Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

С ОЛНЕЧНАЯ семья не всегда была такой, ка­ кой ,мы ее знаем. Она была больше, .в нее входи­ ло не девять ньше извест­ ных планет, а десять. Изучая строение астерои­ д ов—<малых планет, обра­ щающихся между Марсом и Юпитером, ученые обна­ ружили, что они не имеют присущей планетам формы шара, а представляют собой глыбы материи с неровной поверхностью, разной вели­ чины обломки какого-то бо­ лее крупного тела. Такими же обломками и осколками являются ядра комет и ме­ теориты. Членом - корреспондентом Академии наук СССР С. В. Орловым была высказана разделяемая и другими уче­ ными мысль, что «астерои­ ды, кометы и метеориты со­ ставляют единый комплекс тел солнечной системы. Всех их ..можно рассматри­ вать как обломки когда-то р а с п а в ­ шейся пла­ неты, по- д о б н о й нашей Земле». Эта планета^ десятая по счету, была пятой по по­ рядку от Солнца и когда-то во тьме времен существова­ ла между Марсом и Юпи­ тером. Она была молода и неустойчива, и распад ее был вызван притяжением гиганта Юпйтера, в опас­ ном соседстве с которым она находилась. * : * * : : : : : : : I I : : : : I : : : : : : : : * : : ю з а На снимке: 1. Баку. Проспект имени Кирова. 2. Темир-Тау. Одна из улиц города металлургов. >♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ < ♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦(Фотохроника ТАСС). : : Подобно тому как Зевс разметал по небу обломки колесницы Гелиоса и низ­ вергнул Фаэтона, Юпитер, под именем которого у рим­ лян был^известея Зевс, раз­ рушил эту планету. Ее об­ ломки и осколки, сталкива­ ясь и снова дробясь, разо­ шлись в пространстве, то сверкая для земных наблю­ дателей как астероиды, то проносясь кометами, то па­ дая на Землю как метео­ риты. Эти небесные камни—ве­ щественные доказательства существования в неизмери­ мо далеком прошлом деся­ той планеты. С. В. Орлов дал ей имя; он назвал ее Фаэтоном. Б. АЛЕКСЕЕВ. НЕЙТРАЛИТЕТ Имена существительные принадлежат к одному из трех грамматических родов: мужскому, женскому среднему. Деление по ро­ дам в принципе было ос,но ваяо на делении полов. Род В мире музыки Великий чешский композитор (К 120 -ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. ДВОРЖАКА) многих слов сложился ис­ торически и не всегда под­ дается объяснению на ос­ новании фактов современ­ ного языка. Во многих за­ падноевропейских языках слова для обозначения тре­ тьего (у нас называемого средним) рода были обра­ зованы от названия этого рода в латинском языке — нейтралис. Имя великого чешского компо­ зитора Антонина Дворжака (1841 —1904) занимает одно из выдаю­ щихся мест в истории мировой музыкальной культуры. Продол­ жая реалистические традиции ос­ новоположника чешской музы­ кальной классики Б. Сметаны, Дворжак упрочил славу отечест­ венной музыки. В своих произве­ дениях композитор ярко отразил чешский национальный характер, быт народа, красоту родной при­ роды. Творческое наследие Дворжака многообразно. Им написаны опе­ ры, оратории, кантаты, симфонии, концерты, квартеты, хоры, роман­ сы. С особенной силой гений ком­ позитора проявился в области симфонической и ка,мерной музыки. Широчайшую по­ пулярность завоевала его пятая симфония «Из Ново­ го Света», увлекающая сво­ им широким размахом, глу­ биной чувств, поэтично­ стью образов и высоким гу­ манизмом. Борьба за национальное освобождение, подвиги ге­ роев, паявших за свободу и независимость чешской зем­ ли, нашли свое музыкаль­ ное воплощение во многих оркестровых сочни е ни я х А. Дворжака («'Гуситская увертюра», «Моя родина» и другие). Его оперы («Уп­ рямцы», «Хитрый .крестья­ нин», «Черт и Кача», «Ру­ салка») наряду с операми Б. Сметаны составляют ос­ нову чешского националь­ ного репертуара. ■В своих с о ч и н е н и я х А. Дворжак щедро исполь­ зовал богатство и красоту народной музыки. Его му­ зыкальный язык имеет ярко выражеиный нащиональный характер, насыщенный мо­ тивами славянской песенно- сти. Музыка А. Дворжака близка и понятна всем на­ родам. В Советском Союзе твор- ПОЛОНЕЗ о г и н с к о г о МихаилЖлеофас Ог и н о к и й (1765—1833) вошел в историю Польши не только как талантли­ вый музыкант, но и как видней­ ший общественный деятель стра­ ны. В 1794 году Огинский, молодой вельможа, выходец из древнего княжеского рода 4 принял участие в знаменитом восстании Тадеуша Костюшки — национального ге­ роя Польши, боровшегося за не­ зависимость родины. На свои средства Огинский снаря­ дил отряд повстанцев и сам стал во главе его. Он отка­ зался от княжеского герба, заменив его щитом с над­ писью: «Свобода, постоян­ ство, независимость». Бле­ стящий сочинитель салон­ ной музыки становится ав­ тором боевых революцион­ ных песен и походных мар­ шей. Повстанцы отряда Огинского не раз шли в бой под звуки марша, сочинен­ ного их командиром. После поражения восста­ ния Огинскому пришлось эмигрировать в Италию. В 1802 году композитор приехал в Россию, где про­ должал свою творческую деятельность. Именно к это­ му времени и относится соз­ дание им знаменитого по­ лонеза «Прощание с роди­ ной». В необыкновенно по­ этичной музыке полонеза сльшща то нежная, лириче­ ская мелодия, напоённая глубокой печалью, то стра­ стный героический призыв. Эти музыкальные образы Ь НЕ Решив ответственный вопрос Толковый малый, некто Сокол, Рацпредложение принес На рассмотрение к Сороке. Признаться, волновался он, Но, встретив прямо у порога Плакат «Новаторам — дорогу!», Он был весьма приободрен. Сорока сунула глаза В его расчеты. — Так. Отлично! Вопрос насущнейший, И лично Я — всеми перышками «за!». Прошло бы только у Сыча: Ведь он тебя еще не знает И может бухнуть сгоряча, Что возражает. Да вот еще, мой друг, постой: Здесь не хватает запятой. Вот мы ее сейчас поставим ХВАТАЕТ гЧ Б А СНЯ И, кстати, скобочки вот тут... Теперь подпишем и отправим Скорей к Сычу наш общий труд... Чуть выше Сокола сбоку Сорока вывела: «Сорока». Хотел ей Сокол возразить, Потом подумал: «Что возиться? Была бы только польза птицам, А гонораром, так и быть, Придется, видно, поделиться». Сыч посмотрел и, как всегда, Сказал сначала: — Ерунда! Все это, в общем, очень сложно, Все это надо упрощать... Вот так — уже мириться можно. Потом, да что это? Постой!.. ^ ЗАПЯТОЙ. . , Ведь здесь не надо запятой!.. Вооружившись авторучкой, Сыч запятую зачеркнул, Поставил подпись с закорючкой. А Сокол только лишь вздохнул. И вот работа та дошла До самого зам. зав. Орла. Он понял с первого же взгляда, Что здесь предвидится солидная награда. — Сыч... Что ж, согласен я с Сычом. Сорока?.. Гм... Ну, пусть Сорока.’ Но вот тут Сокол! Он при чем?.. * -V * Кто автор здесь, судите сами, Но «“ награждению пошла Работа эта с подписями Сыча, Сороки и Орла. Д. НАДЕЖДИН. чество выдающегося чеш­ ского композитора завоева­ ло 'искренние симпатии и глубокое уважение. Произ­ ведения Дворжака про.чно вошли в репертуар лучших советских и зарубежных ис­ полнителей. Музыка компо­ зитора помогает людям луч­ ше узиать свободолюбивый чешский «арод, его тради­ ции и культуру. А. Двор­ жак дорог всем честиым людям как пламенный пат­ риот, воспевший борьбу за национальную н е з а в и си ­ мость, свободу и счастье на­ рода. были рождены глубокими * переживаниями композито­ ра, скорбевшего «ад траги­ ческой судьбой своей роди­ ны, потерявшей государст­ венную независимость. Композитором соз д а н о свыше 20 полонезов. Все они отличаются простотой, необыкновенной мелодиче­ ской выразительностью, бли­ зостью к народной музыке. Этим и объясняется их ши­ рокая популярность нетоль­ ко в Польше, но и за ее пределами. Кроме полонезов, Огин- ским создано много песен, романсов,, вальсов, мазу­ рок. На собственный текст композитор написал одно­ актную оперу «Зели и Валь- кур», или «Бонапарт в Ка­ ире». В 1955 году, в дни V Все­ мирного фестиваля молоде­ жи и студентов в Варшаве, советский поэт Евгений Долматовский написал сти­ хи к полонезу «Прощание с родиной», а профессор Московской консерватории Владислав Соколов перело­ жил музыку полонеза для хора. В латыни было слово «утер», означавшее пример­ но «один из двух». С отри­ цанием «не, нек» (не) сло­ во «неутер» значило: «ни Один из двух», «ни тот, ни другой». Это дало не только на­ звание среднему' роду. Все образованные позднее сло­ ва, связанные с этим «не­ утер», сохранили и в дру­ гих языках основной смысл «ни тот, Ни другой» — ней­ тральный, не примыкающий ни к той, ни к другой бо­ рющейся стороне; в химии нейтральный — не дающий ни щелочной, ни кислотной реакции; нейтрон — мате­ риальная частица ядра ато­ ма, не имеющая ни поло­ жительного, ,ни отрицатель­ ного электрического' заряда. СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ Так говорят про очень умного человека. «Пядь» — старинная мера длины, рав­ ная расстоянию между кон­ цами растянутых большого и указательного пальцев^ Считалось, что чем больше лоб, тем умнее человек. Из польского юмора — Я очень удивляюсь, как вы, будучи таким ху­ дым, можете быть укроти­ телем зверей? V — В этом и тайна моего успеха..Звери ждут, пока я пополнею. * «. * Муж, обращаясь к жене, которая в магазине приме­ ряет очень дорогую шубу: — Знаешь, моя дорогая, я уверен, что существуют и другие способы предохра­ нить себя от простуды. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. пйшМТЕ НАм по адресу : V. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления _______________ культуры.________________ АЭ 42449 Зак. № 5734 '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz