Путь Октября. 1966 г. (г. Лебедянь)
УЧИТЕЛЬ ! СЛОВО - ТО КАКОЕ! © /л((% ЕОБЫЧНЫХ учащихся встречали еще во дворе. Их вели в школу, раздевали, попраФляли бантикии косы и отводили в класс. Все это ученики чет вертого класса проделывали с исключи тельной серьезностью и усердием. Они чувствовали себя взрослыми перед эти ми несмышленышами, которые ёще^не знают ни одной буквы. Через каждые 10—15 минут занятий в классе устраи вали игры, которым, что греха таить, одинвадцатилетние отдавались с не- меньши'м пьшом, чем шестилетчше. Пос ле занятий старшие помогали одевать ся своим подопечньш и отводили их до мой. ...По опыту лучшихшколстраныНина Сергеевна Пупыкинарешила начать за нятия с шестилетними. Она обошла всех своих будущих учеников, поговорила с их родителями. Д|ого<ворились, что раз в неделю, в определенный день и час они отдут приводить мальшеи в школу на полтора-два часа. Дети постепенно ос воятся со своим новым положением уче ника, познакомятся с правилами пове дения учащихся. Конечно, пожилой учительнине было нелегко с мальппами, но ей во всем по могали учащиеся четвертого класса, ко торых она учила в прошлом году. Теперь малыши—ученики первого класса. Аккуратно одетые и причесан- тами институтских лекций Маргари та Ивановна тщательно готовилась к новому уроку. Мать, Елена Петров Трудная р ад о сть Ы СИДИМ с Маргаритой Ивановной 1Т1.^овгородовой в небольшой комнате школьной библиотеки. Она задумчиво смотрит в окно, за которым крушатся пер вые снежинки. — Вот н 19 лет прошло, как я учитель ствую в этой школе. А кажется совсем не давно был первый урок. ...Директор ввел Маргариту Ивановну в класс и представил: Ребята, вот ваша новая учительница. Зовут ее Маргарита. Ивановна. Осторожно прикрыв дверь, директор вы шел. Класс настороженно ждал от учитель ницы первого слова. Маргарита Ивановна раскрыла классный журнал в. не зная, куда девать рукв (они почему-то стали большими и неловкими), подняла голову. И сразу ее словно обожг ло. Глаза! Десятки пар глаз. Разных цве тов и оттенков. Узкие и широко открытые, острые, с огоньками а сонвые. доверчивые и нодозрительные^все они следили за ее руками, за лицом. Глаза испытывали, про веряли, оценивали. Маргарита Ивановна искала первое сло во и боялась его. Хорошо бы вайтв такое, которое сразу бы открыло путь к ребячъ- вм сердцам, избавило бы от этого изнури тельного взаимного осматриваявя. Но та кое слово не шло на ум. Первыми загово рили ребята. Они начали задавать моло дой учительнице вопросы, не относящиеся к теме, которую подготовили к уроку. Их интересовало междувародвое положевие. Маргарита Ивановна старалась ответить на все вопросы подробнее, интереснее. А в голове стучала тревожная мысль: урок шел не так, как было задумано. Учительница поспешила заговорить о плане будущих за нятий. И нетерпеливо Ждала звонка. Нако нец он ударил, голосистый, желанный. И вмиг класс опустел. В дверь заглянул учи тель математики Григорий Федорович Зю зин, у которого когда-то училась Марга рита Ивановва. —Ну, как, Рнта? Ладно обошлось? — Спасибо, Григорий Федорович. Все хорошо,—кивнула она в поспешила в з^чя- тОльскую.' Хотелось сесть где-нибудь в тихом угол ке, одуматься, во всем разобраться. Но нет ни тихого уголка, ни свободного вре мени. Школьники толпятся в коридоре, провожают проходящую учительницу любо пытными взглядами. А дома, обложившись книгами, конспек- П У Т Ь О К Т Я Б Р Я 3 стр. М 118 (5Ш ) ные, о>ни чииЕО сщят за оветлозелены- ми партами, беспрекословно' выполняя все раС|Поряжен'ия своей учительницы. Нет сейчас для них авторйтетнее чело века на земле. Даже и дома родители ежеминутно сльшат: —Нина Сергеевна сказала... —Нина Сергеевна говорит... Каждое слово Нины Сергеевны Пупы- ■ниной—зако 1 Ндля ее учеников. И не только первоклассников. По старой па мяти к ней в класс часто забегают уче ники 5 класса: кто рарсжазать, как хо рошо прошла контрольная по арифмети ке, кто пох'вал'иться только что получен ной пятеркой, кто пожаловаться на оби девшего его товарища. Каждую переме ну Нину Сергеевну О'Кружает такая плотная стена учеников, что до нее трудно добраться. Поражаешься, как мо жет эта старая учительница, одновре менно выслушивать десятки вопросов и сразу же давать на них вразумительные ответы. Причем, отвечает она вроде бы одному, но так, что ответ касается всех. Как и все до'рошие учителя—педагога по призванию—Нина Сергеевна стре мится привить детям любовь к школе. Казалось бы, какая подготовка к перво му уроку с первоклассниками щ^жна пе дагогу, 37 лет проработавшему в шко ле? А Нина Сергеевна готовилась к пер вому уроку целую неделю! Не только план урока бьшпродумандомельчайших подробностей. Учтена была каж 1 дая ме лочь в украшении класса. На стенах появились картины—иллюстрация '' 5 .; любимым сказкам ребят, на столе, подо конниках, шкафах ярко раскрашенные муляжи' героев некоторых сказок. Целый год посещали ребята-шести летки школу. Приветливо встречали их здесь, показывали много нового, инте ресного, играли с ними в разные весе лые игры.Малы'ШИуже освоились сошко лой, полюбили ее. Но первый свой по- настоящему школьный день первокласс ники запомнят надолго. Необычное ска зочное убранство класса, масса цветов, подарки их шефов—теперешних пяти классников, поздравления старших — торжественные, непривычные слуху слова—все это поразило воображение малышей, наполнило их маленькие сердца большим чувством любви к шко ле—^небольшому кусочку их необъятной Родины. Пройдут годы. Все шире будет раз двигаться горизонт перед сегодняшними первоклассниками. Все больше они бу дут узнавать о своей великой Родине, но никогда не забудут они свой первый школьный день и добрые руки старой учительницы, впервые распахнувшей перед ними двери в новый широкий мир. В. ШПУР. г. Лебедянь, вось 1 М'Илетняя школа. На снимке: Н. С. Пупынина. на. уже привыкла: придет дочь мрачная, значит, задали ев ребята новую задачу. И наоборот, прибежит радостная, оживленная, понимает, одержана новая победа. Пусть да же самая маленькая. А как-то вернулась домой поздио, возбужденная: — Понимаешь, мама, первую в своей жизни лекцию сегодня прочитала я в клу бе! Волвовалась ужасно как, но все, кажет ся, хорошо. Вспомнился притихший зал, когда она вышла на сцену. Кругом знакомые лица колхозивков. И волнение, как рукой сняло. Заговорила спокойно. После лекции секре тарь парторганизации колхоза горячо побла годарил молодую учительницу. — Приходите к вам почаще, Маргарита Ивановиа. Видите, с какн.м вниманием слу шали вас колхозники?—сказал он на про щание. Молодой учительнице поручили вести кружок комсомольской учебы в колхозе. Все реже и реже приходилось теперь Мар гарите Ивановне бывать дома: днем уроки в школе, вечером занятия в кружке, лек ции в клубе. А ведь к ним нужно тоже го товиться. Пожалуй, самым частым посети телем в Троекуровской библиотеке была в это время Маргарита Ивановва. С каким вниманием прочитывала она все новинки по истории. И потом на уроках, на занятиях в кружке она обязательно рассказывала о прочитанном. Любовь учительницы к своему предмету передается ученикам. И не случайно, что ее питомцы любят историю, считают этот предмет важным и интересным. ...Прогремел звонок. С шумом распахну лись двери, и ученики хлынули из классов в коридор. — У меня сейчас урок в 6 классе, — проговорила Маргарита Ивановва. — Надо карты подготовить. В класс ова вошла спокойная, подтяну тая. Первый вопрос, второй. Реакция учеников яа любой^ вопрос—лес рук. Уверенно, со знанием отвечают учени ки Сережа Ярославцев, Галя Плотникова. Витя Васильев. После урока ребята долго не отпускают учительницу. когда мы остаемся Одни,—все им интерес но. Не уйдешь из класса сразу. Чувствуется, что учительница довольна любопытством ребят. Значит, урок не про шел для них бесследно, пробудил интерес. — Уроки проводить стало легче,—гово рит Маргарита Ивановна.—А вот времени свободного все равно очень мало. М. И. Новгородова по-прежвему незаме нимый лектор в совхозе вмени 13-летия Октября, пропагандист кружка «Основы научного коммунизма» в школе. С удо вольствием посещают занятия в кружке коммунисты. Умеет обо всем интересно рас сказать Маргарита Ивановна. Потому и материал легко усваивается слушателями. — все-таки сделано за эти годы очень мало,—говорит она. Видимо, в этой неуспокоенности достигну тым, в любви к детям секрет ее успехов, секрет радости, которую она испытывает каждый день яа своем трудном и интерес ном поприще. 3. БАЧУРИНА. Т|роеку|р,авокая среяяяя школа. л у ч : Ш и . Е Ш А. Г Р А. ^ Д Е Ш Ы .П|раз,днично выглядела в сгубботу вечером Троекуров- ская оре|ДНЯ'Я школа. Собра- лжь сюда родители, уча щиеся, руководятели совхо за имени 15-летия Октября. Много теплых слов услыша ли в зячуг вечер педатога. А потом лучшим педаго гам К. А. Немцовой, Г. И. Леденевой, К. С. Кузнецо вой, Е. И. Безлепкиной, М. А. Хвсацевой, Н. А. Зю зиной, Н. Г. Безлепкиной и др'угнм были вручены По четные грамоты райко.ма КПСС и райисполкома. Не забыли в этот вечер и учителей-пенсионеров. Под дружные аплодисменты вручили ценные подарки М. Н. Жучковой, Д.Я. Крю кову и М. Е. Ветловской. М. ЕФИМОВА. Я а В С 10 ж и 3 ш ъ С ЕГОДНЯ в нашей стране отмечается Деиь учителя— праздник многомиллионной армии тех, кто дает новому по колению Э 1 нания, воспитьшает его, учил ЖИ31НМ. Труд учителя почетный и крололливый. Осо бое удовлетворение от него получаешь тогда, когда узна ешь, что твой бьтшнй ученик стал инженером, архитекто ром, апронюм'ом, врачом или гтошел по твоему гтути—доро гой учителя, Х 01 РОШИМ рабо чим, тружеником полей, чело веком, полезным Родине. В этот день каждый обяза тельно вспомнит тех учителей, кото 1 рью оставили неизглади мый след в его жизни. Таким для меня является лрелодава- тель средней школы N° 1 Кои- отантин Петрович Елисеев. Константина Пелровина лю бят ученики за его высокую Т'ребовалелыность, за умение объяснять новый материал. Вылолняя самостоятельные работы, мы старались офор мить и« правильно и аккурат но не потому, что знали, что лучшие из них будут показаны учип-елем всему классу. Нам приятно бьиго видеть радость Константина Пвтро)ВИ 1 ча. А как огорчался он, когда смотрел небрежно выполненные р а ^ - ты! Константину Петровичу осо бенно не нравилось, когда уча щиеся шалили на уроках, зани мались посторонними делами. Он говорил: «У кого на уроке руки и ноги работают, у того голова отдьвсает». И действи тельно, отвлечешься на уроке —лрослушаешь объяснение нового материала, получится пробел в знан 1 иях. Зато он лю бил, когда на практи1чески1Х ра ботах руки учащихся работали бьютро и уверенно. Прошло 14 лет, как я окон чила 1 среднюю школу, но Константин Петрович, видно, помнит всех своих учеников. При встрече он обязательно расспросит о работе, о судьбе других своих воспитанниов. В наш праздник хочется по желать своим бывш'им учите лям доброго здоровья и хоро ших известий о своих учениках. Р. ЯРИЛОВА, учительница Лебедянской средней школы № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz