Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
И И И И ИИНММ ИИИИИ ИИИИ »«И »4ИИИ ИИ ^ ! Р А К Е Т Л . . . Н А С Т РО Й КЕ Возможно, наше время в будущем назовут ве ком ракет. Они штурмуют космос, с их помощью исследуют верхние слои атмосферы. А наши чехословацкие друзья нашли для ракет еще одну область мирного применения — стройку. При сооружении линий электропередач высо кого напряжения в первую очередь, как правило, натягивают между опорами тонкий вспомогатель ный трос, а потом поднимают провод. Почти всегда в таких случаях без трактора не обой тись. Но как быть, если линия электропередачи проходит по трудно доступной местности, а рас стояние между опорами значительно увеличи вается? «В горах около города Ружомберока, — пишет газета «Руде право», — недавно осуществлен интересный эксперимент. Члены общества содей ствия армии с завода «Синтезия-Семтин» в со дружестве с товарищами, работающими на пред приятии «Электровод» в Братиславе, соорудили несложную стартовую площадку и к легкой ра кете особым способом прикрепили шнур из сило на. Ракета стартовала и по крутой траектории перенесла шнур через горные вершины к сосед ней опоре. Этот шнур дал возможность без осо бого труда и очень быстро натянуть между опо рами вспомогательный трос, а потом и провод. Большая экономия времени, средств и сил — вот результат этого эксперимента. * ♦♦ ♦♦ ♦♦ 1 X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X .«* Ви с я ч а я к р ыша Представьте себе велоси педное колесо: обод, спицы и втулку. А теперь вообра зите, что обод — диамет ром раз в пятьдесят боль ше велосипедного колеса — ообран из дугообразных бетонных балок, образую щих правильный круг, вза мен опиц натянуты тросы, а вместо втулки установле но стальное кольцо. Бетон ный обод покоится на столбах высотой в 3—4 /метра. Это и есть каркас вися чей крыши. Осталось не много: навесить на'тросы бетонные плитки трапецие видной формы, уплотнить стыки, закрыть стены де коративным материалом — и здание готово. Пятьсот квадратных метров за не сколько дней! Использовав высокопроч ные стальные тросы, сот рудники одной из лабора торий Научно - исследова тельского института бето на и железобетона создали конструкцию безопорной вися/чей оболочки, у ко торой наружное бетонное кольцо «работает» на сжа тие, а стальные тросы (ван ты) и внутреннее стальное кольцо — на растяжение. Удалась избежать цент ральной колонны: вся на грузка приходится на ко лонны, стоящие по пери метру. ,В другом варианте, пред ложенном сотрудниками этой же лаборатории, пред усматривается одна цен тральная колонна, несущая на себе всю нагрузку, тог да как боковые, располо женные по окружности, имеют декоративное назна чение. Опытные сооружения этого типа, возведенные на территории института, под твердили жизнеспособность новой конструкции. Недавно под Москвой, в районе станции Михнеро, начато сооружение опытно го павильона. В скором времени оболочками - кры шами такой конструкции покроют многие нефтехра нилища, а также зерно склады, коровники, свинар ники и другие сельскохо зяйственные сооружения. Висячие крыши можно ис пользовать и при постройке стадионов, летних кафе, танцплощадок, павильонов в зонах отдыха и т. д. С. МАРИЕВ. Л У Н А Ж Д Е Т Ч Е Л О В Е К А В «осмосе опять побывал советский человек, наш д о рогой соотечественник, /коммунист. Он благополуч но приземлился после мно гочасового исторического путешествия. Подвигу кос- монавтачдва радуются сей час все советские люди, простые люди всей плане ты. ■Полет Германа Титова— новый изумительный успех /нашей науки, техники, культуры. И он закономе рен в /победном пути со ветского народа к комму низму. Именно советские люди — строители комму низма /прокладывают сей час /космические трассы: •сначала вокруг Земли, а затем, видимо, проложат их на Луну, Марс, Вене- РУ- .Новый рейс вокруг Зем ли намного отличается от •первого полета человека в /космос 12 апреля 1961 го да. И прежде всего своей длительностью. Более сем надцати оборотов совер шил ко/см/ический корабль «Восток-Й» по еще нехо- женны/м звездным дорогам. •Более семисот тысяч кило метров «/налетал» Герман Титов за 25 часов. Впервые в истории испытывалось влияние на организм кос монавта длительного поле та по орбите. Отличается от /первого он также и са мой формой -орбиты. Те терь она была более близ кой к круговой. А это зна чит, что космический ко ,рабль-опутн/ик «/Восток-2» вышел на орбиту с боль шей степенью точности. На конец, чрезвычайно важно, что пилот (и это тоже бы ло осуществлено впервые в /мире) управлял своим полетом. /Вероятно, первым небес ным телом, на которое по летит советский -космонавт, /будет Луна — естествен ный спутник Земли. Она /находится от нас на сред нем расстоянии в 384 тыся чи километров. Вспомним, что Герман Титов проле тел более семисот тысяч километров! Мы сейчас до вольно хорошо знаем при роду Луны. Современные наиболее мощные телеоко пы позволяют наблюдать /на /ней участки поверхности /размерам от 50 метров. Можно сказать, что види мая с Земли сторона Луны /исследована в телескопы лучше, чем отдельные рай оны /на поверхности нашей планеты. Изучение Луны в насто ящее время — вполне кон кретная задача и актуаль нейшая проблема современ ной астрономической нау ки. Разумеется, полеты на наш естественный спутник и освоение его в дальней шем не должны преследо вать военных целей, как о /том -открыто мечтают а-ме- 1 рика-нокие им-периалисты. Л/ун-у следует сделать мир ной территорией, и на ней надо будет Цроиз/водить См ♦♦♦♦ ♦♦«« ♦♦ и м ** ♦♦ ♦♦м ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦ и ♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ К н и ж н ы е н о в и н к и В Госстройиздате вышли в свет следующие книга по строительству: Беликов М. П., Емелья нов В. А., Нестеров В. Е. Применение радиоактив ных изотопов в гидротех ническом строительстве. 164 отр., 62 коп. -В книге приведены об щие сведения о /радиоак тивных изотопах и их свой ствах, а также методы ре гистрации радиоактивных излучений. Рассматрива ются устройство и работа различных детекторов ядер- ных излучений и радиомет рических установок, рабо тающих от сети и батарей ных, применяемых при про ведении 'изыскательских ра бот. /Книга рассчитана на ин женеров и техников, рабо тающих в области строи тельства гидротехниче ских сооружений. Гусев Н. М. Естественное освещение зданий. 172 етр., 1 руб. 51 иоп. В кни/ге приводятся све дения и данные, необходи мые для рационального ре шения /многообразных за дач естественного освеще ния зданий разного назна чения на основе расчета и проектирования световых проемов и прозрачных ог раждений. •Содержание книги бази руется на проведенных под руководством автора фото- метрических носледов а/ниях в натурных условиях и в лаборатории. Для полноценного реше ния задач естественного ос вещения в здании в книге приводятся данные: о световом климате'СССР как необходимой предпо сылке для оптимального решения задач естественно го освещения зданий, стро ящихся в разных районах •нашей страны; •о нормировании естест- вен/но/ло освещения в СССР и в зарубежных странах и другие. •Книга может служить руководствам при проекти ровании гражданских и промышленных зданий и учебным пособием в архи тектурных и строительных /вузах. Михайлов В. Г., Шуй ский П. И. Экономика про изводства и применения же лезобетонных предвари тельно напряженных балок и ферм (для покрытий про изводственных зданий). 108 ст,р., 37 /кап. В брошюре освещаются основные вопросы эконо мики изготовления и эф- фекти/виюсти применения железобетонных предва рительно напряженных ба лок и ферм различных ти пов для покрытий произ водственных зданий. При/ведено краткое опи сание различных типов кон струкций балок и ферм с анализ/о/м и сопоставлени ем их . технико-эко/ном/иче- ски/х показателей. Выявлены пути снижения себестоимости и трудоем кости изготовления конст рукций и даются рекомен дации по выбору оптималь ных решений балок и фер/м в зави/симости от условий их производства и /приме нения. Брошюра предназна чается для работников про ектных и нзучно-иселедова- телъюких организаций, а также инженерно - техни ческих работников предпри ятий сборного железобето на. Монтаж масляных и воз душных выключателей (се рия пособий по повышению мастерства). Гла/вэлектро- /монтаж и управление кад ров Минстроя РОФОР. 256 стр., 40 коп. В книге излагаются пе редовые методы монтажа и .наладки высоковольтных /масля/ных и воздушных выключателей и приводятся характерные особенности этих выключателей; кроме того, дается описание воз можных неисправностей выключателей и способы их /устранения. /Книга предназначена для •повышения маоте р с т в а электром/оигеров, занятых на мо/нтаже высоковольт ного оборудования. Комсомольск-на-Амуре. Комсо- мольюко-молю/дежная смена марте новского цеха завода «Амурсталь» решила ко дню открытия XXII съез да КПСС дать 600 тонн сверхпла нового металла. Свое слово стале вары держат. Родина получает до полнительный металл. В комсомольоко-молодежиой сме не с большим уважением говорят о члене ВЛ/КС/М Юрии Герасименко. Воспитанник Сибирского металлур гического института, он работал не которое время подручным сталева ра,. а недавно стал помощником на чальника смены. Большой вклад вносит инженер Юрий Герасименко в совершенство вание .производства. По его проекту сконструирована и смонтирована печь для спекания брикетов окали ны. Ст.о двадцать семь тысяч рублей условно-годовой экономии даст это новшество. Молодой инженер—активный член научно-техн/имеокого общества, а также Общества по распростране нию политических и научных зна ний. Юрий Ге/расименко—композитор- любитель. На готовящемся /гор.ощ- оком фестивале будет исполнена его песня о мартенов/цах. На снимке: Юрий Герасименко исполняет свою песню /перед Друзь ями—подручными сталевара Нико лаем Потапенко, Анатолием Крас- нобаевым и «анавщиком Александ ром Жариковым. (Фотохроника ТА/СС). только научные последова 1 НИЯ в мирных целях. ... Представим себе не далекое будущее. Медлен но подн/имает/ся с космо дрома многоступенчатая коюм/ичеакая ракета. Ее последняя ступень (.именно юна должна раав/ить необ ходимую скорость для до стижения Луны) — гигант ский космический корабль, на борду кото/рого совет ский человек. Он летит на Луну... В первые минуты после ста/рта, когда работа ют еще мощные двигатели ракеты, ан,а летит с уско рением. За эти несколько минут космический корабль ра зовьет необходимую косми ческую скорость, выйдет за пределы атмосферы и «ля жет» на траекторию поле та к Луне. •Но вот двигатели пере стали работать и сотря сать корпус. Начался сво бодный полет к Луне. В корабле нас/тупило состоя ние невесомости. Человек «потерял» вес — ведь он и все окружающие в кабине предметы несутся е кос мос с одинаковым ускоре нием. /А это означает, что уже нет силы, которая тя нет /космо/навта к «полу» ракеты, да и практически теперь в кабине нет ни по ла, ни -потолка. Космонавт мо/жет, поднявшись над сво/и/м креслом, свободно «плавать» в кабине. Он не ощущает быстроты движе ния. А ведь скорость его /полета превышает один надцать километров в се кунду! Все ближе Лу/на... В ил люминаторы уже хорошо видны ее обширные низ менности, удивительные по красоте и необычности /ко/льцавые /горы, зияющие чернотой трещины... Скоро -посадка... Но прежде чем ее /осуществить, космонавт должен тормюженнем зна чительно уменьшить ско рость корабля. На Луне нет аамаоферы, и торможе ние должно быть произве дено только с помощью /ракетных двигателей. Но теперь уже частицы сго ревшего топлива должны выбрасываться по направ лению к Луне, а образую щаяся реактивная тяга на правлена в сторону, цроти- вопаложную полету. И тут /снова наступает перегруз ка. Такова общая, /принци- пи/альная схема пути Зем ля —/Луна. /Но вот произведена по садка. Космонавт прилу нился на поверхности на шего естественного спутни ка. Открываются лю/ки ко рабля. Летчик одет в эла стичный скафандр, внутри которого -сложная система кондиционирования возду ха. Скафандр должен за щитить косм/отавта и от сильной жа/ры (температу ра на освещенной Солнцем стороне Луны плюс 120 граду/оов) и от попадания метеорных тел, космиче ского излучения и т. п. Изумительная 'по красоте ка;ртина раскроется взору человека. Абсолютно чер ное, без единого облачка небо, на нем тысячи ярких н/емерцающих .звезд, осле пительно яркое солнце, и наша Земля в зеленава.то- полубо/ватой дымке, словно пига/нтский глобус, непод вижно висит над лунным горизонтам. Ии один звук не услышишь на Луне... Ведь там нет атмосферы. /Своеобразен лунный ре льеф. Наш естественный спутник очень горист. Это в особенности относится к южном/у полушарию. На нем масаа кратеров и цир ков — обширных низменно стей, окруженных высоки ми кольцевыми горами. Не которые из них достигают 8 —9 километров высоты. Так как поперечник Луны 3.476 километров — при мерно в четыре раза мень ше поперечника Земли, то эти горы покажутся космо навту го/раздо выше зем ных. Шесть вершин на Лу не — от шести до семи ты сяч /метров, 184— от трех до четырех тысяч метров в высоту. /Поперечник одного из величайших на Луне цирков — [Пиккард —1 пре вышает /200 километров. .Может быть, здесь в буду щем будет лунный космо дром?! Удивительными об разованиями на поверхно сти Луны являются и си стемы светлых лучей, .ра диально расходящихся от .некоторых кратеров. Самая замечательная из /них — та, /которая связана с крате ром Тихо. Эта системе со стоит почти /из ста лучей Некоторые из них пересе кают лунные /горы, низ менности, трещины и тя нутся на /Две тысячи кило метров! /Много интересного уви дит космонавт. Необычным окажется и само его ео- сто/ЯН/ие, так как весить он будет в шесть раз меньше, чем на Земле... Ведь масса Луны в 80 раз меньше земной. Наш спутник со временем сделается идеаль ной научной лабораторией. Установив на нем телеско пы, можно будет без вся ких атмосферных помех на блюдать и исследовать ка налы Марса, облака Юпи тера, кольца Сатурна. Все эти и многие другие иссле дования, новые законы природы, новые космиче ские явления, /которые от кроют на Луне, человек •использует для нашей Зем ли. 'Советские люди, проле гая дорогу в космос, не собираются навсегда поки дать З'емлю. Для человека она всегда была, есть и бу дет лучшей из планет. Но для расширения наших знаний, поиоков новых ис точников энергии, выявле ния новых законов приро ды мы будем летать в кос- м.ос. ,И то, что совершили сей час Юрий Гагарин и Гер ман Титов, лишь начало. •Впереди новые исследова ния на благо всего чело вечества! В. ЛУЦКИИ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Липецкая областная заочная средняя школа ♦ производит прием 1 учащихся в 5, 6 , 7, 8 , 9 и 40 клас сы на 1961—4962 учеб- , НЫЙ /ГОД. | В школу принимаются [ граждане, проживающие в г. Липецке, в возра с т е от 16 лет. Доступа- Тющие подают на имя ^директора школы заяв ление о приеме, доку мент об образовании, справку с места .работы, две фотокарточки. За справками об ус ловиях приема обра- . щаться по адресу: гор. ^Липецк, ул. Скороходо- *ва, дом № 2 . П И Ш И Т Е Н А М ПО А Д Р Е С У . ?. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 44540. За/к, № 5426.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz