Путь Октября. 1968 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1968 г. (г. Лебедянь)

цпаЛ""ДГ:>ШГ\[П1 Учимся конспектировать в лекции «О государстве», прочитатной в 1919 году в КоммунисгическО'М универси- тете им. Свердлова, В. И. Ле­ нин говорил слушателям: «... самое главное, чтобы в ре­ зультате ваших чтений, бесед и лекций, которые вы услы­ шите о государстве, вы вынес­ ли умение подходить к это­ му вопросу самостоятельно... Только тогда, если вы научи- тесь самостоятельно разби­ раться по этому вопросу,— только тогда вы можете счи­ тать себя достаточно тверды­ ми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаи­ вать их перед кем угодно и когда угодно». УкачЗания В. И. Ленина по­ ложены в основу организации политического образования коммунистов. Мы Д 0 ЛЖ 1 НЫ вос­ питывать идейно убежденных борцов партии, политически грамотных людей, а это дости­ гается не одним прослушива­ нием докладов и бесед. Процесс этот требует усиленного, глу­ бокого изучения марксистско- ленинской теории, сознатель­ ного понимания законов об- ществешого развития. Пропа­ гандист призван научить сво­ их слушателей умению само­ стоятельно работать с перво­ источниками. Изучая со слушате. 1 ями про­ изведения В. И. Ленина, я подчеркиваю каждый раз важность не механическо­ го переписывания, а творче­ ского отбора главных идей. С Е М Ь Я , Ш К О Л А , О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь К ем хочу бЫтЬ о чем говорят социологические исследования Оанакомл&ние учащихся обще­ образовательных школ с различ­ ными, наиболее распространен­ ными профессиями 3 народном хозяйстве имеет большое восгги тательное значение, так как на этой основе расширяется полити­ ческий кругозор детей и облегча­ ется выбор ими будущей профес­ сии. Такая работа проводится учи­ телями всех предметов как на уроках в процеасе изучения ос­ нов наук, так и на факультатив­ ных и внеклассных занятиях. Все это влияет на формирование склонностей учащихся, а следо­ вательно дает им известную практическую подготовку к тру- ДО.ВОЙ деятельности. 1. Желают учиться дальше 2. Поступить на про 1 изводство 3. Количество профессий, названных школьниками Учащиеся 8 и 9 классов хотят быть учителями 30 процентов, шоферами—25 процентов, тока­ рями—15 процентов. А вот како­ вы склонности учащихся 10 кла 10 Сов: радиотехниками поже­ лали быть 2 человека, инженера- ' ми—4, агрономами—2, торговы­ ми работниками—2, бухгалтера­ ми—2 и т. д. Отметим, что 25 процентов выпускников хотят по­ лучить образование и работать: в сельском хозяйстве—два чело­ века, в промышленности—девять. 46 процентов выпускников из- &рал 1 И непроизводственные про^ фесоии и только 3 человека ре­ шили работать на производстве. Танова профессиональная ори­ ентация выпускников городской школы. Сведения других школ города совпадают. А вот как выглядит проф­ ориентация учащихся сельских школ: из 67 выпускников Агро- вомовской средней школы, на­ пример, желают получить сель­ скохозяйственное образование и работать в сельском хозяйстве 16 человек, в промышленности (тех­ ники, инженеры)—12. 30 человек решили стать непроизводствен­ ными специалистами. Социологические исследования показывает склонность большин­ ства (67 процентов выпускников) к непроизводственным профес­ сиям. Отличие в том, что 27 процентов выпускников сельских школ, где проводятся факульта­ тивные занятия по сельскохозяй- отвенному производству, хотят Выпускники средних школ, повинуясь личным склонностям и обстоятельствам жизни, уст­ ремляются в институты и техни­ кумы или включаются в произ­ водственный труд. Какова же професснональная ориентация учащихся 8—10 классов наших школ в этом году? Каковы воз­ можности их трудоустройства в нашем районе? -Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели со­ циологические исследования сре­ ди учащихся 8, 9, 10 классов школ города II района. Вот что они показали. Ответы учащихся второй средней -школы, напри­ мер, можно классифицировать в процентах так: 8 класс 9 класс 10 класс 57 100 ■ 85 33 — 15 ПУТЬ ОКТЯБРЯ 2 стр. № 38 (5342) 19 10 15 получить специальность и рабо­ тать в колхозе или совхозе. Из таких выпускников мы получим перспективные кадры для села. Решающую роль в воспитании у учащихся интересов и любви к сельскому хозяйству, как видим, выполняет сельская школа, то есть целенаправленное, политех­ ническое трудовое обучение с сельскохозяйственным уклоном. К сожалению, городские шко­ лы явно недостаточно ориентиру­ ют учащихся на сельскохозяй­ ственное производство, в то вре­ мя как потребность в квалифици­ рованных кадрах на селе очень велика. В 1968 году, например, потребуется в общей сложности около 500 человек. Спрос на кадры для промыш­ ленности и непроизводственных профессий в районе также боль­ шой. Только для четырех наших промышленных предприятий тре­ буется 120 токарей, слесарей, сверловщиков, фрезеровщиков. Возвращаясь к вопросу о про­ фессиональной ориентации уча­ щихся 8 и 9 классов, мы долж­ ны учитывать тот факт, что ин­ тересы школьников полностью еще не сложились. Школа мо­ жет многое сделать, чтобы ос­ новная масса учащихся восьмых классов продолжала свое образо­ вание в десятилетке. Педагоги­ ческие коллективы призваны так формировать профессиональные интересы учащихся, чтобы удов­ летворять все возрастающую пот­ ребность народного хозяйства в кадрах. Н. ПУПЫНИН, председатель районного отде­ ления педагогического общества. Поэтому ргкомондую, Прг-уКДО чем начать ко'нспоклирован'ис, прочитать вииматолыно работу или главу, осмыслить сс, сос­ тавить подрюбиый пла^ь Та,К', 111 )и иауч141ии книги 1Т И. ,1|ситы «Две тактики со­ и л-демократии в демократи­ ческой револю­ ции» я подроб­ но охарактери­ зовала период и условия, в которых работал Ленин, да­ ла слушателям подробный план, расскаэа.ла о значении книги. П процессе конспектирования стремилась сосредоточить вни­ мание слушателей па осо­ бенностях буржуазно - демо- к р а т и ч е с к о й р е в о л ю- ции в эпоху империализ.ма, ее движущих силах и перспек­ тивах, которые показал В. II. Лепин в своей к,н 1 иге, назвала основные вопросы, определив­ шие стратегический план и тактическую линию большеви- к’ов: о гегемонии пролетари­ ата в буржуазно-демократиче­ ской революции, о союзе ра- б(^чего класса и крестьянства, о вооруженном восстании, как основном средстве свержения царского сам' 0 |державия и по­ беды революции, о революци- онно-демократич'еской дикта­ туре пролетариата и крестьян­ ства и временном революцион­ ном правительстве, о перерас­ тании буржуазно-демократи­ ческой революции в револю­ цию социалистическую, о по­ литической партии пролетари­ ата как решающем условии осуществления им роли вождя народной революции. 1’абот1.1 Лепина «О лозунге ( осди'пенных Штатов 1<шро- пы», «О задачах нролетариата в данной революции» неболь­ шие по объему, и они пол­ ностью были зак 10 иснектирова- ны на занятии. Я только по­ могала слушателям выявлять глав^ще иделать краткие запи­ си. На этом же занятии про-ве- ла беседу по пунктам конспек­ та. Слушате.ли сами объясня­ ли, как поняли они закоисиск- тированный материал. К практическим занятиям слушатели самостояте.лыю го­ товят доклады по отдрльны.ч главам работ В. И. Ленина. Удачны каждый 'раз выступле­ ния М. В. Шавыриной, Н. Я. Кобзевой, Н. С. Чаплыгиной, Е. Г. Матвеевой, А. Д. Врако- вой, А. А. Оальникввой, П. В. Нашинцева и других. Самостоятельная работа над пррвоисточниками воспитыва- от у слушателей коммунисти­ ческую убежденность, мораль­ ные качества строителей ком­ мунизма. 3. АЛЕКСЕЕВА, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма пер­ вого года обучения при районной больнице. В помощь агитаторам,^ политинф орматорам Закрепим успехи юбилейного года! О 'РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ народного потребле­ ния позвблил повысить во втором году пятилетки товарооборот, улучшить бытовое обслуживание населения. Розничный товарообо­ рот государственной и коопера­ тивной торговли превысил 122 мил­ лиарда рублей и увеличился в со­ поставимых ценах на 9,4 процен­ та. По сравнению с 1940 годом розничный товарооборот вырос в 5 раз, а с 1960-м — более чем в у 1.5 раза. Населению продано това­ ров на 2,4 миллиарда рублей больше, чем намечалось по плану. О В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НА-|;^ СЕЛЕНИЯ второй год пятилетки р" уаелнчил все реальные доходы; трудящихся нашей страны на б| процентов. Среднемесячная зара­ ботная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве поднялась до 103 рублей, а с учетом выплат и льгот из общественных фондов потребления составляет теперь 8 139.5 рубля. В прошлом году насе-!ч ление нашей страны получило нз общественных фондов 49 миллиар­ дов публей: более 207 рублей В| расчете на душу населения. Это на 80 руб.дей больше, чем в 1960 году, и в 10 с лишним раз—по сравнению с 1940 годом. (Журнал «Агитатор» №4, 1968 г.)| Расфасовочный участок — передовой в консервном цехе плодоягодного комбината. Кол­ лектив его выполняет план на ПО—120 процен­ тов, соревнуясь за досрочное выполнение пяти­ летки, достойную встречу 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. На снимке: рабочие расфасовочного участка Р. И. Баутина, М. А. Ситникова, В. П. Татари­ нова, Н. В. Косарева, А. И. Сухинина. Фото Н. ЛЯМИНА. ^ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. М. ГОРЬКОГО Ч Е Л О В Е К УУ ...в Московском Художественном театре только что закончилась премьера спектакля «На дне». Успех был неслыханный, ошеломляющий. Спек­ такль утверждал жизнь как борьбу за человека. Это был гимн свободе. Крылатые слова из пьесы: «Все—в человеке, все для человека», как и имя ее автора—Максима Гбрького, стали с тех пор, с на­ чала XX века, паролем революционно настроенной молодежи... Величавый и свободный человек, идущий вперед и выше—основная тема, которую принес в литера­ туру Алексей Максимович Горький. Прежде чем написать первый рассказ («Макар Чудра», 1892 г.). Горький прошел суровую школу жизни. Сама действительность рождала в нем протест против угнетателей, заставляла искать путь к правде и справедливости. И Горький нашел этот путь. Он стал певцом борьбы, глашатаем ре­ волюции. В его лице рабочий класс обрел своего первого великого писателя. В. И. Ленин высоко ценил Горького как круп­ нейшего пролетарского художника, любил как че­ ловека огромного обаяния и революционной целе­ устремленности. Писатель отвечал Владимиру Ильичу тем же глубоким чувством. Ленин указывал, что Горький «принес и прине­ сет много пользы всемирному пролетарскому дви­ жению». Эти слова вождя революции отмечают главную заслугу писателя перед всем человечест­ вом. Литературное наследие Горького громадно. Оно поражает величием и богатством содержания, художественным совершенством произведений. В его творчестве отражена целая историческая эпо­ ха-крушение старого, капиталистического строя и создание небывалого, социалистического мира. Все, что угнетало, уродовало человека, Горько­ му было ненавистно. Могучий художник-реалист, он беспощадно срывал все и всяческие маски с подлого мира рубля и наживы («Мещане», «Фо­ ма Гордеев»), доллара и бесчеловечности («Го­ род Желтого дьявола»). Разложению буржуазно­ го общества и его культуры он противопоставил рост передовых сил пролетариата («Мать», «Вра­ ги», «Жизнь Клима Самгина»). Воспитание лучших человеческих качеств художник неизменно связы­ вал с участием в борьбе за народное счастье. Пи­ сатель верил, что нет таких препятствий, которые не мог бы преодолеть народ. Еще в юношеские годы Горький вынашивал мечту о свободном труде, способном творить чу­ деса. Труд—радость, жизнь—творчество, говорил он. С победой революции хозяином России стал^ вобожденный народ. Горький пристально вгл! вался в первые шаги строителя социалистического государства. Его потрясал размах дел советских людей. «Товарищ!—приветствовал он творца но­ вой жизни.—Знай и верь, что ты—самый необхо­ димый человек на земле!». Несмотря ни на возраст, ни на болезнь, писатель ездил по городам страны. Своими глазами наблю­ дал он преображение родной земли. И где б ему ни приходилось бывать, везде открывались перед ним незабываемые картины созидания. Очерки «По Союзу Советов», «На краю земли», «Расска­ зы о героях» ярко запечатлели это движение жиз­ ни к свету, к счастью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz