Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» РАССКАЗЫ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАХ 31 января 1991 г, * № 13 (7288) * 2 Б Д И ТЕЛ Ь Н О СТ Ь Прошлогодняя рождествен­ ская ночь навсегда останется в памяти Юрия Николаевича Ку­ ликова. Такое кое у кого слу­ чается раз в жизни. ••■Пурга сопровождала поезд с самого отправления из Ельца. Сильный, порывистый ветер, повторяя каждую извилину же­ лезнодорожного пути, то с раз­ маху бил в лоб локомотива, то мощной волной накатывался сбоку на вагоны, точно силясь свалить их с рельсов. Прожек­ тор тепловоза еле пробивал впереди снежную круговерть. Ну точь-в-точь гоголевская ночь под Рождество. Такая бесовская погода даже днем усложняет работу локо­ мотивной бригады, а что каса­ ется ночи, то можно только предполагать, каково было ма­ шинисту Ю. Н. Куликову и его помощнику Н. Вертяеву. Когда позади остался разъезд Кол­ лективист, в мыслях Юрия Ни­ колаевича обнадеживающе про­ мелькнуло; «Ну, теперь, счи­ тай, дома». Сказывались часы изнури­ тельного напряжения, но он продолжал зорко всматриваться вперед, машинист был — весь внимание. И вдруг, когда поезд вписывался, как говорят локо­ мотивщики, в кривую пути, Юрий Николаевич! каким- 1 го, сверхзрением увидел по левой колее зияющий между стыка­ ми рельсов небольшой черный прогал. Определять, что, это. времени не было, Куликов сра­ зу же принял меры экстренно­ ного торможения. Пронзительно завизжали тормозные колодки, поезд хотя и резко сбавил ход, но до опасного места не оста­ новился. Уже после полной ос­ тановки .машинист и его помощ­ ник установили, что тот прогал проследовали тепловоз и два вагона и лишь первая колесная пара третьего вагона сошла с рельсов. Можно только представить себе, какая бы здесь произошла катастрофа с тяжеловесным со­ ставом, не заметь машинист во­ время грозящую беду, не пред­ прими ои самые э; 1 стренные меры. Все вагоны наверняка ушли бы под откос, а большой участок железнодорожного по­ лотна был бы основательно ис­ корежен. И участок Лев Тол­ стой — Елец был бы закрыт на продолжительное время, что тоже принесло бы значитель­ ный ущерб железной дороге. Вскоре к месту происшествия приехали заместитель началь­ ника локомотивного депо А. С. Антонов, руководители других служб железнодорожного узла. Ознакомившись на месте с об­ становкой, они по достоинству оценили, не побоимся громкого слова, подвиг машиниста Ю. Н. Куликова и искренне поблаго­ дарили его за принятые меры. Спустя немного времени, когда восстановительные работы шли к завершению, прибыл сюда и начальник отделения дороги Н. В. Бутко, О его оценке дей­ ствий машиниста убедительнее всего говорят слова, сказанные им Антонову: — Готовьте. Альберт Серге­ евич. представление к награж­ дению Куликова знаком «По­ четный железнодорожник». А через некоторое время эта награда засняла на груди Юрия Николаевича, Вот так высоко была отмечена бдительность Юрия Николаевича. Наверное, он один из самых молодых об­ ладателей этого престижного знака отличия на железнодо- рожно.м транспорте. Если верить в судьбу, то ' Юрию Николаевичу вроде бы на роду написаны вот такие эк­ стремальные ситуации. Бук­ вально за пять месяцев до это­ го случая, в самый День же­ лезнодорожника, он вел состав из того же Ельца, На перегоне Лу ТОШКИНО — Рождество заме­ тил разрыв накладок. Благо­ даря принятым экстренным ме­ рам неминуемая авария была тоже предотвращена. И это за каких-то неполных пять лет работы машинистом. -А. ведь не.мало тех, кто за всю долгую работу на локо.мотивах ни разу не оказывался в таких сложных переплетах. Е.му же за короткий срок пришлось ис­ пытать дважды. Случались у Ю. Н. Кулико­ ва «ЧП » и раньше. Но об этом ч^ть ниже. Хотя Ю. Н. 1;уликов и вы­ рос в нашем поселке, но тяги к профессии железнодорожни­ ка у него не появилось. Его больше манило своими руками давать готовую продукцию. Это н привело его в профтехучили. ще 27. которое готовило рабочих ведущих специальнос­ тей для Новолипецкого метал­ лургического комбината. С отличием окончив учили­ ще. получил право на внекон- ку^нсе поступление в полите­ хнический институт и успешно использовал его. Институтская учеба тоже шла успешно, но через два го­ да по действовавшему в то вре­ мя законодательству его приз­ вали в армию и направили в десантные войска. К слову ска­ зать. отец Юрия, Николай Ва­ сильевич, тоже был десантни­ ком. По душе пришлась ему ар­ мейская служба. Видимо, это уже природный задаток у че­ ловека; что бы ни поручали, где бы ни был, все делать на совесть, основательно и надеж­ но. Когда кончился срок дейс­ твительной службы. Ю. Н. Ку­ ликов поступил учиться в шко­ лу прапорщиков, по окончании которой был направлен в одну из десантных частей инструк­ тором по парашютному де-пу. С головой. как говорят, ушел он в полюбившееся ему дело. Не жалея ни сил, ни вре­ мени, ни знаний для обучения молодых солдат, готовил из них достойное пополнение де­ сантным войскам. Теперь Юрий Николаевич уже и сам не под­ считает, сколько прошло через его руки новобранцев. Но он-то, наверняка, остался у них в па­ мяти. Казалось, жизнь определилась, назшревался навсегда оставать­ ся в армии. Вот тогда, восемь с лишним лет назад, он впер­ вые и попал в чрезвычайное положеггае. Шли обычные учебные пры- нош. Вслед за солдатами прыг­ нул и ‘ сам инстр^жтор. Но с его парашютом что-то с.лучи- лось. Только высокое мастерс­ тво Ю. Н. Куликова. его хладнокровие, выдержка н уме­ ние найти выход в любой сло­ жной обстановке позволили из­ бежать трагического конца. Однако травмы он пол\шнл тяжелые. Долгие месяцы про­ лежал Б госпитале, перенес че­ тыре операции. О дальнейшей слу'жбе десантаико-м говорить уж не прн.холилось. Н вернулся Юрий Николае­ вич в рюдной поселок. Окончил курсы при цехе локомотивного депо, два года работал помощ­ ником машиниста тепловоза. Видя его прилежание к работе, исполнительность н добросо­ вестность. ружоводство цеха на­ правило его на годичные курсы машинистов. Вот таким сложным, крутк- ным путем пришел Ю. Н, Ку­ ликов на н;елезнодорожный транспорт. Своими примерны­ ми делами он прочно утвердил­ ся в коллективе локомотивщи. ков. Твердо осел он и в посел­ ке; имеет свой дом, у него хо­ рошая дружная се.мья, растут два сына.' с которыми он лю­ бит заниматься в свободное время. А что в жизни и по работе случаются неординарные ситу­ ации. так от этого шгеу'да не денешься. Надо только уметь находить правильный выход из них и смело преодолевать все сложные жизненные перипе­ тии И почетный железнодоро­ жник Ю. Н, Куликов именно так и поступает. С СЕСЛАВИНСКИЙ, Страны, континенты, горячие точки планеты-.. И хотя геогра­ фия, как школьный предмет, не изучает войны н социальные катаклизмы в мировом сооб­ ществе. но эти вопросы так или иначе возникают в процессе изучения географического по­ ложения той или иной страны. Учащиеся седьмого класса Лев-Толстовской средней шко­ лы живо интересуются сейчас конфликтом в Персидском за­ ливе. Где этот залив, где Ирак, захвативший Кувейт, какие страны ведут сейчас войну с Ираком? Все это в объемном виде можно рассмотреть на гло­ бусе, непременном спутнике школьников. На снимке; учительница гео­ графии Тамара Николаевна Власова ведет беседу с учащи­ мися 7 класса. Фото А. Гавриловой. Р езонанс Кому на руку бесхозяйственность к письму А. Н. Больных, опубликованному в газете «Путь Ильича» за 10 января' 1991 года, хочу добавить сле­ дующее. Наш район преиму­ щественно сельскохозяйствен­ ный. Однако непонятно, почему зачастую его возглавляют лю­ ди, не и.меющие сельскохозяй­ ственного образования. Не от’- сюда ли идут все беды? Пред­ ставьте, что бы получилось, ес­ ли бы уроки хилмии или физи­ ки в школе заставили вести зоотехника. Наоборот же слу­ чается очень часто. Какими ■мерка.ми руководствуются в об­ ласти, направляя в сельскохо­ зяйственный район руководи­ телей, не имеющих к сельско­ му хозяйству никакого отноше­ ния? Нахозяйничает такой ру­ ководитель. а потом «перебра­ сывают» его и, конечно, с повы- шение.м. Сколько их уже сме­ нилось в наше.м районе? А. И. Вольных спрашивает; где же были руководители во время уборки урожая? Может быть, на Вишенско.м пруду? В то время рыбхоз как раз отлав­ ливал там рыбу, а начальство любит находиться там, где можно че.м-то поживиться, где есть дефицитный товар. Ну по­ думаешь, что наносится вред природе действиями того же рыбхоза. О вреде никому ду­ мать не хочется. Главное — сиюминутная отдача. Те же самолеты над, полями. Сколько по этому поводу было разговоров! А они как лета­ ли, так и летают, хотя один час работы самолета сельхоз­ авиации стоит гораздо дороже наземной сельскохозяйственной техники. Так для чего же вы­ брасывать столько лишних де­ нег, приносить ощутимый вред распылением, если внесение удобрений на земле, а не с воз­ духа, принесло бы больше поль­ зы? ' Разве можно назвать это хо­ зяйским подходом? Нет. Но начальство, видно, и не заинте­ ресовано в то.м, чтобы на зем­ ле были настоящие хозяева; по­ смотрите номер еженедельника «Аргументы и факты», где бы­ ли приведены итоги голосова­ ния депутатов России по воп­ росу передачи земли в частную собственность. Против этого голосовали все секретари об­ комов, горкомов и райкомов. Не хотят отдавать крестьянину зелглю партаппаратчики. Нынче за счет государственной земли живут они припеваючи, неогра­ ниченно пользуются всем, что есть в колхозах и совхозах. А если у земли будет хозяин, вряд ли станет он кормить «на ­ хлебников» .мясом да медом. Трудно придется многим чи­ новникам, а трудностей они не хотят, вот и держатся дву­ мя рука.ми за бесхозяйствен­ ность. Если мы и дальше будем смотреть на грубые просчеты и недостатки сквозь пальцы, со­ всем скоро Россия наша станет вовсе нищей. Производить ста­ ли явно меньше, а растащилов- ка возросла. При все.м этом страдает лишь простой народ, объект разного рода экспери­ ментов и непродуманных начи­ наний. П. СЕЛИВЕРСТОВ. работник пожарной части. А заработки высокие Во многом согласна с мнени­ ем А. Н. Больных. Частично прав и редактор, погода, дей­ ствительно, помешала нормаль- но.му ходу уборки. Но это не значит, что именно на нее мож­ но сваливать все наши недора­ ботки. Ведь смогли же совхо­ зы «Астаповский» и «Хлебо­ роб» справиться с уборкой, не потеряли урожай. Ни один ого­ род частника не остался неуб- ранны.м. Разве для них по-ино­ му светило солнце? До сих пор помню сорок тре­ тий год. Погода была ничуть не лучше, только техника по­ хуже; несколько комбайнов «коммунар» и колесные трак­ торы ХТЗ, которые тащили комбайны. А на тракторах ра­ ботали 17— 18-летние девчон­ ки. Бывало, трактор забуксует, а комбайн прямо на него наез­ жает. Очень трудно . было. Но все равно урожай убирали до зернышка. Большинство работ делали вручную, но делали на совесть, потому что была дис­ циплина. Сегодня ответственность и у руководителей, и у специали­ стов притупилась. Зарплата у большинства из них до 500 рублей, вот и ждут, лишь бы день кончился. А в полях при частых дождях хлеба косят на свал, хотя зерно уже зрелое и вполне можно было бы убирать напрямую. Да и валки неделя­ ми лежат, пока прорастут, и их уже ничем не возьмешь. Если бы у специалистов сель­ ского хозяйства зарплата зави­ села от количества произведен­ ной и убранной продукции, по­ добного, наверное, не случи­ лось бы. В. КУЗНЕЦОВА. п. Лев Толстой. Виновных не найти Полностью согласен с пись­ мом А. Н. Больных, опублико- ванны.ч в газете -.Путь Ильи­ ча» за 10 января. Страшно по­ думать, до чего докатились; в .мирное время по карточкам пол^щаам грам.мы крупы, за которой иногда приходится сто­ ять в очередях, а хлеба оста- .тась в поле под снегом. При такой-то энергонасыщенности в районе! И отвечать, получа­ ется, некому. Если бы в дово­ енное время крестьяне не убра­ ли хлеб, все.м бы грозила го­ лодная смерть, а сейчас этим никого не испугать, тем более начальство. Все при хороших должностя.х и зарплатах, ездят на государственных машинах. Специалисты не несут никакой ответственности. Не могу согласиться с отве­ том редактора. Не плохая по­ года виновата, а отсутствие на­ стоящей дисциплины. Все пу­ щено на са.мотек, никто Ш 1 за что не отвечает, никто ни с ко­ го не спрашивает. Что нам ос­ тавшийся в поле хлеб — мы закишим его у дяди Сэма, Рань­ ше все валили на партию, на застойные времена, сейчас, по­ хоже, и валить не на кого. П. НАЙДЕНОВ. ветеран труда, ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz