Путь Октября. 1965 г. (г. Лебедянь)

Путь Октября. 1965 г. (г. Лебедянь)

ш 1ШШ1ПШШШ1Ш1ПШ1 п 11» ПРОПАГАНДИСТ ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ СПОМОЩЬЮхудожественной литературы Каждый пропагандист ставит своей целью добиться прочного усвоения слушате­ лями изучаемого материала. Эта задача об­ легчается примеиевием на занятиях разных средств: картин, диаграмм, карт, показа ди- Дфвльмов, а также художественной литера­ туры. Надо признать, что как бы искусно и доходчиво ни излагал пропагандист мате­ риал, одни лишь лекции, не подкрепленные наглядностью, быстро утомляют слушатв" лен. Умелое применение художествеиной ли­ тературы, технических средств оживляет занятие, повышает интерес слушателей к учебе, образно переносит их в ту обста­ новку, в которой происходило то или иное событие. Технические средства в художест* веяная литература, в то же время, способ­ ствуют прочному усвоению исторической терминологии, дат, периодичности событий. Вместе с тем хочется заметить, что тех­ нические средства не дадут желаемой отда­ чи, если применяются они методически не­ правильно. Бывает ведь так, что при изло­ жении материала пропагандист лишь назы­ вает художественную литературу а не про­ бует при ее помощи глубже и доходчивее раскрыть тему. Расскажу немного о том, как я исполь­ зую на занятиях художественную литера­ туру. При изучении темы «Ленин в Шу­ шенском» я пользовалась романом А. Коп- телова «Возгорится пламя». Читая выдерж­ ки из книги, я старалась довести до соз­ нания слушателей ту мысль, что Лепин и' после разгрома Союза борьбы не прекра­ щал своей революционной деятельности. Находясь в ссылке в сибирском селе Шу­ шенское, за тысячи верст от Мсюквы и Петербурга, он не был оторван от происхо­ дящих в России событий, много работал и издалека продолжал руководить револю­ ционной борьбой рабочего класса. Благода­ ря книге зта тема была хорошо усвоена всеми слушателями. При изучении темы .«Классы и классо­ вая борьба» я использовала книгу Радище­ ва «Путешествие из Петербурга в Москву». Изложение материала сопровождала чтени­ ем отрывков из глав «Пешки» и «Любани», в которых ярко и образно показано бес- правВое положение крестьян. Крестьяне работали на помещика шесть дней в неделю, а на своем участке—^в воскресенье и лун­ ные ночи. Жил крестьянин в избе, обста­ новка которой состояла из грубо сколочен­ ного стола и скамейки. Крестьяне влачили нищенское существование; «Крестьянка месила тесто, состоящее из одной трети муки и двух третей мякины». Подчеркиваю мысль, что крестьяне все больше задумы­ вались над своим бесправным положением, и заканчиваю лекцию словами Радищева: «Страшись, помещик, жестокосердный. На челе каждого нз твоих крестьян я вижу твое осуждение». Слушатели подводятся к пониманию причин, побудивших крестьян к революционной борьбе против эксплуа­ таторского класса. Так книга помогла мне глубже и образ­ нее раскрыть перед слушателями эту труд­ ную тему, способствовала усвоению терми­ нов «барщина», «оброк» и т.д. К тому же применение на за­ нятиях художественной литера­ туры будит у рабочих интерес к кннге.Вот и после этого занятия рабочие по­ просили у меня роман А. Коптелова «Воз­ горится пламя». Занятия в цехе техничес­ кой переработки плодов и ягод я вЬду вот уже четыре года и могу смело сказать, что за это время многие из моих слушателей стали большими книголюбами. При подготовке к очередному занятию пропагандист должен подумать, какие тех­ нические средства и художественную лите­ ратуру он может использовать. Так, при изучении темы «Классы и классо­ вая борьба» одновременно с книгой «Воз­ горится пламя» я, например, применяла художественные картины. Запомнилась слу­ шателям картина «Охота феодала». Она образно рассказывает о бесправном положе­ нии крестьян. Во время охоты феодал со своей свитой вытаптывает посевы крестьян, тем самым обрекает их на голод. В феодальном обществе крепостной крестьянин является собственностью фео­ дала. Он может его продать, купить и даже убить. И эту мысль ярко подчеркивает кар­ тина, на которой изображена сценка продаж жи крепостных крестьян. На своих занятиях я также применяю диафильмы, политическую карту мира н другие средства. Все это активизирует вни­ мание слушателей, способствует глубокому изучению программного материала. Использование художественной литера­ туры—важное звено в работе любого про­ пагандиста. А. СОТНИКОВА, пропагандист начальной политшколы. ■ 11ти тИ 1Ш иИ и1к>Ш 1тШ 11Ш 1111Ш 111 ||111 |ИШ ||1Ш 1Ш 11Ш |||||||1 |||||||М ||1 |1 |1 |||||||||и |||| |||||1 |||||||||||11 ||||||||||||П 1 | |||1 |Ш 11111111т11Л Х Р О Н И К А партийной жизни (;> КОММУНИСТЫ ттвйио - механического завода обсуди- пм на партийном со1^анмм во­ просы воспитании учащейся и рабочей молодежи. Мастер Н. К. Скуя, фрезеровщик Г. И. Малышев, начальник механи­ ческого цеха Н. И. Попов, ав­ томеханик А. А. Полов, дирек­ тор городской восьмилетмей школы А. Ф. Толстмков приво­ дили примеры неправильного поведения рабочей молодежи за стенами завода, говорили о необходимости улучшить вос­ питательную работу с юношами и девушками. О ОЧЕРЕДНОЙ семинар пропагандистов состоялся на днях в кабинете политического просвещения райкома КПСС. Пропагандисты поделились опытом своей работы, прослу­ шали ряд методических сове­ тов. (;> СОВЕЩАНИЕ агитато­ ров проведено в колхозе име­ ни XX партсъезда. Разговор шел о совершенствовании аги­ тационной работы на селе, о развертывании соревнования колхозников за достойную встречу ХХШ съезда КПСС. СЕМЬЯ, ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЕДИНОМ СЕМЬЕЙ На страницах газеты мне хо­ чется рассказать как мы В'оспиты- ваем человека нового коммунисти­ ческого общества. ВОЗМ09КНО, Э''о будет на пользу молодым, начи­ нающим учителям, которые на­ верняка задумываются над слож­ ным вопросом; как воспитывать, с чего начинать? В человеке нового коммунисти­ ческого общества должно быть сознатель 1 ное отношение к тру­ ду, к по 1 ручени»м, уважение к людям, помощь и забота о них. Он должен иметь прек|расную ду­ шу, уметь жить радостями и огор­ чениями товарищей. Все эти ка­ чества мне хочется воспитать у своих питомцев. Классное руководство мне по­ ручили еще в прошлом году, ко­ гда дети толыко что пришли к нам из начальных классов. В первую очередь я хотела сдружить кол­ лектив. Ведь известно, что там, где дружба, всем легко и весело, и работа спорится. Как-то я заме- тиша^ что ребята из двух пятых классов часто ссорятся. Пришлось не одну беседу провести с ними о дружбе и товариществе и не только беседы сылрали свою роль. В этом году нам впервые приш­ лось выехать в поле на уборку (Картофеля.Ребята работали друж­ но. И мне казалось, что все 6 уде 1 хорошо. Но ' одно происшествие изменило это мнение. В последние дни испортилась погода, было холодно, шел дождь В1первмежку со снегом. Но нам нужно было закончить уборку |Картофвля с закрепленного за на­ ми участка. Все вышли в поле, а несколько мальчиков не захоте­ ли работать, спрятались в кусты. На следующий день собрали от­ рядный пионерский сбор. Винов­ ников выстроили перед классом на линейку. Никто не остался рав­ нодушным к проступку. Ребята стояли, опустив головы. Стыдно было им смотреть в гла­ за товарищей. Отряд вынес реше­ ние записать им выго(вор, помес­ тить карикатуру на них в отряд­ ную «Колючку». И так всегда, в любом деле пи­ онеры не остаются в стороне, близко воспринимают к сердцу все, что происходит в классе. В начале учебного года пришел в наш класс новичок—Юра Власов, Мальчик был плохо воспитан, не успевал по многим предметам. ПУТЬ ОКТЯБРЯ г стр. Л» 149 (4988) Ребята взяли шефство над ним. Пионерка Тамара Аксенова по­ могает Юре овладеть английским языком. Он изменился, но у Юры все-таки еще бывают срывы в дис­ циплине. Как-то пришла я в класс и ви­ жу: многие парты изрезаны, на полу валяется сбитая со стен штукатурка. —Кто это сделал?—слросила я. |В ответ—молчание. Предложи­ ла собрать отрядный сбор. Зачин­ щиком оказался Юра Власов. Всем, кто портил парты, пионеры приказали починить их. На утро и следов поломок не было. Большую помощь мне, как вос­ питателю, оказывают родители. Ни одно мероприятие не проходит без. их активного участия. Сделал ли кто в классе какое нарушение —^каждый обязан рассказать об этом дома. Родители всегда зна­ ют все, что происходит в жизни класса. А это уже хорошо. Между детьми и старшими устанавливает­ ся дружба, поним'ание. Родители помогают детям го­ товить костюмы, часто приходят на концерты, где выступают их дети. «Болеют» за них в спортив­ ных соревновани 1 ях. А как доволь­ ны бывают дети, когда видят в школе своих родителей! У нас вошло а обычай прово­ дить «голубые огоньки», на кото­ рые приглашаются папы и мамы. Дети сами готовятся к таким ве­ черам. Пекут то|рты, пироги, оформляют классы. Много выдумок и фантазии вло­ жили дети в проведение «КВН» с 6 «В» классом. Было очень весе­ ло, интересно. А когда приложен труд их самих, радости нет конца. На днях проведем «КВН» между ребятами и папами, а мамы бу­ дут в жюри. Пусть родители по­ живут интересами своих детей! В проведении всех этих меро­ приятий участвует весь отряд, ни­ кто не хочет стоять в стороне. А сколько бывает у ребят в это вре­ мя шума! Но щум этот деловой. И не считаться с их творчеством просто невозможно. Всем отрядом борются дети за чистоту в классе, за лучшее офор­ мление комнаты, Л1учшее прове­ дение сбора, вечера сгКВН». Пионеры нашего класса очень дружны. В отряде есть такой де­ виз «Горе и радость не по умам, а пополам», .^ о значит, случилось горе у товарища,—это горе—на всех! Перед началом учебн 01 Г 0 го­ да тяжело заболел Сережа Алек­ сеев. Мельчикэ отправили на ле­ чение в Москву. И ребята очень внимательны к нему: писали час­ то. письма, посылали подарки. Уз­ нав, что Сережа приехал, они до­ говариваются о помощи, чтобы мальчмк вместе с ними перешел в седьмой класс. Или еще пример- Погиб траги­ чески папа у Наташи Алтуховой. Горе это ребята переживали вме­ сте с ней. Всем классом купили они венок и все вместе ходили на похороны. •Правильно сказала в своем •письме к нашед^ классу мать Зои Космодемьянской, имя которой носит их отряд: «Горжусь еще и еще раз богатыми душами совет­ ских школьников». Между про­ чим, ребята давно ведут перепис­ ку с Героями Советского Союза Богдановой, Жемчужниковым, ма­ терью Зои Космодемьянской. В своих письмах к ним рассказыва­ ют о своей жизни, учебе, делят­ ся радостями и огорчениями, со­ ветуются. •Переписка с геро.ями оказывает большое влияние на детей. Они стараются лучше учиться, везде хорошо вести себя. Я рассказала о том, как мы, учителя, вместе с родителями раз­ виваем у детей ростки нового, передового, что должно быть у человека коммунистического об­ щества. Обо всем не расскажешь, но вывод можно сделать—боль­ ше инициативы, выдумки, больше самостоятельности ребятам при контроле учителя, родителей и цель будет достипмута! В. АКИМОВА, учительница Лебедянской первой средней школы. СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ А. И. ЗАЛЕССКИЙ . ВСЕНАРОДНАЯ БОРЬБА В ТЫЛУ ВРАГА. В книгах, посвященных народной борьбе в тылу врага, обычно основное внимание уделялось вооруженной борьбе советских парти- ван. В данной же работе автор прослеживает историю борьбы совет­ ского населения, находившегося во время войны на оккупированной территории, н 'показывает, что это была действительно всенародная борьба против фашистских захватчиков. Книга шшасана живым, ярким языкотъ что делает «е вшроко доегтпяой « доходчшюй. АГИТАТОР спешит на ферму Редко выпадает такой день в жизни заведующей Мокрин- ским сельским клубом комму­ ниста Нины Александровны Мальневой, чтобы не побыва­ ла она на ферме, не провела с животноводами задушевной беседы. О Нине Александровне действительно можно сказать —это агитатор по призванию. Поздно гаснут огни в сельском клубе, а рано утром заведую­ щая уже на ногах. По натуре своей беспокойный и непосед­ ливый человек, она спешит на ферму. Ее всегда ждут люди и рады ее приходу. Они верят, что агитатор обязательно при­ несет что-то новое, расскажет об интересном событии в стра­ не и за рубежом. На снимке: агитатор колхоза «Дружба» Н. А Мвльнева спешит к животноводам на ферму. Фото Н. ЛЯМИНА М ЕТОДОМ У Б Е Ж Д Е Н И Я Наша бригада слесарей-сборщи- ков решила достойно встретить X X I I I съезд 1 ^С С . Каждый день ребята отмечают высокой производительностью труда. Пере­ выполняют нормы слесари А. Со­ рокин, К. Кузнецов, молодые ра­ бочие А. Коробейников, Н. Маль­ цев. Коллектив бригады уделяет большое внимание качеству про­ дукции, повышению своей квали­ фикации. Прибавилось дел и мне, как бригадиру и агитатору. Работаю я со своими товарищами бок о бок, знаю способности каждою, вовремя стараюсь поддержат инициативу рабочих. Моя глав­ ная цель—добиться выполнения производственного плана каждым рабочим и высокого качества про­ дукции. Много усилий прилагаю к тому, чтобы в цехе соблюдалась культура производства. Нам это особенно необходимо, потому что у нас малы производственные площади. Свою агитационную рабо'^у стараюсь проводить методом убеждения, практического показа. Приведу такой пример. Недавно я поручил одному из слесарей вы­ полнить срочное задание. Вижу, что работает он медленно, с ка­ кой-то неохотой. Сделал замеча­ ние, но оно не подействовало. Слесарь мне даже начал доказы­ вать, что быстрее нельзя. Тогда на шторой день я шзялоя за такую же работу и выполнил' ее не за три часа, а только за час. Это подействовало лучше всяких нра­ воучений. Пускай мои слова не примут как похвальбу, все же скажу, что в бригаде нет сейчас прогулов: большинство слесарей добросо­ вестно относится к работе. Каж­ дый стремится повышать свои общеобразовательные и полити­ ческие знания. Активно прошла у нас подписка на газеты и жур­ налы. В бригаде нет ни одного человека, который не подписался бы на две-три газеты, а, например, П. Ф. Кривошеин оформил под­ писку на 36 рублей. Конечно, в период подписки пришлось провес, ти большую работу мне, как аги­ татору. Коллектив бригады горячо вос­ принял новую инициативу партии, направленную на улучшение уп­ равления промышленностью, со­ вершенствование планирования н усиление экономического стиму­ лирования промышленного произ­ водства и единодушно одобрил решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС.Претворяя в жизнь эти новые мероприятия, слесари-сбор­ щики решили встретить XX III съезд КПСС досрочным выпол­ нением плана четвертого кварта­ ла и первого квартала 1966 года. Н. ПАШИНЦЕВ, бригадир слесарей-сборщиков литейно-мехаяического завода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz