Липецкий летний листок 1870 год.
ЛИПЕ ЦК І Й ЛѢТ Н І Й л и с т о к ъ . ЗАПИСКИ П Р ІѢ ЗЖ А ГО * ). VII. ( [О кончаніе ,) Въ предшедшихъ номерахъ я ос" тановился на нѣкоторыхъ поряд" кахъ заведенія Минеральныхъ Водъ и открылъ въ нихъ тѣ стороны, которыя вызываютъ неудовольствіе пріѣзжихъ. Редакція Листка сдѣ лала на нихъ свои замѣчанія. Хо тя эти замѣчанія бросили много свѣта на дѣло, но я не вполнѣ удовлетворенъ объясненіями нѣко - торыхъ изъ моихъ недоумѣній; тѣмъ не менѣе я удерживаю себя отъ полемики, предоставляя ее тѣмъ, I кто и болѣе заинтересованъ въ дѣ лѣ' Водъ, чѣмъ такой временный житель, какъ я, и имѣетъ на это | болѣе времени. Я считаю необхо димымъ высказать еще одно по слѣднее замѣчаніе касательно взгля да редакціи, который я считаю со лидарнымъ со взглядомъ дирекціи, I въ статьѣ по поводу отпуска ку мыса. Объясняя причины неудо вольствій между дечащимися кумы сомъ, дирекція сложила съ себя отвѣтственность за эти безпорядки и приписывала ихъ- постороннимъ причинамъ. Такъ, она говоритъ, что въ сезонной книгѣ, прописы I ваемыя лечебныя средства записы вались не всегда съ должною акку ратностію, отчего дирекція была лишена возможности соразмѣрять заготовленіе кумыса съ его потре бленіемъ; отъ этаго происходила недостача кумыса и неудовольствія больныхъ. Больной, на котораго упала эта доля, конечно недоволенъ и вправѣ сойершенно, ибо онъ за платилъ деньги. Какъ яіе по-1 править дѣло? По мнѣнію дирекціи, вытекающему изъ указанной выше I статьи, она тутъ ни причемъ. Какъ [ же быть? Очевидно, что остается только два средства исправить про- изшедшій безпорядокъ, именно: или больной самъ пойдегь отыскивать его по конторамъ, и добьется ку мыса, или попроситъ объ этомъ доктора. Въ томъ и другомъ слу чаѣ поводомъ къ возстановленію порядка будетъ проистекшій безпо рядокъ , а средствомъ ~ дѣйствія са маго больнаго непосредственно или посредствомъ врача, т. е. чрезъ приложеніе принципа самопомощи. Этаго, кажется, мало и желательно было бы чтобы безпорядковъ такого рода совсѣмъ не происходило. Какъ же можетъ быть устранено самое происхожденіе ихъ'1' Дирекція гово ритъ, что это можетъ быть устра нено только аккуратною запискою *) См. № 11 Лин. Лѣт. Листка. передъ глазами усики, бакенбарды и борода, да еще вечеромъ. По шелъ онъ въ садъ; ходилъ по до рожкамъ и вдругъ потянула его нечистая сила въ огородъ, а изъ огорода влѣво, влѣво, и привела къ болоту... Ходитъ и дрожитъ весь какъ въ лихорадкѣ.—Вдругъ слышетъ онъ два голоса: 1- й голосъ. О! погоди, Арсеній мой! Вчера ты былъ совсѣмъ другой.' День безъ меня—и мигъ со мной?... 2- й голосъ. Не плачь... утѣшся!—близокъ часъ... Слышалъ онъ въ сущности не это, но въ бреду эти слова звенѣ ли въ ушахъ; послѣ чего знако мый ему женскій голосъ будто при бавилъ. —„Ахъ, мой другъ, еслибъ ты зналъ какую мужъ М меня скуку и тоску нагоняетъ, просто-бы убѣ жала отъ него. Совершенный пень!4 въ книгу количества средствъ. Это вѣрно, но какъ же достигнуть этой аккуратности? По мнѣнію дирекціи это обязанность каждаго лечащаго врача; другими словами ставитъ бла гоустройство заведенія, удовлетво реніе больныхъ дечебными средства ми и тѣсно связанное съ этимъ спокойствіе ихъ отъ внимательнаго изученія и выполненія врачами по рядковъ заведенія водъ для врачей необязательныхъ т. е. отъ случай наго содѣйствія заведенію силъ совершенно ему постороннихъ. И такъ, изъ взгляда дирекціи выхо дитъ, что благоустройство заведе нія вполнѣ зависитъ отъ самопо мощи больныхъ и случайности со чувствія тому же врачей, прини мающихъ паціентовъ, т. е. отъ условій не находящихся во власти заведенія. Вѣренъ ли такой взглядъ? Съ общей точки зрѣнія онъ оче видно невѣренъ, ибо всякое учреж деніе, какое бы оно ни было, толь ко въ такомъ случаѣ мож'етъ быть прочно, когда всѣ условія его су ществованія и развитія находятся во власти самаго заведенія, слѣ довательно всѣ эти условія должны находиться въ самомъ учрежденіи или, если необходимо содѣйствіе постороннихъ лицъ, то эти силы должны быть поставлены къ заве денію въ отношенія обязательныя и въ предѣлахъ конечно необхо димости. Ставить же успѣхъ заве денія въ зависимость отъ случай наго содѣйствія постороннихъ силъ, есть расчетъ во первыхъ невѣр ный, и во вторыхъ неправильный. Въ частности относительно заведе нія Водъ мнѣ случалось слышать оправданіе приведеннаго взгляда дирекціи сравненіемъ его съ апте кою. Но заведеніе нс можетъ себя сравнивать съ аптекою и тѣмъ ме нѣе не можетъ основывать свое благоустройство на случайныхъ симпатіяхъ къ нему врачей и са мопомощи больныхъ, потому что оно установило сборъ за право леченія. Что значитъ этотъ сборъ? Категорическаго объясненія этаго права отъ заведенія не сдѣлано и потому пространство его объясняетъ себѣ каждый больной по своему, и вотъ изъ различнаго объясненія значенія этаго сбора дирекціею и больными проистекаетъ большая часть неудовольствій. Заведеніе, какъ это можно судить по его дѣй ствіямъ, разумѣетъ подъ этимъ сбо ромъ право покупать лечебныя средства и только, съ другой сто роны такъ какъ каждое средство, отпускаемое заведеніемъ, оплачи вается спеціальными сборами, то очевидно, что право пользоваться ими заключается уже въ этихъ платахъ и чрезвычайно страннымъ кажется всякому необходимость по купать право на право платить деньги за покупаемыя средства. Въ сиду этой странности каждый больной, покупая листъ на леченіе, изъ самаго названія этаго сбора, опредѣляетъ его значеніе иначе и считаетъ, что оно, во всякомъ слу чаѣ, обнимаетъ собою такія отно шенія его къ заведенію, которыя не заключаются въ отпускѣ средствъ, такъ какъ эти послѣднія оплачи ваются особо. Опредѣляя содержа ніе этаго права точными отноше ніями, онъ видитъ въ немъ право пользоваться заботою заведенія о томъ, чтобы лечебныя средства отпускались въ количествѣ соотвѣт ствующемъ условіямъ леченія, и совершенно правъ, ибо право это называется не правомъ покупки или п р і о б р ѣ т е н і я лечебныхъ средствъ, а правомъ леченія, а по- прюбрѣтеніе средствъ, но и пріе ихъ въ соотвѣтственныхъ количе ствахъ Такое пониманіе права ле ченія больными налагаетъ съ ихъ стороны извѣстныя обязательства на заведеніе, именно заботу о томъ, принциповъ въ устройствѣ и ве деніи дѣла Минеральныхъ Бодъ въ Липецкѣ. Если мои мнѣнія въ этомъ отношеніи расходятся съ мнѣніями дирекціи, то тѣмъ не менѣе я не могу умолчать что внѣшнее устрой ство всего заведенія, какъ то: ваннъ и прочихъ, частью лечебныхъ ус тройствъ, равно какъ садовъ и прочихъ мѣстъ развлеченія, не ос тавляютъ почти ничего желать бо лѣе. Вездѣ ясно замѣтны и про свѣщенный вкусъ и полное знаніе дѣла, такъ что по внѣшнему виду Липецкія Минеральныя Воды мало чѣмъ отличаются отъ подобныхъ заведеній за границею. Я уже прежде замѣтилъ, что заведеніе Водъ представляетъ оазисъ, на ко торомъ глазъ человѣка, привыкша го къ лучшимъ впечатлѣніямъ, чѣмъ какія представляетъ собственно го- дохнуть отъ этихъ послѣднихъ, а притомъ забыть хотя на время что онъ находится въ провинціи. Это нятіе лечешя обнимаетъ не только обстоятельство на ряду съ ожив- іемъ леніемъ промышленности города отъ пріѣзда на воды вліяетъ и на развитіе жизни города Липецка. Въ началѣ своихъ замѣтокъ я хотѣлъ остановиться на этомъ влі яніи учрежденія Водъ на матері- чтобы лечебныя средства отпуска-1 альное и духовное развитіе город- лись въ надлежащемъ количествѣ.; ск0п жизни нѣсколько подробнѣе. Но это то обязательство заведеніе Сезонъ настоящаго года представ- водъ на себя не принимаетъ, воз лагая его или на самопомощъ боль наго, или на вниманіе врачей къ своимъ больнымъ. О самопомощи больнаго въ лечебномъ заведеніи и говорить нечего—оно совершен но неумѣстно, а ставить врачамъ совершенно постороннимъ въ обя зательство вниманіе ихъ къ боль нымъ, а благоустройство заведенія въ зависимость отъ этаго вниманія, но меньшей мѣрѣ не расчетливо. Такимъ образомъ я считаю себя въ правѣ сказать, что главная при-1 заведенія Водъ отвлекло мое вни- чина неудовольствій между боль- лялъ благопріятный случай, такъ какъ въ самомъ разгарѣ его приш ло извѣстіе о войнѣ. Какъ это извѣстіе было принято, какъ отне слись къ дальнѣйшимъ Фактамъ со бытій войны коренные жители Ли пецка и его гости, давало отлич ный случай для наблюденія вліянія ежегодныхъ пріѣздовъ въ Липецкъ людей изъ различныхъ мѣстъ и слоевъ общества на умственную жизнь города, но желаніе выска зать нѣсколько мнѣній о порядкахъ ными заключается въ томъ во 1 хъ что заведеніе Водъ не даетъ надле жащаго и правильнаго толкованія и примѣненія продаваемому праву леченія и во 2-хъ что ставитъ благоу- маніе въ другую сторону, а теперь я уже кончилъ курсъ леченія и уѣзжаю. Чтобы не оставить одпа- Iко въ общей картинѣ о г. Липец кѣ и Минеральныхъ Водахъ, ко торую хотѣлъ представить, пустаго стройство заведенія отъ совершенно мѣста, ограничусь замѣчаніемъ постороннихъ заведенію силъ, какъ напр. вниманіе врачей и налагаетъ на эти независимыя свободныя си лы обязанности вмѣсто того, чтобы изыскать средства обеспечить свое существованіе не случайностями расположенія къ себѣ, а условіями совершенно зависимыми отъ заве денія. Вотъ что я счелъ нужнымъ ска зать относительно руководящихъ что за- вліяніе учрежденія мѣтно вездѣ, начиная съ лучшаго чѣмъ въ другихъ городахъ внѣш няго устройства, чистоты и поряд ка, и кончая послѣднимъ извощи комъ, старающимся къ сезону и выкрасить свои дрожки и сшить новый кафтанъ. •—„Какой пень! Цѣлая осина!4 выговорилъ нѣжнымъ голосомъ но вый Арсеній. Не взвидѣлъ свѣта мужъ (тѣмъ болѣе что тутъ около пруда и безъ того была тьма кромешняя), бро сился онъ впередъ... попалъ въ воду, выпрыгнулъ изъ воды и ухва тился въ темнотѣ за чей то пид жакъ. —„Молись Богу, сейчасъ ум рентъ!4 воскликнулъ онъ въ гнѣвѣ великомъ. На право мелькнула и пропала мужская Фигура. —„Ну покаялся-ли ты во грѣ- Прибѣжалъ онъ домой. Жена пьетъ чай... —„Ахъ милый, гдѣ ты пропалъ. Пришелъ и ушелъ.14 пиджакъ! Милости- —„Чей это хахъ 9 и. могильнымъ голосомъ гово ритъ мужъ. Но никто не отвѣчаетъ. Онъ яростно тряхнулъ пиджакъ, но увы! пиджакъ былъ одинъ, т. е. мужъ остался во тьмѣ лѣса наеди нѣ съ чьимъ-то пиджакомъ. Заревѣлъ оскорбленный супругъ и пустился бѣжать въ ту сторону, гдѣ скрылась мужская тѣнь, по бо лоту, за тѣмъ по саду,и по огороду. _ вая государыняг* —„Какъ чей пиджакъ?! Твой вѣ роятно!!... —„Мой! Но лгете милостивая государыня! Я былъ тутъ пи при чемъ! Я васъ спрашиваю: чей это пиджакъ?4 —„Я не знаю! Но успокойся, по милуй,,... —„Я васъ спрашиваю по русски, воскликнулъ мужъ, потрясая въ во здухѣ пиджакъ—усики это, бакен барды, или борода?4 Съ женой сдѣлалось дурно и она I пробыла безъ языка цѣлую ночь и ! цѣлый день. На другое утро пуб лика въ садахъ и у колодца была очень смущена—по дорожкамъ хо дилъ господинъ съ пиджакомъ и долго разыскивалъ трехъ господъ, а не найдя ихъ, началъ останав ливать всѣхъ у кого только были усики, бакенбарды или борода. Всѣмъ имг предлагалъ онъ одинъ вопросъ: „Милостивый государь! не вашъ ли это пиджакъ! Отвѣчай те! Затѣмъ жизнь или смерть!4 Но гулявшіе отказывались на отрѣзъ и предпочитали жизнь. Гу ляя долго по саду, мужъ вдругъ замѣтилъ, что есть одинъ госпо динъ весь съ обритымъ лицомъ, у котораго презнакомый ему носъ. —„Милостивыйгосударь! Не но- сили-ль вы прежде усовъ? остано вилъ онъ его. —„Носилъ-съ!4 —„Такъ это вашъ пиджакъ!!4 Несчастный смертный! —„Никакъ нѣтъ-съ. А я видалъ, кажется, вотъ на томъ господинѣ. Вонъ сидитъ на балконѣ вокзала. Бритый весь... Бросился къ нему мужъ и, влѣ- тѣвъ на болконъ, закричалъ: —„Вы обрили бакенбарды! Ми лостивый государь. Дамы, бывшія тутъ,разбѣжались Дѣло, начавшееся съ бакенбардъ, 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz