Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
■ААА ааааа * а 'Т ттт Т т Т тт УУ Б О Г А Т Ы Р И " В А С Н Е Ц О В А : : : : : : % ♦♦ * * I $ $❖ 0 1 ❖ ♦л 0 % % 1 % <■ ! г % | | 1 ♦ Н А Ш У Н И В Е Р С И т Е Т К У л ь т У р ы Есть художники, произведения которых с самого раннего дет ства входят в нашу жизнь. Кто не знает картин Васнецова, кто не восхищался мужеством и си лой созданных его воображением удалых витязей, не испытывал чувства сострадания к печаль ной судьбе Аленушки, кого не захватывал сказочный мир «Ков ра-самолета» или «Трех царевен подземного царства»? Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в глухом селе Вятского края. Художест венное образование Васнецов по лучил в Петербургской академии художеств, но большую часть жизни прожил в Москве. Уже его первая большая кар тина московского периода «Пос ле побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.) показала, каким богатейшим источником вдохновения для художника мо гут стать народные предания и легенды далекого прошлого. Начало восьмидесятых годов— расцвет дарования Васнецова. В это время он часто жил в Аб рамцеве под Москвой, где соби ралась талантливая художествен ная интеллигенция. Там Васне цов написал несколько своих лучших сказочных картин, сделал прекрасные эскизы костюмов и декораций к пьесе А. Островского «Снегурочка». Природа Абрам цева навеяла художнику проник новенный образ тоскующей си ротки Аленушки. Там же в 1881 5 году была начала работа и над | самой значительной картиной — «Богатыри». Почему мы так говорим БРОНЯ Различного рода броня была на Древнем Востоке, у римлян, у галлов. Под 6476 годом (по нашему лето счислению в 968 году) в «Повести временных лет» впервые упоминается слово «броня»: «...И дал печенеж ский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ,ему броню, щит, меч». Раскопки наших археологов показали, что уже в X веке на Руси широко применялась кольчуга. Как го ворит самое название «кольчуга», она состояла из же лезных колец, переплетенных одно с другим. Это было не сковывавшее движений, гибкое приспособление, на дежно защищавшее тело воина. Советский ученый А. В. Арциховский указывает, что у нас стали применять кольчугу на два века раньше, чем в средневековой Западной Европе. О распростра ненности на Руси брони говорит обилие названий ее разновидностей: «калантарь», «зерцало», «бехтерец», «куяк», «юмшан», «байдана», «пансырь». Некоторые из них делались не из колец, а металлических пластин, иные были безрукавными. В XVI—XVII веках в Моск ве была Бронная слобода (на месте теперешних Малой и Большой Бронных улиц), где жили мастера, выделы вавшие для войск брони, кольчуги, панцири, холодное оружие. Слово «броня» сходно звучит на многих языках. 'Оно известно у всех славян, в древненемецких, в древне французском и других языках. В средневековой латы ни слово «бругна» (броня) отмечен» уже в 813 году. Название это считают заимствованием из древневерх ненемецкого, а в нем — от кельто-ирландского слова, означавшего «грудь», которую главным образом защи щала броня. Интересно отметить, что и «панцирь» про исходит от названия части тела; в итальянском и ис панском языках слово, от которого образовалось «панцирь», означало «брюхо» и восходило к латинско му «пантицес» — тоже брюхо, кишки. Название еще одной защитной брони — «кирасы» (в дореволюцион ной армии у нас были кирасиры) происходит от про вансальского слова, означавшего «кожаный жилет» и связанного с латинским «кориум» — кожа, шкура. В нашем языке слово «броня» сохранилось неизмен ным более тысячи лет. Но сегодня мы говорим уже не только о броневиках, о броненосцах, о бронебойных снарядах, но и забронированных фондах, о заброниро ванных местах в поезде. Идея этой картины волновала художника давно. Уже в петербург ских набросках начала 70-х годов встречаются наметки будущей кар тины. После пятилетне го интенсивного труда работа над «Богатыря ми» в 1886 году была прервана неожиданным заказом на росписи строящегося в Киеве Владимирского кафед рального собора. Окон чательно закончены «Бо гатыри» были лишь в 1898 году. Работа над картиной с перерывами продолжалась семнад цать лет. В центре группы бога тырей - побратимов — Илья Муромец, наибо лее почитаемый в наро де легендарный герой. Сын простого мужика, Илья Муромец олице творяет собой народную силу и мудрость. Неда ром своего героя Васне цов писал с крестьянина Московской губернии Ивана Петрова. По правую руку от Ильи—храбрый и знат ный воин Добрыня Ни китич. Третий бога тырь — «меньшой по братим» Алеша Попо вич — славен был не только силой и храб ростью, но прежде всего смекалкой, ловкостью. Затаенную думу мож но прочитать в его взоре. У седла его гус ли; он певец, музыкант. Каждый образ в кар тине глубоко индивиду ален и каждый олице творяет черты нацио нального русского ха рактера. Богатыри тесно спаяны меж собой, объ единены общей целью, группа их строго урав новешена. В их обра зах нет преувеличения или гротеска, они очень жизненны, р е а л ь ны , как реальны они в на родных преданиях и ле гендах. «Богатыри» заключа ют в себе все лучшее, чем был богат талант Васнецова, и полно вы ражают его веру в мо гучие силы русского на рода. Л. ИОВЛЕВА. А н г л и й с к и е г о л о в о л о м к и После того как созданная в 1801 году учеными Кон вента метрическая система мер и весов официально была введена во Франции, она завоевала почти весь Старый Свет и Южную Америку. Но Англия с ее доминио нами, Соединенные Штаты Америки и Австралия про должали оставаться верны ми «старине». Речь идет также и о денежной систе ме. Впрочем, в американ ском долларе содержится 100 центов — соотношение вполне « метрическое». А вот в Англии до сих пор обращаются фунты, шил линги, кроны, гинеи, совере ны, пенсы и фартинги, ко торые находятся между со бой в головоломных соотно шениях — 1:20, 1:6, 1:30, 1:24 и так далее. За единицу меры веса в Англии принят фунт. Он ра вен 16 унциям. (Унция — это 28,35 грамма). 14 фун- Это и есть дружба! Многолюдно было вось мого ноября в Доме куль туры строителей. Здесь со брались на вечер отдыха юноши и девушки, возводя щие комплекс новой дом ны. В гости к молодым домностроителям приехали их старые друзья — сту денты физико-математиче ского факультета Москов ского государственного университета. Тридцать дней работали студенты летом на строи тельстве домны. За это время они помогли строи телям возвести многие объекты. Уезжая в Москву, студенты обещали не по рывать хорошую дружбу, завязавшуюся между рабо чими и учащейся моло дежью. И вот они снова в Липецке. На этот раз студенты приехали с кон цертом художественной са модеятельности. Веселым и волнующе ра достным был этот кон церт, как и весь вечер от дыха молодых домнострои- телей. в. к о л ч и н с к а я . Краснодарский край. За четыре года на пустыре возник поселок Октябрьский — центральная усадьба рисосовхоза «Красно армейский». На красивых асфальтирован ных улицах с тротуарами и скверами вы росли добротные дома. Каждый из них имеет две квартиры из двух и трех комнат, водопровод, электричество, радио. В поселке имеется несколько магазинов, комбинат бытового обслуживания, гости ница, столовая, школа-десятилетка. К ус лугам рабочих совхоза — стадион, Дворец культуры, На снимке: общий вид поселка Октябрь ского, (Фотохроника ТАСС), тов составляют «стону». Но у торговцев мясом, напри мер, «стона» равна лишь 8 фунтам. Кварта равняется 28 фунтам. 80 кварт состав ляют тонну. Таким образом, тонна равна 2.240 фунтам — цифра не совсем круглая. Происхождение англий ских мер до сих пор точно не установлено. Говорят, что «ярд» был создан по приказу короля Генриха I и равнялся длине его руки. Неоднократные попытки начать кампанию за введе ние в Великобритании об щепринятой метрической системы кончались неуда чей. Защитники старой си стемы говорят не только о традиционном английском консерватизме. Они обычно ссылаются на известного философа и социолога Гер берта Спенсера. Он ут верждал, что употребление столь сложной системы мер и весов является отличной гимнастикой ума и сообра зительности, необходимой такому торговому народу, как англичане. я. ПЕШКОВСКИЙ. ОДНАЖДЫ.. „ Л е в - христианин 11 В конце 1890-х годов пе ред началом представления популярного тогда балета «Дочь фараона» автору его, знаменитому балетмейсте ру Петипа, докладывают: —Мариус Иванович! Не приятность: лев заболел! В первом действии «До чери фараона» фигуриро вал лев. Он шел по скале и, пораженный стрелой охотника, падал с нее под звуки музыки. Льва изобра жал один из опытных ста тистов, получавший за эту «роль» немалые деньги. Петипа схватился за го лову: — Что делать?! Придется спектакль отменять! — Тут, Мариус Ивано вич, мужчина один вызы вается. Говорит, что в луч шем, виде изобразит льва. Балетмейстер просиял: — Зовите его скорей! Мужчина явился. — Ну что, можешь сыг рать льва? — Так точно, Мариус Иванович! — Может, репетицию сделать? — Не нужно, Мариус Иванович. Сколько раз пробовал. Хорошо выходит. — Ну, выручай. Одевай- ..ся. Начался спектакль. «Лев» идет по скале, а Петипа наблюдает, стоя за кули сами. Вот уже летит в льва роковая стрела, но тот за робел: раньше он падал с небольшой высоты, а здесь надо было свалиться в трехаршинную «пропасть», правда’, на мягкую под стилку. Балетмейстер в от чаянии и гневе. Он грозит статисту кулаком. Тогда совершается чудо: лев под нимается на задние лапы, крестится правой передней и бултыхается вниз. Гомерический хохот в зрительном зале, занавес и чуть ли не кулачная рас права разъяренного Петипа со львом - христианином. ,,...Нет опыта 11 Московский литератор, современник Л. Н. Толстого П. А. Сергеенко рассказы вал: — Однажды я спросил у Л. Н. Толстого, правда ли, что один из его рассказов не был принят редакцией московского журнала? «Да, — ответил Лев Николаевич. — Я послал Аксакову нечто вроде стихотворения в про зе от имени одной старуш ки, проживавшей у нас. Аксаков прислал на ее имя ответ, что в авторе нет ли тературной опытности». Редактор К. ОГРЫЗКОВ. РАБОЧИЕ, ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, СЛУЖАЩИЕ! Выписывайте массовую рабочую газету „ТРУД“ —орган ВЦСПС Подписку на 1962 год принимают все отделе ния связи, почтальоны и общественные распро странители . печати. ПОДПИСНАЯ ЦЕНА: - на год—6 р., на 6 мес.—3 р., на 3 мес—1 р. 50 к. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 41673 Зак. М 7189.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz