Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)

Б Е С Е Д Ы НА А Н Т И Р Е Л И Г И О З Н Ы Е Т Ё МЫ К ак возникли с е к тЫ в редакцию поступают письма, в которых читатели просят разъяснить, кто такие сектан­ ты, во что они верят, чем занимаются. Отвечая на просьбы читателей, мы публикуем короткие беседы на эту тему. На этом снимке—старейший житель Лебедяни Алексей Федорович Корсаков. Ему 91 год, он—современник выдаю­ щегося русского пианиста нашего земляка К. Н. Игумнова. Несмотря на преклонный возраст, Алексей Федорович полон бодрости и сил. Любит он читать свежие газеты, особенно областную «Ленинское знамя» и районную «Путь Октября». Почти вся жизнь Алексея Федоровича Корсакова связа­ на со строительством. —До революции я работал в земстве сначала десятни­ ком, а потом прорабом,—вспоминает он.—Под моим руко­ водством в городе построено около 50 домов. В первые два года после Октябрьской революции я был председателем городского Совета, а затем—лесомелиоратором. В начале тридцатых годов ушел на пенсию... К этому надо добавить, что весной и летом он занима­ ется виноградарством. Этой теплолюбивой культуре он по­ святил полвека. НА СНИМКЕ: Алексей Федорович Корсаков за чтени­ ем газеты. Фото Н. ЛЯМИНА. Гордость русской науки ( К 2 5 5 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я М . В . Л о м о н о с о в а ) Широка и многогранна научная и общественная деятельность Ми­ хаила Васильевича Ломоносова. Сын поморского крестьянина Ар­ хангельской губернии, ставший ве­ ликим ученым, начал свой тернис­ тый путь тогда, когда наука в России была в зачаточном состоя­ ния. Ломоносов 25 лет проработал в Петербургской академии наук. Он был химиком, физиком, историком и экономистом, металлургом и ма­ тематиком, астрономом и геогра­ фом, историком литературы и журналистом, поэтом, медиком и живописцем. Борясь против рутины и застоя в науке, Ломоносов настойчиво двигал ее вперед, делая одно от­ крытие за другим. Трудно прихо­ дилось великому ученому в стра­ не, где на каждом шагу, при каж­ дом открытии он встречал проти­ водействие и бездушное отноше­ ние со стороны правящего класса. Родина и наука были для Ло­ моносова неразрывными понятия­ ми. Он настойчиво обращался к ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЖУРНАЛ «СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ» В связи с подготовкой к 150-летию Октябрьской социа- |листической революции и 10 0 - |летию со дня рождения В. И. IЛенина в журнале будут пуб- »линоваться новые автографы ьВ. И. Ленина, документы из- {вестных деятелей Октябрьской I революции и социалистическо- |го строительства и другие цен- ьные исторические материалы. В каждом номере журнала |н е менее двух печатных лис- |тов будет занимать публика- |ц и я новых, неизвестных ар- |хивных документов, выявлен- |ных в архивах страны. Журнал будет печатать ак-; |туальные статьи по вопросам^ I архивного дела, государствен- хного делопроизводства и ис- I точниковедения. Стоимость подписки на год |т . е. на 6 номеров журнала, ^3 рубля. русской молодежи, призывая ее идти в науку и заменить выписы­ ваемых из-за границы иностран­ ных ученых, недоброжелательно относившихся ко всему русскому. Ломоносов был пламенным пат­ риотом своей Родины, верящим в духовные силы своего народа. Одним из первых ученых мира Ломоносов организует химическую лабораторию, проводит огромную работу в области оптического при­ боростроения, разрабатывает кон­ струкцию летающей машины. Как общественный деятель, Ло­ моносов ставил вопросы о развед­ ке полезных ископаемых в север­ ных районах России, об издании экономической карты страны, как практик-заводчик — вопрос произ­ водства стекла и, как централь­ ный вопрос ко всему этому, под­ готовки русских специалистов во всех областях науки. Ломоносов первый пишет рус­ скую грамматику. Он поэт. Тема­ ми его стихов являются наука, народное благосостояние, воспита­ ние русской молодежи. Так, на­ пример, в оде «На день восшест­ вия на престол императрицы Ели­ заветы» Ломоносов-поэт с особым чувством говорит о преобразова­ ниях Петра I. При нашем советском строе все­ сторонние научные труды велико­ го ученого были полностью оцене­ ны и опубликованы в печати. Ло­ моносов—гордость русской науки. А. СЕРГЕЕВ. Слово «секта»—латинского про­ исхождения и означает замкнутую группу людей. Большинство сект— это группы верующих, которые в свое время отошли от той или иной церкви или общины. Моти- ва.ми для этого служили разногла­ сия в вопросах вероучения и куль­ та, а подлинными причинами все­ гда были глубокие социальные противоречия. Споры и взаимные обвинения церкви и сект принима­ ли порой ожесточенный характер. Большое развитие сектантство получило в христианстве. Его ис­ тория связана с историей классо­ вой борьбы. Сектантство в прош- ло.м нередко являлось формой со­ циального протеста против об­ щественного гнета. Кулыы и вероучения сект во многом отличаются от догматов православия и католичества. Это проявляется в отрицании сектами духовенства (патриархов, еписко­ пов, .попов, дьяконов, монахов и т. п.), «идолопоклонства» (икон, распятий, крестов, «святых» мо­ щей и т. д.), культа святых, пыш­ ной обрядности. Вместо духовен­ ства в сектах—выборные или са­ мозванные вожаки (пресвитеры, проповедники, «старцы», всякого рода «христы», «богородицы» И т. д ), а вместо церковной обряд­ ности—пение псалмов на мотивы русских, польских, немецких на­ родных песен, коллективные моле­ ния, радения, крещения в водое­ мах и т. п. Большинство сект, как правило, учит, что конец света, второе при­ шествие Христа-спасителя, страш­ ный суд, тысячелетнее царство божье наступят не когда-то в от­ даленном будущем, как утвержда­ ют православие и католичество, а очень скоро—при жизни современ­ ного поколения. Несмотря на известные разли­ чия, все церкви и секты мира объе.диняет главное—они уводят людей от действительности, от земной борьбы за лучшую жизнь, пре.тлагая им взамен нее религи­ озное утешение, основанное на вере в счастливое загробное бы­ тие, в тысячелетнее царство божье для праведников и страдальцев. Именно поэтому В. И. Ленин на­ зывал религию «идейным труполо- жеством». Для сектантства характерны большак организационная и идей­ ная пестрота, непрерывная внут­ ренняя борьба и расколы. Пово­ дов д.'я этого много; недовольст­ во диктаторством, деспотизмом зожа.хов сект, желание какого-ли­ бо «пророка» стать во главе всей секты, расхождение в толковании дог- 1 , влияние других вероучений и т. и. Г'азвитие капитализма в России в середине Х1.Х века подготовило почву для распространения в на­ шей стране буржуазных сект евро­ пейского и американского проис­ хождения: баптизма, евангелизма, адвентизма. После победы Великого Октяб­ ря декретом Совнаркома РСФСР, принятым в январе 191В года и подписанным В. И. Лениным, цер­ ковь была отделена от государст­ ва и отстранена от народного об­ разования. Этим одновременно бы­ ло упразднено и былое разделение церквей на господствующие и Б'юростепенные. Все они, теперь уравненные в правах, стали рас­ сматриваться как те или иные разновидности религиозных веро­ ваний. Всем религиозным органи­ зациям была предоставлена оди­ наковая свобода отправления ре­ лигиозных культов. Религия сде­ лалась исключительно личным де­ лом каждого человека. Вместе с тем декретированная Советской властью и гарантированная Кон­ ституцией свобода совести- предо­ ставляла всем гражданам неогра­ ниченное право перехода из од­ ной религии в другую пли ненс- поредовання никакой религии, а также полную свободу антирели­ гиозной пропаганды. В первые годы Советской вла­ сти секты пополнялись разного рода «бывшими» людьми; поме­ щиками, царскими офицерами, куп­ цами, вла.аельцами заводов, фаб­ рик, железных дорог, а также ку­ лаками. Для многих из них секты стали формой политического про­ теста против рабоче-крестьянской власти, непринятой ими и объяв­ ленной «сатанинской». Но хотя число сект несколько увеличилось, очень скоро появи­ лись признаки их близкого разло­ жения. Круг людей, в котором после революции проповедники сект могли найти хотя бы некото­ рое понимание, постепенно су­ жался. Секты боролись за каждую «сестру», за каждого «брата», ста­ раясь переманить их друг у дру­ га, что приводило к жестоким рас­ прям. Чтобы обеспечить себе даль­ нейшее существование, секты — каждая по-своему—стали приспо­ сабливаться к новым условиям.. Баптизм и его современный раскол ...Начинался июльский воскрес­ ный день. Металлурги, строите­ ли, горняки—жители Кривого Ро­ га потянулись на лоно природы, многие—к искусственному озеру. Каково же было их удивление, когда на пляже они увидели тол­ пу людей, —в основном пожилых и детей,—которые стояли в неес­ тественных позах, с низко опущен­ ными головами и пели какие-то заунывные песни. — Да это же баптисты совер­ шают обряд «водного крещения», —догадался кто-то. Да, это были баптисты — пред­ ставители самой крупной из сект, существующих в нашей стране. Кстати, своим названием она обя­ зана именно крещению взрослых («погружаю в воду, крещу водой» —по-гречески «баптидзо»). Способ крещения—не единствен­ ное, что отличает баптистов от православных или католиков. Бап­ тисты не признают духовенства, монашества, церквей, икон, крес­ тов, мощей, поклонения богороди­ це, не отпевают покойников. Вмес­ то попов у баптистов выборные старейшины — пресвитеры, вместо церковного причащения просвир­ кой — «хлебопреломление», со­ вершаемое пресвитером. В осталь­ ном баптистская вера почти не от­ личается от православной и като­ лической. Баптизм в России возник во второй половине прошлого века. Его проповедниками были немец­ кие миссионеры и агенты так на­ зываемого Британского библей­ ского общества. В 1884 году бап­ тистские общины объединились в «Российский баптистский союз», который, однако, быстро распал­ ся. (Продолжение следует). П О К А З Ы В А Е Т МОСКВА 20 НОЯБРЯ Первая программа. 13.00—Для школьников. «Приветы друзей». Передача из Болгарии. 13.45— «Часовых дел мастера». Передача из Минска. 14.15—Всесоюзный фестиваль самодеятельного искус­ ства. Концерт оркестра народных инструментов. Передача из г.Горь­ кого. 15.00—Для воинов Советской Армии и Флота. «Солдат—всегда солдат». Передача из Риги. 16.00 —«Музыкальный киоск». 16.30— Кинопанорама. 17.50—«По вашим гфосьбам». Концерт. 18.20—«Ми­ фы XX века». 19.00—Концерт. В перерыве—Телевизионные новости. 22 . 00 — Воскресная развлекатель­ ная программа. 21 НОЯБРЯ Первая программа. 18.00—Теле­ визионные новости. 18.20—«Под­ виг». Телевизионный альманах. 19.00—«Голы, очки, секунды».19.15 —Б. Лавренев—«Комендант Пуш­ кин». Пре.мьера телевизионного спектакля. Передача из Свердлов­ ска. 20.30—Телевизионные новости. 21.00— Опера В. Мурадели—«Ве­ ликая дружба». 22.10—У нас в гостях журнал «Вокруг света». 22 НОЯБРЯ Первая програм.ма. 18.00—Теле­ визионные новости. 18.20—Слуша­ телям начальной политшколы. Би­ ография В. И. Ленина. «За марк­ систскую партию нового типа». 19.00—Музыкальный маяк. 19.10— О. Хавкин—«Нилка». Премьера телевизионного спектакля. Переда­ ча из Минска. 20.30—Телевизион­ ные новости. 21.00—«Искатели». Телевизионный юношеский клуб. 21.55—«Будни пятилетки». «Фир­ ма «Прогресс» укрепляет свою, экономику». Передача из Львова. 22.10—«Беседы у рояля». Самодеятельные артисты Бахмачского городского Дома культуры на Черниговщине ча­ стые гости у тружеников кол­ хозных полей, на промышлен­ ных предприятиях. А сейчас коллектив готовит новую про­ грамму, с которой выступит на предстоящем районном фести­ вале художественной самодея­ тельности, посвященном 50-ле­ тию Советской власти. НА СНИМКЕ: ансамбль бан­ дуристок во время репетиции. Фото Ю. Олейкина. Фотохроника ТАСС Редактор П. ПОЖИДАЕВ. КИНОТЕАТР «КОМСОМОЛЕЦ» 20 ноября демонстрируется новый художественный фильм Начало сеансов в 15, 17. 19 и 21 час. Газета выходит три раза а неделю: | АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лебедянь, Липецкой обл. ул. Советская, 42; Телефоны редакции; редактора—45, общий—0—72 по средам, пятницам и воскресеньям.I Лебедянская типография рблаетногр управления по печати. Лебедянь, ул. Советская, 40. Тираж 5597 Заказ 3579

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz