Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА » 12 денабря 1991 г. * № 148 (7423) * 2 - Я 'Ч\ -к--? г;:*?!; % ■| р ^ -л;; -У ". гМ':^*. Виктор Федорович Михайлов несколько лет назад приехал в Знаменку, начал работать в совхозе. На молочнотоварной ферме Центрального отделения ухаживал за скотом. В ны­ нешнем году предложили перейти на трактор. Согласился, ведь в селе человек, овладевший техникой, обязан работать на не1|. Но теперь опять возникла необходимость пойти на фср.му. — Надо, значит, надо. — сказал Виктор «Федорович. Дел .много и дома, ведь у Михайловых большая се.мья. есть подворье. В редкие минуты отдыха глава семьи любит‘ поси­ деть с детьми, почитать газеты. На снимке: В, Ф Михайлов, Фото Б. Лыкова. В о з р о ж д е н и е народных традиций Работники культуры приз­ ваны нести ЛЮДЯ 1 М радость, идеалы красоты, добра и спра­ ведливости. Особенно это ва­ жно именно сегодня, когда возрождение духовности и ку- .льтуры становится важнейши.м ус.ловием деятельности учреж­ дений культуры. С первого января 1991 го­ да в связи с переходом на но­ вые условия ра(^ты при отде­ ле культуры райисполкома был создан районный методический центр, основными задачами ьюторого являются: содейст­ вие развитию народного твор­ чества во всем его многооб­ разии. придание е.му са.мобыт ностн, восприимчивости к ме- стньш народным традициям, оказание методической помо­ щи, >хлуг всем, кто занима­ ется любительским искусством, организация различных меро­ приятий, культурного обслу­ живания отдаленных деревень. Девиз оаботы культпросвет- учреждений — «Возрождая народные традиции». Эта идея- задача стала фундаменто.м всех .мероприятий, проходящих в учреждениях "к>'льтуры. И не случайно, О.мотреть в завт­ ра надо, не забывая о прош­ лом: как не бывает дерева без ■корней, так не может быть и буд\'щего без истории 10 ’ль- туры, нарЬдньцх традиций, обычаев и обрядов Пока жи­ во и передается от поколения к поколению это богатство, жи­ вут общество, народ, человек. Одной из попыток верн\'ть- ся к народным истокам, вьгя- внтц талантливььч исполните­ лей н мастеров народного тво­ рчества можно назвать район­ ный фестиваль народного твор­ чества «Ты, Россия. — и сердце, н песня моя!» и.мени засл^'женного деятеля культу­ ры РСФСР А. П. Мнсткжова. Его продолжением были рай­ онный праздник --гЛето крас­ ное, звонче пой!», праздники русской гармони, русской пес­ ий. праздники сел. Было проведено' и несколь­ ко совещаний н семинаров, целью которых бы.ла выработ­ ка рекомендаций, оказание кульипросветработникам прак­ тической помощи в работе с фольклорными коллективами, в проведении нарюдных праздни­ ков. Так, например, на прохо. днвше.м недавно семинаре «Р^'с- скне народные празднества» специалисты областного цент­ ра народного творчества В. Б. Стебенева и И. П. Чурсина да ли рекомендации работннка.м наших культпросвет 5 -чреждений по проведению святочных ве­ черов с гаданиями, колядова­ ний, встречи «старого» Ново­ го года на основе .местных тра- ДШЦ 1 Й и обычаев, с участне.м фольклорных коллективов. Раньше учреждения культу­ ры проводили праздник «Про­ водов русской зшмы». А с 1991 года все-таки решили празд­ новать исконно русскую .мас­ леницу — с блинами. ката нне.м на лошадях, изготовле­ нием и сжиганием чучела, как это велось на Рх'си исстари. Не.мало интересных празд­ ников работники культуры мо­ гут найти и в весеннем кален- дарно-м цикле Напршмер. верб­ ное воскресенье, которое от- -мечается за неделю до Пасхи, Верба первая из деревьев по­ крывается почками, первая оповещает людей о приходе весны с ее радостями и в а х ­ тами Люди верили, что, каса­ ясь дерева, они вбирают в се­ бя его силу }1 жизнестойкость. И 1 менно ПОЭТО.МЛ' перед пер­ вым выгоном скота на пастби­ ще хозяева дотрагивались верб­ ной веткой до своих живот­ ных, чтобы принесли они хо­ роший приплод н напоили мо­ локом крестьянские семьи. Из поколения в поколение передавались и др^тие народ­ ные праздш 1 ки и (Лряды Мно­ гие из них еще живы в памя­ ти пожилых людей, как бы на­ ходятся в пассиве. Перевести это наследие в актив — зада­ ча. которая стоит сегодня пе­ ред кажд №1 клубным работ- ниь-ом. Задача непростая, но очень важная. А отдыхать на­ ши предки умели: какой бы трудной ни была их жизнь, празднестаа русской деревни всегда отлича.тась неподдельг' НЫ.М весельем, удалью, вселя­ ли надежду на лучшую жизнь. Начатая культпросветработ- ника.ми района работа по воз- рождению народных традиций, праздников и обрядов ставит перед собой ту же цель. Р. БУЧНЕВА заведующая районным методических! центром. ЗАОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ Каждый ребенок— личность Стоит ли доказывать, что никакими новаторскими идея­ ми нельзя оправдать искале­ ченные детские судьбы. И хо­ тя все мы вроде понимаем это. но поиски обучения, воспита­ ния школьников по-прежнему связаны с благополучны.ми 5 -ча- щи.чися Дети с отклонения­ ми в поведении, нравственном развитии как-то незаметно ухо­ дят на второй план, хотя раз­ ных рекомендаций, советов, со­ вещаний по усилению работы с ними вполне достаточно. Почелху и как начинается деформация личности? Пред­ посылки педагогической запу­ щенности возникают, как пра­ вило. в дошкольный период. У ребенка слабо развиваются речь, внимание, элюциональ- ная устойчивость н другие ин днвндуально-психологпче с к и е качества, необходимые для нормального общения с окру- жающи-мн людьми. Отсутствие их мешает е.му играть на рав­ ных со сверстниками, пони­ мать требования взрослых, со­ блюдать элементарные прави­ ла поведения. Малыш плохо подготовлен к школе, не умеет читать, считать, рисовать, за- по.мннать Ясно, что это не его вина а се.мьи н дошколь­ ного учреждения. II вот такой ребенок попа­ дает в школу. С первых же дней учебы жизнь для него становится нерадостной. Учит­ ся он хуже других детей, вес­ ти себя соответственно не у.ме- ет. Постоянно пол>-чает заме­ чания учителя, упреки в шко­ ле. и дома Постепенно фор- -мируется боязнь школы, ощу­ щение ТОГС 1 , что он хуже дру­ гих. А чтобы обратить на се­ бя внн.маиие, доказать, что он тоже .тичность, .младший шко­ льник начинает нарушать дис­ циплину, бегает на переменах, задирается, срх-бит. Бывает и наоборот: зах 1 ыкается в себе, не желает делать домашнее задание, пропускает уроки. Упреки, наказания, двойки .эф­ фекта в тако.м случае не да­ ют. Они. наоборот, стимулиру­ ют негативное отношение к нор.ма.м и правила.м жизни класса, развивают страх пе­ ред учителем, отвращение к учебе в цело.м Возникают от­ рицательные тенденции в по­ ведении, Так начинается вто­ рая стадия педагогической за­ пущенности. Ех;лн воспитательная пози­ ция школы и семьи окажется несостоятельной, то в пятых— шестых классах начнутся уже серьезные отклонения, хотя факторы появления их дру­ гие. Для младшего подростка \"чеба \"же не играет такого значения, как в начальных классах, Е1мт,- важно утвер­ диться в той роли, на которую он претендует в коллективе школьников и в которой аму легче раскрыть, проявить свой способности Если нет успеха, в учебе, он обращается к спор­ ту. к художественной са.моде- ятельностн. у него .может по­ явиться масса различных ув­ лечений. Сейчас для него глав­ ное даже не успех, а призна­ ние его окружающими. Если его постигла неудача, он мо­ жет пойти по пути са.моутвер- ждения («вожак», «неподдаю- щийся», «классный шут» и т. д.). Такой способ салю^твержде-: ния. вполне понятно, встречает неприязнь у педагогов. Да и да­ леко не все сверстники его признают. .Л это может сформировать у него негатив­ ное отношение не только к но(рмам поведения в классе, но и к общепризнаннььм тре­ бованиям. к нормам морали. Если у .младшего школьни­ ка проступки были непредна­ меренны, он не столько осозна­ вал сколько переж-нвал. то у младшего подростка наруше­ ния правил могут быть и пред­ намеренными, осознанны.ми. Он .может их оправдать, не пере­ живать за их последствия. И тогда наступает третья стадия педагогической запущен­ ности — отрицательные тен­ денции не только в поведе­ нии, но и в нравственном раз­ витии. Если этот процесс не остановить, то в старшем под- ростково.м возрасте он может привести к асоциальной на­ правленности личности, связан­ ной с антиобщественны.мн иро- ст}Л]ьф.хш и даже преступле- ния.ми. Трудности в воспитании не возникают вдр>т. неожиданно и, как принято считать, толь­ ко в подростьово.м воврасте. Их причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка. У растущего челове­ ка в силу законов развития постоянно появляется что-то но­ вое: хорошее или плохое, же­ лаемое или нежелательное, по­ ложительное или отрицатель­ ное. Он познает .мир. не толь­ ко восприни-мая все полезное, что было создано до него, но и совершая ошибки и преодо­ левая нх. Поэто.му так важно дать жизнь все.му положитель­ ному в ребенке, укрепить его. замедлить начало любого не­ благополучия в поведении, пре- д>л 1 редить его. Все это далеко не просто и требует от роди­ телей, педагогов обширных знаний в области психологии, огромных нервных и физичес­ ких усилий, колоссального тру­ да ума и сердца Любить ребенка — это ес­ тественно и легко. Гораздо труднее проявлять постоянное заботливое внимание к разви­ тию растущего человека, на­ правлять его. анализировать его поступки н действия да вать нм оценку, предвидеть по­ следствия своих действий и слов. По разны.м причинам возникают эти трудности: ре­ бенок заболел - - отстал в раз­ витии. избаловали стал непо­ слушным. не научили учиться “ появились двойки. Родители страшатся всего негативного и яростно его ло­ мают. Но ребенок не враг, с который! надо бороться. Он союзник в деле совершенство­ вания его характера и способ­ ностей, Поэтому научиться с.чотреть огйгн.мистично. спо­ койно на то нежелательное, что временай 1 и появляется в поведении детей, — важное ус ловие эффективности воспита­ ния. Воспитание — творчество взрослых, В основе его лежит наука — возрастная и детская психология. В. А. Сухомлин- ский считал, что у ребенка с детства должна быть воспита­ на способность к восприятию воли родителей и педагогов. Тогда он бывает внутренне подготовлен к педагогическо­ му влиянию Эта способность адекватно усваивать нравст­ венные требования назьшает- ся воспитуемостью. Невоспи- туемый человек глух к слову, призыву, убеждению, настав-' лению, совету. Но абсолютно нцвоопнтуе- мых детей нет. Ведь человек обладает .механизмо.м реакции на все внешние воздействия, в то-м числе и на педагогичес­ кие. Нет плохих, иеиспраЫГ мых детей, есть трудные су­ дьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомы­ слие, а порой и жестокость Трудновоспнтуе.мость является следствием онределенных внеш­ них причин и внутренних пред­ посылок. И тем не менее она подвластна совместны.м усили- я.м родителей и педагогов. Отклонения в поведении де­ тей - - следствие пробелов в их нравственном развитии. Механизм образования таких отклонений сложен. Он порож­ ден такмми ош] 1 бка.м|| в вое питании, как чрез.мерная опе­ ка, ограничение, еп) самостоя- телыюстн. недостаточное вни­ мание к физическому и интел­ лектуальному развитию Непо­ средствен но связано с трудно- восиптуе.мостьк) и такое каче­ ство, как .эгоистичность, ког да ребенок привык к тому, что все его требования, капри­ зы беспрекословно выполняют­ ся. 'Грудные дети, редким исключениел!. лживы, Причн ны возникновения лживости чаще связаны с семьей. Она появляется как следствие бо­ язни наказания, когда к ре­ бенку проявляют излишнюю требовательность, недоверие. Ре­ бенок умалчивает о плохой отмотке, утерянной вещи и т. д. Иногда он иЫ’Тается скрыть истину, придумав какую-либо версию или ссылаясь на злые на.мерення товарищей, придир­ чивость учителей. Основная причина, что есть трудные дети, кроется прежде всего в педагогических ошиб­ ках родителей. Одна из них заключается в том, что ре­ бенка с детства не приучают обслуживать себя и заботить ся о других Если у детей не воспитывать .заботливость, бес­ корыстие, у.мение жертвовать своими интересами, то у них фор.мнруется искаженное пред­ ставление о своих обязанно­ стях сначала в се.мье по отно­ шению к своим близким а за­ тем и к другим людям. Нам же, учителям, приходится, не жалея вре.мени и сил работать с .этими детьми, которых час­ то назьшают трудными, «-Цегких» детей не бывает. Эти слова говорят са.ми за се­ бя. Каждый ребенок — это личность, человек, у него есть свое « я » Хорошее н плохое доброе и Злое. И вовремя все это распознать, помочь ребен ку стать лучше, добрее, чи­ ще — наша с вами, родители, каждодневная забота". Не всег* да с>-меем помочь всем, но об­ ратить внимание каждого ре­ бенка на себя, по.мочь е.му взглянуть на себя со стороны, постараться исправить плохие черты характера — все это в .меру сил мы должны сделать Н, МОСКАЛЕВА, учительница математики средней школы ^9 42 и.мени Л. Н Толстого. Так просты заморские чудеса к старой аксно.ме, что все гениальное просто, добавлю: и дешево. А убедили меня в этом многаметровые белоснеж. ные гсигары»,) ровнььми ря> дами вытянувшиеся на току опытно-производственного хо­ зяйства «Сосновское» Сибир. ской машинно-испытательной станции (СибМИС). В проч­ ных непрон 1 щаемых для све­ та и воздуха полиэтиленовых рукавах сегодня хранятся сот- Ни тонн фуражного зерна и зеленых кормов, качество ко­ торых и через два месяца по­ сле закладки — высочайшее. — Испытания технологии известной канадской фирмы «Агрипак: проходят не толь­ ко в Омской области. — го­ ворит директор СибМИС А. Шеин. — Среди преимуществ новинки относительная де­ шевизна. возможность разме­ щения хранилищ в любом удоб- но.м месте, .многократность ис­ пользования. надежность. С.мысл — в полной изоляции кор.мов от кислорода, в .механизации загрузь-и и выгрузки не толь­ ко канадской, но и отечествен­ ной техникой, У нас. к приме­ ру. .хранится фураж 29-про­ центной влажности и даже не нагревается. Окончательный ре­ зультат будет известен в ап­ реле—мае, но и сегодня мы уверены — дело стоящее А. ПЕТРОВ корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz