Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ И Л Ь И Ч А » 28 ноября 1991 г. * № 142 (7417) ЗАОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ Каким станет в будущем ны­ нешний школьник, зависит от многих факторов. Но решающи­ ми из них, несо.мненно, являют­ ся школа и семья. Их общими усилиями формируются высоко­ нравственные, общечеловечес­ кие достоинства в каждом из нас. Одни.м из важных аспектов воспитательной работы являет­ ся психологическое воспитание. Большой и откровенный разго­ вор на эту те.му состоялся в пе­ дагогическом коллективе сред­ ней школы .№ 42 имени Л. Н. Толстого. Фраг.менты из него мы публикуем на этой страни­ це. Надеемся, что он заинтере­ сует не только учителей, но и родителей, большинству из ко­ торых так не хватает знаний по психологии ребенка. П ри г лаш а ем к д а льн ейш ем у разговору на темы воспитания и педагогов, и родителей. КАК ОБЩАТЬСЯ С ПОДРОСТКАМИ Психологическая м о з а и к а в дни осенних каникул в подкатлективе средней школы № 42 имени Л, И. Толстого- состоялся проб.ле.инын се.минар на те.му: «Учет психологачес- кпх особенностей в щюцессе обучения и воспитания». М ы не зря затро) 1 ули эту те.му. В последнее время решение шко­ льных проблем все чаще упи­ рается в психологию. Кансдын ■учитель должен психологичес­ ки грамотно раэобратьс^) в той' ИЛ 1 И иной сит^’ацни, у.меть прог­ нозировать со'бы'тия на буду­ щее и. само-е главное, послё- дрвательно вести растущего человека по ступенькам взрос­ ления, .мужания, совершенства. А. для решения этой задачи нам иеобходи.мо ввести в прал-с- тику психотигаеиу общения, научить спкюобам такого об­ щения, безвредньш для психи­ ческого здо;х)вья людей. Эти­ ми знаниями и методами долж­ ны владеть и родители. Может лн человек в состо­ янии обиды, гнева, раздраже­ ния что-н 1 гбудь' созидать, де­ лать добро? Нет. Ему хочет­ ся что то отбросить, швы-рнуть, ..сломать, разрушить^ чтобы 'дать выход своему отрицатель- но.му эыоЦПюнальному напря­ жению. В общении он «сры­ вает зло» на первом попав- шо.мся, распространяя его (зло) вокруг себя, заражая и.м окро- жающнх. Взрослые ошибаются, пола­ гая, что их .■«юциональная рас­ поясанность не отражается на детях. Даже эпизодичеокне п)роя'Влеш1л а()х(>екгг11нной на- и-ряноенности у взрослых сни­ жают уровень живнедеятел.ь- ности у детей- При этом дети усваивают те (}5рр.мы поведе­ ния, кото^гые праобладануг в Их окружении и оставляют на- ибазьший след в памяти. Там. пде сканда.ты н.меют хрониче- СКИ 11 характер, у большинст­ ва детей снижается псн.хичес- кая выносливость, а у некото- р1ых развивается змоцноналы- ная тупость и снижается ин­ теллектуальный потенциал. Все.м известно, насколько лег­ че испортить человеку' хоро шее настроение, чем восстано­ вить'. его. Человек. который живет с недобрым чувством, рано или поздно неизбежно расплачивается за это, и чаще всего благополучие.м своих же детей: либо страдает их фи­ зическое здоро-вье. либо чаще — исрвиопснхинеское. Дети легко воспрнни.мают наши от­ ношения 1 к ссорам и с1<андалам, И к .миру — тоже. Войну .мо­ жет победить только отк-аз от войны. Нужно учить детей от­ казываться от ссор и всячес­ ки их избегать. .А это достига­ ется прюжде всего силой при­ мера взрослых. Дети, как лравилок чувст­ вуют и силу, и слабость. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения стар­ ших. воамущешые ш..крик 1 Ч. драматиэировашгые .монологи и угрозы — все это принижает взр<гслых в восприятии детей, делает их непрнятны.мн. но ни­ ка!; не сильными. Ничто так не передает ощу щение силы .личности, как не- возмучимое спокойствие,, дру- жеЛ1С1бие. Прав-илыпоц повед^ ние ребенка моялю вызвать только правнльны.м своим по- веденне.м. Спокойствие и вы­ держка — са.мый надекньо! 1ИЙТ для нашего нормальноп' самочувствия -и человеческого доотои'нства. .4 корректное п уважительйое аеращеяие с детьми — это как раз те «ле­ са», которые охраняют и вы­ прямляют их психику. Есть люди с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт н |не могут' остаиовитЫся- Нм труднее, чем другим, развить в себе салюкоятроль. Н все-таки можно по.вл:иять На каждьп! характер. Если че­ ловеку постоянно указывать на отргщательные стороны его ха рактера. попрекать ими — это только по 1 меша€т развитию са­ моконтроля. .Пншнее напомина­ ние Об этом обычно вызывает и провоцирует их проявление — такова сила слова. Заслу­ га не в том, чтобы вывести человека из себя, а в том, что­ бы помочь е.му обрести чувст­ ва самообладания и увая;ення к себе. Педагоги и родители долж­ ны знать, что происходит в душе ребенка, научиться «ви­ деть душу в его глазах», что­ бы ие допустить ни единого болезненного прикосновения к ранимо& 1 у детскому' сердцуу Значит, для того, чтобы не­ уравновешенные и сксюнкые к конфликта.м люди проявля­ ли се^ более благоприятным образо.м. с шгми следует об­ ращаться корректно. со СПО­ КОЙНОЙ б.лагожелательностью. с вы])ажение.м .миролюбивой, но убедительной силы. Г. П Р О Х О Р О В А , завуч школы. Учительская этика «Грандиозные задачи конца ш.1нешнсго и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Вся Воспитательная ра­ бота должна строиться на осно­ ве неразрывного единства зна­ ний. убеждения и де11ствия сло­ ва и дела. Очень важно с ранних лет воспитывать у лете!'! коллекти­ визм. трсбовател 1 >иость к себе, честность I правдивость, добро­ ту и принципиальность, стой­ кость и мужество характера-'. Эти слова из основных нап- равленир! реформы общеобразо- вательно!! и профессионально!! школы, я думаю, весь.ма акту­ альны. ...Ребенок стал школьником. Это событие имеет огро.мное значение как для него са.мого, так и для его родителей. Учитель запи.мает ,н этот пе­ риод особое место в жизни шко­ льников. Ои олицетворяет для них все то ношю, важное, серь­ езное, что вошло и их жизнь с поступлением в школу. Млад­ шим школьникам, а особенно пержжлассника.м сво 1 ютввн»о стре.мление подражать тем. кто для них является авто])птетом. Ц. в первую очередь - учите­ лю. Поэтому отношение учите­ ля к каждому из детей перени- .мается са.ми.мм шнатьннками. С первых дне!! в школе ста­ раюсь развивать у детей уваже­ ние друг к другу. Помогают же в этом .мне (ШИ сами. После уроков, оставшись в классе и играя в школу, они повторяют фразы, слова, сказанные .мною на уроке. Подражательность проявля­ ется и в то.м. что дети стара­ ются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в при .мер учитель. Вот они слышат: Вася молодец, он дал ка­ рандаш Тане, так как ее каран­ даш с.!ома. 1 ся. После таких слов мноше де­ ти начинают предлагать каран­ даши тем ребята.м, у которых их нет, хотя перед сказанным у них ие было такого желания. Пос.мотрите, - товорнт ^чI!те.!ь, - как пря.мо сидит Руслан, ~ и в считанные се­ кунды все дети сидят пря.мо. Стараюсь как .можно .меньше ,читать нотаций, а приучаю ре- *^бят самих следить ;ш своим ио- веденпе.м. Часто ходи.м с ребята.мн на экскурсии, в музей, в картин ную галерею, Дом пионеров, посещаем кинофильмы. Часты­ ми гостями бывае.м в библиоте­ ке. Никогда не одергивала ребят, не повышала голоса, но кажд!>!й проступок разбирался в клас­ се, искала другие варианты ре­ шения спорете на основе добрых отношений. Дети са.ми указы­ вали на [эебят. которые мешали и.м слушать, подводили свою октябрятскую звездочку, класс. С первых дней г. школе ста­ раюсь. чтобы каждо.му ребен­ ку был<! уютно в свое.м классе, в своей школе, чтобы были доб­ рожелательными отношения меж ду учениками, чтобы каждый ребенок шел в школу с 1 >адос- тыо. научить их можно толь­ ко своим при.мером. Поддержка учителя нужна не только слаоым ^меника-м. Когда я замечаю в его учебе и поведении хотя бы .малейшее из- •мененне в .лучшую сторону, то стараюсь похвалить его, что у него тож'е получается. Но под­ держка учителя нужна и силь­ ным ученикам. Бес.малеева Та­ ня три года у меня была отлич­ ницей Стоит ей один раз онш- бт!ться, начинает ошибаться весь урок. Теряется. И только доброе слово, ласковая улыб­ ка может вернуть ей работо­ способность. Никонова Юля — очень скро- .мная. застенчивая девочка, ни­ как не могла привыкнуть к присутствуюши.м на уроке. Мно­ го пришлось с не(| поработать, чтобы она изжила из себя .эту боязнь. Много приходится работать и с родителя.ми. Мне. как учите­ лю, приятно слышать и от де­ тей. н от родителей, что дети никак не дождутся, когда прой­ дут выходные дни. чтобы сно­ ва пойти в школу. Значит, они полюбили школу, свой класс. Считаю, что в это.м есть и моя заслуга, пусть даже .маленькая. Сейчас у меня снова первый класс. Из 26 человек 8 чело­ век живут в неполных се.чьях но разны.м причинам, у троих из них нет мам. Старакюь, что­ бы они не чувствояадн этого. Стремлюсь, чтобы .эти дети по- лхмали в шк< 1 ле так недсягтаю- щ\'ю им доброту, теплоту н уча­ стие -Хотелось бы закончить сло- ва.ми: «Все доброе на зехгле-- от солнца, все хорошее — от человека -. Я не знаю, кто ска­ зал эти слова, но думаю, что сказал их добрый человек.. Т. КОЧЕТОВА, \"чнтельннца начальных классов. 1 Г 1 яюл<$иы общения .между’ уч 1 итатя.ми п учащидшся в 1 юд- р.ютэсово.м возрасте об(Хзтря- К.ТСЯ необычно. Отношеыня .мо­ гут сущест1«31!ио нсиортиться. даже если до э 1 х>по они были Ш1о;шё благогк)лучным и. Отчего так ироис.ходит? Са­ ми ушгтеля и учащиеся объя­ сняют это по-разному. Учащи­ еся от.мечают отс\тствие кон­ такта. общего языка в отно­ шениях с учнтеля.ми, неспра­ ведливость предъявляемых к ви-м требований, оценок зна­ ний. Многие учителя, по .мне­ нию р(з1бят. вспылжчзшы. шн сдержаргеы в выражеигпях, прсхявляют по о(гношеник) к ним грубость и бестактность. Педагоги, якобы, не знают н не пони.мают учеников, не ин­ тересуются пх внутренние! .ми ром, забота.ми и переживани- я.мн, не учитывают индивиду­ альных и возрастных особен­ ностей. В ходу у них и довод о н€об’ье.к.тивности ушителой, которые одних постоянно хва­ лят. а других столь же по­ стоянно ругают, даже если ученик .меняется в лучшую сторону. С точки зрения уча­ щихся педагогически правиль­ ному процессу обучения ме­ шают недоверие к ним, авто­ ритарные .методы воздействия, расхождение между слово-м и дело.м. Ну, а что ду.мают учителя? Большая их часть свела труд­ ности в общении с учащими­ ся в подростковый период. к труди 0 СТЯ 1 Д 1 в решении дидакти- ческ|их задач (({)арл 1 Ирован!ге интереса к предмету, развитие мышления. памяти. воли и т. д.), в организации этого общения, Г1/1>ичем1 'Нкж<ото,р|ые иатагают. что виноваты ис­ ключительно сами школьники, которые щюя'влякя грубость! черствость, а порой дерзость и .хамство. С 12— 14 лет в развитии ребят иас-тупает переламный мо.мент. известный в психо.то- п ш под название.м подростко­ вого кризиса. Внешне это про является в гру'бости и на(ро- читости их поведения, стрем­ лении постУ’пить напереиор требованиям взрсхстььх. в игно- рирювании :га.мечан 1 и 1 й. Под­ ростковый кризис является пи- ко.м пе. 1 >р-хо 1 ДН 01 го периода от детства к взрослости. Быва­ ют случат и беокриэисного развития ребенка. Это обычно п[Х)исходит тогда,’ когда вз])ос- лые чутко относятся к детяв! и при первых кризисных приз­ наках пе 1 Х?страивают свои от­ ношения таки 1 Л 1 об|>азом что­ бы подростки могли .удовлет­ ворить евгл! новые потреГяюс- ти. Но чаще внешнее спокой­ ствие является кажудщ!1мся, поскольку кризис может иро- исход!!ть в сглаэкенной ме или смещаться во вре.менн. Подростковый кризис отли­ чается еще и те.м. .что в ир('- цессе ИХ) протекаши! очон!. вано!ы.\ш <>ка.эв 1 ва,к 1 гся в;н>т- ренние факторы: запреты, ко­ торые !1»щ]ххя)ок накладь. 1 ваот на са.мого себя, привычки и черты характера, .мешающие е.му самоугу ос\чцествить же- лае.мое. Серьезщ» влиякя и внешиие уешовня. Усугубляют кризисные явления постоянный кшгтрскль со стороны взрос- лььх. зав»!С!!мость и опека, от которых подросток все.ми си­ лами стре.мнтся освободиться, чтобы принимать са.хюстоятель! нь 1 е решения и действовать по св()е.му уемотренню. Вдумаемся в такх'ю вот ис- ервесу, подростка; '«Со .мной цроис.ходит чтЪ-то "небыватое, я бешено расту, у .меня все метнется и .мнш'ое нежетяг т&тьно, неприятно, стыдно. Я этого не хочу. Я не иони.маю. поче.му часто так странно се­ бя чувствую, мне хочется то спрятаться и не жить., то ле­ тать, 'обянмать весь .мир. Хо­ чу примерить и ту роль, и эту, хочу испытать невероятное, хо­ чу проверить известное. ^■Iне ьта.яы Т)зуд 1 :ю<гги и ошибки. Я хочу сам делать свою судь­ бу, .хочу жить, как хочу, но сна­ чала я должен узнать, чего хочу», тЧ’т есть над чем по­ размыслить и педагогам, и чи­ тателям. 1\ризис связан в основном с воз'Ш!К 1 Нове 1 Н'Ие.м в этот пе­ риод нсеого уровня самссоз- иання, потребностью почувст­ вовать себя как личность, об- .'ш.дающую только ей прису­ щими качествами. Это порож­ дает у подростка стремление к са.хюутвер/кденик). Важно 1 ЮД черпнутьк что, анализируя овое поведение, подросток в 13— 1.6 лет Ь|(}|Ш 11 Яно отно­ сится 1 К <Л'р 1 !цательиым чер­ там своего хорактера. Но по­ скольку оп ие обладает еще дпстаточны.м у.мением прав 1 и- л ы ю анализировать свои лич. носпгпые проявлон!эд. то на .этой основе возможны конф­ ликты, Учителя I родители должны знать, что каждое стат- кнопепие или с,сс( 1 У 1 . ма>!адь5й удар по самолюбию подрост­ ка оставляет в его душе не­ зримые следы на всю ясизнь Баз соор, столкаювешйг, вза- И.М 1 ПОГО иедовольстна. конечно, ие о^)йт!Сь. В иеко'торых до­ зах оаш даже полезны. Боять­ ся надо другого — ниерции. с>’жения сознания. Сложность восшпательного процесса в этот период как раз I состоит к том. что ак­ цепт переносится на са.мовос- питашк, «оиТ'ролируелюе в са- .-мой ненавязчивой с{)орме. Чувство своей взрошости занимает одно из самых су­ щественных мест во внутрен­ ней иозиции тюдрсхггка. Впер­ вые во.зникшее в этом возра­ сте.. оно доставляет немало хлопот и неприятностей как учителям, так и родителя.м. Подросток лишь внешне копи­ рует взрослых, а и существен­ ных отношениях его жизнь по- П 1 эсжне,му 1 » 1 Х;тека 1 ет. кдк жизнь ребенка. О т(ш. насколько надо быть ОС'ПЯКУ/ШЫМ с ПОДРОСТ 1 Л 1 М в это время, свидетельств.ует т.а КОЙ пример. Учительница слу­ чайно увидела своего ученика- воС 1 Умик 1 лассипка с двночк’ой. да еще с сигаретой в руке. Рассказала' об этом родите­ ля.м, потребовав, чтобы были приняты са.мые серьезные ме­ ры. Те. следуя советам педа­ гога, устроили сыну го-юво- .мойку, да такую, что он ушел из дома. Более того, пошли в шк')лу и при всех оскорбили Д|'Ы>чку. О последствиях на­ несенной И.М 1 И травмы они не ’адл'^яывались. Чувства взрослости - зд о ­ ровое и цеыное в своей сх;но­ во. Его нужно не подавлять, а наоборот, стремиться всячески дщзнитъ. Как? Прежде всего Н(х>бх(х;и»ю в сыне (дочери), ученике видеть взрс 1 Слп(го че- ловс'Ка. Р^апмоотношенпя о Ц 1 Н.М надо постеп енно перест- |хп!ть. прнэна 1 В его права на относ1Ггельно большу'ю незави- С!!\и)сть и самостоятельность. Разумеется, в разумных пре­ делах. ГТолнеютыо устраниться от воспитания и конпфатя. естественно, никак нельзя. Но подростка и-адо освобождать от .мелочно;^ опеки нз.менение.м фор.м и методов своего конт- 'ро.тя. <хт навя.эчивого. наэой« ливого 1 >укоеодства, От взрос- л!ых требуется батьшая вии- .мат 1 елыиость, иаблкдательноеть и педагоппческий такт. И тог­ да тещростковый ютизис бу- д"т п(роте1чать 1 ноцыалЧУ 1 Ю и безболезненно. Н. Ш А Б А Н И Н А , уч 1 ггальн!нца матемапжи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz