Сталинский путь. 1958 г. (с. Донское)
4 о т н о с к и ! ПУТЬ 10 января 1958 г. № 4 (3183) Беседы на антирелигиозные темы Происхождение и сунщотсь рлеиигзоных праздников и обрядов Защитники религии по-раз ному объясняют происхожде ние религиозных праздниковн обрядов, но все они сходятся в одном, утверждая, что эти праздники и обряды являются средством общения верующих со сверхъестественными, бо жественными силами. Наука вскрыла несостоя тельность этих утверждений и доказала, что религиозные праздники и обряды возникли в первобытном обществе вме сте с возникновением самой религии как результат темных и невежественных представ лений людей об окружающей их природе. Первобытный че ловек был подавлен трудно стями существования. Окру жавшая его природа рождала в нем страх перед ее грозными стихийными силами. Не пони мая явлений природы, перво бытные люди олицетворяли их и наделяли своими же, чело веческими свойствами (созна нием, волей, желаниямии т. д.) и притом в чрезвычайно пре увеличенныхразмерах. На этой основе у людей возникли пер вые религиозные представле ния. Не зная истинных причин таких явлений, как мышление, сон,- сновидения, обмороки, дыхание, первобытные люди пришли к представлению о наличии у человека особой, нематериальной «души», якобы обитающей в человеческомтеле и нокидающей его при смерти. Своипредставления о «душе» первобытные люди переносили на окружающий их мир. Они пблагади, что над всеми яв лениями и предметами природы властвуют могущественные «духи», откоторых зависело, по их мнению, благополучие и сама жизнь человека. Все свои надежды истрахи человек связывал с этими возникшими в его фантазии «духами». Он пытался воздействовать на них с помощью особых обрядов, заклинаний, жертвоприноше ний. Магической обрядностью сопровождалась вся жизнь людей. Перед севом или перед уборкой урожая, перед охотой или рыбной ловлей, перед вы гоном скота на пастбища древние земледельцы, ското воды и охотники обращались с заклинаниями к «духам», приносили им жертвы, проси ли у них помощи, совершали в их-честь различные обряды. Постепенно такие действия стали проводиться в опреде ленные сроки, повторяться из года в год. Так появились первые религиозные культы с многочисленными праздниками и обрядами. Современные религии отри цают свою связь с суевериями первобытных людей. Однако нетрудно убедиться, что во всем культе современных ре лигий многое осталось от не вежественных представлений древнего человека. Ведь и те перь всякая религия есть прежде всего вера в сущест вование сверхъестественных сил. Назначение современных молитв «просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния» ничем по суще ству не отличается от закли наний первобытных людей, об ращавшихся за помощью к добрым «духам». То же самое следует сказать и о поклоне нии иконам. В древнее время люди считали, что внимание того или иного «духа» можно легче привлечь, если обра щаться с соответствующими заклинаниями (позднее—мо литвами) к его изображению. Человек сам изготовлял эти изображения или рисовал их такими, как подсказывала ему его фантазия, и приписывал этим изображениям различные сверхъестественные свойства. Люди кланялись своим идолам (изображениям «духов»), за жигали перед ними огни, ук рашали их. И современная церковь тоже предписывает верующим отбивать поклоны перед иконами, зажигать пе ред ними свечи, лампады, украшать их цветами, позо лотой. В качестве примера связи современныхрелигиозных пра здников с древними религиями можновзять главные христиан ские праздники—«рождество» и «пасху», которые, вопреки утверждениям церкви, имеют далекую, дохристианскую ис торию. Вдревних религиях наи более почитаемыми были боги солнца, боги растительности. Древний земледелец, не пони мая явлений природы, объяс нял их по-своему: солнце пе рестало греть—значит оноуми рает, а вместе с ним умирает и вся растительность. Вконце декабря солнце начинает све тить ярче, день начинает уве личиваться—значит оно рож дается. Весной солнце начина ет снова греть—значит оно воскресает и с ним оживает вся растительность. Праздники в честь рождающихся и воск ресающих богов солнца были широко распространены в стра нах Востока и'в древней Рим ской империи задолго до по явления христианства. В сказ ках об этих богах рассказы-, валось, что они^являлись на землю для спасения людей, творили чудеса, подвергались преследованиям, были убивае мы, но воскресали. Христианская церковь заим ствовала эти сказки для ле генд об Иисусе Христе и ус тановила в 354 году свой праздник «рождества Христо ва». Когда этот праздник вме сте с христианством появился на Руси, он совпал с зимним праздником древних славян в честь бога солнца и тепла, а также в честь духов своих предков — «святок», «свят» («святок» по-древнеславянска означает «предок»). В дни это го праздника славяне стара лись «очистить себя и свое хозяйство от «нечистой силы», при помощи особых колдовских приемов гадали о весне, о бу дущем урожае. Отсюда сохра нившиеся до нашего вре мени святочные гадания. Глав ным праздничным блюдомдрев них славян, которым «угоща ли» духов, чтобы заручиться их помощью, была «кутья»— разварная каша из зерен с медом.Отсюда «сочиво» («сок») и название дня перед «рожде ством»—«сочельник». Христи анский праздник'«пасха» так же слился с древним весенним праздником в честь «воскреса ющего» весной бога солнца и растительности. Готовясь к се ву, древние земледельцы уст раивали моления своим богам, приносили им в жертву хлеб, творог, яйца. Отсюда обычай печь куличи, готовить творож ные пасхальные блюда. Для того, чтобы яйца были более приятны богу, их окрашивали кровью жертвенных животных. Отсюда обычай красить яйца. Современные религии имеют много праздников, но почти все они представляют собой не что иное, как видоизменен ные церемонии и обряды древ них людей. (Окончание в след, номере). ссоосооооосоо<х>о<х>соооооососооооссосоосоосоооооооссоосососеосх:оосООСОСОССОГОССХСХОСУ©осОСОО * Москва. В число научно-иссле довательских учреждений Ака демии наук СССР недавно вошел фитотрон Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева. Фитотрон—станция искусственно го климата, где проводятся Слож ные экспериментальные работы. Исследования направлены на уве личение плодородия и повышение урожайности сельскохозяйствен ных культур. На снимке: в лаборатории, где изучаются свойства растений, позволяющие им выдерживать опасные морозы в природных ус ловиях. Фото В. Егорова и М. Редькина. Фотохроника ТАСС. ★ Ашхабад. Богат талантами народ Туркмении. Много замеча тельных певцов, поэтов, музыкантов вышло из его среды. Ученые Туркменистана внесли немалый вклад в дело развития отечествен ной науки. Изысканиями нов'ых месторождений нефти занимается научный сотрудник института геологии Ораз Узаков. В этом же институте работает и его жена Тоты Розыева, Она—кандидат геолого-минералогических наук. Ораза Узакова и Тоты Розыеву можно встретить не только в лабораториях института, но и в театре, кино, концертном зале. Частый гость в их доме—народный певец Палта Балши. Супруги очень любят его песни. На снимке: вечером в доме Розьевой и Узакова. Фото В. Кунова. Фотохроника ТАСС. Смаяа высокая ястране телевизионная бша ян На Днепропетровском заводе металлоконструкций имени И. В. Бабушкина началось из готовление экспериментальных узлов б!шни Ленинградского радиотелецентра. "Ее' высота 315 метров. ОМ' будет самой высокой в нашей стране и на 15 метров превысит знамени тую Эйфелеву башню в Пари же. Это уникальное инженерное сооружение смонтируют из трубчатых стальных конструк ций. (ТАСС). Новые месторождения золота В минувшем году натерритс- рии Красноярского края от крыто несколько новых золото носных месторождений. Летой группа геологов обнаружила признаки залегания золота не подалеку от поселка Северо- Енисейского. В августе было открыто полиметаллическое ме сторождение, содержащее 12 металлов — золото, серебро, медь, цинк и другие. Золото носные жилы обнаружены так же в ОрДжовикйдзевСком рай оне. Красноярский совнархоз в ближайшие годы намечает провеем- большие работы по реконструкции предприятий золотодобывающей промышлен ности. Уже в -нынешнем году добыча золота в крае заметно возрастет. (ТАС). Наступление на болота За истекший год на забо лоченных землях Литвы про ложено около 1500 километ: ров магистральных осуши тельных каналов и более 12 тысяч километров открытой и закрытой мелкой сети. Кол хозы получили 32 тысяч гектаров новых земель, отвое ванных у болот. В наступаю щем году колхозы и совхозы получат еще 120 тысяч гек таров осушенных земель. (ТАСС). Всесоюзный лыжный кросс в несть 40-летия Советской Армии Секретариат ВЦСПС принял решение о проведении в янва ре-феврале этого года мас сового Всесоюзного профсоюз но-комсомольского лыжного кросса в честь 40-летия Со ветской Армии. Проводится кросс Советами профсоюзов и оргбюро—добровольных спор тивных обществсовместно с ком сомольскими организациями. До 1 февраля будут прово диться лично-командное пер- \ венство заводов, фабрик, шахт,, П О П Р А В К А В сводке о надое молока в колхозах с 1 января по 31 декаб ря 1957 года, опубликованной в прошлом номере газеты .Сталин ский путь', по колхозу .Искра Лени: " .'ледует читать 2476 ки лограммов. _________________ строек, колхозов, совхозов, МТС и соревнования по кроссу между командами коллективов физкультуры на первенство городов и районов, до 10 фев раля — соревнования между командами на первенство об- 1ластей и краев, а с 16 фев- Iради по 2 марта—финальные ' зональные соревнования. (ТАСС). ада ....... Редактор Г. И. ФРОЛОВ. Ноздрина Зинаида Лаврентьевна, проживающая в с. Казино, Дон ского района, Липецкой области, возбуждает дело о разводе с Ноздриным Александром Захаро вичем. проживающим в с. Порой Трубетчинского района, Липецкой области. Дело подлежит рассмотрению в Донском народном суде. с. Донское, Лнаеимом ойдлст» Тиаографяв г «деты „СтмимскнО путь" 3*“м * 12 Т*р«к 1100 »«*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz