Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ И Л Ь И Ч А » 19 ноября 1991 г. № 138 (7413) ПРИВАТИЗАЦИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Разгосударствление и приватизация всех видов собственнос­ ти это, пожалуй, сейчас тема, которая преобладает на га­ зетных страницах, в теле- и радиопередачах, да и в житейских разговорах. Во всем этом много еще неясностей для людей, в связи с чем возникает немало вопросов и проблем Недавно образован комитет по управлению муниципальной собственностью района. Исполняющим обязанности его пред­ седателя утвержден А. А. Залыгаев. Вот этот комитет в ос­ новном и будет заниматься приватизацией имущества, находя­ щегося в собственности района. Редакция газеты попросила Антона Антоновича хотя бы в общих чертах рассказать о зако­ нодательстве по приватизации и ее сути, как она будет орга­ низована на местах. Ниже публикуется статья А. А. З А Л Ы Г А Е В А . Хозяйство Российской Феде­ рации серьезно расстроено. Се­ годня все чаще высказывается мысль, что его не вывести из кризиса с по.\ющьн^ ко.манд, гос­ заказов и робких полумер. Од­ ним из эффективных рычагов в решении назревших экономи­ ческих пробле.м, насыщения рынка нродовольственны.ми и промышленны.ми товарами яв­ ляется приватизация, то есть создание здоровой с.ме 1 панной .эконо.мнки с .мощны.м частны.м •секторо.м. Возникает резонный вопрос, что же делается в вопросах при­ ватизации у нас в районе? Пер­ вым шагом в этом деле было то, что 30 сентября 1991 года нрезидиу.м районного Совета народных депутатов принял ре шеиие « О б образовании ко.ми- тета по управлению муниципаль­ ной собственностью района». Утверждено также временное положение ко.митета, в котором обусловлено, что ои разрабаты­ вает и осуществляет нрог))а.мму приватизации и.мущестка, иа.чо- дящегося в районной собствен­ ности. Комитет подотчетен и не­ сет ответственность за выпол­ нение возложенных на него за дач и функций перед исполког мом районного Совета народных депутатов н комптето.м по уп- 1 )авленик) государственным иму щеетвол! Липецкой области. 3 июня 1991 года Президент России Н. Н, Ельцин подписал Закон Р С Ф С Р «-.О ириватиза цип государственных и муни­ ципальных предприятий в РСФСР». Этот документ в 11 ))е- де.тяет все стороны деятельнос­ ти и нашего только что создан­ ного комитета. Как надо понимать термин разгослдарствлеине и П1)нвати- зация? Закон г.'ысмт, что раз- 10 сударств.тенме означает пре­ образование государственных предприятий в кол.лективные предприятия, акнионерные об­ щества. арендные предприятия, а также в другие предприятия, не находящиеся в государствен­ ной собственности. 111 )нватнзация государствен­ ных и муниципальных предпри­ ятий - приобретение граждана­ ми, акционерными обществами (товариществами) у государства I местных Сонеток народных депутатов в частную собствен­ ность ирелириятин. цехов, про­ изводств. участков, подра.зделе- ний этих предприятий, обору донания, зданий, сооружений, патентов и т.д. -- преследует цель повышения эффективности хозяйственной деятельности че­ рез интерес собственника и все- .мерного улучшения обслужива ния населения. Разгосударствление осущесг вляется н соответствии с Зако­ нами Р С Ф С Р « О собственнос­ ти», *(.! предприятии и предпрн нимательской деятельноетш . налогах с предприятий, обьеди- 1 Ш 1 1 НЙ и организаций». Основ­ ными направлениями стабилнза ции народного хозяйства и пе­ рехода к рыночной эконо.мике, Гражданским кодексом Р С Ф С Р и другими законодательными акта.ми. Эти документы направлены на преодоление .монополии госу дарственной собственности, обе­ спечение гражданам реальной возможности стать собственни­ ками средств I продуктов об­ щественного производства на основе многообразия форм соб­ ственности, а также на созда­ ние условий для свободной пред­ принимательской деятельности, формирования .эффективной, со циально ориентированной ры­ ночной экономики. Основны.ми принципа.ми раз- государствле 1 шя являются эко- но.мпческая заинтересованность трудовых коллективов н отде­ льных граждан, гласность, ш и ­ рокое участие общественности, соблюдение интересов .местных Советов и потребителей. Фор- .мы разгосударствления следую щие: аренда без права вык^ша; аренда предприятия с правом выкупа, выделение или обра- ■зование .малых предприятий; продажа государственных предприятий на конкурсной ос нове или па аукционе трудовым коллективам, кооперативам,гра ждана.м и другим К1ридическн.м лицам; приобретение Iвыкуп) имуще­ ства государственного предпри ятия членами трудового ко.тле- ктива: преобразование крупных пред приятии в акционерные общес­ тва с ограниченной ответствен­ ностью; преобразование государст венных предприятий в коопера тинные на основе аренды госу- да 1 )стврнного имущества с нос ледующи.м выкуио.м его коопе­ ративом; приватизация мелких иред- ирняшй торговли и обществен­ ного питания, бытового п ком­ мунального обслуживания, про­ дажа в собственность граждан объектов не.завершенного стро­ ительства, оборудования, мате­ риалов; передача (реализация) части земельного фонда во владение граждан и в их пользование (без права перепродажи); передача (выкуп, продажа! части жилищного фонда в соб­ ственность граждан: другие формы, не протнворе чаи 1 ие законодательству. Прежде че.м проводить раз­ государствление и приватизацию собственностн, необходимо онре делить, кто является собствен­ ником конкретного имущества, так как в соответствии со ста­ тьей 92 Гражданского кодекса Р С Ф С Р только собственник имеет право владения, пользо­ вания н распоряжения имуще­ ством. Приватизацию государствен­ ного нмущаства организует Го­ сударственный комитет Р С Ф С Р но управлению государствен­ ным и.муществом (Госкомиму­ щество РСФСР). Для проведе­ ния единой государственной по литнки приватизации Госком- -имуществв Р С Ф С Р разрабаты­ вает I представляет Совету Мн нистров России проект государ ственнон програ.ммы приватиза­ ции. ежегодные изменения и до полпенни к ней, а также ироек ты законов н других нор.матив- ных актов но приватизации, ор­ ганизует и контролирует реали зацию програм.мы и т.д. .Этот же комитет готовит пред ложеиия по разграничению го­ сударственной собственностн на со&твенность РСФСР, респуб­ лик в составе РСФСР, краев, областей, автономных округов н .муниципальную собствен­ ность районов. Решения раз­ граничении собственности при­ нимает Вер.ховный Совет РСФСР, Верховные Советы ре спублик в составе РСФСР, ме­ стные Советы народных депу­ татов в порядке, предусмотрен­ ном законодательством Р С Ф С Р н республик в составе РСФСР. При отсутствии решения (евп детельства). удостоверяющего право собственностн республики в составе РСФСР, края, обла­ сти, района на объекты прива­ тизации, они приватизируются Госко.чнмущество.м как собст­ венность р (Ь ф с р . Приватизация имущества, на ходящегося в собственности рай она, организуется соответству­ ющи м комптето.м по управле­ нию имущество.м. Для проведе­ ния такой работы комитет при ннмает решение о приватизации этих предприятий, осуществля­ ет преобразования их организа­ ционно-правовой формы и пере­ дает свидетельства о собствен­ ности на них для продажи. По решению соответствующих (2ове тов народных депутатов указан ные объекты приватизации .мо­ гут быть переданы Российскому фонду федерального и.мущества. Решения указанных ко.эщте- тов, принятые в отношении пред- пршятий, находящихся в их соб­ ственности, являются обязате- льны.ми. По поручению Госком имущества Р С Ф С Р комитеты вправе прюводить приватизацию предприятий, находящихся в собственностн РС<^Р, края, области, района или входящих в них адлшнистративно-терри- торнальных образований. Существует множество иодхо дов к осуществлению разгосу дарствления и приватизации, ко торые .можно [разделить на три группы. Сторонники первого ме­ тода предлагают безвозмездно передать государственные пред­ приятия, учреждения, организа­ ции трудовы.м коллекгнва.м -Ав торы второго реко.мендуют на­ делить собственностью каждо­ го члена общества. Ра.шювнд- ность .этого подхода — наделе­ ние населения акциями холднн гоя — то есть тех, которые уже являются держателями ак цнй разгосударствляемых пред приятий. И. наконец, третий .метод, принятый я качестве ба .зового ко всех программах пе­ рехода к рынку, предус.матрн- вает продажу государственной собственности. По сраннительному .эксперт­ ному анали.зу методов привати­ зации, проведенному ведущим спецпа.тистом сводного отдела Госкомиссни но эконо.мической реформе Татьяной Поповой, вы­ явлено. что наиболее полной реализации поставленных целей можно достичь при осуществле нни платной системы привати зацин. Его основные формы, как уже было сказано выше, — преобразование государственных предприятий в акционерные об щестыа и общества с ограничен нон ответственностью, а также сдача их в аренду с правом вы­ купа. Приватизацию можно осуще­ ствить путем реали.зации юрндн ческнм лицам п гражданам ак ций прюобразованных государ­ ственных предприятий, прода­ жи паев, выкупа арендного иму щества. а также средств произ водства трудовыми коллектива- ■ми, продажи их юридически.м лицам и гражданам, фюрыиро- вания пая в и.муществе госпред приятия в юие передачи части прибыли в собственность членов трудового коллектива. При выборе (формы привати­ зации предпочтение след^’ет от­ дать той. применение которой в каждо.м конкретном случае поз­ волит обеспечить полную имуще ственную ответственнсють но­ вых владельцев. Для .мелких предприятий разгосударствление может сразу начинаться с при­ ватизации. Для крупных и арен дных этому процессу, как пра вило, должно предшествовать преобразование в акционерные общества (общества с ограни­ ченной ответственностью) пли перевод нх на аренду с правом выкупа. Этот .этап можно прой­ ти в относительно сжатые сроки Следует отметить, что статья 3 Закона -Об основных нача­ лах разгосударствления и при­ ватизации предприятий' обусло вила и принципы разгосударст вления н приватизации,которые предусматривают: преимущественное право тру дового коллектива, предприятия на выбор фор.мы и определения порядка разгосударствления и приватизации; обеспечение социальной защи­ щенности всех граждан в уело ВИЯХ разгосударствления и ' при ватизации; сочетание возмездного и без- воз.мездного .характера переда­ чи собственностн при разгосу­ дарствлении и приватизации; гласность, государственный и общественный контроль за ор­ ганизацией и реализацией ме­ роприятий по разгосударствле­ нию и приватизации; соблюдение анти.мопопольных требований. Статья 5 - я этого же .Закона определяет и субъектов, приоб­ ретающих собственность. И.ми могут быть: члены трудового коллектива предприятий, дру­ гие граждане, юридические ли ца, ннсютраниые юридические лица и граждане. ■Закон предус-матрнвает иреи- .мущественное право членам трудового коллектива, включая пенсионеров, ранее работавших на это.м предприятии, на приоб ретение акций (паев) этого предприятия по отношению к други.м субъекта.м, а граждане н группы граждан СССР име­ ют преи.мущество по сравненна с юридическими лнца.мн и ино странными покупателями. Инициатива в проведении раз гсюударствления или приватиза цип госпредприятий .может ис­ ходить от трудового коллектива предприятия, структурных еди ниц об-ьедпнения. а также кол лектинов трудящихся филиалов и других структурных подраз делений предприятия (решение принимается болынинствох! го­ лосов членов трудового колле ктива), от совета предприятия, фонда гос.ударственного ихп’ще ства, иных органон государст­ венной власти и управления, а также других юридических лип и граждан. Для органп.зацин |хабот по разгосударствлению и приватп защш предприятий н органнза ций соответствующим комнте- та.м по управлению и.мущест­ вом создается ко.миссия. В сею тав ее реко.мендуется включать представителен фонда Государ ственного имущества, ад.мнннс трации, трудового коллектива, профсоюзной организации н))сд приятия, финансового органа, банка, .местных органов власти и других специалистов. Иерсо нальный состав комиссии утвер ждается фондом Государствен­ ного и.мущества и является по стоянны.м на весь период (хазго сударствления и приватизации данного предприятия. Комиссия .может формиро­ вать группы экспертов, привле кать консультационные и дру­ гие организации с соответству ющей оплатой. Совместно с ад .чинистрацией предприятия она готовит по установленной сро)) ме необходи.мую информацию с преобразх'е.мом предприятии длг тех, кто участвует в разгосу­ дарствлении или приватизации, а также для общественности. Оценка стон.мости и.мущества преобразуемого госпредприятия производится, исходя из нали­ чия и (фактического его состоя ния, устанавливаемых но 1 >езу льтатам инвентаризации, реаль но складывающи.чся цен. а так­ же других факторов, оказыва­ ющих влияние на оценочнук стон.мость. Несколько ( ЛОВ об источниках средств для выкупа имущества предприятия. Для приобретения государственных н муннципаль ных предприятий используются личные сбережения граждан, и.ченные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, а также за емные средства. Порядок без- воз.чездной перюдачи граждана.м 1 ’осударственной и муннципаль ной собственностн устанавлива­ ется Законом Р С Ф С Р <-0б имен ных приватазацнонных счетах я вкладах». Средства из фондов эконо.мического стимулирования могут быть использованы тру­ довыми коллекгииа.ми в поряд­ ке п размерах, установленных программой приватн.зации. Члены трудового коллектива госпредприятия. подлен.ащегг приватизации, .могут осуществ лять выкуп его за счет следу ющих источников: кредитов банка н других за­ емных средств: личных средств, включая спе цнальные платежные средства; иных средств, не являющихся государственной собственностью Нсточника.мн средств для вы купа имущества госпредприятий .могут служить средства иност­ ранных инвесторов, N Оплата стон.мости преобразу- е.мых предприятий .может про­ изводиться единовременно и в рассрочку. Раз.мер первоначаль ного взноса при продаже в рас срочку предприятия не может быть .меньше 30 процентов егс стоимости, а продолжитель­ ность ее не .может превышать трех лет. Необходимо сказать и о тех гарантиях для работников, ко­ торые предусматривает Закон в условиях разгосударствления и приватизации. Предприятия, приобретенные покупателями пс конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обя зательствам, вытекающим из трудовых отношений, определен ных действовавшими до прива тизации коллективными догов» ра.мн. Не позднее шести .месяцев с мо.мента оформления покупате ле.м прав собственности на при ватизированное государственное или .муниципальное предприятие при преобразовании его в акци­ онерное общество (товарищест во) его руководитель обязан за ключить коллективный догово)» с трудовым коллективо.м, если последним будет принято такое решение. Приобретение актпвоя ликвидированного предприятия не влечет для покупателя ника­ ких обязат(>льсте, связанных с )занее существовавшн.мн па дай НО.М 11р(*Д11рИЯТНИ ТруДОВЫ.МН ОТ ношениями. Высвобождае.мы.м работника.!' гарантируются права, иредусм» Т)№нные : 1 ако 110 дательство.м д; 1 я работников ирм реорганизации предприятия. Трудоустройста» высвобождае.мых работников и другие социальные гарантии обеспечиваются в соответствии с закпиодательство.м Р С Ф С Р п республик о труде н занятости. Слов нет, разгосударствление и приватизация предприятий и организаций неминуе.мо повле чет за со(5ой высвобо-.к-денне ра бочнх и служащих. П .это виол не понятно. Что греха таить, сейчас нередко можно наблю дать такую картину, когда на како.м-нибудь рабочем .месте трудятся два, а то и три чело века, где вполне .может упра влиться один. А разве редкость, когда всевозможные конторы переполнены разного рода -шпе ца.ми», которые имеют к данно му производству далеко не пря .мое отношение. Разумеется, частный или коллективный вла .(елец предприятия не потерпит такой бесхозяйственности. Вот для таких высвобождающихся работников и предусматривают­ ся .меры социальной защиты. Сегодня надо прямо сказать, что разгосударствление и при ватизацня дело новое. От личается оно еще и те.м, что до сих пор мы не имеем для работы основных нормативных и методических документов и материалов. В одной статье подробно в доходчиво рассказать о всех ш» ансах этой работы, конечно, не воз.можно. Ду.маю, что эту пр» бле.му .мы будем регулярно ос­ вещать в газете и инфор.миро- вать читателей района о пре водимых в жизнь мероприяти­ ях в это.м направлении, А. З А Л Ы Г А Е В , и. о. председателя комитета по управлению муниципальной собственностью района. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz