую же, третью, четвертую... Оказалось, что примерно одна треть сне жинок выпала окрашенны ми. Природу этого явления, как к многих других зага док Антарктиды, еще пред стоит решить. Уральские бриллианты Выдающийся русский ху дожник-пейзажист И. И. Шишкин, один из основопо ложников реалистической пейзажной живописи вто рой половины XIX века, по святил все свое творчество изображению природы род ной страны. Для художника характерны ограды могучей, полной жизненных сил при роды, величавые пейзажи, раскрывающие богатства родного края. В каждом пейзаже Шишкин безоши бочно чувствовал и умел выразить на полотне черты, присущие всей русской при роде. В 1878 году он созда ет одну из наиболее значи тельных своих картин — «Рожь». Это необъятные дали, раздольные равнины, величавое спокойствие. Глядя на эту картину, как и на другие произведения Шишкина, нельзя не по чувствовать, как любил русскую природу художник. Вековые сосны-великаны, величественно возвышаются над морем поспевающей золотистой ржи. Среди ко лосьев, волнуемых легким, свежим ветерком, кое-где голубеют маленькие яркие васильки. Дорога, начинаю щаяся на первом плане, уводит наш взгляд вдаль, гуда, где, извиваясь среди поля, она кажется едва заметной узенькой троп кой. Она зовет нас. При взгляде на эту дорогу не льзя не почувствовать же лания идти по ней все дальше и дальше. Движе ние дороги подчеркивается впечатлением как будто шагающих к горизонту со сен. И тяжелые колосья, зо лотящиеся под солнцем, и голубые васильки, и ро машки, и ласточки, проно сящиеся над дорогой, — все это хорошо знакомо, дорого каждому живущему на нашей земле. Особенно интересно и ценно в этом произведении то, что в простом, совершенно обыч ном, «повседневном» пейза же художник выразил вели чавую красоту, задушев ность и поэзию русской природы. В картине «Рожь» И. И. Шишкин достигает высокой степени обобщения и внут ренней, органической цель ности. Созданный им худо жественный образ, правди вый и в то же время вели чественный, несет в себе большую жизнеутверждаю щую силу, глубокое содер жание, созвучное передо вым демократическим иде ям своего времени. Широко известны и лю бимы нашим народом та кие произведения Шишки на, как «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Со сны, освещенные солнцем» и многие другие. Любовь к русской природе, умение почувствовать в ней и пе редать на своих полотнах самое дорогое ч близкое каждому из нас делают произведения Шишкина, на писанные в прошлом веке, жизненными и ценными в наше время. М. ЯБЛОНСКАЯ. Кто ,не слышал о знаме нитых уральских камнях- самоцветах? Далеко по ка шей стране и за ее преде лами разнеслась слава и о замечательных мастерах- камнерезах, создающих из самоцветов художеств е 11 - ные изделия удивительной красоты. Изящные ларцы, шкатулки, вазы, роскошные письменные приборы, все возможные статуэтки 1 другие настольные украше ния, сделанные из малахи та, яшмы, .аметиста, горно го хрусталя, высоко ценят ся на внутреннем и между народном рынках. В новом гиду к этим изделиям та лантливых уральских ма стеров прибавилось еще одно: на Свердловской ювелирно-гранильной 1>аб- рике начался выпуск юве лирных изделий из брил лиантов. Алмазы достав ляются сюда из Якутию Чтобы -получить из алмаза бр'иллидмт, граниль щ и к и делают на нем десяти сим метрично расположении! к граней, добиваясь наилуч ших световых эффектов «игры» бриллианта. В связи с увеличением добычи алмазов в Якут- и и открытием богатейших россыпей этого минерала на Урале в верховьях реки Бишоры, притока Камы, Свердловская ювелирно гранильная фабрика уже в этом году в несколько одз увеличивает производство бриллиантов. Сейчас здесь завершается строительство крупнейшего в стране ал мазного цеха. Знаете ,ш им, что... СМЕЛЫЙ МУЖЧИНА Он заявил своей жене, Приняв осанку бравую: — Сегодня — можешь верить мне — Намылил шею заву я1 Супруга ©скинула глаза: — Опять идешь с собрания? — Да «ет же, я не досказал: С ним мылся вместе в бане я! Игорь МАРТЬЯНОВ. ...первая книга — еванге лие — была напечатана в Москве около 1556 года. . .в Фишах на стенах Х 1 ра- ма Рамсеса II высечена са мая большая в мире «кни га». Ее «страницы» дости гают в ширину 40 метров. Возраст «книги» — 3 тыся чи лет. ...в 1475 гаду в Венеции Iккчго'печатчик Николас Жаисаи выпустил кнпгу- м'шиатюру высотой в 6 сантиметров. На каждой странице умещалось 12 строк. Книга напечатана на тонком пергаменте крас ной и черной красками. За редактора А А Б Р А М О В А . П ИШ И Т Е НАМ п о а д р е с у : г. ЛИПЕЦК, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 44097 Зак. № 964
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz