Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)
П У Т Ь К КОММУНИЗМУ Пятница, 29 июля 1955 г. № 89 (3357) ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ Воспитание у учащихся любви к художественной литературе Открылся свободный доступ в Кремль Наша отечественная литера тура во все времена своего существования отличалась глубокой идейностью, патрио тизмом, народностью, гуманиз мом и прогрессивным направ лением. В те далекие времена,когда мирной жизни населения древ ней Руси грозили кочевые племена, н тогда уже литера тура в историческом памятни ке «Слово о полку йгореве» своим «золотым словом» боро лась за объединение сил для защиты национальной незави симости русского народа.Шли века, и у русского народа по явились и новые иноземные недруги, стремящиеся захва тить ее богатые земли, и вра ги внутри государства—бояр ство и помещики, которые из вольнолюбивых русских людей делали для себя бессловест- ных рабов. Народ восставал против своих злейших врагов, боролся за свою независимость, личную и общую свободу и мирный труд. Русские прогрессивные пи- ватели и в эти периоды на родной борьбы отзывались на «ужды своего народа создани ем бессмертных художествен ных произведений. Затем на ступает период борьбы рус ского пролетариата е гнетом царизма и капитализма, и здесь мы находим целый ряд замечательных произведений художественной литературы, где ярко и правдиво отраже ны все этапы этой беспри мерной героической борьбы русского народа за построе ние коммунистического об щества в своей стране. Таким образом, наша худо жественная литература — яр чайшее отражение в образах н картинах всей истории раз вития жизни и борьбы русско го народа на протяжении мно гих веков. Вот эту мысль об идейнос ти, народности и прогрессив ности нашей литературы, о ее высоких художественных до стоинствах, заключающихся в правдивости изображения жиз ненных явлений и яркости «бразов, я провожу в первых же своих беседах на уроках литературы, начиная с вось меро класса, а потом возвра щаюсь к этому не один раз в последующей работе. В своих небольших по объ ему школьных лекциях стара юсь сжато, но полно охарак теризовать русскую литерату ру как самую идейную лите ратуру мира, как борца за счастье народное. На первых порах, говоря на эту тему, использую в подтверждение своих слов те произведения, которые уже известны учащимся, а в даль нейшем эти положения под тверждаются целым рядом произведений, изучаемых в старших классах. Итак, дока зав на ряде уроков глубокий патриотизм нашей отечествен ной литературы, стремлюсь довести до сознания учащих ся, что не любить ее нельзя, а не читать невозможно, если х очешь познать наглядно н глубоко прошлую жизнь свое го народа и его борьбу за свои человеческие права. Что же нужно для того, чтобы полюбить литературу? Для этого надо правильно по нимать то, что читаешь,уметь самостоятельно разобраться в прочитанном. Вот к разъясне нию сущности заложенной идеи в изучаемом в классе произведении и направлены все мои старания.Многие уча щиеся, прочитав то или иное произведение,охотно поделятся своим о нем впечатлении, пе рескажут фабулу его. Но фа була, даже самая занятная, еще не сущность произведе ния. Идея его—вот что яв ляется основным в нем. Возь мем для примера комедию А. (ЪГрибоедова «Горе от ума». Ведь не любовь Чацкого к Софье и разочарование его в любимой девушке — основная идея произведения, а борьба двух лагерей, выражение но вых воззрений декабристов на существующий строй, крепост ное право, бюрократизм, низ копоклонство и т. д. Или, например, глава из романа И. А. Гончарова «Об ломов»— «Сон Обломова». Это не просто красочная картинка быта русских помещиков, а яркое доказательство того,что человек, лишенный с ранних лет радости созидательного труда, теряет способность правильно воспринимать жиз ненные явления, делается безвольным, апатичным, не пригодным к борьбе в жизни, даже с самыми незначитель ными трудностями. Столь же убедительно здесь показан и виновник этого - крепостное право .при котором помещики вели паразитичес кий образ жизни за счет тру да своих крепостных. Если до сознания учащихся не дойдет понимание идеи произведения, то,следователь но, часы, потраченные на прохождение той или иной те мы, прошли впустую. Прежде чем приступить к анализу произведения, я рас сказываю учащимся о той эпохе, в которую создавалось оно. Это делать необходимо, так как наша молодежь, жи вя в новых условиях соци алистического государства, пользуясь всеми правами сво бодного человека, не может себе представить той жизни, когда, например, создавались II. В. Гоголем «Мертвые ду ши» или «Ревизор».Они от ду ши и посмеются над темп,ко го так зло высмеял автор, но этого мало, нам надо, чтобы в сознании наших учащихся ярче расцвело чувство любви к своей социалистической Ро дине при сравнении настоя щего с тем социальным злом, которое тяготело веками над русским народом и которое безвозвратно ушло в прошлое. Но вот поставленная учите лем задача достигнута, уче ники правильно поняли идею произведения. Можно ли на этом остановиться в работе над темой? Нет, нельзя.Худо жественна я речь— это одно из ценнейших преимуществ нашей литературы. Музыкаль ность стихов наших поэтов, «благоуханная» проза Турге нева, простой и ясный язык Чехова—вот что чарует чита теля, вот на что надо обра тить внимание учащихся. Ес ли ограничиться тем, что уча щийся сам прочитал анализи руемое произведение, то мож но с уверенностью сказать,что красота речи его не дошла до сознания многих, так как далеко не всякий прочтет текст так, как. это'требуется. Задача учителя литературы и здесь иритти на помощь, дать образец чтения стихотворения, прочитать прозаический отры вок (диалог), или описание природы, например, у Турге нева пли в романе Л. Н. Тол стого «Война и мир» (охота в Отрадном, лунная ночь, там же описание дуба в лесу и т. и.). Обычно небольшие сти хотворные произведения и наиболее яркие прозаические отрывки, предварительно под готовленные мной, читаются в классе, не только с целью дать образец чтения,но чтобы донести до сознания учащихся красоту художественного сло ва. Большую заинтересованность вызывает и наглядность на уроках.Почти к каждому про изведению, изучаемому в шко ле, мной на уроках использу ются литературные плакаты, альбомы. Учащиеся с большим интересом рассматривают ил люстрации и лучше представ ляют себе портреты действую щих лиц, обстановку и т. д. Таким образом, живое сло во учителя, подтвержденное зрительными впечатлениями, глубже оседает в сознании учащихся и помогает вернее понять изучаемую тему. Но это не все. Чтобы рас смотреть круг читаемых про изведений, работа над книгой выходит за рамки классных занятий в литературный кру жок. Здесь уже центр тяжес ти перекладывается на самих учащихся — членов .кружка. Они читают намеченное к ана лизу произведение, а на за нятии кружка одни сжато передают его содержание,дру гие . читают наиболее яркие отрывки, третьи .вскрывают художественные образы и идею произведения. Этот вид работы продолжает сближать молодых читателей с книгой, учит их самостоя тельно делать анализ п вы ступать перед аудиторией сначала с небольшими, а по том и более обширными докла дами. Все эти неотложные приемы дают мне возможность привить интерес у учащихся к чтению, заставляет их полюбить худо жественную литературу, в чем я убеждаюсь и на уроках, и при просмотре картотеки школьной библиотеки. Е. Русакова, заслуженная учительница РСФСР. 20 июля для трудящихся открылся свободный доступ в Кремль. В 9 часов утра через Боро вицкие ворота в Кремль про ходят экскурсанты. Среди них работники столичных пред приятии и учреждений, участ ники Всесоюзной сельскохо зяйственной выставки, зару бежные гости Москвы. Посети телей встречают'экскурсоводы, дающие пояснения и расска зывающие о замечательных памятниках русского зодчест ва—Архангельском, Благове щенском и Успенском соборах, о насчитывающих сотни лет знаменитых царь-колоколе и царь-пушке и др. Огромный интерес экскур санты проявляют к зданию,по строенному выдающимся рус ским архитектором М.Казако вым. Теперь это дом Совета Министров СССР. Здесь нахо дились рабочий кабинет и квартира геликого вождя тру дящихся В. И. Ленина. На мраморной доске угодно го из подъездов золотом на писано «Государственная ору жейная палата». В этом ста рейшем музее нашей страны собраны огромные богатства. Люди поднимаются по широкой лестнице и входят в высокие залы, где размещены ценней шие коллекции музея. Время пребывания в Кремле не ограничено. Хорошо любо ваться открывающейся с хол ма панорамой города, прогу ливаться по аллям сквера сре ди зелени и нарядных цветоч ных клумб. На снимке: в Большом Кремлевском сквере. Закончились финальные игры областной спартакиады Закончились финальные и г ры^ ^ областной спартакиады 1955 года по футболу, волей болу и городкам по второй п третьей группам. 26 июля на городском ста дионе в торжественной обста новке командам—победителям соревнования председателем областного комитета физкуль туры и спорта тов. Гадецким были вручены кубки и гра моты. По второй группе кубки об ластного комитета физкульту ры и спорта получили мужская волейбольная команда г. Ле бедяни, женская волейболь ная команда г. Лебедяни и команда городошников г. Ле бедяни. По 'третьей группе кубки получили: футбольная команда Лев-Толстовского района, муж ская волейбольная команда Троекуровского района, жен ская волейбольная команда Троекуровского района, команда городошников Лев- Толстовского района. Все участники соревнования награждены почетными гра мотами обкома ВЛКСМ. Торжественным маршем все участники соревнования под аплодисменты зрителей про ходят по стадиону. 27 июля состоялась финаль ная встреча между футболь ными командами г . Лебедяни и г. Усман*. Несмотря на дождь, собралось много зри телей, Вначале усманцы предло жили быстрый темп игры. Но, разыграв удачную комбина цию, лебедянские футболисты на третьей минуте посылают мяч в ворота усманцев. За ним следует второй гол. Счет 2:0 в пользу команды Лебе дяни. Но через десять минут вратарь Лебедяни вынужден вынуть мяч из сетки -ворот. Счет становится 2:1. После перерыва команда Лебедяни начинает наседать на ворота противника. Все же усманцам удается забить гол и счет становится 2:2. До конца игры команда Лебе дяни забивает еще два мяча в ворота усманцев и игра заканчивается победой Лебе дянской команды со счетом 4:2, Игра закончена, Обе коман ды выстроились на поле.Пред седатель областного комитета физкультуры и спорта тов. Гадецкпй вручает переходя щий кубок капитану Лебедян ской футбольной команды тов. Колесникову. Зрители тепло приветствуют победителей. Всем футболистам выдаются почетные грамоты обкома ВЛКСМ. Лебедянские спортсмены достигли хороших успехов. Они в областной спартакиаде по второй группе завоевали четыре переходящих кубка областного комитета физкуль туры п спорта, Е. НаЗзтников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz