Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

4 С Т А Л И Й С К И М П У Т Ь 1 3 декабря 1957 г. № 114 (2172) * Создат ел и крупнейшего в мире пассажирского самолета с тур­ бовинтовыми двигателями. На снимке: лауреаты Ленин­ ской премии конструкторы са­ молета „ТУ-114* (слева направо) Герой Социалистического Труда Д. С. Марков, А. М. Черемухин, дважды Герой Социалистическо­ го Труда А. Н. Туполев, Герой Социалистического Труда А. А, Архангельский и С. М. Егер в конструкторском бюро. ' Фото М. Редькина и В. Егорова. Фотохроника ТАСС. ★ Беседы, на ест ест венно —н а учны е т емы В чем причины живучести религиозных верований* В нашей с тране за годы со­ ветского строя произо шли ве­ ли чай шие с оциально-экономи­ ческие изменения. Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от пред­ рассудков и суеверий старого общества. Их сознание не впол­ не'еще при шл о в соответствие с социалистическим бытием. Религия в значительной ме­ ре живет за счет традиции, привычки. Тра диция—это стра­ шная консервативная сила,она грузом прошлого давит на лю­ дей, держит сознание челове­ ка в рамках старых представ­ лений и понятий. «Традиции всех мертвых поколений тяго­ теют, как кошмар, над умами живых», — писал К. Маркс (Соч., т. 8, стр. 119). Советский социалистический строй не порождает и не вос­ производит религию, она жи­ вет за счет минувших веков, за счет некритического повто­ рения ложных представлений прошлого. Человек не рождает­ ся с готовыми религиозными представлениями, он их приоб­ ретает от прошлых поколений, от старших по возрасту. 13 этом приобретении традиция играет решающую роль. Пред­ ставления о боге/рае, чертях, чудесах и т. п., как продук­ ты человеческого мышления, передаются из поколения в по­ коление. Некоторые советские люди отправ^ют религиозные празд­ ники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиоз­ ную потребность, а по тради­ ции, по унаследованной при­ вычке. <0тцы праздновали и нам велели»,—говорят они. Сам процесс отправления ре­ лигиозных обрядов создает религиозное настроение. Чело­ век приходит в церковь, его поражают расписанный иконо: стае, образы мифических бо­ гов и святых, церковная музы­ ка и пение, опьяняет запах ладана, на него действуют ко­ локольный звон, молитвы, ис­ поведи и другие формы актив­ ного религиозного воздействия на сознание человека. Религиозные обряды, допол­ ненные чтением малопонятных так называемых «священных книг», иногда травмируют пси­ хику человека, доводят его до религиозного экстаза, до са­ моотрицания. Так, -10 июля 1955 года ученица 7-го клас­ са Пусторадецкой школы Ка- дуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве ("■Окончание. Нач. см. в № 113) религиозного фанатизма покон­ чила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не жа­ лею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увижу господа бога и его мать—пресвятую Марию». Так школьница стала жертвой религиозного дурмана. Живучесть религиозных ве­ рований объясняется отсутст­ вием необходимых знаний,пра­ вильного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освобо­ диться от оредрассудков и су­ еверий. Знание—та великая сила, которая вытесняет рели­ гиозные верования, указывает пути познания и преобразова­ ния мира. Приобретение науч­ ных знаний требует воли, упорства, труда-, а религия этого не требует, она основа­ на на слепой и покорной вере. Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным пропо­ ведникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку прихо­ дится переживать личные труд­ ности. Газета «Комсомольская правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулу- мана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, как благородное стремление юно­ ши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было исполь­ зовано служителем культа для того, чтобы привить ему рели­ гиозное мировоззрение. Сби­ тый с толку опытным религи­ озным пропагандистом, Е. Ду- луман поступил вначале в ду­ ховную семинарию, а затем и в духовную академию. Рели­ гиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пытливость, мысли, отрывал от живой жиз­ ни, заводил в тупик предрас­ судков, суеверий и мистики. Находясь под постоянным ре­ лигиозным воздействием, Е. Ду- луман чуть было не стал ре­ лигиозным фанатиком. Но по­ том, взявшись за изучение есте­ ствознания и марксистской фи­ лософии, он освободился от ре­ лигиозных верований. Религиозная традиция силь­ на формами и методами воз­ действия на сознание челове­ ка. В течение многих столе­ тий религиозные организации и служители культа разрабо­ тали и отточили гибкие и разнообразные формы и мето­ ды религиозного воспитания людей. Любое явление дейст­ вительности религия старает­ ся истолковать как проявле­ ние «божьей воли», она за ­ полняет сознание ' человека ложными догмами и мифиче­ скими образами. Религия по­ ворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пути преодоления ре­ лигиозного мировоззрения, кро­ ме пути науки, знания. Тысячелетиями люди верили легенде о том, что где-то вы­ соко над землей, на небе, расположен потусторонний мир, что там находится место веч­ ного блаженства— заветный рай. Туда якобы после смерти попадают души особо угодных богу, верующих людей. Этот миф разжигал' воображение у угнетенных и обездоленных людей, вселял в них надежду на избавление от мук и лише­ ний земной жизни. Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. З е м л я - одна из планет солнечной си­ стемы, сна совершает свое- движение по объективным за­ конам небесной механики и не нуждается ни в какой бо­ жественной силе. Наука настолько изучила законы Вселенной, что практи­ чески поставила вопрос о соз­ дании и запуске искусствен­ ных спутников Земли. Ныне мир является свидетелем ве­ личайшего научно-техническо­ го подвига: искусственные спутники Земли, созданные умом и руками советского че­ ловека, успешно запущены и продолжают свое движение вокруг нашей планеты. Человек открыл величайшую тайну природы—атомную энер­ гию, создал электронные счет­ ные машины, которые по его воле проводят сложнейшие математические вычисления, переводят текст е одного язы­ ка на другой. Человек заста­ вил силу воды, пара, газа, электричества служить себе, выполнять огромную по объему и трудности работу. Таким образом, не религия, а наука помогает человечеству все глубже и глубже позна­ вать объективные законы раз­ вития природы и общества, помогает поставить силы при­ роды на службу человеку, нау­ ка содействует повышению сознательности и росту куль­ туры человека. В. ЕЛФИМОВ. Кандидат философских наук. С, Донское. Липецкой области Типографик газет* ^Сталинский путь Как я хотел быть вежливым Все произошло в воскресенье. Мне нужно было навестить мою тетушку, проживающую в одном из дальних районов Москвы, и я вместился в троллейбус. Мест свободных было множест­ во, я сел. Через две остановки троллейбус наполнился людьми, я увидел, что рядом со мной стоит пожилая жен­ щина. Мне показалось неудобным сидеть, когда женщина стоит, и я поднялся со своего места. —Садитесь, пожалуйста. —Спасибо, Сидите, пожалуйста. Я сейчас буду выходить. Позади меня стояла женщина помоложе, и я обратился к ней: —Прошу вас, садитесь-.,. —Что вы? Зачем это? Сидите, пожалуйста, сами. Вы старше ме­ ня... —Да, я, несомненно, старше вас,—сказал я,—но вы женщина, и мне как-то неловко сидеть, ког­ да вы стойте. —Нет, нет, сидите! —Да нет уж, знаете! —Нет, нет, нет... —Гражданин! Будет вам вертеть­ ся'—наскочила на меня пожилая женщина, усердно продвигающая­ ся по проходу. Мне неудобно было перед людь­ ми стоять, заграждая дорогу, и в то же время неудобно было сесть, когда многие женщины стояли. —Вот вы и садитесь, пожалуй­ ста,—сказал я, приветливо улыб­ нувшись, напиравшей на меня пол­ ной женщине. —Чего вы всех уговариваете! Сидите и не мешайте людям!— прокричала полная женщина и, наступив мне на ногу, решитель­ но стала протискиваться вперед. Что делать? Ехать мне еще да­ леко, а сесть—совесть не позво­ ляет: женщины кругом. Надо, что­ бы они сели. —Гражданка, садитесь, пожа­ луйста,—уже робко сказал я ка­ кой-то женщине, стоящей ко мне спиной. * —Что вы пристаете к людям? Не желают они сидеть! Что вы от них хотите’ Как все равно банный лист...—вскипел мужчина с чемо­ даном в руке. —Делать ему нечего, вот он и скачет, как Ванька-встанька... Иг­ рушка была такая,—заметил сидя­ щий гражданин с большими уса­ ми. —Я не понимаю вашего неудо­ вольствия,—сказал я,—просто я хотел уступить место женщине. —Понравилась? Ухаживать взду­ мал? Это не в троллейбусе надо делать. Ты ее в театр пригласи или в кино,—подал реплику граж­ данин слева. —Как вам не совестно’ !—воск­ ликнул я,—При чем тут ухажива­ ние’ Скажите, гражданка, я за ва­ ми ухаживал? —А бог вас знает, — ответила женщина. —То есть как это „бог знает*’ ! Вы-то знаете’ Видели же! —Ничего я не видела. —Нет, вы подождите!.. —Чего это я еще должна ждать’ —Ну, вы же слышали, как я сказал вам „садитесь, пожалуй­ ста"? Это—ухаживание, что ли? И вообще, почему это я вдруг должен за вами ухаживать’ —А что уж 1 За мной и ухажи­ вать нельзя, что ли? Такая я про­ тивная, что ли? —Я не говорил этого, но... —Что „но"? Что я, уродина? Или, может, у меня ноги кривые’ —Я вовсе не интересовался ва­ шими ногами. У меня были со­ вершенно другие цели. —Какие это у вас цели были’ ! Оскорбить меня хотите, да’ То­ варищ кондуктор! Здесь хулиган хулиганит. —Это я хулиган’ Вы что, с ума сошли’ —Вот, слышали? Вой он уже женщину сумасшедшей назвал. —Как вам не стыдно, товари­ щи?! 1 Я место уступал, сесть пред­ лагал, я—чтобы женщина не сто­ яла... —А что? Значит, если я жен­ щина, так мне уж и постоять нельзя? Не человек, значит? —Ну... ну, просто я считал, что надо уступить место, предложить сесть... —Раз предложил—и хватит. Че­ го надоедать-то’ „Сядь-сядь, сядь- сядь*... —А что я должен был сделать? —Тьфу, черт! Гражданин! Сядь­ те вы, наконец, или весь день так стоять поперек прохода будете? —Товарищ пассажир!—вмеша­ лась кондукторша.—Давайте что- либо одно: либо садитесь, либо выходите из вагона. А разговоры прекратите. В троллейбусе все- таки едем, а не в ресторане. —Правильно!—поддержали пас­ сажиры.—Про женщин что-то вы­ ражается, места какие-то зани­ мает, людям сесть не дает. Пусть на первой же остановке вылазит. Так я и сделал. Вышел и по­ шел пешком. Так и не удалось мне быть вежливым. А ведь хотел. Искрен­ не хотел! Владимир Поляков. Тысяча о б ор о т ов вокруг Земли На 20 часов 9 декабря 1957 года первый искусственный спутник совершил тысячу обо­ ротов вокруг Земли. С момен­ та выхода на орбиту он про­ шел путь, равный 43,2 миллио­ на километров, что составляет три четверти расстояния до Марса в период его великого противостояния и более чем в сто раз превышает расстояние от Земли до Луны. . Период обращения спутника за время его движения умень­ шился примерно на 3,5 ми­ нуты и составляет величину порядка 92,7 минуты. Макси­ мальная высота орбиты над поверхностью Земли в первые дни движения была более 900 километров, а в настоящее время немного превосходит 600 километров. Для определения параметров орбиты спутника использо­ вались результаты радиотех­ нических и оптических изме­ рений. В настоящее время основными являются оптиче­ ские измерения. Согласно рас­ четам, первый искусственный спутник Земли прекратит свое существование в январе 1958 года. Второй искусственный спут­ ник Земли на 20 часов 9 де­ кабря совершил 511 оборотов вокруг Земли. В ясную пого­ ду 10 и 11 декабря второй искус­ ственный спутник можно бу­ дет наблюдать невооруженным глазом перед восходом солнца от 30 градуса до 52 градуса северной широты и после за­ хода солнца-от 0 градуса до 30 градуса южной широты. Землетрясение в Монгольской Народной Республике Газета „Унэн" опубликовала со­ общение об имевшем место 4—5 декабря землетрясении в Монголь­ ской Народной Республике. По предварительным данным в некоторых сомонных центрах Ба­ ян - Хонгорского, Убурхангайского и Арахангайского аймаков были разрушены и повреждены различ­ ные административные и жилые здания. Имеются человеческие жертвы, . (ТАСС). Зам. редактора В. Я. ВЛАДИМИРОВ. З а к а з № 304 Тираж 1509 асе,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz