Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
г~ НОВОЕ ЗДАНИЕ СОВНАРХОЗА В Липецке 'начинается строительство шести- этажиого здания, в котором разместится совет народного хозяйства. Будущий адрес совнархоза — Липецк, Красная площадь. Башенным краном командует... радио Строительная площадка. Внутрь помещения нужно подать тяжелые части тур бины. С высоты башенно го крана машинист хоро шо видит, как такелаж ники закрепляют груз к крюку подъемного меха низма. А вот обозреть ме сто монтажа оборудова ния не может: оно закры то стеной. На помощь приходит сигнальщик. Один, нахо дящийся в здании, подает знаки второму, примостив шемуся где-то наверху стены, а тот, 1 в свою оче редь, передает сигнал ма шинисту. А нельзя ли по-иному управлять краном? ...Инженер вышел из здания куйбышевского ин ститута «Оргэнергострой», пересек сквер и спустился к Волге. У него за спиной небольшая радиостанция. В руках коробочка с яр кими кнопками пульта управления. Все это весит 3,5 килограмма. Когда ин женер отошел метров на 150, он включил кнопку на пульте. Радиосигнал мгно венно долетел до лабора тории института и привел в действие механизм-авто мат. Оператор посылает по радио сигналы подъема и опускания стрелы, пово ротов башни и всего кра на, включает на расстоя нии все шесть скоростей. Автоматика действует без отказно. В случае нару шения режима, неправиль ной команды автоматиче ская блокировка мгновен но отключает электропи тание. Отдел автоматики ин ститута изготовил своими силами и успешно провел лабораторные испытания системы управления мон тажным краном по радио. Скоро это оборудование доставят в Донбасс и ус тановят на стройке Ста- робешевской ТЭЦ. Впер вые по радио будет уп равляться мощный кран грузоподъемностью 40 тонн. Машинист крана спус тится на землю. Он бу дет стоять в удобном ме сте и без сигнальщиков командовать краном. Е. СОХРИН. { ♦ и и и и и и и и и и и и и и н и и } Б Е Т О Н О У К Л А Д Ч И К Э . ЛЕВИНА Механизация укладки бе тона — нерешенная про блема в гидростроительстве особенно на таких гигант ских стройках, как Брат ская ГЭС. Одно из наибо лее «узких мест» в этом процессе — уплотнение бе тона в блоках, где все ос новано на ручных вибра торах. 'Инженер отдела главного механика строительства Братской ГЭС Э. Левин создал новый бетшюуклад- чнк с тремя мощными ви- браторами весом по 120 килограммов каждый. Они смонтированы на специаль но сконструирован ном электрическом гусеничном тракторе с индивидуаль ными двигателями к каж дой гусенице. Это придало машине маневренность. По стоянная небольшая ско рость позволила упростить систему управления. Она состоит из двух рычагов регулирования хода и двух педалей для поднятия и опускания вибраторов. Ма шина очень компактна. Удельное давление ее при мерно 0,3 килограмма на квадратный сантиметр. Испытание первого об разца подтвердило высокую производительность, боль шую проходимость и ма невренность машины. Ирак. Недавно в пригороде Багдада начала рабо тать крупнейшая на Среднем Востоке коротковолновая радиостанция «Аль-Хуррия» («Свобода»), построенная иод техническим руководством советских специалистов. На снимках: 1. Улица Горького.2. На Манежной площади у здания гостиницы «Москва». (Фотохроника ТАСС). Если еще совсем недав но было немного оптими стов, которые верили в возможность межпланет ных полетов при жизни нашего поколения, то те перь появилось немало и таких людей, которые представляют себе, что, развернув газету в лю бое «завтра утром», они смогут прочесть сообще ние о посылке ракеты, на пример, на Марс. В дей ствительности дела обстоят не так просто. 105-СУТОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ Как известно, для дости жения любой планеты ми нимальная скорость стар та требуется при полете по полуэллнптической тра ектории. Однако даже при одной и той же конфигу рации планет расстояние между ними постоянно меняется из-за более или менее значительной сплю щенности их орбит. В связи с этим мини мальная скорость отлета на Марс колеблется в пре делах от 11,44 до 11,75 километра в секунду, в за висимости от периода взлета. Продолжитель ность перелета колеблет ся соответственно от 237 до 281 суток. И, естест венно, для сокращения этих сроков приходится увеличивать скорость взле та ракеты. Допустим, что конструк торам удалось довести эту скорость до 13,05 ки лометра в секунду. Какую трассу можно запланиро вать, исходя из этой ве личины? Теоретически с такой начальной скоростью мож но лететь на Марс по раз ным траекториям. Но са мым выгодным будет тот маршрут, при котором ра кета полностью использу ет скорость орбитрально- го движения земного ша ра, то есть взлетит в на правлении движения са мой Земли. этом случае с момен- выключення двигате- I последующего выхода феры притяжения Зем- ракета движется по эллипса, касательно- : орбите Земли, с боль- осью длиной в два ■речника земной орби- и малой осью на 73,2 1 ,ента больше попереч- I земной орбиты. В >м из фокусов этого :пса находится Солнце, э мере удаления от пи скорость ракеты гро падает и при выхо- тз сферы притяжения ей планеты составляет шлее 6,68 километра в иду. По отношению к т у скорость ракеты 36,45 километ- црбмтралиная скорость Земли (29,77 километра в секунду) складывается с предыдущей скоростью, Удаляясь от Солнца и преодолевая его поле тя готения, ракета постелен но теряет на скорости своего движения. Одно временно она обращается вокруг Солнца, и, когда угол обращения вокруг последнего достигает 91 градуса 46 минут, ракета пересекает орбиту Марса. Пользуясь же уравне нием, выведенным еще 350 лет назад Иоганном Кеплером и носящим его имя, .можно рассчитывать также, что продолжитель ность перелета с Земли до орбиты Марса продлит ся 105,1 суток. Это почти в 2,5 раза быстрее, чем по полуэллнптической траек тории. А ведь скорость мы увеличили всего на 12,6 процента. Только в астронавтике можно осу ществить такое соотноше ние между ростом скоро сти и длительностью — мечту инженеров земно го транспорта. . Но достигнуть орбиты Марса, конечно, еще не значит перелететь на Марс,- необходимо еще, чтобы сама планета в нужный момент находи лась в точке пересечения траектории с ее орбитой. Для того же, чтобы такое совпадение действительно произошло, необходимо улететь с Земли |П,р'и со ответствующей конфигу рации планет (иначе ра кета может вечно обра щаться вокруг Солнца по описанному эллипсу). КОГДА СТАРТОВАТЬ? Как же рассчитать мо мент старта ракеты, при каком взаимном располо жении планет следует произвести запуск? Попробуем путем рас чета найти нужное рас положение. Известно, что продолжительность траекто рии составляет 105,1 су ток. Так как период об ращения Марса вокруг Солнца равен 687 суткам, то в течение одних суток Марс передвигается по своей орбите на 0,524 гра дуса (для упрощения рас чета мы принимаем ор биты Земли и Марса за круги, а их движение за равномерное). Значит, за время перелета Марс пройдет по своей орбите дугу в 105,1 раза боль шую, то есть дугу в 55,07 градуса. Таким образом, если отложить на орбите Марса в сторону, проти воположную его движе нию, дугу в 55 градусов 4 минуты от точки располо жения Марса в момент спуска ракеты на его по верхность, то мы получим положение, в котором дол-, жен находиться Марс в момент взлета экспедиции с поверхности Земли. Толь ко при таком расположе нии двух планет можно отправился в намеченный путь. Остается еще определить расположение Марса по отношению к Земле в мо мент старта. Эту величи ну мы найдем, если от уг ла обращения ракеты во круг Солнца (91 градус 45 минут) отнимем толь ко что найденный угол в 55 градусов 4 минуты. Та ким образом, получится, что в день взлета корабля Марс должен находиться на 36 градусов 42 минуты впереди Земли. Так как угловая скорость нашей планеты больше угловой скорости Марса (период обращения Земли меньше), то это означает, что вы лет должен состояться за некоторое время до про тивостояния обеих планет. Мы определим, сколько суток составляет это вре мя, если 'угол 36°42' раз делим на угол ' суточного опережения Марса Землей (27,7 угловой минуты). Таким образом, старт ко рабля с поверхности Зем ли должен произойти за 79,5 суток до противостоя ния Марса. СПУСК НА МАРС И ВОЗВРАЩЕНИЕ «Приземление» ракеты на Марсе — вопрос слож ный. По-вндимому, оно обойдется (или почти обойдется) без затраты топ лива, но и тормозить со противлением воздуха большую скорость ракеты в разреженной марсиан ской атмосфере нелегко. Правда, в окрестностях Марса скорость ракеты по отношению к Солнцу уменьшится уже на ка кой-нибудь десяток кило метров в секунду, но на правление этой скорости не будет совпадать с на правлением орбитральной скорости Марса: траекто рия ракеты пересечет ор биту Марса под углом око ло 27 градусов. Вследствие этого скорость ракеты от носительно Марса до вхо да в сферу притяжения последнего будет весьма большой — 12,13 кило метра в секунду. По мере же падения на поверхность планеты эта скорость будет еще возрас тать и даже несколько превысит скорость отлета с поверхности Земли (на 0,6 процента). Теоретически экспеди ция могла бы вернуться с Марса на Землю по сим метрической траектории. Для этого пришлось бы ей выжидать на Марсе со ответствующей конфигу рации планет в течение двух земных лет (без од них суток), и вся экспе диция продлилась бы, та ким образом, 939 суток. Однако для возвращения такая траектория весьма невыгодна, так как взлет совершается под большим углом к направлению дви жения Марса. Гораздо выгоднее было бы лететь по другим тра екториям, так, чтобы взлет осуществлялся параллель но к орбнтральному дви жению Марса. Тогда и при меньшей скорости взлета с Марса продолжитель ность перелета на Землю была бы короче. МАРСИАНСКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СЕЗОНЫ Таким образом, отлет на Марс по описанному мар шруту может осущест вляться только на восьми десятые сутки до противо стояния Марса. Значит, если в этот день такой взлет не будет осущест влен, то он не сможет со стояться раньше, чем через 780 суток, поскольку за все это время Марс не будет находиться впере ди Земли на угол около 37 градусов, как это тре буется для осуществления перелета по рассмотренной траектории. Существует, конечно, не исчислимое количество траекторий с соответству ющими им другими момен тами взлета. Поэтому, на первый взгляд, можно по думать, что даты вылета на Марс могли бы испещ рить все листки календаря. Однако, если составить график отлетов с Земли на Марс по всевозможным разумным траекториям, то получится поразительный результат: даты всевоз можных отлетов не будут разбросаны, а сгруппиро ваны в промежутке време ни примерно в сто суток. И этот навигационный се зон Земля — Марс начнет ся примерно за 14 недель до противостояния Марса. Естественно, что и такие навигационные сезоны бу дут повторяться через каждые 780 суток. А. ШТЕРНФЕЛЬД. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. П ИШ И Т Е НАМ п о а д р е с у : р . Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления к ул ь т уры .__________________ АЭ 43565 Зак. № 5972,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz