Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)

2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 24 января 1958 г.,Ай 11 (4 5 7 2 ) Трудовое обучение в начальной школе Одна из важнейших воспита тельных задач школы— привитие детям любви к труду. Формы детского труда в начальной шко ле немногочисленны. Это, преж­ де всего, работа на школьном учебно-опытном участке, на ого­ роде, в саду, выполнение общест­ венно-полезных дел и, в особен­ ности, уроки ручного труда. Че­ рез любовь к труду— прямой путь к дисциплинированности. Во время занятий на учебно­ опытном участке, в огороде, в саду важно добиваться хорошей организации и спаянности дет­ ского коллектива, показа прие­ мов, учета сделанного. Учащиеся -нашей школы сами готовили поч­ ву под посев, перекапывали ее, разбивали грядки, производили посев и посадки. Во время этих работ они наглядно убеждались в необходимости тщательной об­ работки, в преимуществе квад­ ратно-гнездовой посадки, уясня­ ли значение удобрений. Нужно сказать, что для заня­ тий на учебно-опытном участке у нас не имелось никаких особых преимуществ по сравнению с другими школами. Работы, кото­ рые проводятся учащимися на­ шей школы, возможны и в каж­ дой другой. Дети принимают активное участие в уходе за садом. У нас посажено 50 яблонь и груш, 22 куста смородины. Каждое расте­ ние закреплено за кем-либо из учащихся. Они сами рыхлят поч­ ву в саду, поливают, вносят удобрения, на зиму окапывают, а зимой окучивают снегом са­ женцы. Сейчас дети собирают для своих саженцев удобрения. Большую работу ведут наши ученики на хозяйственном участке школы. В нынешнем году на площади 0,2 гектара были посажены: картофель, сахарная свекла, махорка. Дети сами са­ жали их, пололи, убирали. От реализации урожая школа полу­ чила 672 рубля. В минувшем году школьники собрали 2,5 тон­ ны металлолома, вырастили 172 цыпленка. Следует упрекнуть РК ВЛКСМ, который обещал по­ ощрить эту инициативу наших ребят, но не выполнил своего обещания. Дети переплели и подклеили книги школьной библиотеки, ухаживают за комнатными цвета­ ми, распространили книг на 108 рублей. Большую помощь ока­ зывают ребята в подготовке школы к учебному году. Они пилят и колят дрова, укладыва­ ли в сарай торф; во время ре­ монта школы удаляли кору со •строительного леса, разгружали кирпич, подносили его рабочим, подвозили землю для засыпки «е под пол. К празднику Октябрь­ ской революции учащиеся 4-го класса убирали классную ком­ нату, мыли окна, парты и пол. Широко применяются в нашей школе общественные поруче­ ния— дежурства, работа санита­ рами, участие в выпуске стен'-а- зеты. Большое ; спитатсльиое и . ’ сциплиниру! '« значение име­ ют уроки р_ шго труда, но они требуют хор< • • го оборудования. Мы постарались добыть необхо­ димое. Учащиеся любовно, тер­ пеливо и сосредоточенно работа­ ют на уроках труда. Они выпол­ няют простые переплетные и картонные работы, мастерят модели, сделали флюгер, термо­ метр. Большой популярностью пользуются у мальчиков «кон­ структор», а у девочек шитье. Дети трудятся охотно, но нуж­ но отметить, что со стороны ро­ дителей мы не всегда встречали поддержку в организации детей для общественного труда. С ними потребовалась большая работа. С некоторыми мы проводили ин­ дивидуальные беседы, потом устроили родительское собрание с повесткой дня «Воспитание учащихся в труде». Было рас­ сказано о пользе детского труда, показаны предметы, сделанные руками детей, радиоприемник и патефон, приобретенные на день­ ги, полученные от реализации урожая и сбора металлолома. Ро­ дители увидели плоды детского труда и стали по-другому смот­ реть на него. У нас дети хорошо работают потому, что учитель не только показывает приемы обращения с инструментами, не только пояс­ няет, но и сам работает вместе с ними. Научить и приучить ре­ бенка работать можно только при условии, если учитель лю­ бит труд и трудится вместе с детьми. Воспитательное значение тру­ да неоценимо. Научившись де­ лать вещи (пусть с нашей точ­ ки зрения незначительные), де­ ти впервые сознают, что в е щ и - продукт человеческого труда, и у них возникает естественное чувство бережливого отношения к тому, что сделано человечески­ ми руками. Трудовое воспитание школь­ ника не только не отрывает его от изучения общеобразователь­ ных предметов, но, наоборот, повышает ответственность за учебу и поведение. Из всех уча­ щихся нашей школы нет ни од­ ного со сниженной оценкой по поведению, нет отстающих в уче­ бе, нет случаев отказа от выпол­ нения того или иного задания. А. Клышникова, заведующая Никольской начальной школой К: 4. Великий русский художник В. И , Суриков Суриков Василий Иванович (1 8 4 8— 1916)— веди- КИЙ русский художник-реалист, один из величайших*' исторических живописцев мира. Его творчество нарядг с творчеством И. Е. Репина знаменовало вершину ис­ кусства передвижников. Учился В. И. Суриков в петербургской Академии художеств (1 8 6 9— 1875). Свои монументальные п* содержанию и форме полотна он посвятил крупных событиям русской истории. Главной их темой являются народные движения, главным действующим лицом выступает народ, народная масса, беспредельно разно­ образная, богатая типами, индивидуальностями, испол­ ненными сильных чувств, борющаяся, страдающая, торжествующая. Глубокие по пониманию исторического процесса, пв проникновению в жизнь народа, в «дух» эпохи, пв, драматизму и психологичности полотна Сурикова от­ личаются замечательной силой обобщения, блестящим мастерством композиции, богатством и гармонич­ ностью колорита. С исключительным талантом пока­ зал Суриков героические подвиги русского народа, страницы национальной истории. Важнейшие произведения: «Утро стрелецкой каз­ ни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова че­ рез Альпы», «Степан Разин», «Взятие снежного го­ родка в Сибири». Последняя работа отличается жизне­ радостностью, раскрывает красочность народного бы­ та, красоту народных типов. ----- 0 — ------------------- -- Ичиг у — в м ассы Спасибо товарищам з а помощь Работа сельского библиотекаря очень трудна, если не устано­ вить связь с интеллигенцией се­ ла. Демшинская библиотека в своей работе всегда находит под­ держку со стороны учителей. В декабре у нас была органи­ зована читательская конферен­ ция по роману Кочетова «Моло­ дость с нами». В ее проведении большую помощь оказали учи­ тель Арзыбовской семилетней школы А. Ф. Кутищев и учитель­ ница Демшинской начальной школы М. Я. Кутищева. Сейчас готовится читательская конфе­ ренция на сельскохозяйственную тему. В ее подготовке активно участвует плановик-экономист МТС В. И. Федюшин. Недавно мы оформили в библиотеке вы­ ставку по животноводству. Наш книжный фонд сравни- являются очень частыми посети­ телями библиотеки. Это колхоз­ ник К. А. Савельев, доярка II. А. Глотова, агроном колхоза В. П. Горбунов, тракторист А. Г. Ели­ сеев, главный агроном МТС В. В. Витоль и многие другие. Семинары, которые стал уст­ раивать отдел культуры для ра­ ботников культпросветучрежде- ний, — очень нужное для нас, сельских библиотекарей, дело. Особенно хочется отметить очень квалифицированную помощь со стороны работников областной библиотеки. Уезжая с семинара, я остаюсь очень благодарна ра­ ботникам отдела культуры и рай­ онной библиотеки за хорошую егв организацию и проведение. Боль­ ше всего мне, как заочнице Воро­ нежского СХИ, понравилась лек­ ция главного агронома Усман- ской МТС Ф. Я. Агагана «Увели­ чение производства зерна». Я член ВЛКСМ и постараюсь в ознаменование XIII съезда ком­ сомола улучшить свою работу. Н. Гаршина, заведующая Демшинской сельской библиотекой. Заложим коллективный сад В ознаменование 40-летия Со­ ветской власти группа пенсионе­ ров города и села Пригородки ре­ шила залолсить коллективный сад. Инициаторами этого дела тельно небольшой, но библиотека являются Я. С. Боровских, А. В. выделила 15 передвижек в трак­ торные бригады МТС. Число чи­ тателей составляет 500 человек. Есть у нас читатели, которые Игнатов, Д. В. Тараканов и дру­ гие. В члены садоводства будут приниматься рабочие, служащие, и в первую очередь инвалиды войны и труда, их- семьи, не имеющие земельных участков. Каждому члену садоводства бу­ дет выделен участок в 0,5 гек­ тара, на котором он обязан по­ садить 12 корней яблонь и груш. И. Бурутин, пенсионер. К Н И Ж Н А Я П О Л К А Часто возникают трудности: ■как правильно написать те или иные слова, выражения или сло­ восочетания? Как правильно их произнести? На каком слоге сде­ л ать ударение? Необходимую помощь при под­ готовке школьных заданий, на­ писании писем, составлении до­ кументов, заявлений и т. п. ока­ ж ет в этом «Орфографический словарь русского языка» под редакцией Ожегова. В словаре помещено 110.000 слов с ука­ занием знака ударения й их форм. Кроме того, имеется раздел «Правила русской орфографии» и подробные указания, как поль­ зоваться словарем. (Страниц 1.260, цена в переплете 12 руб­ лей). Словари высылаются наложен­ ным платежом. Заказы направ­ ляйте по адресу: Москва, В-168, 5-я Черемушкинская, 14, «Кни­ га — почтой». Из прош лого Усмана В январе этого года испол­ няется 90 лет со времени про­ ведения железной дороги, свя­ завшей Усмань с Воронежем, Москвой и другими городами нашей Родины. Строительство железных дорог в России началось главным об­ разом после Крымской войны 1853 — 1856 гг., вскрывшей многочисленные недочеты в го­ сударственном хозяйстве страны, в том числе катастрофически плохое состояние путей сообще­ ния. Уже первое, только создан­ ное Воронежское губернское зем­ ское собрание поставило вопрос о необходимости построения железной дороги от Воронежа до Козлова, соединенного к тому времени железнодорожным сооб­ щением с Москвой. В августе 1866 года концес­ сия на дорогу Козлов-Воронеж правительством была предостав­ лена строителю С. С. Полякову, сразу же приступившему к не­ обходимым изысканиям, оформле­ нию проектов, отчуждению зем- |ли под полосу дороги. В связи с начавшимся строительством местное общество было охвачено лихорадочным волнением. Одни нестерпимо ожидали, когда, нако­ нец, в их медвежьи углы проложит путь цивилизация, блеснет «луч света в темном царстве», дру­ гие мечтали нажиться на боль­ шой стройке путем поставок ма­ териалов, выгодной продажи зе­ мельных участков. В то время шли опасливые разговоры о возможности пожа­ ров от паровозных искр, небезо­ пасности поездок на поездах, уг­ розе задавливания людей и скота. А темный люд толковал и о «греховности» затеи, причастно­ сти к использованию пара «не­ чистой силы». Широко процветали взяточниче­ ство. Проектировщики брали большие куши за выгодное для землевладельцев и промышленни­ ков направление дороги, за пере­ дачу того или иного подряда. За то, чтобы провести желез­ ную дорогу ближе к Усмани, с I устройством станции на Ярма­ рочной площади, строители пот­ ребовали от города семь или де­ сять тысяч рублей. Городские заправилы во главе с тогдашним городским головой Г. Д. Сукоче- вым решительно отказались раскошелиться. Помимо опасения за свой карман, они, во-первых, привыкнув ездить в Москву за товарами и справками о. ценах «на своих», не очень-то созна­ вали выгоды железнодорожногв сообщения, а во-вторых, в город­ ской думе, обсуждавшей этот вопрос, были толки о том, чт» близость станции даст ' возмож­ ность легко попадать в город и «всякому жулью». Лишь потом, когда пришлось за несколько ки­ лометров по невылазной грязи доставлять груз на станцию, по­ няли толстосумы свою ошибку и зачесали в затылках. Основное строительство дороги развернулось в 1867 году, когда тысячи грабарей разравнивали полотно дороги, возили балласт, шла стройка мостов, будок, стан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz