Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ У Р О К В новом жилом районе Новолипецкого завода, там, где в окна многоэтажных домов приветли во глядят широколапые ветви сосен, выросло еще одно здание. На трех этажах этого дома удобно разместились комнаты молодежного об щежития строителей, а на первом этаже—клас сы вечерней школы. В прошедший четверг просторный коридор за полнила жизнерадостная, шумная молодежь. Сю да пришли каменщики и плотники, крановщики и водители машин, чтобы вновь сесть за парты, овладевать знаниями. Учащихся встречают педа гоги, директор школы т. Костин, секретарь пар тийного комитета треста т. Одуд. Они говорят молодым рабочим теплые слова привета и жела ют хороших, прочных знаний. Первый урок, первые объяснения учителей. Учебный год в новой школе строителей треста начался. Общественные контролеры Свердловск. Комсо мольская организация фабрики «Уралобувь» готовясь достойно встре тить XXII съезд КПСС, принимает активное уча стие в борьбе за повы шение качества выпу скаемой продукции. С этой целью во всех це хах были выделены об щественные контролеры, которые прошли специ альные семинары. Теперь продукция после каждой операции проходит через руки общественного кон тролера. Это позволило полностью изжить брак. На снимке: общест венный контролер ком сомолка Валентина Ши- халова осматривает за готовки сапог. (Фотохроника ТАСС). Дома из... золы Неподалеку от площад ки Сызранской теплоэлек- троцентрали находится кру той овраг. Годами в него сваливали золу, остающую ся после сжигания слан цев в топках Кашпирского рудника. Судьбой черного порош ка заинтересовался руково дитель лаборатории строи тельных материалов Куй бышевского инженерно строительного института, кандидат технических наук А. А. Новопашин. Исследо вания показали: из золы кашпирских сланцев можно получить вяжущие материа лы, не уступающие цементу средних марок. И вот под боком у ТЭЦ появился со сед — предприятие, пере рабатывающее золу. Процесс переработки не сложный. Зола перемалы вается и фасуется. Кладка кирпичных стен на извест ково-зольном вяжущем ра створе оказалась прочной и морозостойкой. «Ну что ж,—сказали специали сты, — для кирпичных стен невысоких зданий такой за менитель вполне приемлем». А недавно случай позво лил раскрыть новые, до то го непредвиденные качест- ☆ Каждый вечер в тыся- 1 ах квартир липчан юпыхи.вают голубые э.к- >аны: «Центральное те- швидение СССР начи- 1 ает передачи...» На снимке: главный гнженер Липецкой теле- танции Б. Котельников I .мачтовик В. Негробов 1 сматривают телевизион- |ую вышку. ва золы. Вагон с отходами сланца по ошибке направи ли на завод железобетон ных изделий. Надо же бы ло случиться, чтобы в этот момент производство испы тывало перебои в портланд цементе. Попробовали изго товить стеновые панели жи лого дома на золе. Опыт ная панель, полученная без грамма цемента, представ лена теперь на местной строительной выставке. Исследования свойств зо лы как строительного мате риала продолжаются.- В Куйбышевском совнархозе решили намного расширить производство ценного вяжу щего материала для нужд городского и сельского стро ительства не только своего, но и соседних экономиче ских районов. Ведь запасы этой золы колоссальны. Е. СОХРИН. В ЕРУЮЩИЕ л юд и придают большое зна чение религиозным праздникам, во время ко торых выполняется мно жество различных церемо ний, обрядов, молебствий и т. д. Эти празднества и об ряды приносят большой вред. Они отнимают у ре лигиозного человека много времени и сил, отвлекают его от трудовых и личных дел, вредно отражаются на здоровье. Как же возникли религи озные праздники? Праздники современных религий — христианства, ислама и других — ведут свое начало от первобыт ных времен. Как и религия в целом, они являются, по выражению В. И. Ленина, «...порождением придавлен ности человека и внешней природой, и классовым гне том». В глубокой древности че ловек был слаб и беспомо щен перед могущественны ми силами природы. Зави симость от природных сти хий, боязнь голодной смер ти, бури, грозы, наводне ния породила в его созна нии ложное представление, будто бы окружающий мир населен сверхъестественнй- ми существами, духами. Че ловек бессилен; он полно стью зависит от этих все могущих духов — добрых или же злых. Чтобы обеспе чить себе удачу на охоте или рыбной ловле, полу чить хороший приплод ско та или урожай, люди стара лись задобрить соответст вующих духов, в ведении которых находилась, по их представлениям, та или иная область природных яв лений. С этой целью устра ивались моления, приноси лись жертвы и т. п. С течением времени эти моления и жертвоприноше ния наши первобытные предки стали совершать в определенные сроки, при урочивать их к дням, ко торые имели важное хозяй ственное значение: к севу или периоду созревания Б е с е д ы на а н т и р е л и г и о з н ы е т е м ы Религиозные праздники, их происхождение и вред хлебов, к выгону скота на вующего бога, который дол- пастбища или отелу маток и т. д. Так возникли рели гиозные праздники, закреп ленные тысячелетними тра дициями, привычками. В несколько измененном виде эти праздники перешли за тем в современные религии. Среди христианских праздников наибол ьш е е значение придается верую щими так называемому «рождеству Христову» и «пасхе». Постараемся по этому выяснить, каково происхождение и в чем подлинная сущность этих праздников. Праздники «рождества» и «пасхи» связаны с име нем мифического основате ля ^христианской религии Иисуса Христа и установ лены якобы в честь его рождения и «чудесного вос крешения из мертвых» — так утверждают церковни ки. Евангельская легенда о Христе повествует, будто бы около двух тысячелетий назад в семье еврейского плотника родился сын бо га, Иисус, непорочно зача тый девой Марией. В дей ствительности же, как уста новили исследования уче ных, никакого Христа не существовало. Это — вы мышленная личность. Ле генда о «небесном спасите ле» стихийно возникла сре ди угнетенных и обездолен ных масс древней Римской империи, отчаявшихся най ти реальный выход из не человеческих, невыносимых условий жизни. Не надеясь на свои силы в борьбе с эксплуататорами - рабовла дельцами, порабощенные люди стали ждать избавле ния от потусторонних, не бесных сил, от несущест- К сведению наших подписчиков У читателей нашей газеты, подписавшихся в прошлом году на шесть месяцев, срок,подпис ки истекает в сентябре. Во избежание перебо ев в доставке газеты необходимо до 25 сентяб ря продлить подписку на последний квартал: октябрь — декабрь. Стоимость подписки на квартал—26 копеек. Подписка производится общественными уполномоченными в строительных управлени ях и субподрядных организациях и сдается в редакцию газеты. Товарищи! Не забудьте своевременно возоб новить подписку! жен был послать на землю «мессию», спасителя, изба вив трудящихся от их тяж ких страданий. Легенды о богах, кото рые, подобно Христу, рож дены непорочной девой, за тем мученически умирают и чудесным образом вос кресают, существовали за долго до возникновения христианства. Известен, на пример, рассказ о Будде, который был якобы рожден непорочной девицей Майей и другие. Характерно, что даже да та «рождества Христова» заимствована у древних египтян. В Египте сущест вовал земледельч е с к и й праздник весны, отмечав шийся в январе, когда на полях и лугах после спада реки Нила появляется пер вая зелень. Во втором веке христиане переняли этот праздник у египтян, связав его с евангельскими леген дами о Христе. Таковы под линная история и сущность праздника рождения мифи ческого Христа. Советские люди, строящие новую жизнь, не должны праздно вать этот вздорный и не лепый праздник. Праздник «пасхи» про изошел от весенних празд ников и обрядов восточных народов, в особенности ва вилонских, египетских, иу дейских. В его основе ле жат верования этих наро дов в страдающих, умираю щих и воскресающих богов. Древние народы, зани мавшиеся земледелием, по читали главным образом богов Солнца и богов ра стительности. Свои легенды об этих богах они выводи ли из наблюдений за солн цем и растениями. Когда солнце перестает греть, оно как бы умирает, думали люди древности, а вместе с ним умирает и вся расти тельность. В конце декабря солнце «поворачивается» на весну — «рождается»; весной оно «воскресает». Точно так же и зерно, попав в землю, как бы умирает; прорастая, это зерно «воскресает» и при носит людям пищу, поддер живает их жизнь. Подобно этому и боги древних рели гий также умирали, чтобы затем воскреснуть и под держать жизнь людей. Христианский праздник «пасха» сложился в резуль тате слияния древнееврей ской «пасхи» с весенним праздником языческих ре лигий и сохранил характер ные черты этих праздников. В Киевской Руси празд нование «пасхи» было вве дено в X веке. С появле нием христианства на Ру си «пасха» слилась с мест ными славянскими весен ними земледельчески м и праздниками. Славяне по клонялись в тот период различным духам, принося в жертву хлеб, масло, тво рог, яйца, окрашенные кро вью. Эти обряды сохрани лись до нашего времени и вошли в празднование хри стианской «пасхи». Такова сущность и этого праздника. Ни с каким «воскрешением» Христа, как мы видели, этот празд ник в действительности, ко нечно, не связан. Корни его, как и корни всех рели гиозных представлений и праздников, земные, а от нюдь не «небесные». Неле пость этого праздника должна стать очевидной для каждого верующего человека. Люди, живущие в новой космической эре ис тории человечества, не должны верить в подоб ные сказки. На пятидесятый день после «пасхи» празднуется так называемая «троица», или «пятидесятница». Еди ный бог, как учат церков ники, существует в трех лицах; бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Причем это не три различных бога, а один бог!.. Праздник «пятидесятни цы» христиане также за имствовали у древних ев реев, у которых он возчик в связи с переходом от ско товодства к земледелию. Кроме праздников, свя занных с почитанием мифи ческого Христа, в христиан ской религии имеются праздники, посвященные так называемым «святым», то есть людям, которые бы ли при жизни особенно угодны богу и прослави лись своим «благочестием». Всего таких «святых» на считывается около 190 ты сяч. Культ «святых» был вве ден в христианской рели гии лишь в III—IV веках с целью вытеснения подоб ного же языческого культа. Например, греко-римские боги Гермес и Меркурий были переименованы в хри стианских святых Гермеса и Меркурия, бог Солнца Аполлон стал называться святым Аполлонием, богиня любви Афродита — святой Афродилией и т. д. Нередко в списки святых зачислялись церковью и действительно жившие лю ди, никогда не отличавшие ся, однако, ни святостью, ни благочестием: короли, князья, папы, епископы и т. д. Например, православ ная церковь чтит 462 свя тых, из которых 286 — это представители духовенства, 20 царей, 49 князей, 3 боя рина и 8 купцов; только 3 крестьянина оказались в этой «благочестивой компа нии». В качестве образца смирения, которому долж ны следовать в своей жиз ни трудящиеся люди, цер ковь чтит в качестве «свя тых» 19 юродивых и столп ников, которые, по увере ниям церковников, годами стояли на столбе, спали в болоте, ходили голыми и т. д. Такова вкратце сущность некоторых праздников и обрядов христианской ре лигии, возникших, как мы видели, из самых темных и невежественных представ лений первобытного чело века. Религиозные праздники и обряды отвлекают верую щих людей от их производ ственных дел. Все это лиш ний раз свидетельствует о том, что религиозные празд ники представляют собой вредный пережиток. Борьба с этими религиозными пе режитками, еще сохранив шимися у некоторых совет ских людей, — большое и важное дело. Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. I ПИШИТЕ НАМПОАДРЕСУ I р. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного упраилешия _______________ к ультуры ._______________ АЭ 41595. Зак. № 6844,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz