Путь Октября. 1968 г. (г. Лебедянь)
цпаЛ""ДГ:>ШГ\[П1 Учимся конспектировать в лекции «О государстве», прочитатной в 1919 году в КоммунисгическО'М универси- тете им. Свердлова, В. И. Ле нин говорил слушателям: «... самое главное, чтобы в ре зультате ваших чтений, бесед и лекций, которые вы услы шите о государстве, вы вынес ли умение подходить к это му вопросу самостоятельно... Только тогда, если вы научи- тесь самостоятельно разби раться по этому вопросу,— только тогда вы можете счи тать себя достаточно тверды ми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаи вать их перед кем угодно и когда угодно». УкачЗания В. И. Ленина по ложены в основу организации политического образования коммунистов. Мы Д 0 ЛЖ 1 НЫ вос питывать идейно убежденных борцов партии, политически грамотных людей, а это дости гается не одним прослушива нием докладов и бесед. Процесс этот требует усиленного, глу бокого изучения марксистско- ленинской теории, сознатель ного понимания законов об- ществешого развития. Пропа гандист призван научить сво их слушателей умению само стоятельно работать с перво источниками. Изучая со слушате. 1 ями про изведения В. И. Ленина, я подчеркиваю каждый раз важность не механическо го переписывания, а творче ского отбора главных идей. С Е М Ь Я , Ш К О Л А , О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь К ем хочу бЫтЬ о чем говорят социологические исследования Оанакомл&ние учащихся обще образовательных школ с различ ными, наиболее распространен ными профессиями 3 народном хозяйстве имеет большое восгги тательное значение, так как на этой основе расширяется полити ческий кругозор детей и облегча ется выбор ими будущей профес сии. Такая работа проводится учи телями всех предметов как на уроках в процеасе изучения ос нов наук, так и на факультатив ных и внеклассных занятиях. Все это влияет на формирование склонностей учащихся, а следо вательно дает им известную практическую подготовку к тру- ДО.ВОЙ деятельности. 1. Желают учиться дальше 2. Поступить на про 1 изводство 3. Количество профессий, названных школьниками Учащиеся 8 и 9 классов хотят быть учителями 30 процентов, шоферами—25 процентов, тока рями—15 процентов. А вот како вы склонности учащихся 10 кла 10 Сов: радиотехниками поже лали быть 2 человека, инженера- ' ми—4, агрономами—2, торговы ми работниками—2, бухгалтера ми—2 и т. д. Отметим, что 25 процентов выпускников хотят по лучить образование и работать: в сельском хозяйстве—два чело века, в промышленности—девять. 46 процентов выпускников из- &рал 1 И непроизводственные про^ фесоии и только 3 человека ре шили работать на производстве. Танова профессиональная ори ентация выпускников городской школы. Сведения других школ города совпадают. А вот как выглядит проф ориентация учащихся сельских школ: из 67 выпускников Агро- вомовской средней школы, на пример, желают получить сель скохозяйственное образование и работать в сельском хозяйстве 16 человек, в промышленности (тех ники, инженеры)—12. 30 человек решили стать непроизводствен ными специалистами. Социологические исследования показывает склонность большин ства (67 процентов выпускников) к непроизводственным профес сиям. Отличие в том, что 27 процентов выпускников сельских школ, где проводятся факульта тивные занятия по сельскохозяй- отвенному производству, хотят Выпускники средних школ, повинуясь личным склонностям и обстоятельствам жизни, уст ремляются в институты и техни кумы или включаются в произ водственный труд. Какова же професснональная ориентация учащихся 8—10 классов наших школ в этом году? Каковы воз можности их трудоустройства в нашем районе? -Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели со циологические исследования сре ди учащихся 8, 9, 10 классов школ города II района. Вот что они показали. Ответы учащихся второй средней -школы, напри мер, можно классифицировать в процентах так: 8 класс 9 класс 10 класс 57 100 ■ 85 33 — 15 ПУТЬ ОКТЯБРЯ 2 стр. № 38 (5342) 19 10 15 получить специальность и рабо тать в колхозе или совхозе. Из таких выпускников мы получим перспективные кадры для села. Решающую роль в воспитании у учащихся интересов и любви к сельскому хозяйству, как видим, выполняет сельская школа, то есть целенаправленное, политех ническое трудовое обучение с сельскохозяйственным уклоном. К сожалению, городские шко лы явно недостаточно ориентиру ют учащихся на сельскохозяй ственное производство, в то вре мя как потребность в квалифици рованных кадрах на селе очень велика. В 1968 году, например, потребуется в общей сложности около 500 человек. Спрос на кадры для промыш ленности и непроизводственных профессий в районе также боль шой. Только для четырех наших промышленных предприятий тре буется 120 токарей, слесарей, сверловщиков, фрезеровщиков. Возвращаясь к вопросу о про фессиональной ориентации уча щихся 8 и 9 классов, мы долж ны учитывать тот факт, что ин тересы школьников полностью еще не сложились. Школа мо жет многое сделать, чтобы ос новная масса учащихся восьмых классов продолжала свое образо вание в десятилетке. Педагоги ческие коллективы призваны так формировать профессиональные интересы учащихся, чтобы удов летворять все возрастающую пот ребность народного хозяйства в кадрах. Н. ПУПЫНИН, председатель районного отде ления педагогического общества. Поэтому ргкомондую, Прг-уКДО чем начать ко'нспоклирован'ис, прочитать вииматолыно работу или главу, осмыслить сс, сос тавить подрюбиый пла^ь Та,К', 111 )и иауч141ии книги 1Т И. ,1|ситы «Две тактики со и л-демократии в демократи ческой револю ции» я подроб но охарактери зовала период и условия, в которых работал Ленин, да ла слушателям подробный план, расскаэа.ла о значении книги. П процессе конспектирования стремилась сосредоточить вни мание слушателей па осо бенностях буржуазно - демо- к р а т и ч е с к о й р е в о л ю- ции в эпоху империализ.ма, ее движущих силах и перспек тивах, которые показал В. II. Лепин в своей к,н 1 иге, назвала основные вопросы, определив шие стратегический план и тактическую линию большеви- к’ов: о гегемонии пролетари ата в буржуазно-демократиче ской революции, о союзе ра- б(^чего класса и крестьянства, о вооруженном восстании, как основном средстве свержения царского сам' 0 |державия и по беды революции, о революци- онно-демократич'еской дикта туре пролетариата и крестьян ства и временном революцион ном правительстве, о перерас тании буржуазно-демократи ческой революции в револю цию социалистическую, о по литической партии пролетари ата как решающем условии осуществления им роли вождя народной революции. 1’абот1.1 Лепина «О лозунге ( осди'пенных Штатов 1<шро- пы», «О задачах нролетариата в данной революции» неболь шие по объему, и они пол ностью были зак 10 иснектирова- ны на занятии. Я только по могала слушателям выявлять глав^ще иделать краткие запи си. На этом же занятии про-ве- ла беседу по пунктам конспек та. Слушате.ли сами объясня ли, как поняли они закоисиск- тированный материал. К практическим занятиям слушатели самостояте.лыю го товят доклады по отдрльны.ч главам работ В. И. Ленина. Удачны каждый 'раз выступле ния М. В. Шавыриной, Н. Я. Кобзевой, Н. С. Чаплыгиной, Е. Г. Матвеевой, А. Д. Врако- вой, А. А. Оальникввой, П. В. Нашинцева и других. Самостоятельная работа над пррвоисточниками воспитыва- от у слушателей коммунисти ческую убежденность, мораль ные качества строителей ком мунизма. 3. АЛЕКСЕЕВА, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма пер вого года обучения при районной больнице. В помощь агитаторам,^ политинф орматорам Закрепим успехи юбилейного года! О 'РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ народного потребле ния позвблил повысить во втором году пятилетки товарооборот, улучшить бытовое обслуживание населения. Розничный товарообо рот государственной и коопера тивной торговли превысил 122 мил лиарда рублей и увеличился в со поставимых ценах на 9,4 процен та. По сравнению с 1940 годом розничный товарооборот вырос в 5 раз, а с 1960-м — более чем в у 1.5 раза. Населению продано това ров на 2,4 миллиарда рублей больше, чем намечалось по плану. О В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НА-|;^ СЕЛЕНИЯ второй год пятилетки р" уаелнчил все реальные доходы; трудящихся нашей страны на б| процентов. Среднемесячная зара ботная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве поднялась до 103 рублей, а с учетом выплат и льгот из общественных фондов потребления составляет теперь 8 139.5 рубля. В прошлом году насе-!ч ление нашей страны получило нз общественных фондов 49 миллиар дов публей: более 207 рублей В| расчете на душу населения. Это на 80 руб.дей больше, чем в 1960 году, и в 10 с лишним раз—по сравнению с 1940 годом. (Журнал «Агитатор» №4, 1968 г.)| Расфасовочный участок — передовой в консервном цехе плодоягодного комбината. Кол лектив его выполняет план на ПО—120 процен тов, соревнуясь за досрочное выполнение пяти летки, достойную встречу 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. На снимке: рабочие расфасовочного участка Р. И. Баутина, М. А. Ситникова, В. П. Татари нова, Н. В. Косарева, А. И. Сухинина. Фото Н. ЛЯМИНА. ^ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. М. ГОРЬКОГО Ч Е Л О В Е К УУ ...в Московском Художественном театре только что закончилась премьера спектакля «На дне». Успех был неслыханный, ошеломляющий. Спек такль утверждал жизнь как борьбу за человека. Это был гимн свободе. Крылатые слова из пьесы: «Все—в человеке, все для человека», как и имя ее автора—Максима Гбрького, стали с тех пор, с на чала XX века, паролем революционно настроенной молодежи... Величавый и свободный человек, идущий вперед и выше—основная тема, которую принес в литера туру Алексей Максимович Горький. Прежде чем написать первый рассказ («Макар Чудра», 1892 г.). Горький прошел суровую школу жизни. Сама действительность рождала в нем протест против угнетателей, заставляла искать путь к правде и справедливости. И Горький нашел этот путь. Он стал певцом борьбы, глашатаем ре волюции. В его лице рабочий класс обрел своего первого великого писателя. В. И. Ленин высоко ценил Горького как круп нейшего пролетарского художника, любил как че ловека огромного обаяния и революционной целе устремленности. Писатель отвечал Владимиру Ильичу тем же глубоким чувством. Ленин указывал, что Горький «принес и прине сет много пользы всемирному пролетарскому дви жению». Эти слова вождя революции отмечают главную заслугу писателя перед всем человечест вом. Литературное наследие Горького громадно. Оно поражает величием и богатством содержания, художественным совершенством произведений. В его творчестве отражена целая историческая эпо ха-крушение старого, капиталистического строя и создание небывалого, социалистического мира. Все, что угнетало, уродовало человека, Горько му было ненавистно. Могучий художник-реалист, он беспощадно срывал все и всяческие маски с подлого мира рубля и наживы («Мещане», «Фо ма Гордеев»), доллара и бесчеловечности («Го род Желтого дьявола»). Разложению буржуазно го общества и его культуры он противопоставил рост передовых сил пролетариата («Мать», «Вра ги», «Жизнь Клима Самгина»). Воспитание лучших человеческих качеств художник неизменно связы вал с участием в борьбе за народное счастье. Пи сатель верил, что нет таких препятствий, которые не мог бы преодолеть народ. Еще в юношеские годы Горький вынашивал мечту о свободном труде, способном творить чу деса. Труд—радость, жизнь—творчество, говорил он. С победой революции хозяином России стал^ вобожденный народ. Горький пристально вгл! вался в первые шаги строителя социалистического государства. Его потрясал размах дел советских людей. «Товарищ!—приветствовал он творца но вой жизни.—Знай и верь, что ты—самый необхо димый человек на земле!». Несмотря ни на возраст, ни на болезнь, писатель ездил по городам страны. Своими глазами наблю дал он преображение родной земли. И где б ему ни приходилось бывать, везде открывались перед ним незабываемые картины созидания. Очерки «По Союзу Советов», «На краю земли», «Расска зы о героях» ярко запечатлели это движение жиз ни к свету, к счастью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz