Путь Октября. 1969 г. (г. Лебедянь)
3 - ЗА ЛЕНИНСКОЙ СТРОКОЙ ОТ СОХИ-К ТРАКТОРУ ^ллллллллллллллллллллллллллллллл/< -к'' На этой странице, дорогой читатель, рассказывается о том, как наша партия осуществляла ленинскую мечту о 100 тысячах тракторов для деревни, как создавалась в стране ма териально-техническая база крупного социалистического сель ского хозяйства. Претворяя' в жизнь ленинские заветы, партия перевела деревню на социалистический путь развития, вооружила пе редовой техникой, обеспечила подъем производительных сил, преобразила ее экономику и социальный облик. Бессмертные идеи Ильича торжествуют в нашей жизни, в героических делах советского народа. ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч перво классных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока э т о - фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммувию (т. е. за коммунизм)». Так В. И. Ленин говорил 50 лет назад. А сегодня не сто тысяч, а почти два миллиона стальных ма шин боро зд ят колхозны е и сов хозные нивы. Примечательный факт; только к весенне-полевым СТАЛЬНЫЕ АГИТАТОРЫ ЗО-е годы. На правый берег Волги, в степь, где веками хозяй ничали суслики да завывал ветер, пришли строители будущ е го тр а к торно го завода. Стране срочно нужны были стальные машины. И землекопы , каменщики , таке лажники боролись за темпы, ка ких не знал мир . Люди не просто работали— они соревновались в героизме . Сталинградский тра к торный вступил в строй 17 июня 1930 года— более чем на год раньше срока . Первоначальное задание— 10 тысяч тракторов в 'Г О Д — тоже пришлось пересмот реть: завод начал выпускать 40 тысяч машин в год. А вскоре на колхозны е поля вышли тракторы с новой м аркой — харьковский . В тридцатые годы сталинград ские и харьковские тракторы на зывали большевистскими снаряда- ми-агитаторами. И не случайно: они взрывали старый мир, распа хивали м ежи , переделывали души крестьян. КАКИМ БЫТЬ ТРАКТОРУ работам нынешнего года государ ство дает земледельцам сто тысяч тракторов . Об этих машинах и их будущ их «собратьях», о тех, кто стоял у колыбели советско го тра к торостроения ,— наш рассказ. ПО ЗАДАНИЮ ИЛЬИЧА Незадол го до О ктябр ьс кой ре волюции русский инж енер Я. В. М амин сконструировал и постро ил первый в м ире колесный тра к тор. Работами Мамина заин тере совался Владимир Ильич Ленин. В марте 1918 года он встретился с изобретателем , д ол го беседовал с ним. Уходил М амин от Ильича с ответственным заданием— ор га низовать тра кторны й завод в мас терских, расположенны х в городе М ар ксе Саратовской губернии . Советское правительство выдели ло Я. В. М амину сто тысяч рублей золотом и поручило купить за границей станки . М амин выполнил задание. Завод, названный «Воз рождением » , стал выпускать трак торы мам ин ской конс тр у кции . Так начиналось советское тр а кто р о строение. Заводы— ветераны, рожденны е в годы первых пятилеток, по- п реж н ем у возглавляют отечест венное тракторостроение . Правда, ре кон с тр у кции неузнаваемо изм е нили их облик. Новейшее о б о р у дование, поточные линии, м ощ ные цехи, кажды й из ко торы х по мощностй м ож е т соперничать со средним заводом— такими стали эти заводы. Триста тысяч тра кторов в год получают сейчас земледельцы страны. А инженеры , ученые раз- рабатывкэт новые конструкции машин. Какими ж е они будут? Возму жает трактор -малыш «Т-20». Его сменит новый — «Т-25» с двухци линдровым двигателем, оснащен ным воздушным охлаждением . П орадую т земледельцев новые тракторы «Беларусь». Они будут работать на повышенных с ко р о с тях— 9— 15 километров в час. М ощ ость их двигателя — 120 ло шадиных сил, а проиэводитель- Ведешь свой «ДТ» по полю, делаешь привычное, сызмальства знакомое и полюбившееся дело и как-то не задумываешься над тем, что было в нашем селе до 30-х годов. Скорбная фигура пахаря, ус тало бредущего за сохой, олице творяла нелегкий труд дорево люционного куйманского кре стьянина. Чуть забрезжит рас- ' свет, тянулся он в полр с лоша денкой и дотемна ковырялся на крохотных полосках земли. Труд тяжелый, каторжный не приносил ни радости, ни достат ка. Своего хлеба у крестьянина хватало «до рождества», в луч шем случае «до пасхи». Только после Великого Октяб ря, с первых лет кол.чективиза- цпп ' осуществилась заветная крестьянская мечта о машине на полях. В 1935 году в селе бы ла создана МТС. Наши первые трактористы Алексей Михайло вич Кононыкин, Илья Григорье вич Хромин, Михаил Яковлевич Аньшин, который и сейчас рабо тает на тракторе, хорошо пом нят, что в начале в пх распоря жении было лишь семь прр 1 цел- ных комбайнов «Коммунар», НА ПЛЕЧИ МАШИН около 30 слабых тракторов «ХТЗ-5» да несколько «фордзо- нов». Наша МТС в первые годы свое го существования обслуживала колхозы, общая земельная пло щадь которых составляла около 30 тысяч гектаров. Таким обра зом, на каждый физический трак тор приходилось по 1.000 гекта ров земли. И все же по тем вре менам это было уже большим достижением. Правда, основную массу работ приходилось тогда выполнять еще на лошадях и вручную. Па хали землю конными двухлемеш ными плугами, убирали жнейка ми, лобогрейками, молотили кон ными молотилками, которые имел каждый колхоз. Как прави ло,копны сначала свозили на гум но, а потом обмолачивали до глу бокой зимы. Много хлеборобы вкладывали труда, и все же уро жайность не превышала 9—10 центнеров зерна с гектара. А теперь, спустя 34 года после создания МТС, трудно себе пред ставить Куймань без механиза торов. Они работают тракторис тами и комбайнерами, машинис тами и электриками, стали веду щей силой в сельскохозяйствен ном производстве. Труд кресть янский все более приближается к труду индустриальному. На 13 тысячах гектаров у нас рабо тает сейчас 65 тракторов, которые водят по полям около сотни трактористов. В совхозе 22 самоходных комбайна, 44 разные сеялки, 55 культиваторов. Авто парк вырос от трех до 42 ма 1 пип разных марок. Ежегодно различной сельско хозяйственной техники мы поку паем сейчас почти на 100 тысяч рублей. Нынешним летом полу чим два новых «К-700», мощ ность двигателей которых равна 220 лошадиным силам. Профессия механизатора ува жаема на селе с первых дней коллективизации, когда кресть янин проголосовал «за комму- ность на треть выше, чем у пред шественников. Необычную маш и ну создаю т кишиневские тракто ростроители . Два ее двигателя со единены арочной рамой. Навер ное, поэтому конструкторы назва ли новинку, предназначенную для работы на виноградниках, «сухо путным катамараном». Придут на поля мощ ные харь ко вские «Т-150». Вместе с гусенич ными тракторами будут изготав ливаться и колесные этого типа. Трехсот лошадиных сил достигнет мощность двигателя ново го тра к , тора «К-701»! Машины самых разных м аро к трудятся на наших полях. Они приходят даже туда, где, казалось бы, м о гу т работать только чело веческие руки . На полях действу ет новая техника— мощная, прои з водительная, долговечная. Имен но такая, о ко торой мечтал В. И. Ленин, стоявший у истоков совет ско го тракторостроения . А. ШАПОВАЛОВ. нию». Трудовую славу первых наших механизаторов берегут и умножают трактористы нового поколения. Это — братья Федор и Иван Калгановы, которые нын че одними из первых подготови ли свою технику к новой битве за урожай. Это-—коммунист Сер гей Филиппович Кирьянов, кото рый не уйдет с поля, не выпол нив полторы—две нормы. Когда говоришь о настоятцем и прошлом, всегда хочется под вести итог, посмотреть, как из менилось положение дел за про житые годы, сравнить, что было и что есть. Но никакая арифмо- тика не способна показать, что дала нам, крестьнам. Советская власть, какие гигантские преоб разования принесли Великий Октябрь и коллективизация. Эти преобразования надо почувство вать сердцем. И мы чувствуем, знаем это, потому и работаем с удвоенной энергией, так, чтобы год от года полнились совхозные закрома, в каждый дом прихо дил достаток. Н. ЕРАХТОРШ1, механик по сельхозмашинам совхоза «Куйманский». :ТАК БЫЛО, ;ТАК ЕСТЬ ^ в дореволю ц и о н н о й ' России основными орудиями ‘ обработки почвы были соха и< борона . По данным переписи < 1910 года, крестьяне имели < о коло 8 миллионов сох, 6 мил-< Л ИО НО В деревянных и металли ческих плугов, 17,7 миллиона ; борон . ^ Колхозы и совхозы стра-< ны имею т сейчас почти 2 м и л - ; Лиона тракторов. ® За пять лет энер говоору - ; >женность труда в колхозах и ; I совхозах повысится по с р а в - ; [нению с 1965 год ом в два раза. ^ Арм ия механизаторов на шей страны насчитывает сей- I час 3 миллиона 200 тысяч че- ■ I ловек. 1970 году для двухсмен - ! ной работы тракторов п о т р е - ; >буется 6 миллионов механиза- ; >торов. За пятилетие будет под - | •готовлено в профессионально -технических училищах о коло 2< •миллионов 800 тысяч м е х а н и - ! •заторов ш и ро ко го профиля. ^ Ш и р о ко е внедрение по - | >лучат скоростные тр а к то ры , ! >более прогрессивные , универ- >сальные, широкозахватные и ; ! мно горядные машины приме - ) нительно к природно -э кономи - !ч е с ким зонам и во зд елы вае - ; ’ мым культурам , а та кж е к о м - ; I бинированные машины , вы п о л - ; Зияющие одновременно н е - ! >с колько технологических про- I цессов. ^ Ч Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л /^ Как работали промышленные предприятия в первом квартале Пятилетку — досрочно! — под таким девизом на каждом про мышленном предприятии развер нулось сейчас социалистическое соревнование, в котором принима ют участие все коллективы цехов, участков, отделов. На предмай ской трудовой вахте больших ус пехов добился коллектив машино строительного завода. Успешно выполнен план по производству и реализации продукции, а также по выпуску главнейших изделий промышленности. Машиностроите ли в текущей пятилетке дали сл<> во внедрить 40 планов НОТ с эко номическим эффектом 150 'тысяч рублей. Большинство этих планов уже разработано, внедряется, В четвертом году пятилетки почти все промышленные предпри ятия нашего района работают по новой системе планирования и экономического стимулирования. В этих условиях основным пока зателем работы предприятий яв ляется выполнение планов реали зации продукции. Отрадно отме тить, что все предприятия района, за исключением кирпичного заво да, справились с квартальным планом реализации. Всего по рай ону сверх плана дано промышлен- ннла квартальны ной продукции на 726 тысяч руб- ции продукции лей. Почти в два .раза перевыпол- фабрика. В пять А вот каковы показатели по другим промыш вые—выполнение квартального плана реализации процентах к уровню этого же периедя прошлого реализации продукции, четвертые — выполнение --произведено продукции в I квартале 1969 года ро года, шестые — выполнение мартовского плана (По сведениям районной инспектуры Углебрнкетная фабрика Комбикормовый цех Плодокомбинат Объединение «Сельхоз техника» Молочный аавод Райпищекомбинат Типография Консервный завод Завод строительно отделочных машин - В эту сводку не включены итоги выполнения плана по главнейшим изделиям промышленности. Квар тальный план по этим показате лям целиком выполнил лишь кол лектив машиностроительного заво да. А вот коллектив завода стро ительно-отделочных машин недо- й план реалнза- за соответствующий период прош- углебрикетнач лого года, реализовали продукции раз больше, чем рабочие консервного завода, ленным предприятиям. Цифры показывают: пер- продукции, вторые — реализовано продукции в года, третьи — выполнение мартовского плана квартального плана по валовой продукции, пятые в процентах к уровню этого же периода прошло- по выпуску валовой продукции в процентах, госстатистики) ★ ★ ♦ 195 480 230 140 200 171 .Хлебокомбинат 105 107 110 105 108 109 131 165 141 — — — Сахарный завод 105 81 82 104 76 88 122 104 160 126 105 135 Завод «Ветоборудо- вание» 1:03 141 102 101 126 101 112 133 148 109 118 146 Машиностроительный 141 118 92 ШЗ 120 89 завод 100,5 118 104 101 116 102 110 116 434 — 119 — Кирпичный завод 55 138 103 55 138 100 107 144 140 107 119 110 Комбинат бытового 105 500 300 95 140 114 обслуживания — Ю9 — — — — Электросети — 90 — — — — 105 118 108 104 120 106 Итого по району 107 109 104,5 111 103 109 дал стране за квартал 158 тонн чугунного литья. Лишь на 94 про цента выполнил квартальный план по хлебобулочным изделиям го родской хлебокомбинат. Жители города недополучили в первом квартале почти 100 тонн хлебо- бу,чочных изделий. Особенно пло хо поработал коллектив хлебоком бината в марте, когда план по главнейшим изделиям оказался выполненным лишь на 90 проце- 1 - тов. Следует отметить хорошую ра боту коллектива комбината быто вого обслуживания по изготовле нию главнейших видов продукции. Квартальный план комбинат вы полнил на 120 процентов, а мар товский—на 124' процента. А вот коллектив завода строи тельно-отделочных машин недо дал поставщикам в марте 44 краскотерки, выполнив план по этому виду изделий лишь на 90 процентов. Правда, мелотерок за вод отправил потребителям на 50 штук больше, чем намечалось. Ме сячный план выполнен на 120 про центов. .Апрель — месяц ударной пред майской вахты, месяц коммунис тических субботников, месяц 99-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Дело* чести коллективов лебедянских промышленных пред приятий отметить эти даты само отверженным трудом, досрочным выполнением месячного плана по производству и реализации про дукции. ПУТЬ ОКТЯБРЯ № 44 (5503) 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz