Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ У Р О К В новом жилом районе Новолипецкого завода, там, где в окна многоэтажных домов приветли­ во глядят широколапые ветви сосен, выросло еще одно здание. На трех этажах этого дома удобно разместились комнаты молодежного об­ щежития строителей, а на первом этаже—клас­ сы вечерней школы. В прошедший четверг просторный коридор за­ полнила жизнерадостная, шумная молодежь. Сю­ да пришли каменщики и плотники, крановщики и водители машин, чтобы вновь сесть за парты, овладевать знаниями. Учащихся встречают педа­ гоги, директор школы т. Костин, секретарь пар­ тийного комитета треста т. Одуд. Они говорят молодым рабочим теплые слова привета и жела­ ют хороших, прочных знаний. Первый урок, первые объяснения учителей. Учебный год в новой школе строителей треста начался. Общественные контролеры Свердловск. Комсо­ мольская организация фабрики «Уралобувь» готовясь достойно встре­ тить XXII съезд КПСС, принимает активное уча­ стие в борьбе за повы­ шение качества выпу­ скаемой продукции. С этой целью во всех це­ хах были выделены об­ щественные контролеры, которые прошли специ­ альные семинары. Теперь продукция после каждой операции проходит через руки общественного кон­ тролера. Это позволило полностью изжить брак. На снимке: общест­ венный контролер ком­ сомолка Валентина Ши- халова осматривает за­ готовки сапог. (Фотохроника ТАСС). Дома из... золы Неподалеку от площад­ ки Сызранской теплоэлек- троцентрали находится кру­ той овраг. Годами в него сваливали золу, остающую­ ся после сжигания слан­ цев в топках Кашпирского рудника. Судьбой черного порош­ ка заинтересовался руково­ дитель лаборатории строи­ тельных материалов Куй­ бышевского инженерно­ строительного института, кандидат технических наук А. А. Новопашин. Исследо­ вания показали: из золы кашпирских сланцев можно получить вяжущие материа­ лы, не уступающие цементу средних марок. И вот под боком у ТЭЦ появился со­ сед — предприятие, пере­ рабатывающее золу. Процесс переработки не­ сложный. Зола перемалы­ вается и фасуется. Кладка кирпичных стен на извест­ ково-зольном вяжущем ра­ створе оказалась прочной и морозостойкой. «Ну что ж,—сказали специали­ сты, — для кирпичных стен невысоких зданий такой за­ менитель вполне приемлем». А недавно случай позво­ лил раскрыть новые, до то­ го непредвиденные качест- ☆ Каждый вечер в тыся- 1 ах квартир липчан юпыхи.вают голубые э.к- >аны: «Центральное те- швидение СССР начи- 1 ает передачи...» На снимке: главный гнженер Липецкой теле- танции Б. Котельников I .мачтовик В. Негробов 1 сматривают телевизион- |ую вышку. ва золы. Вагон с отходами сланца по ошибке направи­ ли на завод железобетон­ ных изделий. Надо же бы­ ло случиться, чтобы в этот момент производство испы­ тывало перебои в портланд­ цементе. Попробовали изго­ товить стеновые панели жи­ лого дома на золе. Опыт­ ная панель, полученная без грамма цемента, представ­ лена теперь на местной строительной выставке. Исследования свойств зо­ лы как строительного мате­ риала продолжаются.- В Куйбышевском совнархозе решили намного расширить производство ценного вяжу­ щего материала для нужд городского и сельского стро­ ительства не только своего, но и соседних экономиче­ ских районов. Ведь запасы этой золы колоссальны. Е. СОХРИН. В ЕРУЮЩИЕ л юд и придают большое зна­ чение религиозным праздникам, во время ко­ торых выполняется мно­ жество различных церемо­ ний, обрядов, молебствий и т. д. Эти празднества и об­ ряды приносят большой вред. Они отнимают у ре­ лигиозного человека много времени и сил, отвлекают его от трудовых и личных дел, вредно отражаются на здоровье. Как же возникли религи­ озные праздники? Праздники современных религий — христианства, ислама и других — ведут свое начало от первобыт­ ных времен. Как и религия в целом, они являются, по выражению В. И. Ленина, «...порождением придавлен­ ности человека и внешней природой, и классовым гне­ том». В глубокой древности че­ ловек был слаб и беспомо­ щен перед могущественны­ ми силами природы. Зави­ симость от природных сти­ хий, боязнь голодной смер­ ти, бури, грозы, наводне­ ния породила в его созна­ нии ложное представление, будто бы окружающий мир населен сверхъестественнй- ми существами, духами. Че­ ловек бессилен; он полно­ стью зависит от этих все­ могущих духов — добрых или же злых. Чтобы обеспе­ чить себе удачу на охоте или рыбной ловле, полу­ чить хороший приплод ско­ та или урожай, люди стара­ лись задобрить соответст­ вующих духов, в ведении которых находилась, по их представлениям, та или иная область природных яв­ лений. С этой целью устра­ ивались моления, приноси­ лись жертвы и т. п. С течением времени эти моления и жертвоприноше­ ния наши первобытные предки стали совершать в определенные сроки, при­ урочивать их к дням, ко­ торые имели важное хозяй­ ственное значение: к севу или периоду созревания Б е с е д ы на а н т и р е л и г и о з н ы е т е м ы Религиозные праздники, их происхождение и вред хлебов, к выгону скота на вующего бога, который дол- пастбища или отелу маток и т. д. Так возникли рели­ гиозные праздники, закреп­ ленные тысячелетними тра­ дициями, привычками. В несколько измененном виде эти праздники перешли за­ тем в современные религии. Среди христианских праздников наибол ьш е е значение придается верую­ щими так называемому «рождеству Христову» и «пасхе». Постараемся по­ этому выяснить, каково происхождение и в чем подлинная сущность этих праздников. Праздники «рождества» и «пасхи» связаны с име­ нем мифического основате­ ля ^христианской религии Иисуса Христа и установ­ лены якобы в честь его рождения и «чудесного вос­ крешения из мертвых» — так утверждают церковни­ ки. Евангельская легенда о Христе повествует, будто бы около двух тысячелетий назад в семье еврейского плотника родился сын бо­ га, Иисус, непорочно зача­ тый девой Марией. В дей­ ствительности же, как уста­ новили исследования уче­ ных, никакого Христа не существовало. Это — вы­ мышленная личность. Ле­ генда о «небесном спасите­ ле» стихийно возникла сре­ ди угнетенных и обездолен­ ных масс древней Римской империи, отчаявшихся най­ ти реальный выход из не­ человеческих, невыносимых условий жизни. Не надеясь на свои силы в борьбе с эксплуататорами - рабовла­ дельцами, порабощенные люди стали ждать избавле­ ния от потусторонних, не­ бесных сил, от несущест- К сведению наших подписчиков У читателей нашей газеты, подписавшихся в прошлом году на шесть месяцев, срок,подпис­ ки истекает в сентябре. Во избежание перебо­ ев в доставке газеты необходимо до 25 сентяб­ ря продлить подписку на последний квартал: октябрь — декабрь. Стоимость подписки на квартал—26 копеек. Подписка производится общественными уполномоченными в строительных управлени­ ях и субподрядных организациях и сдается в редакцию газеты. Товарищи! Не забудьте своевременно возоб­ новить подписку! жен был послать на землю «мессию», спасителя, изба­ вив трудящихся от их тяж­ ких страданий. Легенды о богах, кото­ рые, подобно Христу, рож­ дены непорочной девой, за тем мученически умирают и чудесным образом вос­ кресают, существовали за долго до возникновения христианства. Известен, на­ пример, рассказ о Будде, который был якобы рожден непорочной девицей Майей и другие. Характерно, что даже да­ та «рождества Христова» заимствована у древних египтян. В Египте сущест­ вовал земледельч е с к и й праздник весны, отмечав­ шийся в январе, когда на полях и лугах после спада реки Нила появляется пер­ вая зелень. Во втором веке христиане переняли этот праздник у египтян, связав его с евангельскими леген­ дами о Христе. Таковы под­ линная история и сущность праздника рождения мифи­ ческого Христа. Советские люди, строящие новую жизнь, не должны праздно­ вать этот вздорный и не­ лепый праздник. Праздник «пасхи» про­ изошел от весенних празд­ ников и обрядов восточных народов, в особенности ва­ вилонских, египетских, иу­ дейских. В его основе ле­ жат верования этих наро­ дов в страдающих, умираю­ щих и воскресающих богов. Древние народы, зани­ мавшиеся земледелием, по­ читали главным образом богов Солнца и богов ра­ стительности. Свои легенды об этих богах они выводи­ ли из наблюдений за солн­ цем и растениями. Когда солнце перестает греть, оно как бы умирает, думали люди древности, а вместе с ним умирает и вся расти­ тельность. В конце декабря солнце «поворачивается» на весну — «рождается»; весной оно «воскресает». Точно так же и зерно, попав в землю, как бы умирает; прорастая, это зерно «воскресает» и при­ носит людям пищу, поддер­ живает их жизнь. Подобно этому и боги древних рели­ гий также умирали, чтобы затем воскреснуть и под­ держать жизнь людей. Христианский праздник «пасха» сложился в резуль­ тате слияния древнееврей­ ской «пасхи» с весенним праздником языческих ре­ лигий и сохранил характер­ ные черты этих праздников. В Киевской Руси празд­ нование «пасхи» было вве­ дено в X веке. С появле­ нием христианства на Ру­ си «пасха» слилась с мест­ ными славянскими весен­ ними земледельчески м и праздниками. Славяне по­ клонялись в тот период различным духам, принося в жертву хлеб, масло, тво­ рог, яйца, окрашенные кро­ вью. Эти обряды сохрани­ лись до нашего времени и вошли в празднование хри­ стианской «пасхи». Такова сущность и этого праздника. Ни с каким «воскрешением» Христа, как мы видели, этот празд­ ник в действительности, ко­ нечно, не связан. Корни его, как и корни всех рели­ гиозных представлений и праздников, земные, а от­ нюдь не «небесные». Неле­ пость этого праздника должна стать очевидной для каждого верующего человека. Люди, живущие в новой космической эре ис­ тории человечества, не должны верить в подоб­ ные сказки. На пятидесятый день после «пасхи» празднуется так называемая «троица», или «пятидесятница». Еди­ ный бог, как учат церков­ ники, существует в трех лицах; бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Причем это не три различных бога, а один бог!.. Праздник «пятидесятни­ цы» христиане также за­ имствовали у древних ев­ реев, у которых он возчик в связи с переходом от ско­ товодства к земледелию. Кроме праздников, свя­ занных с почитанием мифи­ ческого Христа, в христиан­ ской религии имеются праздники, посвященные так называемым «святым», то есть людям, которые бы­ ли при жизни особенно угодны богу и прослави­ лись своим «благочестием». Всего таких «святых» на­ считывается около 190 ты­ сяч. Культ «святых» был вве­ ден в христианской рели­ гии лишь в III—IV веках с целью вытеснения подоб­ ного же языческого культа. Например, греко-римские боги Гермес и Меркурий были переименованы в хри­ стианских святых Гермеса и Меркурия, бог Солнца Аполлон стал называться святым Аполлонием, богиня любви Афродита — святой Афродилией и т. д. Нередко в списки святых зачислялись церковью и действительно жившие лю­ ди, никогда не отличавшие­ ся, однако, ни святостью, ни благочестием: короли, князья, папы, епископы и т. д. Например, православ­ ная церковь чтит 462 свя­ тых, из которых 286 — это представители духовенства, 20 царей, 49 князей, 3 боя­ рина и 8 купцов; только 3 крестьянина оказались в этой «благочестивой компа­ нии». В качестве образца смирения, которому долж­ ны следовать в своей жиз­ ни трудящиеся люди, цер­ ковь чтит в качестве «свя­ тых» 19 юродивых и столп­ ников, которые, по увере­ ниям церковников, годами стояли на столбе, спали в болоте, ходили голыми и т. д. Такова вкратце сущность некоторых праздников и обрядов христианской ре­ лигии, возникших, как мы видели, из самых темных и невежественных представ­ лений первобытного чело­ века. Религиозные праздники и обряды отвлекают верую­ щих людей от их производ­ ственных дел. Все это лиш­ ний раз свидетельствует о том, что религиозные празд­ ники представляют собой вредный пережиток. Борьба с этими религиозными пе­ режитками, еще сохранив­ шимися у некоторых совет­ ских людей, — большое и важное дело. Л. ДРУЯНОВ, кандидат философских наук. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. I ПИШИТЕ НАМПОАДРЕСУ I р. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного упраилешия _______________ к ультуры ._______________ АЭ 41595. Зак. № 6844,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz