Сокольские огни. 1988 г. (г. Липецк)
'1 СТр. ,,Сокольские огни" На путях перестройки Кого выбрать руководителем? в коллективе нашего за- че нельзя, — говорит В. П. Но речь сегодня не ею - вода успела стать традици ей выборность руко води те лей от дире ктора до брига дира. Однако, ка к и все новое, этот процесс вызы вает сомнения, споры . Есть у него сторонники , есть сомневающиеся , есть и те, кто ус-пел' заметить ростки формализма, проникающ ие в столь живое дело. Тема эта живо обсуждалась в ходе отчетов и вы бороз в парторганизациях, о б с уж дают ее и в цехах. — Идут разговоры , б у д то будут отменять на з а воде выборы руко води те лей. Лично я такое не о д о брил бы, — категорично з а я в и л п р и встрече предсе датель проф кома цеха те х ноло гической диспетчериза ции и связи Виктор Михай лович Мельник. В цех я зашла не случай но. Год назад связисты вьр- бирали начальника цеха. Хотелось узнать, не р а з о чаровались ли в выборе. Кстати, об этой истории на заводе помнят, но тр а к тую т ее по -разном у . Ко ро т ко о сути дела. Работа ли в цехе два сверстника, два выпускника Воронеж с ко го политехнического ин ститута. Один — Анатолий Петрович Золотарев, начи нал здесь рабочим, затем стал мастером . Д р у го й два года назад пришел на ин ж е н е рн ую должность, по ка зал себя сильным специа листом и сразу ж е попал в список резерва на выдви жение . И вот бывший начальник цеха собрался на заслужен ный отдых. Коллективу пре дложили решить, ком у быть здесь руководителем , наз вали и кандидатуру из ре зерва на выдвижение . С о з вали собрание, сказали; ре шайте. Но исход выборов был предрешен , коллектив для себя уж е сделал вы бор . Доверить руководство це хом решили Анатолию Петровичу Золотареву, Д о верить, несмотря на то, что предвыборная про грам ма е го соперника была в чем -то основательнее, эф фективнее. — Лично я голосовал за Золотарева и убежден , ина- Мельник. — Я тоже, — вторит ему Л. В. Докучаева и другие . Короче , только шесть ч е ловек были против, осталь ные «за». Почти еди ноду шие. Человек из р е зер вно го списка, сильный специа лист потерпел поражение . Почему? С кем бы ни г о ворила в цехе, кажды й вы сказывал примерно одно. Тон общения с рабочими у специалиста, претендозаз- шего на роль р у ко во д и те ля, был командный . С м не нием дру гих не считался, свое считал единственно верным. И коллектив с к а зал-, нет, не всякий силь ный специалист вправе стать рукозодителе.'л, с.то- собен гозести людей за собой. С тех пор прошло чуть больше года. Избранный начальник цеха осваивается в новой должности , проб лемы видит, знает, что ре шать их будет непросто, что здесь бы не лишни бы ли сегодня креп кие знания того, кто потерпел п о р аж е ние на выборах, но тот те перь работает на дру гом месте. С ним не спорят в этом — могли бы пр и го диться. Но один в поле но воин, а креп кий специалист не умел наладить квн тдк - тов с коллективом . П редвиж у возражение ; дескать, случай давний, да и произошел он в малень ко м коллективе. Стоил© ли подробно остэнааливаться на нем? Коллектив, действитель но, маленький, куда ему до таких цехов, ка к ска жем , трубцех № 1 , где н е с колько сот человек. Но он по -своему незаменим , обе спечивает телефонную и радиосвязь на заводе и во всем заводском поселке. Без такой связи даже не представить себе работу завод ско го конвейера . У маленько го цеха — масса больших проблем ; надо готовить специалистов для новой станции, чтр будет обеспечивать связь во вновь строящемся ком пле ксе. Д о предела изнешена и часто дает сбои сеть свя зи в ж илом массиве... лько об этом. Речь о том, что в эпизоде выбо,-эоз в маленьком цехе словно в зеркале отразились отде льные грани большой и сложной пр о бл емы -^пр о б - лемы развития д ем о кр а ти ческих начал в жизни п р о изводственного коллектива в управлении экономикой . 8 такой работе процессу выборов руководителей от водится не последнее мес то. И не случайно об это.м так мно го сказано кг напи сано. Д елозью и чеповече ские качества командироз производства оцениваются теперь не только в кабине тах вышестоящих инста '.- ций. Решающее слово за коллективом , за теми, кто ежечасно видит специалис та в деле, в поступках, в от;^ошении к людям . Понимая это, парторга низация завода сделала практикой выборы р у ко в о дителей. Избрано 15 нача льников цехов и заместите лей, 37 мастеров, 52 бри га дира. Цифры впечатляют. Но верно и то, что на про шедших отчетно - вы бор ных. собраниях в цехах и отделах коммунисты пря м о заявили, что в не ко то рых коллективах выбирают тех, кто способен дать сла бин ку нарушителям, кто нетребрвателен. Часть изб ранных руковрдителей ис пытывает страх перед к.ол- лективом , дает послабве- тще крикунам , при случае у грож ающ им ; на другой ср о к не выберем- фтс*9да поррй нерправдан^<ые крм - промиссм , терпимость к нарушителям дисциплины . Не явилось ли этр рднрй из причин того, что в прош лом году дисциплина ухуА- шилась по сравнению с 1986 годом?! Родилось на партсобра ниях и предложение изба вить руководителей от вы боров и от страха быть на казанным за требователь ность. Заменить выборы подб ором кадров на к о н курсной основе, вопрос о нрвой должности для чело века пусть решает к о н к у р сная ирмиес'и.в, Что ж , вполне вероятно, что и такие сомнения ря довых коммунистов проди ктованы жизнью , опытом . 8 большом заводском ко л лективе люди разные. Не сомненно , есть и такие, что г о д флагом гласности, деллонратии не прочь спря тать делячество, иждивен чество, демагогию . В.-димо, действуют он», кое -где ке - безус.пешно, добиваются своего. Потому к пред .о- ж онию партийцев о к о . 1 - курсе на должность стоит прислушаться. И все же кто сказал, что нозое всег да утверждается просто, что путь к перелому з сознании и психологии л ю дей будет безоблачен. И неужели отдельные неуда- -чи сг-особнь; с ком пром е ти - розать такое вообщ ем -то интересное и перспектив ное дело, ка к выборы р у ководителей?! Да, сегодня не везде вы боры дали результаты, к а кие хотелось бы видеть. Но давайте посмотрим на суть проблемы с других сторон. Вспомним маленький це< связи. Так ли уж плохи д о воды людей, отвергших ав торитарный метод рукоаод - ства, осужденнь 1 й партией. Так ли уж худе, что не бь;- ло силовых приемов над волей этого коллектива? Не лучше ли поискать причину неудач и в д р у гом . Вспомним, на заводе каждый пятый — ком м у нист, Это сила. Выходит, кое -гд е она бездействова ла, ко гда от имени колле к тива расторопнь 1 в деляги двигали наверх не того, ко го следует или когда «обламывали крылья» не опы тному еще бригадиру или мастеру?! Сейчас самое время за думаться над этим. Ведь наряду с предложениями отдельных коммунистов о замене выборов нвзначеч мием на кон кур сн ой осно ве, есть и тревожный воп рос председателя пррф ко - МВ Ц§х§ связи В. Л^ель- ника, дру гих рабочих. Неужели выборы отме нят, неужели отжили уже свое строки ®б этом в За коне о государственном предприятии? А. СЬЯНОВА. ОТ РЕДАКЦИИ, Немало возникает вопросов по по днятой теме. Немало сом нений, предложений. А что думают по этому поводу читатели! Редакция надеет ся на их. откровенные выс казывания, предложения, которые найдут свое отра жение нэ страницах газеты. Демократия в действии Возраст сомнений в свое сре.мя коллектив фасоннолитеГшого цеха до верил мне возглавить совет трудового коллектива. На до сказать, в состав сове та вошли люди ииициатиа- ные, неравнодушные. В п.\ числе, например, стержен щица Зинаида Николаезч 1 а Лосихина, она же работает и в составе заводского СТК. Этот человек не терпит б:с- порядка, много от него идет предложений. Зинаиде Николаевне присущ крипь ческий взгляд на дела а це хе. Но критика ее не ради критики, а для пользы де ла. Работает в совете и за меститель. начальника цеха Владимир Геннадьевич Сс- I Ливанов. Года три наза.т ] пришел он с трубного заво да. В новом руководител.: мы заметили и оценили ост рый взгляд на систему ор ганизации технологических процессов, желание усовер шенствовать ее. Ценен для работы цехового СТК и опыт мастера В. П. Пожи даевой, формовщика А. В. .Макарова, бригадира элект ромеханической службы С. В. Бредихина. Наш совет, как и СТК других цехов, в начале пу ти, стиль его работы толь ко обозначается, опыт пред стоит накапливать. Что нас тревожит? В фа соннолитейном цехе велика доля ручного труда. Произ водство у нас не серийное, не конвейерное, это—штуч ные заказы. Трудно подда ется оно механизации—так обстоит дело почти всюду в стране, Ц все же нужно думатр иаД этой проблемой, та^р где ^'ожно, решать ее. 0 § этом мы говорим на заседаниях совета. Кое-что удалось сделатр. Мехрнизн- рована уборка земли, не которые другие рроцессы тоже пытаемся механизиро вать. Вместе с другими об щественными организация ми контролируем решение таких - вопросов, как повы шение культуры производ ства, культуры организации каждого рабочего места. Словом, ищем и находим приложение своих сил. Слу чается, ошибаемся, иной раз не хватает настойчивости. В связи с этим, думаю, уме стно будет вспомнить об о.ч- пой ситуации. Возникла она, когда переходили на новые тарифные ставки и оклады. Тогда возникло ре- ш.чшг сократить штаты че ловек на шесть. Я, как пре дседатель СТК. созраз.а.! против такого подхода. .\р- гументы мои просты. Це.х и без того работает на пре деле. А в недалеком буду щем положение ' ослож'пн’т- ся: с пуском комшюкса трубцоха Л'?; 1 «А» возрас тет объем работ н в фасон нолитейном, поскольку гла вная номенклатура наших изделий — ремонтное литье. Г!отребуются кадры. Л тут — . сокращение, растеряем специалистов, хотя н без того модельщик — редкая профессия. Но к возражению моему тогда не прислушались. А зря. Ведь есть и другой путь для роста зарплаты— это уве.сичнть объем про дукции, заработать больше средств, К чему вспоминаю тот случай сегодня, как говори- тся, после дела? Да к тому, что и горький опыт должен служить уроком. Нам пред стоит еще много учиться тому, чтобы полнее исполь зовать права СТК, перела мывать психологию адми нистрирования, добиваться, чтобы руководство больше доверяло мудрости и опыту коллектива. И если уж зашла речь об учебе, то хотелось бы ска зать еще вот о чем. Сове ты ‘ трудовых коллективов Молоды' цо возрасту''своему. ^^ы ведь' идем; что' называ ется, н^ощупь; у' НДС сейчас возрдсф' сомнений.' Практрй- ки маловато, ромешдла бы нрм толкрвр ррганизр- ванная учеба, практнйеск 1 |е занятия, возможно, в форме деловой игры, корда щ за нятиях «прокручивались» бы конкретные ситуации, об суждалась бы роль СТК. Это помогло бы советам действовать увереннее п ак тивнее. В. БОЛ ГОВ , I председатель С Т К фасоннолитейного цеха. Подитиче|ека.:^ и экономическая учеба; но адресам опыта ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР В тот день в назначен ное время к трубцеху № 1 подкатил автобус. Он при вез пропагандистов Право- бережного района на отк рытое занятие в политшко лу, где обучаются рабочие, а пропагандистом у них на чальник смены Юрнй Вла димирович Горсков. Открытое политзанятие в рабочем коллективе—факт сам по себе отнюдь не иск лючительный. А сегодня тем более, в пору перест ройки всех сфер партийной, политической работы в мас сах, крайне важны обмен опытом, коллективный со вет. Разговор в политшко ле трубцеха Л'» 1 еще раз наглядно подтвердил это. Как лучше донести до со знания рядового рабочего главные идеи перестройки? Каким должен быть теоре тический и практический ба гаж современного пропаган диста? Почему важны его эрудиция, основательное знание настроений и зап росов слушателей? Это — ■вечные вопросы. Но сегод ня они встают во всей ост роте. Их поставила сама жизнь, те перемены, что не сет в экономику перестрой ка, тот разбуженный ею всеобщий интерес к переме нам в политической жизни страны, то неприятие было го начетничества и форма лизма в пропаганде поли тики партии. Думаю , ставит их перед собой и пропагандист Ю. В. Горсков. Впрочем, это под тверждает весь строй сос тоявшегося на политзаня тии разговора, сам подход пропагандиста к трудной теме. Ведь занятие было посвящено такой непростой проблеме, как необ.чоди- мость демократизации упра вления, борьбы с бюрокра тизмом, формирования со циалистического правового государства. Любопытны вопросы про пагандиста к слушателям. Вот отдельные из них. Вопрос: кто может свои ми словами объяснить, что такое де.мократия? Ответ; власть народа. Вопрос; знаете ли вы, сколько у нас союзны.х ми нистерств н сколько респуб ликанских? И тут же поправка к раз- ны.м ответам; около 100 ми нистерств союзных, 800 ре спубликанских. Есть ли претензии к орга низации приема по личным вопроса.м, который ведет начальник цеха? Ваше мне ние о возможной реоргани зации аппарата управле ния?.. Вопросы, порой частного порядка, умело и в то же вре.мя неожиданно вплета ются в «ткань» теоретичес ких положений, которые раскрывает пропагандист. И потому — зал в работе, нет отрешенных лиц. В 15 ча сов слушателям на смену, к - цеховому конвейеру. А по ка они размышляют, рас суждают о большой поли тике, трудно складываю щейся практике перестрой ки, сопоставляют то, что есть в стране, е тем, как обстоят дела на заводе. Идет непростой разговор о корнях и истоках бюрокра тической практики, конкре тизируются вопросы борь бы с ней. Ответы рабочих на вопросы пропагандиста лаконичны, но за ними — умение и желание человека думать, — Аппарат управления я бы сравнил с лестницей, — рассуждает один из слуша телей. — Если между сту пенями более полуметра, шагать неудобно. Если сту пени через 5— 10 сантимет ров, они не будут «рабо тать», человек их просто перешагнет за ненадобно стью. Вот так и система управления производством на заводе должна быть удо бной — без провалов, но и без лишних звеньев. Заходит речь о демок ратических началах в под боре н расстановке кадров, о значении такого подхода, об ошибках и перегибах в прошлом. Тут же ставится вопрос: пдше мнение о кадровой политике в цехе? ■ Реплика нз зала: — Ранее в цехе действо вал общественный отдел кадров. Теперь его цет- По чему? —Это можно поправить,— ответил Ю. В. Горсков. —Решим так: в нашей сме не вопрос о приеме нович ков будем решать совмест но с советом трудового кол лектива. Отталкиваясь от конкрет ного примера, Юрий Вла димирович развивал разго вор о принципах демокра тизации, не имеющих ниче го общего со вседозволен ностью. Вот так, вдумчиво и ненавязчиво, вел пропа гандист .своих слушателей от простого примера к сло жному выводу, вызывал на диалог, на раздумья. И тру дная тема становилась яс нее, понятнее, точнее восп ринимались проблемы пФ рестро?|Кн. После занятия, когда з,^- крыласр дверь за послед ним слушателем, 'заговрри- л ц пропагандисты, те, что приехали р разных цредпри- , ятий района. Особых" ди фирамбов Ю. В; Гррскову • не пели, рто вполне п 6 ![я'|'- ро; вдумчивость и ответст венность нр этом унрс' 5 'ке работы должны стать нор мой. Зато почти каждый за дался вопросом, что надо сделать, чтобы прдобные за нятия проходили еще живре и интереснее. Одобрили тот факт, что сообщение по вто рой части темы — о фор мировании правового госу дарства — сдедад специа лист, начальник юридичес кого отдела завода М. А, Гулынская- В остальном мнение такое; побольше ди алога на занятиях, поболь ше местных примеров, плю рализм мнений. Что ж , в со четании с глубокими теоре тическими знаниями это и есть слагаемые мастерства пропагандиста, без которо- го невозможна сегодня по литическая работа в мас сах. А. МЕЩЕРЯКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz