Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
это интересно : □ Долгое время счи- Т ** Ттали, что существова- | ние Земли Франца-Ио- 1 сифа впервые предска- Тзал в 1871 году русский * революционер Кропот- * кин, бывший тогда сек- ’ ретарем Русского геог- * рафического общества. г Многолетние исследо- * вания архивных матери- * алов и документов, про- * веденные советским по- | лярником Б. Кремером, | привели к неожиданно- * му открытию. Оказа- * лось, что еще в 1865 го- 4 ду русский моряк Ни- Тколай Шиллинг в статье * «Соображения о новом * пути и открытиях в Се- | верном Ледовитом оке- Тане», опубликованной в * морском сборнике, впер- * вые высказал предполо- Тжение, что в северной | части Баренцева моря, 1 между Шпицбергеном и ТНовой Землей, лежит $ неизвестная земля. I Сам Кропоткин никог- 4 да не приписывал себе Тприоритета в предсказа- Тнии существования Зем- ^ ли Франца-Иосифа. На своем заседании | члены Географического I общества СССР при | Академии наук СССР * решили назвать один из I I вновь открытых в Арк тике островов именем Н. Шиллинга. □ Петропавловская крепость, вначале зем ляная, была построена в течение четырех меся цев 1703 г. Одновремен но шло строительство на Городском острове (так называлась тогда Петроградская сторо на). В это же время был построен и царский дворец, сохранившийся до сих пор под именем «домика Петра I». На Городском острове было задумано строительство порта столицы, и сюда в ноябре 1703 г. прибыл голландский кор а б л ь открывший первую на вигацию. □ Самый ковкий ме талл — золото: пластин ку из чистого золота или 97-процентный сплав зо лота с медью и сереб ром толщиною в 0,025 миллиметра можно рас плющить в тончайший прозрачный листок. Его толщина—всего 0,1 мик рона. Из одного грамма золота можно вытянуть | проволоку длиной в 2,7 ♦ километра. М А . 1 Н У Н И . В . Е Р С Ж Т Е Т К У Л Ь Т У Р Ы | В мире | музыки СИМФОНИЯ РАДОСТИ Большой творческий подъ ем царит в жизни совет ской музыки. Чуть ли не каждый день в концертных залах, по радио звучат но вые сочинения самых раз личных жанров. Величест венный план построения коммунистического обще ства, начертанный в Про грамме КПСС, устремил внимание творцов совет ской музыки на самые жи вотрепещущие темы нашей современности. Здесь и меч ты о будущем, стремление проникнуть мыслью в гря дущее, и бурная действи тельность нашего сегодня, и воспоминания о героиче ских делах и образах .на ших современников в эпо ху Великой Отечественной войны и Октябрьской рево люции. Думы о Ленине, Вели ком Октябре, открывшем новую страницу истории, легли в основу и Двенад цатой симфонии лауреата Ленинской премии Д . Шо стаковича. «Посвящается памяти Владимира Ильича Ленина» — гласит автор ская надпись на партиту ре симфонии — грандиоз ного программного полот на, эпичеокого рассказа- оаздумья о бурных и мя тежных днях 1917 года, впервые распахнувших пе- оед человечеством дверь в коммунизм. Все четыре части симфо нии связаны друг с другом ;е только темой, не только литой формой целостного потока музыки (симфония исполняется без перерыва), но и единством мелодиче ских образов, динамичных, броских, быстро запомина ющихся. Две темы — во левая ораторская тема: призыв, лозунг и широко разливающаяся песенная гема глубоко русокого на ционального склада — про низывают всю музыку сим фонии, рисуя могучую кар тину апофеоза пролетар ской революции. Вся сим фония воспринимается как ода непобедимой мощи на рода, ода радости, торже ства правды и света на русской земле. Однако мне не хотелось бы, чтобы из этих слов чи татель заключил, что но вое произведение Шостако вича написано в парадном, торжественно - официозном духе. В том-то и сила му зыки Шостаковича, что она всегда предельно искренна, глубоко прочувствована композитором: и тогда, ко гда он обращается к тра гическим конфликтам (на пример, вторая часть Один надцатой симфонии «9-е января»), и тогда, когда рисует светлые, радостные картины. Конечно, в каж дом талантливом произве дении отражены чувства и мысли его творца. Но есть художники, более склон ные к объективной повест вовательное™, художни ки-драматурги, лепящие из звуков живые и разнооб разные характеры, рисую щие большие социально-ис дорические картины жиз ни. Таким • был, например, Мусоргский. Однако был и Чайковский, художник-ли рик, который выражал в музыке свои ощущения ра дости, страдания, который подобно лирическому поэ ту «зливал свою собствен ную душу. В творчестве Шостако вича, особенно последних лет, эти два начала объеди няются. Вслед за Чайков ским он вправе был бы сказать, что для него сим фония — это самая лири; чеокая из всех музыкаль ных форм. Но все чаще композитор стремится к от ражению больших социаль но-исторических коллизий и все настойчивее развива ет он традиции Мусоргско го. Слияние субъективного и объективного с особой силой выразилось в двух последних симфониях Шо стаковича — Одиннадца той и Двенадцатой, посвя щенных двум русским ре волюциям — 1905 года и 1917 года. Объективные картины революционных событий в этих произведе ниях "Ьочетаются с жгучи ми чувствами самого ком позитора — современника и свидетеля великих свер шений Октября. Вот почему уже в пер вой части Двенадцатой симфонии («Революцион ный Петроград») слушате ля увлекает стремительно нарастающее движение, мо гучая стихия звуков, ассо циирующаяся со зритель ными образами: словно на какую-то огромную пло щадь непрестанно влива ются новые и новые толпы людей, опьяненных радо стью завоеванной свободы, свежим ветром новой жиз ни. И над этими толпами народа, как красный стяг или огромный плакат, реет тема-призыв, тема-лозунг, Ленинград. Одним из лучших в городе считается общежитие молодых строителей треста 104 Главленинградстроя, располо женное на проспекте Пархоменко в доме № 8 . Здесь созданы хорошие условия для отдыха, культурных развлечений и учебы. Многие жильцы дома соревнуются за коммунистический быт и труд. Каждый третий в общежитии учится в вечерней школе или филиале городской, созданной тут же при общежитии. 60 деловек учится в вузах и техникумах. Учащимся выделе ны специальные комнаты для занятий. Большое внимание в этом дружном мо лодежном коллективе уделяется культур но-массовой работе. Создан университет культуры, большой популярностью поль зуется кинолекторий, кружки художествен ной самодеятельности, рукоделия, кройки и шитья. Все жильцы являются читателями биб лиотеки, насчитывающей около 20 тысяч книг. В комнате отдыха можно поиграть в на стольные игры, почитать свежую газету. В другой комнате установлен телевизор. Хорошо живут молодые строители. На снимке: в читальном зале библиоте ки общежития. короткая, четкая, навсегда врезывающаяся в память. Во второй части («Раз лив») берет верх лириче ское начало: это мысли и чувства художника, его раздумье над судьбами Ро дины. В третьей части («Аврора») снова как бы зримо возникают образы революционных дней, пере ходящие в финале («Заря человечества») в победно ликующий апофеоз. В целом — это наше се годняшнее, глубоко совре менное восприятие Ок тябрьской революции, ве ликих дел Ленина и его сподвижников. Двенадцатая симфония, несомненно, остро полемич на. Не только всем своим содержанием, но и арсена лом выразительных средств она противостоит бесплод ным поискам современных буржуазных эксперимен таторов. Гоняясь за «синей птицей» успеха у кучки снобов, изобретая «новые» формалистические («систе мы», полностью лишающие музыку ее гуманистической основы, они окончательно потеряли связи со слуша тельскими массами. Двенадцатая симфония, весь строй ее образов я выразительных средств прямо обращены к широ кой народной аудитории В этой музыке как будто лет ничего «неизведанно го», и в то же время она нова и неожиданна той но визной, которая всегда со провождает открытия под линного искусства. Это сим фония радости победивше го народа, симфония, в ко торой чувства ее творца тесно слиты с чувствами многомиллионных масс стро ителей коммунизма и всего прогрессивного человече ства. Е. ГРОШЕВА. * - ------ * КОГДА РОЖДАТЮСЯ ГЕНИИ? Существует широко- рас пространенное мнение, что гениальные и талантливые люди родятся в первые го ды после вступления в брак -их родителей. В свое время один немец кий ученый решил прове рить, соответствует ли это мяенне ,деИстайтельности. После долгих научио-стати стических изысканий -он пришел к совершенно про тивоположному выводу. Оказалось, что большин ство общепризнанных гени ев и талантов появились на свет .в числе последних детей в их семьях. Напри мер, В. Франклин был 17-м ребенком у своих родите лей, И. Мечников — 16-м, Ф. Шуберт — 13-м, Г. Ва шингтон — 1.1чм, Сара Бер нар — 1 1 -м, К. Вебер — 9-<м, Наполеон— 8 -м, П. Ру бенс и Р. Вагнер — 7-м ребе,нком..> Из 75 выдаю щихся людей,. биографии которых изучил исследова тель, только 5 родились вскоре после вступления их родителей в брак. Это бы ли: Леонардо да Винчи, Г. Гейне, Д. Мильтон, Брамс и А. Рубинштейн. Несомненно-, что приве денные профессором дан ные довольно любопытны, но, тем не менее, -мы дума ем, что никакой закономер ности в вопросе рождаемо сти гениев и талантов нет. В тресте «Жилстрой» хорошо работают кружки ху дожественной самодеятельности. Строители принима ют в них активное участие. За небольшой промежуток времени ими были даны концерты для рабочих и слу жащих «Отделстроя» № 1 и других коллективов. Участники художественной самодеятельности высту пили с концертами в Доме культуры строителей, в об щежитии № 13 по улице Невского, в Доме техники. В настоящее время они готовят новую программу, с ко торой выступят перед строителями в День Конститу ции СССР. Активное участие в самодеятельности принимают ра ботницы второго управления Люда Бондаренко и Ма рия Красных. Днем Люда работает такелажницей, а зечером она идет на репетицию. Девушка везде доби вается хороших успехов. На строительстве крупноблоч ных зданий она систематически перевыполняет нормы на 40—50 процентов. Отлично справляется со своими производственными заданиями и Мария Красных. НА СНИМКЕ (слева направо): Л. Бондаренко и М. Красных исполняют песню «Летите, голуби». Текст и фото В. Ларина. ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ ЧЕРВОНЕЦ «Си-лян (Цейлон) же есть пристанище Индийско го мо-ря... а- около... родит ся ка-менье драгое да нерв ны», — сообщает Афанасий Никитин, совершивший в XV веке -первым «хожде ние за три моря» в Индию. Червцы — это красные рубины и гранаты. Чистое золото, имевшее краснова тый -оттенок, называли у нас «червонным». Червонец — монета из чистого золо та. Но не в одном русском языке «черв» связывался с красным цветом. В -славянских .языках — в болгарском, сербском, польском, украинском, чеш ском — червонный (нервен, червенй и т. т .) значит «красный». В -прошлом из насекомых — чарвца, червя — получали -красную кра ску. В Польше, например, добывали ее из насекомого «коккус подоникус», (в пе реводе с латыни—из «-чере да 'П о л ь с к о го » ) . Получали красную кра-аку из насеко мых и в южной Франции. Позже появилась ,и мекси канская кошениль (по- итальянски кошениль — «вермилио», червячо-к). Только ли в славянских языках связаны слова, о-з- н а ч а ю щ и е «червяк» и «красный»? По-латыни червяк—«вер- микулюс», откуда француз ское «вермей»—ярко-крас ный, румяный. Кстати, от сюда же -и заимствованное нами итальянское «верми шель» — «червячки» из те ста. По-персидски червяк — «жирм». От этого слова «ир'мывы» — «красный» на азербайджанском языке. В арабском (из иерсидокого) «кермес» — кошениль. Оно дало французское название ярко-кра-он-о-го цвета «кар мин». Да и ,у на-с есть оло во «карминовый». На Руси был кармазин ный цвет, а ткань этого цвета называлась кармази ном. В -перечне плаггья ца ря Бориса Годунова -в ру кописи 1589 года сказано: «Ферязи (род домашней одежды) камка черв/чата кармазин». Путь слова «-кармазин» опять приведет нас к тому же «червяк». ОВИДИЕВЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ Под таким -названием в XVIII веке -выходили рус ские переводы мнили Ови дия «Метаморфю-зы», в ко торой излагаются греческие и римские мифы о чудес ных превращениях. -Выра жение «Овидиевы превра щемия» употребляется в значении: всякая -перемена, неожиданное изменение ко го или чего-нибудь. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 42561. Зак. № 7725.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz