Сталинский путь. 1958 г. (с. Донское)
4 , С Т АЛИНС КИ * НУТЬ 5 марта \Щ г. Л1? 27 (220В) 0 ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ КОЛХОЗНОГО СТРОЙ ИРЕОРГАНИЗАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИ ценах. За последние четыре года колхоз никами и сельской интеллигенцией построено около двух с половиной миллионов новых жилых домов. ' 2. Нынешние колхозы с их миллионными до ходами, с большими неделимыми ипроизводствен ными фондами, с многочисленными кадрами не идут ни в какое сравнение с экономически сла быми и в большинстве своем мелкими колхозами начального периода их развития. Теперь, когда колхозы в состоянии делать большие капиталь ные вложения в свое производство, обзаводиться сложной техникой, обеспечить ее правильное ис пользование, назрел вопрос о внесении коренных изменений в формы производственно-технического обслуживании колхозов. Во многих районах страны, прежде всего в зерновых, машинно-тракторные станции произво дят подавляющую часть полевых работ в колхо зах. Вследствие этого основная производитель ная сила сельского хозяйства—рабочая сила колхозов—оказывается как бы отстраненной от главных орудий производства—тракторов и дру гих машин, что мешает наиболее эффективному использованию рабочей силы и техники. Сущест вующая практика означает не что иное, как на личие на одной и той же земле двух хозяев— колхоза и МТС, хотя в этом в настоящее время нет никакой необходимости. Поскольку сложная техника находится в руках МТС, колхозы не мо гут непосредственно распоряжаться ею, применять ее в интересах наиболее полного использования всех резервов колхозного производства. Колхоз и МТС вынуждены содержать два аппарата управ ления для выполнения одних и тех же задач, что значительно повышает себестоимость сельско хозяйственной продукции. Не случайно поэтому в связи с ростом и ук реплением колхозов в ряде районов страны нача ли искаты новые формы взаимоотношений МТС и колхозов. Там, где машинно-тракторная станция обслуживает всего лишь один колхоз, во главе и колхоза и МТС ставится одно и то же лицо- председатель колхоза. В других случаях, когда колхоз обслуживается одной тракторной бригадой, кое-где стали создавать комплексные тракторо полеводческие бригады во главе с колхозным бригадиром. Повсеместные поиски новых отноше ний между государственными предприятиями по обслуживанию колхозов и самими колхозами го ворят о том,что машинно-тракторные станции уже выполнили возлагавшуюся на них ранее роль и теперь нуждаются в реорганизации. Раньше МТС выступали как организаторы колхозного производства. Теперь эта функция отпадает, так как за годы своего существования колхозы накопили богатый опыт организации и ведения крупного общественного хозяйства. В условиях, когда колхозы не имели своих технических кадров, МТС являлись центрами тех нического прогресса в сельском хозяйстве. Те перь в колхозах выросли многочисленные кадры, которые также являются носителями техническо го прогресса. Стало быть, и эта функция МТС отпадает. Ныне МТС перестали играть ту политическую роль, которая на них была возложена на первом этапе колхозного строительства. Работникам МТС некого теперь убеждать в преимуществах круи- ного коллективного хозяйства, ибо колхозный строй в нашей стране давно победил, и колхозни ки не представляют себе жизни вне колхоза. Следовательно, исчерпала себя и эта функция МТС. Таким образом, в ходе строительства социа листического сельского хозяйства и укрепления колхозов коренным образом изменилась социаль но экономическая обстановка в деревне. Ныне колхозы представляют собой развитые социали стические предприятия, в большинстве своем не нуждающиеся в руководстве МТС. Вследствие это го действующая в настоящее время форма произ водственно-технического обслуживания колхозов через МТС уже не удовлетворяет потребностей роста колхозного производства и начинает тормо зить развитие производительных сил сельского хозяйства. Поэтому необходимо найти новую фор му производственно-технического обслуживания колхозов, более соответствующую современному этапу развития колхозного строя. 3. В интересах дальнейшего развития и ук- с, Донское( Липецкой областй репления колхозного строя и расширения сель скохозяйственного производства целесообразно перейти к продаже тракторов, комбайнов и дру гих сельскохозяйственных машин непосредствен но колхозам. Проведение этого важного мероприя тия даст в руки колхозов современную технику, что позволит им более продуктивно использовать землю, закрепленвую за колхозами навечно, обеспечить дальнейшее повышение производитель ности труда и снижение себестоимости сельско хозяйственной продукции. Тем самым будет уст ранен изживший себя в современных условиях порядок, при котором на одной и той же земле ведут хозяйство два;социалистических предприя тия—колхоз и МТС, что приводит к двойствен ности, параллелизму в руководстве, к обезличке в организации производства, к содержанию из лишнего управленческого аппарата и в конечном счете к неполному использованию орудий произ водства и рабочей силы. Реорганизация МТС, про дажа техники колхозам откроют еще более ши рокий простор развитию производительных сил сельского хозяйства, поднимут материальную заинтересованность, творческую инициативу и ак тивность колхозных масс в борьбе за лучшее использование всех резервов и возможностей колхозного производства. Это приведет к даль нейшему организационно-хозяйственному укрепле нию колхозов, как социалистических предприятий, к новому подъему экономики и росту благосостоя ния колхрзников. Отдельные экономисты еще несколько лет назад предлагали распродать колхозам имеющую ся в машинно-тракторных станциях технику и та ким образом ликвидировать МТС. Это предложе ние было решительно отвергнуто партией, как ошибочное и опасное для социалистического сельского хозяйства. В условиях, когда колхозы были в большинстве своем мелкими и экономи чески слабыми, они не всостоянии были приобре сти и правильно использовать технику МТС. Лик видация МТС неизбежно привела бы к ослабле нию экономики колхозов, к подрыву колхозного строя. Намечаемая в настоящее время реорганизация МТС и переход к новой, более совершенной фор ме производственно-технического обслуживания колхозов подготовлены всем ходом развития со циалистического сельского хозяйства за послед ние годы. Эта реорганизация будет проводиться на базе крупных успехов колхозного строя, до стигнутых при помощи машинно-тракторных стан ций, сыгравших большую, положительную роль в осуществлении программы крутого подъема сель ского хозяйства. Вот в какой обстановке и на какой основе партия выдвигает теперь задачу продажи колхо зам тракторов и других сельскохозяйственных машин. Она исходит не из слабости, а из силы колхозного строя. В этом коренное отличие ны нешней постановки вопроса о продаже техники колхозам от тех предложений, которые выдви гались отдельными экономистами несколько лет назад. При этом речь идет не о ликвидации МТС, а об их постепенной реорганизации, осуще ствляемой в целях улучшения производственно технического обслуживания колхозов с улетом особенностей различных зон и районов и уровня развития экономики отдельных колхозов. Переход колхозов от . производственно-техни ческого обслуживания через МТС к покупке тракторов и других машин—важнейший этап в строительстве социалистического сельского хо зяйства, в укреплении и дальнейшем развитии колхозного строя. Теперь сосредотачиваются в одних руках принадлежащая государству, но за крепленная навечно за колхозами земля и маши ны при господстве социалистических производ ственных отношений, при руководящей роли ра бочего класса во главе с Коммунистической пар тией. Реорганизация МТС—это подъем руководства сельским хозяйством на высший уровень. Сейчас колхозы окрепли, выросли их кадры. В этих ус ловиях МТС во многом исчерпали свои функции в установившейся у нас системе руководства сельским хоэяйством. Раньше государство руко водило колхозами через МТС, а теперь оно бу дет оказывать непосредственное воздействие на развитие колхозного производства через постав ку тракторов, комбайнов и других машин. Типография газеты „Сталинский путь" 4. Машинно-тракюрные станции предполагает ся постепенно, в зависимости от конкретных ус ловий различных районов, реорганизовать в ре монтно-технические станции (РТС), возложив на них ремонт сложной техники колхозов, снабжение (путем продажи) колхозов новой техникой, запас ными частями, горючим, удобрениями, ядохими катами и другими материалами, а также органи зацию проката тех машин, которыми колхозы не располагают. Эти станции за определенную пла ту должны взять на себя техническое обслужи вание колхозов, помогая им правильно исполь зовать имеющуюся технику. В районах, где сейчас имеется несколько ма шинно-тракторных станций, после их реорганиза ции целесообразно иметь, как правило, одну ре монтно-техническую станцию. В дальнейшем мож но будет пойти на укрупнение некоторых райо нов с небольшим количеством колхозов. В боль ших районах, где раньше было несколько машин но-тракторных станций,мастерские этих МТС мож но превратить в отделения центральной мастер ской, а гаражи и другие помещения использо вать под магазины и" склады для продажи ма шин, запасных частей и материалов. Там, где не будет в этом нужды, указанные помещения можно продать колхозам или передать совхозам. В настоящее время машинно-тракторные стан ции, кроме текущих сельскохозяйственных работ, выполняют ирригационные, мелиоративные, до рожные работы, занимаются строительством пру дов и водоемов, улучшением лугов и пастбищ. В нечерноземной полосе РСФСР, в Белоруссии, в Прибалтийских советских республиках и ряде дру гих районов страны МТС выполняют работы по заготовке торфа и извести. В южных районах, где развито садоводство и виноградарство,МТС вы полняют плантажные работы. Все эти работы являются, как правило, разовыми и покупать колхозам машины для производства таких работ нецелесообразно, так как они в отдельном хо зяйстве не могут быть загружены полностью. Целесообразнее оставить эти машины в ремонтно- технических станциях с тем, чтобы они давали их колхозам напрокат или выполняли соответст вующую работу по договорам. В отдельных райо нах, например, на севере и северо-западе стра ны, а также в ряде районов Средней Азии и За кавказья, многим колхозам, видимо, нецелесооб разно приобретать такую машину, как зерновой комбайн, поскольку в этих колхозах площади по сева зерновых культур невелики и один комбайн может обслужить несколько колхозов. В таких районах ремонтно-технические станции должны иметь по нескольку комбайнов для обслужива ния колхозов с небольшими площадями посевов зерновых. При практическом осуществлении продажи техники колхозам и реорганизации МТС, ори определении сроков проведения этого мероприя тия в отдельных районах следует всесторонне учитывать местные условия и особенности раз личных районов и колхозов, не допуская шаб лона, администрирования и поспешности. 5. Проведение в жизнь$намечаемых мероприя тий по дальнейшему развитию колхозного строя и перестройке МТС еще больше укрепит союз рабочего класса и колхозного крестьянства, еще теснее сплотит всех трудящихся, упрочит не сокрушимое морально-политическое единство. со ветского общества, будет содействовать росту могущества Советской страны. С реорганизацией МТС расширяются эконо мические связи колхозов с социалистической промышленностью, производственная помощь го рода деревне возрастает и становится все болео многообразной. В новых условиях эта помощь будет осуществляться в различных формах и более широких масштабах путем снабжения кол хозов тракторами, машинами, запасными частя ми, горючим, транспортом, удобрениями, путем передачи производственно-технического опыта промышленных предприятий колхозам. Колхозы получат возможность осуществлять свои заказы на^новую, более совершенную технику, отвечаю щую специфическим потребностям хозяйств раз личных зон страны. (Окончание в следующем номере). Редактор Г. И. ФРОЛОВ. Заказ № 72 Тираж 1300 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz