Сельская новь. 1965 г. (г.Липецк Липецкий р-н)
5 'Ж \Х //-С; Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А Н И Ц А С е л ь с к о й н о в и " П АВЛИК с и д ѳ л на бе- лом деревянном ди вана В коридора по ликлиники, покачивал ногой, с которой соскочила сан- далия, и, хмуря брови, читал по слогам написанное на узенькой дощечка, прибитой вверху двери. За этой две рью скрылась мама. Павлик с мамой часто хо- дят сюда. Здесь, за этой дверью, обитой какой-то блестящей кожей, название которой он так и не запом- нил, рабо<тает папа. Мама всегда, робко сту чится В дверь. Папа выходит на стук — высокий, в белом . халате и в черных очках. Таким он Павлику кажется даже совсем незнакомым. Папа снимает черные оч ки и всегда говорит одно и то же; — А, это выі Проходи те. И торопливо добавляѳг; — Павлу лучше здесь по- сидеть. Вот тогда Павлик угады- вал своего папу. Павлику нравилось, что отец называет его — по- взрослому — Павел. А что не пускает его за дверь, это его сильно обижает. В пер вые дни Павлик даже пла- кал: ему очень хотелось по- смотреть, что притаилось за дверью с непонятной над писью на блестящей дощеч- ке. Но когда он научился чи тать, то свои ожидания стал проводить в чтении слов на плакатах, написанных круп ными буквами; «Уничтожай те мух», «Скарлатина», «Ту- беркулез излечим». Сегодня Павлик морщил лоб, ерзал на диване, под- бирал под себя то одну, то другую ногу и силился по нять, что обозначает напи санное на двери. Про мух понять проще простого; бей их, чтоб их не былоі Скар латина—тоже понятно; док- тор в белом халате с ло жечкой полез мальчику в горло, как и ему, когда у него болело горло. Туберкурез излечим—по нять не трудно; вон, на кар- тинке, идет человек худой, сгорбился — совсем боль ной, а вот рядом он уже щекастый — вылѳчили, эна- читі А что обозначает эта над пись? Павлик. шевелит губа ми и, наконец, преодоле- вает трудньіе и непонятные* слова; «Пос-то-рон-ним вход вос-пре-щен». Особенно его приводило в смущение последнее слово — воспрещен. Слово полу чалось непонятное. Он по буквам прочитал, по слога.м, . а от этого ничего ясное не стало. Только хотел еще раз пе речитать, как дверь откры лась и вышла мама. Папа встал в дверях. «боится. Ду- мает, что я пойду», — поду- мал Павлик. — Ты не воображай, что умнее меня. Будет так, как я сказалі — зло крик- САТИРИК нул отец и громко хлопнул дверью. — Хорошо, хорошо,—ти хо сказала мама. — Мы об этом поговорим дома. Павлик видел, как дрожа ли у мамы губы и в глаэзх стояли слезы. Мама смот- рела на Павлика и не виде- ла его. Павлик это сразу по- нял; мама протягивала руку но в ту сторону, где сидел Павлик. Он догадался и сам взял ее за руку. — Идем быстрейі Мы и так опаздываем в садикі — сердито сказала мама. До детсада совсем неда леко. Перейти асфальт, мо- стик, и вот тебе—детсад. П АВЛИКУ было уже пять лет, и мама раз- решала ему идти од ному от мостика. Это не то, что трехлеткиі Их мамы ве- дут до самой воспитатель ницы. А Павлик идет самі Этим он очень гордился. У мостика они с мамой прощались. Мама нагнулась поцеловать Павлика. Он глубоко вздохнул, провел пальчиком по левой мами ной брови и торопливо спросил; — Мамочка, скажи, что это там, — он кивнул в сто- Л ЕН Ь КА стоял перед зеркалом и внима тельно осматрнвал се бя с ног до головы^ На нем был темно-синий комбнне- эон, немного выцветшиГі, но еще крепкий, добротный комбинезон тракторис т а. Резкне складки на рукавьх и своеобразный, еле улови мый запах ЛЁжалого платья свидетельствовали о том, что ко.мбинезон давно не был в употребленин, Ленька знал о его сущест- вовании. Но только сегодня он осторожно вынул его и надел. Комбннеэон был про- сторноват; Но Леньку это не смущало. Он то закладывал руки в карманы, то моло децки выпячивал грудь, то вдруг вытягивался, как по команде «смирно», Он не заметнл, как вошла мать. Остановившись у по рога, она тихо охнула, всплеснула руками: — Ой, Ленька, как ты ме ня напугалі Ленька с недоуменнем смотрел на взволнованное лицо матери и вдруг понял причину ее волнення; в этом же комбинеэоне отец по ут- рам уходнл на работу, а он, Іенька, говорят,—вылитый отец. Мать, приложив ладонь щиточком к глазам, стояла у двери. Помнится, все ей помнится, каждая живая черточка любимого челове- ка. Вот он перед ней, ее Вик- тор, с постоянным загаром на смуглой лице, степной богатырь с глубоким, чуть насмешливым взглядом тем- но-карнх гл а з . . . : Ленька, застеснявшись, бережно снимает бесконечно дорогую одежду, аккуратно свертывает ее, разглажнвает складки. Мать подошла к нему, ла сково улыбнулась. — Хорошо, сынок, хоро шо...- Надевай завтра на сме- ну. — Она провела рукой по его волосам. — Завтра ведь твоя первая с.мена трактори ста. Как отец, будешь рабо тать... Леньке было три года, ко гда отец ушел на фронт. Л^ногое забыто из раинего детства, но помнится, хотя и смутно, как ходил он с маль чишками в поле, чтобы по- смотреть на работу тракго- ров, особенно гусеннчного, которым управлял теперь рыжеусый дядька Егор Ива- нович. — Это папкнн трактор,—- говорил Ленька свонм това- рищам. — Егор Иванович— хромой, воевать он не ■мо- жет, потому и работает вме- Н А С Л Е ДНИ К сто папы, А когда папа при- дет, го опять будет ездить на своем тракторе, Егор Иванович действи- тельно сильно прііхрамывал. Это еще с гражданской вой ны. Но не было в селе бо- лее нскусного тракториста, чем он. Разве только Викто ру Васильевичу, Ленькино- му отцу, мог уступить он в своем мастерстре. Пять лет, сменяя друг друга, они про работали иа этой машиие, и, глядя на них, колхозники не раз говорили: — Вот это мастера! Землю В творог превращают. Все у них: и темпы, и качество, А когда Виктор Василье- вич уходил на фронт, сказал своему ігапарнику; —Ну, Егор Иванович, тя ни, брат, за двоих, да маши ну береги. Она нам еще по- служит. Вернусь — порабо- таем.г. Но не вернулся Виктор Васильевич домой. Уже в конце войны погнб он на подступах к Берлину, наско- чив своим танко.ч на минное поле. Ленька хорошо помннт, когда пришла эта страшная весть. Сдерживая рвущиеся из детской души рыдания, он успокаивал мать: — Не плачь, мама, не плачь... Вырасту большой— буду работать. Я буду ра ботать хорошо, как папа. Ленька не раз брал в ру ки семейный альбом, рас- сматривал портреты отца. Вот он с мамой вдвоем... А вот мама с малышом на ру- ках. Малыш—это он, Лень ка, а рядом сидит отец в расшитой косоворотке, шп- рокоплечий, плотный, будто высеченный из камня. Отец напоминает Леньке то Вале- рня Чкалова, то веселого разудалого Клима из кино фильма «Трактористы», то молодого сибиряка, уходя щаго на войну под звуки ба яна. Вот какой был отец— мужественный, боевой трак- торист и танкист... А время шло свои.м черс- дом: Уже залечены раны. Р а С С К а 3 нанесенные тяжелой войной, развернулись по стране ве- лнкие стройки. На полях колхоза появились мощные тракторы, самоходные ком байны, Только Егор Ивано- внч по-прежнему не расста- вался со свонм «ЧТЗ». Зи мой подлечит его, заменит нзноснвшиеся части — и опять на целый сезон. А как сезоп, так не менее тысячи тектаров. Ленька дивился живучести машины. Однаж ды он спросил Егора Ивано вича: — Скажи, дядя Егор, сколько может жить трак тор? Вот смотрю — ты уже постарел, я вырос, а трак тору нашему хоть бы что. Скажи, сколько еще он про- жпвет? Егор Иванович не сразу ответил. Он покрутил рыже ватый ус, затянулся ды.м КОМ папиросы, смерил Лень ку глазами, удивился; — Да ты. брат, уже вы рос, совсем стал взрослый. А я как-то и не заметнл. Все думаю — бегает Ленька, Виктора сын, а он, смотри какой! Егор Иванович придави.т окурок носком сапога и, глядя куда-то вдаль, про- должал: — А машина что ж? А\ г шина любит ласку, чистку и смазку. — О, вы прямо стихами говорите,—засмеялся Лень ка. — Это не мои слова. Так говорил твой отец. Егор Иванович помолча.і, покусал кончнк уса, припо миная что-то, и вдруг на- чал ожи.-........ г; — Вот ты спрашиваешь, сколько проживет трактор А я так тебе скажу; трак тор ведь сделан человекоѵ. И человек должен опред';- лнть его долговечность. А по- том, твой отец-то, ведь он наказывал беречь машину. Вот я и берегу и никому не отдам. — И мне не отдадите? Вопрос Леньки несколько озадачил Егора Ивановича. Он внимательно посмотрел на Леньку, потрогал пальца ми усы, глянул на свой трак тор и бодро, весело сказал: — Ты законный наследник всего, что оставпл тебе твой отец.;. Егор Иванович — ком.му- ннст, агптатор. Трактористы с увлечением слушают его беседы. Сейчас перед ннм был только одни слушатель, Ленька. Но Егор Иванович, увлеченный начатой беседой, говорил громко и оживлен но о мире, о радости твор- ческого труда на земле. — А трактор я тебе пе- редам. — закончнл Егор Иванович, — только ты хо рошо его изучи. — Я буду учиться, я пой ду на і^рсы, — с жаром от ветил Ленька. — Хорошо, договорились, —сказал Егор Иванович и приласкал Леньку теплой улыбкой. Всю зиму Ленька учился на курсах трактористов. А весной, когда над полями повисла легкая голубовато- туманная дымка и покры лась теплой испариной при- гретая солнцем земля, зве нящую тишину нарушил властный гул машины. Лень- ка в отцовской комбинезоне сидел за рулем на отцовском месте. В то утро он проло- жил первую борозду. ...Прошло десять лрт. Егор Иванович уже давно ушел на пенсню. Состарился и трактор. А Ленька стал ру ководителей механизаторов крупного колхоза; у него ра- стет сын Виктор — малень- кий наследник, шустрый, ка реглазый мальчишка, очень похожий на отца н деда! В. КУЧИН. Р а с с к а 3 рону поликлиники,—на две ри у папы написано: по- сто-рон-ним вход вос-пре- щен. — Что, что? Как ты ска зал? — мама внимательно посмотрела на Павлика. Павлик повторил; — Вос-пре-щен. Это зна- чит не разрешают? Да, ма ма? — Да, да- — А пос-то-рон-ним? Это кому же? — Посторонним? Ну, по- сторонний—это, как бы тебе объяснить, ну, ненужный, что ли. Словом, человеку но нужно там быть, в этой комнате, он чужой, не поло жено ему заходить туда, — рассеянно объясняла мама. — Ну, иди, а то ты опозда ешь. Около двери Павлик ог лянулся. Мама стояла на том же месте и смотрела на Павлика. Павлик вэмахнул прощально рукой. Мама не ответила и не улыбнулась. После завтрака — занятия по рисованию. Зоя Павлов на, воспитательница, поло жила перед каждькм лист белой бумаги. Кисточки, краски, маленькие стакан чики с водой разнесли де журные. Нужно было нарисовать дом. Дом с двумя окнами, с крылечком, с красной кры шей и трубой, из которой должен выходить черный дым. Павлик с этим делом справился быстро. Он дома и не такие дома рисует — многоэтажные и со многими окнами, с антеннами на крыше. Когда из трубы нарисо- ванного дома повалил гу стой черный дым, в дверь просунулась голова няни Клавы. — Зоя Павловна, вас к телефону, — сказала она шепотом. — Дети, сидите спокойно и рисуйте. Я на минутку выйду. Дробный стук каблучков удалялся. Павлик обмакнул кисточку в красную краску и над окнами дома вывел крупно; «Посторонним вход воспрещен». Вот вошла Зоя Павловна. Она рассматривала каждый рисунок, и все, затаив дыха- ние, смотрели — чей лучше. Вдруг Зоя Павловна нахму рила брови, обвела притих- ших детей строгим взгля дом, показала рисунок; — Кто рисовал? Все молчали. Вглядыва лись в рисунок. — Там какие-то буквы! — А буквы нам не зада вали. — Это рисовал Павлик Рудаков, — сказала Надя Паршина, соседка Павлика. — Да-а-а, — протя н у л а Зоя Павловна. — Ничего не скажешь. Тут что-то есть! Павлик сидел с опущен ной головой. В ЕЧЕРОМ Павлик бегал с ребятами в парке. Он так устал, что еле пришел домой. Наскоро по- ужинал, кое-как вымыл но ги. Глаза слипались. Все вокруг вертелось. Павлик и не заметил, как заснул. Раз- будил его шум. Он с тру- дом разомкнул липкие, к.эк смолой смазанные, веки, и тревога охватила его. Павлик увидел, как отец из своей комнаты бросал мамины вещи. Вон на диван брошено мамино голубое платье, которое она наде- вает на праздники. В угол, к кадке с цветком, полетел мамин пуховый платой. А потом по всей комнате хо- роводом закружились блуз ки, платки, чулки. ААать стояла, отвернув шись к темному окну, и утирала платком слезы. Свет уличного фонаря падал на ее фигуру, и Павлику пока залось, что это не мама, а русалка с распущенной ко сой — из той чудесной ска зки, которую они с мамой так любят читать. Павлик тихо подошел к маме и погладил ее распу щенные волосы. Она быстро обернулась, схватила его, судорожно прижала к себе. — Чтобы духу твоего не было в моей комнате. Жи вите здесь, — отец ткнул пальцем в направлении ди вана, с силой хлопнув две рью, и повернул ключом в эамке. Мама гладила Павлика по голове дрожащей рукой и все крепче и крепче прижи мала его к своей груди. Проснулся Павлик от яр- кого луча солнца. Лучик прыгал на подоконнике, за- тем заиграл на приемнике и вот стрельнул Павлику в глаз. Павлик открыл глаза. В комнате стояла тишина. Влажный пол, свежие цве- ты в вазе сказали Павли ку, что мама делала уборку и еще рано идти в детсад. Вдруг он вспомнил ночное происшествие и усомнился —правда это или сон? Он ос торожно сполэ с кровати и открыл спальню. Кровать была застлана серым одея- лом — отец называл его солдатским. Лежала одна подушка. Павлик потоптал ся, заглянул за дверь и от крыл платяной шкаф. Ма- миных вещей там не было. В кухне стукнула дверь. Павлик сорвался с места, юркнул в постель и закрыл глаза. Мама провела ла донью по его лицу: ^— Вижу, вижу, что не спишь. Быстро собирайся. Когда стрелка будет тут, ты уже должен быть готов. Павлик покосился на стен- ные часы-ходики, потом об- хватил мамину шею руками, горячо зашептал ей на ухо; — Мамочка, разреши мне сегодня быть выходным. В ЕЧЕРОМ мама с Пав- ликом принялись го товить пельмени. Пав- лик любил смотреть, как из проворньіх маминых рук вы ходили круглые пельмени. А еще больше любил их есть. Сейчас в кастрюле булька ло и вкусно пахло. Сам Павлик едва - едва слепил один пельмень. Он так старался, что высунул язык. Он всегда так делал, когда чем-нибудь увлекал ся. — Ну-ка! Ну-ка! Покажи язык. Что это с ним? — Я рисовал, — сказал Павлик и отвел глаза. — Что же ты рисовал хи- мическим карандашом? Павлик не успел ответигь. Открылась дверь, вошел отец. Он молча снял плащ, повесил его на вешалку, а шляпу положил на полку и прошел в комнату. Это Пав лик видел 8 полглаза. Он со средоточенно лепил пель мень, но губы сжал плотно. Мама быстро заработала скалкой, раскатывая тесто. — Что это? — вдруг за- гремел папин бас. — Что это, я тебя спрашиваю? — сказал он уже тише, появ ляясь в кухне. — А что такое? — спо койно спросила мама, не пе реставая раскатывать тесто. —Что случилось? Отец подошел к столу, внимательно посмотрел на Павку и сказал еще тише; — Пойди, посмотри! Павлик смял в руке пель мешку и переводил исп>- ганный взгляд с матери на отца, с отца на мать. Мать вытерла руки о фар- тук и пошла за отцом в комнату. Не двери спальни на белой полоске бумаги фиолетовым карандашом было крупно написано; «Посторонним вход вос прещен». Маме хотелось рас- смеяться, но она строю посмотрела на папу и громко прочитала: — Посторонним вход воспрещен. Только он восклицательный знак не поставил. Надеюсь, что его сумеете поставить вы, Виктор Петрович, — сказала она и ушла. Павлик сидел на том же месте и мял в руке тесто с мясом. Он пуг ливо посмотрел на маму, но, увидев ее смеющие ся глаза, облегченно вздохнул. — Что же ты. Павлик, мнешь тесто? Возьми второй кружочек и де- лай новый пельмешек. Помолчала и весело добавила: I — Это дело поправи мо. И так озорно подмиг нула ему, что Павлик за улыбался. Вошел папа в мягких туфлях: — Чем это у вас так вкусно пахнет? Пельме ни! Люблю пельмениі '— он энергично потер ру ками. — Сейчас помою руки и разделю ваш труд. Ну, как, Павло, да ла? — спросил он весело и потрепал Павлика за чуб. Павлик ничего не от- вечал, только шумно со- пел и гнул голову к сто лу: — СатирикІ — про- рокотал отец и громко засмеялся, запрокинув голову назад. Утром у мостика, пе ред детским садом Пав лик, прощаясь с мамой, спросил ее: — Мамочка, а кто это —сатирик? Мама весело засмея- лась, крепко поцеловав его в щеку, и сказала: — Вырастешь, Павел, узнаешь! Помолчала. Задумчиво посмотрела вдаль. — Сатирик — это хо- роший человек! Павлик побежал по ступенькам крыл ь ц а. Около двери он огля нулся. Мама стояла на том же месте и смотре ла на Павлика. Павлик вэмахнул прощально ру кой, мама ответила и улыбнулась. Павлик бы стро вошел в приемную. А. ФУРМЕНКОВА. с. Боринское. И н е й Хоть стужа жжет неумолимо. Хоть дышат холодом ветра. Но санки мнат по руеским зимам, И рада снегу детвора, Фото А. Гирева Небо синее-еинее, Звеэды чуть обозначены. Белым пламенем инея Липы в парке охвачены. И каштаны вдоль улицы Стали белыми люстрами... И не хочется хмуриться И здороваться с грустными. В этом свете раэлнвчатом С голубыми отливами Стали все без раэличия Необычно красивыми. ' Стали все ; светлолицыми, : Стали * близкими-близкими... I Хлопья перед < ресницами | Гаснут белыми , искрами. ' Сердце, ласкою | полное, . Дышит всеми ' глубинами, I И колышутся волнами • В нем напевы * любимые. I А. БЕЛЯЕВ. Агентство печати Но вости (АПН) предлагает вниманию читателей ста тью М. Бузукашвили о храмѳ печатного слойа в Москве — Всесоюз ной книжной палате. КОМПАС КНИЖНОГО МОРЯ Н ичто, пожалуй, не расскажет так ярко и убедительно об исто- рии страны, об ее свершени- ях, радостях и трудностях, как книга. И часто любите лю чтения много говорит не только содержание книги, но н ее оформление, даже каче ство бумаги. Вот томики Горького, и>- данные вскоре после рево- люции. Плохонький пере- плет, газетная бумага и бледный шрифт. Промыш ленности молодой Совет- ской республики было труд но в то время обеспечить людей книгой. Эти деше вые, скромные нздания учи ли мыслить и жить миллио- ны людей. Когда попадаешь в не большое здание, которое нельзя назвать иначе, чем храмом печатного слова, то невольно испытываешь вол- нение, увидев старые, по- желтевшие газеты, где помс- щены материалы о первой субботнике или декреты, на печатанные на другой день после того, как их подписал В. И. Ленин. Речь идет о Всесоюзной книжной палате, которая в этом году справляла свой 45-летннй юбилей. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет об ее созданни. То гда же была образована Российская центральная книжная палата, впоследст- вии реорганизованная во Всесоюзную книжную пал.ч- ту и ставшая библиографн- ческим центром страны. Бесконечные ряды полок. Неисчислимое множество картонных папок, в которых бережно хранится все, что было когда-либо и где-либо напечатано в нашей стране. Здесь постоянно поддержи вается нужная температура. Книгам, чтобы жить долго, тоже необходнм «свой» воз- дух, особые условия. Их здесь около 30 мил-, лионов — книг, брошюр, га- зет, журналов, нот, плака- тов, афиш, произведеннй нзобразительного искусст ва. 30 миллионов наимено- ваний, представая ю щ и х многомиллиардную печат ную продукцию. И поистине огромная от- ветственность лежит на сот- рудниках этого уникального и единственного в своем ро- де учреждения, с богатей- шим опытом которого прн- езжают знакомиться со все го мира. За последнее время в этом старннном особняке побывали бнблиотечные ра ботники США, Англии, ФРГ , Италии и Франции. Палата ведет регистра- цню всей текущей советской литературы, публикует дан ные по статистика отечест венной печати. Контрольные экземпляры всех произведе- ний печати поступают на вечиое хранение в книгохра нилище Палаты — Архив советской печати. Всесоюзная книжная па лата готовит материалы о переводческой деятельности в СССР для издаваемого ЮНЕСКО международного указателя переводной лите ратуры «Индекс транслацио- нум». Палата выпускает «Бюл летень ЮНЕСКО для биб- лиотек» на русской языка. Здесь издаются карточки на новую литературу — для библиотек страны — за год около четверти миллиарда карточек. Здесь давно уже привыкли к астрономиче- ским цифрам, да и сами мас штабы работы астрономичс- ские... Всесоюзную кні^жную па лату по праву можно наз вать компасом КНИЖНОГО мо ря. Ч и с л о ОДНИХ т о л ь к о КНИГ и брошюр, изданных у нас в прошлом году, составило по чти 80 тысяч (это только наименования, а общнй ти- раж этих книг перевалнл да леко за миллиард). А если учесть к тому же, что в прошлом году выпускалось 3.833 разлнчных журналов и больше шести с половиной тысяч газет и что Палата регулярно информирует чи тателя 0 | всех, абсолютно всех ннтересных статьях, увидевшнх свет, то убежда- ешься, что Палата оказыва- ет неоценнмую помошь лю- дям и без нее было бы со вершенно невозможно ори- ентироваться в гигантском книжном потоке. Еженедельно Палата вы пускает «Книжную лето пись», в которой сообщает о новинках минувшей недели. Кроме того, она нздает ле тописи журнальных и газег- ных статей, рецензий, лето писи нзобразительного ис кусства, музыкальной лите ратуры и ряд сборников. Пожалуй, одно из самых интересных мест в Палате— это отдел контроля, где принимают литературу. Сот рудники отдела с порази тельной легкостью, поверга ющей непосвященного в тре- пет, ориентируются в много- языком книжном потоке. А ведь тут есть над чем при задуматься даже полиглоту —с 1917 года книги изданы у нас на 89 языках народов СССР и на 51 языке наро дов зарубежных стран. Со всех концов Союза книги, журналы, ноты, от крытки прежде чем попасть на прилавки магазинов и на полки библиотек собираются здесь, в доме на Кремлев ской набережной. Вместе на одной полке расположились «Суахили— русский. Русско — суахили словарь» и «Арабскне источ ники Х-ХІ1 веков», «Воспо- минания о Ленине» на фран- цузском языке и книга И. Бэлзы о композитора Михаила Огинском, «Внут реннее строенне и физика земли» В. А. Магницкого и «Симфонические танцы» Ф. Амирова. А чуть дальше изданная в Душанбе на таджикском языке книга А. Гафарова «Мирза Аса- дулла Галиб» и «Альбом по геометрическому черчению» на грузинском языке. На от- дельном столнке высятся больщущие тома. Их чита- ют... пальцами. Это книги для слепых. Афиши рассказывают о концертах, спектаклях, спор- тивных соревнованиях. Де- вушкн, работающие здесь, посвящены в будни и празд ники культурной жизни страны. Они знают, что в Перми состоится литератур- С т и х и А л л ы Т у м а р о в с к о й Сосулька Сосулька висела на крыше, Хотелось подняться ей выше: Туда, где небесные дали, Откуда снежинки упали. Манили сосульку просторы, Но как же ей жить без опоры? Ведь если на небо подняться — За что она будет держаться? И плачет сосулька в апреле. Роняя на землю капели. Что век свой ютится под крышей, Никак не подымется выше. Небесная дружба облака пушистые Ласковому солнышку В океане синем Уступают путь. Чуть проглянет солнышко, Стайки белоснежные Норовят с дороги В сторону свернуть. А когда случится. Утомится солнышко (Обойти все небо Ведь не малый труд), Облака, что перышки. Как по морю синему, Солнышку навстречу Весело плывут. Беловатой дымкою Солнышко окутают; —Отдохни немного, Поумерь свой пыл. Полдороги пройдено, Полработы сделано, Для пути дальнейшего Набирайся сил. Песенка воробья я воребушек веселый. Я живу под крышей школы. Чик-чирик, чнк-чирик, К зимней стуже я привык. Не ищу я теплых стран. Мне приказ природой дан; Звонкой песенкой своей Веселить зимой людей. Про говорушку Встанет солнышко сначала, А за ним встает и Алла. Начинает щебетать, Успевай лишь отвечать. И откуда у курносой Прямо тысяча вопросов? Попросила как-то мать: — Помолчи минут хоть пять. Ну хотя минуты три Ничего не говори. А в ответ ей бойко Алла; — Я и так всю ночь молчала. Почему скрипят снежинки Снежинки как-то ночью вьюжной Уговорились меж собой; — Мы упадем на землю дружно. Одна снежинка блиэ другой. Мы будем ряд:іішком лежать И не придется нам скучать. Их разговор подслушал ветер, Он всем известный озорник, И разметал снежинки эти По всей дороге в тот же миг. ' Их закружили злые вьюги. Когда снежок скрипит зимой — Наверно это вслух подруги Одна тоскует о другой. Щ у к а На сковородке-?щукв, Но вот какая штука: Никто о ней не плачет. Все рыбы так судачат: — Была грозою в речке. Любила пировать. На теплое местечко Устроилась опять ный концерт «Рассказы о театре», в Алма-Ате вы- ступит заслуженный ар- тист Татарской АССР Ганн Валеев, челябинцы ждут народного артиста БССР Игоря Сорокина. Афиши говорят и о том, что сегодня в Лужниках очередной матч на пер венство страны по фут болу, а в Рнге спортивный праздник, посвященный 25-летию со дня восста- новления Советской вла сти в іПатвии. За Всесоюзной книж ной палатой давно уже утвердилась репутация авторитетнейшего науч- ного центра, где все зна ют и всегда придут на помощь. И летят, летят сюда запросы из различ- ных концов страны. Не давно, например, Михаи лу Шолохову исполни лось 60 лет, и многие его почитатели интересова лись, сколько раз изда вали произведення их любимого писателя? Ока залось — 664 раза на 73 языках тиражом свыше 41 миллнона экземпля- ров. Большим с пр о с ом пользуются у нас произ- ведения зарубежных пи сателей. Не секрет, что книги многих классиков зарубежных литератур выпускаются в нашей стране и чаще и больши ми тиражами, чем на их родине. Всего у нас из давались произведення 3142 зарубежных авто- ров, общим тиражом око ло миллиарда экземпля- ров. В Палате воочию убеждаешься, как много страна читает, как широ ки и многогранны инте ресы советских людей. Каждый день во Все- союзную книжную пала ту привозят сотни книг, журналов. газет. Старин ный особняк, располо женный недалеко от Кремля, в самом центре Москвы, живет полно кровной, насыщенн о й жизнью. Зам. редактора М. КУРБАТОВ . «Сельская новь» выхо дит три раза в недвпю: в среду, пятницу и вос кресенье. ♦ Наш адрес: г. Липецк, Коммунальная площадь, 44. Телефоны: 30 — 20, 30—38, 31—17. \Э 84594 Липецк, типография областного управлениа по печата. Зак. № 11064
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz