Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА » 12 денабря 1991 г. * № 148 (7423) * 2 - Я 'Ч\ -к--? г;:*?!; % ■| р ^ -л;; -У ". гМ':^*. Виктор Федорович Михайлов несколько лет назад приехал в Знаменку, начал работать в совхозе. На молочнотоварной ферме Центрального отделения ухаживал за скотом. В ны нешнем году предложили перейти на трактор. Согласился, ведь в селе человек, овладевший техникой, обязан работать на не1|. Но теперь опять возникла необходимость пойти на фср.му. — Надо, значит, надо. — сказал Виктор «Федорович. Дел .много и дома, ведь у Михайловых большая се.мья. есть подворье. В редкие минуты отдыха глава семьи любит‘ поси деть с детьми, почитать газеты. На снимке: В, Ф Михайлов, Фото Б. Лыкова. В о з р о ж д е н и е народных традиций Работники культуры приз ваны нести ЛЮДЯ 1 М радость, идеалы красоты, добра и спра ведливости. Особенно это ва жно именно сегодня, когда возрождение духовности и ку- .льтуры становится важнейши.м ус.ловием деятельности учреж дений культуры. С первого января 1991 го да в связи с переходом на но вые условия ра(^ты при отде ле культуры райисполкома был создан районный методический центр, основными задачами ьюторого являются: содейст вие развитию народного твор чества во всем его многооб разии. придание е.му са.мобыт ностн, восприимчивости к ме- стньш народным традициям, оказание методической помо щи, >хлуг всем, кто занима ется любительским искусством, организация различных меро приятий, культурного обслу живания отдаленных деревень. Девиз оаботы культпросвет- учреждений — «Возрождая народные традиции». Эта идея- задача стала фундаменто.м всех .мероприятий, проходящих в учреждениях "к>'льтуры. И не случайно, О.мотреть в завт ра надо, не забывая о прош лом: как не бывает дерева без ■корней, так не может быть и буд\'щего без истории 10 ’ль- туры, нарЬдньцх традиций, обычаев и обрядов Пока жи во и передается от поколения к поколению это богатство, жи вут общество, народ, человек. Одной из попыток верн\'ть- ся к народным истокам, вьгя- внтц талантливььч исполните лей н мастеров народного тво рчества можно назвать район ный фестиваль народного твор чества «Ты, Россия. — и сердце, н песня моя!» и.мени засл^'женного деятеля культу ры РСФСР А. П. Мнсткжова. Его продолжением были рай онный праздник --гЛето крас ное, звонче пой!», праздники русской гармони, русской пес ий. праздники сел. Было проведено' и несколь ко совещаний н семинаров, целью которых бы.ла выработ ка рекомендаций, оказание кульипросветработникам прак тической помощи в работе с фольклорными коллективами, в проведении нарюдных праздни ков. Так, например, на прохо. днвше.м недавно семинаре «Р^'с- скне народные празднества» специалисты областного цент ра народного творчества В. Б. Стебенева и И. П. Чурсина да ли рекомендации работннка.м наших культпросвет 5 -чреждений по проведению святочных ве черов с гаданиями, колядова ний, встречи «старого» Ново го года на основе .местных тра- ДШЦ 1 Й и обычаев, с участне.м фольклорных коллективов. Раньше учреждения культу ры проводили праздник «Про водов русской зшмы». А с 1991 года все-таки решили празд новать исконно русскую .мас леницу — с блинами. ката нне.м на лошадях, изготовле нием и сжиганием чучела, как это велось на Рх'си исстари. Не.мало интересных празд ников работники культуры мо гут найти и в весеннем кален- дарно-м цикле Напршмер. верб ное воскресенье, которое от- -мечается за неделю до Пасхи, Верба первая из деревьев по крывается почками, первая оповещает людей о приходе весны с ее радостями и в а х тами Люди верили, что, каса ясь дерева, они вбирают в се бя его силу }1 жизнестойкость. И 1 менно ПОЭТО.МЛ' перед пер вым выгоном скота на пастби ще хозяева дотрагивались верб ной веткой до своих живот ных, чтобы принесли они хо роший приплод н напоили мо локом крестьянские семьи. Из поколения в поколение передавались и др^тие народ ные праздш 1 ки и (Лряды Мно гие из них еще живы в памя ти пожилых людей, как бы на ходятся в пассиве. Перевести это наследие в актив — зада ча. которая стоит сегодня пе ред кажд №1 клубным работ- ниь-ом. Задача непростая, но очень важная. А отдыхать на ши предки умели: какой бы трудной ни была их жизнь, празднестаа русской деревни всегда отлича.тась неподдельг' НЫ.М весельем, удалью, вселя ли надежду на лучшую жизнь. Начатая культпросветработ- ника.ми района работа по воз- рождению народных традиций, праздников и обрядов ставит перед собой ту же цель. Р. БУЧНЕВА заведующая районным методических! центром. ЗАОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ Каждый ребенок— личность Стоит ли доказывать, что никакими новаторскими идея ми нельзя оправдать искале ченные детские судьбы. И хо тя все мы вроде понимаем это. но поиски обучения, воспита ния школьников по-прежнему связаны с благополучны.ми 5 -ча- щи.чися Дети с отклонения ми в поведении, нравственном развитии как-то незаметно ухо дят на второй план, хотя раз ных рекомендаций, советов, со вещаний по усилению работы с ними вполне достаточно. Почелху и как начинается деформация личности? Пред посылки педагогической запу щенности возникают, как пра вило. в дошкольный период. У ребенка слабо развиваются речь, внимание, элюциональ- ная устойчивость н другие ин днвндуально-психологпче с к и е качества, необходимые для нормального общения с окру- жающи-мн людьми. Отсутствие их мешает е.му играть на рав ных со сверстниками, пони мать требования взрослых, со блюдать элементарные прави ла поведения. Малыш плохо подготовлен к школе, не умеет читать, считать, рисовать, за- по.мннать Ясно, что это не его вина а се.мьи н дошколь ного учреждения. II вот такой ребенок попа дает в школу. С первых же дней учебы жизнь для него становится нерадостной. Учит ся он хуже других детей, вес ти себя соответственно не у.ме- ет. Постоянно пол>-чает заме чания учителя, упреки в шко ле. и дома Постепенно фор- -мируется боязнь школы, ощу щение ТОГС 1 , что он хуже дру гих. А чтобы обратить на се бя внн.маиие, доказать, что он тоже .тичность, .младший шко льник начинает нарушать дис циплину, бегает на переменах, задирается, срх-бит. Бывает и наоборот: зах 1 ыкается в себе, не желает делать домашнее задание, пропускает уроки. Упреки, наказания, двойки .эф фекта в тако.м случае не да ют. Они. наоборот, стимулиру ют негативное отношение к нор.ма.м и правила.м жизни класса, развивают страх пе ред учителем, отвращение к учебе в цело.м Возникают от рицательные тенденции в по ведении, Так начинается вто рая стадия педагогической за пущенности. Ех;лн воспитательная пози ция школы и семьи окажется несостоятельной, то в пятых— шестых классах начнутся уже серьезные отклонения, хотя факторы появления их дру гие. Для младшего подростка \"чеба \"же не играет такого значения, как в начальных классах, Е1мт,- важно утвер диться в той роли, на которую он претендует в коллективе школьников и в которой аму легче раскрыть, проявить свой способности Если нет успеха, в учебе, он обращается к спор ту. к художественной са.моде- ятельностн. у него .может по явиться масса различных ув лечений. Сейчас для него глав ное даже не успех, а призна ние его окружающими. Если его постигла неудача, он мо жет пойти по пути са.моутвер- ждения («вожак», «неподдаю- щийся», «классный шут» и т. д.). Такой способ салю^твержде-: ния. вполне понятно, встречает неприязнь у педагогов. Да и да леко не все сверстники его признают. .Л это может сформировать у него негатив ное отношение не только к но(рмам поведения в классе, но и к общепризнаннььм тре бованиям. к нормам морали. Если у .младшего школьни ка проступки были непредна меренны, он не столько осозна вал сколько переж-нвал. то у младшего подростка наруше ния правил могут быть и пред намеренными, осознанны.ми. Он .может их оправдать, не пере живать за их последствия. И тогда наступает третья стадия педагогической запущен ности — отрицательные тен денции не только в поведе нии, но и в нравственном раз витии. Если этот процесс не остановить, то в старшем под- ростково.м возрасте он может привести к асоциальной на правленности личности, связан ной с антиобщественны.мн иро- ст}Л]ьф.хш и даже преступле- ния.ми. Трудности в воспитании не возникают вдр>т. неожиданно и, как принято считать, толь ко в подростьово.м воврасте. Их причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка. У растущего челове ка в силу законов развития постоянно появляется что-то но вое: хорошее или плохое, же лаемое или нежелательное, по ложительное или отрицатель ное. Он познает .мир. не толь ко восприни-мая все полезное, что было создано до него, но и совершая ошибки и преодо левая нх. Поэто.му так важно дать жизнь все.му положитель ному в ребенке, укрепить его. замедлить начало любого не благополучия в поведении, пре- д>л 1 редить его. Все это далеко не просто и требует от роди телей, педагогов обширных знаний в области психологии, огромных нервных и физичес ких усилий, колоссального тру да ума и сердца Любить ребенка — это ес тественно и легко. Гораздо труднее проявлять постоянное заботливое внимание к разви тию растущего человека, на правлять его. анализировать его поступки н действия да вать нм оценку, предвидеть по следствия своих действий и слов. По разны.м причинам возникают эти трудности: ре бенок заболел - - отстал в раз витии. избаловали стал непо слушным. не научили учиться “ появились двойки. Родители страшатся всего негативного и яростно его ло мают. Но ребенок не враг, с который! надо бороться. Он союзник в деле совершенство вания его характера и способ ностей, Поэтому научиться с.чотреть огйгн.мистично. спо койно на то нежелательное, что временай 1 и появляется в поведении детей, — важное ус ловие эффективности воспита ния. Воспитание — творчество взрослых, В основе его лежит наука — возрастная и детская психология. В. А. Сухомлин- ский считал, что у ребенка с детства должна быть воспита на способность к восприятию воли родителей и педагогов. Тогда он бывает внутренне подготовлен к педагогическо му влиянию Эта способность адекватно усваивать нравст венные требования назьшает- ся воспитуемостью. Невоспи- туемый человек глух к слову, призыву, убеждению, настав-' лению, совету. Но абсолютно нцвоопнтуе- мых детей нет. Ведь человек обладает .механизмо.м реакции на все внешние воздействия, в то-м числе и на педагогичес кие. Нет плохих, иеиспраЫГ мых детей, есть трудные су дьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомы слие, а порой и жестокость Трудновоспнтуе.мость является следствием онределенных внеш них причин и внутренних пред посылок. И тем не менее она подвластна совместны.м усили- я.м родителей и педагогов. Отклонения в поведении де тей - - следствие пробелов в их нравственном развитии. Механизм образования таких отклонений сложен. Он порож ден такмми ош] 1 бка.м|| в вое питании, как чрез.мерная опе ка, ограничение, еп) самостоя- телыюстн. недостаточное вни мание к физическому и интел лектуальному развитию Непо средствен но связано с трудно- восиптуе.мостьк) и такое каче ство, как .эгоистичность, ког да ребенок привык к тому, что все его требования, капри зы беспрекословно выполняют ся. 'Грудные дети, редким исключениел!. лживы, Причн ны возникновения лживости чаще связаны с семьей. Она появляется как следствие бо язни наказания, когда к ре бенку проявляют излишнюю требовательность, недоверие. Ре бенок умалчивает о плохой отмотке, утерянной вещи и т. д. Иногда он иЫ’Тается скрыть истину, придумав какую-либо версию или ссылаясь на злые на.мерення товарищей, придир чивость учителей. Основная причина, что есть трудные дети, кроется прежде всего в педагогических ошиб ках родителей. Одна из них заключается в том, что ре бенка с детства не приучают обслуживать себя и заботить ся о других Если у детей не воспитывать .заботливость, бес корыстие, у.мение жертвовать своими интересами, то у них фор.мнруется искаженное пред ставление о своих обязанно стях сначала в се.мье по отно шению к своим близким а за тем и к другим людям. Нам же, учителям, приходится, не жалея вре.мени и сил работать с .этими детьми, которых час то назьшают трудными, «-Цегких» детей не бывает. Эти слова говорят са.ми за се бя. Каждый ребенок — это личность, человек, у него есть свое « я » Хорошее н плохое доброе и Злое. И вовремя все это распознать, помочь ребен ку стать лучше, добрее, чи ще — наша с вами, родители, каждодневная забота". Не всег* да с>-меем помочь всем, но об ратить внимание каждого ре бенка на себя, по.мочь е.му взглянуть на себя со стороны, постараться исправить плохие черты характера — все это в .меру сил мы должны сделать Н, МОСКАЛЕВА, учительница математики средней школы ^9 42 и.мени Л. Н Толстого. Так просты заморские чудеса к старой аксно.ме, что все гениальное просто, добавлю: и дешево. А убедили меня в этом многаметровые белоснеж. ные гсигары»,) ровнььми ря> дами вытянувшиеся на току опытно-производственного хо зяйства «Сосновское» Сибир. ской машинно-испытательной станции (СибМИС). В проч ных непрон 1 щаемых для све та и воздуха полиэтиленовых рукавах сегодня хранятся сот- Ни тонн фуражного зерна и зеленых кормов, качество ко торых и через два месяца по сле закладки — высочайшее. — Испытания технологии известной канадской фирмы «Агрипак: проходят не толь ко в Омской области. — го ворит директор СибМИС А. Шеин. — Среди преимуществ новинки относительная де шевизна. возможность разме щения хранилищ в любом удоб- но.м месте, .многократность ис пользования. надежность. С.мысл — в полной изоляции кор.мов от кислорода, в .механизации загрузь-и и выгрузки не толь ко канадской, но и отечествен ной техникой, У нас. к приме ру. .хранится фураж 29-про центной влажности и даже не нагревается. Окончательный ре зультат будет известен в ап реле—мае, но и сегодня мы уверены — дело стоящее А. ПЕТРОВ корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz