Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

■ААА ааааа * а 'Т ттт Т т Т тт УУ Б О Г А Т Ы Р И " В А С Н Е Ц О В А : : : : : : % ♦♦ * * I $ $❖ 0 1 ❖ ♦л 0 % % 1 % <■ ! г % | | 1 ♦ Н А Ш У Н И В Е Р С И т Е Т К У л ь т У р ы Есть художники, произведения которых с самого раннего дет­ ства входят в нашу жизнь. Кто не знает картин Васнецова, кто не восхищался мужеством и си­ лой созданных его воображением удалых витязей, не испытывал чувства сострадания к печаль­ ной судьбе Аленушки, кого не захватывал сказочный мир «Ков­ ра-самолета» или «Трех царевен подземного царства»? Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в глухом селе Вятского края. Художест­ венное образование Васнецов по­ лучил в Петербургской академии художеств, но большую часть жизни прожил в Москве. Уже его первая большая кар­ тина московского периода «Пос­ ле побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.) показала, каким богатейшим источником вдохновения для художника мо­ гут стать народные предания и легенды далекого прошлого. Начало восьмидесятых годов— расцвет дарования Васнецова. В это время он часто жил в Аб­ рамцеве под Москвой, где соби­ ралась талантливая художествен­ ная интеллигенция. Там Васне­ цов написал несколько своих лучших сказочных картин, сделал прекрасные эскизы костюмов и декораций к пьесе А. Островского «Снегурочка». Природа Абрам­ цева навеяла художнику проник­ новенный образ тоскующей си­ ротки Аленушки. Там же в 1881 5 году была начала работа и над | самой значительной картиной — «Богатыри». Почему мы так говорим БРОНЯ Различного рода броня была на Древнем Востоке, у римлян, у галлов. Под 6476 годом (по нашему лето­ счислению в 968 году) в «Повести временных лет» впервые упоминается слово «броня»: «...И дал печенеж­ ский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ,ему броню, щит, меч». Раскопки наших археологов показали, что уже в X веке на Руси широко применялась кольчуга. Как го­ ворит самое название «кольчуга», она состояла из же­ лезных колец, переплетенных одно с другим. Это было не сковывавшее движений, гибкое приспособление, на­ дежно защищавшее тело воина. Советский ученый А. В. Арциховский указывает, что у нас стали применять кольчугу на два века раньше, чем в средневековой Западной Европе. О распростра­ ненности на Руси брони говорит обилие названий ее разновидностей: «калантарь», «зерцало», «бехтерец», «куяк», «юмшан», «байдана», «пансырь». Некоторые из них делались не из колец, а металлических пластин, иные были безрукавными. В XVI—XVII веках в Моск­ ве была Бронная слобода (на месте теперешних Малой и Большой Бронных улиц), где жили мастера, выделы­ вавшие для войск брони, кольчуги, панцири, холодное оружие. Слово «броня» сходно звучит на многих языках. 'Оно известно у всех славян, в древненемецких, в древне­ французском и других языках. В средневековой латы­ ни слово «бругна» (броня) отмечен» уже в 813 году. Название это считают заимствованием из древневерх­ ненемецкого, а в нем — от кельто-ирландского слова, означавшего «грудь», которую главным образом защи­ щала броня. Интересно отметить, что и «панцирь» про­ исходит от названия части тела; в итальянском и ис­ панском языках слово, от которого образовалось «панцирь», означало «брюхо» и восходило к латинско­ му «пантицес» — тоже брюхо, кишки. Название еще одной защитной брони — «кирасы» (в дореволюцион­ ной армии у нас были кирасиры) происходит от про­ вансальского слова, означавшего «кожаный жилет» и связанного с латинским «кориум» — кожа, шкура. В нашем языке слово «броня» сохранилось неизмен­ ным более тысячи лет. Но сегодня мы говорим уже не только о броневиках, о броненосцах, о бронебойных снарядах, но и забронированных фондах, о заброниро­ ванных местах в поезде. Идея этой картины волновала художника давно. Уже в петербург­ ских набросках начала 70-х годов встречаются наметки будущей кар­ тины. После пятилетне­ го интенсивного труда работа над «Богатыря­ ми» в 1886 году была прервана неожиданным заказом на росписи строящегося в Киеве Владимирского кафед­ рального собора. Окон­ чательно закончены «Бо­ гатыри» были лишь в 1898 году. Работа над картиной с перерывами продолжалась семнад­ цать лет. В центре группы бога­ тырей - побратимов — Илья Муромец, наибо­ лее почитаемый в наро­ де легендарный герой. Сын простого мужика, Илья Муромец олице­ творяет собой народную силу и мудрость. Неда­ ром своего героя Васне­ цов писал с крестьянина Московской губернии Ивана Петрова. По правую руку от Ильи—храбрый и знат­ ный воин Добрыня Ни­ китич. Третий бога­ тырь — «меньшой по­ братим» Алеша Попо­ вич — славен был не только силой и храб­ ростью, но прежде всего смекалкой, ловкостью. Затаенную думу мож­ но прочитать в его взоре. У седла его гус­ ли; он певец, музыкант. Каждый образ в кар­ тине глубоко индивиду­ ален и каждый олице­ творяет черты нацио­ нального русского ха­ рактера. Богатыри тесно спаяны меж собой, объ­ единены общей целью, группа их строго урав­ новешена. В их обра­ зах нет преувеличения или гротеска, они очень жизненны, р е а л ь ны , как реальны они в на­ родных преданиях и ле­ гендах. «Богатыри» заключа­ ют в себе все лучшее, чем был богат талант Васнецова, и полно вы­ ражают его веру в мо­ гучие силы русского на­ рода. Л. ИОВЛЕВА. А н г л и й с к и е г о л о в о л о м к и После того как созданная в 1801 году учеными Кон­ вента метрическая система мер и весов официально была введена во Франции, она завоевала почти весь Старый Свет и Южную Америку. Но Англия с ее доминио­ нами, Соединенные Штаты Америки и Австралия про­ должали оставаться верны­ ми «старине». Речь идет также и о денежной систе­ ме. Впрочем, в американ­ ском долларе содержится 100 центов — соотношение вполне « метрическое». А вот в Англии до сих пор обращаются фунты, шил­ линги, кроны, гинеи, совере­ ны, пенсы и фартинги, ко­ торые находятся между со­ бой в головоломных соотно­ шениях — 1:20, 1:6, 1:30, 1:24 и так далее. За единицу меры веса в Англии принят фунт. Он ра­ вен 16 унциям. (Унция — это 28,35 грамма). 14 фун- Это и есть дружба! Многолюдно было вось­ мого ноября в Доме куль­ туры строителей. Здесь со­ брались на вечер отдыха юноши и девушки, возводя­ щие комплекс новой дом­ ны. В гости к молодым домностроителям приехали их старые друзья — сту­ денты физико-математиче­ ского факультета Москов­ ского государственного университета. Тридцать дней работали студенты летом на строи­ тельстве домны. За это время они помогли строи­ телям возвести многие объекты. Уезжая в Москву, студенты обещали не по­ рывать хорошую дружбу, завязавшуюся между рабо­ чими и учащейся моло­ дежью. И вот они снова в Липецке. На этот раз студенты приехали с кон­ цертом художественной са­ модеятельности. Веселым и волнующе ра­ достным был этот кон­ церт, как и весь вечер от­ дыха молодых домнострои- телей. в. к о л ч и н с к а я . Краснодарский край. За четыре года на пустыре возник поселок Октябрьский — центральная усадьба рисосовхоза «Красно­ армейский». На красивых асфальтирован­ ных улицах с тротуарами и скверами вы­ росли добротные дома. Каждый из них имеет две квартиры из двух и трех комнат, водопровод, электричество, радио. В поселке имеется несколько магазинов, комбинат бытового обслуживания, гости­ ница, столовая, школа-десятилетка. К ус­ лугам рабочих совхоза — стадион, Дворец культуры, На снимке: общий вид поселка Октябрь­ ского, (Фотохроника ТАСС), тов составляют «стону». Но у торговцев мясом, напри­ мер, «стона» равна лишь 8 фунтам. Кварта равняется 28 фунтам. 80 кварт состав­ ляют тонну. Таким образом, тонна равна 2.240 фунтам — цифра не совсем круглая. Происхождение англий­ ских мер до сих пор точно не установлено. Говорят, что «ярд» был создан по приказу короля Генриха I и равнялся длине его руки. Неоднократные попытки начать кампанию за введе­ ние в Великобритании об­ щепринятой метрической системы кончались неуда­ чей. Защитники старой си­ стемы говорят не только о традиционном английском консерватизме. Они обычно ссылаются на известного философа и социолога Гер­ берта Спенсера. Он ут­ верждал, что употребление столь сложной системы мер и весов является отличной гимнастикой ума и сообра­ зительности, необходимой такому торговому народу, как англичане. я. ПЕШКОВСКИЙ. ОДНАЖДЫ.. „ Л е в - христианин 11 В конце 1890-х годов пе­ ред началом представления популярного тогда балета «Дочь фараона» автору его, знаменитому балетмейсте­ ру Петипа, докладывают: —Мариус Иванович! Не­ приятность: лев заболел! В первом действии «До­ чери фараона» фигуриро­ вал лев. Он шел по скале и, пораженный стрелой охотника, падал с нее под звуки музыки. Льва изобра­ жал один из опытных ста­ тистов, получавший за эту «роль» немалые деньги. Петипа схватился за го­ лову: — Что делать?! Придется спектакль отменять! — Тут, Мариус Ивано­ вич, мужчина один вызы­ вается. Говорит, что в луч­ шем, виде изобразит льва. Балетмейстер просиял: — Зовите его скорей! Мужчина явился. — Ну что, можешь сыг­ рать льва? — Так точно, Мариус Иванович! — Может, репетицию сделать? — Не нужно, Мариус Иванович. Сколько раз пробовал. Хорошо выходит. — Ну, выручай. Одевай- ..ся. Начался спектакль. «Лев» идет по скале, а Петипа наблюдает, стоя за кули­ сами. Вот уже летит в льва роковая стрела, но тот за­ робел: раньше он падал с небольшой высоты, а здесь надо было свалиться в трехаршинную «пропасть», правда’, на мягкую под­ стилку. Балетмейстер в от­ чаянии и гневе. Он грозит статисту кулаком. Тогда совершается чудо: лев под­ нимается на задние лапы, крестится правой передней и бултыхается вниз. Гомерический хохот в зрительном зале, занавес и чуть ли не кулачная рас­ права разъяренного Петипа со львом - христианином. ,,...Нет опыта 11 Московский литератор, современник Л. Н. Толстого П. А. Сергеенко рассказы­ вал: — Однажды я спросил у Л. Н. Толстого, правда ли, что один из его рассказов не был принят редакцией московского журнала? «Да, — ответил Лев Николаевич. — Я послал Аксакову нечто вроде стихотворения в про­ зе от имени одной старуш­ ки, проживавшей у нас. Аксаков прислал на ее имя ответ, что в авторе нет ли­ тературной опытности». Редактор К. ОГРЫЗКОВ. РАБОЧИЕ, ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, СЛУЖАЩИЕ! Выписывайте массовую рабочую газету „ТРУД“ —орган ВЦСПС Подписку на 1962 год принимают все отделе­ ния связи, почтальоны и общественные распро­ странители . печати. ПОДПИСНАЯ ЦЕНА: - на год—6 р., на 6 мес.—3 р., на 3 мес—1 р. 50 к. ПИШИТЕ ПО АДРЕСУ: г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 41673 Зак. М 7189.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz