Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» РАССКАЗЫ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАХ 31 января 1991 г, * № 13 (7288) * 2 Б Д И ТЕЛ Ь Н О СТ Ь Прошлогодняя рождествен ская ночь навсегда останется в памяти Юрия Николаевича Ку ликова. Такое кое у кого слу чается раз в жизни. ••■Пурга сопровождала поезд с самого отправления из Ельца. Сильный, порывистый ветер, повторяя каждую извилину же лезнодорожного пути, то с раз маху бил в лоб локомотива, то мощной волной накатывался сбоку на вагоны, точно силясь свалить их с рельсов. Прожек тор тепловоза еле пробивал впереди снежную круговерть. Ну точь-в-точь гоголевская ночь под Рождество. Такая бесовская погода даже днем усложняет работу локо мотивной бригады, а что каса ется ночи, то можно только предполагать, каково было ма шинисту Ю. Н. Куликову и его помощнику Н. Вертяеву. Когда позади остался разъезд Кол лективист, в мыслях Юрия Ни колаевича обнадеживающе про мелькнуло; «Ну, теперь, счи тай, дома». Сказывались часы изнури тельного напряжения, но он продолжал зорко всматриваться вперед, машинист был — весь внимание. И вдруг, когда поезд вписывался, как говорят локо мотивщики, в кривую пути, Юрий Николаевич! каким- 1 го, сверхзрением увидел по левой колее зияющий между стыка ми рельсов небольшой черный прогал. Определять, что, это. времени не было, Куликов сра зу же принял меры экстренно ного торможения. Пронзительно завизжали тормозные колодки, поезд хотя и резко сбавил ход, но до опасного места не оста новился. Уже после полной ос тановки .машинист и его помощ ник установили, что тот прогал проследовали тепловоз и два вагона и лишь первая колесная пара третьего вагона сошла с рельсов. Можно только представить себе, какая бы здесь произошла катастрофа с тяжеловесным со ставом, не заметь машинист во время грозящую беду, не пред прими ои самые э; 1 стренные меры. Все вагоны наверняка ушли бы под откос, а большой участок железнодорожного по лотна был бы основательно ис корежен. И участок Лев Тол стой — Елец был бы закрыт на продолжительное время, что тоже принесло бы значитель ный ущерб железной дороге. Вскоре к месту происшествия приехали заместитель началь ника локомотивного депо А. С. Антонов, руководители других служб железнодорожного узла. Ознакомившись на месте с об становкой, они по достоинству оценили, не побоимся громкого слова, подвиг машиниста Ю. Н. Куликова и искренне поблаго дарили его за принятые меры. Спустя немного времени, когда восстановительные работы шли к завершению, прибыл сюда и начальник отделения дороги Н. В. Бутко, О его оценке дей ствий машиниста убедительнее всего говорят слова, сказанные им Антонову: — Готовьте. Альберт Серге евич. представление к награж дению Куликова знаком «По четный железнодорожник». А через некоторое время эта награда засняла на груди Юрия Николаевича, Вот так высоко была отмечена бдительность Юрия Николаевича. Наверное, он один из самых молодых об ладателей этого престижного знака отличия на железнодо- рожно.м транспорте. Если верить в судьбу, то ' Юрию Николаевичу вроде бы на роду написаны вот такие эк стремальные ситуации. Бук вально за пять месяцев до это го случая, в самый День же лезнодорожника, он вел состав из того же Ельца, На перегоне Лу ТОШКИНО — Рождество заме тил разрыв накладок. Благо даря принятым экстренным ме рам неминуемая авария была тоже предотвращена. И это за каких-то неполных пять лет работы машинистом. -А. ведь не.мало тех, кто за всю долгую работу на локо.мотивах ни разу не оказывался в таких сложных переплетах. Е.му же за короткий срок пришлось ис пытать дважды. Случались у Ю. Н. Кулико ва «ЧП » и раньше. Но об этом ч^ть ниже. Хотя Ю. Н. 1;уликов и вы рос в нашем поселке, но тяги к профессии железнодорожни ка у него не появилось. Его больше манило своими руками давать готовую продукцию. Это н привело его в профтехучили. ще 27. которое готовило рабочих ведущих специальнос тей для Новолипецкого метал лургического комбината. С отличием окончив учили ще. получил право на внекон- ку^нсе поступление в полите хнический институт и успешно использовал его. Институтская учеба тоже шла успешно, но через два го да по действовавшему в то вре мя законодательству его приз вали в армию и направили в десантные войска. К слову ска зать. отец Юрия, Николай Ва сильевич, тоже был десантни ком. По душе пришлась ему ар мейская служба. Видимо, это уже природный задаток у че ловека; что бы ни поручали, где бы ни был, все делать на совесть, основательно и надеж но. Когда кончился срок дейс твительной службы. Ю. Н. Ку ликов поступил учиться в шко лу прапорщиков, по окончании которой был направлен в одну из десантных частей инструк тором по парашютному де-пу. С головой. как говорят, ушел он в полюбившееся ему дело. Не жалея ни сил, ни вре мени, ни знаний для обучения молодых солдат, готовил из них достойное пополнение де сантным войскам. Теперь Юрий Николаевич уже и сам не под считает, сколько прошло через его руки новобранцев. Но он-то, наверняка, остался у них в па мяти. Казалось, жизнь определилась, назшревался навсегда оставать ся в армии. Вот тогда, восемь с лишним лет назад, он впер вые и попал в чрезвычайное положеггае. Шли обычные учебные пры- нош. Вслед за солдатами прыг нул и ‘ сам инстр^жтор. Но с его парашютом что-то с.лучи- лось. Только высокое мастерс тво Ю. Н. Куликова. его хладнокровие, выдержка н уме ние найти выход в любой сло жной обстановке позволили из бежать трагического конца. Однако травмы он пол\шнл тяжелые. Долгие месяцы про лежал Б госпитале, перенес че тыре операции. О дальнейшей слу'жбе десантаико-м говорить уж не прн.холилось. Н вернулся Юрий Николае вич в рюдной поселок. Окончил курсы при цехе локомотивного депо, два года работал помощ ником машиниста тепловоза. Видя его прилежание к работе, исполнительность н добросо вестность. ружоводство цеха на правило его на годичные курсы машинистов. Вот таким сложным, крутк- ным путем пришел Ю. Н, Ку ликов на н;елезнодорожный транспорт. Своими примерны ми делами он прочно утвердил ся в коллективе локомотивщи. ков. Твердо осел он и в посел ке; имеет свой дом, у него хо рошая дружная се.мья, растут два сына.' с которыми он лю бит заниматься в свободное время. А что в жизни и по работе случаются неординарные ситу ации. так от этого шгеу'да не денешься. Надо только уметь находить правильный выход из них и смело преодолевать все сложные жизненные перипе тии И почетный железнодоро жник Ю. Н, Куликов именно так и поступает. С СЕСЛАВИНСКИЙ, Страны, континенты, горячие точки планеты-.. И хотя геогра фия, как школьный предмет, не изучает войны н социальные катаклизмы в мировом сооб ществе. но эти вопросы так или иначе возникают в процессе изучения географического по ложения той или иной страны. Учащиеся седьмого класса Лев-Толстовской средней шко лы живо интересуются сейчас конфликтом в Персидском за ливе. Где этот залив, где Ирак, захвативший Кувейт, какие страны ведут сейчас войну с Ираком? Все это в объемном виде можно рассмотреть на гло бусе, непременном спутнике школьников. На снимке; учительница гео графии Тамара Николаевна Власова ведет беседу с учащи мися 7 класса. Фото А. Гавриловой. Р езонанс Кому на руку бесхозяйственность к письму А. Н. Больных, опубликованному в газете «Путь Ильича» за 10 января' 1991 года, хочу добавить сле дующее. Наш район преиму щественно сельскохозяйствен ный. Однако непонятно, почему зачастую его возглавляют лю ди, не и.меющие сельскохозяй ственного образования. Не от’- сюда ли идут все беды? Пред ставьте, что бы получилось, ес ли бы уроки хилмии или физи ки в школе заставили вести зоотехника. Наоборот же слу чается очень часто. Какими ■мерка.ми руководствуются в об ласти, направляя в сельскохо зяйственный район руководи телей, не имеющих к сельско му хозяйству никакого отноше ния? Нахозяйничает такой ру ководитель. а потом «перебра сывают» его и, конечно, с повы- шение.м. Сколько их уже сме нилось в наше.м районе? А. И. Вольных спрашивает; где же были руководители во время уборки урожая? Может быть, на Вишенско.м пруду? В то время рыбхоз как раз отлав ливал там рыбу, а начальство любит находиться там, где можно че.м-то поживиться, где есть дефицитный товар. Ну по думаешь, что наносится вред природе действиями того же рыбхоза. О вреде никому ду мать не хочется. Главное — сиюминутная отдача. Те же самолеты над, полями. Сколько по этому поводу было разговоров! А они как лета ли, так и летают, хотя один час работы самолета сельхоз авиации стоит гораздо дороже наземной сельскохозяйственной техники. Так для чего же вы брасывать столько лишних де нег, приносить ощутимый вред распылением, если внесение удобрений на земле, а не с воз духа, принесло бы больше поль зы? ' Разве можно назвать это хо зяйским подходом? Нет. Но начальство, видно, и не заинте ресовано в то.м, чтобы на зем ле были настоящие хозяева; по смотрите номер еженедельника «Аргументы и факты», где бы ли приведены итоги голосова ния депутатов России по воп росу передачи земли в частную собственность. Против этого голосовали все секретари об комов, горкомов и райкомов. Не хотят отдавать крестьянину зелглю партаппаратчики. Нынче за счет государственной земли живут они припеваючи, неогра ниченно пользуются всем, что есть в колхозах и совхозах. А если у земли будет хозяин, вряд ли станет он кормить «на хлебников» .мясом да медом. Трудно придется многим чи новникам, а трудностей они не хотят, вот и держатся дву мя рука.ми за бесхозяйствен ность. Если мы и дальше будем смотреть на грубые просчеты и недостатки сквозь пальцы, со всем скоро Россия наша станет вовсе нищей. Производить ста ли явно меньше, а растащилов- ка возросла. При все.м этом страдает лишь простой народ, объект разного рода экспери ментов и непродуманных начи наний. П. СЕЛИВЕРСТОВ. работник пожарной части. А заработки высокие Во многом согласна с мнени ем А. Н. Больных. Частично прав и редактор, погода, дей ствительно, помешала нормаль- но.му ходу уборки. Но это не значит, что именно на нее мож но сваливать все наши недора ботки. Ведь смогли же совхо зы «Астаповский» и «Хлебо роб» справиться с уборкой, не потеряли урожай. Ни один ого род частника не остался неуб- ранны.м. Разве для них по-ино му светило солнце? До сих пор помню сорок тре тий год. Погода была ничуть не лучше, только техника по хуже; несколько комбайнов «коммунар» и колесные трак торы ХТЗ, которые тащили комбайны. А на тракторах ра ботали 17— 18-летние девчон ки. Бывало, трактор забуксует, а комбайн прямо на него наез жает. Очень трудно . было. Но все равно урожай убирали до зернышка. Большинство работ делали вручную, но делали на совесть, потому что была дис циплина. Сегодня ответственность и у руководителей, и у специали стов притупилась. Зарплата у большинства из них до 500 рублей, вот и ждут, лишь бы день кончился. А в полях при частых дождях хлеба косят на свал, хотя зерно уже зрелое и вполне можно было бы убирать напрямую. Да и валки неделя ми лежат, пока прорастут, и их уже ничем не возьмешь. Если бы у специалистов сель ского хозяйства зарплата зави села от количества произведен ной и убранной продукции, по добного, наверное, не случи лось бы. В. КУЗНЕЦОВА. п. Лев Толстой. Виновных не найти Полностью согласен с пись мом А. Н. Больных, опублико- ванны.ч в газете -.Путь Ильи ча» за 10 января. Страшно по думать, до чего докатились; в .мирное время по карточкам пол^щаам грам.мы крупы, за которой иногда приходится сто ять в очередях, а хлеба оста- .тась в поле под снегом. При такой-то энергонасыщенности в районе! И отвечать, получа ется, некому. Если бы в дово енное время крестьяне не убра ли хлеб, все.м бы грозила го лодная смерть, а сейчас этим никого не испугать, тем более начальство. Все при хороших должностя.х и зарплатах, ездят на государственных машинах. Специалисты не несут никакой ответственности. Не могу согласиться с отве том редактора. Не плохая по года виновата, а отсутствие на стоящей дисциплины. Все пу щено на са.мотек, никто Ш 1 за что не отвечает, никто ни с ко го не спрашивает. Что нам ос тавшийся в поле хлеб — мы закишим его у дяди Сэма, Рань ше все валили на партию, на застойные времена, сейчас, по хоже, и валить не на кого. П. НАЙДЕНОВ. ветеран труда, ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz