Путь Октября. 1969 г. (г. Лебедянь)
I В Н И З П 0 М 0 « 1 0 ДС]ВШ П ] 1 : с к л о не обучался в Лебедянской гпм- ной артели «Центроспирт», пчело- .''^'■''ллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллл Д О Н У На самом высоком месте села стою я. От конца до конца вижу его улицы, раскинувшиеся по обоим берегам седого Дона. Уг рюмые волны лп7кут пологие от косы, заросшие ивняком, сердито плещут о днище лодки. _—Дедушка Доп, расскажи мне, что помнишь ты о далеких време нах, прошу я его. Стихли на се кунду пенные гребни. а потом снова запели: —Ш-ш-шу, ш-ш-шу. И не понять, о чем хотят они поведать. Может, о том времени, когда вотчина в верховьях Дона была подарена Никите Романови чу Юрьеву? Вероятно, именно от туда ведет свое название это се ло. А может волны говорят о ком- муппсте Гаврилове, первым вы ступившем против кулаков? Или о безвестных летчиках, погибших па глазах у селян в 1942 году? Эх, волны, волны, немые свиде тели промелькнувших столетий. Тайны ваши мне не понять. Но ведь в Романове есть люди, кто помнит, знает историю села? Поиски очевидцев минувших событии привели меня сначала в школу, а затем к порогу дома пенсионера, старого коммуниста Андрея Васильевича Носова. За мечательную жизнь прожил этот 75-летний старик с ласковыми глазами и свет.чой памятью. Исто рия его семьи—это история всего села, пробудившегося к новой жизни только с громом пушек «Авроры» и ленинскими декрета ми о земле и мире. ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ Село и до революции было та ким огромным, как сейчас. 750 крестьянских хозяйств насчиты вало оно, из коих пятая часть бы ли безлошадными. Крепких, где было по 3 лошади, конные плуги —по пальцам рук перечесть. Мно- ш е сдавали свои земельные наде лы исполу, а затем пухли от го лода. Еле-еле сводила концы с концами семья Носовых из пяте рых едоков. На селе было две начальные школы: земская и церковно-при- назии. Невыносимые поборы сво- ДИ.ЛИ с ума. У соседа, Парамона Яковлевича Носова, увели корову, так как налог за землю уплатить не мог. А чем семью кормить, она огромная! Бедняки роптали на судьбу, но выхода не видели. Редко кто ухо дил из села пли приезжал в него. Новости почти не доходили сюда. Но вот ударил по Зимнему крейсер «Аврора», вышли в свет Ленинские декреты. И сонное Ро маново забурлило. Подняли голо вы бедняки, радовались женщи ны: отныне они тоже будут есть свой хлеб, так как получают зе мельный надел. Недоволен был ку.чак Сергей Устинов, в чьем доме сейчас школа, и ему подоб ные. Ведь Устинов терял отруб, что был в 10 километрах от Рома нова. И вот—20-е годы. Мамонтовцы бродят по уезду, громят комитеты партии, вешают коммунистов. Они идут из Лебедяни. Около се- •ча настигают двоих, чьих имен не знает никто, и вешают на пло щади. Снова поднимает голову Устинов и его прихлебатели, но напрасно: они состав.чяли ни чтожный процент. Абсолютное большинство явно сочувствовало новой рабоче-крестьянской влас ти. В действие вступал ленинский план перестройки деревни. Нача лось раскулачивание. К этому времени появились н селе первые коммунисты. Семен Гаврилов. Это его после сходки кулаки чуть не убили. Он выжил, но от побоев так и не оправился, умер через год-два. А вскоре Устинов и дру гие скрылись. 1929-й год. Первая коммуна из 11 бедняцких хозяйств. Затем ТОЗ. Туда вошла семья и А. В. Носова, а в 31 году был организо ван колхоз «Заветы Ильича», объединивший 30 бедняцких хо зяйств. В 32 году их стало 100. К 35-му завершена полная ко.ч- лектпвизация. Люди убеждались, что коммунисты и Ленин пра вильно говорят: коллективно лег че жить и работать. Так в неграмотное Романово проникал свет ленинских идей. Его несли коммунисты. К началу коллективизации их было в де ревне пятеро. Председателем ком муны, а затем колхоза стал М. М. Шмачилин. Сам Андрей Васльевич Носов вод, работал на почте, продавцом сельмага, секретарем сельского Совета, четыре года под фашист ским огнем служил в саперном понтонном батальоне. После вой ны он опять секретарь се.чьсовета, а под старость в 50-е годы—гга- сечник и счетовод в школе. Только три года как на пен сии. За плечами у пенсионера двадцатисемилетний партийный стаж. Он, крестьянин, пришел в партию, чтобы быть ей опорой. Пришел по убеждению, хотя многие считают его коммунистом с того времени, как одним из первых пришел в колхоз, когда поступался своими личными ин тересами во имя общественных, работал на разных участках. ОПОРА КОЛХОЗА Есть в Романове немало лю дей, чьи судьбы воедино слиты с историей сегодняшнего села. Они сами пишут его историю, исто рию древней вотчины, изменив шейся неузнаваемо за годы Со ветской власти не только внеш не, но именно внутренне, психо логически. В когда-то неграмот ном селе сегодня отличная вось- ■милетняя школа со спортзало.м, раздевалкой и занятиями а одну смену, медпункт с целым мед персоналом, отличный клуб с за лом на 200 мест и комнатами для кружковой работы, современный магазин на несколько продавцов, водопровод. Но ведь все это сде лано усилиями людей, колхозни ков сельхозартели «Путь к ком мунизму». Историю сегодняшнего села и колхоза пишут специалисты с высшим и средним образовани ем, такие, как плановик К. Д. Чекловских, бухгалтер В. Д. Но сова, зоотехник Т. П. .Л.цдреева, председатель колхоза, бывший директор школы Н. М. Черников и другие. Более двух десятков работает их сегодня в Романове. Многие, такие, как плановик и бухгалтер, свои, доморощенные. На переднем крае в селе—ме ханизаторы. И многие из них— тоже живая история колхоза и села. К примеру, 20 с лишним лет работает механизатором Сер гей Андреевич Минин. Весной и летом он на тракторе, в уборку пересаживается на комбайн. Точ но так же поступает и другой ходская. Учились несколько чело- всю жизнь был там, где требова- механизатор с двадцатилетним век только в свободное от поле- лось в интересах дела: завхоз мо- стажем М. В. Сошин. Поисттте Бых работ время. Никто из села лодого колхоза, продавец создан- героичен труд тракториста, ин валида Великой Отечественной войны, свекловода М. Д. Устино ва. Рука об руку с ними трудится молодая поросль. Это тракторист В. Ф. Чертовских, комсомолец, недавний школьник тракторист А. Я. Носов. А разве не заслуживают доб рого слова молодые доярки, при шедшие на ферму сразу же после окончания 8-летней шко лы, сестры Евдокия и Валентина Кнутовы, Н. С. Носова? Все они на ферме стали коммунистами, всем по 20 с небольшим. Под стать им и шофер, месяц назад вернувшийся из армии, Николай Носов. Люди сегодняшнего дня. О них, о том, как они трудятся. Ленинские идеи пост 1 ?оения коммунизма претворяются в жизнь. Советские люди своим самоотверженным трудом в корне изменили облик городов и сел. Изменились и сами: все больше и больше в их жизнь проникает коммунистическое от ношение к труду, общественной собственности, укрепляется коммунистическая убежденность. О том, как- изменились наши села, каков стал советский человек, и расскажут наши очерки, которые мы будем пуб ликовать под рубрикой «Вниз по Дону». Первый наш очерк о старинном, но за последние годы сильно помолодевшем селе Романово. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Если в первые годы Советской власти в Романове было 600 де ревянных сох, 800 лошадей, де сяток конных плугов, то сейчас, в пересчете на 15-сильиые, в се ле 51 трактор, 10 зерновых ком байнов, а другую технику и под считать трудно. В полеводстве труд механизирован на 90 про центов. Колхоз имеет 13 грузо вых автомашин и одну «волгу». Поголовье крупного рогатого скота превышает тысячу голов. Сейчас на фермах труд мало ме ханизирован, но в 1970 году на мечено. строительство животно водческого комплекса с полиой механизацией труда на 800 го лов, К этому же времени наме чено и строительство детского комбината, удлинение на два- три километра водопровода. За последние 5—10 лет в Ро манове перестроено 95—97 про центов домов. Люди берут для этой цели у колхоза кредит строительные материалы, если сами они не в состоянии их при обрести. Более 50 телевизоров устреми ли вверх своп антенны, а радио приемники и не сосчитать. Вое это потому, что непрерыв но растет благосостояние селян. В колхозе с 1966 года введена денежная оплата труда. Если три года назад один трудодень обошелся в 1 килограмм хлеба и 10 копеек денег, то в прошлом году тот же человеко-день стоил 3 рубля 24 копейки. Чистый до ход колхоза за прошлый год со ставил 635,5 тысячи рублей, боль ше дохода 1967 года на 243 ты сячи рублей! Современная сельхозартель «Путь к коммунизму»—высокодо Романовский Дом культуры. запросами и интересами. И впе реди — коммунисты, проводни ки идей Ленина и партии, кто когда-то пробудил старое село к новой жизни. Еще долго оглядывалась я на большое и красивое село, когда села в автобус, идущий в Лебе дянь. А там, сбоку, по-прежнему катил свои волны красавец-Дон. ‘ Ю. БАБАНАКОВА. Механизатор Алексей Яковлевич НОСОВ. чем живут, продолжил рассказ ходное, рентабельное предприя- секретарь парторганизации кол- тие. Шивут и трудятся в древнем хоза И. К. Кнутов. Романове новые люди, с новыми | | | | | | | | | | 1 1 1 1 1 1 т 1 1 | | т и 1 | | | | | » Н 1 1 1 п т 1 1 1 1 1 1 1 1 т 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 И 1 1 т т 1 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 И 1 И 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П 1 1 Н 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 И 1 и 1 1 1 1 Ш 11 АВТОМОБИЛЬ ИЛЬИЧА Даже рядом со спичечным ко робком модель машины кажется лилипутом. И все-таки с помощью пинцета можно повернуть руль, а вслед эр ним и колеса, поднять капот, под которым спрятан дви гатель, открыть дверцы кабины, рассмотреть приборный 1 циток. И прочитать на крышке котла: «От беспартийных — коммунистам». В 1923 году беспартийные рабо чие депо Москва—пассажирская бывшей Рязанско-Уральской же- хотя работа над моделью еще не лезнои дороги во внеурочное вре- завершена, и машина собрана лишь «наживо, на одну гайку», уз наю в ней известный «роллс-ройс» —автомобиль, на котором ездил В. И. Ленин. Это четвертая микромодель из «ленинской серии», задуманной московским инженером-конструк- тором Д. А. Хэндросом. А откры вает ее модель паровоза «У-127». Только очень острый глаз может ПУТЬ ОКТЯБРЯ 2 стр. 62 (5521) мя отремонтировали паровоз и передали его коммунистам депо, отмечавшим шестилетие ячейки. А в январе 1924 года «У-127» вел траурный поезд из Горок в Москву... Сейчас паровоз стоит в специ альном павильоне у Павелецкого вокзала. Около полутора лет работал умелец над своей микромоделью. В Ленинградском музее железно дорожного транспорта он изучил чертежи, по которым в 1910 году на Путиловском заводе был по строен «У-127». Они помогли с ювелирной точностью воспоризве- сти все детали локомотива. В нем открываются люки и двери, песоч ница и топка, действуют ходовая и кривошипная части. И даже двухтональный свисток «ростом» в один миллиметр. Кстати, о раз мерах. В «У-127», например, 2566 деталей! А колесо последней мо дели «роллс-ройса», состоящее из 43 деталей, весит... 0,02 гр. Но, конечно, не только размеры поражают в этих моделях, сделан ных из самшита, ореха, слоновой кости. Абсолютное соответствие оригиналу—вот что еще удивляет в них. —Работая над моделями, я ста новился историком, механиком, резчиком, сборщиком,—рассказал Дмитрий Анатольевич.—Почти год, например, ушел только на изуче ние паровоза № 293, на котором В. И. Ленин возвращался из Фин ляндии в Петроград. Сейчас микромодель паровоза № 293—на ВДНХ СССР. А вот мо дель автосаней-вездехода, переде ланного из «роллс-ройса» для за городных поездок и хранящегося в Горках,—пока еще на столе умельца. Но и ему предстоит за нять место в павильоне «Советская культура» на ВДНХ. В планах умельца—продолжать эту серию. Дмитрий Анатольевич хочет сделать модель броневика, с которого Владимир Ильич высту пал на площади у Финляндского вокзала в апреле 1917 года, и па рохода- «Святой Николай», что увозил Ленина из Красноярска в далекую ссылку в Шушенское, и пароходов «Красноярец» и «Де душка», на которых Ильич плавал по Енисею... (Корр. ТАСС). В игнтересах населения 22 мая собралась очередная сессия горсовета, чтобы обсудить мероприятия по дальнейшему улучшеишю бытового обслужива ния населения. С докладом о работе комбина та бытового обслуживания вы ступил главный инженер комби ната т. Аксенов. Внимательно выслушав информацию, депутаты в своих выступлениях дополнили ю, что упустил докладчик, внесли много ценных предложений по улучшению работы комбината бы тового обслуживания. В частности отмечалось, что хо тя комбинат и в цело.ч выполняет план, но по многим видам населе ние не получает достаточно услу:. К- примеру, фотография. В школах и техникумах нет фотографов- профессноналов, а потребность в фотоработах огро.мная. Фотогра фы комбината, когда к пнм обра щаются за помощью, очень не- о.хотно идут в учебные заведения. Частые еще нарекания на низ кое качество работ, особенно но павильону «Чайка», что в поселке машиностроительного завода. Там даже не указаны часы работы от делов. Об этом говорили депута ты Филиппов и Бондареико. Это происходит от того, что низка еще квалификация мастеров, нужно пх учить, а также от безответ ственности, порожденной низкой требовательностью администрации к работникам комбината. Здесь же говорилось и о кон кретных мерах, принимаемых ком бинатом для устранения указан ных недостатков. Так, чтобы ре шить вопрос о быстром и качест венном ремонте обуви, комбинат договорился с обувной фабрикой города Липецка о том, что сред ний и крупный ремонт обуви бу дет производиться там за 7 дней. Конкретные предложения по улучшению работы внесли депута ты Волынчиков, Лаврищев, Мухи на и другие. Затем депутаты заслушали ин формацию о наказах избирателей города и их выполнении. Начальник комбината комму нальных предприятий т, Бонда ренко просил депутатов организо вать практическую помрщь в ре монте водопровода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz