Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)
Б Е С Е Д Ы НА А Н Т И Р Е Л И Г И О З Н Ы Е Т Ё МЫ К ак возникли с е к тЫ в редакцию поступают письма, в которых читатели просят разъяснить, кто такие сектан ты, во что они верят, чем занимаются. Отвечая на просьбы читателей, мы публикуем короткие беседы на эту тему. На этом снимке—старейший житель Лебедяни Алексей Федорович Корсаков. Ему 91 год, он—современник выдаю щегося русского пианиста нашего земляка К. Н. Игумнова. Несмотря на преклонный возраст, Алексей Федорович полон бодрости и сил. Любит он читать свежие газеты, особенно областную «Ленинское знамя» и районную «Путь Октября». Почти вся жизнь Алексея Федоровича Корсакова связа на со строительством. —До революции я работал в земстве сначала десятни ком, а потом прорабом,—вспоминает он.—Под моим руко водством в городе построено около 50 домов. В первые два года после Октябрьской революции я был председателем городского Совета, а затем—лесомелиоратором. В начале тридцатых годов ушел на пенсию... К этому надо добавить, что весной и летом он занима ется виноградарством. Этой теплолюбивой культуре он по святил полвека. НА СНИМКЕ: Алексей Федорович Корсаков за чтени ем газеты. Фото Н. ЛЯМИНА. Гордость русской науки ( К 2 5 5 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я М . В . Л о м о н о с о в а ) Широка и многогранна научная и общественная деятельность Ми хаила Васильевича Ломоносова. Сын поморского крестьянина Ар хангельской губернии, ставший ве ликим ученым, начал свой тернис тый путь тогда, когда наука в России была в зачаточном состоя ния. Ломоносов 25 лет проработал в Петербургской академии наук. Он был химиком, физиком, историком и экономистом, металлургом и ма тематиком, астрономом и геогра фом, историком литературы и журналистом, поэтом, медиком и живописцем. Борясь против рутины и застоя в науке, Ломоносов настойчиво двигал ее вперед, делая одно от крытие за другим. Трудно прихо дилось великому ученому в стра не, где на каждом шагу, при каж дом открытии он встречал проти водействие и бездушное отноше ние со стороны правящего класса. Родина и наука были для Ло моносова неразрывными понятия ми. Он настойчиво обращался к ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЖУРНАЛ «СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ» В связи с подготовкой к 150-летию Октябрьской социа- |листической революции и 10 0 - |летию со дня рождения В. И. IЛенина в журнале будут пуб- »линоваться новые автографы ьВ. И. Ленина, документы из- {вестных деятелей Октябрьской I революции и социалистическо- |го строительства и другие цен- ьные исторические материалы. В каждом номере журнала |н е менее двух печатных лис- |тов будет занимать публика- |ц и я новых, неизвестных ар- |хивных документов, выявлен- |ных в архивах страны. Журнал будет печатать ак-; |туальные статьи по вопросам^ I архивного дела, государствен- хного делопроизводства и ис- I точниковедения. Стоимость подписки на год |т . е. на 6 номеров журнала, ^3 рубля. русской молодежи, призывая ее идти в науку и заменить выписы ваемых из-за границы иностран ных ученых, недоброжелательно относившихся ко всему русскому. Ломоносов был пламенным пат риотом своей Родины, верящим в духовные силы своего народа. Одним из первых ученых мира Ломоносов организует химическую лабораторию, проводит огромную работу в области оптического при боростроения, разрабатывает кон струкцию летающей машины. Как общественный деятель, Ло моносов ставил вопросы о развед ке полезных ископаемых в север ных районах России, об издании экономической карты страны, как практик-заводчик — вопрос произ водства стекла и, как централь ный вопрос ко всему этому, под готовки русских специалистов во всех областях науки. Ломоносов первый пишет рус скую грамматику. Он поэт. Тема ми его стихов являются наука, народное благосостояние, воспита ние русской молодежи. Так, на пример, в оде «На день восшест вия на престол императрицы Ели заветы» Ломоносов-поэт с особым чувством говорит о преобразова ниях Петра I. При нашем советском строе все сторонние научные труды велико го ученого были полностью оцене ны и опубликованы в печати. Ло моносов—гордость русской науки. А. СЕРГЕЕВ. Слово «секта»—латинского про исхождения и означает замкнутую группу людей. Большинство сект— это группы верующих, которые в свое время отошли от той или иной церкви или общины. Моти- ва.ми для этого служили разногла сия в вопросах вероучения и куль та, а подлинными причинами все гда были глубокие социальные противоречия. Споры и взаимные обвинения церкви и сект принима ли порой ожесточенный характер. Большое развитие сектантство получило в христианстве. Его ис тория связана с историей классо вой борьбы. Сектантство в прош- ло.м нередко являлось формой со циального протеста против об щественного гнета. Кулыы и вероучения сект во многом отличаются от догматов православия и католичества. Это проявляется в отрицании сектами духовенства (патриархов, еписко пов, .попов, дьяконов, монахов и т. п.), «идолопоклонства» (икон, распятий, крестов, «святых» мо щей и т. д.), культа святых, пыш ной обрядности. Вместо духовен ства в сектах—выборные или са мозванные вожаки (пресвитеры, проповедники, «старцы», всякого рода «христы», «богородицы» И т. д ), а вместо церковной обряд ности—пение псалмов на мотивы русских, польских, немецких на родных песен, коллективные моле ния, радения, крещения в водое мах и т. п. Большинство сект, как правило, учит, что конец света, второе при шествие Христа-спасителя, страш ный суд, тысячелетнее царство божье наступят не когда-то в от даленном будущем, как утвержда ют православие и католичество, а очень скоро—при жизни современ ного поколения. Несмотря на известные разли чия, все церкви и секты мира объе.диняет главное—они уводят людей от действительности, от земной борьбы за лучшую жизнь, пре.тлагая им взамен нее религи озное утешение, основанное на вере в счастливое загробное бы тие, в тысячелетнее царство божье для праведников и страдальцев. Именно поэтому В. И. Ленин на зывал религию «идейным труполо- жеством». Для сектантства характерны большак организационная и идей ная пестрота, непрерывная внут ренняя борьба и расколы. Пово дов д.'я этого много; недовольст во диктаторством, деспотизмом зожа.хов сект, желание какого-ли бо «пророка» стать во главе всей секты, расхождение в толковании дог- 1 , влияние других вероучений и т. и. Г'азвитие капитализма в России в середине Х1.Х века подготовило почву для распространения в на шей стране буржуазных сект евро пейского и американского проис хождения: баптизма, евангелизма, адвентизма. После победы Великого Октяб ря декретом Совнаркома РСФСР, принятым в январе 191В года и подписанным В. И. Лениным, цер ковь была отделена от государст ва и отстранена от народного об разования. Этим одновременно бы ло упразднено и былое разделение церквей на господствующие и Б'юростепенные. Все они, теперь уравненные в правах, стали рас сматриваться как те или иные разновидности религиозных веро ваний. Всем религиозным органи зациям была предоставлена оди наковая свобода отправления ре лигиозных культов. Религия сде лалась исключительно личным де лом каждого человека. Вместе с тем декретированная Советской властью и гарантированная Кон ституцией свобода совести- предо ставляла всем гражданам неогра ниченное право перехода из од ной религии в другую пли ненс- поредовання никакой религии, а также полную свободу антирели гиозной пропаганды. В первые годы Советской вла сти секты пополнялись разного рода «бывшими» людьми; поме щиками, царскими офицерами, куп цами, вла.аельцами заводов, фаб рик, железных дорог, а также ку лаками. Для многих из них секты стали формой политического про теста против рабоче-крестьянской власти, непринятой ими и объяв ленной «сатанинской». Но хотя число сект несколько увеличилось, очень скоро появи лись признаки их близкого разло жения. Круг людей, в котором после революции проповедники сект могли найти хотя бы некото рое понимание, постепенно су жался. Секты боролись за каждую «сестру», за каждого «брата», ста раясь переманить их друг у дру га, что приводило к жестоким рас прям. Чтобы обеспечить себе даль нейшее существование, секты — каждая по-своему—стали приспо сабливаться к новым условиям.. Баптизм и его современный раскол ...Начинался июльский воскрес ный день. Металлурги, строите ли, горняки—жители Кривого Ро га потянулись на лоно природы, многие—к искусственному озеру. Каково же было их удивление, когда на пляже они увидели тол пу людей, —в основном пожилых и детей,—которые стояли в неес тественных позах, с низко опущен ными головами и пели какие-то заунывные песни. — Да это же баптисты совер шают обряд «водного крещения», —догадался кто-то. Да, это были баптисты — пред ставители самой крупной из сект, существующих в нашей стране. Кстати, своим названием она обя зана именно крещению взрослых («погружаю в воду, крещу водой» —по-гречески «баптидзо»). Способ крещения—не единствен ное, что отличает баптистов от православных или католиков. Бап тисты не признают духовенства, монашества, церквей, икон, крес тов, мощей, поклонения богороди це, не отпевают покойников. Вмес то попов у баптистов выборные старейшины — пресвитеры, вместо церковного причащения просвир кой — «хлебопреломление», со вершаемое пресвитером. В осталь ном баптистская вера почти не от личается от православной и като лической. Баптизм в России возник во второй половине прошлого века. Его проповедниками были немец кие миссионеры и агенты так на зываемого Британского библей ского общества. В 1884 году бап тистские общины объединились в «Российский баптистский союз», который, однако, быстро распал ся. (Продолжение следует). П О К А З Ы В А Е Т МОСКВА 20 НОЯБРЯ Первая программа. 13.00—Для школьников. «Приветы друзей». Передача из Болгарии. 13.45— «Часовых дел мастера». Передача из Минска. 14.15—Всесоюзный фестиваль самодеятельного искус ства. Концерт оркестра народных инструментов. Передача из г.Горь кого. 15.00—Для воинов Советской Армии и Флота. «Солдат—всегда солдат». Передача из Риги. 16.00 —«Музыкальный киоск». 16.30— Кинопанорама. 17.50—«По вашим гфосьбам». Концерт. 18.20—«Ми фы XX века». 19.00—Концерт. В перерыве—Телевизионные новости. 22 . 00 — Воскресная развлекатель ная программа. 21 НОЯБРЯ Первая программа. 18.00—Теле визионные новости. 18.20—«Под виг». Телевизионный альманах. 19.00—«Голы, очки, секунды».19.15 —Б. Лавренев—«Комендант Пуш кин». Пре.мьера телевизионного спектакля. Передача из Свердлов ска. 20.30—Телевизионные новости. 21.00— Опера В. Мурадели—«Ве ликая дружба». 22.10—У нас в гостях журнал «Вокруг света». 22 НОЯБРЯ Первая програм.ма. 18.00—Теле визионные новости. 18.20—Слуша телям начальной политшколы. Би ография В. И. Ленина. «За марк систскую партию нового типа». 19.00—Музыкальный маяк. 19.10— О. Хавкин—«Нилка». Премьера телевизионного спектакля. Переда ча из Минска. 20.30—Телевизион ные новости. 21.00—«Искатели». Телевизионный юношеский клуб. 21.55—«Будни пятилетки». «Фир ма «Прогресс» укрепляет свою, экономику». Передача из Львова. 22.10—«Беседы у рояля». Самодеятельные артисты Бахмачского городского Дома культуры на Черниговщине ча стые гости у тружеников кол хозных полей, на промышлен ных предприятиях. А сейчас коллектив готовит новую про грамму, с которой выступит на предстоящем районном фести вале художественной самодея тельности, посвященном 50-ле тию Советской власти. НА СНИМКЕ: ансамбль бан дуристок во время репетиции. Фото Ю. Олейкина. Фотохроника ТАСС Редактор П. ПОЖИДАЕВ. КИНОТЕАТР «КОМСОМОЛЕЦ» 20 ноября демонстрируется новый художественный фильм Начало сеансов в 15, 17. 19 и 21 час. Газета выходит три раза а неделю: | АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лебедянь, Липецкой обл. ул. Советская, 42; Телефоны редакции; редактора—45, общий—0—72 по средам, пятницам и воскресеньям.I Лебедянская типография рблаетногр управления по печати. Лебедянь, ул. Советская, 40. Тираж 5597 Заказ 3579
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz