Путь Октября. 1965 г. (г. Лебедянь)
ш 1ШШ1ПШШШ1Ш1ПШ1 п 11» ПРОПАГАНДИСТ ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ СПОМОЩЬЮхудожественной литературы Каждый пропагандист ставит своей целью добиться прочного усвоения слушате лями изучаемого материала. Эта задача об легчается примеиевием на занятиях разных средств: картин, диаграмм, карт, показа ди- Дфвльмов, а также художественной литера туры. Надо признать, что как бы искусно и доходчиво ни излагал пропагандист мате риал, одни лишь лекции, не подкрепленные наглядностью, быстро утомляют слушатв" лен. Умелое применение художествеиной ли тературы, технических средств оживляет занятие, повышает интерес слушателей к учебе, образно переносит их в ту обста новку, в которой происходило то или иное событие. Технические средства в художест* веяная литература, в то же время, способ ствуют прочному усвоению исторической терминологии, дат, периодичности событий. Вместе с тем хочется заметить, что тех нические средства не дадут желаемой отда чи, если применяются они методически не правильно. Бывает ведь так, что при изло жении материала пропагандист лишь назы вает художественную литературу а не про бует при ее помощи глубже и доходчивее раскрыть тему. Расскажу немного о том, как я исполь зую на занятиях художественную литера туру. При изучении темы «Ленин в Шу шенском» я пользовалась романом А. Коп- телова «Возгорится пламя». Читая выдерж ки из книги, я старалась довести до соз нания слушателей ту мысль, что Лепин и' после разгрома Союза борьбы не прекра щал своей революционной деятельности. Находясь в ссылке в сибирском селе Шу шенское, за тысячи верст от Мсюквы и Петербурга, он не был оторван от происхо дящих в России событий, много работал и издалека продолжал руководить револю ционной борьбой рабочего класса. Благода ря книге зта тема была хорошо усвоена всеми слушателями. При изучении темы .«Классы и классо вая борьба» я использовала книгу Радище ва «Путешествие из Петербурга в Москву». Изложение материала сопровождала чтени ем отрывков из глав «Пешки» и «Любани», в которых ярко и образно показано бес- правВое положение крестьян. Крестьяне работали на помещика шесть дней в неделю, а на своем участке—^в воскресенье и лун ные ночи. Жил крестьянин в избе, обста новка которой состояла из грубо сколочен ного стола и скамейки. Крестьяне влачили нищенское существование; «Крестьянка месила тесто, состоящее из одной трети муки и двух третей мякины». Подчеркиваю мысль, что крестьяне все больше задумы вались над своим бесправным положением, и заканчиваю лекцию словами Радищева: «Страшись, помещик, жестокосердный. На челе каждого нз твоих крестьян я вижу твое осуждение». Слушатели подводятся к пониманию причин, побудивших крестьян к революционной борьбе против эксплуа таторского класса. Так книга помогла мне глубже и образ нее раскрыть перед слушателями эту труд ную тему, способствовала усвоению терми нов «барщина», «оброк» и т.д. К тому же применение на за нятиях художественной литера туры будит у рабочих интерес к кннге.Вот и после этого занятия рабочие по просили у меня роман А. Коптелова «Воз горится пламя». Занятия в цехе техничес кой переработки плодов и ягод я вЬду вот уже четыре года и могу смело сказать, что за это время многие из моих слушателей стали большими книголюбами. При подготовке к очередному занятию пропагандист должен подумать, какие тех нические средства и художественную лите ратуру он может использовать. Так, при изучении темы «Классы и классо вая борьба» одновременно с книгой «Воз горится пламя» я, например, применяла художественные картины. Запомнилась слу шателям картина «Охота феодала». Она образно рассказывает о бесправном положе нии крестьян. Во время охоты феодал со своей свитой вытаптывает посевы крестьян, тем самым обрекает их на голод. В феодальном обществе крепостной крестьянин является собственностью фео дала. Он может его продать, купить и даже убить. И эту мысль ярко подчеркивает кар тина, на которой изображена сценка продаж жи крепостных крестьян. На своих занятиях я также применяю диафильмы, политическую карту мира н другие средства. Все это активизирует вни мание слушателей, способствует глубокому изучению программного материала. Использование художественной литера туры—важное звено в работе любого про пагандиста. А. СОТНИКОВА, пропагандист начальной политшколы. ■ 11ти тИ 1Ш иИ и1к>Ш 1тШ 11Ш 1111Ш 111 ||111 |ИШ ||1Ш 1Ш 11Ш |||||||1 |||||||М ||1 |1 |1 |||||||||и |||| |||||1 |||||||||||11 ||||||||||||П 1 | |||1 |Ш 11111111т11Л Х Р О Н И К А партийной жизни (;> КОММУНИСТЫ ттвйио - механического завода обсуди- пм на партийном со1^анмм во просы воспитании учащейся и рабочей молодежи. Мастер Н. К. Скуя, фрезеровщик Г. И. Малышев, начальник механи ческого цеха Н. И. Попов, ав томеханик А. А. Полов, дирек тор городской восьмилетмей школы А. Ф. Толстмков приво дили примеры неправильного поведения рабочей молодежи за стенами завода, говорили о необходимости улучшить вос питательную работу с юношами и девушками. О ОЧЕРЕДНОЙ семинар пропагандистов состоялся на днях в кабинете политического просвещения райкома КПСС. Пропагандисты поделились опытом своей работы, прослу шали ряд методических сове тов. (;> СОВЕЩАНИЕ агитато ров проведено в колхозе име ни XX партсъезда. Разговор шел о совершенствовании аги тационной работы на селе, о развертывании соревнования колхозников за достойную встречу ХХШ съезда КПСС. СЕМЬЯ, ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЕДИНОМ СЕМЬЕЙ На страницах газеты мне хо чется рассказать как мы В'оспиты- ваем человека нового коммунисти ческого общества. ВОЗМ09КНО, Э''о будет на пользу молодым, начи нающим учителям, которые на верняка задумываются над слож ным вопросом; как воспитывать, с чего начинать? В человеке нового коммунисти ческого общества должно быть сознатель 1 ное отношение к тру ду, к по 1 ручени»м, уважение к людям, помощь и забота о них. Он должен иметь прек|расную ду шу, уметь жить радостями и огор чениями товарищей. Все эти ка чества мне хочется воспитать у своих питомцев. Классное руководство мне по ручили еще в прошлом году, ко гда дети толыко что пришли к нам из начальных классов. В первую очередь я хотела сдружить кол лектив. Ведь известно, что там, где дружба, всем легко и весело, и работа спорится. Как-то я заме- тиша^ что ребята из двух пятых классов часто ссорятся. Пришлось не одну беседу провести с ними о дружбе и товариществе и не только беседы сылрали свою роль. В этом году нам впервые приш лось выехать в поле на уборку (Картофеля.Ребята работали друж но. И мне казалось, что все 6 уде 1 хорошо. Но ' одно происшествие изменило это мнение. В последние дни испортилась погода, было холодно, шел дождь В1первмежку со снегом. Но нам нужно было закончить уборку |Картофвля с закрепленного за на ми участка. Все вышли в поле, а несколько мальчиков не захоте ли работать, спрятались в кусты. На следующий день собрали от рядный пионерский сбор. Винов ников выстроили перед классом на линейку. Никто не остался рав нодушным к проступку. Ребята стояли, опустив головы. Стыдно было им смотреть в гла за товарищей. Отряд вынес реше ние записать им выго(вор, помес тить карикатуру на них в отряд ную «Колючку». И так всегда, в любом деле пи онеры не остаются в стороне, близко воспринимают к сердцу все, что происходит в классе. В начале учебного года пришел в наш класс новичок—Юра Власов, Мальчик был плохо воспитан, не успевал по многим предметам. ПУТЬ ОКТЯБРЯ г стр. Л» 149 (4988) Ребята взяли шефство над ним. Пионерка Тамара Аксенова по могает Юре овладеть английским языком. Он изменился, но у Юры все-таки еще бывают срывы в дис циплине. Как-то пришла я в класс и ви жу: многие парты изрезаны, на полу валяется сбитая со стен штукатурка. —Кто это сделал?—слросила я. |В ответ—молчание. Предложи ла собрать отрядный сбор. Зачин щиком оказался Юра Власов. Всем, кто портил парты, пионеры приказали починить их. На утро и следов поломок не было. Большую помощь мне, как вос питателю, оказывают родители. Ни одно мероприятие не проходит без. их активного участия. Сделал ли кто в классе какое нарушение —^каждый обязан рассказать об этом дома. Родители всегда зна ют все, что происходит в жизни класса. А это уже хорошо. Между детьми и старшими устанавливает ся дружба, поним'ание. Родители помогают детям го товить костюмы, часто приходят на концерты, где выступают их дети. «Болеют» за них в спортив ных соревновани 1 ях. А как доволь ны бывают дети, когда видят в школе своих родителей! У нас вошло а обычай прово дить «голубые огоньки», на кото рые приглашаются папы и мамы. Дети сами готовятся к таким ве черам. Пекут то|рты, пироги, оформляют классы. Много выдумок и фантазии вло жили дети в проведение «КВН» с 6 «В» классом. Было очень весе ло, интересно. А когда приложен труд их самих, радости нет конца. На днях проведем «КВН» между ребятами и папами, а мамы бу дут в жюри. Пусть родители по живут интересами своих детей! В проведении всех этих меро приятий участвует весь отряд, ни кто не хочет стоять в стороне. А сколько бывает у ребят в это вре мя шума! Но щум этот деловой. И не считаться с их творчеством просто невозможно. Всем отрядом борются дети за чистоту в классе, за лучшее офор мление комнаты, Л1учшее прове дение сбора, вечера сгКВН». Пионеры нашего класса очень дружны. В отряде есть такой де виз «Горе и радость не по умам, а пополам», .^ о значит, случилось горе у товарища,—это горе—на всех! Перед началом учебн 01 Г 0 го да тяжело заболел Сережа Алек сеев. Мельчикэ отправили на ле чение в Москву. И ребята очень внимательны к нему: писали час то. письма, посылали подарки. Уз нав, что Сережа приехал, они до говариваются о помощи, чтобы мальчмк вместе с ними перешел в седьмой класс. Или еще пример- Погиб траги чески папа у Наташи Алтуховой. Горе это ребята переживали вме сте с ней. Всем классом купили они венок и все вместе ходили на похороны. •Правильно сказала в своем •письме к нашед^ классу мать Зои Космодемьянской, имя которой носит их отряд: «Горжусь еще и еще раз богатыми душами совет ских школьников». Между про чим, ребята давно ведут перепис ку с Героями Советского Союза Богдановой, Жемчужниковым, ма терью Зои Космодемьянской. В своих письмах к ним рассказыва ют о своей жизни, учебе, делят ся радостями и огорчениями, со ветуются. •Переписка с геро.ями оказывает большое влияние на детей. Они стараются лучше учиться, везде хорошо вести себя. Я рассказала о том, как мы, учителя, вместе с родителями раз виваем у детей ростки нового, передового, что должно быть у человека коммунистического об щества. Обо всем не расскажешь, но вывод можно сделать—боль ше инициативы, выдумки, больше самостоятельности ребятам при контроле учителя, родителей и цель будет достипмута! В. АКИМОВА, учительница Лебедянской первой средней школы. СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ А. И. ЗАЛЕССКИЙ . ВСЕНАРОДНАЯ БОРЬБА В ТЫЛУ ВРАГА. В книгах, посвященных народной борьбе в тылу врага, обычно основное внимание уделялось вооруженной борьбе советских парти- ван. В данной же работе автор прослеживает историю борьбы совет ского населения, находившегося во время войны на оккупированной территории, н 'показывает, что это была действительно всенародная борьба против фашистских захватчиков. Книга шшасана живым, ярким языкотъ что делает «е вшроко доегтпяой « доходчшюй. АГИТАТОР спешит на ферму Редко выпадает такой день в жизни заведующей Мокрин- ским сельским клубом комму ниста Нины Александровны Мальневой, чтобы не побыва ла она на ферме, не провела с животноводами задушевной беседы. О Нине Александровне действительно можно сказать —это агитатор по призванию. Поздно гаснут огни в сельском клубе, а рано утром заведую щая уже на ногах. По натуре своей беспокойный и непосед ливый человек, она спешит на ферму. Ее всегда ждут люди и рады ее приходу. Они верят, что агитатор обязательно при несет что-то новое, расскажет об интересном событии в стра не и за рубежом. На снимке: агитатор колхоза «Дружба» Н. А Мвльнева спешит к животноводам на ферму. Фото Н. ЛЯМИНА М ЕТОДОМ У Б Е Ж Д Е Н И Я Наша бригада слесарей-сборщи- ков решила достойно встретить X X I I I съезд 1 ^С С . Каждый день ребята отмечают высокой производительностью труда. Пере выполняют нормы слесари А. Со рокин, К. Кузнецов, молодые ра бочие А. Коробейников, Н. Маль цев. Коллектив бригады уделяет большое внимание качеству про дукции, повышению своей квали фикации. Прибавилось дел и мне, как бригадиру и агитатору. Работаю я со своими товарищами бок о бок, знаю способности каждою, вовремя стараюсь поддержат инициативу рабочих. Моя глав ная цель—добиться выполнения производственного плана каждым рабочим и высокого качества про дукции. Много усилий прилагаю к тому, чтобы в цехе соблюдалась культура производства. Нам это особенно необходимо, потому что у нас малы производственные площади. Свою агитационную рабо'^у стараюсь проводить методом убеждения, практического показа. Приведу такой пример. Недавно я поручил одному из слесарей вы полнить срочное задание. Вижу, что работает он медленно, с ка кой-то неохотой. Сделал замеча ние, но оно не подействовало. Слесарь мне даже начал доказы вать, что быстрее нельзя. Тогда на шторой день я шзялоя за такую же работу и выполнил' ее не за три часа, а только за час. Это подействовало лучше всяких нра воучений. Пускай мои слова не примут как похвальбу, все же скажу, что в бригаде нет сейчас прогулов: большинство слесарей добросо вестно относится к работе. Каж дый стремится повышать свои общеобразовательные и полити ческие знания. Активно прошла у нас подписка на газеты и жур налы. В бригаде нет ни одного человека, который не подписался бы на две-три газеты, а, например, П. Ф. Кривошеин оформил под писку на 36 рублей. Конечно, в период подписки пришлось провес, ти большую работу мне, как аги татору. Коллектив бригады горячо вос принял новую инициативу партии, направленную на улучшение уп равления промышленностью, со вершенствование планирования н усиление экономического стиму лирования промышленного произ водства и единодушно одобрил решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС.Претворяя в жизнь эти новые мероприятия, слесари-сбор щики решили встретить XX III съезд КПСС досрочным выпол нением плана четвертого кварта ла и первого квартала 1966 года. Н. ПАШИНЦЕВ, бригадир слесарей-сборщиков литейно-мехаяического завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz