Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)
2 П У Т Ь К КОММ УНИЗМ У Из опыта работы нашей библиотеки Среда, 3 августа 1955 г. № 91 (3359) --------- — - — —- — — ----------- Об мен опытом работы учителей Воспитание у учащихся сознательного отношения к труду и любви к Родине Дон-И збш цинская сельская биб лиотека откры та в июле 1 9 5 0 года <5 фондов к н и г 1 .0 0 0 экзем пляров. Сейчас в ней н асчиты вается 4 .0 0 0 к н и г на политиче ские, естественно-научные, сель скохозяйственные и художествен ные темы. Библиотека помещает ся в чистом, уютном и светлом помещении. Имеется кн и го хр ан и лище и небольшой читальны й зал. Все к н и ги по порядку раз ложены по стеллажам. В читаль ном зале н а стенах — портреты руководителей' партии и прави тельства, р усских и советских писателей. На столах в читальном зале всегда свежие газеты , журналы , рекомендательные списки л ите ратуры , регулярно вывешивается п л акат «Агротехсовет колхозам», имеется ■радио. С н аруж и н а сте к а х библиотеки вывешены ло зун ги : «С честью выполним ре ш ения июльского Пленума Ц Е К П С С !» , «Все силы и средства— на уборку урож ая в 1 0 рабочих д ней !». Всего в библиотеке насчиты вается 3 5 0 читателей. Среди гн их — ■доярка колхоза Зубарева А. М ., звеньевая по выращиванию сахарной свеклы Зубарева 3. Е ., бригадир овощеводческой бригады Щ ербаков Н . Д ., агроном колхоза. Сафонова А., Е ,, зоотехник колхо за М ищ енко А . П ., у ч е тч и к по животноводству Язы кова Н . И . и другие. В читательских формуля рах записаны лучш ие читатели к н и г по сельскому хозяйству, по выращиванию ку ку р у зы и ово щей. Библиотекой в отдаленных н а селенных п у н к т а х колхоза орга низованы библиотеки-передвижки. Это в бригадах № 2 и № 5. Книгонош ами работают комсо мольцы колхоза Н . Рассказов, М. Дьяченкова. Они два раза в месяц обменивают в библиотеке к н и ги и выдают и х на месте в бригадах читателям-колхозникам . Передвижками" библиотеки обслу живается много акти вны х читате- лея-колхозников, например, Рас сказов А. П ., Рассказов А. С., Щербаков И . М ., Филяев И . А., Дьяченкова Н . С. и др. В отда ленном населенном п ун кте колхо за, деревне Преображенка, орга низовано подекадное обслужива ние колхозников кн и гам и , т а к называемый п у н к т выдачи. В это время колхозникам читаю тся свежие газеты , ж урналы , отдель ные отрывки из рассказов совет ских писателей^ Библиотека проводит массовую работу среди колхозников. Ее ра ботники регулярно заполняют до ски показателей социалистическо го соревнования доярок, проводят с ними беседы на разные поли тические темы. Т а к мной за по следнее время среди колхозников были проведены беседы н а сле дующие темы: «Реш ения июль ского Пленума Центрального К о митета КП С С », «О созыве очеред ного, X X ръезда КП С С », «Совеща ние в Женеве Глав правительств четырех держ ав», «Об уходе за посевами и уборке сена», «Убрать урожай в 1 0 рабочих дней» и другие. Для детей проведена громкая ч и тка по повести А. Авдеенко «Горная весна». По этой кн и ге будет проведена читател и г.«я конференция. В тракторны х бри гадах книго нош и, уч етч и ки , за правщ ики Дьяченков А. Ф. и Рас сказов М. С. в комбайновых агре гатах книгонош и весовщики Рас сказова Е. С., Смольянинова Н . А ., Дьяченкова Л. А ., Денисо ва Л. Е . доставляют свежие газе ты и журналы , проводят среди механизаторов громкие чи тки . Однако в работе наш ей биб лиотеки есть и недостатки. Глав ный из н их заключается в том, что еще -мало, ч итател ей-ж ен- щ ин-колхозниц, редко прово дятся читательские конференции и сейчас принимаю тся все меры к устранению этих недостатков и улучш ению всей работы библио теки. Т. Молокоедов, заведующий Дон- И збищинской библиотекой. У советского учителя, к а к и у писателя, этого «инж енера че ловеческих д уш », по выражению И. В. Сталина, есть великая, от ветственная, п в то ж е время, по четная и счастливая задача — обучение и воспитание в комму нистическом духе вверенного ему наш ей п ар тией и правительством молодого поколения. Мне предстоит рассказать в своей статье о том, с ка ким твор ческим энтузиазмом я стараюсь, на основе . директивы X IX съезда КПСС , настойчиво ул учш ать учеб но-воспитательную работу в ш ко ле, применяя марксистско-ленин ский метод при изучении про граммной художественной литера туры и русского язы ка. При изучении программного материала по русском язы ку, при осуществлении методики изучения специфики русского язы ка, ста раюсь применять и марксистско- л енинский метод. Например, при осуществлении методической раз работки программной темы «Пра вописание частиц не— н и » , при менении творческих приемов в составлении и записи учащ имися самостоятельных предложений, кр а тки х рассказов, показываю , например, ка р ти н у Репина «Б ур лаки» и наводящими вопросами довожу и х до составления к за писи предложения: « К а к ни тр у дились бурлаки, а все-таки ж ил и бедно». Или по фотоснимку из газеты «Комсомольская правда» от 15 июля 1 9 5 2 года можно вмеетеге учащимися разработать приблизи тельно такой небольшой рассказ: «Перед нами на фотоснимке гр у п па комсомольцев Водораздельного строительного района, упорным трудом отличивш ихся на строй ке Волго-Донского канал а. Сколь ко радости и счастья в и дно на их лицах! К а к н и слож на, ни многотрудна была деятель ность этих комсомольцев, однако они не останавливались н и перед каким и трудностями и достигли успешного окончания работ: Вол го-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина откры т». «Где бы я ни была, всегда бу ду работать по-волгодонски и н и когда не забуду светлых дней моей ж и зн и » ,— сказала одна из комсоцолок-строительниц Любовь Занина, инж енер по мощению канала. Что касается изучения образов художественной литературы , то стараюсь воспитать у учащ ихся сознательное отношение к труду и любовь к Родине при наглядно сти, картинности изложения в марксистско-ленинском освещении образов художественной литерату ры, главным образом, на примере та ки х корифеев «сознательного от ношения к труду и любви к Ро дине, к а к образ В. И . Ленина, воспетый в поэме «Владимир Ильич Ленин» наш им лучш им поэтом советской эпохи В. М ая ковским и другими многочислен ными советскими и прогрессив ными зарубежными писателями и поэтами. Затем подчеркиваю боль шое воспитательное значение об раза Павла Корчагина из романа « К а к закалялась сталь», Н . А. Островского, слепого, прикованно го к постели тя ж ки м недугом, но самоотверженно трудящегося до последнего дня своей многотруд ной ж и зн и , счастливого л радост ного при осознании величествен ной мысли о том, что он еще мо ж ет приносить пользу дорогой Р о дине. Лучш ие советские люди и на войне считали себя корчагш г- цами, комсомолец Олег Кошевой высоко ставил комсомольца П ав к у Корчагина, и в мирном труде тоже вдохновляются им. Н ап ри мер, сущ ествует тракторная брига да имени Н . А. Островского (К о р ч а ги н а ), ш агающ ий экскаватор иц'ени его ж е на строительстве судоходного Волго-Донского к а нала. Образы комсомольцев и комсомо лок во главе с Олегом Кошевым из романа «Молодая гвардия» А. А. Фадеева отрадно влияю т на н аш у советскую молодежь своим глубоким патриотизмом и самоот верженным трудом. На ш кольной читательской конференции подчеркиваю , что основное содержание романа «Д а леко от Москвы» лауреата С тали н ской премии В. Н . Ажаева — ве личественная симфония труда. Каждому из участников труда и н тересно ж и ть , каж ды й из них чувствует себя настоящим челове ком, каждому ясно его место в общем строю, его роль в общем Деле,, его трудный, и радостный долг. («Э тот день тем д хорош, что он труден»— В. М аяко вский). Это место, эта роль и этот долг— в творческом труде, составляю щем для советского человека цель, смысл и содержание ж и з ни. Именно та к относится к тр у ду и молодой инж енер Алексей Ковшов, и сварщ ик Умара М аго мет, и юная Таня Васильченко, сумевшая со своей колонной свя зистов сделать почти невозможное при оО-градусном морозе. Все они находят высокое удовлетворение и счастье, и в процессе труда, и в сознании того, что работа и х— необходимая составная часть кол лективного труда. Учащ иеся н аш ей ш колы вос питы ваю тся в глубоком патрио тизме, доблестном героизме на коллективном просмотре ки н о картин , например: «Незабывае мый образ» по произведению Ь. Полевого «Повесть о настоя щем человеке», «Падение Берли н а», «Незабываемый 1 9 1 9 -й год». После просмотра этих картин у ч а щиеся, по моему предложению, описали свои впечатления от к а р тин, и я убедился в том, с каким восхищением они выражали свои патриотические чувства. У учащ ихся возбуждалось ч у в ство патриотизма и при проведе н и и обзорных лекций-бесед, н а пример, на тему: «А. М. Горь к и й акти вны й борец за мир и демократию» (по его произведе ниям, разоблачающим уж асы к а питализма). «В. В. М аяковский— акти в ны й борец за мир и демо кр атию », а та кж е и при прове дении ученических 'рефератов, н а пример: «В чем счастье настоя щего человека?» и по произведе ниям лауреатов С талинских пре мий «Счастье» Павленко II. А., «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей» Бабаевского С. II., «Повесть о настоящем че ловеке». Докладчики — С курато ва Л. и Волынчикова В. «Основ ные мотивы социалистической л и р ики» В. М аяковского. Докладчик Сандомирсвий Е, Чтобы привить своим учащ им ся вкус к художественной л ите ратуре, способствовать и х ум ст венному и политическому разви тию , развитию культуры речи, дать им возможность в ы я в и в свои наклонности, стремления, чтобы л учш е, полнее узнать вос питателю своих учащ ихся и п р а вильно осуществлять индиви дуальный подход к ним, я пред • ложил своим учащ им ся вести «Литературны е д невники» но особой форме: название автора кн и ги , название кн и ги , перечень главны х действующих лиц, что особенно понравилось учащимся в прочитанной кн и ге . К с та ти бу дет сказать, большинству у ч а щ ихся нравится чтение к н и г по разным отраслям; знания, и н еко торые из н их в течение 8 — 1 0 классов прочитали немало кн и г. Например, П ервуш ин В. прочитал 2 1 5 к н и г, К р апив ин В .— 1 8 6 , Сарычев В иктор — 2 0 0 . Примеры из «жизни многих учащ ихся наш ей ш колы во вре мя пребывания их в ш коле и вне ш колы свидетельствуют о п ринципах коммунистической мо рали, о коммунистическом отно ш ении к труду, которыми они р у ководствуются. В ш кольной ж и зн и учащиеся являются коллективистами, дру жественно оказывают товарищ е скую взаимопомощь, сердечно вы раж аю т свое отношение к содер ж анию литературны х сочинений. Например, бывший учащ ийся 1 0 «<Б» класса Сандомирскип Е: пиш ет в своем сочинении: «Поэ зия Маяковского и сейчас помо гает вам в нашем движ ении в" «завтра», «вперед», она зовет к борьбе с «дрянью», со всем от ж ивш им и разлагающимся, она учи т нас любить Родину и н ен а видеть врагов». У чащ аяся Скуратова Л. п и ш ет: « У л я Громова — мри идеал. Я хочу ж изнь прожить т а к , к а к ее прожила моя любимая героиня, хочу быть полезной н аш ей со циалистической Родине, которая открыла советской молодежи ш и рокие п ути к знаниям, к сча стью ». Учащ и й ся Прасол В. пиш ет: «М аяковский — мой любимый поэт. Я люблю его ,за пламенный советский патриотизм и веру в светлое будущее советского наро да, которыми он наполнял свои стихи». Кроме того, необходимо сказать, что большинство учащ и хся н а шей ш колы хорошо успеваю т но всем школьным дисциплинам, принимаю т активное участие в общественно-полезных работах. По окончании ш колы и вступле нии в самостоятельную ж изнь многие бывшие учащ иеся наш ей ш колы приносят б л аго |аш й еть коллективу учителей. Насколько позволят мои силы, я и в дальнейшем с творческим энтузиазмом буду стараться вос питы вать вверенных мне у ч а щ ихся в коммунистическом отно ш ении к труду и в любви к н а ш ей дорогой социалистической Родине, к наш ем у великому н а роду. Я. Васильев, заслуженны й учитель ш кол РСФСР, преподаватель. русского язы ка и литературы Лебедянской первой средней _____I школы. Брошюры и п л а кат ы о передовом опыте Областным управлением сель ского хозяйства вы пущ ены но вые брошюры и плакаты о пере довом опыте в сельским хо зяйстве. Возделывании свеклы в колхо зах Добринского района «Про гресс» и имени Маленкова посвя щена брошюра И . Т . Королева. Издан красочный п л акат «В поход за высокий урож ай к у к у рузы ». В нем в доходчивой фор ме рассказан опыт выращивания ку ку р у зы звеньевыми колхоза име ни Ленина, Грачевского района. ' • Р I Московский Кремль открыт >для свободного посещен® ЧТЯЩИМИСЯ, На снимка; трудящиеся на территории Кремля,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz