Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)
2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 24 января 1958 г.,Ай 11 (4 5 7 2 ) Трудовое обучение в начальной школе Одна из важнейших воспита тельных задач школы— привитие детям любви к труду. Формы детского труда в начальной шко ле немногочисленны. Это, преж де всего, работа на школьном учебно-опытном участке, на ого роде, в саду, выполнение общест венно-полезных дел и, в особен ности, уроки ручного труда. Че рез любовь к труду— прямой путь к дисциплинированности. Во время занятий на учебно опытном участке, в огороде, в саду важно добиваться хорошей организации и спаянности дет ского коллектива, показа прие мов, учета сделанного. Учащиеся -нашей школы сами готовили поч ву под посев, перекапывали ее, разбивали грядки, производили посев и посадки. Во время этих работ они наглядно убеждались в необходимости тщательной об работки, в преимуществе квад ратно-гнездовой посадки, уясня ли значение удобрений. Нужно сказать, что для заня тий на учебно-опытном участке у нас не имелось никаких особых преимуществ по сравнению с другими школами. Работы, кото рые проводятся учащимися на шей школы, возможны и в каж дой другой. Дети принимают активное участие в уходе за садом. У нас посажено 50 яблонь и груш, 22 куста смородины. Каждое расте ние закреплено за кем-либо из учащихся. Они сами рыхлят поч ву в саду, поливают, вносят удобрения, на зиму окапывают, а зимой окучивают снегом са женцы. Сейчас дети собирают для своих саженцев удобрения. Большую работу ведут наши ученики на хозяйственном участке школы. В нынешнем году на площади 0,2 гектара были посажены: картофель, сахарная свекла, махорка. Дети сами са жали их, пололи, убирали. От реализации урожая школа полу чила 672 рубля. В минувшем году школьники собрали 2,5 тон ны металлолома, вырастили 172 цыпленка. Следует упрекнуть РК ВЛКСМ, который обещал по ощрить эту инициативу наших ребят, но не выполнил своего обещания. Дети переплели и подклеили книги школьной библиотеки, ухаживают за комнатными цвета ми, распространили книг на 108 рублей. Большую помощь ока зывают ребята в подготовке школы к учебному году. Они пилят и колят дрова, укладыва ли в сарай торф; во время ре монта школы удаляли кору со •строительного леса, разгружали кирпич, подносили его рабочим, подвозили землю для засыпки «е под пол. К празднику Октябрь ской революции учащиеся 4-го класса убирали классную ком нату, мыли окна, парты и пол. Широко применяются в нашей школе общественные поруче ния— дежурства, работа санита рами, участие в выпуске стен'-а- зеты. Большое ; спитатсльиое и . ’ сциплиниру! '« значение име ют уроки р_ шго труда, но они требуют хор< • • го оборудования. Мы постарались добыть необхо димое. Учащиеся любовно, тер пеливо и сосредоточенно работа ют на уроках труда. Они выпол няют простые переплетные и картонные работы, мастерят модели, сделали флюгер, термо метр. Большой популярностью пользуются у мальчиков «кон структор», а у девочек шитье. Дети трудятся охотно, но нуж но отметить, что со стороны ро дителей мы не всегда встречали поддержку в организации детей для общественного труда. С ними потребовалась большая работа. С некоторыми мы проводили ин дивидуальные беседы, потом устроили родительское собрание с повесткой дня «Воспитание учащихся в труде». Было рас сказано о пользе детского труда, показаны предметы, сделанные руками детей, радиоприемник и патефон, приобретенные на день ги, полученные от реализации урожая и сбора металлолома. Ро дители увидели плоды детского труда и стали по-другому смот реть на него. У нас дети хорошо работают потому, что учитель не только показывает приемы обращения с инструментами, не только пояс няет, но и сам работает вместе с ними. Научить и приучить ре бенка работать можно только при условии, если учитель лю бит труд и трудится вместе с детьми. Воспитательное значение тру да неоценимо. Научившись де лать вещи (пусть с нашей точ ки зрения незначительные), де ти впервые сознают, что в е щ и - продукт человеческого труда, и у них возникает естественное чувство бережливого отношения к тому, что сделано человечески ми руками. Трудовое воспитание школь ника не только не отрывает его от изучения общеобразователь ных предметов, но, наоборот, повышает ответственность за учебу и поведение. Из всех уча щихся нашей школы нет ни од ного со сниженной оценкой по поведению, нет отстающих в уче бе, нет случаев отказа от выпол нения того или иного задания. А. Клышникова, заведующая Никольской начальной школой К: 4. Великий русский художник В. И , Суриков Суриков Василий Иванович (1 8 4 8— 1916)— веди- КИЙ русский художник-реалист, один из величайших*' исторических живописцев мира. Его творчество нарядг с творчеством И. Е. Репина знаменовало вершину ис кусства передвижников. Учился В. И. Суриков в петербургской Академии художеств (1 8 6 9— 1875). Свои монументальные п* содержанию и форме полотна он посвятил крупных событиям русской истории. Главной их темой являются народные движения, главным действующим лицом выступает народ, народная масса, беспредельно разно образная, богатая типами, индивидуальностями, испол ненными сильных чувств, борющаяся, страдающая, торжествующая. Глубокие по пониманию исторического процесса, пв проникновению в жизнь народа, в «дух» эпохи, пв, драматизму и психологичности полотна Сурикова от личаются замечательной силой обобщения, блестящим мастерством композиции, богатством и гармонич ностью колорита. С исключительным талантом пока зал Суриков героические подвиги русского народа, страницы национальной истории. Важнейшие произведения: «Утро стрелецкой каз ни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова че рез Альпы», «Степан Разин», «Взятие снежного го родка в Сибири». Последняя работа отличается жизне радостностью, раскрывает красочность народного бы та, красоту народных типов. ----- 0 — ------------------- -- Ичиг у — в м ассы Спасибо товарищам з а помощь Работа сельского библиотекаря очень трудна, если не устано вить связь с интеллигенцией се ла. Демшинская библиотека в своей работе всегда находит под держку со стороны учителей. В декабре у нас была органи зована читательская конферен ция по роману Кочетова «Моло дость с нами». В ее проведении большую помощь оказали учи тель Арзыбовской семилетней школы А. Ф. Кутищев и учитель ница Демшинской начальной школы М. Я. Кутищева. Сейчас готовится читательская конфе ренция на сельскохозяйственную тему. В ее подготовке активно участвует плановик-экономист МТС В. И. Федюшин. Недавно мы оформили в библиотеке вы ставку по животноводству. Наш книжный фонд сравни- являются очень частыми посети телями библиотеки. Это колхоз ник К. А. Савельев, доярка II. А. Глотова, агроном колхоза В. П. Горбунов, тракторист А. Г. Ели сеев, главный агроном МТС В. В. Витоль и многие другие. Семинары, которые стал уст раивать отдел культуры для ра ботников культпросветучрежде- ний, — очень нужное для нас, сельских библиотекарей, дело. Особенно хочется отметить очень квалифицированную помощь со стороны работников областной библиотеки. Уезжая с семинара, я остаюсь очень благодарна ра ботникам отдела культуры и рай онной библиотеки за хорошую егв организацию и проведение. Боль ше всего мне, как заочнице Воро нежского СХИ, понравилась лек ция главного агронома Усман- ской МТС Ф. Я. Агагана «Увели чение производства зерна». Я член ВЛКСМ и постараюсь в ознаменование XIII съезда ком сомола улучшить свою работу. Н. Гаршина, заведующая Демшинской сельской библиотекой. Заложим коллективный сад В ознаменование 40-летия Со ветской власти группа пенсионе ров города и села Пригородки ре шила залолсить коллективный сад. Инициаторами этого дела тельно небольшой, но библиотека являются Я. С. Боровских, А. В. выделила 15 передвижек в трак торные бригады МТС. Число чи тателей составляет 500 человек. Есть у нас читатели, которые Игнатов, Д. В. Тараканов и дру гие. В члены садоводства будут приниматься рабочие, служащие, и в первую очередь инвалиды войны и труда, их- семьи, не имеющие земельных участков. Каждому члену садоводства бу дет выделен участок в 0,5 гек тара, на котором он обязан по садить 12 корней яблонь и груш. И. Бурутин, пенсионер. К Н И Ж Н А Я П О Л К А Часто возникают трудности: ■как правильно написать те или иные слова, выражения или сло восочетания? Как правильно их произнести? На каком слоге сде л ать ударение? Необходимую помощь при под готовке школьных заданий, на писании писем, составлении до кументов, заявлений и т. п. ока ж ет в этом «Орфографический словарь русского языка» под редакцией Ожегова. В словаре помещено 110.000 слов с ука занием знака ударения й их форм. Кроме того, имеется раздел «Правила русской орфографии» и подробные указания, как поль зоваться словарем. (Страниц 1.260, цена в переплете 12 руб лей). Словари высылаются наложен ным платежом. Заказы направ ляйте по адресу: Москва, В-168, 5-я Черемушкинская, 14, «Кни га — почтой». Из прош лого Усмана В январе этого года испол няется 90 лет со времени про ведения железной дороги, свя завшей Усмань с Воронежем, Москвой и другими городами нашей Родины. Строительство железных дорог в России началось главным об разом после Крымской войны 1853 — 1856 гг., вскрывшей многочисленные недочеты в го сударственном хозяйстве страны, в том числе катастрофически плохое состояние путей сообще ния. Уже первое, только создан ное Воронежское губернское зем ское собрание поставило вопрос о необходимости построения железной дороги от Воронежа до Козлова, соединенного к тому времени железнодорожным сооб щением с Москвой. В августе 1866 года концес сия на дорогу Козлов-Воронеж правительством была предостав лена строителю С. С. Полякову, сразу же приступившему к не обходимым изысканиям, оформле нию проектов, отчуждению зем- |ли под полосу дороги. В связи с начавшимся строительством местное общество было охвачено лихорадочным волнением. Одни нестерпимо ожидали, когда, нако нец, в их медвежьи углы проложит путь цивилизация, блеснет «луч света в темном царстве», дру гие мечтали нажиться на боль шой стройке путем поставок ма териалов, выгодной продажи зе мельных участков. В то время шли опасливые разговоры о возможности пожа ров от паровозных искр, небезо пасности поездок на поездах, уг розе задавливания людей и скота. А темный люд толковал и о «греховности» затеи, причастно сти к использованию пара «не чистой силы». Широко процветали взяточниче ство. Проектировщики брали большие куши за выгодное для землевладельцев и промышленни ков направление дороги, за пере дачу того или иного подряда. За то, чтобы провести желез ную дорогу ближе к Усмани, с I устройством станции на Ярма рочной площади, строители пот ребовали от города семь или де сять тысяч рублей. Городские заправилы во главе с тогдашним городским головой Г. Д. Сукоче- вым решительно отказались раскошелиться. Помимо опасения за свой карман, они, во-первых, привыкнув ездить в Москву за товарами и справками о. ценах «на своих», не очень-то созна вали выгоды железнодорожногв сообщения, а во-вторых, в город ской думе, обсуждавшей этот вопрос, были толки о том, чт» близость станции даст ' возмож ность легко попадать в город и «всякому жулью». Лишь потом, когда пришлось за несколько ки лометров по невылазной грязи доставлять груз на станцию, по няли толстосумы свою ошибку и зачесали в затылках. Основное строительство дороги развернулось в 1867 году, когда тысячи грабарей разравнивали полотно дороги, возили балласт, шла стройка мостов, будок, стан-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz