Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)
2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 17 января 1958 г., № 8 (4 5 6 9 ) Насущные задачи лекционной В истекшем году районное от деление Общества по распростра нению политических и научных знаний провело значительную работу по усилению лекционной пропаганды в районе. Пополнив состав лекторов за счет специа листов сельского хозяйства, учи телей, партийных и советских работников, оно сумело увели чить количество читаемых лек ций, докладов и намного улуч шить их качество. Тематика лек ций стала разнообразнее. Наибольшее количество лекций было посвящено вопросам между народного положения. Очень мно го уделено внимания лекциям и докладам о 40-й годовщине Ок тябрьской социалистической ре волюции, пропаганде естественно научных и научно-атеистических знаний. Читались лекции и на литературные, медицинские, юри дические и другие темы. При разработке новых тем учитывались запросы населения. Так, член Общества т. Артамонов разработал лекцию об установле нии Советской власти в Усилия, которая была прочитана на мно гих предприятиях, в учреждени ях и колхозах района. Построен ная на местном историческом материале, она пользовалась болыдим успехом у слушателей. Членом Общества М. В. Скач ковым были разработаны лекции на такие темы: «Образ В. И. Ле нина в художественной литера ту ре», «О вкусах и манерах моло дежи». Они также прочитаны во многих учебных заведениях, на предприятиях города. Большим спросом У населения пользуется лекция «Об искусст венных спутниках Земли», раз работанная и читаемая членом Общества т. Афанасьевым В Парторганизация колхоза им. Карла Маркса совместно с тер риториальной парторганизацией Завальского сельсовета на откры том партсобрании обсудила зо- истекшем году много хороших лекций прочитали члены Общест ва А. А. Трофимчук, А. И. Фур сов, Г. Ф. Земцов и другие Больше всего прочитано лек ций на мебельной фабрике, в сельхозтехникуме и машинно-ме лиоративной станции, где секре тари партийных организаций, руководители предприятий и уч реждений вносят их в планы своей работы и своевременно де лают заявки на чтение лекций и докладов. Немалую роль в распростране нии . политических и научных знаний на селе играют созданные в каждом сельском Совете сель ские группы членов Общества Содержательную работу провела в истекшем году Грачевскчя группа, которой руководит А. Ы. Жуликов. В ней активно участ вовала сельская интеллигенция, особенно учителя Грачевской средней школы. Члены группы Е. М. Савенкова, А. Д. Парщи- кова, М. М. Сонина и другие регулярно выступали с лекциями и докладами. В Грачевском Доме культуры 3— 4 раза в месяц читаются лекции на общественно- политические и естественно-науч ные темы. Заслуживает большого внима ния выпуск этой группой сов местно с работниками Дома куль туры устного журнала «Новости жизни», освещающего междуна родные события, достижения п - укц и техники в нашей стране и за ее пределами. Правильно пла нируя работу, учитывая запросы жителей села, т. Жуликов часто выступает с лекциями и докла дами сам. Регулярно проводят лекции и беседы, тесно увязывая их г практическими задачами колхо- прос о подготовке к выборам в Верховный Совет СССР и закре пила агитаторов за десятидворка- ми. С. Порядин. пропаганды зов, члены Никольской, Сторо- жевской, Излегощинской сельских групп. Однако этого нельзя ска зать о группах Студено-высель- ского, В.-Мосоловского и Брес лавского сельсоветов. Они п ом не принимают никаких мер к подъему лекционной работы да селе. Лекционная пропаганда—важ нейший участок идеологической работы, и надо, чтобы в ней ак тивно участвовали все члены Общества. При планировании те матики лекций, бесед, докладов следует советоваться с первич ными партийными организациями, учитывать запросы населения. В работе сельских групп долж ны принимать участие все пред седатели колхозов. Их долг— не только заниматься хозяйственной деятельностью, но и чаще вы ступать с докладами и беседами перед колхозниками, как это де лают председатели тсолхозов: «Маяк коммунизма»—т. Золоту хин, «Ленинское знамя» — т. Горевалов, «1 Мая»— т. Тю рин. Секретарям партийных органи заций, исполкомам сельских Сове тов надо глубже вникать в рабо ту сельских групп, чаще заслу шивать руководителей групп о проделанной работе, намечать ме роприятия по ее улучшению. Насущная задача членов Об щества в новом году— еще выше поднять уровень лекционной пропаганды, добиться такого по ложения, чтобы лекции читались на каждом предприятии, в уч реждении, колхозе, совхозе, бригаде и на ферме. Следует увели чить количество лекций на об щественно-политические темы, особенно посвященные предстоя щим выборам в Верховный Совет СССР, на научно-атеистические и естественно-научные темы. А. Иванов, ответственный секретарь район ного отделения Общества ю распространению политических и научных знаний. Аг и таторы зак реп лены за десятидворк ами Москва. Красная площадь. Трудящиеся* направляются в Маз- золей В. И. Ленина и И. В. Сталина. Фотохроника ТАСС. ------------ф © ~ ’ Оживить комсомольскую работу Комсомольская организация сельхозартели «Комсомолец» на считывает в своих рядах свыше 50 юношей и девушек. Казалось бы, что с такой огромной силой можно горы свернуть, но ничего подобного нет. В колхозе работа ют не более 10 комсомольцев, а остальные придерживаются та кой пословицы: «День да ночь— сутки прочь». Получается это прежде всего потому, что секретарь комитета ВЛКСМ Тамара Родионова осла била руководство. Вот Уже около года она не проводит комсомоль ских собраний, нерегулярно со бирает членские взносы, некот>- рые члены ВЛКСМ являются за должниками по 3— 4 месяца. Скучно бывает по вечерам в нашем клубе. Здесь, кроме демон страции кинофильмов, никакой культурно-массовой работы не проводится, лекции и доклады на молодежные темы не читаются. Запущенность воспитательной работы среди молодежи дает • себе знать. В клубе часто устра иваются драки, скандалы, и сре ди зачинщиков нередко бывают комсомольцы. Следует сделать упрек и в адрес райкома ВЛКСМ. Его ра ботники бывают в колхозе редко, да и интересуются они тольк* сбором членских взносов. Пора бы оживить работу в комсомольской организации кол хоза «Комсомолец». Д. Козьяков, член ВЛКСМ. Се м и н а р п р о п а г а н д и ст о в Райком КПСС провел очередной семинар руководителей кружков и политшкол. Пропагандисты прослушали лекцию члена областного отделе ния Общества по распростран ;- нию политических и научных знаний т. Валова о международ ном положении. Председатель райплана тов. Мелешко выступил с докладом «Пути повышения производительности труда и сни жения затрат на производство единицы сельскохозяйственной продукции», секретарь РК КПСС т. Артамонов — «Социалистиче ская промышленность и ее успе хи за 40 лет Советской власти. Задачи района по дальнейшему развитию промышленности». Пропагандистам были даны методические указания по про ведению очередных занятий по истории КПСС, политэкономии и текущей политике. В заключение семинара за ;о- рошую работу по политическому образованию коммунистов и бес партийного актива пропаганди стам Н. С. Митеревой и А. П. Букину' были вручены грамоты Липецкого обкома КПСС. Происхождение и сущность религиозных праздников и обрядов Защитники религии по-разному объясняют происхождение рели гиозных праздников и обрядов, но все они сходятся в одном, утвер ждая, что эти праздники и обря ды являются средством общения верующих со сверхъестественны ми, божественными силами. Наука вскрыла несостоятель ность этих утверждений и дока зала, что религиозные праздники и обряды возникли в первобыт ном обществе вместе с возникно вением самой религии как ре зультат темных и невежествен ных представлений людей об ок ружающей их природе. Перво бытный человек был подавлен трудностями существования. Ок ружавшая его природа рождала в нем страх перед ее грозными стихийными силами. Не понимая явлений природы, первобытные люди олицетворяли их и наделяли своими же, человеческими евнй- ствами (сознанием, волей, жела ниями и т. д.) и притом в чрез вычайно преувеличенных разме рах. На этой основе у людей возникли первые религиозные представления. Не зная истинных причин таких явлений, как мышление, сон, сновидения, обмороки, дыха ние, первобытные люди пришли к представлению о наличии у человека особой, нематериальной «души», якобы обитающей в че ловеческом теле и покидающей его при смерти. Свои представления о «душе» первобытные люди переносили на окружающий их мир. Они по лагали, что над всеми явлениями и предметами природы властвуют могущественные «духи»; от кото рых зависело, по их мнению, благополучие и сама жизнь чело века. Все свои надежды и стра хи человек связывал с этими возникшими в его фантазии «ду хами». Он пытался воздейство вать на них с помощью особых обрядов, заклинаний, жертвопри ношений. Магической обрядностью со провождалась вся жизнь людей. Перед севом или перед уборкой урожая, перед охотой или рыб ной ловлей, перед выгоном скота на пастбища древние земледель цы, скотоводы и охотники обра щались с заклинаниями к «ду хам», приносили им жертвы, просили у них помощи, совер шали в их честь различные об ряды. Постепенно такие действия стали проводиться в определенные сроки, повторяться из года в год. Так появились первые религиоз ные культы ‘ с многочисленными праздниками и обрядами. Современные религии отрицают свою связь с суевериями пер вобытных людей. Однако нетруд но убедиться, что во всем кун>- те современных религий многое осталось от невежественных пред ставлений древнего человека. Ведь и теперь всякая религия есть прежде всего вера в суще ствование сверхъестественных сил. Назначение современных молитв «просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния» ничем по существу не отличается от заклинаний первобытных людей, обращав шихся за помощью к добрым «духам». То же самое следует сказать и о поклонении иконам. В древнее время люди считали, что внимание того или иного «духа» можно легче привлечь, если обращаться с соответствую щими заклинаниями (позднее — молитвами) к его изображению. Человек сам изготовлял эти изоб ражения или рисовал их такими, как подсказывала ему его фан тазия, и приписывал этим изоб ражениям различные сверхъесте ственные свойства. Люди кланя лись своим идолам (изображени ям «духов»), зажигали перед ни ми огни, украшали их. И совре менная церковь тоже предписы вает верующим отбивать поклоны перед иконами, зажигать перед ними свечи, лампады, украшать их цветами, позолотой. В качестве примера связи сов ременных религиозных праздни ков с древними религиями можно взять главные христианские праздники— «рождество» и «пас ху», которые, вопреки утвержде ниям церкви, имеют далекую, до христианскую историю. В древ них религиях наиболее почита емыми были боги солнца, боги растительности. Древний земля- делец, не понимая явлений при роды, объяснял их по-своему: солнце перестало греть— значит оно умирает, а вместо с ним умирает и вся растительность. В конце декабря солнце начина ет светить ярче, день начинает увеличиваться— значит оно рож дается. Весной солнце начинает снова греть— значит оно воскре сает, и с ним оживает вся расти тельность. Праздники в честь рождающихся и воскресающих богов солнца были широко рас пространены в странах Востока и в древней Римской империи задолго до появления христиан ства. В сказках об этих богах рассказывалось, что они являлись на землю для спасения людей, творили чудеса, подвергались преследованиям, были убиваемы, но воскресали. Христианская церковь заим ствовала эти сказки для легенд об Иисусе Христе и установила в 354 году свой праздник «рож дества Христова». Когда этот праздник вместе с христианством появился на Руси, он совпал с зимним праздником древних сла вян в честь бога солнца и тепла, а также в честь духов своих предков — «святок», «свят» («святок» по-древнеславянски оз. начает «предок»), В дни этого праздника славяне старались «очистить» себя и свое хозяйство от «нечистой силы», при помощи особых колдовских приемов гада ли о весне, о будущем урожае.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz