Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)
4 С Т А Л И Й С К И М П У Т Ь 1 3 декабря 1957 г. № 114 (2172) * Создат ел и крупнейшего в мире пассажирского самолета с тур бовинтовыми двигателями. На снимке: лауреаты Ленин ской премии конструкторы са молета „ТУ-114* (слева направо) Герой Социалистического Труда Д. С. Марков, А. М. Черемухин, дважды Герой Социалистическо го Труда А. Н. Туполев, Герой Социалистического Труда А. А, Архангельский и С. М. Егер в конструкторском бюро. ' Фото М. Редькина и В. Егорова. Фотохроника ТАСС. ★ Беседы, на ест ест венно —н а учны е т емы В чем причины живучести религиозных верований* В нашей с тране за годы со ветского строя произо шли ве ли чай шие с оциально-экономи ческие изменения. Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от пред рассудков и суеверий старого общества. Их сознание не впол не'еще при шл о в соответствие с социалистическим бытием. Религия в значительной ме ре живет за счет традиции, привычки. Тра диция—это стра шная консервативная сила,она грузом прошлого давит на лю дей, держит сознание челове ка в рамках старых представ лений и понятий. «Традиции всех мертвых поколений тяго теют, как кошмар, над умами живых», — писал К. Маркс (Соч., т. 8, стр. 119). Советский социалистический строй не порождает и не вос производит религию, она жи вет за счет минувших веков, за счет некритического повто рения ложных представлений прошлого. Человек не рождает ся с готовыми религиозными представлениями, он их приоб ретает от прошлых поколений, от старших по возрасту. 13 этом приобретении традиция играет решающую роль. Пред ставления о боге/рае, чертях, чудесах и т. п., как продук ты человеческого мышления, передаются из поколения в по коление. Некоторые советские люди отправ^ют религиозные празд ники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиоз ную потребность, а по тради ции, по унаследованной при вычке. <0тцы праздновали и нам велели»,—говорят они. Сам процесс отправления ре лигиозных обрядов создает религиозное настроение. Чело век приходит в церковь, его поражают расписанный иконо: стае, образы мифических бо гов и святых, церковная музы ка и пение, опьяняет запах ладана, на него действуют ко локольный звон, молитвы, ис поведи и другие формы актив ного религиозного воздействия на сознание человека. Религиозные обряды, допол ненные чтением малопонятных так называемых «священных книг», иногда травмируют пси хику человека, доводят его до религиозного экстаза, до са моотрицания. Так, -10 июля 1955 года ученица 7-го клас са Пусторадецкой школы Ка- дуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве ("■Окончание. Нач. см. в № 113) религиозного фанатизма покон чила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не жа лею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увижу господа бога и его мать—пресвятую Марию». Так школьница стала жертвой религиозного дурмана. Живучесть религиозных ве рований объясняется отсутст вием необходимых знаний,пра вильного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освобо диться от оредрассудков и су еверий. Знание—та великая сила, которая вытесняет рели гиозные верования, указывает пути познания и преобразова ния мира. Приобретение науч ных знаний требует воли, упорства, труда-, а религия этого не требует, она основа на на слепой и покорной вере. Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным пропо ведникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку прихо дится переживать личные труд ности. Газета «Комсомольская правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулу- мана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, как благородное стремление юно ши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было исполь зовано служителем культа для того, чтобы привить ему рели гиозное мировоззрение. Сби тый с толку опытным религи озным пропагандистом, Е. Ду- луман поступил вначале в ду ховную семинарию, а затем и в духовную академию. Рели гиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пытливость, мысли, отрывал от живой жиз ни, заводил в тупик предрас судков, суеверий и мистики. Находясь под постоянным ре лигиозным воздействием, Е. Ду- луман чуть было не стал ре лигиозным фанатиком. Но по том, взявшись за изучение есте ствознания и марксистской фи лософии, он освободился от ре лигиозных верований. Религиозная традиция силь на формами и методами воз действия на сознание челове ка. В течение многих столе тий религиозные организации и служители культа разрабо тали и отточили гибкие и разнообразные формы и мето ды религиозного воспитания людей. Любое явление дейст вительности религия старает ся истолковать как проявле ние «божьей воли», она за полняет сознание ' человека ложными догмами и мифиче скими образами. Религия по ворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пути преодоления ре лигиозного мировоззрения, кро ме пути науки, знания. Тысячелетиями люди верили легенде о том, что где-то вы соко над землей, на небе, расположен потусторонний мир, что там находится место веч ного блаженства— заветный рай. Туда якобы после смерти попадают души особо угодных богу, верующих людей. Этот миф разжигал' воображение у угнетенных и обездоленных людей, вселял в них надежду на избавление от мук и лише ний земной жизни. Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. З е м л я - одна из планет солнечной си стемы, сна совершает свое- движение по объективным за конам небесной механики и не нуждается ни в какой бо жественной силе. Наука настолько изучила законы Вселенной, что практи чески поставила вопрос о соз дании и запуске искусствен ных спутников Земли. Ныне мир является свидетелем ве личайшего научно-техническо го подвига: искусственные спутники Земли, созданные умом и руками советского че ловека, успешно запущены и продолжают свое движение вокруг нашей планеты. Человек открыл величайшую тайну природы—атомную энер гию, создал электронные счет ные машины, которые по его воле проводят сложнейшие математические вычисления, переводят текст е одного язы ка на другой. Человек заста вил силу воды, пара, газа, электричества служить себе, выполнять огромную по объему и трудности работу. Таким образом, не религия, а наука помогает человечеству все глубже и глубже позна вать объективные законы раз вития природы и общества, помогает поставить силы при роды на службу человеку, нау ка содействует повышению сознательности и росту куль туры человека. В. ЕЛФИМОВ. Кандидат философских наук. С, Донское. Липецкой области Типографик газет* ^Сталинский путь Как я хотел быть вежливым Все произошло в воскресенье. Мне нужно было навестить мою тетушку, проживающую в одном из дальних районов Москвы, и я вместился в троллейбус. Мест свободных было множест во, я сел. Через две остановки троллейбус наполнился людьми, я увидел, что рядом со мной стоит пожилая жен щина. Мне показалось неудобным сидеть, когда женщина стоит, и я поднялся со своего места. —Садитесь, пожалуйста. —Спасибо, Сидите, пожалуйста. Я сейчас буду выходить. Позади меня стояла женщина помоложе, и я обратился к ней: —Прошу вас, садитесь-.,. —Что вы? Зачем это? Сидите, пожалуйста, сами. Вы старше ме ня... —Да, я, несомненно, старше вас,—сказал я,—но вы женщина, и мне как-то неловко сидеть, ког да вы стойте. —Нет, нет, сидите! —Да нет уж, знаете! —Нет, нет, нет... —Гражданин! Будет вам вертеть ся'—наскочила на меня пожилая женщина, усердно продвигающая ся по проходу. Мне неудобно было перед людь ми стоять, заграждая дорогу, и в то же время неудобно было сесть, когда многие женщины стояли. —Вот вы и садитесь, пожалуй ста,—сказал я, приветливо улыб нувшись, напиравшей на меня пол ной женщине. —Чего вы всех уговариваете! Сидите и не мешайте людям!— прокричала полная женщина и, наступив мне на ногу, решитель но стала протискиваться вперед. Что делать? Ехать мне еще да леко, а сесть—совесть не позво ляет: женщины кругом. Надо, что бы они сели. —Гражданка, садитесь, пожа луйста,—уже робко сказал я ка кой-то женщине, стоящей ко мне спиной. * —Что вы пристаете к людям? Не желают они сидеть! Что вы от них хотите’ Как все равно банный лист...—вскипел мужчина с чемо даном в руке. —Делать ему нечего, вот он и скачет, как Ванька-встанька... Иг рушка была такая,—заметил сидя щий гражданин с большими уса ми. —Я не понимаю вашего неудо вольствия,—сказал я,—просто я хотел уступить место женщине. —Понравилась? Ухаживать взду мал? Это не в троллейбусе надо делать. Ты ее в театр пригласи или в кино,—подал реплику граж данин слева. —Как вам не совестно’ !—воск ликнул я,—При чем тут ухажива ние’ Скажите, гражданка, я за ва ми ухаживал? —А бог вас знает, — ответила женщина. —То есть как это „бог знает*’ ! Вы-то знаете’ Видели же! —Ничего я не видела. —Нет, вы подождите!.. —Чего это я еще должна ждать’ —Ну, вы же слышали, как я сказал вам „садитесь, пожалуй ста"? Это—ухаживание, что ли? И вообще, почему это я вдруг должен за вами ухаживать’ —А что уж 1 За мной и ухажи вать нельзя, что ли? Такая я про тивная, что ли? —Я не говорил этого, но... —Что „но"? Что я, уродина? Или, может, у меня ноги кривые’ —Я вовсе не интересовался ва шими ногами. У меня были со вершенно другие цели. —Какие это у вас цели были’ ! Оскорбить меня хотите, да’ То варищ кондуктор! Здесь хулиган хулиганит. —Это я хулиган’ Вы что, с ума сошли’ —Вот, слышали? Вой он уже женщину сумасшедшей назвал. —Как вам не стыдно, товари щи?! 1 Я место уступал, сесть пред лагал, я—чтобы женщина не сто яла... —А что? Значит, если я жен щина, так мне уж и постоять нельзя? Не человек, значит? —Ну... ну, просто я считал, что надо уступить место, предложить сесть... —Раз предложил—и хватит. Че го надоедать-то’ „Сядь-сядь, сядь- сядь*... —А что я должен был сделать? —Тьфу, черт! Гражданин! Сядь те вы, наконец, или весь день так стоять поперек прохода будете? —Товарищ пассажир!—вмеша лась кондукторша.—Давайте что- либо одно: либо садитесь, либо выходите из вагона. А разговоры прекратите. В троллейбусе все- таки едем, а не в ресторане. —Правильно!—поддержали пас сажиры.—Про женщин что-то вы ражается, места какие-то зани мает, людям сесть не дает. Пусть на первой же остановке вылазит. Так я и сделал. Вышел и по шел пешком. Так и не удалось мне быть вежливым. А ведь хотел. Искрен не хотел! Владимир Поляков. Тысяча о б ор о т ов вокруг Земли На 20 часов 9 декабря 1957 года первый искусственный спутник совершил тысячу обо ротов вокруг Земли. С момен та выхода на орбиту он про шел путь, равный 43,2 миллио на километров, что составляет три четверти расстояния до Марса в период его великого противостояния и более чем в сто раз превышает расстояние от Земли до Луны. . Период обращения спутника за время его движения умень шился примерно на 3,5 ми нуты и составляет величину порядка 92,7 минуты. Макси мальная высота орбиты над поверхностью Земли в первые дни движения была более 900 километров, а в настоящее время немного превосходит 600 километров. Для определения параметров орбиты спутника использо вались результаты радиотех нических и оптических изме рений. В настоящее время основными являются оптиче ские измерения. Согласно рас четам, первый искусственный спутник Земли прекратит свое существование в январе 1958 года. Второй искусственный спут ник Земли на 20 часов 9 де кабря совершил 511 оборотов вокруг Земли. В ясную пого ду 10 и 11 декабря второй искус ственный спутник можно бу дет наблюдать невооруженным глазом перед восходом солнца от 30 градуса до 52 градуса северной широты и после за хода солнца-от 0 градуса до 30 градуса южной широты. Землетрясение в Монгольской Народной Республике Газета „Унэн" опубликовала со общение об имевшем место 4—5 декабря землетрясении в Монголь ской Народной Республике. По предварительным данным в некоторых сомонных центрах Ба ян - Хонгорского, Убурхангайского и Арахангайского аймаков были разрушены и повреждены различ ные административные и жилые здания. Имеются человеческие жертвы, . (ТАСС). Зам. редактора В. Я. ВЛАДИМИРОВ. З а к а з № 304 Тираж 1509 асе,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz