Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
С ОЛНЕЧНАЯ семья не всегда была такой, ка кой ,мы ее знаем. Она была больше, .в нее входи ло не девять ньше извест ных планет, а десять. Изучая строение астерои д ов—<малых планет, обра щающихся между Марсом и Юпитером, ученые обна ружили, что они не имеют присущей планетам формы шара, а представляют собой глыбы материи с неровной поверхностью, разной вели чины обломки какого-то бо лее крупного тела. Такими же обломками и осколками являются ядра комет и ме теориты. Членом - корреспондентом Академии наук СССР С. В. Орловым была высказана разделяемая и другими уче ными мысль, что «астерои ды, кометы и метеориты со ставляют единый комплекс тел солнечной системы. Всех их ..можно рассматри вать как обломки когда-то р а с п а в шейся пла неты, по- д о б н о й нашей Земле». Эта планета^ десятая по счету, была пятой по по рядку от Солнца и когда-то во тьме времен существова ла между Марсом и Юпи тером. Она была молода и неустойчива, и распад ее был вызван притяжением гиганта Юпйтера, в опас ном соседстве с которым она находилась. * : * * : : : : : : : I I : : : : I : : : : : : : : * : : ю з а На снимке: 1. Баку. Проспект имени Кирова. 2. Темир-Тау. Одна из улиц города металлургов. >♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ < ♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦(Фотохроника ТАСС). : : Подобно тому как Зевс разметал по небу обломки колесницы Гелиоса и низ вергнул Фаэтона, Юпитер, под именем которого у рим лян был^известея Зевс, раз рушил эту планету. Ее об ломки и осколки, сталкива ясь и снова дробясь, разо шлись в пространстве, то сверкая для земных наблю дателей как астероиды, то проносясь кометами, то па дая на Землю как метео риты. Эти небесные камни—ве щественные доказательства существования в неизмери мо далеком прошлом деся той планеты. С. В. Орлов дал ей имя; он назвал ее Фаэтоном. Б. АЛЕКСЕЕВ. НЕЙТРАЛИТЕТ Имена существительные принадлежат к одному из трех грамматических родов: мужскому, женскому среднему. Деление по ро дам в принципе было ос,но ваяо на делении полов. Род В мире музыки Великий чешский композитор (К 120 -ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. ДВОРЖАКА) многих слов сложился ис торически и не всегда под дается объяснению на ос новании фактов современ ного языка. Во многих за падноевропейских языках слова для обозначения тре тьего (у нас называемого средним) рода были обра зованы от названия этого рода в латинском языке — нейтралис. Имя великого чешского компо зитора Антонина Дворжака (1841 —1904) занимает одно из выдаю щихся мест в истории мировой музыкальной культуры. Продол жая реалистические традиции ос новоположника чешской музы кальной классики Б. Сметаны, Дворжак упрочил славу отечест венной музыки. В своих произве дениях композитор ярко отразил чешский национальный характер, быт народа, красоту родной при роды. Творческое наследие Дворжака многообразно. Им написаны опе ры, оратории, кантаты, симфонии, концерты, квартеты, хоры, роман сы. С особенной силой гений ком позитора проявился в области симфонической и ка,мерной музыки. Широчайшую по пулярность завоевала его пятая симфония «Из Ново го Света», увлекающая сво им широким размахом, глу биной чувств, поэтично стью образов и высоким гу манизмом. Борьба за национальное освобождение, подвиги ге роев, паявших за свободу и независимость чешской зем ли, нашли свое музыкаль ное воплощение во многих оркестровых сочни е ни я х А. Дворжака («'Гуситская увертюра», «Моя родина» и другие). Его оперы («Уп рямцы», «Хитрый .крестья нин», «Черт и Кача», «Ру салка») наряду с операми Б. Сметаны составляют ос нову чешского националь ного репертуара. ■В своих с о ч и н е н и я х А. Дворжак щедро исполь зовал богатство и красоту народной музыки. Его му зыкальный язык имеет ярко выражеиный нащиональный характер, насыщенный мо тивами славянской песенно- сти. Музыка А. Дворжака близка и понятна всем на родам. В Советском Союзе твор- ПОЛОНЕЗ о г и н с к о г о МихаилЖлеофас Ог и н о к и й (1765—1833) вошел в историю Польши не только как талантли вый музыкант, но и как видней ший общественный деятель стра ны. В 1794 году Огинский, молодой вельможа, выходец из древнего княжеского рода 4 принял участие в знаменитом восстании Тадеуша Костюшки — национального ге роя Польши, боровшегося за не зависимость родины. На свои средства Огинский снаря дил отряд повстанцев и сам стал во главе его. Он отка зался от княжеского герба, заменив его щитом с над писью: «Свобода, постоян ство, независимость». Бле стящий сочинитель салон ной музыки становится ав тором боевых революцион ных песен и походных мар шей. Повстанцы отряда Огинского не раз шли в бой под звуки марша, сочинен ного их командиром. После поражения восста ния Огинскому пришлось эмигрировать в Италию. В 1802 году композитор приехал в Россию, где про должал свою творческую деятельность. Именно к это му времени и относится соз дание им знаменитого по лонеза «Прощание с роди ной». В необыкновенно по этичной музыке полонеза сльшща то нежная, лириче ская мелодия, напоённая глубокой печалью, то стра стный героический призыв. Эти музыкальные образы Ь НЕ Решив ответственный вопрос Толковый малый, некто Сокол, Рацпредложение принес На рассмотрение к Сороке. Признаться, волновался он, Но, встретив прямо у порога Плакат «Новаторам — дорогу!», Он был весьма приободрен. Сорока сунула глаза В его расчеты. — Так. Отлично! Вопрос насущнейший, И лично Я — всеми перышками «за!». Прошло бы только у Сыча: Ведь он тебя еще не знает И может бухнуть сгоряча, Что возражает. Да вот еще, мой друг, постой: Здесь не хватает запятой. Вот мы ее сейчас поставим ХВАТАЕТ гЧ Б А СНЯ И, кстати, скобочки вот тут... Теперь подпишем и отправим Скорей к Сычу наш общий труд... Чуть выше Сокола сбоку Сорока вывела: «Сорока». Хотел ей Сокол возразить, Потом подумал: «Что возиться? Была бы только польза птицам, А гонораром, так и быть, Придется, видно, поделиться». Сыч посмотрел и, как всегда, Сказал сначала: — Ерунда! Все это, в общем, очень сложно, Все это надо упрощать... Вот так — уже мириться можно. Потом, да что это? Постой!.. ^ ЗАПЯТОЙ. . , Ведь здесь не надо запятой!.. Вооружившись авторучкой, Сыч запятую зачеркнул, Поставил подпись с закорючкой. А Сокол только лишь вздохнул. И вот работа та дошла До самого зам. зав. Орла. Он понял с первого же взгляда, Что здесь предвидится солидная награда. — Сыч... Что ж, согласен я с Сычом. Сорока?.. Гм... Ну, пусть Сорока.’ Но вот тут Сокол! Он при чем?.. * -V * Кто автор здесь, судите сами, Но «“ награждению пошла Работа эта с подписями Сыча, Сороки и Орла. Д. НАДЕЖДИН. чество выдающегося чеш ского композитора завоева ло 'искренние симпатии и глубокое уважение. Произ ведения Дворжака про.чно вошли в репертуар лучших советских и зарубежных ис полнителей. Музыка компо зитора помогает людям луч ше узиать свободолюбивый чешский «арод, его тради ции и культуру. А. Двор жак дорог всем честиым людям как пламенный пат риот, воспевший борьбу за национальную н е з а в и си мость, свободу и счастье на рода. были рождены глубокими * переживаниями композито ра, скорбевшего «ад траги ческой судьбой своей роди ны, потерявшей государст венную независимость. Композитором соз д а н о свыше 20 полонезов. Все они отличаются простотой, необыкновенной мелодиче ской выразительностью, бли зостью к народной музыке. Этим и объясняется их ши рокая популярность нетоль ко в Польше, но и за ее пределами. Кроме полонезов, Огин- ским создано много песен, романсов,, вальсов, мазу рок. На собственный текст композитор написал одно актную оперу «Зели и Валь- кур», или «Бонапарт в Ка ире». В 1955 году, в дни V Все мирного фестиваля молоде жи и студентов в Варшаве, советский поэт Евгений Долматовский написал сти хи к полонезу «Прощание с родиной», а профессор Московской консерватории Владислав Соколов перело жил музыку полонеза для хора. В латыни было слово «утер», означавшее пример но «один из двух». С отри цанием «не, нек» (не) сло во «неутер» значило: «ни Один из двух», «ни тот, ни другой». Это дало не только на звание среднему' роду. Все образованные позднее сло ва, связанные с этим «не утер», сохранили и в дру гих языках основной смысл «ни тот, Ни другой» — ней тральный, не примыкающий ни к той, ни к другой бо рющейся стороне; в химии нейтральный — не дающий ни щелочной, ни кислотной реакции; нейтрон — мате риальная частица ядра ато ма, не имеющая ни поло жительного, ,ни отрицатель ного электрического' заряда. СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ Так говорят про очень умного человека. «Пядь» — старинная мера длины, рав ная расстоянию между кон цами растянутых большого и указательного пальцев^ Считалось, что чем больше лоб, тем умнее человек. Из польского юмора — Я очень удивляюсь, как вы, будучи таким ху дым, можете быть укроти телем зверей? V — В этом и тайна моего успеха..Звери ждут, пока я пополнею. * «. * Муж, обращаясь к жене, которая в магазине приме ряет очень дорогую шубу: — Знаешь, моя дорогая, я уверен, что существуют и другие способы предохра нить себя от простуды. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. пйшМТЕ НАм по адресу : V. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления _______________ культуры.________________ АЭ 42449 Зак. № 5734 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz