Путь Ленина. 1953 г. (г. Усмань)
П У т ь Л Е Н И Н А 12 июня 1953 г ., № 61 (3857) 3 А М Е Т К I С Л У Ш А Т Е Л Я О ц и к л е л е к ц и й п о р а б о т е И . В . С т а л и н а „ Э к о н о м и ч е с к и е п р о б л е м ы с о ц и а л и з м а в С С С Р " Весною этого года для интел лигенции города был прочитан цикл лекций по работе това рища Сталина «Экономические проблемы социализма в.СССР». На днях была прбслушава 8-я заключительная лекция. Поэто му уже можно говорить о не которых итогах Прежде всего—об организа ции этой работы. Опыт пока зал, что еженедельное проведе ние лекций по ранее разрабо танному плану—вещь реаль ная. Для многих слушателей посещение зала педагогическо го училища по средам от 8 до 10 часов вечера стало потреб ностью, вошло в привычку. Для многих, но не для в-ех. Если на первых лекциях зал был полон, то к концу работы лек тория ряды слущателей замет но поредели. Некоторый конт роль за посещаемостью лекций со стороны профсоюзных и пар тийных организаций .всё-таки надо было установить. Поме щение, где читались лекции, удобное, светлое. Но ощущался недостаток в столах. Было мно го желающих записывать лек ции. Пользоваться же коленями, вместо стола, неудобно. Хотя некоторые товарищи от начала до конца записывали лекции именно так. Можно было бы поставить в зале несколько сто лов, чтобы обслужить ими тех, кто действительно намерен был записывать. Организаторы лектория обе щали перед каждой лекцией давать слушателям в отпеча танном виде вопросы к лекции (цдан) и указатель литерату ры. Это обещание не было вы полнено. Как положительный факт, на до ^отметить то обстоятельство, что лекции читались исключи тельно силами членов Усман- ского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных зна ний. Когда слушатели узнали, что лекции будут прочитаны лекторами-усманцами, то неко торые из них выразили сожа ление, почему не из Воронежа. Как будто марка «Воронеж» уже сама по себе аттестует лектора, как высококвалифици рованного. Посмотрим, имели ли эти товарищи основание опа саться, что лекции не будут удовлетворять аудиторию. Мы прослушали товарищей Ананьева, Ярыгина, Петрова, Мацейчика, Молотова' и Коро вина. Идейно-теоретический уро вень, лекций высок. И к этой стороне лекций слушатели ни каких претензий не предъявля ют. Но вот о доступности их, о манере изложения следует сказать. Что , представляла из себя аудитория? Это - интеллигенция города, люди со средним и выс шим специальным образова нием. В значительной мере неодинаково они были подго товлены к слушанию лекций. Те,’ кто знаком с политэконо мией, сами достаточно работали над «Экономическими пробле мами социализма ' в СССР», воспринимали материал лекций без затруднений. Те же това рищи, которые и сами мало работали и подготовку имеют небольшую (а таких не мень ше половины), не всё хорошо понимали. Вот почему среди слушателей возник вопрос о большей доступности лекций. Эта доступность была бы обес печена, с одной стороны, при ведением большего количества конкретных примеров, поясне: нием- некоторых понятий и, с другой стороны, улучшением манеры изложения материала. Надо сказать, что лекции то варищей Ананьева и Ярыгина более всего отвечают этим требованиям. Каждый из нас по себе знает, как трудно слушать лектора, когда он не поднимает глаз от конспекта, излагает материал быстро, каждое новое положе - ние высказывает до того, как слушатели уловили смысл пре дыдущего. Такие недостатки имели место. И на будущее нашим лекторам следует учесть эти замечания. Иногда лектор возражает, считая, что большая доступ ность, большая популярность лекции снизит научную цен ность лекции. Это возражение не имеет никакого основания. Давайте вспомним, ка к понят но говорили с народом Ленин и Сталин, как доступно пре подносили сложнейшие эконо мические, политические и фи лософские вопросы. Ведь цен ность лекций определяется их действенностью, тем, насколько смогут слушатели использовать материал лекций. А использо вать можно только то, чем хо рошо владеешь. Прослушанные лекции ' при несли большую пользу. Этот положительный опыт работы Усманского отделения Общества надо закрепить, работу лекто рия продолжить. Слушатели выражают уверенность в том, что организаторы лектория и его лекторы и в дальнейшем успешно справятся с этой от ветственной •работой. В с е л ь с к о м Лекторская группа при бо- ровской избе-читальне насчи тывает 13 человек. В неё вхо дят учителя, агроном, меди цинские работники, председа тель колхоза, ветфельдшер, агент по заготовкам сельскохо зяйственных продуктов и дру гие. Во время весенней посевной л е к т о р и и кампании было прочитано 16 лекций, большинство из них на сельскохозяйственные темы. Прослушали их колхозники, ме ханизаторы, местная интелли генция. Недавно в избе-читальне перед началом демонстрации кинокар тины «Малахов курган» член лекторской группы М. М. Жу- Л . ДМИТРЕВСКАЯ. равлёв прочитал лекцию на те му: «Великие стройки комму низма». С докладом о международном положении выступил перед кол хозниками член лекторской груп пы И. С. Скачков. Проводятся также громкие читки газет. М. Ж УРАВЛЁВА . За д а ш е й ш е е техническое совершенствование производства XIX съезд Коммунистической, партии Советского Союза в ди-‘ рективах по пятому пятидет- нему плану указал на необхо димость внедрения во все от расли народного хозяйства пе редовой техники, широкого при менения научных открытий, достоянного технического со вершенствования производства. . Всё более , механизируется труд, улучшаются ’ его условия и-на махорочной фабрике. В нынешнем году фабрика перево дится на пневмотранспорт. Од новременно будет произведена замена рассевов и сырых бу- ратов виброситами. Впервые в махорочной промышленности на нашей фабрике установлена первая, - пока ещё пробная, ли ния пневмотранспорта ’ от кро- шильного станка на вибросито. Применение нового вида.транс портировки сырья даёт хоро шие результаты. . В августе, в период капи тального ремонта, все крошиль- -ные станки будут переведены на пневмотранспорт. Это поз волит ещё выше поднять куль туру производства, сделать труд рабочего более гигиенич ным, так как одновременно с продукцией пневмотранспорт забирает и всю махорочную пыль, не давая ей распростра няться по цеху. Перевод всего производства на пневмотран спорт будет осуществлён в 4 квартале текущего года. Это новое .техническое усовершен ствование лишний раз подтвер ждает величайшую заботу па р -: тии и правительства об охране труда в нашей стране, о со? { хранении здоровья трудящихся, занятых на вредном произвол- - стве. Большое значение для вы сокопроизводительной работы коллектива будет иметь свое-, временная подготовка предприя тия к работе в . зимних усло виях. Этому мы уделяеМ'аболь- шое внимание. Ведётся строи тельство. склада для сырья, подготавливаются материалы для строительства трансформа торной будки,,которая должна принять электроток с линии высокого напряжения, развер нулась подготовка к установке второго парового котла для отопления фабричных цехов. Выполняя исторические ре шения XIX съезда партии, коллектив махорочной фабрики не пожалеет сил для успеш ного завершения полугодовой программы,. для . всесторонней^ подготовки к зиме, для даль--;:, нейшего совершенствования тех ники производства. К . ГЕРАСИМОВ, директор, махорочной фабрики. Преодолеть Среди добросовестных пла тельщиков села Боровое—И. Т. Труфанов, С. В. Сонин, М. Я. Чернышова,. Е. Г. Понарина. Они своевременно вносят де нежные платежи, честно рас считываются с государством. За весь 1953 год, в том числе и по окладному страхованию,внёс причитающиеся суммы Д. С. УльяновГ Но есть и другая категория людей, которые сдерживают по ступление средств. До сего вре мени не внесли даже первых взносов в счёт аванса по сель хозналогу А. И. Агапеев, 0. Т. Воробьёва, И. А. Костяев, В.' С. Зубков, А. И .. Ивашкина. Финилан второго квартала выполнен только наполовину. Правда, сельсовет ставил этот вопрос на заседаниях исполко- отставание ма, сессии, создавал бригады по мобилизации денежных средств: Однако результаты были весь ма незначительны. Дело в том, что., всё ещё. слабо проводится среди населения организатор ская работа, сельсовет} не всег да следит за исполнением при нятых решений, не доводит их до конца. ; . Мирится с отставанием по выполнению финансового.Дгла- на районный финансовый от дел. Если участковый налого вый инспектор т. Семёнов по кажется в Боровом, то его бы стро отзывают в другое село. Кратковременные наезды Ма.;о дают проку, зато неплательщи ки чувствуют себя вольготно; Т . НАСОНОВ, налоговый а ге н т . БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ А С Т Р О Н О М И Ч Е С К И Е П Р Е Д С К А З А Н И Я И С У Е В Е Р Н Ы Е И З М Ы Ш Л Е Н И Я До сих пор не перевелись :а Земле разяьГе «предсказа- ели» событий. В Соединённых Нтатах, например, многие га- атели имеют свои конторы, екретарей, обелужявающий пер- онал. Одни берутся предека- ывать удачу или неудачу, ругие — судьбу человека, ретьи — политические себы- ия... Гадают на игральных ;артах, бобах, кофейной гуще, адают по линиям руки, по ебесныи светилам. Печальнее сего здесь то, что 'находятся юди, верящие гадалкам, во- ожеям, знахарям и иным мо- денникам. Легковерие—это черта лго- ей несознательных, отсталых. 1ультурно развитые люди не ывают легковерными, их не обьёшь с толку какими-нибудь казнами. Маого вредит людям недо статок знаний. Когда человек не имеет нужных знаний, он становится на путь беспочвен ных догадок и домыслов. Предвидеть — это значит знать; а чтобы знать — надо изучать, исследовать, допыты ваться. Всему происходящему в миря есть объяснение, и оно всегда бывает естественным. Люди могут в том или другом случае не знать этого объяс нения, но отсюда не следует, что его нет. Нет в мире непо знаваемых вещей, а есть толь ко вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и по- зн 1 ны силами науки и,практи ки. Было время, когда люди не знали, почему бывают, на пример, ветер, дождь, гром, затмения Луны и Солнца. Те перь это может объяснить каж дый школьник. Передовая наука установила, что в природе и в человече ском обществе всё происходит на основе определённых 'зако нов развития. Эти законы лю ди могут познать, изучать, учи тывать в- своих действиях, ис пользовать в своих интересах. Люди, знающие законы природы, могут научно предвидеть мно гие явления природы, которые произойдут в будущем. Напри мер, предсказания затмений Луны и Солнца делаются аст рономами на много лет вперёд с поразительн >й точностью. Так, учёным известно, что 26 июля текущего года произойдёт пол ное затмение Луны - (она вся погрузится в земную тень на 1 час 41 минуту). В СССР это затмение будет наблюдаться только на Дальнем Востоке и отчасти в Восточной Сибири. К западу от этой полосы за тмение не будет видимо: здесь будет ещё день, а полная Лу на бывает видна только после захода Солнца. В ночь на 19 января 1954 года произойдёт ещё одно пол нов затмение Луны, видимое на этот раз только в европей ской части СССР. А 30 июая 1954 года произойдёт затмение Солнца. Оно будет доступно наблюдению почти во всём СССР, 31 исключением Дальнего Восто ка и некоторых частей Восточ ной Сибири. В отдельных ме стах Литвы, Белоруссии, Укра ины, Донбасса и Кавказа оно будет полным: диск Луны за кроет всё Солнце. В таких и подобных пред сказаниях учёные основывают ся на точном знании причин и хода небесных явлений. Они хорошо знают расстояния от Земли до Луны и Солнца, раз меры этих небесных светил, направление и скорости их дви жения в мировом пространстве и многое другое. Здесь кстати вспомнить, что до сих пор есть люди, которые веият, что по Луне можно предсказывать ..погоду. Эго—- старое-престарое заблуждение. Оно появилось, когда люди ещё ничего не знади ни о Луне, ни о причинах изменения па годы. На основе случайных срв-. падений люди сделали невер ные заключения. Нетрудно понять, что Луна никакого отношения кдождю или вёдру не имеет. В самом деле: погода—это местное явле ние. У нас погода одна, в дру гих же местах, часто- даже в соседних, совсем другая. А Лу на имеет одинаковый вид и в Москве, и, скажем, в Казани, в Минске, в Иркутске и других местах. Кроме того, погода очень непостоянное явление!;! меняется иной раз на протяже ния суток. А Луна меняет свой вид всегда одинаково на про тяжении суток: серпик растёт,- Луна становится полной, затем убывает, несколько дней не видна и опять растёт и убы вает по заведённому порядку. Как же можно это связать с [Изменениями погоды? I. Или взять такую лженауку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz