Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 10 д екабря 195 8 г. , № 14 8(4707) Об с уж д е н и е те з и со в Ц е н тр альн о го Ко ми те та КПСС и Со в е та Ми н и стро в Со ю з а ССР * * * * * С М Ы С Л Я М И О Ш К О Л Е П ланы партии пре творим в жизнь (Нет сейчас ни •одного педагога, ни одного школьного работника, который бы живо не интересо­ вался вопросами предстоящей школьной реформы, не высказы­ вал бы своих мнений по тезисам ЦК КПСС и Совета Министров СССР об укреплении связи шко­ лы с жизнью и дальнейшем раз­ витии системы народного обра- вования, опубликованным для всенародного обсуждения. Хочется и мне высказать ряд своих мнений. На мой взгляд, основным типом средней школы должна стать политехническая школа 11-летка, не отделенная от 8-летки. Начиная с 9-го клас­ са, в ней должно быть три отде­ ления (гуманитарное, физико-ма­ тематическое и естественное), имеющие для каждого особую программу. Надобность в школах для особо одаренных детей по математике, биологии, черчению и т. д. отпадает, как в свое вре­ мя отпала она для организации, печальной памяти, «школ ум­ ственно отсталых». В 11-лет­ ках сохраняется руководящая роль педагога. При проведении реформы нуж ­ но предусмотреть возможность получения полного среднего об­ разования. детьми, находящимися в специальных школах: лесных, при костно-туберкулезных сана­ ториях. По состоянию здоровья вти дети не могут проходить про­ изводственную практику на фаб­ риках и заводах, и для них не ме­ шало бы организовать профессио­ нальное обучение на месте, по­ могая им овладевать такими про­ фессиями, как фотограф, кино­ механик, швея. Для лесных школ, школ при костно-туберкулезных санаториях больше всего подошло бы гуманитарное направление. Классный руководитель — центральная фигура в школе. Обязанности его всеобъемлющи, их буквально десятки, и они тре­ буют (если не относиться к делу формально) каждодневно несколь­ ко часов. И если учитель — классный руководитель имеет полную нагрузку в часах (став­ ку ), то он становится перед ди­ леммой: либо быть хорошим учителем, тратя львиную долю времени после занятий на подго­ товку к урокам и чтение лите­ ратуры, и плохим классным ру­ ководителем, либо хорошим классным руководителем и пло­ хим учителем. Разумеется, боль­ шинство педагогов избирает пер­ вый путь. Нужно серьезно поду­ мать об изменении отношения к классному руководителю, разгру­ зить его, установив оплату за классное руководстве в пределах учительской полставки. В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе важное место занимает вопрос о привитии учащимся этических навыков и развитии у них худолсественното вкуса. Предполагается напнсать сиециальную программу по во­ просам нравственности. Опас­ ность перегрузки учащихся учеб­ ной работой пока еще остается, а •поэтому вводить этику как осо­ бый предмет не надо. При усло­ вии разгрузки с этой задачей вполне справятся классные руко­ водители .во время внеклассной работы. Да и бурный рост куль­ туры в нашей стране вместе с улучшением материально-бытово­ го положения народа будет дей­ ствовать в том же направлении Не мешало бы издать красочные репродукции картин русских ху­ дожников, начиная с XVIII века, и наиболее ценные в воспита­ тельном отношении репродукции картин советских художников, да и по радио чаще транслировать музыкальные передачи для юно­ шества. Желательно, чтобы при реформе школы была отменена монополия отдельных авторов на учебники. Тогда учебников сразу станет много, и учитель выберет себе для работы действительно луч­ ший. Учебник по истории СССР для 8— 10 классов иод редак­ цией профессора Панкратовой просуществовал почти без изме­ нений около^ двадцати лет не потому, что *он идеальный, а по­ тому, что не было другого, луч­ шего. А между тем учебник до сего времени засорен ненужными датами, цифрами, сведениями. В нем очень куцые определения социализма, коммунизма, совер­ шенно не сказано, что такое ре­ волюция, реформа, интервенция и т. п. Учебник сух, как контор- Замечания и Для повышения качества обу­ чения в начальных классах целе­ сообразно передать преподавание музыки, пения, рисования, физ­ культуры учителям — специали­ стам по этим предметам. Они смог­ ли бы не только дать необходимые знания, привить учащимся опре­ деленные навыки, но и вовремя распознать юные дарования. М. Манохин, преподаватель школы слепых детей. О Учителя начальных классов ежедневно проверяют тетради по русскому языку и арифметике, затрачивают на это много време­ ни и усилий. За проверку же ученических тетрадей получают оплату только учителя 5— 10 классов. Желательно бы ввести оплату за проверку тетрадей для учителей и начальных классов. предложения В школьных мастерских мож­ но и нужно наладить серийное производство бытовых деревян­ ных и металлических предметов и технических деталей, которыми можно сВабжать по специальным договорам торгующие организа­ ции и отдельные предприятия. При этом можно будет перевести школьные мастерские на хоз­ расчет., В. Бадалов, преподаватель физики средней школы № 1. О Недельная нагрузка классных руководителей не должна превы шать 10 часов, безусловно, пр сохранении оплаты кьк за пол ную нагрузку. Только при этос условии классные руководител! смогут больше уделять внимани: воспитательной габоте в свое? классе. Е. Королева, завуч средней школы К» 1. •скал книга. Пусть учебники пишут лучшие учителя, практики, а профессор­ ские силы используются для консультации и рецензирования. Важным является вопрос и о том, с каких лет начинать уче­ бу: с 6, с 7 или 8. Мне на- жется, что надо принимать, как раньше, с 7 лет, но с некоторы­ ми оговорками, а именно: во- первых, необходимо дать родите­ лям право в отдельных случаях отдавать своих детей в школу с 8 лет; во-вторых, для детей, не посещавших детский сад, орга­ низовать при школах подготови­ тельные классы. Тогда програм­ ма первого класса будет усваи­ ваться успешно всеми детьми. Количество детских садов долж­ но быть резко увеличено. И, наконец, такой важный во­ прос. В нашем районе в настоя­ щее время есть педагоги, не име­ ющие полной ставки. Некоторые работают «ради стажа». Такие юварищи появляются в школе 2— 3 раза в неделю, далеки ,т ее интересов, не оказывают заметного влияния на учащихся, плохо повышают свою квалифи­ кацию, свое педагогическое ма­ стерство. Вопрос о полной на­ грузке учителя надо решать не­ медленно. Путей к этому много. Известно, что урок требует большой предварительной под­ готовки. Известно также, что со­ кращение рабочего дня в пред­ выходные и предпраздничные дни никоим образом не отрази­ лось на отдыхе учителя. Считаю, что уже сейчас можно сократить недельную нагрузку учителя с 18 до 15 часов. Работающих «ради стажа» станет меньше, да и качество всей учебно-воспита­ тельной работы неизмеримо будет выше. Д. Комяков, завуч школы при костно-туберкулезном санатории. Более 100 юношей и девушек собралось 7 декабря в Доме куль­ туры на совещание районного комсомольского актива. С докла­ дом об итогах ноябрьского Пле­ нума ЦК КПСС выступил секре­ тарь райкома КПСС С. В. Арта­ монов. — В районе, — сказал тов. Артамонов, ' — создаются брига­ ды коммунистического труда. На таком предприятии, как меха­ нический завод, бригада уже создана. За семилетие значи­ тельно повысится производитель­ ность наших промышленных предприятий. Так, межколхозный кирпичный завод уже в 1959 году даст колхозным и совхоз­ ным стройкам 10 миллионов штук кирпича, к 1965 году вы ­ пуск валовой продукции механи­ ческим заводом по сравнению с 1958 годом увеличится в '2,5 раза. В литейном цехе в ближай­ шее время будут механизирова­ ны трудоемкие процессы. — Многое предстоит сделать работникам сельского хозяй­ ства,—продолжает докладчик. — По сравнению с этим годом за семилетку увеличится производ­ ство зерна в 1,5 раза, шерсти в 1,5 раза, мяса в 2 раза, молока в 2,2 раза. — Учащиеся нашей школы,— говорит преподаватель физкульту­ ры Красненской семилетней школы т. Соломахин, — сейчас не ждут уборщиц, когда они на­ ведут порядок в классах, а сами в свободное от занятий время подметают и моют полы, вытира­ ют парты, пилят и колят дрова. Кроме этого, комсомольцы по­ могают колхозу им. 17 партсъез- да подвозить корма к животно­ водческим фермам. В этом году правление артели выделило шко­ ле Ю гектаров зеЪли, на которой учащиеся будут выращивать са­ харную свеклу и махорку. С большим вниманием при­ сутствующие прослушали вы ­ ступление заведующего районе т. Свиридова. — Сейчас перед школами стоят большие задача, — ска­ зал т. Свиридов. — Огги должны дать учащимся не только проч­ ные й глубокие знания, но и на­ учить их хорошо трудиться. Уже в этом учебном году при каждой школе будут созданы учхозы, где школьники займутся полевод, ством и животноводством. Летом учащиеся Березняговской средней школы выращивали на своем участке сахарную свеклу и под­ солнечник. От реализации про­ дукции в кассу школы посту­ пило 32 тысячи рублей денег, которые использованы на приоб­ ретение спортинвентаря и на­ глядных пособий. Уже сейчас нужно подумать о том, чтобы при каждой школе организовать бригады учащихся, которые должны в свободное время ремон­ тировать школы, инвентарь. На активе присутствовал сек­ ретарь Обливского райкома ВЛКСМ Ростовской области тов. Иевлев. Он коротко рассказал о хороших делах молодежи своего района. В этом году на средства, заработанные молодежью во вне­ урочное время, построен летний театр на 450 мест, заканчивается строительство стадиона. Тов. Иев­ лев призвал молодежь нашего района последовать этому при­ меру. На активе выступили секре­ тарь комсомольской организации колхоза ч«3авет Ильича» т. Лазу- кин, секретарь РК ВЛКСМ т. Со- ломыкин, член бюро РК ВЛКСМ т. Афанаськов, секретарь комитета ВЛКСМ сельхозтехникума т. Чер­ касов! В принятом постановлении участники актива горячо одоб­ рили решения ноябрьского Пле­ нума ЦК КПСС. - » .♦ ♦ -Ф- Навстречу с езду родной партии Народная власть, свободная наша жизнь дали широкий простор ини­ циативе и творчеству советского человека. На большие, славные дела направляет его мудрую силу партия коммунистов, определяя на своих съездах важнейшие, ко­ ренные задачи коммунистического строительства. Перед каждым со­ ветским человеком, перед всем народом — созидателем партия на каждом новом этапе открывает захватывающие перспективы. Вот почему с такой радостью и воодушевлением встретили со­ ветские люди решение Пленума ЦК КПСС о созыве 27 января 1959 года внеочередного XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза: Этот съезд аесмотрит контрольные цифры шзвития народного хозяйства ]ССР на 1 959— 1965 воды. Но­ м е прекрасные дали откроет он «еред страной. Цифры семилетие, о плана, — а их народ под ру- оводством партии непременно гревратит в живые дела,— вызы- ают восхищение у всех честных юдей мира. Советские люди привыкли вес зремя идти вперед. Много труд­ ностей, препятствий встречается на их пути — они мужественно преодолевают их; недостатки и ошибки порой сопровождают на­ ше движение к цели, но и это не страшит смелых людей, про­ кладывающих новые пути в бу­ дущее. Упорно и настойчиво про­ двигаясь вперед по пути ком­ мунистического строительства, рабочие, колхозники, интелли­ генты нашей страны все полнее раскрывают свои неисчерпаемые творческие способности и талан­ ты. Огромную роль в этом движе­ нии вперед сыграл XX съезд на­ шей партии. Только два с поло­ виной года прошло с тех пор, а сколько замечательных дел совер­ шил наш народ! В 1957 году в нашей стране было выпущено промышленной продукции ' на 22 процента больше, чем в 1955 году, предшествовавшем XX съез. ду партии; каждые 11 дней про­ изводилось промышленной про­ дукции столько, сколько выпу­ чила ее царская Россия за весь 1913 год. Электроэнергии наши шктростанции в прошлом году выработали в 108 раз больше, чем было произведено в 1913 году. В летопись нашей жизни на­ всегда вошли и такие выдающие­ ся события последнего времени, как запусклрех советских искус­ ственных спутников Земли, спуск на воду атомного ледокола «Ле­ нин», постройка первой очереди новой атомной электростанции мощностью 100 тысяч киловатт. За этими цифрами 'и . фактами кроется героический труд рабо­ чего класса, ученых и.инженеров. Чудесными - делами' обогатили зеЙлю труженики колхозов и совхозов. Уже в прошлом году по производству ряда продуктов сельского хозяйства наша Родина приблизилась к США, а по неко­ торым продуктам превзошла их. Например, животного масла у нас вырабатывается больше, чем в Америке. По объему производ­ ства* пшеницы СССР превосходит США в два с лишним раза, са­ харной 'свеклы — в три раза, шерсти — в два с половиной раза. А по урожайности хлопка Советский Союз превосходит все страны мира, в том числе и США. Высокая культура земледелии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz