Строитель. 1961 г. (г. Липецк)
\ СПОРТИВНЫЙ ЛАГЕРЬ ОТКРЫТ! И н т е р е с н о и у в л е к а т е л ь н о о т д ы х а л и в м и н у в ш е м г о д у м о л о д ы е с т р о й д е т а л е в - ц ы . В с о з д а н н о м и м и н а ж и в о п и с н о м б е р е г у р е к и М а т ы р ы с п о р т и в н о м л а г е р е п о б ы в а л о б о л е е 130 ч е л о в е к . В л а г е р е б ы л и с о з д а н ы в с е у с л о в и я , н е о б х о д и м ы е д л я х о р о ш е г о о т д ы х а . П о с л е п о д ъ е м а , к у п а н и я и з а в т р а к а м о л о д е ж ь н а а в т о м а ш и н а х п р и е з ж а л а н а з а в о д . П о о к о н ч а н и и с м е н ы с т р о й - д е т а л е в ц ы в н о в ь в о з в р а щ а л и с ь в л а г е р ь . Д о о т б о я о д ни с р а ж а л и с ь в ш а х м а т ы , ш а ш к и , д р у г и е и г р а л и в т е н н и с , в о л е й б о л , т р е т ь и к у п а л и с ь и л и з а н и м а л и с ь с в о и м л ю б и м ы м д е л о м . З д е с ь н е р а з п р о в о д и л и с ь с п о р т и в н ы е с о р е в н о в а н и я . В к о н ц е с в о е г о п р е б ы в а н и я в л а г е р е к а ж д а я г р у п п а с о в е р ш а л а т у р и с т и ч е с к и й п о х о д п о з а р а н е е р а з р а б о т а н н о м у м а р ш р у т у . Э т о й в е с н о й м о л о д ы е с т р о й д е т а л е в ц ы в н о в ь н а ч а л и г о т о в и т ь с я к о т к р ы т и ю с в о е г о с п о р т и в н о г о л а г е р я . Н а н е б о л ь ш о й п о л я н е в н е с к о л ь к и х м е т р а х о т р е к и М а т ы р ы о н и у с т а н о в и л и п а л а т к и . В о з л е н и х р а з б и л и в о л е й б о л ь н у ю и б а с к е т б о л ь н у ю п л о щ а д к и , у с т а н о в и л и т е н н и с н ы е с т о л ы . И в о т в м и н у в ш е е в о с к р е с е н ь е с п о р т и в н ы й л а г е р ь п р и н я л п е р в у ю г р у п п у м о л о д ы х с т р о й - д е т а л е в ц е в . В 11 ч а с о в у т р а 35 ю н о ш е й и д е в у ш е к , о д е т ы х в с п о р т и в н у ю ф о р м у , в ы с т р о и л и с ь н а л и н е й к у . З в у ч и т к о м а н д а : « С м и р н о ! » . И н с т р у к т о р ф и з к у л ь т у р ы Г е р м а н Ф о м е н к о д о к л а д ы в а е т д и р е к т о р у з а в о д а И в а н у А н т о н о в и ч у К а р м а н о в у о т о м , ч т о с п о р т и в н ы й л а г е р ь г о т о в к о т к р ы т и ю . П р и н я в р а п о р т , И. А . К а р м а н о в о б р а щ а е т с я с к р а т к о й р е ч ь ю к м о л о д ы м с т р о й д е т а л е в - ц а м . О н п о з д р а в и л и х с Д н е м с о в е т с к о й м о л о д е ж и и п о ж е л а л и м х о р о ш е г о о т д ы х а . В н о в ь р а з д а е т с я к о м а н д а « С м и р н о ! » . К о н т р о л е р К л а р а К о б з е в а и а р м а т у р щ и к И в а н Т ю л ь п и н п о д н и м а ю т ф л а г . С п о р т и в н ы й л а г е р ь м о л о д е ж и о т к р ы т ! В э т о т ж е д е н ь с о с т о я л и с ь м а с с о в ы е г у л я н ь я р а б о ч и х з а в о д а . Ж и з н ь в л а г е р е и д е т п о с т р о г о м у р а с п о р я д к у . К у с л у г а м о т д ы х а ю щ и х м о т о р н ы е л о д к и и с а м ы й р а з л и ч н ы й с п о р т и в н ы й и н в е н т а р ь . И н т е р е с н о п р о в е л и с т р о й д е т а л е в ц ы п е р в у ю н е д е л ю п р е б ы в а н и я в л а г е р е . И. Б Е Л Я Е В . П О Ч Е М У М Ы Т А Н Г О В О Р И М В о всю ивановскую (Кто не змает колокольни Ивана -Великого в Москов ском -Кремле, -которая со своими тридцатью колоко лами слыла на Руси одной из -самых мощных звон-ниц? А старинное русское слово «вовся» или вс®сё» означа ло, как свидетельствует В. Даль, звон во все коло кола. Переносный смысл по говорки «во всю иванов скую» — во всю силу, не обычайно г-ромко. Существует и иное объ яснение этого весьма рас пространенного и теперь присловья. Некоторые зна токи русского языка и ста рой Москвы отмечают, что выражение «во всю иванов скую» п-ошло, возможно, от Ивановской площади, на которой, как -и на Красной площади, -провозглашали во в се у слыш ан и е «кличи», оповещали народ о разного рода важных событиях и делах. Крупнейший русский художник Илья Ефремович Репин родился .в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. С самого детства Репин помогал семье, зарабатывая на хлеб писанием икон и портретов. Как и другие русские передовые художники этого периода, Репин испытал в жизни много труд ностей. Не случайно Репин называл себя «человеком шестидесятых годов». Имен но эти годы прошлого века оставили -глубокий след в -душах и мировоззре нии многих передовых людей России. Недовольство фальшивой крестьянской реформой вызвало новую волну рево люционно-демократической борьбы за дело народа. К этой борьбе примыкали все честные русские люди. По-своему откликнулись на событие художники, крупнейшим среди которых был Илья Ефимович Репин. Он считал, что ис кусство нужно использовать как сред ство борьбы за улучшение жизни на рода. Среди огромного количества напи санных Репиным произведений не най дешь и двух картин, похожих -по содер жанию. Его кисти принадлежат изуми тельные портреты Льва Толстого и хи рурга Пирогова, композитора Глинки и актрисы Стрепето-вой; -всему -миру изве стны такие произведения Репина, как «Иван Грозный и -сын его Иван», «За порожцы», «Не -ждали», «Отказ от ис поведи» и другие. Уже с первых шагов своего творчест ва Репин пристально интересовался жизнью народа. Он любовался гордой красотой и силон простого русского че ловека. Среди произведе ний Репина, посвященных жизни народа, особое ме сто занимает картина «Бурлаки», написанная ху дожником в начале его творческого пути, в 1871 —1873 годах. Во время работы над картиной Репин внима тельно изучал волжских бурлаков. Именно поэтому так правдивы образы лю ден в этой картине. ...Вдоль низкого песчано го берега растянулась ва тага бурлаков, влекущих огромную баржу. По виду все они крестьяне, дове денные до отчаяния беззе мельем и поборами. Люди здесь самые раз ные как по внешности, так и по характерам. Впереди — могучий богатырь, че ловек суровый и мудрый. Его сильные руки онемели от напряжения. На лице горькая дума. Прекрасно лицо бурлака- юноши. Напряженный по ворот его головы, резкое движение рук, хватающих ся за давящую на грудь лямку, — все это расска зывает нам о глухом про тесте против страшной жизни, назревающем в его душе. Как затравленный зверь, озирается по сторонам бур лак восточного типа, а ря дом с ним едва тащится, повиснув в лямке, человек, видимо, умирающий от ча хотки. Задыхающиеся, низко пригнувшиеся к земле, по давленные непосильным трудом и жизненной не справедливостью, -пр ОX 0 - дят мимо нас бурлаки, неся в себе страдание и гнев, протест и отчаяние. Картина «Бурлаки» про звучала приговором мрач ным сторонам жизни Рос сии. Она вызвала глубокое возмущение угнетением и бесправием. Эта ранняя картина Репина, как и бо лее поздние его произведе ния, является выдающимся вкладом не только в рус ское, но и в мировое изо бразительное искусство. М. ЯБЛОНСКАЯ. Встречали вы когда-ни будь человека, у которого есть только имя, без фа милии? Многие скажут: «Такого не бывает». Так ли это? В Ленингра де живет писатель называть детей? Не по но мерам же к ним- обращать ся: «Эй, мол, Третий! Веди сюда Седьмую». Но было и так. Лет че тыреста назад у нас на Ру- В нашей литературе по говорка эта находит порой самое неожиданное для современников применение. Такие сочетания понятий, как «-кричать, храпеть во всю ивановскую», призна ются у нас законными, но вот «спит во всю иванов скую»—-у М. Е. Салтыко ва-Щедрина, «рассказывал во -всю ивановскую» — у А. Л. Чехова уже вызыва ют теперь удивление. Сродни этому присловью другое — «.во все тяжкие». Так назывались в древйей Руси колокола густого, «тяжкого» звона. Но смыс ловое значение второй по говорки совсем иное. Пу ститься во .все тяжкие — поступать безрао с у д н о , очертя голову, без оглядки на последствия. ОГНЕМ И МЕЧОМ Эти слова говорят нам о войне. А первоначальный их смысл совсем мирный. Древнегреческий врач Гип пократ учил: «Чего не ле чит меч (то есть нож, опе рация), то исцеляется ог нем (при помощи прижи гания)». Вот как .резко изменилось содержание этого выраже ния. Рытхеу. Когда его спрашивают, как К А К В А С З О В У Т ? Смотрите технические фильмы! имя, он отвечает: «Рытхеу». Если интересу ются фамилией, он -гово рит: «Рытхеу». Писатель Рытхеу по национальности чукча. У чукчей нет ни имен, ни -фамилий; у них все по-другому. Удивляться нечему. Вы знаете, ч^о был такой фран цузский император Наполе он Первый. Отца Наполео на звали -Карло, но никто никогда в жизни не взду мал обратиться к прослав ленному п о л к о в о д ц у : «Здравствуйте, Наполеон Карлович!». У французов нет и не бывает отчеств. -Выходит, что у одних людей совсем нет фамилий, у других — -отчеств. -Откуда же произошли имена и фамилии? Об этом говорит сложная, очень ин тересная, но далеко нелег кая наука — ономастика, или имя-словие, часть язы кознания. Имя — глубокий старец по сравнению с фамилией. Давным-давно родителям пришлось задуматься: как си тысячи людей именно так и назывались: «Перву- ша» (т. е. первый), «Треть як», «(Пятой*... Ведь от этих -и-мен и пошли -всем известные фамилии Перву шины, Третьяковы, Пято вы... Но можно было давать и имена-клички. Родилась де вочка накануне праздника. Почему бы ее не назвать: «Канун праздника»? Имя Прасковья п-о-гречески как раз и значило: «канун праздника». Крикливого младенца -на зывали «Неупокой»; того, кто родился в -пути, — «До рога»; -появившегося на свет лютой -зимой — «Мо роз». Потом церковники за менили эти «языческие» имена -взятыми от греков и римлян — христианскими. Но и эти имена, — правда, на чужих нам языках — тоже -имеют каждое свое, довольно ясное значение; Георгий (Юрий) по-гречес ки -т- пахарь, земледелец; Галя по-латьгии — кошеч ка, Тамара — п а л ь м а . Фамилии привились -в об ществе сравнительно .недав но, -родившись постепенно из всевозможных прозвищ, кличек, из -слов, которыми близкие -указывали на при меты человека. Посмотрите сами. Множе ство наших русских фами лий кончается на слог «—ов» или «—ев», «—ия». Кузнецов, Елисеев, Марь-ш. Это — фамилии-отчества; все они отвечают на вопрос «Чей это сын, чей пото мок?»: «Гаврилов» — сын Гаврилы; «Мельников» — сын (или потомок какого-то мельника. Было время, когда наши предки .носили в виде имен любые слова. На свете жи ло -множество почтенных людей, которых звали «Во рон», «Шуба», «Кот», «Хорь». В старых грамотах записаны даже такие стран ные имена, как «Несоле ный», «Прокислый», -'или «Износок». Значит, и боль шинство «звериных» и «ве щественных» фамилий тоже произошло -от старинных имен. Но есть -и другие фами лии, отвечающие на вопрос «откуда»? Они чаще всего оканчиваются на слог «—ский». «Вяземский» зна чит «происходящий из Вязьмы»; «Шуйский»—«ро дом из Шуи»; такие фами лии -сплошь и рядом носи ли дворяне, князья, гордив шиеся своим родом. >•««««««* 4 ДАРГИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ Слаще всех плодов—плод честного труда. Обтесанный камень не останется на дороге. И черный день, проведенный со своим народом, есть праздник. Секрет свой не говори другу: и у него есть друг. На огне сухого дерева будет гореть и сырое. В июле для строителей демонстрируется -ряд техни ческих кинофильмов. Так, в клубе строителей треста 1 и 2 июля будет показан фильм «Комплексная брига да на стройплощадке», 12 -го и 13-го —-«Передовой опыт изготовления сборных же лезобетонных и з д е л и й», 20-го и 21-го — «Новое в механизации погрузочн о- разгрузо-чных работ в строи тельстве», 23-го и 24-го — «Комплексная механизация строительства автодорог», 27-го и 28-го — «Новое в промышленном строитель стве». Все эти фильмы будут демонстрироваться также в домах культуры -заводов — Новоли-пецкопо и «Свобод ный сокол» и в клубе труб ного завода. Товарищи с т р о и т е л и ! Смотрите технические ки нофильмы! А . Ш И П У Л И Н . Р е д а к т о р К . О Г Р Ы З К О В . ПИШИТЕ НАМ ПО АДРЕСУ. г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 41491 Зак. № 4115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz