Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ И Л Ь И Ч А » 19 ноября 1991 г. № 138 (7413) ПРИВАТИЗАЦИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Разгосударствление и приватизация всех видов собственнос ти это, пожалуй, сейчас тема, которая преобладает на га зетных страницах, в теле- и радиопередачах, да и в житейских разговорах. Во всем этом много еще неясностей для людей, в связи с чем возникает немало вопросов и проблем Недавно образован комитет по управлению муниципальной собственностью района. Исполняющим обязанности его пред седателя утвержден А. А. Залыгаев. Вот этот комитет в ос новном и будет заниматься приватизацией имущества, находя щегося в собственности района. Редакция газеты попросила Антона Антоновича хотя бы в общих чертах рассказать о зако нодательстве по приватизации и ее сути, как она будет орга низована на местах. Ниже публикуется статья А. А. З А Л Ы Г А Е В А . Хозяйство Российской Феде рации серьезно расстроено. Се годня все чаще высказывается мысль, что его не вывести из кризиса с по.\ющьн^ ко.манд, гос заказов и робких полумер. Од ним из эффективных рычагов в решении назревших экономи ческих пробле.м, насыщения рынка нродовольственны.ми и промышленны.ми товарами яв ляется приватизация, то есть создание здоровой с.ме 1 панной .эконо.мнки с .мощны.м частны.м •секторо.м. Возникает резонный вопрос, что же делается в вопросах при ватизации у нас в районе? Пер вым шагом в этом деле было то, что 30 сентября 1991 года нрезидиу.м районного Совета народных депутатов принял ре шеиие « О б образовании ко.ми- тета по управлению муниципаль ной собственностью района». Утверждено также временное положение ко.митета, в котором обусловлено, что ои разрабаты вает и осуществляет нрог))а.мму приватизации и.мущестка, иа.чо- дящегося в районной собствен ности. Комитет подотчетен и не сет ответственность за выпол нение возложенных на него за дач и функций перед исполког мом районного Совета народных депутатов н комптето.м по уп- 1 )авленик) государственным иму щеетвол! Липецкой области. 3 июня 1991 года Президент России Н. Н, Ельцин подписал Закон Р С Ф С Р «-.О ириватиза цип государственных и муни ципальных предприятий в РСФСР». Этот документ в 11 ))е- де.тяет все стороны деятельнос ти и нашего только что создан ного комитета. Как надо понимать термин разгослдарствлеине и П1)нвати- зация? Закон г.'ысмт, что раз- 10 сударств.тенме означает пре образование государственных предприятий в кол.лективные предприятия, акнионерные об щества. арендные предприятия, а также в другие предприятия, не находящиеся в государствен ной собственности. 111 )нватнзация государствен ных и муниципальных предпри ятий - приобретение граждана ми, акционерными обществами (товариществами) у государства I местных Сонеток народных депутатов в частную собствен ность ирелириятин. цехов, про изводств. участков, подра.зделе- ний этих предприятий, обору донания, зданий, сооружений, патентов и т.д. -- преследует цель повышения эффективности хозяйственной деятельности че рез интерес собственника и все- .мерного улучшения обслужива ния населения. Разгосударствление осущесг вляется н соответствии с Зако нами Р С Ф С Р « О собственнос ти», *(.! предприятии и предпрн нимательской деятельноетш . налогах с предприятий, обьеди- 1 Ш 1 1 НЙ и организаций». Основ ными направлениями стабилнза ции народного хозяйства и пе рехода к рыночной эконо.мике, Гражданским кодексом Р С Ф С Р и другими законодательными акта.ми. Эти документы направлены на преодоление .монополии госу дарственной собственности, обе спечение гражданам реальной возможности стать собственни ками средств I продуктов об щественного производства на основе многообразия форм соб ственности, а также на созда ние условий для свободной пред принимательской деятельности, формирования .эффективной, со циально ориентированной ры ночной экономики. Основны.ми принципа.ми раз- государствле 1 шя являются эко- но.мпческая заинтересованность трудовых коллективов н отде льных граждан, гласность, ш и рокое участие общественности, соблюдение интересов .местных Советов и потребителей. Фор- .мы разгосударствления следую щие: аренда без права вык^ша; аренда предприятия с правом выкупа, выделение или обра- ■зование .малых предприятий; продажа государственных предприятий на конкурсной ос нове или па аукционе трудовым коллективам, кооперативам,гра ждана.м и другим К1ридическн.м лицам; приобретение Iвыкуп) имуще ства государственного предпри ятия членами трудового ко.тле- ктива: преобразование крупных пред приятии в акционерные общес тва с ограниченной ответствен ностью; преобразование государст венных предприятий в коопера тинные на основе аренды госу- да 1 )стврнного имущества с нос ледующи.м выкуио.м его коопе ративом; приватизация мелких иред- ирняшй торговли и обществен ного питания, бытового п ком мунального обслуживания, про дажа в собственность граждан объектов не.завершенного стро ительства, оборудования, мате риалов; передача (реализация) части земельного фонда во владение граждан и в их пользование (без права перепродажи); передача (выкуп, продажа! части жилищного фонда в соб ственность граждан: другие формы, не протнворе чаи 1 ие законодательству. Прежде че.м проводить раз государствление и приватизацию собственностн, необходимо онре делить, кто является собствен ником конкретного имущества, так как в соответствии со ста тьей 92 Гражданского кодекса Р С Ф С Р только собственник имеет право владения, пользо вания н распоряжения имуще ством. Приватизацию государствен ного нмущаства организует Го сударственный комитет Р С Ф С Р но управлению государствен ным и.муществом (Госкомиму щество РСФСР). Для проведе ния единой государственной по литнки приватизации Госком- -имуществв Р С Ф С Р разрабаты вает I представляет Совету Мн нистров России проект государ ственнон програ.ммы приватиза ции. ежегодные изменения и до полпенни к ней, а также ироек ты законов н других нор.матив- ных актов но приватизации, ор ганизует и контролирует реали зацию програм.мы и т.д. .Этот же комитет готовит пред ложеиия по разграничению го сударственной собственностн на со&твенность РСФСР, респуб лик в составе РСФСР, краев, областей, автономных округов н .муниципальную собствен ность районов. Решения раз граничении собственности при нимает Вер.ховный Совет РСФСР, Верховные Советы ре спублик в составе РСФСР, ме стные Советы народных депу татов в порядке, предусмотрен ном законодательством Р С Ф С Р н республик в составе РСФСР. При отсутствии решения (евп детельства). удостоверяющего право собственностн республики в составе РСФСР, края, обла сти, района на объекты прива тизации, они приватизируются Госко.чнмущество.м как собст венность р (Ь ф с р . Приватизация имущества, на ходящегося в собственности рай она, организуется соответству ющи м комптето.м по управле нию имущество.м. Для проведе ния такой работы комитет при ннмает решение о приватизации этих предприятий, осуществля ет преобразования их организа ционно-правовой формы и пере дает свидетельства о собствен ности на них для продажи. По решению соответствующих (2ове тов народных депутатов указан ные объекты приватизации .мо гут быть переданы Российскому фонду федерального и.мущества. Решения указанных ко.эщте- тов, принятые в отношении пред- пршятий, находящихся в их соб ственности, являются обязате- льны.ми. По поручению Госком имущества Р С Ф С Р комитеты вправе прюводить приватизацию предприятий, находящихся в собственностн РС<^Р, края, области, района или входящих в них адлшнистративно-терри- торнальных образований. Существует множество иодхо дов к осуществлению разгосу дарствления и приватизации, ко торые .можно [разделить на три группы. Сторонники первого ме тода предлагают безвозмездно передать государственные пред приятия, учреждения, организа ции трудовы.м коллекгнва.м -Ав торы второго реко.мендуют на делить собственностью каждо го члена общества. Ра.шювнд- ность .этого подхода — наделе ние населения акциями холднн гоя — то есть тех, которые уже являются держателями ак цнй разгосударствляемых пред приятий. И. наконец, третий .метод, принятый я качестве ба .зового ко всех программах пе рехода к рынку, предус.матрн- вает продажу государственной собственности. По сраннительному .эксперт ному анали.зу методов привати зации, проведенному ведущим спецпа.тистом сводного отдела Госкомиссни но эконо.мической реформе Татьяной Поповой, вы явлено. что наиболее полной реализации поставленных целей можно достичь при осуществле нни платной системы привати зацин. Его основные формы, как уже было сказано выше, — преобразование государственных предприятий в акционерные об щестыа и общества с ограничен нон ответственностью, а также сдача их в аренду с правом вы купа. Приватизацию можно осуще ствить путем реали.зации юрндн ческнм лицам п гражданам ак ций прюобразованных государ ственных предприятий, прода жи паев, выкупа арендного иму щества. а также средств произ водства трудовыми коллектива- ■ми, продажи их юридически.м лицам и гражданам, фюрыиро- вания пая в и.муществе госпред приятия в юие передачи части прибыли в собственность членов трудового коллектива. При выборе (формы привати зации предпочтение след^’ет от дать той. применение которой в каждо.м конкретном случае поз волит обеспечить полную имуще ственную ответственнсють но вых владельцев. Для .мелких предприятий разгосударствление может сразу начинаться с при ватизации. Для крупных и арен дных этому процессу, как пра вило, должно предшествовать преобразование в акционерные общества (общества с ограни ченной ответственностью) пли перевод нх на аренду с правом выкупа. Этот .этап можно прой ти в относительно сжатые сроки Следует отметить, что статья 3 Закона -Об основных нача лах разгосударствления и при ватизации предприятий' обусло вила и принципы разгосударст вления н приватизации,которые предусматривают: преимущественное право тру дового коллектива, предприятия на выбор фор.мы и определения порядка разгосударствления и приватизации; обеспечение социальной защи щенности всех граждан в уело ВИЯХ разгосударствления и ' при ватизации; сочетание возмездного и без- воз.мездного .характера переда чи собственностн при разгосу дарствлении и приватизации; гласность, государственный и общественный контроль за ор ганизацией и реализацией ме роприятий по разгосударствле нию и приватизации; соблюдение анти.мопопольных требований. Статья 5 - я этого же .Закона определяет и субъектов, приоб ретающих собственность. И.ми могут быть: члены трудового коллектива предприятий, дру гие граждане, юридические ли ца, ннсютраниые юридические лица и граждане. ■Закон предус-матрнвает иреи- .мущественное право членам трудового коллектива, включая пенсионеров, ранее работавших на это.м предприятии, на приоб ретение акций (паев) этого предприятия по отношению к други.м субъекта.м, а граждане н группы граждан СССР име ют преи.мущество по сравненна с юридическими лнца.мн и ино странными покупателями. Инициатива в проведении раз гсюударствления или приватиза цип госпредприятий .может ис ходить от трудового коллектива предприятия, структурных еди ниц об-ьедпнения. а также кол лектинов трудящихся филиалов и других структурных подраз делений предприятия (решение принимается болынинствох! го лосов членов трудового колле ктива), от совета предприятия, фонда гос.ударственного ихп’ще ства, иных органон государст венной власти и управления, а также других юридических лип и граждан. Для органп.зацин |хабот по разгосударствлению и приватп защш предприятий н органнза ций соответствующим комнте- та.м по управлению и.мущест вом создается ко.миссия. В сею тав ее реко.мендуется включать представителен фонда Государ ственного имущества, ад.мнннс трации, трудового коллектива, профсоюзной организации н))сд приятия, финансового органа, банка, .местных органов власти и других специалистов. Иерсо нальный состав комиссии утвер ждается фондом Государствен ного и.мущества и является по стоянны.м на весь период (хазго сударствления и приватизации данного предприятия. Комиссия .может формиро вать группы экспертов, привле кать консультационные и дру гие организации с соответству ющей оплатой. Совместно с ад .чинистрацией предприятия она готовит по установленной сро)) ме необходи.мую информацию с преобразх'е.мом предприятии длг тех, кто участвует в разгосу дарствлении или приватизации, а также для общественности. Оценка стон.мости и.мущества преобразуемого госпредприятия производится, исходя из нали чия и (фактического его состоя ния, устанавливаемых но 1 >езу льтатам инвентаризации, реаль но складывающи.чся цен. а так же других факторов, оказыва ющих влияние на оценочнук стон.мость. Несколько ( ЛОВ об источниках средств для выкупа имущества предприятия. Для приобретения государственных н муннципаль ных предприятий используются личные сбережения граждан, и.ченные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, а также за емные средства. Порядок без- воз.чездной перюдачи граждана.м 1 ’осударственной и муннципаль ной собственностн устанавлива ется Законом Р С Ф С Р <-0б имен ных приватазацнонных счетах я вкладах». Средства из фондов эконо.мического стимулирования могут быть использованы тру довыми коллекгииа.ми в поряд ке п размерах, установленных программой приватн.зации. Члены трудового коллектива госпредприятия. подлен.ащегг приватизации, .могут осуществ лять выкуп его за счет следу ющих источников: кредитов банка н других за емных средств: личных средств, включая спе цнальные платежные средства; иных средств, не являющихся государственной собственностью Нсточника.мн средств для вы купа имущества госпредприятий .могут служить средства иност ранных инвесторов, N Оплата стон.мости преобразу- е.мых предприятий .может про изводиться единовременно и в рассрочку. Раз.мер первоначаль ного взноса при продаже в рас срочку предприятия не может быть .меньше 30 процентов егс стоимости, а продолжитель ность ее не .может превышать трех лет. Необходимо сказать и о тех гарантиях для работников, ко торые предусматривает Закон в условиях разгосударствления и приватизации. Предприятия, приобретенные покупателями пс конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обя зательствам, вытекающим из трудовых отношений, определен ных действовавшими до прива тизации коллективными догов» ра.мн. Не позднее шести .месяцев с мо.мента оформления покупате ле.м прав собственности на при ватизированное государственное или .муниципальное предприятие при преобразовании его в акци онерное общество (товарищест во) его руководитель обязан за ключить коллективный догово)» с трудовым коллективо.м, если последним будет принято такое решение. Приобретение актпвоя ликвидированного предприятия не влечет для покупателя ника ких обязат(>льсте, связанных с )занее существовавшн.мн па дай НО.М 11р(*Д11рИЯТНИ ТруДОВЫ.МН ОТ ношениями. Высвобождае.мы.м работника.!' гарантируются права, иредусм» Т)№нные : 1 ако 110 дательство.м д; 1 я работников ирм реорганизации предприятия. Трудоустройста» высвобождае.мых работников и другие социальные гарантии обеспечиваются в соответствии с закпиодательство.м Р С Ф С Р п республик о труде н занятости. Слов нет, разгосударствление и приватизация предприятий и организаций неминуе.мо повле чет за со(5ой высвобо-.к-денне ра бочнх и служащих. П .это виол не понятно. Что греха таить, сейчас нередко можно наблю дать такую картину, когда на како.м-нибудь рабочем .месте трудятся два, а то и три чело века, где вполне .может упра влиться один. А разве редкость, когда всевозможные конторы переполнены разного рода -шпе ца.ми», которые имеют к данно му производству далеко не пря .мое отношение. Разумеется, частный или коллективный вла .(елец предприятия не потерпит такой бесхозяйственности. Вот для таких высвобождающихся работников и предусматривают ся .меры социальной защиты. Сегодня надо прямо сказать, что разгосударствление и при ватизацня дело новое. От личается оно еще и те.м, что до сих пор мы не имеем для работы основных нормативных и методических документов и материалов. В одной статье подробно в доходчиво рассказать о всех ш» ансах этой работы, конечно, не воз.можно. Ду.маю, что эту пр» бле.му .мы будем регулярно ос вещать в газете и инфор.миро- вать читателей района о пре водимых в жизнь мероприяти ях в это.м направлении, А. З А Л Ы Г А Е В , и. о. председателя комитета по управлению муниципальной собственностью района. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz