Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)
2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 10 д екабря 195 8 г. , № 14 8(4707) Об с уж д е н и е те з и со в Ц е н тр альн о го Ко ми те та КПСС и Со в е та Ми н и стро в Со ю з а ССР * * * * * С М Ы С Л Я М И О Ш К О Л Е П ланы партии пре творим в жизнь (Нет сейчас ни •одного педагога, ни одного школьного работника, который бы живо не интересо вался вопросами предстоящей школьной реформы, не высказы вал бы своих мнений по тезисам ЦК КПСС и Совета Министров СССР об укреплении связи шко лы с жизнью и дальнейшем раз витии системы народного обра- вования, опубликованным для всенародного обсуждения. Хочется и мне высказать ряд своих мнений. На мой взгляд, основным типом средней школы должна стать политехническая школа 11-летка, не отделенная от 8-летки. Начиная с 9-го клас са, в ней должно быть три отде ления (гуманитарное, физико-ма тематическое и естественное), имеющие для каждого особую программу. Надобность в школах для особо одаренных детей по математике, биологии, черчению и т. д. отпадает, как в свое вре мя отпала она для организации, печальной памяти, «школ ум ственно отсталых». В 11-лет ках сохраняется руководящая роль педагога. При проведении реформы нуж но предусмотреть возможность получения полного среднего об разования. детьми, находящимися в специальных школах: лесных, при костно-туберкулезных сана ториях. По состоянию здоровья вти дети не могут проходить про изводственную практику на фаб риках и заводах, и для них не ме шало бы организовать профессио нальное обучение на месте, по могая им овладевать такими про фессиями, как фотограф, кино механик, швея. Для лесных школ, школ при костно-туберкулезных санаториях больше всего подошло бы гуманитарное направление. Классный руководитель — центральная фигура в школе. Обязанности его всеобъемлющи, их буквально десятки, и они тре буют (если не относиться к делу формально) каждодневно несколь ко часов. И если учитель — классный руководитель имеет полную нагрузку в часах (став ку ), то он становится перед ди леммой: либо быть хорошим учителем, тратя львиную долю времени после занятий на подго товку к урокам и чтение лите ратуры, и плохим классным ру ководителем, либо хорошим классным руководителем и пло хим учителем. Разумеется, боль шинство педагогов избирает пер вый путь. Нужно серьезно поду мать об изменении отношения к классному руководителю, разгру зить его, установив оплату за классное руководстве в пределах учительской полставки. В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе важное место занимает вопрос о привитии учащимся этических навыков и развитии у них худолсественното вкуса. Предполагается напнсать сиециальную программу по во просам нравственности. Опас ность перегрузки учащихся учеб ной работой пока еще остается, а •поэтому вводить этику как осо бый предмет не надо. При усло вии разгрузки с этой задачей вполне справятся классные руко водители .во время внеклассной работы. Да и бурный рост куль туры в нашей стране вместе с улучшением материально-бытово го положения народа будет дей ствовать в том же направлении Не мешало бы издать красочные репродукции картин русских ху дожников, начиная с XVIII века, и наиболее ценные в воспита тельном отношении репродукции картин советских художников, да и по радио чаще транслировать музыкальные передачи для юно шества. Желательно, чтобы при реформе школы была отменена монополия отдельных авторов на учебники. Тогда учебников сразу станет много, и учитель выберет себе для работы действительно луч ший. Учебник по истории СССР для 8— 10 классов иод редак цией профессора Панкратовой просуществовал почти без изме нений около^ двадцати лет не потому, что *он идеальный, а по тому, что не было другого, луч шего. А между тем учебник до сего времени засорен ненужными датами, цифрами, сведениями. В нем очень куцые определения социализма, коммунизма, совер шенно не сказано, что такое ре волюция, реформа, интервенция и т. п. Учебник сух, как контор- Замечания и Для повышения качества обу чения в начальных классах целе сообразно передать преподавание музыки, пения, рисования, физ культуры учителям — специали стам по этим предметам. Они смог ли бы не только дать необходимые знания, привить учащимся опре деленные навыки, но и вовремя распознать юные дарования. М. Манохин, преподаватель школы слепых детей. О Учителя начальных классов ежедневно проверяют тетради по русскому языку и арифметике, затрачивают на это много време ни и усилий. За проверку же ученических тетрадей получают оплату только учителя 5— 10 классов. Желательно бы ввести оплату за проверку тетрадей для учителей и начальных классов. предложения В школьных мастерских мож но и нужно наладить серийное производство бытовых деревян ных и металлических предметов и технических деталей, которыми можно сВабжать по специальным договорам торгующие организа ции и отдельные предприятия. При этом можно будет перевести школьные мастерские на хоз расчет., В. Бадалов, преподаватель физики средней школы № 1. О Недельная нагрузка классных руководителей не должна превы шать 10 часов, безусловно, пр сохранении оплаты кьк за пол ную нагрузку. Только при этос условии классные руководител! смогут больше уделять внимани: воспитательной габоте в свое? классе. Е. Королева, завуч средней школы К» 1. •скал книга. Пусть учебники пишут лучшие учителя, практики, а профессор ские силы используются для консультации и рецензирования. Важным является вопрос и о том, с каких лет начинать уче бу: с 6, с 7 или 8. Мне на- жется, что надо принимать, как раньше, с 7 лет, но с некоторы ми оговорками, а именно: во- первых, необходимо дать родите лям право в отдельных случаях отдавать своих детей в школу с 8 лет; во-вторых, для детей, не посещавших детский сад, орга низовать при школах подготови тельные классы. Тогда програм ма первого класса будет усваи ваться успешно всеми детьми. Количество детских садов долж но быть резко увеличено. И, наконец, такой важный во прос. В нашем районе в настоя щее время есть педагоги, не име ющие полной ставки. Некоторые работают «ради стажа». Такие юварищи появляются в школе 2— 3 раза в неделю, далеки ,т ее интересов, не оказывают заметного влияния на учащихся, плохо повышают свою квалифи кацию, свое педагогическое ма стерство. Вопрос о полной на грузке учителя надо решать не медленно. Путей к этому много. Известно, что урок требует большой предварительной под готовки. Известно также, что со кращение рабочего дня в пред выходные и предпраздничные дни никоим образом не отрази лось на отдыхе учителя. Считаю, что уже сейчас можно сократить недельную нагрузку учителя с 18 до 15 часов. Работающих «ради стажа» станет меньше, да и качество всей учебно-воспита тельной работы неизмеримо будет выше. Д. Комяков, завуч школы при костно-туберкулезном санатории. Более 100 юношей и девушек собралось 7 декабря в Доме куль туры на совещание районного комсомольского актива. С докла дом об итогах ноябрьского Пле нума ЦК КПСС выступил секре тарь райкома КПСС С. В. Арта монов. — В районе, — сказал тов. Артамонов, ' — создаются брига ды коммунистического труда. На таком предприятии, как меха нический завод, бригада уже создана. За семилетие значи тельно повысится производитель ность наших промышленных предприятий. Так, межколхозный кирпичный завод уже в 1959 году даст колхозным и совхоз ным стройкам 10 миллионов штук кирпича, к 1965 году вы пуск валовой продукции механи ческим заводом по сравнению с 1958 годом увеличится в '2,5 раза. В литейном цехе в ближай шее время будут механизирова ны трудоемкие процессы. — Многое предстоит сделать работникам сельского хозяй ства,—продолжает докладчик. — По сравнению с этим годом за семилетку увеличится производ ство зерна в 1,5 раза, шерсти в 1,5 раза, мяса в 2 раза, молока в 2,2 раза. — Учащиеся нашей школы,— говорит преподаватель физкульту ры Красненской семилетней школы т. Соломахин, — сейчас не ждут уборщиц, когда они на ведут порядок в классах, а сами в свободное от занятий время подметают и моют полы, вытира ют парты, пилят и колят дрова. Кроме этого, комсомольцы по могают колхозу им. 17 партсъез- да подвозить корма к животно водческим фермам. В этом году правление артели выделило шко ле Ю гектаров зеЪли, на которой учащиеся будут выращивать са харную свеклу и махорку. С большим вниманием при сутствующие прослушали вы ступление заведующего районе т. Свиридова. — Сейчас перед школами стоят большие задача, — ска зал т. Свиридов. — Огги должны дать учащимся не только проч ные й глубокие знания, но и на учить их хорошо трудиться. Уже в этом учебном году при каждой школе будут созданы учхозы, где школьники займутся полевод, ством и животноводством. Летом учащиеся Березняговской средней школы выращивали на своем участке сахарную свеклу и под солнечник. От реализации про дукции в кассу школы посту пило 32 тысячи рублей денег, которые использованы на приоб ретение спортинвентаря и на глядных пособий. Уже сейчас нужно подумать о том, чтобы при каждой школе организовать бригады учащихся, которые должны в свободное время ремон тировать школы, инвентарь. На активе присутствовал сек ретарь Обливского райкома ВЛКСМ Ростовской области тов. Иевлев. Он коротко рассказал о хороших делах молодежи своего района. В этом году на средства, заработанные молодежью во вне урочное время, построен летний театр на 450 мест, заканчивается строительство стадиона. Тов. Иев лев призвал молодежь нашего района последовать этому при меру. На активе выступили секре тарь комсомольской организации колхоза ч«3авет Ильича» т. Лазу- кин, секретарь РК ВЛКСМ т. Со- ломыкин, член бюро РК ВЛКСМ т. Афанаськов, секретарь комитета ВЛКСМ сельхозтехникума т. Чер касов! В принятом постановлении участники актива горячо одоб рили решения ноябрьского Пле нума ЦК КПСС. - » .♦ ♦ -Ф- Навстречу с езду родной партии Народная власть, свободная наша жизнь дали широкий простор ини циативе и творчеству советского человека. На большие, славные дела направляет его мудрую силу партия коммунистов, определяя на своих съездах важнейшие, ко ренные задачи коммунистического строительства. Перед каждым со ветским человеком, перед всем народом — созидателем партия на каждом новом этапе открывает захватывающие перспективы. Вот почему с такой радостью и воодушевлением встретили со ветские люди решение Пленума ЦК КПСС о созыве 27 января 1959 года внеочередного XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза: Этот съезд аесмотрит контрольные цифры шзвития народного хозяйства ]ССР на 1 959— 1965 воды. Но м е прекрасные дали откроет он «еред страной. Цифры семилетие, о плана, — а их народ под ру- оводством партии непременно гревратит в живые дела,— вызы- ают восхищение у всех честных юдей мира. Советские люди привыкли вес зремя идти вперед. Много труд ностей, препятствий встречается на их пути — они мужественно преодолевают их; недостатки и ошибки порой сопровождают на ше движение к цели, но и это не страшит смелых людей, про кладывающих новые пути в бу дущее. Упорно и настойчиво про двигаясь вперед по пути ком мунистического строительства, рабочие, колхозники, интелли генты нашей страны все полнее раскрывают свои неисчерпаемые творческие способности и талан ты. Огромную роль в этом движе нии вперед сыграл XX съезд на шей партии. Только два с поло виной года прошло с тех пор, а сколько замечательных дел совер шил наш народ! В 1957 году в нашей стране было выпущено промышленной продукции ' на 22 процента больше, чем в 1955 году, предшествовавшем XX съез. ду партии; каждые 11 дней про изводилось промышленной про дукции столько, сколько выпу чила ее царская Россия за весь 1913 год. Электроэнергии наши шктростанции в прошлом году выработали в 108 раз больше, чем было произведено в 1913 году. В летопись нашей жизни на всегда вошли и такие выдающие ся события последнего времени, как запусклрех советских искус ственных спутников Земли, спуск на воду атомного ледокола «Ле нин», постройка первой очереди новой атомной электростанции мощностью 100 тысяч киловатт. За этими цифрами 'и . фактами кроется героический труд рабо чего класса, ученых и.инженеров. Чудесными - делами' обогатили зеЙлю труженики колхозов и совхозов. Уже в прошлом году по производству ряда продуктов сельского хозяйства наша Родина приблизилась к США, а по неко торым продуктам превзошла их. Например, животного масла у нас вырабатывается больше, чем в Америке. По объему производ ства* пшеницы СССР превосходит США в два с лишним раза, са харной 'свеклы — в три раза, шерсти — в два с половиной раза. А по урожайности хлопка Советский Союз превосходит все страны мира, в том числе и США. Высокая культура земледелии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz