Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)

Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)

2 П У Т Ь К КОММ УНИЗМ У Из опыта работы нашей библиотеки Среда, 3 августа 1955 г. № 91 (3359) --------- — - — —- — — ----------- Об мен опытом работы учителей Воспитание у учащихся сознательного отношения к труду и любви к Родине Дон-И збш цинская сельская биб­ лиотека откры та в июле 1 9 5 0 года <5 фондов к н и г 1 .0 0 0 экзем­ пляров. Сейчас в ней н асчиты ­ вается 4 .0 0 0 к н и г на политиче­ ские, естественно-научные, сель­ скохозяйственные и художествен­ ные темы. Библиотека помещает­ ся в чистом, уютном и светлом помещении. Имеется кн и го хр ан и ­ лище и небольшой читальны й зал. Все к н и ги по порядку раз­ ложены по стеллажам. В читаль­ ном зале н а стенах — портреты руководителей' партии и прави­ тельства, р усских и советских писателей. На столах в читальном зале всегда свежие газеты , журналы , рекомендательные списки л ите­ ратуры , регулярно вывешивается п л акат «Агротехсовет колхозам», имеется ■радио. С н аруж и н а сте­ к а х библиотеки вывешены ло­ зун ги : «С честью выполним ре­ ш ения июльского Пленума Ц Е К П С С !» , «Все силы и средства— на уборку урож ая в 1 0 рабочих д ней !». Всего в библиотеке насчиты ­ вается 3 5 0 читателей. Среди гн их — ■доярка колхоза Зубарева А. М ., звеньевая по выращиванию сахарной свеклы Зубарева 3. Е ., бригадир овощеводческой бригады Щ ербаков Н . Д ., агроном колхоза. Сафонова А., Е ,, зоотехник колхо­ за М ищ енко А . П ., у ч е тч и к по животноводству Язы кова Н . И . и другие. В читательских формуля­ рах записаны лучш ие читатели к н и г по сельскому хозяйству, по выращиванию ку ку р у зы и ово­ щей. Библиотекой в отдаленных н а ­ селенных п у н к т а х колхоза орга­ низованы библиотеки-передвижки. Это в бригадах № 2 и № 5. Книгонош ами работают комсо­ мольцы колхоза Н . Рассказов, М. Дьяченкова. Они два раза в месяц обменивают в библиотеке к н и ги и выдают и х на месте в бригадах читателям-колхозникам . Передвижками" библиотеки обслу­ живается много акти вны х читате- лея-колхозников, например, Рас­ сказов А. П ., Рассказов А. С., Щербаков И . М ., Филяев И . А., Дьяченкова Н . С. и др. В отда­ ленном населенном п ун кте колхо­ за, деревне Преображенка, орга­ низовано подекадное обслужива­ ние колхозников кн и гам и , т а к называемый п у н к т выдачи. В это время колхозникам читаю тся свежие газеты , ж урналы , отдель­ ные отрывки из рассказов совет­ ских писателей^ Библиотека проводит массовую работу среди колхозников. Ее ра­ ботники регулярно заполняют до­ ски показателей социалистическо­ го соревнования доярок, проводят с ними беседы на разные поли­ тические темы. Т а к мной за по­ следнее время среди колхозников были проведены беседы н а сле­ дующие темы: «Реш ения июль­ ского Пленума Центрального К о ­ митета КП С С », «О созыве очеред­ ного, X X ръезда КП С С », «Совеща­ ние в Женеве Глав правительств четырех держ ав», «Об уходе за посевами и уборке сена», «Убрать урожай в 1 0 рабочих дней» и другие. Для детей проведена громкая ч и тка по повести А. Авдеенко «Горная весна». По этой кн и ге будет проведена читател и г.«я конференция. В тракторны х бри­ гадах книго нош и, уч етч и ки , за­ правщ ики Дьяченков А. Ф. и Рас­ сказов М. С. в комбайновых агре­ гатах книгонош и весовщики Рас­ сказова Е. С., Смольянинова Н . А ., Дьяченкова Л. А ., Денисо­ ва Л. Е . доставляют свежие газе­ ты и журналы , проводят среди механизаторов громкие чи тки . Однако в работе наш ей биб­ лиотеки есть и недостатки. Глав­ ный из н их заключается в том, что еще -мало, ч итател ей-ж ен- щ ин-колхозниц, редко прово­ дятся читательские конференции и сейчас принимаю тся все меры к устранению этих недостатков и улучш ению всей работы библио­ теки. Т. Молокоедов, заведующий Дон- И збищинской библиотекой. У советского учителя, к а к и у писателя, этого «инж енера че­ ловеческих д уш », по выражению И. В. Сталина, есть великая, от­ ветственная, п в то ж е время, по­ четная и счастливая задача — обучение и воспитание в комму­ нистическом духе вверенного ему наш ей п ар тией и правительством молодого поколения. Мне предстоит рассказать в своей статье о том, с ка ким твор­ ческим энтузиазмом я стараюсь, на основе . директивы X IX съезда КПСС , настойчиво ул учш ать учеб­ но-воспитательную работу в ш ко ­ ле, применяя марксистско-ленин­ ский метод при изучении про­ граммной художественной литера­ туры и русского язы ка. При изучении программного материала по русском язы ку, при осуществлении методики изучения специфики русского язы ка, ста­ раюсь применять и марксистско- л енинский метод. Например, при осуществлении методической раз­ работки программной темы «Пра­ вописание частиц не— н и » , при­ менении творческих приемов в составлении и записи учащ имися самостоятельных предложений, кр а тки х рассказов, показываю , например, ка р ти н у Репина «Б ур ­ лаки» и наводящими вопросами довожу и х до составления к за­ писи предложения: « К а к ни тр у ­ дились бурлаки, а все-таки ж ил и бедно». Или по фотоснимку из газеты «Комсомольская правда» от 15 июля 1 9 5 2 года можно вмеетеге учащимися разработать приблизи­ тельно такой небольшой рассказ: «Перед нами на фотоснимке гр у п ­ па комсомольцев Водораздельного строительного района, упорным трудом отличивш ихся на строй­ ке Волго-Донского канал а. Сколь­ ко радости и счастья в и ­ дно на их лицах! К а к н и слож­ на, ни многотрудна была деятель­ ность этих комсомольцев, однако они не останавливались н и перед каким и трудностями и достигли успешного окончания работ: Вол­ го-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина откры т». «Где бы я ни была, всегда бу­ ду работать по-волгодонски и н и ­ когда не забуду светлых дней моей ж и зн и » ,— сказала одна из комсоцолок-строительниц Любовь Занина, инж енер по мощению канала. Что касается изучения образов художественной литературы , то стараюсь воспитать у учащ ихся сознательное отношение к труду и любовь к Родине при наглядно­ сти, картинности изложения в марксистско-ленинском освещении образов художественной литерату­ ры, главным образом, на примере та ки х корифеев «сознательного от­ ношения к труду и любви к Ро­ дине, к а к образ В. И . Ленина, воспетый в поэме «Владимир Ильич Ленин» наш им лучш им поэтом советской эпохи В. М ая ­ ковским и другими многочислен­ ными советскими и прогрессив­ ными зарубежными писателями и поэтами. Затем подчеркиваю боль­ шое воспитательное значение об­ раза Павла Корчагина из романа « К а к закалялась сталь», Н . А. Островского, слепого, прикованно­ го к постели тя ж ки м недугом, но самоотверженно трудящегося до последнего дня своей многотруд­ ной ж и зн и , счастливого л радост­ ного при осознании величествен­ ной мысли о том, что он еще мо­ ж ет приносить пользу дорогой Р о ­ дине. Лучш ие советские люди и на войне считали себя корчагш г- цами, комсомолец Олег Кошевой высоко ставил комсомольца П ав­ к у Корчагина, и в мирном труде тоже вдохновляются им. Н ап ри­ мер, сущ ествует тракторная брига­ да имени Н . А. Островского (К о р ­ ч а ги н а ), ш агающ ий экскаватор иц'ени его ж е на строительстве судоходного Волго-Донского к а ­ нала. Образы комсомольцев и комсомо­ лок во главе с Олегом Кошевым из романа «Молодая гвардия» А. А. Фадеева отрадно влияю т на н аш у советскую молодежь своим глубоким патриотизмом и самоот­ верженным трудом. На ш кольной читательской конференции подчеркиваю , что основное содержание романа «Д а­ леко от Москвы» лауреата С тали н­ ской премии В. Н . Ажаева — ве­ личественная симфония труда. Каждому из участников труда и н ­ тересно ж и ть , каж ды й из них чувствует себя настоящим челове­ ком, каждому ясно его место в общем строю, его роль в общем Деле,, его трудный, и радостный долг. («Э тот день тем д хорош, что он труден»— В. М аяко вский). Это место, эта роль и этот долг— в творческом труде, составляю­ щем для советского человека цель, смысл и содержание ж и з ­ ни. Именно та к относится к тр у ­ ду и молодой инж енер Алексей Ковшов, и сварщ ик Умара М аго ­ мет, и юная Таня Васильченко, сумевшая со своей колонной свя­ зистов сделать почти невозможное при оО-градусном морозе. Все они находят высокое удовлетворение и счастье, и в процессе труда, и в сознании того, что работа и х— необходимая составная часть кол­ лективного труда. Учащ иеся н аш ей ш колы вос­ питы ваю тся в глубоком патрио­ тизме, доблестном героизме на коллективном просмотре ки н о ­ картин , например: «Незабывае­ мый образ» по произведению Ь. Полевого «Повесть о настоя­ щем человеке», «Падение Берли­ н а», «Незабываемый 1 9 1 9 -й год». После просмотра этих картин у ч а ­ щиеся, по моему предложению, описали свои впечатления от к а р ­ тин, и я убедился в том, с каким восхищением они выражали свои патриотические чувства. У учащ ихся возбуждалось ч у в ­ ство патриотизма и при проведе­ н и и обзорных лекций-бесед, н а ­ пример, на тему: «А. М. Горь­ к и й акти вны й борец за мир и демократию» (по его произведе­ ниям, разоблачающим уж асы к а ­ питализма). «В. В. М аяковский— акти в ны й борец за мир и демо­ кр атию », а та кж е и при прове­ дении ученических 'рефератов, н а ­ пример: «В чем счастье настоя­ щего человека?» и по произведе­ ниям лауреатов С талинских пре­ мий «Счастье» Павленко II. А., «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей» Бабаевского С. II., «Повесть о настоящем че­ ловеке». Докладчики — С курато­ ва Л. и Волынчикова В. «Основ­ ные мотивы социалистической л и­ р ики» В. М аяковского. Докладчик Сандомирсвий Е, Чтобы привить своим учащ им ­ ся вкус к художественной л ите­ ратуре, способствовать и х ум ст­ венному и политическому разви­ тию , развитию культуры речи, дать им возможность в ы я в и в свои наклонности, стремления, чтобы л учш е, полнее узнать вос­ питателю своих учащ ихся и п р а­ вильно осуществлять индиви­ дуальный подход к ним, я пред • ложил своим учащ им ся вести «Литературны е д невники» но особой форме: название автора кн и ги , название кн и ги , перечень главны х действующих лиц, что особенно понравилось учащимся в прочитанной кн и ге . К с та ти бу­ дет сказать, большинству у ч а ­ щ ихся нравится чтение к н и г по разным отраслям; знания, и н еко ­ торые из н их в течение 8 — 1 0 классов прочитали немало кн и г. Например, П ервуш ин В. прочитал 2 1 5 к н и г, К р апив ин В .— 1 8 6 , Сарычев В иктор — 2 0 0 . Примеры из «жизни многих учащ ихся наш ей ш колы во вре­ мя пребывания их в ш коле и вне ш колы свидетельствуют о п ринципах коммунистической мо­ рали, о коммунистическом отно­ ш ении к труду, которыми они р у ­ ководствуются. В ш кольной ж и зн и учащиеся являются коллективистами, дру­ жественно оказывают товарищ е­ скую взаимопомощь, сердечно вы ­ раж аю т свое отношение к содер­ ж анию литературны х сочинений. Например, бывший учащ ийся 1 0 «<Б» класса Сандомирскип Е: пиш ет в своем сочинении: «Поэ­ зия Маяковского и сейчас помо­ гает вам в нашем движ ении в" «завтра», «вперед», она зовет к борьбе с «дрянью», со всем от­ ж ивш им и разлагающимся, она учи т нас любить Родину и н ен а­ видеть врагов». У чащ аяся Скуратова Л. п и ­ ш ет: « У л я Громова — мри идеал. Я хочу ж изнь прожить т а к , к а к ее прожила моя любимая героиня, хочу быть полезной н аш ей со­ циалистической Родине, которая открыла советской молодежи ш и ­ рокие п ути к знаниям, к сча­ стью ». Учащ и й ся Прасол В. пиш ет: «М аяковский — мой любимый поэт. Я люблю его ,за пламенный советский патриотизм и веру в светлое будущее советского наро­ да, которыми он наполнял свои стихи». Кроме того, необходимо сказать, что большинство учащ и хся н а ­ шей ш колы хорошо успеваю т но всем школьным дисциплинам, принимаю т активное участие в общественно-полезных работах. По окончании ш колы и вступле­ нии в самостоятельную ж изнь многие бывшие учащ иеся наш ей ш колы приносят б л аго |аш й еть коллективу учителей. Насколько позволят мои силы, я и в дальнейшем с творческим энтузиазмом буду стараться вос­ питы вать вверенных мне у ч а ­ щ ихся в коммунистическом отно­ ш ении к труду и в любви к н а ­ ш ей дорогой социалистической Родине, к наш ем у великому н а ­ роду. Я. Васильев, заслуженны й учитель ш кол РСФСР, преподаватель. русского язы ка и литературы Лебедянской первой средней _____I школы. Брошюры и п л а кат ы о передовом опыте Областным управлением сель­ ского хозяйства вы пущ ены но­ вые брошюры и плакаты о пере­ довом опыте в сельским хо­ зяйстве. Возделывании свеклы в колхо­ зах Добринского района «Про­ гресс» и имени Маленкова посвя­ щена брошюра И . Т . Королева. Издан красочный п л акат «В поход за высокий урож ай к у к у ­ рузы ». В нем в доходчивой фор­ ме рассказан опыт выращивания ку ку р у зы звеньевыми колхоза име­ ни Ленина, Грачевского района. ' • Р I Московский Кремль открыт >для свободного посещен® ЧТЯЩИМИСЯ, На снимка; трудящиеся на территории Кремля,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz