Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)

Путь к коммунизму. 1955 г. (г. Лебедянь)

П У Т Ь К КОММУНИЗМУ Пятница, 29 июля 1955 г. № 89 (3357) ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ Воспитание у учащихся любви к художественной литературе Открылся свободный доступ в Кремль Наша отечественная литера­ тура во все времена своего существования отличалась глубокой идейностью, патрио­ тизмом, народностью, гуманиз­ мом и прогрессивным направ­ лением. В те далекие времена,когда мирной жизни населения древ­ ней Руси грозили кочевые племена, н тогда уже литера­ тура в историческом памятни­ ке «Слово о полку йгореве» своим «золотым словом» боро­ лась за объединение сил для защиты национальной незави­ симости русского народа.Шли века, и у русского народа по­ явились и новые иноземные недруги, стремящиеся захва­ тить ее богатые земли, и вра­ ги внутри государства—бояр­ ство и помещики, которые из вольнолюбивых русских людей делали для себя бессловест- ных рабов. Народ восставал против своих злейших врагов, боролся за свою независимость, личную и общую свободу и мирный труд. Русские прогрессивные пи- ватели и в эти периоды на­ родной борьбы отзывались на «ужды своего народа создани­ ем бессмертных художествен­ ных произведений. Затем на­ ступает период борьбы рус­ ского пролетариата е гнетом царизма и капитализма, и здесь мы находим целый ряд замечательных произведений художественной литературы, где ярко и правдиво отраже­ ны все этапы этой беспри­ мерной героической борьбы русского народа за построе­ ние коммунистического об­ щества в своей стране. Таким образом, наша худо­ жественная литература — яр­ чайшее отражение в образах н картинах всей истории раз­ вития жизни и борьбы русско­ го народа на протяжении мно­ гих веков. Вот эту мысль об идейнос­ ти, народности и прогрессив­ ности нашей литературы, о ее высоких художественных до­ стоинствах, заключающихся в правдивости изображения жиз­ ненных явлений и яркости «бразов, я провожу в первых же своих беседах на уроках литературы, начиная с вось­ меро класса, а потом возвра­ щаюсь к этому не один раз в последующей работе. В своих небольших по объ­ ему школьных лекциях стара­ юсь сжато, но полно охарак­ теризовать русскую литерату­ ру как самую идейную лите­ ратуру мира, как борца за счастье народное. На первых порах, говоря на эту тему, использую в подтверждение своих слов те произведения, которые уже известны учащимся, а в даль­ нейшем эти положения под­ тверждаются целым рядом произведений, изучаемых в старших классах. Итак, дока­ зав на ряде уроков глубокий патриотизм нашей отечествен­ ной литературы, стремлюсь довести до сознания учащих­ ся, что не любить ее нельзя, а не читать невозможно, если х очешь познать наглядно н глубоко прошлую жизнь свое­ го народа и его борьбу за свои человеческие права. Что же нужно для того, чтобы полюбить литературу? Для этого надо правильно по­ нимать то, что читаешь,уметь самостоятельно разобраться в прочитанном. Вот к разъясне­ нию сущности заложенной идеи в изучаемом в классе произведении и направлены все мои старания.Многие уча­ щиеся, прочитав то или иное произведение,охотно поделятся своим о нем впечатлении, пе­ рескажут фабулу его. Но фа­ була, даже самая занятная, еще не сущность произведе­ ния. Идея его—вот что яв­ ляется основным в нем. Возь­ мем для примера комедию А. (ЪГрибоедова «Горе от ума». Ведь не любовь Чацкого к Софье и разочарование его в любимой девушке — основная идея произведения, а борьба двух лагерей, выражение но­ вых воззрений декабристов на существующий строй, крепост­ ное право, бюрократизм, низ­ копоклонство и т. д. Или, например, глава из романа И. А. Гончарова «Об­ ломов»— «Сон Обломова». Это не просто красочная картинка быта русских помещиков, а яркое доказательство того,что человек, лишенный с ранних лет радости созидательного труда, теряет способность правильно воспринимать жиз­ ненные явления, делается безвольным, апатичным, не­ пригодным к борьбе в жизни, даже с самыми незначитель­ ными трудностями. Столь же убедительно здесь показан и виновник этого - крепостное право .при котором помещики вели паразитичес кий образ жизни за счет тру­ да своих крепостных. Если до сознания учащихся не дойдет понимание идеи произведения, то,следователь­ но, часы, потраченные на прохождение той или иной те мы, прошли впустую. Прежде чем приступить к анализу произведения, я рас­ сказываю учащимся о той эпохе, в которую создавалось оно. Это делать необходимо, так как наша молодежь, жи­ вя в новых условиях соци­ алистического государства, пользуясь всеми правами сво­ бодного человека, не может себе представить той жизни, когда, например, создавались II. В. Гоголем «Мертвые ду­ ши» или «Ревизор».Они от ду­ ши и посмеются над темп,ко­ го так зло высмеял автор, но этого мало, нам надо, чтобы в сознании наших учащихся ярче расцвело чувство любви к своей социалистической Ро­ дине при сравнении настоя­ щего с тем социальным злом, которое тяготело веками над русским народом и которое безвозвратно ушло в прошлое. Но вот поставленная учите­ лем задача достигнута, уче­ ники правильно поняли идею произведения. Можно ли на этом остановиться в работе над темой? Нет, нельзя.Худо­ жественна я речь— это одно из ценнейших преимуществ нашей литературы. Музыкаль­ ность стихов наших поэтов, «благоуханная» проза Турге­ нева, простой и ясный язык Чехова—вот что чарует чита­ теля, вот на что надо обра­ тить внимание учащихся. Ес­ ли ограничиться тем, что уча­ щийся сам прочитал анализи­ руемое произведение, то мож­ но с уверенностью сказать,что красота речи его не дошла до сознания многих, так как далеко не всякий прочтет текст так, как. это'требуется. Задача учителя литературы и здесь иритти на помощь, дать образец чтения стихотворения, прочитать прозаический отры­ вок (диалог), или описание природы, например, у Турге­ нева пли в романе Л. Н. Тол­ стого «Война и мир» (охота в Отрадном, лунная ночь, там же описание дуба в лесу и т. и.). Обычно небольшие сти­ хотворные произведения и наиболее яркие прозаические отрывки, предварительно под­ готовленные мной, читаются в классе, не только с целью дать образец чтения,но чтобы донести до сознания учащихся красоту художественного сло­ ва. Большую заинтересованность вызывает и наглядность на уроках.Почти к каждому про­ изведению, изучаемому в шко­ ле, мной на уроках использу­ ются литературные плакаты, альбомы. Учащиеся с большим интересом рассматривают ил­ люстрации и лучше представ­ ляют себе портреты действую­ щих лиц, обстановку и т. д. Таким образом, живое сло­ во учителя, подтвержденное зрительными впечатлениями, глубже оседает в сознании учащихся и помогает вернее понять изучаемую тему. Но это не все. Чтобы рас­ смотреть круг читаемых про­ изведений, работа над книгой выходит за рамки классных занятий в литературный кру­ жок. Здесь уже центр тяжес­ ти перекладывается на самих учащихся — членов .кружка. Они читают намеченное к ана­ лизу произведение, а на за­ нятии кружка одни сжато передают его содержание,дру­ гие . читают наиболее яркие отрывки, третьи .вскрывают художественные образы и идею произведения. Этот вид работы продолжает сближать молодых читателей с книгой, учит их самостоя­ тельно делать анализ п вы­ ступать перед аудиторией сначала с небольшими, а по­ том и более обширными докла­ дами. Все эти неотложные приемы дают мне возможность привить интерес у учащихся к чтению, заставляет их полюбить худо­ жественную литературу, в чем я убеждаюсь и на уроках, и при просмотре картотеки школьной библиотеки. Е. Русакова, заслуженная учительница РСФСР. 20 июля для трудящихся открылся свободный доступ в Кремль. В 9 часов утра через Боро­ вицкие ворота в Кремль про­ ходят экскурсанты. Среди них работники столичных пред приятии и учреждений, участ­ ники Всесоюзной сельскохо­ зяйственной выставки, зару­ бежные гости Москвы. Посети­ телей встречают'экскурсоводы, дающие пояснения и расска­ зывающие о замечательных памятниках русского зодчест­ ва—Архангельском, Благове­ щенском и Успенском соборах, о насчитывающих сотни лет знаменитых царь-колоколе и царь-пушке и др. Огромный интерес экскур­ санты проявляют к зданию,по­ строенному выдающимся рус­ ским архитектором М.Казако­ вым. Теперь это дом Совета Министров СССР. Здесь нахо­ дились рабочий кабинет и квартира геликого вождя тру­ дящихся В. И. Ленина. На мраморной доске угодно­ го из подъездов золотом на­ писано «Государственная ору­ жейная палата». В этом ста­ рейшем музее нашей страны собраны огромные богатства. Люди поднимаются по широкой лестнице и входят в высокие залы, где размещены ценней­ шие коллекции музея. Время пребывания в Кремле не ограничено. Хорошо любо­ ваться открывающейся с хол­ ма панорамой города, прогу­ ливаться по аллям сквера сре­ ди зелени и нарядных цветоч­ ных клумб. На снимке: в Большом Кремлевском сквере. Закончились финальные игры областной спартакиады Закончились финальные и г­ ры^ ^ областной спартакиады 1955 года по футболу, волей­ болу и городкам по второй п третьей группам. 26 июля на городском ста­ дионе в торжественной обста­ новке командам—победителям соревнования председателем областного комитета физкуль­ туры и спорта тов. Гадецким были вручены кубки и гра­ моты. По второй группе кубки об­ ластного комитета физкульту­ ры и спорта получили мужская волейбольная команда г. Ле­ бедяни, женская волейболь­ ная команда г. Лебедяни и команда городошников г. Ле­ бедяни. По 'третьей группе кубки получили: футбольная команда Лев-Толстовского района, муж­ ская волейбольная команда Троекуровского района, жен­ ская волейбольная команда Троекуровского района, команда городошников Лев- Толстовского района. Все участники соревнования награждены почетными гра­ мотами обкома ВЛКСМ. Торжественным маршем все участники соревнования под аплодисменты зрителей про­ ходят по стадиону. 27 июля состоялась финаль­ ная встреча между футболь­ ными командами г . Лебедяни и г. Усман*. Несмотря на дождь, собралось много зри­ телей, Вначале усманцы предло­ жили быстрый темп игры. Но, разыграв удачную комбина­ цию, лебедянские футболисты на третьей минуте посылают мяч в ворота усманцев. За ним следует второй гол. Счет 2:0 в пользу команды Лебе­ дяни. Но через десять минут вратарь Лебедяни вынужден вынуть мяч из сетки -ворот. Счет становится 2:1. После перерыва команда Лебедяни начинает наседать на ворота противника. Все же усманцам удается забить гол и счет становится 2:2. До конца игры команда Лебе­ дяни забивает еще два мяча в ворота усманцев и игра заканчивается победой Лебе­ дянской команды со счетом 4:2, Игра закончена, Обе коман­ ды выстроились на поле.Пред­ седатель областного комитета физкультуры и спорта тов. Гадецкпй вручает переходя­ щий кубок капитану Лебедян­ ской футбольной команды тов. Колесникову. Зрители тепло приветствуют победителей. Всем футболистам выдаются почетные грамоты обкома ВЛКСМ. Лебедянские спортсмены достигли хороших успехов. Они в областной спартакиаде по второй группе завоевали четыре переходящих кубка областного комитета физкуль­ туры п спорта, Е. НаЗзтников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz