Путь колхозника. 1955 г. (с. Ламское Липецкой обл.)
:<п У Т Ь К О Л Х О З Н И К А » 27 октя бря 1955 года, № 86 (2 5 1 9 ). ВЕЛИКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ П Р И Р О Д Ы (Е 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина) 27 октября 1955 года испол няется 100 лет со дня рожде ния великого советского учено- го-естествоиспытателя и преоб разователя живой природы Ива на Владимировича Мичурина. Имя Мичурина, создавшего но вое, материалистическое направ ление в биологии, посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Советского Союза, все передовое и прогрессивное че ловечество. Великая заслуга И. В. М ичу рина заключается в том, что он не только об'яенил, что такое наследственность растительных и животных организмов, но и открыл неизвестные до него за коны , позволяющие управлять наследственностью и развитием организмов. Тем самым М и ч у рин увеличил власть человека над природой, вооружил его мо гучим оружием в борьбе за соз дание новых форм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животных с желатель ными свойствами и качествами. К а к известно, природа разви вается независимо от воли и сознания человека, она не мо жет сама по себе удовлетворить его многообразные, всегда ра стущие жизненные потребности. И. В. Мичурин провозгласил свой материалистический девиз: „М ы не м о ж е м ж д а т ь м и л о ст е й от п р и р о д ы ; в з я т ь и х у нее — н аш а з а д а ч а “ (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г . ) . Рассматри вая природу к а к вечный про цесс возникновения, изменения, развития, Мичурин на протя жении всей своей деятельности отстаивал и развивал материа листическую идею о разумном вмешательстве человека в при родные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека является возможным вы н уд ит ь каждую форму животного или растения более бы ст р о и з м е н ят ь с я и притом в ст о р о н у , ж е л а т е л ь н у ю ч е л о в е к у “ (Соч., т. IV, стр. 1 5 8 ). Глу боко веря в творческую роль человека, в его воздей ствие на природу, Мичурин пря мо говорил, что человек лучше природы может создавать новые формы растений. ★ ★ ★ И. В. Мичурин родился в бед ной семье отставного военного чиновника Владимира Иванови ча Мичурина, владевшего не большим лесным поместьем «Вершина» в Вронском уезде бывшей Рязанской губернии. Детские и школ ьные годы М и чурина протекали в лесу с его живописными полянами, опуш ками, на берегах тихих речек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большими любите лями садоводства, цветоводства, огородничества и пчеловодства. Они ежегодно что-нибудь сеяли, сажали, делали прививки, по лучали откуда-нибудь семена и саженцы и сами куда - нибудь отправляли их. Пример семьи оказал на Мичурина огромное влияние. Уж е в восемь лет он м астерски выращивал те или другие растения, владел многи ми способами прививки плодо вы х растений. После окончания уездного училища Мичурин мечтал о высшем образовании и деятельности натуралиста. Но в это время отец Мичурина безнадежно заболел, семья окон чательно разорилась и распа лась. Молодой Мичурин, чтобы за рабатывать себе средства к ж и з ни, поступил конторщиком в товарную контору железнодо рожной станции Козлов бывшей Тамбовской губернии. Ведя по луголодное существование, ли шенный возможности получить официальное высшее образова ние, Мичурин настойчиво за нимается самообразованием. Он усиленно изучает физику, х и мию и другие науки. Но больше всего он изучает живую приро ду, жизнь растений, дополняя учебу опытами в своем крошеч ном садике. Будучи по всему свое му внутреннему складу прирожденным натурали стом, И. В. Мичурин двадцатилетним юношей задумал перестроить са доводство родной страны. О н . хотел, чтобы в сред ней и северной полосе России росли и плодоно сили такие прекрасные плодовые растения ю га, к а к абрикос, персик, ви ноград, черешня, десерт ные сорта груш и и яб лони. Это стало целью всей его долгой жизни. Изучая учение вели кого английского ученого Чарлза Дарвина и тру ды наш их отечественных учены х - материалистов, М ичурин не нашел в них прямых теоретических указаний для осуществ ления своей идеи в к о н к ретных условиях средней полосы России. Сначала он высевал семена из наилучших ю ж ны х сор тов яблони, гр уш и ,виш ни, сливы,абрикоса,наде гие пути для своей идеи. Мичурин переходит к гибри дизации плодовых растений,под бирая материнские формы из диких восточно-азиатских пло довых растений, самых холодо стойких в мире, а отцовские— из западноевропейских и ю ж ны х культурны х плодовых рас тений. Он устанавливает,что по лученные от скрещивания таких родительских растений гибриды, то есть потомство,легче приспо сабливаются к условиям средней полосы России. Они сочетают в себе холодостойкость и урожай ность материнских производи телей, величину, форму, окрас к у и высокое качество плодов отцовских производителей. Такой осуществления.наяМичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичурина. Полученные гибриды часто обладают плохи ми качествами. Желательные признаки по большей части не проявляются у гибридов, а не желательные, плохие качества не исчезают. Селекционер дол жен воспитывать гибридные рас тения или животные так, что бы развить в них желательные, ценные качества и устранить нежелательные. В непримири мой борьбе против реакционного, идеалистического учения Вейс- мана Мичурин разработал прог рессивное, материалистическое учение о формообразовании но вых видов в зависимости от ус ловий жизни, от влияния о кр у жающей среды. Внешняя среда,говорил он, и есть настоящая мать-воспита- тельница. Упр авление развитием организма ра стения путем целесоо б разного воспитания— вот в чем, сущность учения Мичурина. Для разви тия в ги бридах жела тельных качеств Мичурин подготавливал для них особую почву, предо ставлял различные удоб рения и в разных дозах, регулировал подачу воды, изменял иногда даже освещение и температуру. Одним из самых дей ственных методов воспи тания гибридов явился разработанный Мичури ным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспитателя). Метод ментора— это вер шина мичуринской тео рии управления разви тием растительных орга- Иван Владимирович МИЧ У РИ Н НИЗМ0В Сущност ь его за Фотохроника ТАСС. ключается в том,что в г крону гибридов привива ясь, что среди их саженцев обна,- подбор растений, географически ружатся такие экземпляры, кото- отдаленных по месту своей ро- рые не только приспособятся к дины, и явился . тем «переход- жизненным условиям средней, ным мостом», по которому Ми- полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Организмы южных растений, привыкшие к услови ям тепла, не могли приспосо биться к новым условиям ж и з ни в суровом климате и в пер вые же зимы вымерзали. Многие русские садоводы то го времени считали возможным акклиматизацию западноевропей ских и ю ж ны х плодовых расте ний путем прививки их на на ши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостойкости южным растени ям. М ичурин решил проверить правильность этих утверждений. На свои сре дства он выписал большую коллекцию ю жны х и западноевропейских плодовых растений — свыше 600 сортов. Ведя наблюдения на опытном участке, Мичурин установил резкие различия в развитии дич ков и привитых на н и х южны х сортов плодовых растений. Ю ж ные растения весной начинали расти ран ьше, но в то время, когда наши дикие яблони, гр у ши, вишни и сливы уже сбра сывали листву, у привитых к ним ю ж ны х сортов все листья оставались зелеными до тех пор, пока их не убивали морозы. И ученый начинает искать дру- чурин, так сказать, переносил «юг на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, ко торые раньше могли произра стать только на ю ге. От скре щивания дикой уссурийской груш и с южной культурной гр у шей «бере рояль» Мичурин соз дал свой замечательный сорт груш и «бере зимняя Мичурина». Так были получены им зимо- стойские сорта слив, черешни, абрикоса, винограда, множество прекрасных сортов яблони,виш ни, не уступающих по качеству плодов западноевропейским и южным сортам. Разработав учение о подборе родительских пар растений-про- изводителей, отдаленных по ме сту своего географического оби тания, Мичурин задумал создать совершенно новую плодовую по роду. Он смело перешел к меж видовой гибридизации, начал скрещивать далекие по родству между собой растения: яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с персиком, рябину с грушей и т.п. Так получил он свой вишне - черешневый гиб рид «краса Севера», вишне-че- ремуховый гибрид «церападус» — этот совершенно новый в природе вид плодового ра стения, гибриды рябины «ли керная», «гранатная», «десерт- ют черенки плодовых растсн ш, которые обладают такими каче ствами, ка ки х нет у гибридов. Если, скажем, гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохолодостойких сортов — антоновки или грушевки. Если у него мелкие плоды, то в его крону прививают черенки к р у п ноплодовых сортов.Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше сохранялись в свежем виде, тогда в его крону прививают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зи мы или даже на протяжении всей зимы. Так, при помощи ментора Мичурину удалось уве личить вес плодов своего сорта яблони «бельфлер-китайка» со 154 граммов до 250 граммов, а способность сохраняться их в лежке продлить на 7 5— 80 дней. У др угого своего сорта я блок— «кандиль-китайка» Мичурину удалось повысить холодостой кость до уровня стойкого рус ского сорта «антоновка», а вес плодов увеличить с 35 — 40 граммов до 210 граммов. Плоды вишне - черешневого гибрида «краса Севера» оказались белы ми; с помощью ментора, крас ноплодной вишни, Мичурин превратил их в розовые. .. У ченики и после дователи М и чурина с помощью ментора по вышают холодостойкость и уро жайность плодовых растений, изменяют форму, величину и окраску плодов, повышают про цент сахара в плодах, увеличи вают размеры корневой систе мы в тех случаях, когда она окажется недоразвитой и т. д. ★ ★ ★ «Вся дорога моя до револю ц ии ,— писал Иван Владимиро в и ч ,— была выстлана осмеянием, пренебрежением,забвением...Чи новники из департамента крича ли на меня:« Не сметь!» Ка зен ные ученые об'являли мои гиб риды «незаконнорожденными». Попы грозили: «Не кощунствуй! Не превращай божьего сада в дом терпимости!» (та к хара к теризовалась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 6 0 2— 6 0 3 ). У великого естествоисп ытателя в дореволюционное время был лишь крохотный питомник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощников и продолжателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в о к тябре 1917 года, был полным переворотом и в жизни и дея тельности И. В. Мичурина. Ком мунистическая партия, великий Ленин и продолжатель его дела I . В. Сталин по достоинству оценили труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичуринского учения. ■Благодаря заботам Коммуни стической партии и Советского правительства по всей стране развернута сет,ь институтов, зо нальных опытных станций, опорных пунктов, которые ны не продолжают и развивают идеи и учение Мичурина в ра стениеводстве, в ж и в о т н о в о д с т в е , в микробиологии, в теоретической медицине и ве теринарии. Советские селекцио неры-мичуринцы, продолжая де ло Мичурина, только за послед ние двадцать лет создали в на шей стране свыше 1 .500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяйственных ра стений и десятки высокопродук тивных пород домашних живот ных. Далеко на севере, на Ур а ле и в Сибири, в высокогорных районах Армении, Азе рбайджа на, Киргизии цветут и плодо носят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов и - совхозов, имеющих сады от нескольких десятков до полутора тысяч г е к таров и больше, культивируются ценнейшие мичуринские сорта яблонь, гр уш , слив и вишни. учение, будучи о всему живому— ивотным и ми- стало достоянием Ьбиологов, агро- иков, миллионов колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное разви тие мичуринского учения имеет огромное значение для осуще ствления программы крутого под'ема сельского хозяйства, начертанной решениями сен тябрьского Пленума Ц К КПСС и последующими решениями пар тии и 'правительства. Передовая мичуринская био логическая н а ука— могучее ору жие советского народа в борьбе за преобразование природы, за создание изобилия сельскохозяй ственных продуктов в нашей стране. А . Б ахар ев. Кандидат сельскохозяйствен ны х наук. _________ г. Мичуринск. Редактор А . Е. ТЕРЕХОВ. Типография газеты «Путь колхозника», Волынского района, Липецкой области. Тираж 1 3 5 0 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz