Путь Октября. 1969 г. (г. Лебедянь)
26 февраля—100 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской Друг и соратник В. И. Ленина я очень счастлива, что мне пришлось пережить револю цию, очень люблю свою теперешнюю работу, мне очень хо рошо жилось в личном отношении. Жизнь кипела все годы и била через край... И если бы начинать жить сначала, я немно гое хотела бы изменить в ней... 1922 г. Н. К. КРУПСКАЯ. 26 февраля исполняется 100 лет со дня рож д ения Надежды Константиновны К р уп с ко й— верно го друга и соратника В. И. Ленина. Вся ее яркая ж и знь и кипучая деятельность являются об ра зц ом и пр им е ром бор ь бы за победу идей к о м мунизма . Жизнь Надежды Константиновны К р уп с ко й— это ж изнь стой ко го р е во люционера , кр уп н о го госу дарственного деятеля, вы дающ е гося педа го га -м ар к - систа, человека о гром ной культуры , исключительной души. ' М не посчастливилось в 1925 году в качестве сту дента А кадем ии ком м ун и стическо го воспитания п р о слушать ци кл лекций , пр о читанных Н. К. Крупс кой . Я б е р еж н о храню фото наше го вы пус кно го курса , засня то го вместе с Надеждой Константиновной . На всю ж и знь запечатлелся в моей душе обра з этого просто го и в то ж е время замеча тельного человека. Воспитание в семье о ка зало большое влияние на ф орм ирование сознания Надежды Константиновны . Ее о тец и мать были обра зованными людьми и жили передовыми обществен ными идеями второй поло вины прош ло го столетия. О тец был заподо зрен в со чувствии револю ционным идеям , уволен со службы и привлечен к суду. Мать На д еж ды Константиновны по лучила образование в ин ституте, по окончании к о то р о го она служила гувер нанткой в богатых семьях. В четырнадцать лет На деж да Константиновна по теряла отца, пришлось ис кать зарабо то к . Она учи лась в -гимназии и одн о вр е менно давала частные у р о ки. Работая в воскресной ш кол е за Невской заставой в Петербурге , она позна комилась с трудами Карпа М аркса и стала гл убже по нимать марксистское уче ние о революционной борьбе . О б этом периоде она писала: «Эти пять лет, проведенные в ш коле , вли ли ж ивую кровь в мой м ар кси зм , навсегда спаяли меня с рабочим классом». Н. К. Крупская приняла ж и вое участие в складывав шемся под р у ковод ством 8. И. Ленина «С ою з е .б о р ь бы за освобождение ра боче го класса». Зимой 1894— 1895 гг. она познакомилась с Владими р о м Ильичем довольно близко . В последующ ие 1895— 1896 годы был аре стован Владимир Ильич, а затем Надежда Константи новна. В. И. Ленина отпра вили в ссылку в Восточную Сибирь, в с. Ш ушенское , а Н адежду Константиновну в Уфу. Вскоре она на правах невесты Владимира Ильича получила разрешение на перее зд в Ш уш енское . В Ш уш е н с ком они пожени лись. «С тех пор , — пишет Надежда Константиновна,— моя жизнь шла следом за е го жизнью в .П ер у Надежды Константиновны принадле ж и т большое количество статей, книг, пропа гандиру ющ их идеи партии, идеи Ленина. Ко гда ум ер Владимир Ильич, у Надежды Констан тиновны нашлось столько сил, что она, отойдя от гр о ба Ленина, пришла на засё^ дание Второго съезда Со ветов и призвала пролета риат вы соко и к р е п к о д ер жать знамя Ленина; Надежда Константиновна значительную часть своей ж и зни посвятила разработ ке важнейших вопросов пе даго гики . В 1915 году она завершила кр уп н ую науч ную работу «Народное об разование и демократия» . Это первь 1 Й марксистский труд по истории педа го ги ки написан по совету В. И. Ленина и получил его вы со кую оцен ку . В нем пос тавлен вопрос о сущности политехнического обучения. Своими трудами Надежда Константиновна в н е с л а крупнейш ий вклад в тео рию комм унистическо го воспитания и образования подрастающ его поколения . Она видела задачу школы в том , чтобы вырастить че ловека — общественника . М но го ее трудов было пос вящено строительству тру довой политехнической ш колы , вопросам учебной работы , политического , ан тирели гиозно го , интернаци онального и эстетического воспитания. Политехническое обра зо вание, например , она рас сматривала ка к такое соче тание труд ово го обучения с общеобразовательными знаниями , ко гда теории принадлежит ведущая роль. Велико значение Н адеж ды Константиновны в ' ра з витии пионер с ко го движ е ния. В декабре 1921 года Крупская приняла участие в первом совещании ЦК РКСМ, посвященном созда нию детской комм унисти ческой организации . Она отстаивала взгляд на пио н е р с кую организацию , ка к на ор гани зацию политиче с кую , она возражала пр о тив взгляда на пионерский отряд , ка к на придаток к школе , ка к на к р у ж о к . Ее письма пионерам— замеча тельный вклад в советскую педа го ги ку . О гр ом н о е внимание уде ляла Н. К. Крупская совет с ком у учителю и предъяв ляла ему особые требова ния «...учителю надо мно го знать и уметь, учиться, учиться и учиться— вот что надо р усс ком у учителю». М но го писала она об обоб щении, изучении и распро странении передово го опы та. С первых дней Советской власти Н. К. Крупская при нимала большое участие в создании общественного д ош кольно го воспитания. По ее м нению обществен ное воспитание, в том чис ле и дош кольное должно быть делом не одних педа гогов, а всей обществен ности. Исключительно вели ка роль Надежды Констан тиновны в области полити ко-просветительной работы среди взросло го населения. Она занималась вопросами ликвидации неграмотности , самообразования . Полити ко -просветительную работу она п реж д е всего оценива ла с точки зрения того, что дает эта работа ш ироким массам в зависимости от новых политических и хо зяйственных задач. В 1931 году Надежда Константиновна была изб рана почетным членом А кадемии наук, а в 1936 году ей была присвоена ученая степень доктора пе дагогических наук. С 1929 по 1935 год она была пред седателем общества «Педа- гогов-марксистов» . Велика роль Надежды Константиновны в строи тельстве советской школы и просвещения. Ее педа го гическое на следие заслуженно назы вают энциклопедией к о м м унистического воспитания, ко торое было и остается одним из источников твор ческо го вдохновения пере довых учителей и р у ко в о дителей школ. Н. ПУПЫНИН, председатель район ного отделения педа гогического общества. КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ, ПЛАКАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, посвя щенная 100-летню со дня рождения Н. К. Круп ской, проведена во второй средней школе. Откры ла конференицю вступительным словом учитель ница Н. М. Струкова. Она рассказала о наиболее важных событиях из жизни н революционной дея тельности Надежды Константиновны. Немало интересных фактов из биографии верно го друга и соратника вождя поведали А.И. Соро кина, О. И. Катасонова. Об организации обучения и воспитания детей в свете педагогических трудов Н. К. Крупской говорил В. М. Ясенков. А стар шая пионервожатая Л. Н. Кузнецова останови- лась'на высказываниях Надежды Константиновны о комсомольской и пионерской организациях. О том, что говорила Крупская о воспитании детей в семье, рассказали Л.,.А. Василеьва и 3. Н. Бессо нова. Затем С. В. Куанецова и Г. П. Кравцова сдела ли обзор статей «Учительской газеты», посвящен ных Надежде Константиновне. Н. КОНОВАЛОВ, преподаватель второй средней школы. НЕ.МАЛО ПОЛЕЗНОГО услышали животново ды первого отделения совхоза «Лебедянский» на читательской конференции по книге «>Н. К. Круп ская о коммунистическом воспитании». Они с ин тересом прослушали выступления заведующей библиотекой Т. П. Щербининой и заведующей клубо.м А. Комаровой о жизни п деятельности На дежды Константиновны, ученицы И. Дорожкиной «Крупская о коммунистическом воспитании моло дежи» и работника сельского Совета В. Щерби ниной о воспитании детей в семье по советам Н. К. Крупской. И. МАТЮНИН, секретарь Больше-Поповского сельского Совета. БОЛЬЩОЙ ИНТЕРЕС у рабочих завода стро ительно-отделочных машин вызвала книжная вы ставка, посвященная 100-летию со дня рождения Н. К. Крупской. Выставку со вкусом оформила заведующая заводской библиотекой 3. П. Наумо ва. На верхней полке—^портрет Надежды Кон стантиновны. Среди различной литературы видное место занимают труды соратника В. И. Ленина о народном образовании в СССР, о коммунистичес- ко.ч воспитании молодежи и детей в семье. Книга Мальцева «Комендант Кремля» посвящается В.И. Ленину и Н. К. Крупской. Рядом с книгами— журналы «Семья и школа», «Библиотекарь». Их материалы также рассказывают о жизни и рево люционной деятельности, верной дружбе и любви Владимира Ильича Ленина и Надежды Констан тиновны. Читатели охотно берут эти книги, журналы и с большим интересом читают о великих людях на шей эпохи. Н. ПОПОВ, председатель завкома профсоюза завода строительно-отделочных машин. В ФОЙЕ ДОМА ПИОНЕРОВ висит красочный стенд. Юные пионеры подолгу рассматривают фо тоснимки, которые рассказывают о жизни и рево люционной деятельности В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Этот монтаж фотографий различных лет посвящен 100-лет.ию со дня рождения Надеж ды Константиновны. У стенда работники Дома пионеров проводят с детьми обзоры фотоснимков, беседы о В. И. Ле нине и Н. К'. Крупской, чья жизнь была без остат ка посвящена счастью народов, его прекрасному будущему. А. КЛЕВЦОВА, старший методист Дома пионеров. ЦИФРЫ и Ф А К ТЫ ^ Н. к. Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Петербурге. ф В 1894 году на собрании марксистов Н. К. Крупская встре тилась с В. И. Лениным и стала деятельной участницей созданного им петербургского «Союза борьбы да освобождение рабочего клас са». ^ В 1896 году Н. К. Крупская была арестована вместе с деяте лями «Союза борьбы». ф В Шушенском Н. К. Круп ская написала свою первую бро шюру «Женщина—работница». ф В дооктябрьский п е р и од Н. К. Крупская вела огромную ор ганизаторскую и пропагандист скую работу. ф Исследование Н. К. Круп ской «Народное образование и де мократия» (1915 г.) — первый марксистский труд по истории пе дагогики. ф В дни Великого Октября Н. К. Крупская находилась на боевом посту в Выборгском рай- ПУТЬ ОКТЯБРЯ 2 стр. № 24 (5483) коме партии и в Смольном, вы полняя поручения В. И. Ленина и ЦК партии. ф В 1920 году Н. К. Крупская возглавила Главполитпросвет. С 1929 года до конца жизни она— заместитель наркома просвещении РСФСР. ф Первый биограф Ленина. H. К. Крупская написала около 100 книг и статей о Ленине, яв ляющихся образцом пропаганды ленинизма. ф Н. К. Крупская—автор более I. 500 работ по вопросам партий ной и советской работы, педагоги ки, коммунистического воспитания и др. ф За выдающиеся заслуги Н. К. Крупская в 1933 году была награждена орденом Ленина, в 1939 году — орденом Трудового Красного Знамени. ф Н. К. Крупской первой в стране была присвоена ученая сте пень доктора педагогических наук. ф Умерла Н. К. Крупская 27 февраля 1939 года. Урна с ее пра хом покоится в Кремлевской сте не, на Красной площади в Москве. Коллектив учителей первой средней школы еще в августе прошлого года приступил к глубокому изучению и широкой пропаганде педагогического наследия Н. К. Крупской. Семинарские занятия, педагогические конферен ции на эти темы проводились ежемесячно. Обсуж дено 27 докладов на самые актуальные темы. Старшеклассники прочитали 46 докладов о жиз ни и деятельности В. И, Ленина и Н. К Крупской, о торжестве идей коммунизма. Интересными были ■их доклады для младших школьников и роди телей. Сейчас в школе идет кинофестиваль, посвящ^н^ ный Ленину и Крупской. Недавно с учащимися проведены викторины «Много ли вы знаете о Н.К. Крупской?». На снимке: учащаяся 9-го класса Антонина Кузнецова проводит беседу с восьмиклассниками о Н. К: Крупской. Фото Н. ЛЯМИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz