Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

4 С Т А Л И Н С К И Й П У Т Ь 11 декабря 1957 г. ». 113 (2171) Беседы на естественно-научные темы В ч ем пр ичины живучести религиозных верований Б е р и т е п р и м е р с н е е Религия возникла в глубо­ кой древности, еще в те вре­ мена, когда человек выделил­ ся из царства животных. Пе­ ред многочисленными и гроз­ ными явлениями природы чело­ век сам себе казался бессиль­ ным, обреченным на произвол загадочных и непостижимых для него сил. На каждом ша­ г у он встречался с различны­ ми явлениями окружающей действительности, сущность которых он не мог постигнуть. Ему казалось, что явлениями природы кто-то управляет, ка­ кая-то особая, неземная сила живет в них. Так начинают возникать в голове человека различные религиозно-фанта­ стические представления о предметах и явлениях приро­ ды, зарождаются первичные религиозные верования. Боль ш ую роль в развитии религиозных представлений сыграло искусственное разде­ ление самой человеческой сущ­ ности на смертное тело и на якобы бессмертную душу. Лож­ ное представление о душе во­ зникло в результате непони­ мания человеком своей собст­ венной психической деятель­ ности. В своем воображении человек создал сверхъестест­ венные силы и образы несу­ ществующих богов. Стремление человека расноложить к себе богов, задобрить и умилости­ вить их породило религиозные обряды: праздники, танцы, жертвоприношения, молитвы. Первичные религиозные обря­ ды с течением времени раз­ рослись в огромную систему почитания божества. В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом об­ щества на противоположные, антагонистические классы, воз­ никли глубокие социальные корни религии. Вместе с си­ лами природы на человека на­ чали давить общественные си­ лы. Они, как и силы природы, отражались в сознании чело­ века извращенно, фантасти­ чески. Основой социальных корней религии явились част­ ная собственность на средст­ ва производства и эксплуата­ ция человека человеком. Социальный гнет, сопровож­ даемый государственной про­ пагандой религии, создавал необходимые условия для ши­ рокого распространения рели­ гиозных верований. Все и вся­ кие угнетающие классы, ука­ зывал В. И. Ленин, нужда­ ются для охраны своего господ­ ства в двух социальных функ­ циях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмуще­ ния угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, подры­ вать их революционное наст­ роение, разрушать их револю­ ционную решимость. Только уничтожение капи­ талистического строя и ликви­ дация эксплуатации человека человеком создают благоприят­ ные условия для освобожде­ ния человеческого сознания от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Ве­ ликая Октябрьская социали­ стическая революция, уничто­ жившая власть помещиков и капиталистов, отделив цер­ ковь от государства,обеспечи­ ла народу действительную сво­ боду совести. Каждый гражда­ нин получил право исповедо­ вать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом. Однако нровозглашение сво­ боды совести еще не освобож­ дает сознание человека от пережитков, навыков и тради­ ций старого общества. Дда этого требуется длительная воспитательная работа, рост культуры масс, выработка у них материалистического, на­ учного мировоззрения. Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию че­ ловека человеком, создала морально-политическое един­ ство советского общества, обес­ печила господство марксист­ ско-ленинской идеологии, по­ дорвала самые глубокие со­ циальные корни религии. На этом основании большинство граждан СССР освободилось от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Вместе с тем нельзя но учи­ тывать того, что имеются и такие граждане, которые, ак­ тивно участвуя в жизни на­ шей страны и честно выпол­ няя перед Родиной свой граж­ данский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований. Чем объяснить подобное по­ ложение? Почему религия так цепко держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных веро­ ваний является то, что созна­ ние людей в своем развитии отстает от развития матери­ альных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в создании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бытие, и затем уже, в зави­ симости от него, развивается и изменяется общественное сознание. Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражает­ ся в сознании людей. Это сложный, иногда очень дли­ тельный процесс осмыслива­ ния, усвоения людьми тех ма­ териальных изменений, кото­ рые произошли в действитель­ ности. Например, теория на­ учного социализма возникла не сразу с появлением капи­ талистического способа про­ изводства и пролетариата. Потребовался длительный пе­ риод. для того, чтобы челове­ ческая мысль сумела правиль­ но понять законы обществен­ ного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному. Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник всту­ пил в колхоз. Его материаль­ ное положение изменилось, он порвал с частной собствен­ ностью, вступил в область со­ циалистических производст­ венных отношений. Но его психология, мировоззрение не сразу изменились.На какое-то время над ним еще довлеют частнособственнические взгля­ ды, привычки. (Окончание в след, номере). Ольгу Васильевну Байтман жители села Донского знают как добросовестную работницу, скромную женщину, чуткого и отзывчивого товарища. Да, это так. Но это не все. Оль­ га Васильевна еще и хорошая воспитательница подрастаю­ щего поколения, активная об­ щественница. Являясь членом родитель­ ского комитета' Донской сред­ ней школы, она оказывает педагогическому коллективу большую помощь в учебно- хозники—скоро в их домах, на фермах, в клубе ярким светом загорятся лампочки Ильича. Но строительство электролинии настолько затянулось, что у колхозников уже погасла вся­ кая надежда на электрический свет. Снова в долгие зимние вечера приходится сидеть при керосиновой лампе. * А возможности для подклю­ чения электросети можно было найти. Ведь для этого нехва- воспитательной работе, актив­ но проводит в жизнь все ме­ роприятия, намеченные шко­ лой. За активное участие в дея­ тельности школы, оказание ей помощи в воспитании детей Министерство просвещения РСФСР и ЦК профсоюза ра­ ботников просвещения, выс­ ших школ п научных органи­ заций РСФСР наградили ее Почетной грамотой. С. ШАЛАВИН. нию колхоза проявить настоя­ щую заботу о своих тружени­ ках. Следует сделать упрек и в адрес районных организаций, которые при -распределении лесоматериала не учли такой небольшой потребности и Щ выделили нужного количества столбов. Члены сельхозартели все же надцются, что их сигнал будет услышан, и электриче­ ский свет, наконец, будет включен. И. ЧЕРНЫХ. На состоявшейся недавно сессии районного Совета депута­ тов трудящихся депутаты отмечали, что жилищное строитель­ ство во многих колхозах организовано плохо. Специальных бригад не создано, этим пользуются недобросовестные люди, которых колхозная молва окрестила «шараги». Они втридо­ рога берут за каждую работу, а выполняют ее недоброкаче­ ственно.- ,,Шараш-монтаж‘'-контора. Затянувшаяся электрификация Больше года прошло с тех [тает всего лишь два десят- пор, как началась установка |к а столбов. Стоило бы правде- линии электропередачи в селе Рогожино. Радовались кол- Крепнет единство народов Азии и Африки Народы всех стран крепят свое единство в борьбе за упрочение мира, против посягательства им­ периалистов на их свободу и не­ зависимость. Ярким выражением сплоченности сотен миллионов простых людей в этой всена­ родной борьбе является не­ деля солидарности народов стран Азии и Африки, начав­ шаяся 1 декабря. Она проводит­ ся в соответствии с решением подготовительного комитета по созыву конференции азиатских и африканских стран, которая со­ стоится в конце декабря в сто­ лице Египта—Каире, Значение укрепления солидар­ ности стран Азии и Африки сей­ час особенно велико, так как им­ периалистические державы усили­ вают наступление против свобо­ ды и независимости народов Во­ стока. В Генеральной Ассамблее Организации Объединенных На­ ций империалисты сорвали при­ нятие справедливого решения в возвращении республике Индоне- [НЫЙ О Б З О Р зии Западного Ириана—части индонезийской территории на острове Новая Гвинея, которая незаконно захвачена голландскими колонизаторами. Всячески проти­ вятся западные державы и мир­ ному урегулированию алжирско­ го вопроса. Обсуждение этого вопроса в Генеральной Ассамблее показывает, что Франция при поддержке других империалисти­ ческих стран не намерена прекращать многолетнюю коло­ ниальную войну против свободо­ любивого Алжира и стремится с помощью силы увековечить коло­ ниальное рабство в этой северо­ африканской стране. Кровавые события развернулись недавно и в другом районе Се­ верной Африки—в Ифни, являю­ щимся частью территорий Ма­ рокко, но находящимся в коло­ ниальном владении Испании. На справедливые требования марок­ канского населения Ифнн о вос­ соединении с Марокко испанские колонизаторы ответили пулями и бомбами. Восставшие против ис­ панского владычества мароккан­ цы, проживающие в Ифни, сейчас упорно сражаются против испан­ ских, войск. Правительство Испа нии, стремясь ' утопить в крови освободительное движение насе­ ления Ифни, направляет против него воинские части, авиацию, ко­ рабли Военно-Морского Флота. О коварных происках импери­ алистов ■и их агентов в странах Азии и Африки свидетельствует и неудавшееся покушение на жизнь президента Индонезии Су- карно. Индонезийская газета „Ха- риан-ракьят* подчеркивала, что попытка убить президента Сукар- но отражает стремление голланд­ ских и американских империали­ стов ликвидировать прогрессивное правительство Индонезии. В те­ леграмме, направленной К. Е. Во­ рошиловым индонезийскому пре­ зиденту, отмечается, что терро­ ристический акт против Сукарно преследовал цели раскола " един­ ства народа Индонезии и подрыва ее международных позиций. Но как бы ни изощрялись им­ периалисты, им не удастся сор­ вать крепнущей солидарности и единства азиатских и африканских народов. Решительно отстаивая свою свободу и независимость, они борются за священное дело укрепления мира во всем мире. Против политики военных провокаций В странах—участницах северо­ атлантического блока растет дви­ жение протеста против безумной политики американских заправил этой военной группировки,толкаю­ щих мир на усиление гонки во­ оружений, разжигание военной истерии. Широкие круги населе­ ния западно-европейских стран решительно выступают против планов создания на их территории площадок для запуска американ­ ских ракет с атомным зарядом. Бурю негодования в Англии и Франции вызвали известия о том, что с согласия > английского и французского правительств над этими странами совершаются регу­ лярные полеты американских бом­ бардировщиков с грузом атомных и водородных бомб. Такие поле­ ты, как подчеркнул Н. С. Хрущев в беседе с главой американского газетно—издательского треста Херстом, представляют огромную опасность для мира. „Всегда может быть случай,— сказал тов. Хрущев,—отказа нор­ мальной психики и малейший сиг­ нал летчик может принять за сиг­ нал к действию и полетит на тот объект, на который он получи задание лететь. В таких условиях война может начаться совершенно случайно, по­ тому что сейчас же будут пред­ приняты ответные действия*. Трудящиеся, многочисленные политические и общественные ор­ ганизации Англии и Франции в решениях, принимаемых на митин­ гах и собраниях, и в письмах, на­ правляемых в адрес правительств, требуют немедленного прекраще­ ния полетов американских бом­ бардировщиков и удаления с ан­ глийской и французской террито­ рии всех американских войск. Подчеркивая, что „английскому народу грозит смертельная опас­ ность*, английская газета „Дейли уоркер* призывает всех патрио­ тов потребовать ликвидации аме­ риканских баз в Англии. Против опасных для дела мира действий американской воен­ щины протестуют лондонская га­ зета „Ньюсоффен Урунд”, париж­ ские газеты „Юманите", „Либе- расьОн*, а также многие другие органы печати. ‘ Н. ЧИГИРЬ. Редактор Г. И. ФРОЛОВ. в, Донское, Липецкой облает* Типографик гасеты „Сталинский путь*' Закав М 803 Тираж 1600 ака,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz