Путь Октября. 1969 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1969 г. (г. Лебедянь)

26 февраля—100 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской Друг и соратник В. И. Ленина я очень счастлива, что мне пришлось пережить револю­ цию, очень люблю свою теперешнюю работу, мне очень хо­ рошо жилось в личном отношении. Жизнь кипела все годы и била через край... И если бы начинать жить сначала, я немно­ гое хотела бы изменить в ней... 1922 г. Н. К. КРУПСКАЯ. 26 февраля исполняется 100 лет со дня рож д ения Надежды Константиновны К р уп с ко й— верно го друга и соратника В. И. Ленина. Вся ее яркая ж и знь и кипучая деятельность являются об ­ ра зц ом и пр им е ром бор ь ­ бы за победу идей к о м ­ мунизма . Жизнь Надежды Константиновны К р уп с ко й— это ж изнь стой ко го р е во ­ люционера , кр уп н о го госу ­ дарственного деятеля, вы­ дающ е гося педа го га -м ар к - систа, человека о гром ной культуры , исключительной души. ' М не посчастливилось в 1925 году в качестве сту­ дента А кадем ии ком м ун и ­ стическо го воспитания п р о ­ слушать ци кл лекций , пр о ­ читанных Н. К. Крупс кой . Я б е р еж н о храню фото наше­ го вы пус кно го курса , засня­ то го вместе с Надеждой Константиновной . На всю ж и знь запечатлелся в моей душе обра з этого просто го и в то ж е время замеча ­ тельного человека. Воспитание в семье о ка ­ зало большое влияние на ф орм ирование сознания Надежды Константиновны . Ее о тец и мать были обра ­ зованными людьми и жили передовыми обществен ­ ными идеями второй поло ­ вины прош ло го столетия. О тец был заподо зрен в со ­ чувствии револю ционным идеям , уволен со службы и привлечен к суду. Мать На­ д еж ды Константиновны по ­ лучила образование в ин­ ституте, по окончании к о ­ то р о го она служила гувер ­ нанткой в богатых семьях. В четырнадцать лет На­ деж да Константиновна по ­ теряла отца, пришлось ис­ кать зарабо то к . Она учи ­ лась в -гимназии и одн о вр е ­ менно давала частные у р о ­ ки. Работая в воскресной ш кол е за Невской заставой в Петербурге , она позна­ комилась с трудами Карпа М аркса и стала гл убже по ­ нимать марксистское уче ­ ние о революционной борьбе . О б этом периоде она писала: «Эти пять лет, проведенные в ш коле , вли­ ли ж ивую кровь в мой м ар кси зм , навсегда спаяли меня с рабочим классом». Н. К. Крупская приняла ж и ­ вое участие в складывав­ шемся под р у ковод ством 8. И. Ленина «С ою з е .б о р ь ­ бы за освобождение ра ­ боче го класса». Зимой 1894— 1895 гг. она познакомилась с Владими­ р о м Ильичем довольно близко . В последующ ие 1895— 1896 годы был аре ­ стован Владимир Ильич, а затем Надежда Константи­ новна. В. И. Ленина отпра ­ вили в ссылку в Восточную Сибирь, в с. Ш ушенское , а Н адежду Константиновну в Уфу. Вскоре она на правах невесты Владимира Ильича получила разрешение на перее зд в Ш уш енское . В Ш уш е н с ком они пожени ­ лись. «С тех пор , — пишет Надежда Константиновна,— моя жизнь шла следом за е го жизнью в .П ер у Надежды Константиновны принадле ­ ж и т большое количество статей, книг, пропа гандиру ­ ющ их идеи партии, идеи Ленина. Ко гда ум ер Владимир Ильич, у Надежды Констан­ тиновны нашлось столько сил, что она, отойдя от гр о ­ ба Ленина, пришла на засё^ дание Второго съезда Со ­ ветов и призвала пролета­ риат вы соко и к р е п к о д ер ­ жать знамя Ленина; Надежда Константиновна значительную часть своей ж и зни посвятила разработ ­ ке важнейших вопросов пе­ даго гики . В 1915 году она завершила кр уп н ую науч­ ную работу «Народное об ­ разование и демократия» . Это первь 1 Й марксистский труд по истории педа го ги ­ ки написан по совету В. И. Ленина и получил его вы­ со кую оцен ку . В нем пос­ тавлен вопрос о сущности политехнического обучения. Своими трудами Надежда Константиновна в н е с л а крупнейш ий вклад в тео ­ рию комм унистическо го воспитания и образования подрастающ его поколения . Она видела задачу школы в том , чтобы вырастить че­ ловека — общественника . М но го ее трудов было пос­ вящено строительству тру ­ довой политехнической ш колы , вопросам учебной работы , политического , ан­ тирели гиозно го , интернаци­ онального и эстетического воспитания. Политехническое обра зо ­ вание, например , она рас­ сматривала ка к такое соче­ тание труд ово го обучения с общеобразовательными знаниями , ко гда теории принадлежит ведущая роль. Велико значение Н адеж ­ ды Константиновны в ' ра з ­ витии пионер с ко го движ е ­ ния. В декабре 1921 года Крупская приняла участие в первом совещании ЦК РКСМ, посвященном созда ­ нию детской комм унисти ­ ческой организации . Она отстаивала взгляд на пио ­ н е р с кую организацию , ка к на ор гани зацию политиче­ с кую , она возражала пр о ­ тив взгляда на пионерский отряд , ка к на придаток к школе , ка к на к р у ж о к . Ее письма пионерам— замеча­ тельный вклад в советскую педа го ги ку . О гр ом н о е внимание уде ­ ляла Н. К. Крупская совет­ с ком у учителю и предъяв­ ляла ему особые требова ­ ния «...учителю надо мно го знать и уметь, учиться, учиться и учиться— вот что надо р усс ком у учителю». М но го писала она об обоб ­ щении, изучении и распро ­ странении передово го опы ­ та. С первых дней Советской власти Н. К. Крупская при ­ нимала большое участие в создании общественного д ош кольно го воспитания. По ее м нению обществен­ ное воспитание, в том чис­ ле и дош кольное должно быть делом не одних педа­ гогов, а всей обществен­ ности. Исключительно вели­ ка роль Надежды Констан­ тиновны в области полити­ ко-просветительной работы среди взросло го населения. Она занималась вопросами ликвидации неграмотности , самообразования . Полити­ ко -просветительную работу она п реж д е всего оценива­ ла с точки зрения того, что дает эта работа ш ироким массам в зависимости от новых политических и хо­ зяйственных задач. В 1931 году Надежда Константиновна была изб­ рана почетным членом А кадемии наук, а в 1936 году ей была присвоена ученая степень доктора пе­ дагогических наук. С 1929 по 1935 год она была пред ­ седателем общества «Педа- гогов-марксистов» . Велика роль Надежды Константиновны в строи­ тельстве советской школы и просвещения. Ее педа го гическое на­ следие заслуженно назы­ вают энциклопедией к о м ­ м унистического воспитания, ко торое было и остается одним из источников твор ­ ческо го вдохновения пере­ довых учителей и р у ко в о ­ дителей школ. Н. ПУПЫНИН, председатель район­ ного отделения педа­ гогического общества. КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ, ПЛАКАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, посвя­ щенная 100-летню со дня рождения Н. К. Круп­ ской, проведена во второй средней школе. Откры­ ла конференицю вступительным словом учитель­ ница Н. М. Струкова. Она рассказала о наиболее важных событиях из жизни н революционной дея­ тельности Надежды Константиновны. Немало интересных фактов из биографии верно­ го друга и соратника вождя поведали А.И. Соро­ кина, О. И. Катасонова. Об организации обучения и воспитания детей в свете педагогических трудов Н. К. Крупской говорил В. М. Ясенков. А стар­ шая пионервожатая Л. Н. Кузнецова останови- лась'на высказываниях Надежды Константиновны о комсомольской и пионерской организациях. О том, что говорила Крупская о воспитании детей в семье, рассказали Л.,.А. Василеьва и 3. Н. Бессо­ нова. Затем С. В. Куанецова и Г. П. Кравцова сдела­ ли обзор статей «Учительской газеты», посвящен­ ных Надежде Константиновне. Н. КОНОВАЛОВ, преподаватель второй средней школы. НЕ.МАЛО ПОЛЕЗНОГО услышали животново­ ды первого отделения совхоза «Лебедянский» на читательской конференции по книге «>Н. К. Круп­ ская о коммунистическом воспитании». Они с ин­ тересом прослушали выступления заведующей библиотекой Т. П. Щербининой и заведующей клубо.м А. Комаровой о жизни п деятельности На­ дежды Константиновны, ученицы И. Дорожкиной «Крупская о коммунистическом воспитании моло­ дежи» и работника сельского Совета В. Щерби­ ниной о воспитании детей в семье по советам Н. К. Крупской. И. МАТЮНИН, секретарь Больше-Поповского сельского Совета. БОЛЬЩОЙ ИНТЕРЕС у рабочих завода стро­ ительно-отделочных машин вызвала книжная вы­ ставка, посвященная 100-летию со дня рождения Н. К. Крупской. Выставку со вкусом оформила заведующая заводской библиотекой 3. П. Наумо­ ва. На верхней полке—^портрет Надежды Кон­ стантиновны. Среди различной литературы видное место занимают труды соратника В. И. Ленина о народном образовании в СССР, о коммунистичес- ко.ч воспитании молодежи и детей в семье. Книга Мальцева «Комендант Кремля» посвящается В.И. Ленину и Н. К. Крупской. Рядом с книгами— журналы «Семья и школа», «Библиотекарь». Их материалы также рассказывают о жизни и рево­ люционной деятельности, верной дружбе и любви Владимира Ильича Ленина и Надежды Констан­ тиновны. Читатели охотно берут эти книги, журналы и с большим интересом читают о великих людях на­ шей эпохи. Н. ПОПОВ, председатель завкома профсоюза завода строительно-отделочных машин. В ФОЙЕ ДОМА ПИОНЕРОВ висит красочный стенд. Юные пионеры подолгу рассматривают фо­ тоснимки, которые рассказывают о жизни и рево­ люционной деятельности В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Этот монтаж фотографий различных лет посвящен 100-лет.ию со дня рождения Надеж­ ды Константиновны. У стенда работники Дома пионеров проводят с детьми обзоры фотоснимков, беседы о В. И. Ле­ нине и Н. К'. Крупской, чья жизнь была без остат­ ка посвящена счастью народов, его прекрасному будущему. А. КЛЕВЦОВА, старший методист Дома пионеров. ЦИФРЫ и Ф А К ТЫ ^ Н. к. Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Петербурге. ф В 1894 году на собрании марксистов Н. К. Крупская встре­ тилась с В. И. Лениным и стала деятельной участницей созданного им петербургского «Союза борьбы да освобождение рабочего клас­ са». ^ В 1896 году Н. К. Крупская была арестована вместе с деяте­ лями «Союза борьбы». ф В Шушенском Н. К. Круп­ ская написала свою первую бро­ шюру «Женщина—работница». ф В дооктябрьский п е р и од Н. К. Крупская вела огромную ор­ ганизаторскую и пропагандист­ скую работу. ф Исследование Н. К. Круп­ ской «Народное образование и де­ мократия» (1915 г.) — первый марксистский труд по истории пе­ дагогики. ф В дни Великого Октября Н. К. Крупская находилась на боевом посту в Выборгском рай- ПУТЬ ОКТЯБРЯ 2 стр. № 24 (5483) коме партии и в Смольном, вы­ полняя поручения В. И. Ленина и ЦК партии. ф В 1920 году Н. К. Крупская возглавила Главполитпросвет. С 1929 года до конца жизни она— заместитель наркома просвещении РСФСР. ф Первый биограф Ленина. H. К. Крупская написала около 100 книг и статей о Ленине, яв­ ляющихся образцом пропаганды ленинизма. ф Н. К. Крупская—автор более I. 500 работ по вопросам партий­ ной и советской работы, педагоги­ ки, коммунистического воспитания и др. ф За выдающиеся заслуги Н. К. Крупская в 1933 году была награждена орденом Ленина, в 1939 году — орденом Трудового Красного Знамени. ф Н. К. Крупской первой в стране была присвоена ученая сте­ пень доктора педагогических наук. ф Умерла Н. К. Крупская 27 февраля 1939 года. Урна с ее пра­ хом покоится в Кремлевской сте­ не, на Красной площади в Москве. Коллектив учителей первой средней школы еще в августе прошлого года приступил к глубокому изучению и широкой пропаганде педагогического наследия Н. К. Крупской. Семинарские занятия, педагогические конферен­ ции на эти темы проводились ежемесячно. Обсуж­ дено 27 докладов на самые актуальные темы. Старшеклассники прочитали 46 докладов о жиз­ ни и деятельности В. И, Ленина и Н. К Крупской, о торжестве идей коммунизма. Интересными были ■их доклады для младших школьников и роди­ телей. Сейчас в школе идет кинофестиваль, посвящ^н^ ный Ленину и Крупской. Недавно с учащимися проведены викторины «Много ли вы знаете о Н.К. Крупской?». На снимке: учащаяся 9-го класса Антонина Кузнецова проводит беседу с восьмиклассниками о Н. К: Крупской. Фото Н. ЛЯМИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz