Сокольские огни. 1988 г. (г. Липецк)

Сокольские огни. 1988 г. (г. Липецк)

'1 СТр. ,,Сокольские огни" На путях перестройки Кого выбрать руководителем? в коллективе нашего за- че нельзя, — говорит В. П. Но речь сегодня не ею - вода успела стать традици ­ ей выборность руко води те ­ лей от дире ктора до брига дира. Однако, ка к и все новое, этот процесс вызы ­ вает сомнения, споры . Есть у него сторонники , есть сомневающиеся , есть и те, кто ус-пел' заметить ростки формализма, проникающ ие в столь живое дело. Тема эта живо обсуждалась в ходе отчетов и вы бороз в парторганизациях, о б с уж ­ дают ее и в цехах. — Идут разговоры , б у д ­ то будут отменять на з а ­ воде выборы руко води те ­ лей. Лично я такое не о д о ­ брил бы, — категорично з а я в и л п р и встрече предсе ­ датель проф кома цеха те х ­ ноло гической диспетчериза ­ ции и связи Виктор Михай лович Мельник. В цех я зашла не случай­ но. Год назад связисты вьр- бирали начальника цеха. Хотелось узнать, не р а з о ­ чаровались ли в выборе. Кстати, об этой истории на заводе помнят, но тр а к ­ тую т ее по -разном у . Ко ­ ро т ко о сути дела. Работа­ ли в цехе два сверстника, два выпускника Воронеж с ­ ко го политехнического ин­ ститута. Один — Анатолий Петрович Золотарев, начи­ нал здесь рабочим, затем стал мастером . Д р у го й два года назад пришел на ин­ ж е н е рн ую должность, по ка ­ зал себя сильным специа ­ листом и сразу ж е попал в список резерва на выдви­ жение . И вот бывший начальник цеха собрался на заслужен ­ ный отдых. Коллективу пре ­ дложили решить, ком у быть здесь руководителем , наз­ вали и кандидатуру из ре ­ зерва на выдвижение . С о з ­ вали собрание, сказали; ре ­ шайте. Но исход выборов был предрешен , коллектив для себя уж е сделал вы­ бор . Доверить руководство це хом решили Анатолию Петровичу Золотареву, Д о ­ верить, несмотря на то, что предвыборная про грам ­ ма е го соперника была в чем -то основательнее, эф­ фективнее. — Лично я голосовал за Золотарева и убежден , ина- Мельник. — Я тоже, — вторит ему Л. В. Докучаева и другие . Короче , только шесть ч е ­ ловек были против, осталь­ ные «за». Почти еди ноду ­ шие. Человек из р е зер вно ­ го списка, сильный специа­ лист потерпел поражение . Почему? С кем бы ни г о ­ ворила в цехе, кажды й вы­ сказывал примерно одно. Тон общения с рабочими у специалиста, претендозаз- шего на роль р у ко во д и те ­ ля, был командный . С м не ­ нием дру гих не считался, свое считал единственно верным. И коллектив с к а ­ зал-, нет, не всякий силь­ ный специалист вправе стать рукозодителе.'л, с.то- собен гозести людей за собой. С тех пор прошло чуть больше года. Избранный начальник цеха осваивается в новой должности , проб ­ лемы видит, знает, что ре ­ шать их будет непросто, что здесь бы не лишни бы ­ ли сегодня креп кие знания того, кто потерпел п о р аж е ­ ние на выборах, но тот те­ перь работает на дру гом месте. С ним не спорят в этом — могли бы пр и го ­ диться. Но один в поле но воин, а креп кий специалист не умел наладить квн тдк - тов с коллективом . П редвиж у возражение ; дескать, случай давний, да и произошел он в малень­ ко м коллективе. Стоил© ли подробно остэнааливаться на нем? Коллектив, действитель­ но, маленький, куда ему до таких цехов, ка к ска ­ жем , трубцех № 1 , где н е ­ с колько сот человек. Но он по -своему незаменим , обе ­ спечивает телефонную и радиосвязь на заводе и во всем заводском поселке. Без такой связи даже не представить себе работу завод ско го конвейера . У маленько го цеха — масса больших проблем ; надо готовить специалистов для новой станции, чтр будет обеспечивать связь во вновь строящемся ком пле ­ ксе. Д о предела изнешена и часто дает сбои сеть свя­ зи в ж илом массиве... лько об этом. Речь о том, что в эпизоде выбо,-эоз в маленьком цехе словно в зеркале отразились отде льные грани большой и сложной пр о бл емы -^пр о б - лемы развития д ем о кр а ти ­ ческих начал в жизни п р о ­ изводственного коллектива в управлении экономикой . 8 такой работе процессу выборов руководителей от­ водится не последнее мес­ то. И не случайно об это.м так мно го сказано кг напи­ сано. Д елозью и чеповече ские качества командироз производства оцениваются теперь не только в кабине ­ тах вышестоящих инста '.- ций. Решающее слово за коллективом , за теми, кто ежечасно видит специалис­ та в деле, в поступках, в от;^ошении к людям . Понимая это, парторга ­ низация завода сделала практикой выборы р у ко в о ­ дителей. Избрано 15 нача­ льников цехов и заместите­ лей, 37 мастеров, 52 бри га ­ дира. Цифры впечатляют. Но верно и то, что на про ­ шедших отчетно - вы бор ­ ных. собраниях в цехах и отделах коммунисты пря ­ м о заявили, что в не ко то ­ рых коллективах выбирают тех, кто способен дать сла­ бин ку нарушителям, кто нетребрвателен. Часть изб ­ ранных руковрдителей ис­ пытывает страх перед к.ол- лективом , дает послабве- тще крикунам , при случае у грож ающ им ; на другой ср о к не выберем- фтс*9да поррй нерправдан^<ые крм - промиссм , терпимость к нарушителям дисциплины . Не явилось ли этр рднрй из причин того, что в прош ­ лом году дисциплина ухуА- шилась по сравнению с 1986 годом?! Родилось на партсобра­ ниях и предложение изба ­ вить руководителей от вы­ боров и от страха быть на­ казанным за требователь­ ность. Заменить выборы подб ором кадров на к о н ­ курсной основе, вопрос о нрвой должности для чело­ века пусть решает к о н к у р ­ сная ирмиес'и.в, Что ж , вполне вероятно, что и такие сомнения ря ­ довых коммунистов проди ­ ктованы жизнью , опытом . 8 большом заводском ко л ­ лективе люди разные. Не­ сомненно , есть и такие, что г о д флагом гласности, деллонратии не прочь спря ­ тать делячество, иждивен ­ чество, демагогию . В.-димо, действуют он», кое -где ке - безус.пешно, добиваются своего. Потому к пред .о- ж онию партийцев о к о . 1 - курсе на должность стоит прислушаться. И все же кто сказал, что нозое всег­ да утверждается просто, что путь к перелому з сознании и психологии л ю ­ дей будет безоблачен. И неужели отдельные неуда- -чи сг-особнь; с ком пром е ти - розать такое вообщ ем -то интересное и перспектив ­ ное дело, ка к выборы р у ­ ководителей?! Да, сегодня не везде вы ­ боры дали результаты, к а ­ кие хотелось бы видеть. Но давайте посмотрим на суть проблемы с других сторон. Вспомним маленький це< связи. Так ли уж плохи д о ­ воды людей, отвергших ав ­ торитарный метод рукоаод - ства, осужденнь 1 й партией. Так ли уж худе, что не бь;- ло силовых приемов над волей этого коллектива? Не лучше ли поискать причину неудач и в д р у ­ гом . Вспомним, на заводе каждый пятый — ком м у ­ нист, Это сила. Выходит, кое -гд е она бездействова­ ла, ко гда от имени колле к ­ тива расторопнь 1 в деляги двигали наверх не того, ко го следует или когда «обламывали крылья» не­ опы тному еще бригадиру или мастеру?! Сейчас самое время за­ думаться над этим. Ведь наряду с предложениями отдельных коммунистов о замене выборов нвзначеч мием на кон кур сн ой осно ­ ве, есть и тревожный воп­ рос председателя пррф ко - МВ Ц§х§ связи В. Л^ель- ника, дру гих рабочих. Неужели выборы отме ­ нят, неужели отжили уже свое строки ®б этом в За­ коне о государственном предприятии? А. СЬЯНОВА. ОТ РЕДАКЦИИ, Немало возникает вопросов по по­ днятой теме. Немало сом­ нений, предложений. А что думают по этому поводу читатели! Редакция надеет­ ся на их. откровенные выс­ казывания, предложения, которые найдут свое отра­ жение нэ страницах газеты. Демократия в действии Возраст сомнений в свое сре.мя коллектив фасоннолитеГшого цеха до­ верил мне возглавить совет трудового коллектива. На­ до сказать, в состав сове­ та вошли люди ииициатиа- ные, неравнодушные. В п.\ числе, например, стержен­ щица Зинаида Николаезч 1 а Лосихина, она же работает и в составе заводского СТК. Этот человек не терпит б:с- порядка, много от него идет предложений. Зинаиде Николаевне присущ крипь ческий взгляд на дела а це­ хе. Но критика ее не ради критики, а для пользы де­ ла. Работает в совете и за­ меститель. начальника цеха Владимир Геннадьевич Сс- I Ливанов. Года три наза.т ] пришел он с трубного заво­ да. В новом руководител.: мы заметили и оценили ост­ рый взгляд на систему ор­ ганизации технологических процессов, желание усовер­ шенствовать ее. Ценен для работы цехового СТК и опыт мастера В. П. Пожи ­ даевой, формовщика А. В. .Макарова, бригадира элект­ ромеханической службы С. В. Бредихина. Наш совет, как и СТК других цехов, в начале пу­ ти, стиль его работы толь­ ко обозначается, опыт пред­ стоит накапливать. Что нас тревожит? В фа­ соннолитейном цехе велика доля ручного труда. Произ­ водство у нас не серийное, не конвейерное, это—штуч­ ные заказы. Трудно подда­ ется оно механизации—так обстоит дело почти всюду в стране, Ц все же нужно думатр иаД этой проблемой, та^р где ^'ожно, решать ее. 0 § этом мы говорим на заседаниях совета. Кое-что удалось сделатр. Мехрнизн- рована уборка земли, не­ которые другие рроцессы тоже пытаемся механизиро­ вать. Вместе с другими об­ щественными организация­ ми контролируем решение таких - вопросов, как повы­ шение культуры производ­ ства, культуры организации каждого рабочего места. Словом, ищем и находим приложение своих сил. Слу­ чается, ошибаемся, иной раз не хватает настойчивости. В связи с этим, думаю, уме­ стно будет вспомнить об о.ч- пой ситуации. Возникла она, когда переходили на новые тарифные ставки и оклады. Тогда возникло ре- ш.чшг сократить штаты че­ ловек на шесть. Я, как пре­ дседатель СТК. созраз.а.! против такого подхода. .\р- гументы мои просты. Це.х и без того работает на пре­ деле. А в недалеком буду­ щем положение ' ослож'пн’т- ся: с пуском комшюкса трубцоха Л'?; 1 «А» возрас­ тет объем работ н в фасон­ нолитейном, поскольку гла­ вная номенклатура наших изделий — ремонтное литье. Г!отребуются кадры. Л тут — . сокращение, растеряем специалистов, хотя н без того модельщик — редкая профессия. Но к возражению моему тогда не прислушались. А зря. Ведь есть и другой путь для роста зарплаты— это уве.сичнть объем про­ дукции, заработать больше средств, К чему вспоминаю тот случай сегодня, как говори- тся, после дела? Да к тому, что и горький опыт должен служить уроком. Нам пред­ стоит еще много учиться тому, чтобы полнее исполь­ зовать права СТК, перела­ мывать психологию адми­ нистрирования, добиваться, чтобы руководство больше доверяло мудрости и опыту коллектива. И если уж зашла речь об учебе, то хотелось бы ска­ зать еще вот о чем. Сове­ ты ‘ трудовых коллективов Молоды' цо возрасту''своему. ^^ы ведь' идем; что' называ­ ется, н^ощупь; у' НДС сейчас возрдсф' сомнений.' Практрй- ки маловато, ромешдла бы нрм толкрвр ррганизр- ванная учеба, практнйеск 1 |е занятия, возможно, в форме деловой игры, корда щ за­ нятиях «прокручивались» бы конкретные ситуации, об­ суждалась бы роль СТК. Это помогло бы советам действовать увереннее п ак­ тивнее. В. БОЛ ГОВ , I председатель С Т К фасоннолитейного цеха. Подитиче|ека.:^ и экономическая учеба; но адресам опыта ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР В тот день в назначен­ ное время к трубцеху № 1 подкатил автобус. Он при­ вез пропагандистов Право- бережного района на отк­ рытое занятие в политшко­ лу, где обучаются рабочие, а пропагандистом у них на­ чальник смены Юрнй Вла­ димирович Горсков. Открытое политзанятие в рабочем коллективе—факт сам по себе отнюдь не иск­ лючительный. А сегодня тем более, в пору перест­ ройки всех сфер партийной, политической работы в мас­ сах, крайне важны обмен опытом, коллективный со­ вет. Разговор в политшко­ ле трубцеха Л'» 1 еще раз наглядно подтвердил это. Как лучше донести до со­ знания рядового рабочего главные идеи перестройки? Каким должен быть теоре­ тический и практический ба­ гаж современного пропаган­ диста? Почему важны его эрудиция, основательное знание настроений и зап­ росов слушателей? Это — ■вечные вопросы. Но сегод­ ня они встают во всей ост­ роте. Их поставила сама жизнь, те перемены, что не­ сет в экономику перестрой­ ка, тот разбуженный ею всеобщий интерес к переме­ нам в политической жизни страны, то неприятие было­ го начетничества и форма­ лизма в пропаганде поли­ тики партии. Думаю , ставит их перед собой и пропагандист Ю. В. Горсков. Впрочем, это под­ тверждает весь строй сос­ тоявшегося на политзаня­ тии разговора, сам подход пропагандиста к трудной теме. Ведь занятие было посвящено такой непростой проблеме, как необ.чоди- мость демократизации упра­ вления, борьбы с бюрокра­ тизмом, формирования со­ циалистического правового государства. Любопытны вопросы про­ пагандиста к слушателям. Вот отдельные из них. Вопрос: кто может свои­ ми словами объяснить, что такое де.мократия? Ответ; власть народа. Вопрос; знаете ли вы, сколько у нас союзны.х ми­ нистерств н сколько респуб­ ликанских? И тут же поправка к раз- ны.м ответам; около 100 ми­ нистерств союзных, 800 ре­ спубликанских. Есть ли претензии к орга­ низации приема по личным вопроса.м, который ведет начальник цеха? Ваше мне­ ние о возможной реоргани­ зации аппарата управле­ ния?.. Вопросы, порой частного порядка, умело и в то же вре.мя неожиданно вплета­ ются в «ткань» теоретичес­ ких положений, которые раскрывает пропагандист. И потому — зал в работе, нет отрешенных лиц. В 15 ча­ сов слушателям на смену, к - цеховому конвейеру. А по­ ка они размышляют, рас­ суждают о большой поли­ тике, трудно складываю­ щейся практике перестрой­ ки, сопоставляют то, что есть в стране, е тем, как обстоят дела на заводе. Идет непростой разговор о корнях и истоках бюрокра­ тической практики, конкре­ тизируются вопросы борь­ бы с ней. Ответы рабочих на вопросы пропагандиста лаконичны, но за ними — умение и желание человека думать, — Аппарат управления я бы сравнил с лестницей, — рассуждает один из слуша­ телей. — Если между сту­ пенями более полуметра, шагать неудобно. Если сту­ пени через 5— 10 сантимет­ ров, они не будут «рабо­ тать», человек их просто перешагнет за ненадобно­ стью. Вот так и система управления производством на заводе должна быть удо­ бной — без провалов, но и без лишних звеньев. Заходит речь о демок­ ратических началах в под­ боре н расстановке кадров, о значении такого подхода, об ошибках и перегибах в прошлом. Тут же ставится вопрос: пдше мнение о кадровой политике в цехе? ■ Реплика нз зала: — Ранее в цехе действо­ вал общественный отдел кадров. Теперь его цет- По­ чему? —Это можно поправить,— ответил Ю. В. Горсков. —Решим так: в нашей сме­ не вопрос о приеме нович­ ков будем решать совмест­ но с советом трудового кол­ лектива. Отталкиваясь от конкрет­ ного примера, Юрий Вла­ димирович развивал разго­ вор о принципах демокра­ тизации, не имеющих ниче­ го общего со вседозволен­ ностью. Вот так, вдумчиво и ненавязчиво, вел пропа­ гандист .своих слушателей от простого примера к сло­ жному выводу, вызывал на диалог, на раздумья. И тру­ дная тема становилась яс­ нее, понятнее, точнее восп­ ринимались проблемы пФ рестро?|Кн. После занятия, когда з,^- крыласр дверь за послед­ ним слушателем, 'заговрри- л ц пропагандисты, те, что приехали р разных цредпри- , ятий района. Особых" ди­ фирамбов Ю. В; Гррскову • не пели, рто вполне п 6 ![я'|'- ро; вдумчивость и ответст­ венность нр этом унрс' 5 'ке работы должны стать нор­ мой. Зато почти каждый за­ дался вопросом, что надо сделать, чтобы прдобные за­ нятия проходили еще живре и интереснее. Одобрили тот факт, что сообщение по вто­ рой части темы — о фор­ мировании правового госу­ дарства — сдедад специа­ лист, начальник юридичес­ кого отдела завода М. А, Гулынская- В остальном мнение такое; побольше ди­ алога на занятиях, поболь­ ше местных примеров, плю­ рализм мнений. Что ж , в со­ четании с глубокими теоре­ тическими знаниями это и есть слагаемые мастерства пропагандиста, без которо- го невозможна сегодня по­ литическая работа в мас­ сах. А. МЕЩЕРЯКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz