Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)

УЧИТЕЛЬ ! СЛОВО - ТО КАКОЕ! © /л((% ЕОБЫЧНЫХ учащихся встречали еще во дворе. Их вели в школу, раздевали, попраФляли бантикии косы и отводили в класс. Все это ученики чет­ вертого класса проделывали с исключи­ тельной серьезностью и усердием. Они чувствовали себя взрослыми перед эти­ ми несмышленышами, которые ёще^не знают ни одной буквы. Через каждые 10—15 минут занятий в классе устраи­ вали игры, которым, что греха таить, одинвадцатилетние отдавались с не- меньши'м пьшом, чем шестилетчше. Пос­ ле занятий старшие помогали одевать­ ся своим подопечньш и отводили их до­ мой. ...По опыту лучшихшколстраныНина Сергеевна Пупыкинарешила начать за­ нятия с шестилетними. Она обошла всех своих будущих учеников, поговорила с их родителями. Д|ого<ворились, что раз в неделю, в определенный день и час они отдут приводить мальшеи в школу на полтора-два часа. Дети постепенно ос­ воятся со своим новым положением уче­ ника, познакомятся с правилами пове­ дения учащихся. Конечно, пожилой учительнине было нелегко с мальппами, но ей во всем по­ могали учащиеся четвертого класса, ко­ торых она учила в прошлом году. Теперь малыши—ученики первого класса. Аккуратно одетые и причесан- тами институтских лекций Маргари­ та Ивановна тщательно готовилась к новому уроку. Мать, Елена Петров­ Трудная р ад о сть Ы СИДИМ с Маргаритой Ивановной 1Т1.^овгородовой в небольшой комнате школьной библиотеки. Она задумчиво смотрит в окно, за которым крушатся пер­ вые снежинки. — Вот н 19 лет прошло, как я учитель­ ствую в этой школе. А кажется совсем не­ давно был первый урок. ...Директор ввел Маргариту Ивановну в класс и представил: Ребята, вот ваша новая учительница. Зовут ее Маргарита. Ивановна. Осторожно прикрыв дверь, директор вы­ шел. Класс настороженно ждал от учитель­ ницы первого слова. Маргарита Ивановна раскрыла классный журнал в. не зная, куда девать рукв (они почему-то стали большими и неловкими), подняла голову. И сразу ее словно обожг­ ло. Глаза! Десятки пар глаз. Разных цве­ тов и оттенков. Узкие и широко открытые, острые, с огоньками а сонвые. доверчивые и нодозрительные^все они следили за ее руками, за лицом. Глаза испытывали, про­ веряли, оценивали. Маргарита Ивановна искала первое сло­ во и боялась его. Хорошо бы вайтв такое, которое сразу бы открыло путь к ребячъ- вм сердцам, избавило бы от этого изнури­ тельного взаимного осматриваявя. Но та­ кое слово не шло на ум. Первыми загово­ рили ребята. Они начали задавать моло­ дой учительнице вопросы, не относящиеся к теме, которую подготовили к уроку. Их интересовало междувародвое положевие. Маргарита Ивановна старалась ответить на все вопросы подробнее, интереснее. А в голове стучала тревожная мысль: урок шел не так, как было задумано. Учительница поспешила заговорить о плане будущих за­ нятий. И нетерпеливо Ждала звонка. Нако­ нец он ударил, голосистый, желанный. И вмиг класс опустел. В дверь заглянул учи­ тель математики Григорий Федорович Зю­ зин, у которого когда-то училась Марга­ рита Ивановва. —Ну, как, Рнта? Ладно обошлось? — Спасибо, Григорий Федорович. Все хорошо,—кивнула она в поспешила в з^чя- тОльскую.' Хотелось сесть где-нибудь в тихом угол­ ке, одуматься, во всем разобраться. Но нет ни тихого уголка, ни свободного вре­ мени. Школьники толпятся в коридоре, провожают проходящую учительницу любо­ пытными взглядами. А дома, обложившись книгами, конспек- П У Т Ь О К Т Я Б Р Я 3 стр. М 118 (5Ш ) ные, о>ни чииЕО сщят за оветлозелены- ми партами, беспрекословно' выполняя все раС|Поряжен'ия своей учительницы. Нет сейчас для них авторйтетнее чело­ века на земле. Даже и дома родители ежеминутно сльшат: —Нина Сергеевна сказала... —Нина Сергеевна говорит... Каждое слово Нины Сергеевны Пупы- ■ниной—зако 1 Ндля ее учеников. И не только первоклассников. По старой па­ мяти к ней в класс часто забегают уче­ ники 5 класса: кто рарсжазать, как хо­ рошо прошла контрольная по арифмети­ ке, кто пох'вал'иться только что получен­ ной пятеркой, кто пожаловаться на оби­ девшего его товарища. Каждую переме­ ну Нину Сергеевну О'Кружает такая плотная стена учеников, что до нее трудно добраться. Поражаешься, как мо­ жет эта старая учительница, одновре­ менно выслушивать десятки вопросов и сразу же давать на них вразумительные ответы. Причем, отвечает она вроде бы одному, но так, что ответ касается всех. Как и все до'рошие учителя—педагога по призванию—Нина Сергеевна стре­ мится привить детям любовь к школе. Казалось бы, какая подготовка к перво­ му уроку с первоклассниками щ^жна пе­ дагогу, 37 лет проработавшему в шко­ ле? А Нина Сергеевна готовилась к пер­ вому уроку целую неделю! Не только план урока бьшпродумандомельчайших подробностей. Учтена была каж 1 дая ме­ лочь в украшении класса. На стенах появились картины—иллюстрация '' 5 .; любимым сказкам ребят, на столе, подо­ конниках, шкафах ярко раскрашенные муляжи' героев некоторых сказок. Целый год посещали ребята-шести­ летки школу. Приветливо встречали их здесь, показывали много нового, инте­ ресного, играли с ними в разные весе­ лые игры.Малы'ШИуже освоились сошко­ лой, полюбили ее. Но первый свой по- настоящему школьный день первокласс­ ники запомнят надолго. Необычное ска­ зочное убранство класса, масса цветов, подарки их шефов—теперешних пяти­ классников, поздравления старших — торжественные, непривычные слуху слова—все это поразило воображение малышей, наполнило их маленькие сердца большим чувством любви к шко­ ле—^небольшому кусочку их необъятной Родины. Пройдут годы. Все шире будет раз­ двигаться горизонт перед сегодняшними первоклассниками. Все больше они бу­ дут узнавать о своей великой Родине, но никогда не забудут они свой первый школьный день и добрые руки старой учительницы, впервые распахнувшей перед ними двери в новый широкий мир. В. ШПУР. г. Лебедянь, вось 1 М'Илетняя школа. На снимке: Н. С. Пупынина. на. уже привыкла: придет дочь мрачная, значит, задали ев ребята новую задачу. И наоборот, прибежит радостная, оживленная, понимает, одержана новая победа. Пусть да­ же самая маленькая. А как-то вернулась домой поздио, возбужденная: — Понимаешь, мама, первую в своей жизни лекцию сегодня прочитала я в клу­ бе! Волвовалась ужасно как, но все, кажет­ ся, хорошо. Вспомнился притихший зал, когда она вышла на сцену. Кругом знакомые лица колхозивков. И волнение, как рукой сняло. Заговорила спокойно. После лекции секре­ тарь парторганизации колхоза горячо побла­ годарил молодую учительницу. — Приходите к вам почаще, Маргарита Ивановиа. Видите, с какн.м вниманием слу­ шали вас колхозники?—сказал он на про­ щание. Молодой учительнице поручили вести кружок комсомольской учебы в колхозе. Все реже и реже приходилось теперь Мар­ гарите Ивановне бывать дома: днем уроки в школе, вечером занятия в кружке, лек­ ции в клубе. А ведь к ним нужно тоже го­ товиться. Пожалуй, самым частым посети­ телем в Троекуровской библиотеке была в это время Маргарита Ивановва. С каким вниманием прочитывала она все новинки по истории. И потом на уроках, на занятиях в кружке она обязательно рассказывала о прочитанном. Любовь учительницы к своему предмету передается ученикам. И не случайно, что ее питомцы любят историю, считают этот предмет важным и интересным. ...Прогремел звонок. С шумом распахну­ лись двери, и ученики хлынули из классов в коридор. — У меня сейчас урок в 6 классе, — проговорила Маргарита Ивановва. — Надо карты подготовить. В класс ова вошла спокойная, подтяну­ тая. Первый вопрос, второй. Реакция учеников яа любой^ вопрос—лес рук. Уверенно, со знанием отвечают учени­ ки Сережа Ярославцев, Галя Плотникова. Витя Васильев. После урока ребята долго не отпускают учительницу. когда мы остаемся Одни,—все им интерес­ но. Не уйдешь из класса сразу. Чувствуется, что учительница довольна любопытством ребят. Значит, урок не про­ шел для них бесследно, пробудил интерес. — Уроки проводить стало легче,—гово­ рит Маргарита Ивановна.—А вот времени свободного все равно очень мало. М. И. Новгородова по-прежвему незаме­ нимый лектор в совхозе вмени 13-летия Октября, пропагандист кружка «Основы научного коммунизма» в школе. С удо­ вольствием посещают занятия в кружке коммунисты. Умеет обо всем интересно рас­ сказать Маргарита Ивановна. Потому и материал легко усваивается слушателями. — все-таки сделано за эти годы очень мало,—говорит она. Видимо, в этой неуспокоенности достигну­ тым, в любви к детям секрет ее успехов, секрет радости, которую она испытывает каждый день яа своем трудном и интерес­ ном поприще. 3. БАЧУРИНА. Т|роеку|р,авокая среяяяя школа. л у ч : Ш и . Е Ш А. Г Р А. ^ Д Е Ш Ы .П|раз,днично выглядела в сгубботу вечером Троекуров- ская оре|ДНЯ'Я школа. Собра- лжь сюда родители, уча­ щиеся, руководятели совхо­ за имени 15-летия Октября. Много теплых слов услыша­ ли в зячуг вечер педатога. А потом лучшим педаго­ гам К. А. Немцовой, Г. И. Леденевой, К. С. Кузнецо­ вой, Е. И. Безлепкиной, М. А. Хвсацевой, Н. А. Зю­ зиной, Н. Г. Безлепкиной и др'угнм были вручены По­ четные грамоты райко.ма КПСС и райисполкома. Не забыли в этот вечер и учителей-пенсионеров. Под дружные аплодисменты вручили ценные подарки М. Н. Жучковой, Д.Я. Крю­ кову и М. Е. Ветловской. М. ЕФИМОВА. Я а В С 10 ж и 3 ш ъ С ЕГОДНЯ в нашей стране отмечается Деиь учителя— праздник многомиллионной армии тех, кто дает новому по­ колению Э 1 нания, воспитьшает его, учил ЖИ31НМ. Труд учителя почетный и крололливый. Осо­ бое удовлетворение от него получаешь тогда, когда узна­ ешь, что твой бьтшнй ученик стал инженером, архитекто­ ром, апронюм'ом, врачом или гтошел по твоему гтути—доро­ гой учителя, Х 01 РОШИМ рабо­ чим, тружеником полей, чело­ веком, полезным Родине. В этот день каждый обяза­ тельно вспомнит тех учителей, кото 1 рью оставили неизглади­ мый след в его жизни. Таким для меня является лрелодава- тель средней школы N° 1 Кои- отантин Петрович Елисеев. Константина Пелровина лю­ бят ученики за его высокую Т'ребовалелыность, за умение объяснять новый материал. Вылолняя самостоятельные работы, мы старались офор­ мить и« правильно и аккурат­ но не потому, что знали, что лучшие из них будут показаны учип-елем всему классу. Нам приятно бьиго видеть радость Константина Пвтро)ВИ 1 ча. А как огорчался он, когда смотрел небрежно выполненные р а ^ - ты! Константину Петровичу осо­ бенно не нравилось, когда уча­ щиеся шалили на уроках, зани­ мались посторонними делами. Он говорил: «У кого на уроке руки и ноги работают, у того голова отдьвсает». И действи­ тельно, отвлечешься на уроке —лрослушаешь объяснение нового материала, получится пробел в знан 1 иях. Зато он лю­ бил, когда на практи1чески1Х ра­ ботах руки учащихся работали бьютро и уверенно. Прошло 14 лет, как я окон­ чила 1 среднюю школу, но Константин Петрович, видно, помнит всех своих учеников. При встрече он обязательно расспросит о работе, о судьбе других своих воспитанниов. В наш праздник хочется по­ желать своим бывш'им учите­ лям доброго здоровья и хоро­ ших известий о своих учениках. Р. ЯРИЛОВА, учительница Лебедянской средней школы № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz