Путь Ленина. 1932 г. (г. Усмань)

Путь Ленина. 1932 г. (г. Усмань)

4 0 л е т литера БУРЕВЕСТНИКУ РЕВОЛЮЦИИ, ПЕВЦУ ПРО ЛЕ ТАРИА ТА М ГОРЯЧИЙ ПРОЛЕТйРСКИЙ ПР ■Г К 40-летию литературной деятельности М. ГОРЬКОГО. ХУДОЖНИК, БОРЕЦ, РЕВОЛЮЦИОНЕР инанм«1<шнммм« „ГОРЬКИЙ БЕЗУСЛОВНО КРУПНЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРОЛЕТАРСк МНОГО ДЛЯ НЕГО СДЕЛАЛ И ЕЩЕ БОЛЬШЕ МОЖЕТ СД К Я Ж Д О Е СЛОВО МЯКСИМЯ ГОРЬКОГО свРО Е ГО ТЯ п и с я Т т й Бернард Ш о у и д р ,), понявшгй что часы капитализма сочтен!), что действительный расцвет ку)ь туры возможен только ^в усЛовн- ях пролетарской д и к т о р ы . Антиимпериалистические статьи Горького являются мощным го р сом протеста против готовя щек-, ся капиталистами новой имперр диетической бойни, против,рава- дения империалистических дер­ жав на СССР—страну строящее­ ся социализма. , Жалким лепетом звучат клеает нические выпады меньшевикдав из .Социалистического вестник^, пытающегося дискредитиров; гь М. Горького, как крупнейшего пролетарского писателя. Слиш­ ком крепко связан Горький с Цил лиоками пролетариев Ссгаетскето союза и всего мира, .сдищкомне лики авторитет и любовь V 1 * 1 * в рабочем классе, чтобы мо 1 *ла нриста<ь хоть одна капля мевь- шевистской клеветнической гоя- ои к этому замечательному чело­ веку, великому писателю прчрлйга ризта, не устаниому борцу за Ж:- ло, рабочего класса. Развернувшаяся по инициапше ш ироких масс трудящихся под го товка к сорокалетнему юбилею литературной деятельности М. 1о- рького показывает те колосс; ль ные симпатии, которыми заслужен но пользуется в ш ироких мае ах трудящихся А. М. Горький.' Его сорокалетний юбилей л те ратурной деятельности бу дет действительно великим празд и- ком мировой пролетарской лке- ратуры трудящихся СССР и фе- го мира. п . СЕМЕН »о. ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧф О ГОРЬКОМ. Завтра 25 сентября пролетариат 'Советского союза и всего мира празднует 40 летний юбилей лите ратурной деятельности Максима Г о р ь к о го (Алексея Максимовича Пешкова), своего любимого п и ­ сателя, посвятившего всю свою жизнь и деятельность борьбе за дело рабочего класса, за дело ком мунизма. М. Г о р ь ки й является ги гантом мировой пролетарской литерату ры , первым пролетарским писате­ лем л и т е р а т у р н а я и о п у б л и ц и с т и е ч с к а я дея тельность ко то р о го тесно связа на с рабочим революционным движением в России. Его талант художника слава, достигший сей­ час одной из высочайших вершин творчества, рос и развивался вме сте с ростом революционного дви жения. Победивший и побежда­ ющий рабочий класс имеет в ли- це Гор ько го своего лучшего ху­ дожника, по праву занимающего первое место в мирвой пролетар­ ской литетрауре. Еще задолго до Октября И. В. Л ё н и н высоко пеня М. Горького, писал „Г о р ь к и й безусловно кр уп н е йш и й представитель п роле тар ско го искусства , ко торы й м ного для не го сде­ лал и еще больше м ож е т еде лать.“ И там ж е ука зы вал , что .Г о р ь к и й—авторитет в деде проле тар ско го искусства, это бесспорно* (собр. соч. т. X I. ч. II. Стр. 13—24). Несмотря на совершенно ясное и четкое ленинское определение Гор ько го ка к пролетарского писа теля, меньшевистские литератур­ ные критики (И . Кубиков, В. Пе­ реверзев, Р. Григорьев, Р. Горба­ чев и др.) истолковывали твор­ чество Го рького, как творчество мешанског о, мелкобуржуазного пи сателя. В 1907 г.— в момент выхо­ да знаменитой повести Горького „М ать* и драмы „В р а ги *— б у р ж у ­ азная пресса (кампания самых за­ скорузлых реакционеров. Филосо фов, М ержсковский, 3. Гиппиус, Ю . Айхенвальд) подняла шум о том, что Горький как художник погиб , кончился, исписался, прев ратился в „банального фельетони­ ста*. В это время и Плеханов об­ наруживая свою меньшевистскую сущность, поддерживал кампанию философова, рекомендуя Горько­ м у „скорее излечиться от больше­ вистской болезни* и „прямой п о ­ литической тенденциозности.* Однако вся эта грязная клевета идеологических лакеев капитализма показывала лишь ту колоссальную силу удара по старой культуре, который наносило творчество Го­ р ь ко го—выходца из самых „н и ­ зов", связавшего себя с грядущей пролетарской революцией. Весь необычайно яркий твор­ ческий путь М . Гор ько го от его первого рассказа .М а ка р Ч удра*, напечатанного в 1892 году в тиф­ лисской газете „К а в к а з " (Ые 242 от 12 сентября старого стиля) до е го последнего произведения— ценнейшего вклада в мировую ли тературу, вышедшего за послед­ нее время,— „Ж и з н ь Клима Сан­ ги н а * является самым убедитель­ ным опровержением реакционных белогвардейских разговоров о не художественности н кончине Горь к о го . В начале 90-х годов, в период Аоомкроаавна пролетариата ка к вые высгупил как писатель со своими первыми рассказами („М а кар Чудра* (1892 г., „Старуха И зергиль" (1894)г„Песня о .с о к о ­ ле* (1895 г.), „П е сн я о буревест н и ке * (1901 г.), полными могучих взлетов революционной романти­ ки . Эго была настоящая буря в русской литературе, заполненной декадентством и п о л и н я л ы м и , се­ ренькими чеховскими героями. Наиболее яркими воплощения­ ми стремления к революционной борьбе из первых рассказов Горь ко го является „Песня о соколе*, где Горький, воспевая сокола, презирающего ужа, рожденного ползать, устами своего геооя, крымского пас уха, восклицает:, „Б е зум ству храбры х поем мы славу! Безумство храбры х—вот мудрость ж и зн и ! О смелый с о ­ кол ! В бою с врагами исте к ты кровью ... Но будет время и ка п ли кр о в и твоей горячей, ка к ис кры , в спы хнут во мраке ж и з н и и много смелых сердец з а ж гу т безумной ж а ж д о й свободы , све та!“ В 1901 г. появился еще более мощный призыв .к надвигающей­ ся революционной грозе— „Песня о буревестнике*. Гордо .реющий между тучами и морем Буревест­ н и к в своем кр и ке вы ражает„жа ж д у б ури, силы гнева, пламя страсти и уверенность в побе де!“ Море б уш у е т.. „О н чувству­ ет приближающуюся грозу. Буря), с ко р о грянет буря! „П усть силь нее гр я н е т буря!" Буржуазия поняла, к чему при­ зывал автор песни „Буревестни­ ка*. Журнал напечатавший это ге­ ниальное произведение, был не­ медленно закрыт. В целом ряде своих др уги х про изведений, выходящих в 90-х и 900-х годах—„Ч ал каш ". „Д ело с застеж кам и*, „О д н аж ды осе­ н ью *, „Бы вш ие лю ди", „К а н н и Артем*, „Д вадц а ть шесть и одн а *, пьеса „На дне* (1902 г.) и др.— М. Горький с величайшей глубиной и художественностью рисует мир босяков, мир „о твер ­ женных*, мир людей, сброшен­ ных капитализмом в пропасть ни щеты, превратившихся в преступ ников, пьяниц, проституток. Капи тализм безжалостно выбрасывал массы людей на дно жизни, уро­ довал и лишал всякой возможно- ти человеческого существования. Великий пролетарский х у д о ж ­ н и к М. Г о р ький , прошедший сам необычайно су р о в ую ж и з н е н ­ н ую ш кол у, гл у б о ко чувствовал и понимал этих обездоленных, вы б и ты х из ж и з н и людей, п о ка зывая в н и х чувство подли нной человечности, вы травляемой ка питализмом создавая тем самым вечны й пам ятник протеста про ти в мира капиталисти че ско го но рабощения и угн е тени я. И вместе с тем Горький осо бенно в своей пьесе „Н а дне*, как бы подвозя и то г первому этапа своего творческого пути, показав мир босяков во всей ужасающей наготе, разоблачил романтическую иллюзорность ухода от действи­ тельности в царство золотого сна, о котором так красочно говорил его герой из пьесы „Н а две*, Л у ка. Фантазия Л у ки оказалась раз­ битой самой жизнью , этим самым Горький указывает на то, что для борьбы нужны не фантазии, а ре­ альное понимание классовой борь В своих дальнейших произвела ниях Горький также с большой художественной глубиной показы­ вает нам интеллигенцию-среду „к у льтурных мечтателей, никому не­ нужных, скучных даже для самих себя. Го р ь ки й разоблачает мел­ кие д уш о н ки людей, красиво говорящ их о разумном поведе нии, а на деле ж и в ущ и х во вла сти ж и в о тны х и н сти н кто в . К числу таких произведений можно в первую очередь отнести его драматические произведения („М е щане*, „Дачники, „Дети солнца*, „Варвары " и ряд рассказов — „О зорник*, „Варенька Олесова* и др). Во всех этих произведени­ ях Горкий ставил своей основной задачей разоблачение мещанской интелтигенции. В 1907 году А .М заканчивает свою знаменитую по весть „М ать" и пьесу „В ра ги *. Повесть „М а ть* является кр у п нейшим художественным произ ведением революционной б о р ь ­ бы рабочего класса в России. В. И. Ленин высоко ценил это произведение Горького и реко меняовал „перевести его на все евро юйские язы ки*. В произве­ дениях Горького„9 января*, „Тюрь ма* и др. в ярких красках полу чила отражение революция 1905 г. В последующие годы после ре­ волюции 1905 г. Горький выпус­ кает ряд интересных произведе­ ний, рисующих его собственную богатую приключениями йшзн«.— „Детство*,— „В людях* и „М ои университеты". Значительную часть своей твор ческой работы ,в эти годы А. М. посвятил пооизведениям, изобра жающим жизнь русской б урж уа ­ зной интеллигенции. Сюда в пер­ вую очередь относятся „Жизнь Матвея ,Кожемякина* (1911 г.), „Дело Артамоновых* (1925 г.), „Ж изнь Клима вам гина" (1 том вышел в 1927 г.)— крупнейшее произведение Горького, дающее богатый художественный матери­ ал по истории буржуазной интел лигенции. Здесь мы имеем огром„ ную галлерею разнообразнейших типов от скептика и маювера, о г раничениого человека Клима Сам гина, до революционера— больше вика Кутузова. Это замечательное произведение, А. М. подводит итог историческому движению русской общественной мысли раз личных слоев русской интелли­ генции. Творчество Г о р ь ко го ограни- чески связано и подчинено и н ­ тересам борющегося пролетари­ ата и е го авангарда— ком м ун и ­ стической партии. Рабочий класс в 90-е годы соби рал своч силы, подготовлял созда ние своей партии. Горький брал романтические темы, звал на борь бу, клеймил позором ужей, полза­ ющих по земле. В 900-е годы рабочий класс го товится к революции пятого го ­ да. Горький берет боевые темпы из революционной борьбы рабо­ чих, жестоко кр итикуе т мещан­ скую интеллигенцию, болтающую­ ся в ногах передовой части о б ­ щества. В период со ц иал и сти ч е ско го строительства в СССР Г о р ь ки й — в первы х рядах бойцов за со- щиализм, целиком отдавшись сво *ей л и тера турн о -п убл ицисти че с­ к о й деятельностью и органм за- I м о я и е й работой д ед у рабочего класса, делу мировой пролетар­ ской революции. И так—вся жизнь великого ху­ дожника, борца, революционера. „Н апрасно стараются б у р ж у ­ азные газеты, товарищ Го р ь ки й слишком кр е п ко связал себя своими великими худож е ствен­ ными произведениями с рабо­ чим движением России и всего мира, чтобы ответить им иначе, ка к презрением *. Так писал о Горьком В. И. Ленин еще в 1909 г. 5$А. М . ка к подлинный и первый пролетарский писатель тысячами нитей связан с трудящимися не только нашей страны, но и всего мирз. Под его руководством растут новые кадры советских писателей из рабочих и колхозников, он чрезвычайно чутко и вниматель­ но следит за творческой работой советских писателей и особенно призывников-ударников в литера­ ту р у . Его статьи о начинающих писателях, о литературе и лите­ ратурной технике являются луч шим пособием для каждого начи­ нающего писателя, С необычай­ ной простотой и ясностью учит А. М. начинающую молодежь, ре- I дакгируя большое количество р у кописей и отвечая на тысячи пи- ! сем. „Ч итайте хорош енько ста I ры х мастеров: Пуш кина, Лер ­ монтова, и т. д. Не бойтесь их, идеологически они повредить I не м огут, а технически очень по собят. М одниками и фокусника- !м и не увлекайтесь. Правда и : простота—родные сестры, а кра 'с о та третья сестра. Работайте над собой, не щадя себя*. Вот один из образцов указаний начи­ нающему писателю. ! Горький явился инициатором создания „истории великой прав­ ды *—истории гражданской вой­ ны и истории фабрик и заводов. Он является редактором целого ряда журналов, выходящих в СССР („Наш и достижения,* .СССР на стройке", „Литературная уче ­ ба* и др.). Публицистические статьи А.М. простой до ступн о написанные, чрезвычайно гл убо кие по своим проблемам, насыщ енные под­ линной большевистской п р и н ц и ­ пиальностью и ненавистью к старому миру, являются лучшей помощью партии и рабочему классу СССР в борьбе с пережит ками капитализм а, в борьбе за разоблачение перед лицом ми­ р о в о го пролетариата, гн усн о й л ж и и клеветы , ра спускаем ой б урж уа зие й про тив СССР. Голос Алексея Максимовича— голос оратора, вдохновителя и агитатора за дело мировой про­ летарской революции. М . Г ор ький становится центром тяготевия пе­ редовой части интеллигенции На- сторону СССР (Ромен Ролдан. св<ем * <\ В связи с юбилеем М. Горького рабочие Кй йа получили письма от раю- чих Германии, Голандш, Чехо-Славякии и СА(|11. Рабочие Праги в письме пишут: „С огромным интерком мы следим за каж ды м ло вом вели кого писателя М Г о р ь ки й дал нам в о эю ж - ность у зн а ть подлин ую правду Стране советов, об огромном социалистичеаом строительстве, ко то р о е пята ются оклеветать вра ги О СР. М. Г о р ь ки й дорог нам, как и всем трудящ им ся" О СР', к а к соратник пролетарт п а , в е го б о я х за социал!зм, в борьбе против ненавитно го нам капиталистического мира. Мы просим прис. нам портреты Г о р ь ко / к н и гу , в ко то р о й собрны все е го публицистические ста тьи, ко то ры е дад ут нон юа- м ож но сть еще более де'ьль- но ознакомиться с ж и н ь ю СССР. Шлем пламенный рри- вет.* Рабочие завода фор1а в Детройте в своем пифме описывают, с каким ог ным интересом они пр>чи- тали „Мать" Горького. )ни просят прислать б,ис('р&- фию и партреты Горь и его статьи в пёриодйче ской печати. Рабочие <|тме чають огромную роль рую сыграл Горький. ать и ом- ого ото де­ ле организации антиген­ ного конгресса и соо ща- ют о колоссальном ик[ере се, который проявляя^ к социалистическому Ж и ­ тельству в СССР ^ -я Детройта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz