Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 14 л еиабря 195 8 г ., №14 8 (4709) Об с уж д е н и е те з и со в Ц е н тральн о го Ко ми те та КПСС и Со в е та Ми н и стро в Со ю з а ССР Пора переходить на самообслуживание В отдельных школах зароди­ лась ценная форма приобщения учащихся к труду — самообслу­ живание. Небольшой опыт само­ обслуживания имеют ученики и нашей школы. Еще в прошлом учебном году у нас был введен по средам санитарный день. В втот день учащиеся, начиная с 4-го класса, своими силами мы­ ли в классных комнатах полы, протирали мебель, оконные ра­ мы и т. д. По субботам школьни­ ки устраивай! санитарный день у себя дома. С первых дней текущего года по собственной инициативе 6 «Б» класс (классный руководитель Н. С. Шафоростова) ежедневно стал убирать свою классную ком­ нату. В ноябре (уже после опуб­ ликования тезисов ЦК КПСС и Сонета Министров СССР «Об ук­ реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе­ мы народного образования в стране»), посоветовавшись с учительским коллективом, мы ре­ шили перевести учащихся почти па полное самообслуживание. В специальном приказе были строго разграничены и определе­ ны обязанности учащихся, тех­ нических работников, завхоза. Теперь учащиеся всех классов, за исключением 1— 3-х, еже­ дневно убирают свои клагшые комнаты: подметают, смотрят, не забыл ли кто из ребят чего-либо в партах, моют доску, пол возле доски, протирают мебель. Раз в неделю, по средам, проводится генеральная уборка классе®. На долю технических работни­ ков остается лишь уборка кори­ доров, зала и кабинетов. Со вре­ менем мы и эту работу поручим учащимся, но пока у нас нет до­ статочного запаса ведер и друго­ го инвентаря. Что же дал переход на само­ обслуживание? Прежде всего рез­ ко улучшилось санитарное со­ стояние школы. Сами учащиеся строго следят за соблюдением чи­ стоты в классах. Теперь уже ред­ ко найдешь на полу бумажку, растоптанный мел. Важно, что в школе дважды в день влажной тряпкой протирает­ ся мебель. Раньше этого не бы­ ло. За полчаса, разделяющие пер­ вую и вторую смены, уборщицы еле успевали подмести классы и вымыть доску; учащиеся же ус­ певают протереть влажной тряп­ кой мебель, поэтому воздух в классах всегда чистый. На днях мне пришлось быть свидетельницей такого факта. При­ ходит уборщица и приглашает меня пойти в 3 «Б» класс, который ведет учительница т. -Телегина. Оказывается, после уроков уча­ щиеся по собственной инициативе взялись за уборку классных ком­ нат и провели ее замечательно. Каждый понедельник у нас проводится линейка, на которой старосты классов и санитарные комиссии отчитываются о са-мо- облуживании учащихся. Иногда санитарное состояние классов проверяют члены учкема и до­ кладывают об этом на линейке. С переходом па самообслужи­ вание ребята в классах стали ближе друг к другу, более орга­ низованными. Повысилась их ответственность за честь своего класса. Не раз приходилось ви­ деть, как учащиеся 6 «Б» клас­ са, чтобы не запачкать вымытый пол, входили в класс ' на но­ сочках и л и снимали верхнюю обувь. Улучшилась и личная ги­ гиена школьников. В 5 «Б» классе, например, все мальчики ходят в школу в белых ворот­ ничках. Самообслуживание — важное средство трудового воспитания, и надо, чтобы оно смелее внедря­ лось во всех школах района. Это приучает ребят ценить и уважать труд старших, не бояться черной работы, быть опрятными, чисто­ плотными. К- Волков а, завуч средней школы № 1. Кр епить связь обуч ения с жизнью За последние годы в сложив­ шейся системе народного образо­ вания стал проявляться корен­ ной недостаток — отрыв обуче­ ния от жизни, отрыв школы от практики коммунистического строительства. Новым свидетель­ ством неустанной заботы Комму­ нистической партии в воспитании подрастающего поколения явля­ ются тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о даль­ нейшем развитии системы народ­ ного образования в стране». Привитие трудовых навыков учащимся, особенно навыков сельско-хозяйственного производ­ ства, у нас практикуется с про­ шлого учебного года. Производ­ ственная ученическая бригада, созданная при школе, работала в колхозе «Великий Октябрь». Под руководством учителей она уча­ ствовала в посадке махорки, кар­ тофеля, прореживании свеклы, ' подсолнечника, оказывала помощь Смелее шагать по пионерским „ступеням «I «Ступени юного пионера» — не самоцель, а средство для улуч­ шения всесторонней деятельно­ сти пионерской организации по коммунистическому воспитанию детей и, в первую очередь, по воспитанию у пионеров трудовых и организаторских навыков, люб­ ви и уважения к физическому труду, готовности стать активны­ ми борцами за коммунизм. В пионерской организации устанавливаются три «возраст­ ные ступени». Первая рассчитана на пионеров 3— 4 классов, вто­ рая — 5 ^ 6 классов, третья — 7— 8 классов. Требования каж­ дой последующей «ступени» ус­ ложняются. При отборе умений и на-вык-ов каждой «ступени» учи­ тывается важный принцип пио­ нерской жизни: «Научился сам— научи товарища». Большую по­ мощь в выполнении этого прин­ ципа оказывают технические кружки Дома -пионеров, ставящие своей целью подготовить пионе- ров-«иструкторов и вожатых звездочек. Политическое воспитание тю н е ­ ров нельзя регламентировать'тре­ бованиями «ступеней». Воспита­ ние этих качеств должно осу­ ществляться в процессе повсе­ дневной кропотливой работы школы, семьи, в процессе самого широкого участия пионеров -в практической трудовой деятель­ ности, в том числе и в х-оде ов­ ладения пионерскими умениями и навыками. * Дом пионеров провел ряд ме­ роприятий по политическому вос­ питанию не только пионеров, но и актива, а также старших и отрядных вожатых. Регулярно проводится день открытых две­ рей для учащихся всех «сту­ пеней», где используются самые разнообразные фермы воспитания пионеров с учетом возрастных особенностей. Мы проводили ве­ чера на темы: «Партия наша, под солнцем твоим учимся, строим, живем и творим!», «Славься, отечество наше свободное» и другие. Кр-сме этого, проводим вечера на атеистические темы с использованием диафильмов, Не остаются в стороне и малыши- октябрята. Для них бывают ут­ ренники сказок. Необходимо отметить хорошую работу таких отрядных вожатых, как Вали Вяткиной из детдома им. Ленина, Раи Хрущевой, из школы-интерната, Гали Беляевой из школы № 1, Нади Ждановой из школы № 2. Эти отрядные смело шагают со своими пионе­ рами по ступеням, овладевая умениями и навыками. Т. Кол ес нико в а , директор Дома пионеров. в уборке урожая. Все практиче­ ские работы, предусмотренные учебной программой, учащиеся полностью выполнили. 12 членов школьной бригады, преимуще­ ственно учащиеся 8— 9 классов, работали на сельскохозяйствен ных машинах. Для укрепления материальной базы колхоз выделил школе 5 гектаров земли, на которой сила­ ми учащихся выращивались под­ солнечник, картофель и другие сельско-хозяйственные культуры Реализовав выращенный урожай, школа получила 10 тысяч руб­ лей. Проводились работы и на при­ школьном опытном учасше.Осенью этого года -весь участок огорожен, вокруг ограды высажено 2.000 кустов акации, разбит небольшой фруктовый сад, в котором по­ сажено 65 яблонь, 50 кустов смо­ родины. Бее это сделано руками учащихся. Для дальнейшего укрепления связи обучения -с жизнью, с полезным производительным тру­ дом наш учительский коллектив намерен организовать в текущем учебном году на 15 гектарах учебное хозяйство. На этой пло­ щади силами учащихся будут вы ращиваться подсолнечник, са­ харная свекла, махорка, кукуру­ за, картофель, однолетние травы Планируем вырастить не менее 100 кроликов? Как и в прошлые годы, кол­ лектив школы в порядке шеф­ ства будет оказывать помощь кол­ хозу в посадке сада, подготовке семян кукурузы, посадке ма­ хорки, прополке подсолнечникам других культур. Большое значение в привитии трудовых навыков сыграет пере­ ход учащихся на -самообслужива­ ние. Они уже сами убирают и моют классы, следят за санитар­ ным состоянием школы. И. |Руд енон , директор Стор-ожевской средней школы. Готовим молодёж ь к т р у д у -На днях довелось мне быть в колхозе «Вперед». — Когда вы отпустите к нам Евгения Семаева? — первое, с чем обратился ко мне председа­ тель -колхоза И. Ф. Бобров. — Новые машины мы получили, а доверить их некому. Он будет у нас «головой» над ними. Семаев сейчас ученик 11-го кла-с-са. В прошлом учебном году он проходил здесь практику и проя­ вил себя лучше, чем некоторые да­ же опытные механизаторы: сказа­ лись знания, полученные в школе. В словах председателя колхоза было по существу признание пра­ вильности пути, на когорый встала наша школа. •Обсуждая тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об ук­ реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе­ мы народного образования в стране», учителя, ученики и родители -выражают полное одоб­ рение реформы школы: она долж_ на быть ближе к производству, к жизни. В этом мы уже убеди- М. И. ПАВЛОВА, дирентор Ермишин ско й ср едней школы Ряз анской области О лись на опыте нашей школы. В ноябре 1957 года Мини­ стерство просвещения РСФСР в 50 школах республики, в том числе и в нашей, в -порядке экс­ перимента ввело одиннадцатые классы с производственной спе­ циализацией. Мы много совето­ вались, чему обучать нашу мо­ лодежь.' Прикинули возможно­ сти и потребности района. Реши­ ли готовить механизаторов широ­ кого профиля, животноводов — специалистов молочного дела, са­ доводов — овощеводов. Из 106 десятиклассников половина изъ­ явила желание перейти в специ­ альные классы. Остальные соби­ рались учиться дальше. Но из 53 выпускников в техникумы и институты попало только 8. Мно­ гие пошли трудиться в колхозы. Вот тут-то спи и увидели, что атте­ стата зрелости и некоторых тру­ довых навыков далеко недоста­ точно, чтобы сразу занять твер­ дое место в жизни. Вот почему этой осенью школьники в-сех четырех деся­ тых классов захотели учиться по программе 11 классов. К тому же они имели перед собой еще один убедительный пример. 15 десятиклассников, не попав в 1957 году -в вузы и устроив­ шись -работать, пришли в школу с! просьбой дать им возможность получить специальность. Все они захотели стать строителями. Школа не могла быть равнодуш­ ной к судьбе своих воспитанни­ ков. Пошел нам навстречу и об­ ластной отдел народного образо­ вания: дал две ставки -препода­ вателей — техника-строителя и мастера. Много хлопот доставил нам этот 11-й класс. Обучались юно­ ши по программе одногодичной школы строителей, которую мы взяли в областном отделе -кол­ хозного строительства и кое-что в ней изменили. Чтобы учащиеся на практике освоили плотницкое, столярное, штукатурное, маляр­ ное дело и каменные работы, мы поручили им сооружение новой школьной производственной ма­ стерской, причем каркасно-засып­ ным способом. Школа приобрела для будущих строителей бетоно­ мешалку, отдала в их распоря­ жение электропилу, электродол- бежник, электрофуганок. Многие инструменты они изготовили са­ ми; своими же силами заготов­ ляли ц вывозили лес. Все это было -очень трудно. Зато весной квалификационная комиссия из областного управления колхозного строительства дала высокую оценку знаниям и работе наших питомцев. Всем им присвоили звание мастера-десятника строи­ тельного дела. Сейчас -они соору­ жают районный Дсм пионерв. В этом учебном году строи­ тельным делом начали овладе­ вать еще 18 десятиклассников школы. Весной 1959 года мы вы­ пустим 49, а в 1960 году— 104 девушки и юноши с аттестатом зрелости и с определенной спе­ циальностью. Школа ^.стремится' к тому, чтобы они знали не­ сколько дел и при надобности мюгли заняться любым из них. Например, механизаторы широко­ го профиля м-о-гут работать трак­ тористами, комбайнерами, шофе­ р а * , -ремонтниками. Все -будет зависеть от их личных способно­ стей. С большим трудом, но подобра­ ли мы и необходимые кадры. Есть у нас теперь свой агроном, зоотехник, техник 'по автоделу, техник-строитель. «Трактор» и «Сельхозмашины» преподает у нас механик Ермиши»(жой МТС. Да и все учителя-предметники на семинарах изучают сельскохо­ зяйственное производство и рабо­ тают вместе о учащимися в поле и на фермах. Педагогов школы вместе с тем ни на минуту не покидает забо­ та о том, чтобы паши воспитан­ ники выходили в жизнь с : глу­ бокими и прочными знаниями' по в-ссм общеобразовательным пред­ метам. Впрочем, многие из них, сталкиваясь с практикой колхоз­ ного производства, сами пони­ мают, как важно хорошо знать математику, физику, химию, био­ логию, чтобы добиться высоки!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz