Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Строитель. 1961 г. (г. Липецк)

Вымпел—у строителей 8 — 10 а п р е л я п р о х о д и л о с о р е в н о в а н и е н а п е р ­ в е н с т в о о б л а с т н о г о с о в е т а Д С О « Т р у д » п о п а ­ с т е л ь н о м у т е н н и с у . В н е м у ч а с т в о в а л а и к о м а н д а с т р о и т е л е й . В ы и г р а в п я т ь в с т р е ч , н а ш и т е н н и с и ­ с т ы в ы ш л и в ф и н а л . И в р е ш а ю щ е й в с т р е ч е с к о м а н д о й г о р о д а Е л ь ц а о н и о д е р ж а л и п о б е д у с о с ч е т о м 5 : 4 . Н а ш и м т е н н и с и с т а м в р у ч е н в ы м п е л . В м и н у в ш е е в о с к р е с е н ь е с о с т о я л с я т р а д и ц и о н ­ н ы й в е с е н н и й к р о с с н а п е р в е н с т в о г о р о д а . Ж е н ­ с к а я к о м а н д а с т р о и т е л е й з а н я л а в т о р о е м е с т о , м у ж с к а я — т р е т ь е . С п о р т с м е н а м - с т р о и т е л я м в р у ч е н ы г р а м о т ы г о р о д с к о г о с о в е т а с п о р т и в н ы х о б щ е с т в и о р г а н и з а ц и й . Б . Л И Т В И Н Е Н К О . Несмотря на трагический сюжет, люди в картине пре­ красны и полны благород­ ных чувств. Так художник выразил мысль о том, что красота и сила духа чело­ века — бессмертны. Воспитанный в традици­ ях классицизма, Брюллов в совершенстве знает анато­ мию человеческого тела, ри­ сунок его пластичен, компо­ зиция строго уравновешена. ■Но, в отличие от предста­ вителей безжизненного ака­ демического искусства, он пользуется романтически­ ми приемами контрастного На торжественном банкете в Москве, устроенном в честь художника, были про­ читаны стихи, приписывае­ мые поэту Баратынскому: «Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень, И был «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день!» Восторженно отнесся к этой картине Пушкин. В последующие годы Брюллову уже не удалось создать в историческом Я Последний день Помпеи г г Картина Карла Павлови­ ча Брюллова «Последний день Помпеи»,—выдающее­ ся произведение русской живописи, пользующееся мировой славой. Грандиоз­ ное полотно, завершенное в 1833 году, до сих пор продолжает волновать дра­ матизмом изображенных исторических событий, ма­ стерством исполнения. Брюллов получил образо­ вание в Академии худо­ жеств, которую окончил с золотой медалью. Осенью 1822 года он уехал за гра­ ницу, в Италию. Огромное впечатление произвели на художника раскопки в Помпее. Этот древний город, расположен­ ный у подножия Везувия, был засыпан при изверже­ нии вулкана в 79 году на­ шей эры. В середине XVIII века начались систематиче­ ские раскопки, открывшие изумительные памятники римской художественной культуры. Брюллов присту­ пил к изучению археологи­ ческих и исторических ма­ териалов, стремясь с доку­ ментальной точностью вос­ создать событие. Это был совершенно новый для того времени метод работы над исторической картиной. Важнейшим историческим источником, использован­ ным Брюлловым, были письма римского писателя Плиния Младшего — оче­ видца катастрофы — к ис­ торику Тациту. IНЕМНОГОЮМОРА С большим драматизмом передает Брюллов в сроем произведении картину на­ родного бедствия. В оста­ новившейся на мгновение толпе можно различить от­ дельные группы людей, ли­ ца которых выражают це­ лую гамму чувств. Компо­ зиционный и смысловой центр картины «.Последний день Помпеи» — фигура мо­ лодой прекрасной женщи­ ны, сброшенной с колесни­ цы. К безжизненному телу матери тянется ребенок. Рядом двое юношей несут раненого отца, сын умоляет обессилевшую мать идти дальше, но она отстраняе 1 его рукой. Интересно, что этот эпизод взят Брюлло­ вым из письма Плиния Младшего. Выразителен задний план: всадник на вздыбленном коне; юноша, несущий мертвую невесту; в левой части картины — семейные группы. На ступеньках здания Брюллов разместил не­ сколько фигур. Одна из них — художник, прикрываю­ щийся ящиком с красками, — является автопортретом Брюллова. освещения, динамиком дви­ жения. Картине свойствен­ на известная условность, театральность, но сквозь них проступают подлинные человеческие чувства и жи­ вая красота лиц итальян­ цев, написанных художни­ ком с натуры. Брюллов был новатором в области исторического жанра. В его творении ис­ торическое событие раскры­ вается как народная драма. Восхищенный картиной Брюллова, Гоголь писал; «Мысль ее принадлежит совершенно вкусу нашего века». Действительно, идея картины возникла под воз­ действием больших истори­ ческих событий — Фран­ цузской революции, восста­ ния декабристов. В «По­ следнем дне Помпеи» свое­ образно претворилась тра­ гическая обстановка нико­ лаевского времени. Свыше шести лет с ог­ ромным напряжением рабо­ тал Брюллов над своей картиной. Полотно с боль­ шим успехом экспонирова­ лось на выставках в Мила­ не и Париже и в 1834 году было привезено в Россию. В шпиле Адмиралтейства : Шел один молодой } человек по улице и «очень сердился на води- | телей машин. I — Мчат... И куда так |мчат? Некогда им... Ли- ♦хачи! I Знакомый шофер ок­ ликнул его и посадил в (свою машину. Теперь (этот молодой человек «проникся неприязнью к Шрохожим, переходящим | улицу; $ — Ходят тут!.. * * — Ну, как прошла охота? — Да что это за охо- ^та! Впятером подстрели- ! ли одну утку. | — А как же вы ее по- | делили? | — Да мы ее не на- • шли. : Один робкий молодой | человек никак не решал­ с я встретиться с люби- 1 мой девушкой. В течение (двух месяцев он лишь; ] посылал ей ежедневно ] $письма. На 61-й день де - 1 5 вушка вышла замуж за | 5 почтальона. ] | * * 5 Заботливая супруга] | говорит мужу: I | — Когда пойдете в 1 5 зоопарк, не стой близко ] •около белого медведя.] | Ведь ты так легко про- ] | стужаешься! Высоко в ленинградском небе сверкает игла Адми­ ралтейства, справедливо на­ званного современниками «историческим свидетель­ ством успехов русского зод­ чества». Вначале Адмиралтейство сооружалось и как кора­ бельная верфь и как кре­ пость. В 1732—>1738 годах талантливый архитектор Иван Коробов перестроил старое здание. Он сохранил планировку в виде буквы Л, раскрытой в сторону Невы, но вместо мазанко­ вых корпусов построил ка­ менные. В 1805 году А. Д. Заха­ рову была поручена по­ стройка нового Адмирал­ тейства. Он ооздал триум­ фальное сооружение, сим­ волизирующее военно-мор­ скую славу России. Фасад здания, протянувшийся на 409 метров, декорирован скульптурой и лепкой. Мы видим Нептуна, вручающе­ го Петру свой трезубец — символ власти над морем; награждение Фемидой — богиней справедливости — подвигов русского оружия на суше и на море; над ар­ кой окрыленные фигуры Славы скрестили свои зна­ мена. На 72-метровой вы­ шине шпиль Адмиралтейст­ ва увенчан золотым кораб­ ликом. Во время реставрацион­ ных работ ч 1935 году в золоченом яблоке шпиля бригадой рабочих был об­ наружен ларец с газетой «Санкт-Петербургские ве­ домости» за 1809 год. При­ няв эту своеобразную эста­ фету, бригада реставрато­ ров вложила в ларец на память потомству номер «Ленинградской правды». К . К О Н С Т А Н Т И Н О В . жанре что-либо равнее «Последнему дню Помпеи». Но художник оставил заме­ чательную галерею портре­ тов^ Крепкая дружба связы­ вала Брюллова с компози­ тором Глинкой, художни­ ком Федотовым, поэтом Та­ расом Шевченко. Он при­ нял горячее участие в ос­ вобождении последнего от крепостной зависимости. И. САХАРОВА, старший научный сотрудник Государст­ венной Третьяковской галереи. На снимке: репродукция с картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Попа, мама и я О д н а ж д ы м о й п а п а р е ш и л , ч т о в с у б б о т у , П о ж а л у й , н е с т о и т и д т и н а р а б о т у . О н м а м е с к а з а л : « П о з в о н и , д о р о г а я , С к а ж и , ч т о я б о л е н , а ч е м , м о л , н е з н а ю , Ч т о в ы з в а л и н ы н ч е к о м н е д о к т о р о в , Ч т о з а в т р а , в о з м о ж н о , я б у д у з д о р о в » . И п а п а , д е й с т в и т е л ь н о , с т р а ш н о б о л е л . К р и ч а л и с в и с т е л о н , к а к в п р и с т у п е б р е д а : О н в м е с т е с о м н о ю в т о т д е н ь п р о с и д е л Н а м а т ч е ф и н а л ь н о м : « Д и н а м о » — « Т о р п е д о » . . . .С В и т ь к о й и П е т ь к о й с ч у ж о г о д в о р а Г о н я л и м ы м я ч д о о б е д а с у т р а . З а б и л и д р у г д р у г у п о с о т о м у г о л у И в о в с е , к о н е ч н о , з а б ы л и п р о ш к о л у . И в о т м е н я в ы з в а л у ч и т е л ь : « П е т р о в , Г д е б ы л ты в ч е р а ? » — «Ах , я б ы л н е з д о р о в , Н е м о г я в ч е р а , П е т р И в а н ы ч , у ч и т ь с я , — Ш е п т а л я, б е с с и л ь н о р о н я я с л о в а ,— С о в с е м п р о с т р е л и л о м о ю п о я с н и ц у И с т р а ш н о т р е щ а л а м о я г о л о в а » . У ч и т е л ь с к а з а л : « П о р е ш и м м ы н а т о м , Ч т о п а п а з а й д е т т в о й к о м н е в е ч е р к о м » . И м а м а д и в и л а с ь и п а п а д и в и л с я , Р у г а я с о в м е с т н о и п о в р о з ь : «В к о г о ты , н е г о д н и к , т а к о й у р о д и л с я ? Г д е в р а т ь т а к б е с с о в е с т н о ты н а у ч и л с я ? » В о п р о с ! Ю р и й И В А Н О В . П О Ч Е Ы Т А К Г О В О Р И С'авраска Русь издавна вела тор­ говлю не только с Запад­ ной Европой, но и с вос­ точными странами. Торгов­ ля эта достигала значи­ тельных размеров. В част­ ности, на Русь пригонялось много лошадей. Летопись отмечает, что в 1474 году «пришел из орды Никифор Басенок с послом царевым Ахматовым Большой ор­ ды... а с ним множество та­ тар пословых... а гостей с конями и иным товаром было 3.200 человек, а коней продажных было с ними более 40.000...» В XVI веке только в Мо­ скву ногайская орда приго­ няла ежегодно около 10 тысяч коней, выращенных в степных табунах; в иной год количество их увеличи­ валось вдвое. Естественно, при незнании языка в кон­ ской торговле вырабаты­ вался особый русско-татар ский жаргон. Интересно, что в «Хож­ дении за три моря» Афана сия Никитина попадаются фразы и выражения на смешанном жаргоне из та­ тарского., персидского, ста- роузбекского и других язы­ ков, который Афанасий Ни­ китин мог изучить в купе­ ческой среде в городах По волжья или уже во время «хождения» в Нраве и Ин­ дии, где были купцы из Средней Азии. Следы смешанного жар­ гона ко-нской торговли со хранились у нас в назоани ях некоторых мастей лота ди. «Чал» и в современном татарском языке значит сс дой, отсюда (пользуясь ог. ределением В. Даля) ча лый конь — сивый с чер ным хвостом и гривой иль темноватый с белесоватым хвостом. «Кара» по-татар­ ски — черный, откуда кара ковая лошадь—вороная с подпалинами, каряя — чер­ ная с темно-бурым отли­ вом. «Сары»—желтый. По­ этому саврасая лошадь, савраска — рыжеватая ло­ шадь. „ Г ; н “ д>;!!гн а и м у ю I** Присловье «где раки зи­ муют» — память о черны; годах крепостничества. К зиме помещики пе-реееля лись из деревень в города. Наступала пора званы: обедов, приемов, балов Каждый старался превзой­ ти остальных хпебосольст ю.м, богатством и изыска! юстью своей кухни. Сотни тбозов со снедью снаряжа ло крепостное крестьянство в города для прокорма сво­ их хозяев и их многочис­ ленной дворни. Деревни, стоявшие на реках и озе­ рах, обязаны были постав­ лять своим владельцам ры­ бу и раков. По убеждению гурманов, особенно вкусны раки, вы­ ловленные в месяцы с бук­ вой «р» — с сентября по апрель, в самые холодные месяцы года. Раков прехо­ дилось добывать зачастую з ледяной воде, и на ловлю их управляющие посылали провинившихся в чем-либо срепостных в наказание, (оказывали им, «где раки зимуют». Р е д а к т о р К . О Г Р Ы З К О В . Т Е И Д И П О А Д Р Е С У г. Липецк, ул, Суворова, 24. Липецк, типография областного управления . культуры. АЭ 42216 Зак. № 2530

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz