Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

| С КОНЦЕРТОМ К ВОИНАМ | Сегодня коллектив художественной самодея- X тельности управления «Спецстрой» выезжает к ♦ воинам местного гарнизона. Там спецстроевцы « выступят перед воинами с большим концертом. X В программе его — хоровые песни. массовые | пляски, сольные номера. | Концерт и встреча строителей с воинами по- | священы приближающейся знаменательной дате | — 43-й годовщине Советской Армии. • мам же эта находка так арХ.е0ло>га? СОЗДАНЫ ЕЩ Е ДВА - » „ КОЛЛЕКТИВА > На острове Самофракия ■в Эгейском море закончила работу американская архео- :логическая экспедиция. Среди множества обломков стануй, ваз со скульптурны­ ми изображениями богов и героев, различных предме­ тов быта особой заботой амермкэнского профсссора был ничем «не примечатель­ ный на первый взгляд глиняный шар диа- м 0 ,т|ром около шести сантиметров, Пересе* чей ный какими-то выпуклыми линиями. Ч СКОЛЬКО ЛЕТ В управлении «Жил- строй» недавно организо­ вана художественная само­ деятельность — хоровой г танцевальный коллективы. Участвовать в художествен­ ной самодеятельности изъя­ вили желание многие стро­ ители. Все огги регулярно посещают занятия и репе­ тиция. Девушки и юноши старательно разучивают новые погни и тайны. К. СОКОЛОВ. ВСТРЕЧА С СОКОАЬЦАМИ 8 февраля на стадионе завода «Свободный сокол» ■состоялась матчевая встре­ ча по хоккею с мячом двух сильнейших команд обла­ сти — команды сокольцев и нашего треста. В 15 часов прозвучал судейский сви­ сток. Ипру начали строите­ ли. Они предложили очень высокий темп, и вся первая половина игры прошла в острых атаках строителей. На 15-й минуте капитан команды «'Строитель» Тор- жинский с однннадиати- мегрсвого удара забивает мяч в ворота сокольцез. Во второй половике игры команда завода «Свобод­ ный сокол» решила во что бы то ни стало отквитать гол. Их стремительные ата­ ки одна за другой конча­ лись победой. Игра закон­ чилась со счетом 3 :1 в пользу хоккеистов «Соко­ ла». В. ХРЮКИН, инструктор по физкультуре и спорту. ная модель кожаного на­ дувного мяча, благодаря которому ученые устано­ вили, что древним грекам был известен надувной ко­ жаный мяч. Древняя модель мало чем отличается от нашего современного мяча. Он был, как и наш, сшит из ко­ жаных клиньев. Правда, до этой находки ученые уже располагали, хоть и омутными, но сведениями о мяче из стихов .древнегре­ ческого поэта Марциала, но Марциал жил в Риме в I веке нашей эры, а само- фракийская находка отно­ сится к III веку до нашей эры. Значит, выходит, что на­ шему современному фут­ больному мячу ни мало ни много, как 23 века, т. е. 2.300 лет? Видимо, даже больше, т. к. недавно в Греции на­ шли барельеф, изображаю­ щий игру, похожую на... хоккей. Ученые установили, что этот барельеф создан .не позднее VI века до на­ шей эры. Таким образом, бесспорно, что наш резвый современник, футбольный мяч, в весьма почтенном возрасте. СИРИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ Кто н© пьет из ладони, ум ре т от ж ажды . Что муравей соберет за год , верблюд проглотит одним глотком . Кривой — султан среди слепых. Брось его в м оре — вы­ нырнет с рыбой в зубах! Кто украл яйцо, украдет и верблюда. 80-1;15» > „РОЖЬ- И. И. ШИШКИНА Почему мы так говорим АБРИКОС Плод один, а названий у него много. В свежем виде его называют абрикосом. Если ■он высушен с кооточкой, это урюк. Если перед сушкой из него выдавили косточку, это кайса. Курага ('От узбеконого «кыры» — «сухой») — вы­ сушенный плод, разрезанный по борозде. В не­ которых местах его, как и высушенные персики, называют еще шепталой. В Узбекистане его зовут и по-русски—урюком. Абрикос — 'Один из наиболее окоропортящих- оя плодов. Недаром на север его доставляют сей­ час в вагонах-ледниках и самолетами. До появления железных дорог везти с юга све­ жие плоды на лошадях или ведой, например, в ■Петербург, было просто невозможно; они превра­ тились бы -в 1 гниль. Север вместе с сушеными пло­ дами получил и их восточные имена. В XVIII веке их изредка, как деликатес, по­ лучали с Запада: это был более короткий путь. Поэтому свежие 'абрикосы и носят западноевро­ пейское название. Что же значит «абрикос»? У него и на Западе было много названий (ма- рилле, марелла, морель и др .). Выведанный в Голландии один из ранних крупных ©очных сор­ тов был назван «абрикос» (слово, восходящее к латинскому «адтринус» — «солнечный, солнцелю­ бивый»). Это название вскоре вытеснило во мно­ гих языках старые названия. -авто Т д-1)ДР1 ДПЯП 1«ой) Т| Шц-ЯгГV^Г! ^>чИЁ2, «вЬ -А*1 Ц в е т н о й с н е г Это случилось антарктиче­ ской ночью на станции Ла­ зарев. Метеоролог Н. М. Макаров вышел, чтобы взять очередную пробу «твердых атмос ф е р я ы х осадков», или попросту сне­ га. Ученый обратил внима­ ние, что над ледяной пу­ стынен мчатся высокие слоистые облака. Дул ура­ ганный ветер. Метеоролог занялся осадками, вылан- III Г'МИ в виде толстых пла­ стинок, длинных игл, ци­ линдров, конусов. Каково же было его удивление, ко­ гда он обнаружил среди снежинок не белую, а крас­ новато-коричневую, затем еще одну такую же, третью, четвертую... Оказалось, что примерно одна треть сне­ жинок выпала окрашенны­ ми. Природу этого явления, как к многих других зага­ док Антарктиды, еще пред­ стоит решить. Уральские бриллианты Выдающийся русский ху­ дожник-пейзажист И. И. Шишкин, один из основопо­ ложников реалистической пейзажной живописи вто­ рой половины XIX века, по­ святил все свое творчество изображению природы род­ ной страны. Для художника характерны ограды могучей, полной жизненных сил при­ роды, величавые пейзажи, раскрывающие богатства родного края. В каждом пейзаже Шишкин безоши­ бочно чувствовал и умел выразить на полотне черты, присущие всей русской при­ роде. В 1878 году он созда­ ет одну из наиболее значи­ тельных своих картин — «Рожь». Это необъятные дали, раздольные равнины, величавое спокойствие. Глядя на эту картину, как и на другие произведения Шишкина, нельзя не по­ чувствовать, как любил русскую природу художник. Вековые сосны-великаны, величественно возвышаются над морем поспевающей золотистой ржи. Среди ко­ лосьев, волнуемых легким, свежим ветерком, кое-где голубеют маленькие яркие васильки. Дорога, начинаю­ щаяся на первом плане, уводит наш взгляд вдаль, гуда, где, извиваясь среди поля, она кажется едва заметной узенькой троп­ кой. Она зовет нас. При взгляде на эту дорогу не­ льзя не почувствовать же­ лания идти по ней все дальше и дальше. Движе­ ние дороги подчеркивается впечатлением как будто шагающих к горизонту со­ сен. И тяжелые колосья, зо­ лотящиеся под солнцем, и голубые васильки, и ро­ машки, и ласточки, проно­ сящиеся над дорогой, — все это хорошо знакомо, дорого каждому живущему на нашей земле. Особенно интересно и ценно в этом произведении то, что в простом, совершенно обыч­ ном, «повседневном» пейза­ же художник выразил вели­ чавую красоту, задушев­ ность и поэзию русской природы. В картине «Рожь» И. И. Шишкин достигает высокой степени обобщения и внут­ ренней, органической цель­ ности. Созданный им худо­ жественный образ, правди­ вый и в то же время вели­ чественный, несет в себе большую жизнеутверждаю­ щую силу, глубокое содер­ жание, созвучное передо­ вым демократическим иде­ ям своего времени. Широко известны и лю­ бимы нашим народом та­ кие произведения Шишки­ на, как «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Со­ сны, освещенные солнцем» и многие другие. Любовь к русской природе, умение почувствовать в ней и пе­ редать на своих полотнах самое дорогое ч близкое каждому из нас делают произведения Шишкина, на­ писанные в прошлом веке, жизненными и ценными в наше время. М. ЯБЛОНСКАЯ. Кто ,не слышал о знаме­ нитых уральских камнях- самоцветах? Далеко по ка­ шей стране и за ее преде­ лами разнеслась слава и о замечательных мастерах- камнерезах, создающих из самоцветов художеств е 11 - ные изделия удивительной красоты. Изящные ларцы, шкатулки, вазы, роскошные письменные приборы, все­ возможные статуэтки 1 другие настольные украше­ ния, сделанные из малахи­ та, яшмы, .аметиста, горно­ го хрусталя, высоко ценят­ ся на внутреннем и между­ народном рынках. В новом гиду к этим изделиям та­ лантливых уральских ма­ стеров прибавилось еще одно: на Свердловской ювелирно-гранильной 1>аб- рике начался выпуск юве­ лирных изделий из брил­ лиантов. Алмазы достав­ ляются сюда из Якутию Чтобы -получить из алмаза бр'иллидмт, граниль щ и к и делают на нем десяти сим­ метрично расположении! к граней, добиваясь наилуч­ ших световых эффектов «игры» бриллианта. В связи с увеличением добычи алмазов в Якут- и и открытием богатейших россыпей этого минерала на Урале в верховьях реки Бишоры, притока Камы, Свердловская ювелирно­ гранильная фабрика уже в этом году в несколько одз увеличивает производство бриллиантов. Сейчас здесь завершается строительство крупнейшего в стране ал­ мазного цеха. Знаете ,ш им, что... СМЕЛЫЙ МУЖЧИНА Он заявил своей жене, Приняв осанку бравую: — Сегодня — можешь верить мне — Намылил шею заву я1 Супруга ©скинула глаза: — Опять идешь с собрания? — Да «ет же, я не досказал: С ним мылся вместе в бане я! Игорь МАРТЬЯНОВ. ...первая книга — еванге­ лие — была напечатана в Москве около 1556 года. . .в Фишах на стенах Х 1 ра- ма Рамсеса II высечена са­ мая большая в мире «кни­ га». Ее «страницы» дости­ гают в ширину 40 метров. Возраст «книги» — 3 тыся­ чи лет. ...в 1475 гаду в Венеции Iккчго'печатчик Николас Жаисаи выпустил кнпгу- м'шиатюру высотой в 6 сантиметров. На каждой странице умещалось 12 строк. Книга напечатана на тонком пергаменте крас­ ной и черной красками. За редактора А А Б Р А М О В А . П ИШ И Т Е НАМ п о а д р е с у : г. ЛИПЕЦК, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 44097 Зак. № 964

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz