Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

И И И И ИИНММ ИИИИИ ИИИИ »«И »4ИИИ ИИ ^ ! Р А К Е Т Л . . . Н А С Т РО Й КЕ Возможно, наше время в будущем назовут ве­ ком ракет. Они штурмуют космос, с их помощью исследуют верхние слои атмосферы. А наши чехословацкие друзья нашли для ракет еще одну область мирного применения — стройку. При сооружении линий электропередач высо­ кого напряжения в первую очередь, как правило, натягивают между опорами тонкий вспомогатель­ ный трос, а потом поднимают провод. Почти всегда в таких случаях без трактора не обой­ тись. Но как быть, если линия электропередачи проходит по трудно доступной местности, а рас­ стояние между опорами значительно увеличи­ вается? «В горах около города Ружомберока, — пишет газета «Руде право», — недавно осуществлен интересный эксперимент. Члены общества содей­ ствия армии с завода «Синтезия-Семтин» в со­ дружестве с товарищами, работающими на пред­ приятии «Электровод» в Братиславе, соорудили несложную стартовую площадку и к легкой ра­ кете особым способом прикрепили шнур из сило­ на. Ракета стартовала и по крутой траектории перенесла шнур через горные вершины к сосед­ ней опоре. Этот шнур дал возможность без осо­ бого труда и очень быстро натянуть между опо­ рами вспомогательный трос, а потом и провод. Большая экономия времени, средств и сил — вот результат этого эксперимента. * ♦♦ ♦♦ ♦♦ 1 X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X .«* Ви с я ч а я к р ыша Представьте себе велоси­ педное колесо: обод, спицы и втулку. А теперь вообра­ зите, что обод — диамет­ ром раз в пятьдесят боль­ ше велосипедного колеса — ообран из дугообразных бетонных балок, образую­ щих правильный круг, вза­ мен опиц натянуты тросы, а вместо втулки установле­ но стальное кольцо. Бетон­ ный обод покоится на столбах высотой в 3—4 /метра. Это и есть каркас вися­ чей крыши. Осталось не­ много: навесить на'тросы бетонные плитки трапецие­ видной формы, уплотнить стыки, закрыть стены де­ коративным материалом — и здание готово. Пятьсот квадратных метров за не­ сколько дней! Использовав высокопроч­ ные стальные тросы, сот­ рудники одной из лабора­ торий Научно - исследова­ тельского института бето­ на и железобетона создали конструкцию безопорной вися/чей оболочки, у ко­ торой наружное бетонное кольцо «работает» на сжа­ тие, а стальные тросы (ван­ ты) и внутреннее стальное кольцо — на растяжение. Удалась избежать цент­ ральной колонны: вся на­ грузка приходится на ко­ лонны, стоящие по пери­ метру. ,В другом варианте, пред­ ложенном сотрудниками этой же лаборатории, пред­ усматривается одна цен­ тральная колонна, несущая на себе всю нагрузку, тог­ да как боковые, располо­ женные по окружности, имеют декоративное назна­ чение. Опытные сооружения этого типа, возведенные на территории института, под­ твердили жизнеспособность новой конструкции. Недавно под Москвой, в районе станции Михнеро, начато сооружение опытно­ го павильона. В скором времени оболочками - кры­ шами такой конструкции покроют многие нефтехра­ нилища, а также зерно­ склады, коровники, свинар­ ники и другие сельскохо­ зяйственные сооружения. Висячие крыши можно ис­ пользовать и при постройке стадионов, летних кафе, танцплощадок, павильонов в зонах отдыха и т. д. С. МАРИЕВ. Л У Н А Ж Д Е Т Ч Е Л О В Е К А В «осмосе опять побывал советский человек, наш д о ­ рогой соотечественник, /коммунист. Он благополуч­ но приземлился после мно­ гочасового исторического путешествия. Подвигу кос- монавтачдва радуются сей­ час все советские люди, простые люди всей плане­ ты. ■Полет Германа Титова— новый изумительный успех /нашей науки, техники, культуры. И он закономе­ рен в /победном пути со­ ветского народа к комму­ низму. Именно советские люди — строители комму­ низма /прокладывают сей­ час /космические трассы: •сначала вокруг Земли, а затем, видимо, проложат их на Луну, Марс, Вене- РУ- .Новый рейс вокруг Зем­ ли намного отличается от •первого полета человека в /космос 12 апреля 1961 го­ да. И прежде всего своей длительностью. Более сем­ надцати оборотов совер­ шил ко/см/ический корабль «Восток-Й» по еще нехо- женны/м звездным дорогам. •Более семисот тысяч кило­ метров «/налетал» Герман Титов за 25 часов. Впервые в истории испытывалось влияние на организм кос­ монавта длительного поле­ та по орбите. Отличается от /первого он также и са­ мой формой -орбиты. Те­ терь она была более близ­ кой к круговой. А это зна­ чит, что космический ко­ ,рабль-опутн/ик «/Восток-2» вышел на орбиту с боль­ шей степенью точности. На­ конец, чрезвычайно важно, что пилот (и это тоже бы­ ло осуществлено впервые в /мире) управлял своим полетом. /Вероятно, первым небес­ ным телом, на которое по­ летит советский -космонавт, /будет Луна — естествен­ ный спутник Земли. Она /находится от нас на сред­ нем расстоянии в 384 тыся­ чи километров. Вспомним, что Герман Титов проле­ тел более семисот тысяч километров! Мы сейчас до­ вольно хорошо знаем при­ роду Луны. Современные наиболее мощные телеоко­ пы позволяют наблюдать /на /ней участки поверхности /размерам от 50 метров. Можно сказать, что види­ мая с Земли сторона Луны /исследована в телескопы лучше, чем отдельные рай­ оны /на поверхности нашей планеты. Изучение Луны в насто­ ящее время — вполне кон­ кретная задача и актуаль­ нейшая проблема современ­ ной астрономической нау­ ки. Разумеется, полеты на наш естественный спутник и освоение его в дальней­ шем не должны преследо­ вать военных целей, как о /том -открыто мечтают а-ме- 1 рика-нокие им-периалисты. Л/ун-у следует сделать мир­ ной территорией, и на ней надо будет Цроиз/водить См ♦♦♦♦ ♦♦«« ♦♦ и м ** ♦♦ ♦♦м ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦ ♦♦♦♦ и ♦♦♦♦♦♦♦♦ ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ К н и ж н ы е н о в и н к и В Госстройиздате вышли в свет следующие книга по строительству: Беликов М. П., Емелья­ нов В. А., Нестеров В. Е. Применение радиоактив­ ных изотопов в гидротех­ ническом строительстве. 164 отр., 62 коп. -В книге приведены об­ щие сведения о /радиоак­ тивных изотопах и их свой­ ствах, а также методы ре­ гистрации радиоактивных излучений. Рассматрива­ ются устройство и работа различных детекторов ядер- ных излучений и радиомет­ рических установок, рабо­ тающих от сети и батарей­ ных, применяемых при про­ ведении 'изыскательских ра­ бот. /Книга рассчитана на ин­ женеров и техников, рабо­ тающих в области строи­ тельства гидротехниче­ ских сооружений. Гусев Н. М. Естественное освещение зданий. 172 етр., 1 руб. 51 иоп. В кни/ге приводятся све­ дения и данные, необходи­ мые для рационального ре­ шения /многообразных за­ дач естественного освеще­ ния зданий разного назна­ чения на основе расчета и проектирования световых проемов и прозрачных ог­ раждений. •Содержание книги бази­ руется на проведенных под руководством автора фото- метрических носледов а/ниях в натурных условиях и в лаборатории. Для полноценного реше­ ния задач естественного ос­ вещения в здании в книге приводятся данные: о световом климате'СССР как необходимой предпо­ сылке для оптимального решения задач естественно­ го освещения зданий, стро­ ящихся в разных районах •нашей страны; •о нормировании естест- вен/но/ло освещения в СССР и в зарубежных странах и другие. •Книга может служить руководствам при проекти­ ровании гражданских и промышленных зданий и учебным пособием в архи­ тектурных и строительных /вузах. Михайлов В. Г., Шуй­ ский П. И. Экономика про­ изводства и применения же­ лезобетонных предвари­ тельно напряженных балок и ферм (для покрытий про­ изводственных зданий). 108 ст,р., 37 /кап. В брошюре освещаются основные вопросы эконо­ мики изготовления и эф- фекти/виюсти применения железобетонных предва­ рительно напряженных ба­ лок и ферм различных ти­ пов для покрытий произ­ водственных зданий. При/ведено краткое опи­ сание различных типов кон­ струкций балок и ферм с анализ/о/м и сопоставлени­ ем их . технико-эко/ном/иче- ски/х показателей. Выявлены пути снижения себестоимости и трудоем­ кости изготовления конст­ рукций и даются рекомен­ дации по выбору оптималь­ ных решений балок и фер/м в зави/симости от условий их производства и /приме­ нения. Брошюра предназна­ чается для работников про­ ектных и нзучно-иселедова- телъюких организаций, а также инженерно - техни­ ческих работников предпри­ ятий сборного железобето­ на. Монтаж масляных и воз­ душных выключателей (се­ рия пособий по повышению мастерства). Гла/вэлектро- /монтаж и управление кад­ ров Минстроя РОФОР. 256 стр., 40 коп. В книге излагаются пе­ редовые методы монтажа и .наладки высоковольтных /масля/ных и воздушных выключателей и приводятся характерные особенности этих выключателей; кроме того, дается описание воз­ можных неисправностей выключателей и способы их /устранения. /Книга предназначена для •повышения маоте р с т в а электром/оигеров, занятых на мо/нтаже высоковольт­ ного оборудования. Комсомольск-на-Амуре. Комсо- мольюко-молю/дежная смена марте­ новского цеха завода «Амурсталь» решила ко дню открытия XXII съез­ да КПСС дать 600 тонн сверхпла­ нового металла. Свое слово стале­ вары держат. Родина получает до­ полнительный металл. В комсомольоко-молодежиой сме­ не с большим уважением говорят о члене ВЛ/КС/М Юрии Герасименко. Воспитанник Сибирского металлур­ гического института, он работал не­ которое время подручным сталева­ ра,. а недавно стал помощником на­ чальника смены. Большой вклад вносит инженер Юрий Герасименко в совершенство­ вание .производства. По его проекту сконструирована и смонтирована печь для спекания брикетов окали­ ны. Ст.о двадцать семь тысяч рублей условно-годовой экономии даст это новшество. Молодой инженер—активный член научно-техн/имеокого общества, а также Общества по распростране­ нию политических и научных зна­ ний. Юрий Ге/расименко—композитор- любитель. На готовящемся /гор.ощ- оком фестивале будет исполнена его песня о мартенов/цах. На снимке: Юрий Герасименко исполняет свою песню /перед Друзь­ ями—подручными сталевара Нико­ лаем Потапенко, Анатолием Крас- нобаевым и «анавщиком Александ­ ром Жариковым. (Фотохроника ТА/СС). только научные последова 1 НИЯ в мирных целях. ... Представим себе не­ далекое будущее. Медлен­ но подн/имает/ся с космо­ дрома многоступенчатая коюм/ичеакая ракета. Ее последняя ступень (.именно юна должна раав/ить необ­ ходимую скорость для до­ стижения Луны) — гигант­ ский космический корабль, на борду кото/рого совет­ ский человек. Он летит на Луну... В первые минуты после ста/рта, когда работа­ ют еще мощные двигатели ракеты, ан,а летит с уско­ рением. За эти несколько минут космический корабль ра­ зовьет необходимую косми­ ческую скорость, выйдет за пределы атмосферы и «ля­ жет» на траекторию поле­ та к Луне. •Но вот двигатели пере­ стали работать и сотря­ сать корпус. Начался сво­ бодный полет к Луне. В корабле нас/тупило состоя­ ние невесомости. Человек «потерял» вес — ведь он и все окружающие в кабине предметы несутся е кос­ мос с одинаковым ускоре­ нием. /А это означает, что уже нет силы, которая тя­ нет /космо/навта к «полу» ракеты, да и практически теперь в кабине нет ни по­ ла, ни -потолка. Космонавт мо/жет, поднявшись над сво/и/м креслом, свободно «плавать» в кабине. Он не ощущает быстроты движе­ ния. А ведь скорость его /полета превышает один­ надцать километров в се­ кунду! Все ближе Лу/на... В ил­ люминаторы уже хорошо видны ее обширные низ­ менности, удивительные по красоте и необычности /ко/льцавые /горы, зияющие чернотой трещины... Скоро -посадка... Но прежде чем ее /осуществить, космонавт должен тормюженнем зна­ чительно уменьшить ско­ рость корабля. На Луне нет аамаоферы, и торможе­ ние должно быть произве­ дено только с помощью /ракетных двигателей. Но теперь уже частицы сго­ ревшего топлива должны выбрасываться по направ­ лению к Луне, а образую­ щаяся реактивная тяга на­ правлена в сторону, цроти- вопаложную полету. И тут /снова наступает перегруз­ ка. Такова общая, /принци- пи/альная схема пути Зем­ ля —/Луна. /Но вот произведена по­ садка. Космонавт прилу­ нился на поверхности на­ шего естественного спутни­ ка. Открываются лю/ки ко­ рабля. Летчик одет в эла­ стичный скафандр, внутри которого -сложная система кондиционирования возду­ ха. Скафандр должен за­ щитить косм/отавта и от сильной жа/ры (температу­ ра на освещенной Солнцем стороне Луны плюс 120 граду/оов) и от попадания метеорных тел, космиче­ ского излучения и т. п. Изумительная 'по красоте ка;ртина раскроется взору человека. Абсолютно чер­ ное, без единого облачка небо, на нем тысячи ярких н/емерцающих .звезд, осле­ пительно яркое солнце, и наша Земля в зеленава.то- полубо/ватой дымке, словно пига/нтский глобус, непод­ вижно висит над лунным горизонтам. Ии один звук не услышишь на Луне... Ведь там нет атмосферы. /Своеобразен лунный ре­ льеф. Наш естественный спутник очень горист. Это в особенности относится к южном/у полушарию. На нем масаа кратеров и цир­ ков — обширных низменно­ стей, окруженных высоки­ ми кольцевыми горами. Не­ которые из них достигают 8 —9 километров высоты. Так как поперечник Луны 3.476 километров — при­ мерно в четыре раза мень­ ше поперечника Земли, то эти горы покажутся космо­ навту го/раздо выше зем­ ных. Шесть вершин на Лу­ не — от шести до семи ты­ сяч /метров, 184— от трех до четырех тысяч метров в высоту. /Поперечник одного из величайших на Луне цирков — [Пиккард —1 пре­ вышает /200 километров. .Может быть, здесь в буду­ щем будет лунный космо­ дром?! Удивительными об­ разованиями на поверхно­ сти Луны являются и си­ стемы светлых лучей, .ра­ диально расходящихся от .некоторых кратеров. Самая замечательная из /них — та, /которая связана с крате­ ром Тихо. Эта системе со­ стоит почти /из ста лучей Некоторые из них пересе­ кают лунные /горы, низ­ менности, трещины и тя­ нутся на /Две тысячи кило­ метров! /Много интересного уви­ дит космонавт. Необычным окажется и само его ео- сто/ЯН/ие, так как весить он будет в шесть раз меньше, чем на Земле... Ведь масса Луны в 80 раз меньше земной. Наш спутник со временем сделается идеаль­ ной научной лабораторией. Установив на нем телеско­ пы, можно будет без вся­ ких атмосферных помех на­ блюдать и исследовать ка­ налы Марса, облака Юпи­ тера, кольца Сатурна. Все эти и многие другие иссле­ дования, новые законы природы, новые космиче­ ские явления, /которые от­ кроют на Луне, человек •использует для нашей Зем­ ли. 'Советские люди, проле­ гая дорогу в космос, не собираются навсегда поки­ дать З'емлю. Для человека она всегда была, есть и бу­ дет лучшей из планет. Но для расширения наших знаний, поиоков новых ис­ точников энергии, выявле­ ния новых законов приро­ ды мы будем летать в кос- м.ос. ,И то, что совершили сей­ час Юрий Гагарин и Гер­ ман Титов, лишь начало. •Впереди новые исследова­ ния на благо всего чело­ вечества! В. ЛУЦКИИ. Редактор К. ОГРЫЗКОВ. Липецкая областная заочная средняя школа ♦ производит прием 1 учащихся в 5, 6 , 7, 8 , 9 и 40 клас­ сы на 1961—4962 учеб- , НЫЙ /ГОД. | В школу принимаются [ граждане, проживающие в г. Липецке, в возра­ с т е от 16 лет. Доступа- Тющие подают на имя ^директора школы заяв­ ление о приеме, доку­ мент об образовании, справку с места .работы, две фотокарточки. За справками об ус­ ловиях приема обра- . щаться по адресу: гор. ^Липецк, ул. Скороходо- *ва, дом № 2 . П И Ш И Т Е Н А М ПО А Д Р Е С У . ?. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 44540. За/к, № 5426.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz