Путь колхозника. 1955 г. (с. Ламское Липецкой обл.)

Путь колхозника. 1955 г. (с. Ламское Липецкой обл.)

:<п У Т Ь К О Л Х О З Н И К А » 27 октя бря 1955 года, № 86 (2 5 1 9 ). ВЕЛИКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ П Р И Р О Д Ы (Е 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина) 27 октября 1955 года испол­ няется 100 лет со дня рожде­ ния великого советского учено- го-естествоиспытателя и преоб­ разователя живой природы Ива­ на Владимировича Мичурина. Имя Мичурина, создавшего но­ вое, материалистическое направ­ ление в биологии, посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Советского Союза, все передовое и прогрессивное че­ ловечество. Великая заслуга И. В. М ичу­ рина заключается в том, что он не только об'яенил, что такое наследственность растительных и животных организмов, но и открыл неизвестные до него за­ коны , позволяющие управлять наследственностью и развитием организмов. Тем самым М и ч у­ рин увеличил власть человека над природой, вооружил его мо­ гучим оружием в борьбе за соз­ дание новых форм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животных с желатель­ ными свойствами и качествами. К а к известно, природа разви­ вается независимо от воли и сознания человека, она не мо­ жет сама по себе удовлетворить его многообразные, всегда ра­ стущие жизненные потребности. И. В. Мичурин провозгласил свой материалистический девиз: „М ы не м о ж е м ж д а т ь м и л о ст е й от п р и р о д ы ; в з я т ь и х у нее — н аш а з а д а ч а “ (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г . ) . Рассматри­ вая природу к а к вечный про­ цесс возникновения, изменения, развития, Мичурин на протя­ жении всей своей деятельности отстаивал и развивал материа­ листическую идею о разумном вмешательстве человека в при ­ родные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека является возможным вы н уд ит ь каждую форму животного или растения более бы ст р о и з ­ м е н ят ь с я и притом в ст о ­ р о н у , ж е л а т е л ь н у ю ч е л о ­ в е к у “ (Соч., т. IV, стр. 1 5 8 ). Глу боко веря в творческую роль человека, в его воздей­ ствие на природу, Мичурин пря ­ мо говорил, что человек лучше природы может создавать новые формы растений. ★ ★ ★ И. В. Мичурин родился в бед­ ной семье отставного военного чиновника Владимира Иванови­ ча Мичурина, владевшего не­ большим лесным поместьем «Вершина» в Вронском уезде бывшей Рязанской губернии. Детские и школ ьные годы М и­ чурина протекали в лесу с его живописными полянами, опуш ­ ками, на берегах тихих речек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любите­ лями садоводства, цветоводства, огородничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сеяли, сажали, делали прививки, по­ лучали откуда-нибудь семена и саженцы и сами куда - нибудь отправляли их. Пример семьи оказал на Мичурина огромное влияние. Уж е в восемь лет он м астерски выращивал те или другие растения, владел многи­ ми способами прививки плодо­ вы х растений. После окончания уездного училища Мичурин мечтал о высшем образовании и деятельности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безнадежно заболел, семья окон­ чательно разорилась и распа­ лась. Молодой Мичурин, чтобы за­ рабатывать себе средства к ж и з­ ни, поступил конторщиком в товарную контору железнодо­ рожной станции Козлов бывшей Тамбовской губернии. Ведя по­ луголодное существование, ли­ шенный возможности получить официальное высшее образова­ ние, Мичурин настойчиво за­ нимается самообразованием. Он усиленно изучает физику, х и ­ мию и другие науки. Но больше всего он изучает живую приро­ ду, жизнь растений, дополняя учебу опытами в своем крошеч­ ном садике. Будучи по всему свое­ му внутреннему складу прирожденным натурали­ стом, И. В. Мичурин двадцатилетним юношей задумал перестроить са­ доводство родной страны. О н . хотел, чтобы в сред­ ней и северной полосе России росли и плодоно­ сили такие прекрасные плодовые растения ю га, к а к абрикос, персик, ви­ ноград, черешня, десерт­ ные сорта груш и и яб­ лони. Это стало целью всей его долгой жизни. Изучая учение вели­ кого английского ученого Чарлза Дарвина и тру ды наш их отечественных учены х - материалистов, М ичурин не нашел в них прямых теоретических указаний для осуществ­ ления своей идеи в к о н к ­ ретных условиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наилучших ю ж ны х сор­ тов яблони, гр уш и ,виш ­ ни, сливы,абрикоса,наде гие пути для своей идеи. Мичурин переходит к гибри­ дизации плодовых растений,под­ бирая материнские формы из диких восточно-азиатских пло­ довых растений, самых холодо­ стойких в мире, а отцовские— из западноевропейских и ю ж ­ ны х культурны х плодовых рас­ тений. Он устанавливает,что по­ лученные от скрещивания таких родительских растений гибриды, то есть потомство,легче приспо­ сабливаются к условиям средней полосы России. Они сочетают в себе холодостойкость и урожай­ ность материнских производи­ телей, величину, форму, окрас­ к у и высокое качество плодов отцовских производителей. Такой осуществления.наяМичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичурина. Полученные гибриды часто обладают плохи­ ми качествами. Желательные признаки по большей части не проявляются у гибридов, а не­ желательные, плохие качества не исчезают. Селекционер дол­ жен воспитывать гибридные рас­ тения или животные так, что­ бы развить в них желательные, ценные качества и устранить нежелательные. В непримири­ мой борьбе против реакционного, идеалистического учения Вейс- мана Мичурин разработал прог­ рессивное, материалистическое учение о формообразовании но­ вых видов в зависимости от ус ­ ловий жизни, от влияния о кр у­ жающей среды. Внешняя среда,говорил он, и есть настоящая мать-воспита- тельница. Упр авление развитием организма ра­ стения путем целесоо б­ разного воспитания— вот в чем, сущность учения Мичурина. Для разви­ тия в ги бридах жела­ тельных качеств Мичурин подготавливал для них особую почву, предо­ ставлял различные удоб­ рения и в разных дозах, регулировал подачу воды, изменял иногда даже освещение и температуру. Одним из самых дей­ ственных методов воспи­ тания гибридов явился разработанный Мичури­ ным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспитателя). Метод ментора— это вер­ шина мичуринской тео­ рии управления разви­ тием растительных орга- Иван Владимирович МИЧ У РИ Н НИЗМ0В Сущност ь его за Фотохроника ТАСС. ключается в том,что в г крону гибридов привива­ ясь, что среди их саженцев обна,- подбор растений, географически ружатся такие экземпляры, кото- отдаленных по месту своей ро- рые не только приспособятся к дины, и явился . тем «переход- жизненным условиям средней, ным мостом», по которому Ми- полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Организмы южных растений, привыкшие к услови­ ям тепла, не могли приспосо­ биться к новым условиям ж и з­ ни в суровом климате и в пер­ вые же зимы вымерзали. Многие русские садоводы то­ го времени считали возможным акклиматизацию западноевропей­ ских и ю ж ны х плодовых расте­ ний путем прививки их на на ­ ши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостойкости южным растени­ ям. М ичурин решил проверить правильность этих утверждений. На свои сре дства он выписал большую коллекцию ю жны х и западноевропейских плодовых растений — свыше 600 сортов. Ведя наблюдения на опытном участке, Мичурин установил резкие различия в развитии дич­ ков и привитых на н и х южны х сортов плодовых растений. Ю ж ­ ные растения весной начинали расти ран ьше, но в то время, когда наши дикие яблони, гр у ­ ши, вишни и сливы уже сбра­ сывали листву, у привитых к ним ю ж ны х сортов все листья оставались зелеными до тех пор, пока их не убивали морозы. И ученый начинает искать дру- чурин, так сказать, переносил «юг на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, ко ­ торые раньше могли произра­ стать только на ю ге. От скре­ щивания дикой уссурийской груш и с южной культурной гр у ­ шей «бере рояль» Мичурин соз­ дал свой замечательный сорт груш и «бере зимняя Мичурина». Так были получены им зимо- стойские сорта слив, черешни, абрикоса, винограда, множество прекрасных сортов яблони,виш­ ни, не уступающих по качеству плодов западноевропейским и южным сортам. Разработав учение о подборе родительских пар растений-про- изводителей, отдаленных по ме­ сту своего географического оби­ тания, Мичурин задумал создать совершенно новую плодовую по­ роду. Он смело перешел к меж­ видовой гибридизации, начал скрещивать далекие по родству между собой растения: яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с персиком, рябину с грушей и т.п. Так получил он свой вишне - черешневый гиб ­ рид «краса Севера», вишне-че- ремуховый гибрид «церападус» — этот совершенно новый в природе вид плодового ра­ стения, гибриды рябины «ли­ керная», «гранатная», «десерт- ют черенки плодовых растсн ш, которые обладают такими каче­ ствами, ка ки х нет у гибридов. Если, скажем, гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохолодостойких сортов — антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его крону прививают черенки к р у п ­ ноплодовых сортов.Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше сохранялись в свежем виде, тогда в его крону прививают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зи ­ мы или даже на протяжении всей зимы. Так, при помощи ментора Мичурину удалось уве­ личить вес плодов своего сорта яблони «бельфлер-китайка» со 154 граммов до 250 граммов, а способность сохраняться их в лежке продлить на 7 5— 80 дней. У др угого своего сорта я блок— «кандиль-китайка» Мичурину удалось повысить холодостой­ кость до уровня стойкого рус­ ского сорта «антоновка», а вес плодов увеличить с 35 — 40 граммов до 210 граммов. Плоды вишне - черешневого гибрида «краса Севера» оказались белы­ ми; с помощью ментора, крас­ ноплодной вишни, Мичурин превратил их в розовые. .. У ченики и после дователи М и­ чурина с помощью ментора по­ вышают холодостойкость и уро­ жайность плодовых растений, изменяют форму, величину и окраску плодов, повышают про­ цент сахара в плодах, увеличи­ вают размеры корневой систе­ мы в тех случаях, когда она окажется недоразвитой и т. д. ★ ★ ★ «Вся дорога моя до револю­ ц ии ,— писал Иван Владимиро­ в и ч ,— была выстлана осмеянием, пренебрежением,забвением...Чи­ новники из департамента крича ­ ли на меня:« Не сметь!» Ка зен ­ ные ученые об'являли мои гиб ­ риды «незаконнорожденными». Попы грозили: «Не кощунствуй! Не превращай божьего сада в дом терпимости!» (та к хара к­ теризовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 6 0 2— 6 0 3 ). У великого естествоисп ытателя в дореволюционное время был лишь крохотный питомник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощников и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в о к­ тябре 1917 года, был полным переворотом и в жизни и дея­ тельности И. В. Мичурина. Ком ­ мунистическая партия, великий Ленин и продолжатель его дела I . В. Сталин по достоинству оценили труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичуринского учения. ■Благодаря заботам Коммуни­ стической партии и Советского правительства по всей стране развернута сет,ь институтов, зо­ нальных опытных станций, опорных пунктов, которые ны ­ не продолжают и развивают идеи и учение Мичурина в ра­ стениеводстве, в ж и в о т н о ­ в о д с т в е , в микробиологии, в теоретической медицине и ве­ теринарии. Советские селекцио­ неры-мичуринцы, продолжая де­ ло Мичурина, только за послед­ ние двадцать лет создали в на ­ шей стране свыше 1 .500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяйственных ра­ стений и десятки высокопродук­ тивных пород домашних живот­ ных. Далеко на севере, на Ур а ­ ле и в Сибири, в высокогорных районах Армении, Азе рбайджа­ на, Киргизии цветут и плодо­ носят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов и - совхозов, имеющих сады от нескольких десятков до полутора тысяч г е к ­ таров и больше, культивируются ценнейшие мичуринские сорта яблонь, гр уш , слив и вишни. учение, будучи о всему живому— ивотным и ми- стало достоянием Ьбиологов, агро- иков, миллионов колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное разви­ тие мичуринского учения имеет огромное значение для осуще­ ствления программы крутого под'ема сельского хозяйства, начертанной решениями сен­ тябрьского Пленума Ц К КПСС и последующими решениями пар­ тии и 'правительства. Передовая мичуринская био­ логическая н а ука— могучее ору­ жие советского народа в борьбе за преобразование природы, за создание изобилия сельскохозяй­ ственных продуктов в нашей стране. А . Б ахар ев. Кандидат сельскохозяйствен­ ны х наук. _________ г. Мичуринск. Редактор А . Е. ТЕРЕХОВ. Типография газеты «Путь колхозника», Волынского района, Липецкой области. Тираж 1 3 5 0 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz