Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)
4 С Т А Л И Н С К И Й П У Т Ь 11 декабря 1957 г. ». 113 (2171) Беседы на естественно-научные темы В ч ем пр ичины живучести религиозных верований Б е р и т е п р и м е р с н е е Религия возникла в глубо кой древности, еще в те вре мена, когда человек выделил ся из царства животных. Пе ред многочисленными и гроз ными явлениями природы чело век сам себе казался бессиль ным, обреченным на произвол загадочных и непостижимых для него сил. На каждом ша г у он встречался с различны ми явлениями окружающей действительности, сущность которых он не мог постигнуть. Ему казалось, что явлениями природы кто-то управляет, ка кая-то особая, неземная сила живет в них. Так начинают возникать в голове человека различные религиозно-фанта стические представления о предметах и явлениях приро ды, зарождаются первичные религиозные верования. Боль ш ую роль в развитии религиозных представлений сыграло искусственное разде ление самой человеческой сущ ности на смертное тело и на якобы бессмертную душу. Лож ное представление о душе во зникло в результате непони мания человеком своей собст венной психической деятель ности. В своем воображении человек создал сверхъестест венные силы и образы несу ществующих богов. Стремление человека расноложить к себе богов, задобрить и умилости вить их породило религиозные обряды: праздники, танцы, жертвоприношения, молитвы. Первичные религиозные обря ды с течением времени раз рослись в огромную систему почитания божества. В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом об щества на противоположные, антагонистические классы, воз никли глубокие социальные корни религии. Вместе с си лами природы на человека на чали давить общественные си лы. Они, как и силы природы, отражались в сознании чело века извращенно, фантасти чески. Основой социальных корней религии явились част ная собственность на средст ва производства и эксплуата ция человека человеком. Социальный гнет, сопровож даемый государственной про пагандой религии, создавал необходимые условия для ши рокого распространения рели гиозных верований. Все и вся кие угнетающие классы, ука зывал В. И. Ленин, нужда ются для охраны своего господ ства в двух социальных функ циях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмуще ния угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, подры вать их революционное наст роение, разрушать их револю ционную решимость. Только уничтожение капи талистического строя и ликви дация эксплуатации человека человеком создают благоприят ные условия для освобожде ния человеческого сознания от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Ве ликая Октябрьская социали стическая революция, уничто жившая власть помещиков и капиталистов, отделив цер ковь от государства,обеспечи ла народу действительную сво боду совести. Каждый гражда нин получил право исповедо вать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом. Однако нровозглашение сво боды совести еще не освобож дает сознание человека от пережитков, навыков и тради ций старого общества. Дда этого требуется длительная воспитательная работа, рост культуры масс, выработка у них материалистического, на учного мировоззрения. Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию че ловека человеком, создала морально-политическое един ство советского общества, обес печила господство марксист ско-ленинской идеологии, по дорвала самые глубокие со циальные корни религии. На этом основании большинство граждан СССР освободилось от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Вместе с тем нельзя но учи тывать того, что имеются и такие граждане, которые, ак тивно участвуя в жизни на шей страны и честно выпол няя перед Родиной свой граж данский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований. Чем объяснить подобное по ложение? Почему религия так цепко держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных веро ваний является то, что созна ние людей в своем развитии отстает от развития матери альных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в создании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бытие, и затем уже, в зави симости от него, развивается и изменяется общественное сознание. Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражает ся в сознании людей. Это сложный, иногда очень дли тельный процесс осмыслива ния, усвоения людьми тех ма териальных изменений, кото рые произошли в действитель ности. Например, теория на учного социализма возникла не сразу с появлением капи талистического способа про изводства и пролетариата. Потребовался длительный пе риод. для того, чтобы челове ческая мысль сумела правиль но понять законы обществен ного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному. Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник всту пил в колхоз. Его материаль ное положение изменилось, он порвал с частной собствен ностью, вступил в область со циалистических производст венных отношений. Но его психология, мировоззрение не сразу изменились.На какое-то время над ним еще довлеют частнособственнические взгля ды, привычки. (Окончание в след, номере). Ольгу Васильевну Байтман жители села Донского знают как добросовестную работницу, скромную женщину, чуткого и отзывчивого товарища. Да, это так. Но это не все. Оль га Васильевна еще и хорошая воспитательница подрастаю щего поколения, активная об щественница. Являясь членом родитель ского комитета' Донской сред ней школы, она оказывает педагогическому коллективу большую помощь в учебно- хозники—скоро в их домах, на фермах, в клубе ярким светом загорятся лампочки Ильича. Но строительство электролинии настолько затянулось, что у колхозников уже погасла вся кая надежда на электрический свет. Снова в долгие зимние вечера приходится сидеть при керосиновой лампе. * А возможности для подклю чения электросети можно было найти. Ведь для этого нехва- воспитательной работе, актив но проводит в жизнь все ме роприятия, намеченные шко лой. За активное участие в дея тельности школы, оказание ей помощи в воспитании детей Министерство просвещения РСФСР и ЦК профсоюза ра ботников просвещения, выс ших школ п научных органи заций РСФСР наградили ее Почетной грамотой. С. ШАЛАВИН. нию колхоза проявить настоя щую заботу о своих тружени ках. Следует сделать упрек и в адрес районных организаций, которые при -распределении лесоматериала не учли такой небольшой потребности и Щ выделили нужного количества столбов. Члены сельхозартели все же надцются, что их сигнал будет услышан, и электриче ский свет, наконец, будет включен. И. ЧЕРНЫХ. На состоявшейся недавно сессии районного Совета депута тов трудящихся депутаты отмечали, что жилищное строитель ство во многих колхозах организовано плохо. Специальных бригад не создано, этим пользуются недобросовестные люди, которых колхозная молва окрестила «шараги». Они втридо рога берут за каждую работу, а выполняют ее недоброкаче ственно.- ,,Шараш-монтаж‘'-контора. Затянувшаяся электрификация Больше года прошло с тех [тает всего лишь два десят- пор, как началась установка |к а столбов. Стоило бы правде- линии электропередачи в селе Рогожино. Радовались кол- Крепнет единство народов Азии и Африки Народы всех стран крепят свое единство в борьбе за упрочение мира, против посягательства им периалистов на их свободу и не зависимость. Ярким выражением сплоченности сотен миллионов простых людей в этой всена родной борьбе является не деля солидарности народов стран Азии и Африки, начав шаяся 1 декабря. Она проводит ся в соответствии с решением подготовительного комитета по созыву конференции азиатских и африканских стран, которая со стоится в конце декабря в сто лице Египта—Каире, Значение укрепления солидар ности стран Азии и Африки сей час особенно велико, так как им периалистические державы усили вают наступление против свобо ды и независимости народов Во стока. В Генеральной Ассамблее Организации Объединенных На ций империалисты сорвали при нятие справедливого решения в возвращении республике Индоне- [НЫЙ О Б З О Р зии Западного Ириана—части индонезийской территории на острове Новая Гвинея, которая незаконно захвачена голландскими колонизаторами. Всячески проти вятся западные державы и мир ному урегулированию алжирско го вопроса. Обсуждение этого вопроса в Генеральной Ассамблее показывает, что Франция при поддержке других империалисти ческих стран не намерена прекращать многолетнюю коло ниальную войну против свободо любивого Алжира и стремится с помощью силы увековечить коло ниальное рабство в этой северо африканской стране. Кровавые события развернулись недавно и в другом районе Се верной Африки—в Ифни, являю щимся частью территорий Ма рокко, но находящимся в коло ниальном владении Испании. На справедливые требования марок канского населения Ифнн о вос соединении с Марокко испанские колонизаторы ответили пулями и бомбами. Восставшие против ис панского владычества мароккан цы, проживающие в Ифни, сейчас упорно сражаются против испан ских, войск. Правительство Испа нии, стремясь ' утопить в крови освободительное движение насе ления Ифни, направляет против него воинские части, авиацию, ко рабли Военно-Морского Флота. О коварных происках импери алистов ■и их агентов в странах Азии и Африки свидетельствует и неудавшееся покушение на жизнь президента Индонезии Су- карно. Индонезийская газета „Ха- риан-ракьят* подчеркивала, что попытка убить президента Сукар- но отражает стремление голланд ских и американских империали стов ликвидировать прогрессивное правительство Индонезии. В те леграмме, направленной К. Е. Во рошиловым индонезийскому пре зиденту, отмечается, что терро ристический акт против Сукарно преследовал цели раскола " един ства народа Индонезии и подрыва ее международных позиций. Но как бы ни изощрялись им периалисты, им не удастся сор вать крепнущей солидарности и единства азиатских и африканских народов. Решительно отстаивая свою свободу и независимость, они борются за священное дело укрепления мира во всем мире. Против политики военных провокаций В странах—участницах северо атлантического блока растет дви жение протеста против безумной политики американских заправил этой военной группировки,толкаю щих мир на усиление гонки во оружений, разжигание военной истерии. Широкие круги населе ния западно-европейских стран решительно выступают против планов создания на их территории площадок для запуска американ ских ракет с атомным зарядом. Бурю негодования в Англии и Франции вызвали известия о том, что с согласия > английского и французского правительств над этими странами совершаются регу лярные полеты американских бом бардировщиков с грузом атомных и водородных бомб. Такие поле ты, как подчеркнул Н. С. Хрущев в беседе с главой американского газетно—издательского треста Херстом, представляют огромную опасность для мира. „Всегда может быть случай,— сказал тов. Хрущев,—отказа нор мальной психики и малейший сиг нал летчик может принять за сиг нал к действию и полетит на тот объект, на который он получи задание лететь. В таких условиях война может начаться совершенно случайно, по тому что сейчас же будут пред приняты ответные действия*. Трудящиеся, многочисленные политические и общественные ор ганизации Англии и Франции в решениях, принимаемых на митин гах и собраниях, и в письмах, на правляемых в адрес правительств, требуют немедленного прекраще ния полетов американских бом бардировщиков и удаления с ан глийской и французской террито рии всех американских войск. Подчеркивая, что „английскому народу грозит смертельная опас ность*, английская газета „Дейли уоркер* призывает всех патрио тов потребовать ликвидации аме риканских баз в Англии. Против опасных для дела мира действий американской воен щины протестуют лондонская га зета „Ньюсоффен Урунд”, париж ские газеты „Юманите", „Либе- расьОн*, а также многие другие органы печати. ‘ Н. ЧИГИРЬ. Редактор Г. И. ФРОЛОВ. в, Донское, Липецкой облает* Типографик гасеты „Сталинский путь*' Закав М 803 Тираж 1600 ака,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz