Сокольские огни. 1988 г. (г. Липецк)

Сокольские огни. 1988 г. (г. Липецк)

„Сокольские огни“ 2 ете. РЕШЕНИЯ ФЕВРАЛЬСКОГО (1988 г.) ПЛ ЕНУМА ЦК КПСС — В ЖИЗНЬ! НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ Решения февральского Пленума ЦК КПСС, рассмот­ ревшего вопрос «О ходе перестройки средней и выс­ шей школы и задачах партии по ее осуществлению», вызвали глубокий общенар одный интерес. Общеобра­ зовательное и профессиональное обучение так или ина­ че касается каждого советского человека. В педагоги­ ческих коллективах проходит заинтересованное обсуж- - дение Постановления Пленума. Наш . корреспондент' встретился с директором средней школы № 41 Раисой Дмитриевной Минаевой и учителями Антониной Алек-. сандровной Захарченко и Людмилой Андреевной Ула­ новой. — Раиса Дмитриевна, на много запоминающихся ме- Пленуме было сказано о роприятий, зарождаются .чо- том, что решающей фигу- рошие традицин. Интерес- рой перестройки всей сис- но, с энтузиазмом! работает темы образования является с детьми восяитатель - ме- учитель. От его знаний, тодист группы продлениого педагогического мастерства, дня Раиса Алексаидраата активной, убежденной по- Федерякина. Преподавате- зиции в решающей степе- льсший состав у нас силь- ни зависит успех намечен- ный. Главная проблема в ных преобразований. другом: как разгрузить учи1- Р. Д. Минаева: теля от чуждых лреподава- — В нашей школе трудя- тельскому труду обязаннос­ тей в большинстве своем тей, макеммально высвобо- хорошие специалисты, ме- Д'ИВ время для главного — тоднчески грамотные люди, обучения и. воспитания уча- н, что самое главное, у них щихся. Мы возлагаем на­ есть горячее стремление ра- дежду ш то, что после вы- ботать с детьм1и. В коллек- хода в свет Постаяовле- тцве есть учитель - мето- »ии хотя бы отчасти учи- ди'ст, два старших учителя, тель будет освобожден от один Заслу;женяый учитель, мелочной опеки оо старо- Но дело даже не в К'ОЛИ|- ны проверяющих, от адми- честве отмеченных высоки- ниотрапивных я хозяйст- ми званиями людей. Мно- венных забот, уменьшится гие рядовые учителя {)абО- количество всевозможных тают самозабвенно, увле- бумаг, которые ' вынужден ченио, отдавая все знания, заполнять педагог, энергию работе, ученикам, — Сейчас много говорит- применяя передов'Ой опыт ся о том, что единая прог- обучеиия и воспитания рамма по каждому пред- школьииков. Среди них мо- мету не оправдывает себя, жно назвать географа На- Не секрет, что дети имеют разный уровень интеллек­ туального развития, начи­ танности, способности ов­ ладевать различными навы- дежду Петрсивну КобыЛь- скую, математика Татьяну Владимировну Корчагину, слов^ника Татьяну Федо­ ровну Шапавалову, химика ками и умениями. Как бу- Валентину Николаевну Шу- дет решаться эта проблема? льмая, использующую вы- А. А. Захарченко: оокоэффективный группе- — Сейчас делаются пер­ вой мет01Д обучения, и мно- дцц шаги в этом направле- гих других. С приходам в ^ журнале «Ли- нЖ'Слу пишервожатой тература в шкале» уже бы- лентииы Ринольдов'ны Пе- опубликованы 5 различ- телиной |0жив'ияась и пио- ных программ для восьми- нерская работа, проводится летней, средней, одиннадца- тилетнен шкод: от насы­ щенной, обширной до пре- делвво сжатой. Хотя зада--- ча каждого учителя — дать всем ученикам примерно одинаковый уровень зна- мий, однако в условиях обычной, не эксперимента­ льной школы этого нельзя достичь, в 9—10 классах это особенно заметно; уве­ личивается количество пре­ дметов, объем энаНий, и некоторым ребятам усвоить это не под силу. Они откро­ венно скручают на уроке, не понимая материал, и по су­ ти отсиживая положернкое время. На фоне успеваю­ щих ' они чувствуют себя ущербными, поэтому порой утверждают себя как лич­ ности яегатирврным поведем •нием на ул'ице. Мы долж­ ны следовать рарурмному првдщипу дать ребенку то, что он может взять. То есть для тех, кто не может оси­ лить существующую прог- ра^мму, сократить количе; ство и объем изучаемых предметов, дать необходи­ мый минимум, сделав упор на обучении этирх ребят ра­ бочим профессиям, как го­ ворится в Постановлении «по желанию учащихся и родителей по мере ' сшда- ния необходимых условий». Интерес должен развивать­ ся н>а основе панима'ния. Этой же целя служ’ит и следующее положенрие Пос- тагновления: «Следует уде­ лять первостепенное внима­ ние развитию индивидуаль- рных сп'особнростей учащих­ ся, расширять Д1иф<^ренцн- ро1ванн10е обучение в соот­ ветствии с их запросами и окяоянр О с т я м и . Развивать Сеть специалризированных шкш и классов с углублен­ ным изучеивем раз.нгчных предметов». Л. А. Уланова: ~ Кстати, это позволит- избавиться от переводных экзаменов в каждо.м клас­ се, которые сейчас ничего не дают крроме Л'Пшней наг- рузкри учителю. — А как обстоит дело с трудовым обучением в шко­ ле? Р. Д. Минаева: — Пока нет условий для общественно - поле з ног о труда. Занять детей нече.м. Вот и делают ребята то, что и прежде: уборку шко­ льного двора, мытье пане­ лей, сбор макулатуры, — только называется это те­ перь по-другому: общест­ венно - полезный труд. И здесь мы ждем пом О р Щ и от шефов. Заслуживает -кри­ тики и организация произ- водрительного труда етар- шакд.асснри.ков. Мальчики работают в модельно - ия- струмеатальном цехе один день в неделю, а занять тх в этот день нечем, а еслцр и дают ра'рботу, то неинтерес­ ную, .монотоя'Н-ую. Не хва­ тает инструмента, Девочркри работают в медсанчасти за- вродз . Н о не получают там медицинский знаний, вы­ полняя обязаН'Н'остн са'ипта- рок. Они не умеют оказать первую мед'И'Цинокую по­ мощь. А в стр’аяе ие хвата­ ет медсестер. Я убеждена, чтр О старпЗекласоника-м мо­ жно доверить серьезное, ин- тересвое дело «р обязатель- нро оплач-инать их труд. Де­ ти будут -видеть результа­ ты своей работы.. А. А. Захарченко: — Это было очевидно еще во времена Макаренко, а мы ви-к-ак не можем до­ биться понимавия со сто­ роны производственников. — Конечно, мы не смог­ ли обсудить все проблемы, затронув только важней­ шие. Но, видимо, решать их теперь педагогическому коллективу школы будет несравненно легче. А. А. Захарченко: — Конечно, Это вселяет в -нас надежду на лучшие перемены, придает силы в работе. Однако, советс-крим и партийным орга-нам, горо­ но-, районе не следует тре­ бовать от «ас мгновенного результата, как это часто бывает. Не только прове­ рять нас, но и помогать. «Наш ветеран труда», — так с уважением в электри­ ческом цехе называют то- варищн по' работе Матрену Якс|влев.ну Байбакову. И это вполне заслуженно. 43 го­ да проработала она здесь. Скромрирая, отзывчирвая, лов­ кая в работе, она служит при-мером для других. Не­ даром ей доверили возгла- ■ вить брига-ду электромонте­ ров - обмотчиков. С эти.ч поручвн1ие-.м она у-опешно спра'вляется. Возглавляе- .мыи ею коллектив неод-ко- кратио выходрил победите­ лем во внрутрицеховом со- ци'ал-истинеском соревнова­ нии. Спорятся дела в брига­ де М. Я. Байбаковой и сейчас, когда коллектив р-аботает в условиях пол­ ного .хозяйственного расче­ та и самофинансирования. НА СНИМКЕ: М. Я. БАЙБАКОВА. Фото А. ТРУФАНОВА. Наглядная агитация Призвана мобилизовать ...«Высокие цели, намечен­ ные XXV II съездом КПСС, вдохновляют нес на новые славные дела», — такой лозунг вывешен на здании труболитейного цеха № 1. И всякий раз он предстает перед в зором труболитей ­ щиков, мобилизуя их на славные трудовые дела. Секретарь партийной о р ­ ганизации трубцеха № 1 В. М . П олуш ко познакомил меня и с д ру гой актуаль­ ной наглядной агитацией, вывешенной в цехе. Боль­ шую значимость представ­ ляет для рабочих и инже ­ н е р н о - технических работ­ ников стенд «Переход за­ вода на у с л о в и я ,х о зр а с ч е ­ та и самофинансирования с января 1988 года». На этом стенде немало нужных и толковых материалов, разъ­ ясняющих суть работы кол ­ лектива нашего завода в этих условиях. В духе вре ­ мени ло зун г «Каждой бри гаде — лицевой счет экономии» , вывешенный непосредственно на рабо­ чих местах, рядом с цент­ робежными машинами № 1 и № 2. М ое внимание невольно привлек новый стенд тру ­ болитейщиков «Трезвость— норма жизни». На нем вы­ вешены списки состава це­ ховой комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом , план работы этой ком ис ­ сии на 1988 год , выписка из Устава В сесою зного до- броволь.ного общества б о ­ рьбы за трезвость. Здесь клеймятся по зором и по ­ павшие в медвытрезвитель. Есть в цехе и стенд «Гос- прием ке — деловой под ­ ход», где имеется специа­ льный ящик для предлож е ­ ний трудящихся по улуч ­ шению качества выпускае­ мой продукции . Тут же представлены и м ероприя ­ тия по под го товке цеха к госприем ке . Идеологическое обеспе ­ чение трудовой и общест­ венной жизни в труболи ­ тейном цехе N° 1 постав­ лено на должный уровень. Это результат заботы пар­ тийной организации цеха, которая не забывает, что наглядная агитация всегда играет м о б и л и з у ю щ у ю роль, вдохновляет людей на претворение решений партии в жизнь , на актив-, ное участие в перестройке . Несколько другая карти­ на в дом енном цехе. Д о ­ пустим, неплохо, что непо­ средственно при входе в цех есть большой стенд, где помещены социалисти­ ческие обязательства д о ­ менщиков , показатели про ­ изводственной деятельнос­ ти бригад, условия внутри­ цехово го социалистическо­ го соревнования. Здесь есть и раздел «Трудовой день цеха», из ко торо го м ож н о узнать, на с колько процентов сработал кол ­ лектив цеха за сутки, с на­ чала месяца, с коль ко вып­ лавлено чугуна сверх пла­ на, какой долг с начала месяца... Есть на стенде и Д оска почета. Уверена, что большую целенаправленность этому стенду сейчас м о г бы при ­ дать такой лозун г : «XIX Всесоюзной партийной кон^ ференции — д о с т о й н у ю встречу!», вывешенный над этим стендом. Он бы при ­ зывал людей к тому, что в настоящее время нужно трудиться с еще более пол­ ной отдачей, чтобы успеш ­ но встретить это знам ена - , тельное событие в жизни нашей страны. В красном у гол ке цеха, на рабочих местах , не мешало бы по­ местить лозунг о том , что дом енщ и ки к Х1Х Всесоюз­ ной партийной конф ерен ­ ции обязую тся выплавить сверх , плана 1050 тонн чу­ гуна. Не закончено в цехе оформление весьма зло ­ бодневно го стенда «Пьянс­ тву — бой !» А он так ну ­ жен в доменном , где не­ мало нарушителей тр уд о ­ вой дисциплины и общест­ венного порядка . ...Побывала я только в двух цехах. И если в пер ­ вом трубцехе партийная организация немало вйи- мания уделяет идеологиче­ ском у обеспечению социа­ листического соревнования, то в дом енном недостаточ­ но. Общественным ор га ­ низациям здесь не надо забывать, что наглядная агитация активизирует ра­ бочих, заставляет колле к ­ тив шагать в ногу со вре­ менем . Т. САФОНОВА. ПО ПУТЕКВАМ ПРОФСОЮЗА П роф сою зный комитет, д ире кци я завода проявля­ ют больш ую заботу об от­ дыхе металлургов, членов их семей. Только в прош ­ лом году в здравницах стра­ ны и за рубеж ом , заводс­ ком санатории - проф илак­ тории , в летнем дом е от­ дыха, в турпое здках по за­ р убеж ным странам прове ­ ли свои отпуска о коло трех тысяч рабочих, инженерно - технических работников и служащих — это по суще ­ ству кажды й третий р а б о ­ тающий на заводе. На о з ­ доровление трудящихся еж е го дн о расходуется свы­ ше 175 тысяч рублей. И в этом год у запланировано предо,ставить возможность отдохнуть по путевкам проф сою за не менее чем в прошлом году. В январе — феврале о коло 300 металлургов уж е отдохнули в различных здравницах страны и завод ­ с ком санатории - профи­ лактории . Так, в санатории «Липецк» по бесплатной путевке отдыхал участник Великой Отечественной войны рабочий ж еле зн одо ­ р ож н о го цеха А, В. Голосов. Ветеран войны и труда во­ дитель автотранспортного цеха В. К. Наумов то­ ж е по бесплатной путевке отдыхал в Трускавце. По льготным путевкам отдыхают в Сочи инстру­ ментальщица ремон тно -м е ­ ханического цеха Н, В. Во­ ронина , инженер ЦЗЛ В. Г. Толчеева, д ру гие работни­ ки завода. Все путевки , вы­ деляемые проф сою зом , ка к правило, льготные, 20 пр о ­ центов из них — бесплат­ ные. Н. ПОПОЛИТОВА, гл. бухгалтер профкома завода. За мир на планете ПРОДОЛЖИТЬ мирный диалог Падгеисание договора в Вашингтоне между Советс- кнм Союзом и Соединен­ ными Штатами Америки о с о к р а щ е н и и р а к е т с р е д н е й и м е н ь - шей дальности в Европе для большинства людей бы­ ло и неожиданной, и ра­ достной вестью однов1>е.мен- но. Неожиданной потому, что вскоре после оконча­ ния Второй мировой войны отношения между нашими государствами стали напря­ женными. Помйнтся нам и период «холодной войны». Слишком долго мы не по- вимали друг друга, слиш­ ком долго вооружалась. Потому и первый диалог М. С. Горбачева и Р. Рей­ гана в Рейкьявике не дал практических результатов. И хотя с того вр^ени по­ немногу стали улучшаться отношения между страна­ ми, в первую очередь в об­ ласти торг01влн, культур­ ных связей, советские лю­ ди были разочарованы не­ способностью американско­ го правительсгва сделать шаг нам навстречу по пути к безъядерному миру. Имен­ но поэтому немногие вери­ ли в то, что в Вашингтоне удастся добиться больших результатов. Когда же под- шюаи1ие договора сверши­ лось, советские люди встре­ тили это событие герячим одобрением. Договор, под­ писанный в Вашингтоне,^— это начало реального разо­ ружения. Противники нормализа­ ции отношений с СССР, в первую очередь представи­ тели воешю - промышлен­ ного комплекса США, кото­ рым разоружение грозит потерей прибыли, говорят о бессмысленности .любых переговоров с нашей стра- иой, так как СССР, по их .мнению, не заслуживает до^ верия. Однако, если американ­ цы еще ждут ратификации договора сенатом, то Со­ ветский Союз, не дожида­ ясь практических действий с их стороны, уже начал односторонний вывоз ракет с территории стран - уча­ стниц Варшавского Догово­ ра. Этот шаг доброй воли лучше всяких слов харак­ теризует наши М|Цролюби- вые намерения.. Думаю, что неправы те, которые говорят, что нап­ расно мы разоружаемся в односторбнйем порядке, нужно подождать, когда это начнут делать и аме­ риканцы. История научила вас недоверию.и беззащит­ ными перед своими против- ■ннками мы не окажемся. У нас достаточно сил для обороны, если это потре­ буется. Кроме того, подпи­ санный договор предусмат­ ривает строгие меры коит- роля, в том числе и инс­ пекции на местах. Вывод ракет и войск с территории Европы л1Ш1Ил наших политичесиих про­ тивинков многих аргумен­ тов в пользу «агрессивнос­ ти» Советского Союза. Про­ стые европейцы и амбри‘ канцы, которым все эти го­ ды западная пропаганда вяушаяа мысль о том, что советские люди способны начать войну, все меньше верят в этот миф. Расширя­ ются жаном,ические и ку­ льтурные связи между на­ шими странами. Мы не должны слепо ве­ рить американскому пра­ вительству, тем более, что военно - промышл е и н ы й комплекс США продолжает наращивать выпута: других видов оружия- массового уничтожения. Но нужно стремиться к тому, чтобы' как можно больше советс­ ких мирных инициатив по­ лучили политическую и практическую поддержку американского народа и правительства, народов дру­ гих стран. Мы, ветераны Великой Отечествеииой, голосуем за продолжение диалога м"еж- ду нашими странами и под­ держиваем руководство на­ шей страны в этом стрем­ лении. А. ДАНИЛОВ, ветеран Великой Отечественной войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz