Сталинский путь. 1957 г. (с. Водопьяново / Донское Липецкой обл.)
4 СТАЛИНСКИЙ ПУТЬ Беседы на антирелигиозные темы Существует ли судьба? Могут сказать, что вопрос «существует ли судьба» яв ляется праздным. Действительно, в строитель стве новой, коммунистической жизни советские люди рассчи тывают не на судьбу, а на свои собственные силы и спо собности, на свое знание за конов развития природы и общества. Но среди некоторых не освободившихся от рели гиозного взгляда на мир, лю дей с нетвердыми убеждения ми еще бытует вера в судьбу как в какое-то «предопреде ление свыше». Конечно, здесь надо отли чать действительно верящего в судьбу от того, кто употреб ляет слово «судьба» не в смысле слепой веры в боже ственное предопределение, а в смысле ясторически-необ- ходимого стечения обстоя тельств или просто по при вычке. Например, недавно опубликованный замечатель ный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» всем своим содержанием направлен' про тив фаталистического, пассив ного отношения советского человека к жизни и к собы тиям. Коммунисты, а вместе с ни ми все сознательные люди, опираясь на данные науки, решительно заявляют, что никакой «судьбы» не суще ствует. Подлинно передовые научные взгляды на жизнь несовместимы с верой в судьбу. ' Вера в неотвратимую судь бу, как и религия в целом, есть пережиток древних суе верий, когда люди, будучи бессильеыщ перед грозными стихиями природы, все при писывали неумолимому року, судьбе. Всякая религия с древних времен распростра няет идею божественного пре допределения всех поступков человека. Например, древние греки считали, что у бога Зевса было три дочери Мой ры—богини судьбы, а у древ-1 неримского бога Юпитера бы ли три дочери Ф аты -тож е бо гини судьбы. Эти богини буд то бы и решали участь каж дого человека. Эксплуататоры всегда использовали веру в судьбу, как и религию вообще, для поддержания у верующих духа покорности и терпения. Вера в судьбу, как червь, разъедает сознание и волю людей, насаждает дух непро тивления злу, безучастного отношения к происходящим событиям. Главный вред рели гиозно-фаталистических про поведей о божественном пре допределении заключается в том, что они внушают человеку мысль о собственном бессилии, обрекают его на пассивность. При таком взгляде на жизнь лишается смысла как сама постановка человеческой дели, так и действия, направленные на ее достижение. Вера в судьбу противоречит всей че ловеческой деятельности. Са ма натура человекк проте стует против фатализма. Ни на один миг не прекращается многосторонняя творческая деятельность человечества. Она-то и является решающим и наглядным опровержением веры в судьбу,'вдребезги раз бивает фаталистическую той- ку зрения на ход событий. Кроме производственной де ятельности трудящиеся осу ществляют коренные общест венно-политические преобра зования с целью уничтожения социального гнета. Именно народные массы творят исто рию. Они содействуют прог рессивному развитию и проти водействуют реакционным си лам, предотвращают нежела тельные явления,создают новое. Характерно, что даже веря щие в судьбу люди, когда дело идет о практическом вы полнении важных задач, часто как бы забывают про нее и энергично берутся за работу, рассчитывают на свои силы, борются с недостатками и препятствиями на своем жиз ненном пути. В противовес религиозным сказкам о судьбе они придерживаются старых, но метких поговорок: «бог-то бог, да сам не будь плох», «на бога надейся, а сам не плошай», «что оосеешь, то и пожнешь». Не пассивная надежда на божью волю, а могучие кол лективные усилия позволили советскому народу построить гигантские гидроэлектростан ции и тем самым обуздать природную стихию, подчинить ее своей воле, за три года освоить более 35 миллионов гектаров целинных и залеж ных земель. Нет, люди не могут застыть в ожидании «небесной благодати»,—они работают, трудятся, активно содействуют прогрессивному развитию общества. Итак, если вера в судьбу по существу исключает твор ческую деятельность людей, то, наоборот, воля а действия людей, вся их практическая деятельность несовместимы с верой в существование судьбы. Коммунистическая партия Советского Союза, руководя щая и направляющая сила советского общества, воору жает советских людей знанием законов развития общества и организует их на осуществле ние великих задач коммуни/ стичеекого-строительства. Ус пехи, достигнутые советским народом под руководством КПСС, явились результатом огромных творческих усилий и напряженной борьбы. Единственный путь к пол нокровной, интересной жизни, к освобождению своего созна ния от пережитков/ прошлого вроде веры в судьбу—это овладение марксистско-ленин ским мировоззрением, активное участие в трудовой и обще ственной деятельности во имя коммунизма, н. р я з а н ц е в , ка н д и д а т философ ских наук. Ф. П. Л И Т К Е 20 августа исполнилось 75 лет со1 дня смерти (1882) Фе дора Петровича Литке, выдаю щегося русского мореплавателя и географа. Родился в 1797 году в Петербурге в семье таможенного чиновника. Рано лишившись родителей, мальчик жил из милости то у одних, то у других родствен ников и поэтому не был опре делен в учебное заведение. И только страстная жажда к знаниям, упорная самостоя тельная учеба позволили пятнадцатилетнему Литке сдать экзамен, после чего он был зачислен’ гардемарином в военно-морской флот. Вскоре юный гардемарин за проявленную смелость и наход чивость в боевых действиях был награжден орденом и произведен в мичманы. Он был взят на шлюп «Камчатка», отправлявшийся в кругосвет ное плавание под командова нием В. М. Головнина. Из этого плавания, продолжавшегося более двух лет, Ф. П. Литке возвратился 'лейтенантом. В 1821 году Ф. П. Литке назначается на должность начальника гидрографической экспедиции для описи берегов Новой Земли. Результаты своих работ Литке описал в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824 годах». Этот труд принес ему призна ние всего ученого мира. В 1826—1829 годах капи тан-лейтенант Литке руково дил кругосветной экспедицией на шлюпе «Сенявин». Во время этого плавания Литке посетил малоисследованные районы Тихого океана, Русскую Америку, Камчатку, сделал подробное описание ряда ост ровов, открыл 12 островов в Каролинском архипелаге, сде лал астрономические определе ния ряда важных пунктов Камчатского полуострова, произвел многочисленные на учные наблюдения, собрал бо гатейшие коллекции. Наш к аленда рь После возвращения Ф. П. Литке производится в капитаны первого ранга и избирается членом-корреспондентом Ака демии наук. С этого времени Литке до самой смерти не порывал связи е научными учреждениями страны. Он был одним из организаторов Рус ского географического обще ства (ныне Всесоюзное геог рафическое общество), первым его вице-председателем и фак тически руководителем в про должение около 20 лет. С 1864 года адмирал Ф. П. Литке был президентом Петербург ской Академии науй. В 1873 году Географическое общество учредило Золотую медаль имени Ф.П. Литке,кото рой до настоящего временя награждаются выдающиеся ис следователи морей. Имя Ф. П. Литке увекове чено в названиях многих ге ографических пунктов в раз личных частях земного ша ра. 9* Во 1 в п т 1 0 | Ливенкой области* Типография гаветывСтадииский- путь . 25 августа 1957 г. ЛГ» 70 (2128) В м а г а з и н е К прилавку районного универ мага подходит мамаша с дочкой. За ней еще несколько покупате лей, захотевших приобрести об новки для своих детей. —Мне бы туфельки дочке, а то ведь в школу скоро,—говорит ма маша. —А мне форменную одежду для первоклассника,—спрашивает дру гая. —Детского у нас нет почти ни чего,—слышат они сокрушенный голос продовца.—Многие это спра шивают, да помочь нечем. Давно уж детского ничего , не завозили, а что осталось, то неподходяще го размера. Хотели огорченные родители зайти к председателю райпотреб союза тов. Шабалину и заведую щему отделом торговли Владими- | рову пожаловаться, да раздумал# Оказалось, что'1 ‘ руководителям райпотребсоюза все это известно, только мер они принимать не спе шат. Н а кл уб е з а м о к Жалуется замок, что висит на дверях сельского клуба в Гали- чьей Горе, на свою судьбу. Да и как ему не жаловаться, если все его механизмы поржавели. Ведь открывается он очень редко. А как же молодежь, спросит читатель? А молодежь подойдет, посмотрит, вспомянет недобрым словом заведующую клубом тов, Васильеву и разойдется. Можно было бы организовать в клубе кружки художественной самодеятельности, почитать для колхозников лекцию, провести бе седу. Но тов. Васильевой не до этого. Она открывает клуб толь ко во время демонстрации кинофильмов, а это случается довольно редко. Остальное же время клуб на замке-. Не пора ли тов. Васильевой снять замок с клуба, заняться орга низацией культурного отдыха колхозников? Ведь это ее лрямад обязанность. Построили и...развалилось —Скоро в новом доме з а ж и вем,— радовались каменоломы Во допья новского карьера стройма териалов,— Не по дням , а по ч а сам растет здание. Скоро с ка зка сказы вается, да на скоро дело делается. Правда, стены возведены быстро, строите ли получили расчет и...на второй день стены рухнули. На месте только что отстроенного дома о ка зались развалины . Н ачальник карьера тов. Маль цев поспешил .з а гл а д и т ь " дело, развалины разобрали, заново з а ложили ф ундамент и строитель ство началось вторично. Нашлись ли виновники, допу стивш ие брак, привлечены ли они к ответственн ости, пока не и зве стно, А каменоломы волную тся. Ведь и опять м ож ет то ж е по вто р и ть ся. В озведут сте ны , а они рух нут. Что ж , опять начинать сна чала? Вероят но, тоа. Мальцев от вети т на поставленный вопрос. —Мы отмечаем сегодня, това рищи, вторичную закладку вот этого фундамента. Редактор Г. И. ФРОЛОВ. Задав Ж 224 Тираж 1500 зкз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz