Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)
2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 14 л еиабря 195 8 г ., №14 8 (4709) Об с уж д е н и е те з и со в Ц е н тральн о го Ко ми те та КПСС и Со в е та Ми н и стро в Со ю з а ССР Пора переходить на самообслуживание В отдельных школах зароди лась ценная форма приобщения учащихся к труду — самообслу живание. Небольшой опыт само обслуживания имеют ученики и нашей школы. Еще в прошлом учебном году у нас был введен по средам санитарный день. В втот день учащиеся, начиная с 4-го класса, своими силами мы ли в классных комнатах полы, протирали мебель, оконные ра мы и т. д. По субботам школьни ки устраивай! санитарный день у себя дома. С первых дней текущего года по собственной инициативе 6 «Б» класс (классный руководитель Н. С. Шафоростова) ежедневно стал убирать свою классную ком нату. В ноябре (уже после опуб ликования тезисов ЦК КПСС и Сонета Министров СССР «Об ук реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе мы народного образования в стране»), посоветовавшись с учительским коллективом, мы ре шили перевести учащихся почти па полное самообслуживание. В специальном приказе были строго разграничены и определе ны обязанности учащихся, тех нических работников, завхоза. Теперь учащиеся всех классов, за исключением 1— 3-х, еже дневно убирают свои клагшые комнаты: подметают, смотрят, не забыл ли кто из ребят чего-либо в партах, моют доску, пол возле доски, протирают мебель. Раз в неделю, по средам, проводится генеральная уборка классе®. На долю технических работни ков остается лишь уборка кори доров, зала и кабинетов. Со вре менем мы и эту работу поручим учащимся, но пока у нас нет до статочного запаса ведер и друго го инвентаря. Что же дал переход на само обслуживание? Прежде всего рез ко улучшилось санитарное со стояние школы. Сами учащиеся строго следят за соблюдением чи стоты в классах. Теперь уже ред ко найдешь на полу бумажку, растоптанный мел. Важно, что в школе дважды в день влажной тряпкой протирает ся мебель. Раньше этого не бы ло. За полчаса, разделяющие пер вую и вторую смены, уборщицы еле успевали подмести классы и вымыть доску; учащиеся же ус певают протереть влажной тряп кой мебель, поэтому воздух в классах всегда чистый. На днях мне пришлось быть свидетельницей такого факта. При ходит уборщица и приглашает меня пойти в 3 «Б» класс, который ведет учительница т. -Телегина. Оказывается, после уроков уча щиеся по собственной инициативе взялись за уборку классных ком нат и провели ее замечательно. Каждый понедельник у нас проводится линейка, на которой старосты классов и санитарные комиссии отчитываются о са-мо- облуживании учащихся. Иногда санитарное состояние классов проверяют члены учкема и до кладывают об этом на линейке. С переходом па самообслужи вание ребята в классах стали ближе друг к другу, более орга низованными. Повысилась их ответственность за честь своего класса. Не раз приходилось ви деть, как учащиеся 6 «Б» клас са, чтобы не запачкать вымытый пол, входили в класс ' на но сочках и л и снимали верхнюю обувь. Улучшилась и личная ги гиена школьников. В 5 «Б» классе, например, все мальчики ходят в школу в белых ворот ничках. Самообслуживание — важное средство трудового воспитания, и надо, чтобы оно смелее внедря лось во всех школах района. Это приучает ребят ценить и уважать труд старших, не бояться черной работы, быть опрятными, чисто плотными. К- Волков а, завуч средней школы № 1. Кр епить связь обуч ения с жизнью За последние годы в сложив шейся системе народного образо вания стал проявляться корен ной недостаток — отрыв обуче ния от жизни, отрыв школы от практики коммунистического строительства. Новым свидетель ством неустанной заботы Комму нистической партии в воспитании подрастающего поколения явля ются тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о даль нейшем развитии системы народ ного образования в стране». Привитие трудовых навыков учащимся, особенно навыков сельско-хозяйственного производ ства, у нас практикуется с про шлого учебного года. Производ ственная ученическая бригада, созданная при школе, работала в колхозе «Великий Октябрь». Под руководством учителей она уча ствовала в посадке махорки, кар тофеля, прореживании свеклы, ' подсолнечника, оказывала помощь Смелее шагать по пионерским „ступеням «I «Ступени юного пионера» — не самоцель, а средство для улуч шения всесторонней деятельно сти пионерской организации по коммунистическому воспитанию детей и, в первую очередь, по воспитанию у пионеров трудовых и организаторских навыков, люб ви и уважения к физическому труду, готовности стать активны ми борцами за коммунизм. В пионерской организации устанавливаются три «возраст ные ступени». Первая рассчитана на пионеров 3— 4 классов, вто рая — 5 ^ 6 классов, третья — 7— 8 классов. Требования каж дой последующей «ступени» ус ложняются. При отборе умений и на-вык-ов каждой «ступени» учи тывается важный принцип пио нерской жизни: «Научился сам— научи товарища». Большую по мощь в выполнении этого прин ципа оказывают технические кружки Дома -пионеров, ставящие своей целью подготовить пионе- ров-«иструкторов и вожатых звездочек. Политическое воспитание тю н е ров нельзя регламентировать'тре бованиями «ступеней». Воспита ние этих качеств должно осу ществляться в процессе повсе дневной кропотливой работы школы, семьи, в процессе самого широкого участия пионеров -в практической трудовой деятель ности, в том числе и в х-оде ов ладения пионерскими умениями и навыками. * Дом пионеров провел ряд ме роприятий по политическому вос питанию не только пионеров, но и актива, а также старших и отрядных вожатых. Регулярно проводится день открытых две рей для учащихся всех «сту пеней», где используются самые разнообразные фермы воспитания пионеров с учетом возрастных особенностей. Мы проводили ве чера на темы: «Партия наша, под солнцем твоим учимся, строим, живем и творим!», «Славься, отечество наше свободное» и другие. Кр-сме этого, проводим вечера на атеистические темы с использованием диафильмов, Не остаются в стороне и малыши- октябрята. Для них бывают ут ренники сказок. Необходимо отметить хорошую работу таких отрядных вожатых, как Вали Вяткиной из детдома им. Ленина, Раи Хрущевой, из школы-интерната, Гали Беляевой из школы № 1, Нади Ждановой из школы № 2. Эти отрядные смело шагают со своими пионе рами по ступеням, овладевая умениями и навыками. Т. Кол ес нико в а , директор Дома пионеров. в уборке урожая. Все практиче ские работы, предусмотренные учебной программой, учащиеся полностью выполнили. 12 членов школьной бригады, преимуще ственно учащиеся 8— 9 классов, работали на сельскохозяйствен ных машинах. Для укрепления материальной базы колхоз выделил школе 5 гектаров земли, на которой сила ми учащихся выращивались под солнечник, картофель и другие сельско-хозяйственные культуры Реализовав выращенный урожай, школа получила 10 тысяч руб лей. Проводились работы и на при школьном опытном учасше.Осенью этого года -весь участок огорожен, вокруг ограды высажено 2.000 кустов акации, разбит небольшой фруктовый сад, в котором по сажено 65 яблонь, 50 кустов смо родины. Бее это сделано руками учащихся. Для дальнейшего укрепления связи обучения -с жизнью, с полезным производительным тру дом наш учительский коллектив намерен организовать в текущем учебном году на 15 гектарах учебное хозяйство. На этой пло щади силами учащихся будут вы ращиваться подсолнечник, са харная свекла, махорка, кукуру за, картофель, однолетние травы Планируем вырастить не менее 100 кроликов? Как и в прошлые годы, кол лектив школы в порядке шеф ства будет оказывать помощь кол хозу в посадке сада, подготовке семян кукурузы, посадке ма хорки, прополке подсолнечникам других культур. Большое значение в привитии трудовых навыков сыграет пере ход учащихся на -самообслужива ние. Они уже сами убирают и моют классы, следят за санитар ным состоянием школы. И. |Руд енон , директор Стор-ожевской средней школы. Готовим молодёж ь к т р у д у -На днях довелось мне быть в колхозе «Вперед». — Когда вы отпустите к нам Евгения Семаева? — первое, с чем обратился ко мне председа тель -колхоза И. Ф. Бобров. — Новые машины мы получили, а доверить их некому. Он будет у нас «головой» над ними. Семаев сейчас ученик 11-го кла-с-са. В прошлом учебном году он проходил здесь практику и проя вил себя лучше, чем некоторые да же опытные механизаторы: сказа лись знания, полученные в школе. В словах председателя колхоза было по существу признание пра вильности пути, на когорый встала наша школа. •Обсуждая тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об ук реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе мы народного образования в стране», учителя, ученики и родители -выражают полное одоб рение реформы школы: она долж_ на быть ближе к производству, к жизни. В этом мы уже убеди- М. И. ПАВЛОВА, дирентор Ермишин ско й ср едней школы Ряз анской области О лись на опыте нашей школы. В ноябре 1957 года Мини стерство просвещения РСФСР в 50 школах республики, в том числе и в нашей, в -порядке экс перимента ввело одиннадцатые классы с производственной спе циализацией. Мы много совето вались, чему обучать нашу мо лодежь.' Прикинули возможно сти и потребности района. Реши ли готовить механизаторов широ кого профиля, животноводов — специалистов молочного дела, са доводов — овощеводов. Из 106 десятиклассников половина изъ явила желание перейти в специ альные классы. Остальные соби рались учиться дальше. Но из 53 выпускников в техникумы и институты попало только 8. Мно гие пошли трудиться в колхозы. Вот тут-то спи и увидели, что атте стата зрелости и некоторых тру довых навыков далеко недоста точно, чтобы сразу занять твер дое место в жизни. Вот почему этой осенью школьники в-сех четырех деся тых классов захотели учиться по программе 11 классов. К тому же они имели перед собой еще один убедительный пример. 15 десятиклассников, не попав в 1957 году -в вузы и устроив шись -работать, пришли в школу с! просьбой дать им возможность получить специальность. Все они захотели стать строителями. Школа не могла быть равнодуш ной к судьбе своих воспитанни ков. Пошел нам навстречу и об ластной отдел народного образо вания: дал две ставки -препода вателей — техника-строителя и мастера. Много хлопот доставил нам этот 11-й класс. Обучались юно ши по программе одногодичной школы строителей, которую мы взяли в областном отделе -кол хозного строительства и кое-что в ней изменили. Чтобы учащиеся на практике освоили плотницкое, столярное, штукатурное, маляр ное дело и каменные работы, мы поручили им сооружение новой школьной производственной ма стерской, причем каркасно-засып ным способом. Школа приобрела для будущих строителей бетоно мешалку, отдала в их распоря жение электропилу, электродол- бежник, электрофуганок. Многие инструменты они изготовили са ми; своими же силами заготов ляли ц вывозили лес. Все это было -очень трудно. Зато весной квалификационная комиссия из областного управления колхозного строительства дала высокую оценку знаниям и работе наших питомцев. Всем им присвоили звание мастера-десятника строи тельного дела. Сейчас -они соору жают районный Дсм пионерв. В этом учебном году строи тельным делом начали овладе вать еще 18 десятиклассников школы. Весной 1959 года мы вы пустим 49, а в 1960 году— 104 девушки и юноши с аттестатом зрелости и с определенной спе циальностью. Школа ^.стремится' к тому, чтобы они знали не сколько дел и при надобности мюгли заняться любым из них. Например, механизаторы широко го профиля м-о-гут работать трак тористами, комбайнерами, шофе р а * , -ремонтниками. Все -будет зависеть от их личных способно стей. С большим трудом, но подобра ли мы и необходимые кадры. Есть у нас теперь свой агроном, зоотехник, техник 'по автоделу, техник-строитель. «Трактор» и «Сельхозмашины» преподает у нас механик Ермиши»(жой МТС. Да и все учителя-предметники на семинарах изучают сельскохо зяйственное производство и рабо тают вместе о учащимися в поле и на фермах. Педагогов школы вместе с тем ни на минуту не покидает забо та о том, чтобы паши воспитан ники выходили в жизнь с : глу бокими и прочными знаниями' по в-ссм общеобразовательным пред метам. Впрочем, многие из них, сталкиваясь с практикой колхоз ного производства, сами пони мают, как важно хорошо знать математику, физику, химию, био логию, чтобы добиться высоки!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz