Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

\ СПОРТИВНЫЙ ЛАГЕРЬ ОТКРЫТ! И н т е р е с н о и у в л е к а т е л ь ­ н о о т д ы х а л и в м и н у в ш е м г о д у м о л о д ы е с т р о й д е т а л е в - ц ы . В с о з д а н н о м и м и н а ж и в о п и с н о м б е р е г у р е к и М а т ы р ы с п о р т и в н о м л а г е р е п о б ы в а л о б о л е е 130 ч е л о ­ в е к . В л а г е р е б ы л и с о з д а н ы в с е у с л о в и я , н е о б х о д и м ы е д л я х о р о ш е г о о т д ы х а . П о с ­ л е п о д ъ е м а , к у п а н и я и з а в ­ т р а к а м о л о д е ж ь н а а в т о м а ­ ш и н а х п р и е з ж а л а н а з а в о д . П о о к о н ч а н и и с м е н ы с т р о й - д е т а л е в ц ы в н о в ь в о з в р а щ а ­ л и с ь в л а г е р ь . Д о о т б о я о д ­ ни с р а ж а л и с ь в ш а х м а т ы , ш а ш к и , д р у г и е и г р а л и в т е н н и с , в о л е й б о л , т р е т ь и к у п а л и с ь и л и з а н и м а л и с ь с в о и м л ю б и м ы м д е л о м . З д е с ь н е р а з п р о в о д и л и с ь с п о р т и в н ы е с о р е в н о в а н и я . В к о н ц е с в о е г о п р е б ы в а н и я в л а г е р е к а ж д а я г р у п п а с о ­ в е р ш а л а т у р и с т и ч е с к и й п о ­ х о д п о з а р а н е е р а з р а б о т а н ­ н о м у м а р ш р у т у . Э т о й в е с н о й м о л о д ы е с т р о й д е т а л е в ц ы в н о в ь н а ч а ­ л и г о т о в и т ь с я к о т к р ы т и ю с в о е г о с п о р т и в н о г о л а г е р я . Н а н е б о л ь ш о й п о л я н е в н е ­ с к о л ь к и х м е т р а х о т р е к и М а т ы р ы о н и у с т а н о в и л и п а л а т к и . В о з л е н и х р а з б и л и в о л е й б о л ь н у ю и б а с к е т б о л ь ­ н у ю п л о щ а д к и , у с т а н о в и л и т е н н и с н ы е с т о л ы . И в о т в м и н у в ш е е в о с к р е с е н ь е с п о р ­ т и в н ы й л а г е р ь п р и н я л п е р ­ в у ю г р у п п у м о л о д ы х с т р о й - д е т а л е в ц е в . В 11 ч а с о в у т р а 35 ю н о ­ ш е й и д е в у ш е к , о д е т ы х в с п о р т и в н у ю ф о р м у , в ы с т р о ­ и л и с ь н а л и н е й к у . З в у ч и т к о м а н д а : « С м и р н о ! » . И н ­ с т р у к т о р ф и з к у л ь т у р ы Г е р ­ м а н Ф о м е н к о д о к л а д ы в а е т д и р е к т о р у з а в о д а И в а н у А н т о н о в и ч у К а р м а н о в у о т о м , ч т о с п о р т и в н ы й л а г е р ь г о т о в к о т к р ы т и ю . П р и н я в р а п о р т , И. А . К а р м а н о в о б ­ р а щ а е т с я с к р а т к о й р е ч ь ю к м о л о д ы м с т р о й д е т а л е в - ц а м . О н п о з д р а в и л и х с Д н е м с о в е т с к о й м о л о д е ж и и п о ж е л а л и м х о р о ш е г о о т ­ д ы х а . В н о в ь р а з д а е т с я к о м а н д а « С м и р н о ! » . К о н т р о л е р К л а ­ р а К о б з е в а и а р м а т у р щ и к И в а н Т ю л ь п и н п о д н и м а ю т ф л а г . С п о р т и в н ы й л а г е р ь м о л о д е ж и о т к р ы т ! В э т о т ж е д е н ь с о с т о я ­ л и с ь м а с с о в ы е г у л я н ь я р а ­ б о ч и х з а в о д а . Ж и з н ь в л а г е р е и д е т п о с т р о г о м у р а с п о р я д к у . К у с ­ л у г а м о т д ы х а ю щ и х м о т о р ­ н ы е л о д к и и с а м ы й р а з л и ч ­ н ы й с п о р т и в н ы й и н в е н т а р ь . И н т е р е с н о п р о в е л и с т р о й ­ д е т а л е в ц ы п е р в у ю н е д е л ю п р е б ы в а н и я в л а г е р е . И. Б Е Л Я Е В . П О Ч Е М У М Ы Т А Н Г О В О Р И М В о всю ивановскую (Кто не змает колокольни Ивана -Великого в Москов­ ском -Кремле, -которая со своими тридцатью колоко­ лами слыла на Руси одной из -самых мощных звон-ниц? А старинное русское слово «вовся» или вс®сё» означа­ ло, как свидетельствует В. Даль, звон во все коло­ кола. Переносный смысл по­ говорки «во всю иванов­ скую» — во всю силу, не­ обычайно г-ромко. Существует и иное объ­ яснение этого весьма рас­ пространенного и теперь присловья. Некоторые зна­ токи русского языка и ста­ рой Москвы отмечают, что выражение «во всю иванов­ скую» п-ошло, возможно, от Ивановской площади, на которой, как -и на Красной площади, -провозглашали во в се у слыш ан и е «кличи», оповещали народ о разного рода важных событиях и делах. Крупнейший русский художник Илья Ефремович Репин родился .в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. С самого детства Репин помогал семье, зарабатывая на хлеб писанием икон и портретов. Как и другие русские передовые художники этого периода, Репин испытал в жизни много труд­ ностей. Не случайно Репин называл себя «человеком шестидесятых годов». Имен­ но эти годы прошлого века оставили -глубокий след в -душах и мировоззре­ нии многих передовых людей России. Недовольство фальшивой крестьянской реформой вызвало новую волну рево­ люционно-демократической борьбы за дело народа. К этой борьбе примыкали все честные русские люди. По-своему откликнулись на событие художники, крупнейшим среди которых был Илья Ефимович Репин. Он считал, что ис­ кусство нужно использовать как сред­ ство борьбы за улучшение жизни на­ рода. Среди огромного количества напи­ санных Репиным произведений не най­ дешь и двух картин, похожих -по содер­ жанию. Его кисти принадлежат изуми­ тельные портреты Льва Толстого и хи­ рурга Пирогова, композитора Глинки и актрисы Стрепето-вой; -всему -миру изве­ стны такие произведения Репина, как «Иван Грозный и -сын его Иван», «За­ порожцы», «Не -ждали», «Отказ от ис­ поведи» и другие. Уже с первых шагов своего творчест­ ва Репин пристально интересовался жизнью народа. Он любовался гордой красотой и силон простого русского че­ ловека. Среди произведе­ ний Репина, посвященных жизни народа, особое ме­ сто занимает картина «Бурлаки», написанная ху­ дожником в начале его творческого пути, в 1871 —1873 годах. Во время работы над картиной Репин внима­ тельно изучал волжских бурлаков. Именно поэтому так правдивы образы лю­ ден в этой картине. ...Вдоль низкого песчано­ го берега растянулась ва­ тага бурлаков, влекущих огромную баржу. По виду все они крестьяне, дове­ денные до отчаяния беззе­ мельем и поборами. Люди здесь самые раз­ ные как по внешности, так и по характерам. Впереди — могучий богатырь, че­ ловек суровый и мудрый. Его сильные руки онемели от напряжения. На лице горькая дума. Прекрасно лицо бурлака- юноши. Напряженный по­ ворот его головы, резкое движение рук, хватающих­ ся за давящую на грудь лямку, — все это расска­ зывает нам о глухом про­ тесте против страшной жизни, назревающем в его душе. Как затравленный зверь, озирается по сторонам бур­ лак восточного типа, а ря­ дом с ним едва тащится, повиснув в лямке, человек, видимо, умирающий от ча­ хотки. Задыхающиеся, низко пригнувшиеся к земле, по­ давленные непосильным трудом и жизненной не­ справедливостью, -пр ОX 0 - дят мимо нас бурлаки, неся в себе страдание и гнев, протест и отчаяние. Картина «Бурлаки» про­ звучала приговором мрач­ ным сторонам жизни Рос­ сии. Она вызвала глубокое возмущение угнетением и бесправием. Эта ранняя картина Репина, как и бо­ лее поздние его произведе­ ния, является выдающимся вкладом не только в рус­ ское, но и в мировое изо­ бразительное искусство. М. ЯБЛОНСКАЯ. Встречали вы когда-ни­ будь человека, у которого есть только имя, без фа­ милии? Многие скажут: «Такого не бывает». Так ли это? В Ленингра­ де живет писатель называть детей? Не по но­ мерам же к ним- обращать­ ся: «Эй, мол, Третий! Веди сюда Седьмую». Но было и так. Лет че­ тыреста назад у нас на Ру- В нашей литературе по­ говорка эта находит порой самое неожиданное для современников применение. Такие сочетания понятий, как «-кричать, храпеть во всю ивановскую», призна­ ются у нас законными, но вот «спит во всю иванов­ скую»—-у М. Е. Салтыко­ ва-Щедрина, «рассказывал во -всю ивановскую» — у А. Л. Чехова уже вызыва­ ют теперь удивление. Сродни этому присловью другое — «.во все тяжкие». Так назывались в древйей Руси колокола густого, «тяжкого» звона. Но смыс­ ловое значение второй по­ говорки совсем иное. Пу­ ститься во .все тяжкие — поступать безрао с у д н о , очертя голову, без оглядки на последствия. ОГНЕМ И МЕЧОМ Эти слова говорят нам о войне. А первоначальный их смысл совсем мирный. Древнегреческий врач Гип­ пократ учил: «Чего не ле­ чит меч (то есть нож, опе­ рация), то исцеляется ог­ нем (при помощи прижи­ гания)». Вот как .резко изменилось содержание этого выраже­ ния. Рытхеу. Когда его спрашивают, как К А К В А С З О В У Т ? Смотрите технические фильмы! имя, он отвечает: «Рытхеу». Если интересу­ ются фамилией, он -гово­ рит: «Рытхеу». Писатель Рытхеу по национальности чукча. У чукчей нет ни имен, ни -фамилий; у них все по-другому. Удивляться нечему. Вы знаете, ч^о был такой фран­ цузский император Наполе­ он Первый. Отца Наполео­ на звали -Карло, но никто никогда в жизни не взду­ мал обратиться к прослав­ ленному п о л к о в о д ц у : «Здравствуйте, Наполеон Карлович!». У французов нет и не бывает отчеств. -Выходит, что у одних людей совсем нет фамилий, у других — -отчеств. -Откуда же произошли имена и фамилии? Об этом говорит сложная, очень ин­ тересная, но далеко нелег­ кая наука — ономастика, или имя-словие, часть язы­ кознания. Имя — глубокий старец по сравнению с фамилией. Давным-давно родителям пришлось задуматься: как си тысячи людей именно так и назывались: «Перву- ша» (т. е. первый), «Треть­ як», «(Пятой*... Ведь от этих -и-мен и пошли -всем известные фамилии Перву­ шины, Третьяковы, Пято­ вы... Но можно было давать и имена-клички. Родилась де­ вочка накануне праздника. Почему бы ее не назвать: «Канун праздника»? Имя Прасковья п-о-гречески как раз и значило: «канун праздника». Крикливого младенца -на­ зывали «Неупокой»; того, кто родился в -пути, — «До­ рога»; -появившегося на свет лютой -зимой — «Мо­ роз». Потом церковники за­ менили эти «языческие» имена -взятыми от греков и римлян — христианскими. Но и эти имена, — правда, на чужих нам языках — тоже -имеют каждое свое, довольно ясное значение; Георгий (Юрий) по-гречес­ ки -т- пахарь, земледелец; Галя по-латьгии — кошеч­ ка, Тамара — п а л ь м а . Фамилии привились -в об­ ществе сравнительно .недав­ но, -родившись постепенно из всевозможных прозвищ, кличек, из -слов, которыми близкие -указывали на при­ меты человека. Посмотрите сами. Множе­ ство наших русских фами­ лий кончается на слог «—ов» или «—ев», «—ия». Кузнецов, Елисеев, Марь-ш. Это — фамилии-отчества; все они отвечают на вопрос «Чей это сын, чей пото­ мок?»: «Гаврилов» — сын Гаврилы; «Мельников» — сын (или потомок какого-то мельника. Было время, когда наши предки .носили в виде имен любые слова. На свете жи­ ло -множество почтенных людей, которых звали «Во­ рон», «Шуба», «Кот», «Хорь». В старых грамотах записаны даже такие стран­ ные имена, как «Несоле­ ный», «Прокислый», -'или «Износок». Значит, и боль­ шинство «звериных» и «ве­ щественных» фамилий тоже произошло -от старинных имен. Но есть -и другие фами­ лии, отвечающие на вопрос «откуда»? Они чаще всего оканчиваются на слог «—ский». «Вяземский» зна­ чит «происходящий из Вязьмы»; «Шуйский»—«ро­ дом из Шуи»; такие фами­ лии -сплошь и рядом носи­ ли дворяне, князья, гордив­ шиеся своим родом. >•««««««* 4 ДАРГИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ Слаще всех плодов—плод честного труда. Обтесанный камень не останется на дороге. И черный день, проведенный со своим народом, есть праздник. Секрет свой не говори другу: и у него есть друг. На огне сухого дерева будет гореть и сырое. В июле для строителей демонстрируется -ряд техни­ ческих кинофильмов. Так, в клубе строителей треста 1 и 2 июля будет показан фильм «Комплексная брига­ да на стройплощадке», 12 -го и 13-го —-«Передовой опыт изготовления сборных же­ лезобетонных и з д е л и й», 20-го и 21-го — «Новое в механизации погрузочн о- разгрузо-чных работ в строи­ тельстве», 23-го и 24-го — «Комплексная механизация строительства автодорог», 27-го и 28-го — «Новое в промышленном строитель­ стве». Все эти фильмы будут демонстрироваться также в домах культуры -заводов — Новоли-пецкопо и «Свобод­ ный сокол» и в клубе труб­ ного завода. Товарищи с т р о и т е л и ! Смотрите технические ки­ нофильмы! А . Ш И П У Л И Н . Р е д а к т о р К . О Г Р Ы З К О В . ПИШИТЕ НАМ ПО АДРЕСУ. г. Липецк, ул. Суворова, 24. Липецк, типография областного управления культуры. АЭ 41491 Зак. № 4115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz