Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)

4 СТАЛИНСКИЙ ПУТЬ Беседы на антирелигиозные темы Существует ли судьба? Могут сказать, что вопрос «существует ли судьба» яв­ ляется праздным. Действительно, в строитель­ стве новой, коммунистической жизни советские люди рассчи­ тывают не на судьбу, а на свои собственные силы и спо­ собности, на свое знание за­ конов развития природы и общества. Но среди некоторых не освободившихся от рели­ гиозного взгляда на мир, лю­ дей с нетвердыми убеждения­ ми еще бытует вера в судьбу как в какое-то «предопреде­ ление свыше». Конечно, здесь надо отли­ чать действительно верящего в судьбу от того, кто употреб­ ляет слово «судьба» не в смысле слепой веры в боже­ ственное предопределение, а в смысле ясторически-необ- ходимого стечения обстоя­ тельств или просто по при­ вычке. Например, недавно опубликованный замечатель­ ный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» всем своим содержанием направлен' про­ тив фаталистического, пассив­ ного отношения советского человека к жизни и к собы­ тиям. Коммунисты, а вместе с ни­ ми все сознательные люди, опираясь на данные науки, решительно заявляют, что никакой «судьбы» не суще­ ствует. Подлинно передовые научные взгляды на жизнь несовместимы с верой в судьбу. ' Вера в неотвратимую судь­ бу, как и религия в целом, есть пережиток древних суе­ верий, когда люди, будучи бессильеыщ перед грозными стихиями природы, все при­ писывали неумолимому року, судьбе. Всякая религия с древних времен распростра­ няет идею божественного пре­ допределения всех поступков человека. Например, древние греки считали, что у бога Зевса было три дочери Мой­ ры—богини судьбы, а у древ-1 неримского бога Юпитера бы­ ли три дочери Ф аты -тож е бо­ гини судьбы. Эти богини буд­ то бы и решали участь каж ­ дого человека. Эксплуататоры всегда использовали веру в судьбу, как и религию вообще, для поддержания у верующих духа покорности и терпения. Вера в судьбу, как червь, разъедает сознание и волю людей, насаждает дух непро­ тивления злу, безучастного отношения к происходящим событиям. Главный вред рели­ гиозно-фаталистических про­ поведей о божественном пре­ допределении заключается в том, что они внушают человеку мысль о собственном бессилии, обрекают его на пассивность. При таком взгляде на жизнь лишается смысла как сама постановка человеческой дели, так и действия, направленные на ее достижение. Вера в судьбу противоречит всей че­ ловеческой деятельности. Са­ ма натура человекк проте­ стует против фатализма. Ни на один миг не прекращается многосторонняя творческая деятельность человечества. Она-то и является решающим и наглядным опровержением веры в судьбу,'вдребезги раз­ бивает фаталистическую той- ку зрения на ход событий. Кроме производственной де­ ятельности трудящиеся осу­ ществляют коренные общест­ венно-политические преобра­ зования с целью уничтожения социального гнета. Именно народные массы творят исто­ рию. Они содействуют прог­ рессивному развитию и проти­ водействуют реакционным си­ лам, предотвращают нежела­ тельные явления,создают новое. Характерно, что даже веря­ щие в судьбу люди, когда дело идет о практическом вы­ полнении важных задач, часто как бы забывают про нее и энергично берутся за работу, рассчитывают на свои силы, борются с недостатками и препятствиями на своем жиз­ ненном пути. В противовес религиозным сказкам о судьбе они придерживаются старых, но метких поговорок: «бог-то бог, да сам не будь плох», «на бога надейся, а сам не плошай», «что оосеешь, то и пожнешь». Не пассивная надежда на божью волю, а могучие кол­ лективные усилия позволили советскому народу построить гигантские гидроэлектростан­ ции и тем самым обуздать природную стихию, подчинить ее своей воле, за три года освоить более 35 миллионов гектаров целинных и залеж ­ ных земель. Нет, люди не могут застыть в ожидании «небесной благодати»,—они работают, трудятся, активно содействуют прогрессивному развитию общества. Итак, если вера в судьбу по существу исключает твор­ ческую деятельность людей, то, наоборот, воля а действия людей, вся их практическая деятельность несовместимы с верой в существование судьбы. Коммунистическая партия Советского Союза, руководя­ щая и направляющая сила советского общества, воору­ жает советских людей знанием законов развития общества и организует их на осуществле­ ние великих задач коммуни/ стичеекого-строительства. Ус­ пехи, достигнутые советским народом под руководством КПСС, явились результатом огромных творческих усилий и напряженной борьбы. Единственный путь к пол­ нокровной, интересной жизни, к освобождению своего созна­ ния от пережитков/ прошлого вроде веры в судьбу—это овладение марксистско-ленин­ ским мировоззрением, активное участие в трудовой и обще­ ственной деятельности во имя коммунизма, н. р я з а н ц е в , ка н д и д а т философ ских наук. Ф. П. Л И Т К Е 20 августа исполнилось 75 лет со1 дня смерти (1882) Фе­ дора Петровича Литке, выдаю­ щегося русского мореплавателя и географа. Родился в 1797 году в Петербурге в семье таможенного чиновника. Рано лишившись родителей, мальчик жил из милости то у одних, то у других родствен­ ников и поэтому не был опре­ делен в учебное заведение. И только страстная жажда к знаниям, упорная самостоя­ тельная учеба позволили пятнадцатилетнему Литке сдать экзамен, после чего он был зачислен’ гардемарином в военно-морской флот. Вскоре юный гардемарин за проявленную смелость и наход­ чивость в боевых действиях был награжден орденом и произведен в мичманы. Он был взят на шлюп «Камчатка», отправлявшийся в кругосвет­ ное плавание под командова­ нием В. М. Головнина. Из этого плавания, продолжавшегося более двух лет, Ф. П. Литке возвратился 'лейтенантом. В 1821 году Ф. П. Литке назначается на должность начальника гидрографической экспедиции для описи берегов Новой Земли. Результаты своих работ Литке описал в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824 годах». Этот труд принес ему призна­ ние всего ученого мира. В 1826—1829 годах капи­ тан-лейтенант Литке руково­ дил кругосветной экспедицией на шлюпе «Сенявин». Во время этого плавания Литке посетил малоисследованные районы Тихого океана, Русскую Америку, Камчатку, сделал подробное описание ряда ост­ ровов, открыл 12 островов в Каролинском архипелаге, сде­ лал астрономические определе­ ния ряда важных пунктов Камчатского полуострова, произвел многочисленные на­ учные наблюдения, собрал бо­ гатейшие коллекции. Наш к аленда рь После возвращения Ф. П. Литке производится в капитаны первого ранга и избирается членом-корреспондентом Ака­ демии наук. С этого времени Литке до самой смерти не порывал связи е научными учреждениями страны. Он был одним из организаторов Рус­ ского географического обще­ ства (ныне Всесоюзное геог­ рафическое общество), первым его вице-председателем и фак­ тически руководителем в про­ должение около 20 лет. С 1864 года адмирал Ф. П. Литке был президентом Петербург­ ской Академии науй. В 1873 году Географическое общество учредило Золотую медаль имени Ф.П. Литке,кото­ рой до настоящего временя награждаются выдающиеся ис­ следователи морей. Имя Ф. П. Литке увекове­ чено в названиях многих ге­ ографических пунктов в раз­ личных частях земного ша­ ра. 9* Во 1 в п т 1 0 | Ливенкой области* Типография гаветывСтадииский- путь . 25 августа 1957 г. ЛГ» 70 (2128) В м а г а з и н е К прилавку районного универ­ мага подходит мамаша с дочкой. За ней еще несколько покупате­ лей, захотевших приобрести об­ новки для своих детей. —Мне бы туфельки дочке, а то ведь в школу скоро,—говорит ма­ маша. —А мне форменную одежду для первоклассника,—спрашивает дру­ гая. —Детского у нас нет почти ни­ чего,—слышат они сокрушенный голос продовца.—Многие это спра­ шивают, да помочь нечем. Давно уж детского ничего , не завозили, а что осталось, то неподходяще­ го размера. Хотели огорченные родители зайти к председателю райпотреб­ союза тов. Шабалину и заведую­ щему отделом торговли Владими- | рову пожаловаться, да раздумал# Оказалось, что'1 ‘ руководителям райпотребсоюза все это известно, только мер они принимать не спе­ шат. Н а кл уб е з а м о к Жалуется замок, что висит на дверях сельского клуба в Гали- чьей Горе, на свою судьбу. Да и как ему не жаловаться, если все его механизмы поржавели. Ведь открывается он очень редко. А как же молодежь, спросит читатель? А молодежь подойдет, посмотрит, вспомянет недобрым словом заведующую клубом тов, Васильеву и разойдется. Можно было бы организовать в клубе кружки художественной самодеятельности, почитать для колхозников лекцию, провести бе­ седу. Но тов. Васильевой не до этого. Она открывает клуб толь­ ко во время демонстрации кинофильмов, а это случается довольно редко. Остальное же время клуб на замке-. Не пора ли тов. Васильевой снять замок с клуба, заняться орга­ низацией культурного отдыха колхозников? Ведь это ее лрямад обязанность. Построили и...развалилось —Скоро в новом доме з а ж и ­ вем,— радовались каменоломы Во­ допья новского карьера стройма­ териалов,— Не по дням , а по ч а ­ сам растет здание. Скоро с ка зка сказы вается, да на скоро дело делается. Правда, стены возведены быстро, строите­ ли получили расчет и...на второй день стены рухнули. На месте только что отстроенного дома о ка ­ зались развалины . Н ачальник карьера тов. Маль­ цев поспешил .з а гл а д и т ь " дело, развалины разобрали, заново з а ­ ложили ф ундамент и строитель­ ство началось вторично. Нашлись ли виновники, допу­ стивш ие брак, привлечены ли они к ответственн ости, пока не и зве­ стно, А каменоломы волную тся. Ведь и опять м ож ет то ж е по вто р и ть­ ся. В озведут сте ны , а они рух­ нут. Что ж , опять начинать сна­ чала? Вероят но, тоа. Мальцев от­ вети т на поставленный вопрос. —Мы отмечаем сегодня, това­ рищи, вторичную закладку вот этого фундамента. Редактор Г. И. ФРОЛОВ. Задав Ж 224 Тираж 1500 зкз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz