Путь Октября. 1968 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1968 г. (г. Лебедянь)

Н 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА ДЕТСТВО ЧТОБ ВЕЧНО СВЕТУ БЫТЬ НА СВЕТЕ, ЧТОБ ЛЮДЯМ ВЕЧНО ЖИТЬ В ТЕПЛЕ, РОДИЛСЯ ГЕНИЙ НА ПЛАНЕТЕ— РОДИЛСЯ ЛЕНИН НА ЗЕМЛЕ. Михаил ЛЬВОВ. -------СТРАНИЦА № 2 ^__________ ___________ М. и. УЛЬЯНОВА о БРАТЕ ...Наши детские годы прошли на Волге, в городе Симбирске, который теперь в честь Владимира Ильича, настояш,ая фамилия которого была Ульянов, переименован в Ульяновск. Дом, в котором мы жили, был ближе к Свияге, и мы чаще ходили туда гулять, купаться и кататься на лодке... ...Владимир Ильич в раннем детстве был очень резвым. Ша­ ловливей всех. Но об этом я могу говорить только со с. 1 0 в сест­ ры. Ведь меня и на свете еще не было, когда Владимиру Ильичу было пять-шесть лет. Сестра рассказывала, что, когда ему дарили игрушки, его страшно интересовало, из чего они сделаны. Однаж­ ды подарили ему игрушку из папье-маше—тройку лошадей и по­ возку. И он исчез куда-то. Ищут, куда девался. Оказывается, за­ брался за дверь и там отвинчивает ноги лошадей. Но вообще у нас в семье игрушки не очень были в ходу. Он был страшный любитель шумных игр. Помню, была у них какая-то игра «брыкаски». Дмитрий Ильич тоже принимал в ней участие. Играли в нее обязательно в темной комнате, вечером, когда старших не было дома. Это была игра шумная: прятались, выскакивали из-под дивана. И у нас всегда больше было таких шумных игр по двору, с беготней, чем спокойных игр с игрушками. Заправилами были Владимир Ильич и средняя сестра—Ольга. ...Жили мы дружно. Владимир Ильич всегда был, моим за­ ступником. Я была маленькая и вообще баловнем была в семье. Помню такой случай. Жили два мальчика наверху у нас. Зо­ вут меня как-то, говорят, что фокусы будут показывать. Иду на­ верх, в антресоли, и вижу: ящик от маминой машинки движется по полу. А я в полном недоумении! Что же оказалось? У нас была маленькая собачонка Гарсон, а няня . ее звала Кальсвнкой. Посадил кто-то эту собачонку в ящик. Она и двига­ ла его. Я была в полном отчаянии, боялась, что она задохнется. Но тут явился Владимир Ильич и убедил меня, что с собачкой ничего не случилось. Авторитет его для меня был очень велик. ...У Владимира Ильича с самых детских лет была очень ха­ рактерная черта: все, за что он ни брался, он выполнил очень хорошо. Сплошь и рядом, если ученику задано какое-нибудь со­ чинение, срок большой, он садится делать в последние дни, пе­ ред самой подачей письменной работы. Думает: «Времени много, успею*. Когда Владимиру Ильичу задавали какое-нибудь сочине­ ние на дом, он брался за него сразу—подготовлял материал. Под­ бирал себе книги, читал их, делал выписки. У него было обыкновение писать карандашом. Он тонко чи­ нил его, это был идеально очиненный карандаш. Выписки он де­ лал и писал только на одной стороне перегнутого вдоль листа. Если приходило что-нибудь в голову, он брал нужную страницу и прибавлял запись на правой стороне. План сочинения он состав­ лял предварительно. Когда я была во втором классе гимназии, он иногда помогал мне в занятиях, ес.чи я чего-нибудь не понимала. И всегда требо­ вал большой аккуратности и точности. Помню, мне задали нари­ совать карту Европы. Я, посмотрев на карту, нарисовала от руки. Он сказал, что для этого есть циркуль, нужно смерить точно расстояние, и заставил все переделать. Вот другой случай. Я занималась с ним языками. Нужно бы­ ло выписывать незнакомые слова. Я взяла тетрадку, взяла пер­ вую попавшуюся нитку и сшиваю. Нитка попалась черная. Он увидел и говорит: «Как? Белую тетрадку черными нитками? Нельзя!» И тут же заставил меня переделать. Вот такая точность была у него во всем. И это осталось на всю жизнь. ...Он очень любил языки: немецкий, французский, очень большое, внимание уделял их изучению. Словари у него были все подобраны. Его таблицы неправильных французских глаголов так аккуратно разграфлены и написаны—точно напечатаны. Особо близких товарищей в школе у него не было, но школь­ ные товарищи к нему хорошо относились. Он, бывало, раньше ухо­ дил в школу, чтобы помочь кому-нибудь в задачах и древних языках, которые он очень хорошо знал, да и в новых языках. У него очень рано сказалась способность к журнальной лите­ ратурной работе. В Симбирской гимназии учитель словесности, бывало, поставит Владимиру Ильичу пять с плюсом, да еще хва­ лит изо всех сил. Он всегда говорил нашей матери, что ее сын бу­ дет литератором,—такой у него был хороший слог. При всей своей природной одаренности Владимир Ильич не был бы тем, чем он был, если бы не работал так упорно над со­ бой в течение всей своей жизни, начиная с гимназических лет. (Этот материал взят из книги М. И. Ульяновой «О Ленине*). ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ. Однажды, будучи учеником седьмого класса Симбирской гим назии, Владимир Ульянов неохот ио отвечал урок по логике препо давателю — директору , гимназии Ф. М. Керенскому. На вопрос ди ректора, почему Владимир Ильич вяло отвечает урок, он сказал «Учебник логики не соответствует развитию правильного мышления, а, напротив, задер'живает и тума­ нит его». Директоп на это сказал Ульянову, что нельзя критиковать учебники, одобренные министерст ном просвещения, и поставил от­ метку «четыре». Учебник логики, составленный профессором варшавского универ- и т откря 2 стр. № 26 (5330) Борис Шаховский Первые шаги ]1,1Н1талсь, ал'рель глядит в окошко, Как Володя В жизни первый раз, Не держась за стулья, Встал на ножки И шагнул. За стулья не держась. ■Мальчик в.лглядом комнату и.змерпл И, шагнув еще. Не устоял. Сновавстал и потянулся к двери От ковра и мягких одеял... Как светлы родител 1.ские .тида‘ Где им знать. Что это к Гжтвам шаг. Что под ним не просто половица, .V бегупсий к правнукам большак. Первый день Великого похода! Мать-земля, Мальчонке помоги! Зтп вождь российского народа. Это нашн пе 1рвые шаги. Семья Ульяновых. 1879 г. ситета. Г. Струве, излагал идеали­ стическое учение о процессах мьииления. М. Ф. КУЗНЕЦОВ, гимназический товарищ В. И. Ленина. /\ЛЛЛ/\ЛЛ/\/\/\АЛЛЛЛЛЛЛАЛАЛАЛАЛЛАЛААЛА;‘' Г ОТОВЯСЬ к 100- летию со дня рож­ дения В. И. Ленина, учащиеся Троекуров- ской средней школы ре­ шили создать у себя музей. Чтобы поближе ПО! з н а к о м и т ь с я с жизнью юного Ленина и собрать необходимые экспонаты, группа луч­ ших учащихся школы под руководством учи­ теля русского языка н литературы Анатолия Ивановича Лазарева по­ бывала на родине Ильи­ ча. Среди многих приме­ чательных мест, связан­ ных с жизнью гг дея­ тельностью Ленина, осо­ бо славится приволж­ ский город Ульяновск. Ведь именно здесь, в это!М старинном городе, назьгваишемся тогда Симбирском, 22 апреля 1870 года в семье ин­ спектора народных учи­ лищ Улья1Нова родился тот, кому суждено было стать великим вождем трудящихся. Поэтому, когда мы попали в Ульяновск, волнение охватило нас с первых же минут. Вот высокий крутой берег величественной ВолгиV отсюда Володя наблю­ дал не раз, как восхо­ дит солнце. А вот там небольшая живописная речка Свияга, в быст­ рых водах которой лю­ бил он купаться и по которой отважно пус­ кался вплавь на само­ дельном плоту. А в этом старинном особняке помещался чи­ тальный зал, где Влади­ мир Ульянов часами просиживал над книга­ ми. Вот длгшное белое двухэтажнюе здание с вывеской «Школа име­ ни Ленина». В прошлом веке здесь помещалась гимназия, в которой учился юный Ленин. Мы идем по улице, по которой Володя ходил в гимназию и возвращал­ ся к себе домой на Мос­ ковскую, 58. В этом доме, ныне му­ зее В. И. Ленина, все на^ вечерам собирать в сво­ ем кабинете детей и чи­ тать им стихи Некрасо­ ва, порой запрещенные цензурой. Недаром Ле­ нин впоследствии гово­ рил, что он воспитан на Некрасове. В короткие часы до­ суга отец разучивал с детьми стихо'ТВ'орения и песни. Он познакомил Володю и остальных де­ тей с запрещенной цен­ зурой песней поэта-де- кшбриста Рылеева «По Дом в' Ульяновске поминает о детстве Владимира Ильича. Вот, возвращаясь из гимна­ зии, Володя Ульянов поднимается по сту­ пенькам деревянного крылечка, проходит ми­ мо комнаты матери в раскрытые двери отцов­ ского кабинета и скоро­ говоркой рапортует о полученных сегодня оценках: —Из латыни — пять, ггз алгебры—пять, сочи­ нение—пять... Илья Николаевич не был революционером, но не случайно на книж­ ных полках его кабщ нета стояли произведе­ ния русских революци­ онных демократов Доб­ ролюбова и Белинского, Чернышевского и Писа­ рева. Отец любил по духу братья мы с то­ бой*. С той поры эту песню часто пели в семье Ульяновых. В комнкте матери с большой фотографии на нас глядит среднего ро­ ста стройная женщина с красивыми чертами лица. Верный друг му­ жа, заботлггвая мать, бережливая хозяйка, Мария Александровна была высокообразован^ ной женщиной. Она эк­ стерном сдала экзамен на звание народной учительницы. Особенно нам понравился рассказ экскурсовода о том, что Мария Александровна с малых лет обучала де­ тей иностранным язы­ кам. Она заставляла Володю и других детей один день разговари­ вать с нею и между со­ бой только на француз­ ском языке, другой день—только на не­ мецком. Владимира Ильича она научила читать, когда ему было пять лет. Побывали мы и в комнате няни, и в сто- •повой, где мла.дише де­ ти готовили уроки, иг­ рали в шахматы. В комнате, где жил Владимир Ульянов, сох­ ранились его учебники и любимые книги—«Та­ рас Бульба* Гоголя, ро­ ман итальянского писа­ теля Джованьоли «Спар­ так*, журнал «Совре­ менник» с романом Чернышевского «Что делать?». По приезду домой участники нашей груп­ пы провели во всех классах беседы с ребя­ тами и создали му­ зей Владимира Ильи­ ча Ленина. Теперь еже­ годно 22 апреля на центральной площади села в сквере около па- М 1 ятника Ленину мы сажаем цветы, Прово­ дим торжественную ли­ нейку, на которой при­ нимаем в ряды юных ленинцев у ч а щ и х с я младших классов. Поездка на родину Владимира Ильича ос­ танется у нас в памяти на всю жизнь. Мы стре­ мимся быть такими же, каким был Ленин, горя­ чо любить свою Роди­ ну. А. ЛАСКЕЕВ, Л. КОВЫРЯЛОВА, учащиеся Троекуров- ской средней школы. НА СН риального мого в г. ИМКЕ: макет Мемо- центра, сооружае- Ульяновске. Фотохроника ТАСС ВОТ ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСО! Ленсо — по-вьетнамски Совет­ ский Союз. Это понятное и кры­ латое слово звучит как призыв и надежда по всему Индокитаю. Каждый ребенок знает, что такое Ленсо, и это слово произносится им наряду с первыми словами, познанными в жизни. «Ленсо» созвучно слову «Ле­ нин». Когда здесь говорят «.Пен- со», подразумевают «Ленин», ко! - да говорят «Ленин», подразуме вают «Советский Союз» — «Лен со». В бамбуковой Х 1 ИЖ 11 не в джунг­ лях Вьет-Бака мы увидели не­ большой портрет Ленина. Крестьянка сказала: — Ленсо.—И указала на порт­ рет. Ее муж откликнулся: — Ленин. Переводчик, юноша, писавший патриотические стихи и участво­ вавший в национально-освободи тельной войне, передал нам мысли крестьянина, хозяина бамбуковой хижины. Он считал, что Ленин, а следовательно Ленсо, помог им одержать’ победу, выстроить но­ вую хижину на месте пожарища и засыпать зерном глиняные закро­ ма-кувшины. Это имя оказалось сильнее блокгаузов колонизаторов, отлитых из металла и хайфонско­ го цемента, орудий, танков и ист­ ребителей-самолетов. — Ленин сильнее огня и бога че воды,—сказал крестьянин. Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz