Путь Ленина. 1958 г. (г. Усмань)
2 П У Т Ь Л Е Н И Н А 5 марта 1958 г., № 28 '(4589 ) О дальнейшем развитии колхозного строя ^ и реорганизации машинно-тракторных станций Тезисы доклада т оварищ а Н. С. Хрущ ёва на сессии Верховног о Совет а СССР (Продолжение) нии колхозного производства, дальнейшую демократизацию управления в колхозах. В осуществление этой программы пар тией и Советским государством проведена огромная работа, о чем убедительно свиде тельствуют следующие данные. В период 1954— 1957 годов было направлено в сельское хозяйство: 908 тысяч тракторов (в лятнадцатиеильном исчислении), ком байнов зерновых — 293 тысячи, силосо уборочных и кукурузоуборочных — 143 | ысячи, автомобилей грузовых — 467 ты сяч, сеялок тракторных — 684 тысячи, большая помощь сельскому хозяйству бы ла оказана квалифицированными кадрами. Сели на 1 июля 1953 года в колхозах и МТС работало 83 тысячи специалистов с высшим и специальным средним образо ванием, то на 1 декабря 1957 года таких ■пецналистов было уже 277 тысяч человек За последние четыре года в сельское хо зяйство — на строительство производст венных зданий, сооружений, на оплату тракторов, машин н оборудования — бы ло направлено Советским государством 75 миллиардов 400 миллионов рублей капи таловложении, или на 10 миллиардов руП- шй больше, чем было направлено па эти цели за вторую., третью, четвертую н три года пятой пятилетки, вместе взятые, в 1олоставимых ценах. В соответствии с решениями сентябрь ского Пленума ЦК КПСС в целях повыше ния материальной заинтересованности ра- оотннков сельского хозяйства значительно повышены заготовительные п закупочные йены на все основные продукты сельского хозяйства, уменьшен размер сельскохозяй- 'твенного налога. С I января 1958 года хозяйства колхозников, рабочих и служа щих полностью освобождены от обязатель ных поставок сельскохозяйственных про дуктов Важную роль сьпрлло введение нового порядка планирования в сельском хозяйстве и предоставление колхозам Ира на вноси)ь изменения в Устав сельскохо- лпственной ар гели с учетом местных уе вший, что развязало инициативу колхоз ников в деле лучшего использования имею щихся возможностей. Об успехах в осуществлении выработан ной партией программы крутого подъема сельского хозяйства наглядно свидетельст вуют такие данные. Валовой сбор зерна в «■гране за последние четыре года вырос на 27 процентов по сравнению с предыдущим четырехлетием. За этот же период валовой сбор картофеля возрос на 14 процентов, овощей на 39 процентов, сахарной свеклы на 37 процентов, льна-волокна на 91 про цент, хлопка-сырца на 13 процентов. Уве личилось также поголовье скота- на 1 ян варя 1954 года в стране было 55,8 мил лиона голов крупного рогатого скота, в том числе 2 5 ,2 миллиона коров, 33,3 миллиона свиней, 99,8 миллиона овец. На 1 января 1958 года крупного рогатого скота стало 66,7 миллиона голов, в том числе коров— 31 ,4 миллиона, свиней — 44,3 миллиона голов, овец — 120,1 миллиона голов. На ряду с увеличением поголовья скота воз росла продуктивность животноводства. Так, например, производство мяса с учетом при- 1. Для победы нового, социалистическо го способа производства в сельском хозяй стве было необходимо, чтобы колхозы до казали свои преимущества не только перед мелкотоварным крестьянским хозяйством, но и перед крупным капиталисти ческим земледелием. Эта задача не могла быть решена без вооружения нашего сельского хозяйства передовой машинной техникой. Только на базе современной тех ники крупное общественное хозяйство мо- роста стада увеличилось за последние 4 года на 38 процентов, в том числе в кол хозах и совхозах почти на 80 процентов, производство молока в целом по стране выросло на 50 процентов, а по колхозам и совхозам — более чем в два раза. За дание январского Пленума ЦК КПСС 1955 года по увеличению удоев коров в колхо зах и по увеличению заготовок молока вы полнено досрочно, за три года вместо ше сти лет. В результате принятых партией мер на ше сельское хозяйство, преодолев отстава ние и былую запущенность некоторых от раслей, находится сейчас на крутом подъ еме. Вместе с тем достигнутые успехи нельзя признать достаточными, если исхо дить из задач нового этапа развития эко номики страны и иметь в виду огромные перспективы роста всего народного хозяй ства, интересы дальнейшего бурного раз вития социалистической индустрии, необ ходимость более полного удовлетворения растущих потребностей общества. Чтобы выполнить задания но увеличе нию производства зерна и технических культур в размерах, установленных XX съездом КПСС, и продукции животновод ства в размерах, требуемых для решения задачи в ближайшие годы догнать США по производству мяса, молока и масла на ду шу населения, необходимо обеспечить по вышение культуры земледелия, уровня ме ханизации сельскохозяйственных работ, лучшее использование достижений пауки и техники, внедрение опыта новаторов. Только на этой основе можно обеспечить реет производительности труда, подъем урожайности полей и продуктивности жи вотноводства, резкое снижение себестои мости сельскохозяйственной продукции. Решающую роль в дальнейшем развитии сельскохпзяйп венного производства игра- юг наши колхозы, которые дают подавляю щую часть валовой ц товарной про.икции, в том числе свыше 70 процентов государ ственных заготовок зерна, две трети заго товок мяса и молока. От дальнейшего ук репления колхозов, улучшения организа ции их работы, усиления нт материально- технической базы зависит рост производ ства в сельском хозяйстве. В настоящее время в организации кол хозного производства, особенно в зерновом хозяйстве, важнейшее место занимают ма шинно-тракторные станции, поскольку они выполняют основные работы в земледелии и определяют уровень механизации этих работ в колхозах. Между тем проведенное за последние годы укрупнение колхозов, быстрый рост их экономики, развитие кол хозов как крупных многоотраслевых сель скохозяйственных предприятий требуют изменения установившегося порядка про изводственно-технического обслуживания колхозов. Имея целью дальнейшее развитие и ук репление колхозного строя и увеличение производимой колхозами продукции, Цент ральный Комитет Коммунистической пар тии Советского Союза выдвигает в качест ве важнейшей народнохозяйственной зада чи — проведение реорганизации машинно- тракторных станций. жет по-настоящему развернуть производи тельные силы земледелия, обеспечить про изводство максимального количества про дуктов и тем самым продемонстрировать свою жизненность и прогрессивность по сравнению с любой другой, несоциалисти ческой системой сельского хозяйства. Первое десятилетие Советской власти наше крестьянство продолжало в значи тельной мере базировать свое хозяйство на таких же орудиях труда, что и до револю ции. Так, в 1928 году в сельском хозяй стве страны насчитывалось 4 миллиона 600 тысяч сох и косуль, 14 миллионов конных плугов, 718 тысяч конных сеялок, 1 миллион 300 тысяч конных жаток и всего 27 тысяч тракторов. Сельское хозяй ство совсем не имело зерновых и свекло уборочных комбайнов, тракторных льноте ребилок и картофелесажалок и многих дру гих современных машин. Примитивная сельскохозяйственная техника, соответст вовавшая природе раздробленного мелкого крестьянского хозяйства, не могла служить прочной базой для крупного социалистиче ского земледелия. Настойчиво осуществляя ленинский курс на индустриализацию, советский народ под руководством партии строил мощную со циалистическую промышленность, развер тывал сельскохозяйственное машинострое ние и тем самым наряду с укреплением индустриального могущества страны соз давал условия для технического перево оружения сельского хозяйства и ликвида ции его вековой отсталости. Возраставшее из года в год снабжение сельского хозяй ства передовой техникой усиливало про изводственную смычку социалистического города с деревней, оказывало огромное ре волюционизирующее воздействие на кресть янство. Миллионы трудящихся крестьян воочию увидели преимущества крупного социалистического земледелия, имеющего возможность применять сложную технику, которая облегчает труд и резко повышает его производительность. Это в решающей степени способ) 4вовало тому, что уже к концу 1929 ища широчайшие массы крестьян устремились в колхозы. 2. В связи с быстрым ростом парка со временных сельскохозяйственных машин встал вопрос о путях его использования в условиях преобразующегося сельского хозяйства. Этих»’ путей могло быть два. Первый — продавать сложные машины непосредственно колхозам. Второй — со хранять их в руках государства, создавая специальные предприятия для обслужива ния колхозов за определенную плату. Как вскоре показал опыт, первый путь для начального периода массового колхозного строительства был неприемлемым. Моло дые, экономически еще слабые колхозы не имели достаточных средств, чтобы поку пать тракторы и другие сложные машины, приобретать горючее, строить помещения для хранения машин и мастерские для их ремонта. Колхозы нс имели и квалифици рованных кадров, способных управлять новыми машинами. Промышленность в тот период еще не производила такого количе ства машин, чтобы молено было снабдить ■в достатке все колхозы. Наиболее целесообразным оказался вто рой путь, подсказанный практикой колхоз ного строительства,— путь создания круп ных государственных предприятий, при званных обслуживать колхозы машинной техникой. Опираясь на финансовую под держку государства и на мощь социали стической индустрии, эти предприятия да вали громадные выгоды как для колхозов, так и дЛя государства. Во-первых, они обеспечивали материально-технические ус ловия для высокопроизводительного ис пользования парка новых сельскохозяйст венных машин. Во-вторых, они могли слу жить мощным рычагом руководящего воз действия на колхозы со стороны социали стического государства, средством дальней шего укрепления союза рабочего класса с крестьянством. Руководствуясь интересами социализма, партия и правительство раз вернули строительство широкой сети этого особого типа государственных предприя тий, которые получили название машинно- тракторных станций и за годы своего су ществования сыграли важную историче скую роль в создании и укреплении кол хозного строя. 3. Начало строительству МТС было по ложено в 1927 году, когда совхоз имени Шевченко Одесской области соадз гряд в составе 10 тракторов для оказана./про изводственной помощи крестьянам окружа ющих селений. В 1928 году на базе этоге отряда была организована первая в стране машинно-тракторная станция. С 1929 года развернулось массовое строительство МТС. Обобщив первый опыт строительств ма шинно-тракторных станций, ЦК 1 ’чЦб) принял в 1930 году постановление, в ко тором определялись роль и значение этих предприятий. «В лице МТС, — указыва лось в постановлении, — выявлена и про верена на массовом опыте форма организа ции Советским государством крупного кол лективного сельского хозяйства на высокой' технической базе, в котором наиболее пол но сочетается самодеятельность колхозных масс в строительстве своих коллективных хозяйств с организационной и технической помощью и руководством пролетарског» государства». Свидетельством огромного значения, ко торое имели МТС для сельского хозяйствен является бурный рост их численности. Уже в 1932 году число МТС достигло 2 .446 ,- в 1941 году оно превысило 7 тысяч, а в 1957 году составляло около 8 тысяч. С помощью МТС колхозы в первые же годы своего существования намного расширили сельскохозяйственное производство. Наря ду е совхозами машинно-тракторные стан ции сыграли решающую роль в осуще ствлении грандиозной задачи — освоении 36 миллионов гектаров целинных и залеж ных земель в восточных районах страны. Претворяя в жизнь программу крутого подьома сельского хозяйства, Коммунисти ческая партия в последние годы осущест вила крупные мероприятия по дальнейше му укреплению МТС и повышению их роли в развитии колхозов. Тракторный парк МТС по сравнению с довоенным увеличил ся почти в два раза, а объем работ, вы полняемых МТС, в 2,8 раза. По решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС в МТС были созданы постоянные квалифициро ванные механизаторские кадры. На руко водящую и инженерно-техническую рабо ту в МТС направлены многие тысячи луч ших людей из городов и промышленных центров. 4. Организовав широкое строительств» МТС, Коммунистическая партия и Совет ское правительство впервые в истории предоставили в пользование трудящегося крестьянства передовую технику, которая помогла ему перейти на единственно пра вильный, социалистический путь развития. В руках государства МТС сыграли рог'; важнейшего средства в борьбе за разви': тис и укрепление колхозного строя, за перевоспитание многомиллионного кресть янства в духе коллективизма. Созданные в первые годы колхозного строительства при МТС политические отделы помогли мо лодым колхозам укрепиться в организа ционно-хозяйственном отношении, развеять в пух и прах направленные против них кулацкие махинации. В борьбе за крутой подъем сельского хозяйства в последние годы важную роль сыграли организован ные по решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС инструкторские группы райкомов партии по зонам МТС. Под влиянием машинно-тракторных станций с их мощной техникой коренным образом изменился облик колхозного села и весь уклад деревенской жизни. Вместе с машинно-тракторным парком в деревне появились машиноремонтные мастерские, автотранспорт, электрическая энергия Возникла и развивается сеть подсобных предприятий промышленного типа. В МТв выросла огромная армия механизаторов — трактористов, комбайнеров, бригадиров (Продолжение см. на 3-й стр.). И . Роль МТС в создании и укреплении колхозного строя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz