Путь Ленина. 1959 г. (г. Усмань)
7 и юня 1 3 5 9 г., № 67 (4 7 8 2 ) ПУТЬ ЛЕНИНА 3 Монумент в честь запуска кос мической ракеты, установленный в парке Центрального Дома Со ветской Армии Частушки Мой миленочек мечтает Перебраться на Л ун у, На Луне, к а к на Алтае. Разработать целину. Озабочен, к а к л уна ти к, Ходит ночи напролет: Ведь не с печи на полати Надо сделать перелет. Заявил, что будет строить Первый город на Луне. Между прочим, я не скрою, Н в любви признался мне Весенние строки Разорван оттаявший воздух, И волнами звуки плывут. То, может, в движении грозном Околицей танки идут? Колышутся ветви деревьев, К машинам бежит детвора. Не танки — на штурм семилетки Уходят в поля трактора... С. СТОЛПОВСКИЙ. Д о я р к а Мычит колхозная корова, Д оярку с нетерпеньем ждет. А вот и Леночка Петрова На зов Б уренуш ки идет. К своей питомице подходит, Бросает на буренку взор И неж ным голосом заводит Вполне серьезный разговор: — Наверно, маешься, бедняжка? Желаешь если, напою. Смотри-ка, ты и дышишь тя ж ко ! Сейчас, родная, подою. Елена вымя подмывает, Быстра у девуш ки рука. И вот в подойник ударяет С труя густого молока. Доить у ж кончила Петрова, Взяла ведерко с молоком, Ей благодарная корова Из материалов, присланных на конкурс редакции газеты „Путь Ленина1* Р А С С К А З Сердце матери Полдень. Нестерпимая жара. Ничто не нарушает сельской тиш и ны . Вдруг столб густого чер ного дыма поднялся над домом, стоящим на краю села. Частый звон о железный брус разрывает тиш и ну. — Пожар! Пожар! — слы шатся голоса. Сразу же село ожило. Люди с баграми, ведрами бежали к месту бедствия. К а жется, в одно мгновение возле горящего дома собралось все, село. К ажды й из присутствующ их на пожаре был поглощен работой. Почти весь скарб вытащен из горящего дома и в беспорядке свален на землю. Поваленный ------ 0 ------ Приезжай! На работе и в часы досуга По тебе скучаю кажды й раз. Приезжай на стройку к нам, подруга С нелепым взглядом темнокарих глаз. Мы в труде глубоко ж изнь познаем, Вместе с ней — и счастье ю ны х лет. Если ты приедешь светлым маем, Я цветов нарву тебе букет. В половодье по заливу луга Не смолкает пти чек пересказ. на бок, раскры ты й шкаф, стулья, опрокинуты е и нагроможденные друг на друга, усиливали впе чатление о несчастье. Хозяйка дома, обхватив рукам и голову, стояла возле скарба Пораженная несчастьем, она ничего не за мечала, ей казалось, что спокой ная ж и зн ь потеряна навсегда. — П авлик! — мать только спохватилась, что ее трехлетний сы н в этой суматохе пропал к у да-то. — Где сын?! — надрываясь кричала она. Ей послышался дав но знакомый голос «Мама-а!». Перед глазами все пошло кругом . Из окон вырывалось пламя. Внутри дома я з ы ки его уж е ли зали пол и стены. Вода не при носила почти н и ка ко й пользы. Мать видела перед собой лишь выбитую дверь. В ужасе она бросилась через нее внутрь дома. Мать не чувствовала ожогов, не ощущала слез, которые р у чейками стекали по ее щекам не столько от дыма, сколько от горя. Она слышала голос люби мого П авлика: «Мама» Мама!», обыскала все углы комнаты , но Павлика не было. Ей казалось, что больше нет н и ка ки х надежд на спасение сына. Вторая комната. Мать ясно услышала голос сына, доносив шийся оттуда. И действительно, сын был там. Весь дом охвачен пламенем. Потолок мог в любую секунду обрушиться и похоронить ма ленькую ж ертву. Н икакие силы в этот миг не могли удержать мать. Она решила или спасти сы на, или с ним вместе стать ж е р т вою огня. Сквозь дым мать вдруг увиде ла своего Павлика, который, со гнувш ись, сидел под столом, в страхе жалобно плакал и звал ее. Мать ринулась к нему, схва тила дорогое существо и, сильно приж ав к себе, бросилась к вы ходу. Одежда на матери горела Стоящие у входа люди сразу же вылили на нее несколько ведер воды. И в это время с треском и шумом через прогоревший по толок рухнул а вся крыш а дома. Ноги, лицо и р у ки матери были в ож огах. Опаленная коса походила на обугливш ую ся пал к у , торчащ ую из-под пл атка. Но мать ничего не чувствовала. Ее П авлик ж и в ! И, крепче п р и ж и мая к себе сы н иш ку, она, поте ряв сознание, упала на р у ки людей. Н. Попов. учащ ийся агрош колы . Б А С Н Я Ой, подруж еньки, не зря мы С ним гулял и под Луной, Па Луне я выйду зам уж , В уду я его женой. Ф. СМЕТАНИН. Лизнула р уки язы ком. Николай ПОПОВ, учащийся агрошколы. Приезжай скорее к нам, подруга, С ясным взглядом темнокарих глаз! - Д. ЛАЗУКИН. «»»♦♦♦♦♦♦«♦«♦♦♦*<>♦«»»♦♦»♦♦«♦♦♦♦♦♦♦♦*♦♦♦♦*♦♦♦♦** * * <'ф*',+ *** * * * * * * * * * *♦ ******♦ *♦ • о е ж и х у е залежны х земель, о сибирских В редакцию нашей газеты п о ступает много стихов. Их пре имущественно присылает моло дежь. Это вполне понятно: ж и зн ь с к а ж д ы м днем становится все краш е, и молодым строителям комм унистического общества хо чется ярче, образнее выразить свои мысли, проявить свою пре данность великом у делу м арксиз ма-ленинизма. Л учш ие стихотворения ’ печа таются в газете; однако, к еожа- л ен й оу большая часть из пр и сланного не может быть исполь зована. Стихи, к а к и вообще всякое литературное произведе ние, должны удовлетворять ос новным требованиям. Эти основ ные требования таки е: тема (о чем написано), идея (зачем на писано) и художественная сторо на (к а к написано). Несоблюдение даже одного из эти х требований уже влечет неудачу всего лите ратурного произведения, особен но стихотворения. Н уж н о сказать, что в боль ш инстве случаев молодые авторы ббрут ДЛЯ своих стихов хорошие, актуал ьны е темы : о борьбе за в ы с о ки ) урож ай, стремлении учиться, о косм ической ракете, о дальнейшем освоении цел инны х и стройках... Ясна и цель авторов, то есть идейный замысел: любовь к Ро дине, желание отдать все силы для роста ее могущества и бо гатства. Значительно-'хуже обстоит дело в отношении третьего требова ния — техн и ки выполнения или художественны х достоинств. Здесь можно наблюдать неумелый подбор слов (а ведь слово — специфика литературы ), непра вильные стилистические обороты, нарушение ритма, сухие, невыра зительные рифмы. Возьмем несколько примеров. Тов. С. в стихотворении о совет ской космической ракете, оза главленном «Наша планета», п и шет: «В первую вступая семилетку, Хорошо у нас идут дела. В космос на гл уб о кую разведку Бы страя ракета унеслась...» В этом четверостишии иного .недостатков. Деепричастный обо рот (первая строка) относится к слову «дела», и получается, что не страна, не люди вступаю т в первую семилетку, а только эти самые «дела». Эпитет «быстрая» подобран наспех, неудачно: мед ленная ракета не преодолела бы земного притяж ен и я, а рифма «дела»— «унеслась» просто пло хая, не продуманная автором. В этом ж е стихотворении автор сравнивает ракету с метеором, обнаруживая свое незнание зна чения самых просты х астроно м ических терминов. Иногда встречаются совсем слабые стихи, где все нарушено: и смысл, и ритм, и рифма. На пример: «На поле выш ли трактора И вспахивать начали землю. А за тракторами пти цы , к а к всегда, Летают за его ж е те н ью ...» (? ? ). Это, конечно, не стихи, а про сто бессвязный набор слов. В заключение хочется сказать авторам, особенно молодым: до рогие товарищ и, не падайте ду хом, если Ваши первые стихи не напечатаны ! Разберитесь в и х недостатках, Вам в этом помогут более опы тные товарищ и. Боль ше читайте классиков и совет с ки х поэтов. Обогащайте свой словарь, учитесь находить про стые, точные, образные слова. Учитесь родному я з ы ку у нашего великого народа — язы котворца. В. Тигров. Осёл на бухгалтерско м попр ище За долго прожитые годы Осел изведал все работы: Служил на поприще культуры, В пекарню был переведен, Завмагом стал (едва спас шкуру) И за обсчеты осужден. ...В расчет суд возраст взял преклонный И вынес приговор условный... Имея навыки в учете И за плечами стаж большой, Осел на новую работу В лесхоз главбухом перешел, По совместительству кассиром... Потом, почувствовавши силу, Критиковал коллег беспечных, От сейфа сам хранил ключи И с ревизорами, конечно, Пакт дружбы крепкой заключил, Скрепив его слащавой речью И выпивкой при каждой встрече. Поставив цель учет запутать, Стал часто акты составлять: «Сего числа медведей группа Лес уничтожила... списать». Или: «От солнца, сильных ветров Погибло дров сто кубометров». ...Недели в месяцы сливались, Осел трудился день и ночь... Был лес густой — лишь пни остались, Но дебет с кредитом — точь в точь! ☆ Хотя ослы в науках туповаты, Но иногда в работах плутоваты. Е. Агеев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz